Организация работы по валеологическому просвещению родителей и детей Воспитатель Кочкина Светлана Александровна МДОУ детский сад 11 Г Валуйки. — презентация


Обучение здоровью — валеологическое просвещение

Обучение здоровью входит в одну из задач «Первоочередных направлений научных исследований, способствующих здоровью для всех» (ВОЗ, 1989). Педагогическая валеология — это новая область научных знаний, зарождающаяся на стыке общей педагогики и валеологии, несущая здоровье, предопределяющая принципы и пути достижения телесного, душевного и социального благополучия, увеличения резервных возможностей. Образовательные учреждения всех уровней призваны реализовывать педагогическое направление валеологии, формируя у субъектов образовательного процесса культуру здоровья, что обеспечит позитивные изменения в здоровье населения в будущем.

Актуальными являются разработка и внедрение комплексной программы валеологического обеспечения дошкольного образования, включающей как задачи по профилактике заболевания детей, развитию их физических и психических резервов, так и задачи по формированию стереотипов здорового образа жизни, а также обучение родителей валеологическим методам анализа и коррекции здоровья детей.

По мнению многих Российских ученых, современная образовательная система направлена не на сохранение и улучшение здоровья учащегося и учителя, а на его ухудшение. По статистике 80-85 % детей школьного возраста имеют плохое здоровье, более половины студентов вузов нуждаются в лечении, более 85 % учителей имеют хронические заболевания. Профессиональная деятельность педагога не способствует сохранению его здоровья — среди педагогов со стажем практически нет здоровых. За период обучения число здоровых детей уменьшается. Причинами такого положения, по официальным данным, являются факторы внутришкольной среды: переполнение классов, несоответствие мебели гигиеническим нормам, загрязнение воздуха в школьных помещениях, совместное обучение детей с разным уровнем подготовки, авторитарный стиль работы учителя, перегруженность учебных программ, неблагополучие психологического климата школьных коллективов. Низкий уровень здоровья выпускников школы негативно сказывается на производственном потенциале и обороноспособности страны.

По мнению отечественных валеологов, педагогическая валеология должна обеспечить формирование валеологической грамотности, валеологический подход к учебному процессу, оздоровительную работу в учебное и внеучебное время.

Внедрение педагогической валеологии предусматривает два направления: проведение уроков здоровья, начиная с первого класса, и валеологизацию всей системы образования. Последнее предполагает, что каждый урок и любое школьное мероприятие должно содержать оздоровительный эффект, препятствовать развитию переутомления, не ухудшать здоровье, а способствовать его развитию. Это может быть достигнуто решением проблемы школьного питания, оптимизацией двигательного режима, закаливанием, проведением полноценных уроков физкультуры, соблюдением гигиенических требований. Эффективность образовательного процесса в значительной степени зависит от выполнения перечисленных компонентов школьного режима (Казин, 1999).

Формирование здоровья детей педагогическими средствами должно зависеть не только от усилий педагога валеолога, но и от участия воспитателей, учителей всех специальностей, всего педагогического коллектива не только школ, дошкольных учреждений, но и учреждений дополнительного образования. Совершенствование учебных режимов и педагогических технологий силами только валеологов невозможно, если валеологическая культура всего педагогического коллектива недостаточна. Под валеологической культурой личности В. В. Колбанов понимает не только валеологическую осведомленность, но и динамический стереотип поведения, выработанный на основе истинных потребностей, способствующих здоровому образу жизни и определяющий бережное отношение к здоровью окружающих. Одной из трудностей внедрения валеологической парадигмы является требование валеоподготовленности педагогов всех специальностей.

В конце 90-х годов в России было открыто новое научное направление и специальность «Валеология», разработан образовательный стандарт для подготовки специалистов-валеологов. Государственная система образования по этой специальности должна быть направлена на подготовку специалистов, знающих функциональные возможности организма здорового человека на всех возрастных этапах, способных своевременно и эффективно определять отклонения от возрастных нормативов и реально обеспечивать индивидуальную коррекцию состояния человека и его развития. Профессиональная деятельность такого специалиста должна обеспечиваться междисциплинарными фундаментальными знаниями по биологии человека и практической подготовкой, обеспечивающей определение уровня здоровья и проведение коррекции в случае функциональных нарушений. Обсуждался вопрос об открытии специальности «Валеология» для присуждения кандидатских и докторских ученых степеней. К сожалению, не только не была введена новая специальность ВАК, но и прекращена подготовка специалистов с высшим валеологическим образованием. Несмотря на то, что валеология в настоящее время в Российской Федерации не имеет указанных официальных форм признания, многие известные ученые в ведущих Российских научных центрах активно работают над проблемами формирования, развития, сохранения и укрепления здоровья человека на всех возрастных этапах.

Значительных успехов в решении вопросов ва — леологического образования добились в ряде регионов РФ: Санкт-Петербурге, Кемеровской области, Ростовской области, Новосибирской области, Туле, Липецке, Красноярске и др. Назрела необходимость формирования валеологической службы не только в каждом образовательном учреждении, но и в целом в муниципальных, региональных и федеральной системах образования. Потребность в создании такой службы подтверждается тем, что несмотря на многочисленные методические, организационные, финансовые затруднения, она в различных регионах вводится в учебных заведениях всех типов и уровней.

Активная работа ученых разных специальностей по внедрению здоровьесберегающих форм обучения и методик обучения здоровью была продемонстрирована на I Всероссийской научно-практической конференции «Функциональное состояние и здоровье человека», которая состоялась в Ростовском государственном университете в сентябре 2006 г.

Практика внедрения здоровьесберегающих технологий в систему образования Кемеровской области убедительно свидетельствует о необходимости создания в каждом муниципальном образовании целостной территориальной программы, которая ориентировала бы каждый район, город и каждое образовательное учреждение на решение (реализацию) формирования целостной здоровьесберегающей среды и социально-педагогического пространства в рамках трех основных проблем: создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях; организация и проведение межведомственных мероприятий по охране и укреплению здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса; обеспечение непрерывного образования педагогов и учащихся по вопросам формирования, сохранения, укрепления и развития физического, психического и социального здоровья.

Стратегической целью предлагаемых программ является повышение качества образования при сохранении и развитии физического, психического и социального здоровья детей и подростков учреждений образования за счет осуществления индивидуально ориентированной психолого-педагогической, социальной и медицинской помощи обучающимся, воспитанникам, психолого-физиологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса с целью решения проблем школьной и социальной адаптации и дезадаптации, научного обоснования выбора индивидуальных педагогических программ и профиля обучения.

В Красноярском государственном техническом университете создан валеологический центр, директором которого является профессор О. Н. Мос — ковченко, разработаны программы, включающие комплекс диагностирующих и профилактических мероприятий, повышающих интенсивность реализации валеологического направления в повышении жизнедеятельности человека. Опыт успешной работы валеоцентра уже распространен на другие вузы города. Показано, что внедрение здоровьесберегающих технологий в учебную деятельности позволяет повысить интерес студентов и развить потребность в самообразовании. Обмен авторскими образовательными программами специалистов разных вузов в смежных областях знаний существенно расширяет диапазон валеологического образования и способствует более быстрому внедрению новых образовательных технологий, направленных на эффективность учебного процесса при решении задач теоретического и практического характера. Цель здоровьесберегающих технологий: развитие устойчивой мотивации к саморазвитию, самореализации, самосовершенствованию. Сформулированная цель определяет базис культуры здоровья как многопланового понятия целостной системы, компонентами которой являются не только физический потенциал человека, но и его духовное и нравственное здоровье — как социально-значимые качества личности. (Московченко, Фуряева. Красноярск).

Создан Центр Здоровья Тульского государственного университета. Разработано авторское оборудование для проведения мониторинга здоровья студентов. По результатам обследования в режиме реального времени формируется заключение, в котором указана группа функционального состояния, по Р. М. Баевскому, результаты и оценка выполненных тестов (в том числе в динамике), риски отклонения функциональных систем и подробная индивидуальная программа реабилитации. Программу реабилитации также можно пройти в Центре Здоровья.

В Центре медицинской профилактики «Истоки здоровья» в Рязани разработан и успешно применяется аппаратно-программный комплекс «Истоки здоровья» для оценки, прогноза и коррекции функциональных резервов здоровья (резервов адаптации) участников образовательной и трудовой деятельности, для создания и использования «Паспорта здоровья» человека.

В Томском государственном университете создан Автоматизированный комплекс для оценки функциональных резервов человека и ведения «паспорта здоровья». Комплекс зарегистрирован в Роспатенте, апробирован и внедрен в ряде учебных заведений Сибири, удостоен наград региональных выставок.

С целью ранней донозологической диагностики снижения возможностей организма предотвращать возникновение заболеваний в Современной гуманитарной академии (Москва) был разработан комплекс «Пульсар-А». Разработка велась на основе классических представлений вариационной пульсометрии. Программно-аппаратный комплекс Пульсар-А показал высокую чувствительность и воспроизводимость результатов при массовом обследовании и может быть использован для постоянной экспертизы состояния здоровья студентов, в качестве элемента здоровьесберегающей системы обучения в высших учебных заведениях, использующих дистанционные технологии как первичный, скрининговый метод (Качалова, Киш, Логинов, 2006)

В Санкт-Петербургском госуниверситете аэрокосмического приборостроения в рамках работы по теме «Методология скрининговой оценки здоровья детей и подростков с использованием мультифункциональных диагностических комплексов» на основе оригинальных авторских устройств неинвазивного съема информации были разработаны и изготовлены опытные образцы мультифункционального аппаратнопрограммного комплекса «Кириллица-Аз». Данный комплекс предназначен для одновременной регистрации ЭКГ по 12 каналам и последующего автоматического контурного анализа данных и реализации методик вариационной пульсометрии, разрешенных Министерством здравоохранения РФ. Использование комплекса «Кириллица-Аз» в рамках проводимых городским клинико-диагностическим (СПб.) скрининговых обследованиях более двух тысяч подростков в возрасте 10-15 лет показали, что такие характеристики комплекса, как устойчивая программная среда, возможность работы в режиме монитора, автономность, а также его предельная простота и удобство для среднего медицинского персонала, позволяют вплотную подойти к организационно-методической оптимизации диспансеризации юного населения Петербурга (Килимник и соавт., 2006).

Ученые Оренбургского государственного педагогического университета утверждают, что педагогика здоровья, базирующаяся на здоровьесберегающих образовательных технологиях, является новым приоритетным направлением в обучении. Ее основным предметом является валеологизация образования, которая предполагает:

1. Обучение управлению собственным здоровьем, выработку индивидуального стиля жизни и умения вносить в него в процессе текущей жизнедеятельности необходимые коррективы.

2. Овладение теорией и методикой формирования у детей, подростков и молодежи мотивации здорового образа жизни и выработки у них «здравосози — дающего» способа жизнедеятельности.

3. Формирование умений создавать в процессе воспитания и обучения детей подростков и молодежи (как в учреждениях образования, так и в семье) такой педагогической информационной среды, которая соответствовала бы истинным потребностям обучающихся и обеспечивала бы непроизвольное формирование у них основных компонентов здоровья — соматического, психического, социального (Меерзон, Ермакова, 2006).

Программа «ЭСКИЗ» (Экспертная Система Коррекции Индивидуального Здоровья), разработанная в Государственном научно-исследовательском центре профилактической медицины в г. Оренбурге под руководством академика РАЕН И. А. Гундарова, является современным сертифицированным продуктом, ориентированным на анализ резервов здоровья и выявление факторов его возможной утраты. За относительно небольшой период своего использования программа «ЭСКИЗ» позволила продемонстрировать свои возможности при организации службы массовой индивидуальной профилактики основных неинфекционных заболеваний в поликлинических условиях (Дерябин, Комаров, 2006).

В г. Кирове учеными Вятского государственного гуманитарного университета была разработана и реализуется в школах города и области комплексная целевая программа «Школа здоровья» для классных руководителей, педагогов, родителей, учащихся. В учебной работе предпочтение отдается синтезу программы «Здоровье» с базовым компонентом учебного плана, т. е. используется здравотворческий потенциал учебных дисциплин и элективных курсов. В ряде школ ведутся уроки здоровья в 1-5 классах. Примером является программа элективного курса «Культура здоровья», который является одним их разделов регионального курса экологии и отражает современные представления о формировании здорового образа жизни и создания здоровьесберегающей образовательной среды. Реализуемые программы направлены на решение главных задач формирования потребности здорового образа жизни и ответственного отношения к своему здоровью на основе создания положительных мотиваций путем самопознания, саморазвития, самосовершенствования (Воронина, 2006).

Таким образом, имеется реальная возможность улучшения состояния здоровья населения в современных социально-экономических и экологических условиях за счет внедрения системы формирования здорового образа жизни людей с детского возраста путем валеологизации образовательной среды.

Пред. статья

  • Соблюдение правил безопасности жизнедеятельности, в том числе соблюдение принципов безопасного секса как профилактики СПИДа

Содержание книги

След. статья

  • Концепция валеологических центров. Методология и концепция ведения паспорта здоровья

Комментарии к статье «Обучение здоровью — валеологическое просвещение»

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа «здоровый ребенок — успешный ребенок», считается невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Применительно к ребенку — обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым — содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей

Здоровьесберегающие образовательные технологии:

1) системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;

2) качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;

3) технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

  • медико-профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
  • валеологического просвещения родителей;

Мы остановимся на тех, которые необходимы для воспитателей в работе с детьми

  1. Медико-профилактические здоровьесберегающие технологии в ДОУ — обеспечивают сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
  • технологии профилактики заболеваний,
  • углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,
  • коррекция возникающих функциональных отклонений,
  • отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья,
  • реабилитация соматического состояния здоровья,
  • противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,
  • витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее — зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты,
  • санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.
  1. Физкультурно-оздоровительные технологии — направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:
  • закаливание КГН;
  • беседы по валеологии;
  • спортивные праздники;
  • спортивные развлечения и досуги;
  • недели здоровья;
  • соревнования;
  • прогулки-походы.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов — технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:

семинары-тренинги, консультации для педагогов, практикум для педагогов, обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.

  1. Валеологического просвещения родителей —это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:

  • Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
  • Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
  • Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);
  • Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду — это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

  • приобщение детей к физической культуре
  • использование развивающих форм оздоровительной работы.

Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий

  • Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.
  • Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
  • Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.
  • Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.
  • Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.
  • Работа валеологической направленности с родителями ДОУ.

Система здоровьесбережения в ДОУ:

  • различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
  • комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
  • физкультурные занятия всех типов;
  • оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
  • организация рационального питания;
  • медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
  • соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
  • комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ

  • Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности;
  • Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
  • Разнообразие форм физкультурно — досуговой деятельности с дошкольниками;
  • Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей;
  • Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
  • Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;
  • Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.

Десять золотых правил здоровьесбережения:

  • Соблюдайте режим дня!
  • Обращайте больше внимания на питание!
  • Больше двигайтесь!
  • Спите в прохладной комнате!
  • Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
  • Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
  • Гоните прочь уныние и хандру!
  • Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
  • Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
  • Желайте себе и окружающим только добра!

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Ритмопластика.

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста. Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка.

Динамические паузы (физкультминутки)

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей во всех возрастных группах. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Подвижные и спортивные игры. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой и со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп.

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы). Технологии эстетической направленности реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп.

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса.

Гимнастика пальчиковая

Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Гимнастика для глаз.

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Гимнастика дыхательная.

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Гимнастика пробуждения.

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. во всех возрастных группах.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.Оздоровительный бег со старшего возраста в теплый период в утренний прием на улице или на прогулке. Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви.

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие 2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. Все возрастные группы. Ранний возраст — в групповой комнате или физ. зале — 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст — 20-25 мин., старший возраст — 25-30 мин. Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом со старшего возраста. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Психолог, педагоги ДОУ

Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста. Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей во всех возрастных группах Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Педагоги ДОУ, музыкальный руководитель

Технологии воздействия цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач со среднего возраста Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку — дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

Сказкотерапия 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Валеологическое воспитание в детском саду

Библиографическое описание:

Земскова, Ю. А. Валеологическое воспитание в детском саду / Ю. А. Земскова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2633/ (дата обращения: 05.02.2022).
Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождается не более 14% детей, т.е. большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. Более того, дети, приходящие в 1 класс (25-35%), имеют физические недостатки или хронические заболевания. Приведённые цифры заставляют серьёзно задуматься о причинах этого. Безусловно, они связаны с социально-экономическими процессами, происходящими в России. Но главной причиной является культурный кризис общества, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Поэтому, в нашем ДОУ мы работаем над темой: «Эколого-валеологическое воспитание детей». Я руководствуюсь тем, что проблема сохранения и укрепления здоровья человека становится всё более острой, требующей серьёзного педагогического осмысления и решения. В связи с этим я уверена, что валеологическое воспитание актуально уже в дошкольном возрасте.

Мы понимаем, что валеологическое воспитание – осознанное отношение к здоровью и жизни, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, а также самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Исходя из этого, мною были конкретизированы задачи воспитания валеологической культуры дошкольников:

-формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни;

-накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье;

-становление валеологической компетентности ребёнка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской, психологической помощи.

Для реализации моего опыта в ДОУ необходимо было:

-определить оптимальные педагогические условия, которые позволяли бы эффективно воспитывать валеологически культурных дошкольников;

-создать механизмы включения валеологического содержания в педагогический процесс детского сада;

-определить особенности взаимодействия педагога и ребёнка в ходе освоения валеологических умений и навыков, технологии валеологического сопровождения дошкольников;

-создать развивающую среду в ДОУ;

-сформировать подход к взаимодействию с семьёй.

Вы заметили, что фраза «Здоровый образ жизни» слышна буквально на каждом шагу? Так и есть: сегодня эта тема интересует практически всех. Особое внимание уделяется правильному питанию, так как оно – одна из главных составляющих здорового образа жизни. Питание представляет собой один из ключевых факторов, определяющих условия роста и развития ребёнка.

Вот почему с правилами рационального питания я знакомлю детей с самого раннего возраста. Но как быть, если малыш отказывается от полезных продуктов, отдавая предпочтение различным вредным лакомствам? Я заинтересовываю, увлекаю ребёнка через игру.

Значение игровой деятельности, способствующей развитию дошкольников, хорошо и давно известно. Особая роль отводится дидактическим играм. В игре формируются и развиваются интеллектуальные, нравственные и эмоционально-волевые стороны личности ребёнка. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к нормам и правилам общественной жизни, предметам окружающего мира. Дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях. Активность детского мышления, проявляемого в дидактических играх, является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твёрдых, глубоких знаний.

В своей работе я использую дидактические игры, развивающие навыки здорового питания («Зачем человеку хлеб?», «Найди витамины» и др.)

Функциональные задачи:

-способствовать формированию у детей интереса и готовности к соблюдению правил рационального питания;

-углубляют знания и представления о продуктах питания, их влияния на организм человека;

-развивают познавательную активность;

-способствуют эмоционально-волевому развитию, обогащению и активизации словаря; развитию словесно-логического мышления, воображения, внимания;

-способствуют развитию игровой деятельности, навыков общения и партнёрства.

Процесс валеологического воспитания дошкольников я организовала как целостный. Задачи валеологического воспитания решались во всех видах деятельности. Для работы с детьми по вышеуказанной теме отбирались активные методы и приёмы.

Методика:

-самоанализ и самоопределение в сфере воспитания валеологической культуры дошкольников;

-самообогащение и обогащение уже освоенных теоретико-методологических основ валеологии, а также практических способов их реализации в профессиональной деятельности;

-расширение профессионального кругозора и возможностей реализации творческого потенциала в ходе опытно-экспериментальной работы.

Большие результаты усвоения знаний по валеологии дали такие формы сопровождения, как деловые игры с педагогами, групповые и индивидуальные консультации, конкурсы и выставки.

Одним из обязательных условий валеологического воспитания является валеологическая культура семьи. Её обогащение и становление осуществляла с помощью следующих форм взаимодействия с родителями:

-индивидуальное консультирование родителей врачом и психологом;

-выпуск стенгазеты «Растить детей здоровыми»;

-консультации и беседы с родителями о валеологических профилактических умений и навыков;

-встречи с врачами специалистами.

С помощью родителей создала развивающую среду в детском саду. В каждой группе созданы физкультурные уголки, атрибуты, необходимые для общеразвивающих упражнений, оформление зоны здоровья с дидактическими играми, пособиями, папками передвижками, растениями приносящими человеку пользу. Оформлена зона тишины и покоя, позволяющая ребёнку отдохнуть и расслабиться, побыть наедине с собой. Создавая валеологически развивающую среду, мы научили детей ориентироваться в ней, уметь использовать её в решении задач укрепления, сохранения и поддержания здоровья. Таким образом, характер взаимодействия педагога и ребёнка в валеологической среде детского сада определяется как педагогическая поддержка: взрослый поддерживает ребёнка, направляет его и помогает ему активно использовать среду в решении обозначенных задач.

Педагогическая поддержка – особая сфера педагогической деятельности. Мы поняли, что важным её условием является диалог и сотрудничество взрослого и ребёнка в форме бесед, совместного решения проблем и ситуаций выбора объектов среды и действий с ними, активизации самостоятельного выбора среды, с которыми ребёнок хочет взаимодействовать. Мы наблюдали, что ребёнок чувствовал себя уверенно в среде, успешно решал задачи. Педагогическая поддержка заключалась в похвале и поощрении, ориентации на успех, организации выбора и решении постепенно усложняющихся задач валеологического содержания. Если же ребёнок отказывался от взаимодействия со средой, был пассивен в её освоении, то я в процессе индивидуального взаимодействия вводила его в среду, предлагая совместно осваивать её, используя игровые приёмы, стремясь заинтересовать ребёнка её компонентами, поощряя его действия.

Процесс воспитания валеологической культуры обеспечивается активностью и самостоятельностью самого ребёнка, поэтому я поддерживала эту активность, создавая условия для возникновения интереса к решению задач валеологического содержания и успешности её решения.

Таким образом, воспитание валеологической культуры дошкольников будет обеспечено взаимодействием следующих педагогических условий:

-компетентность педагогов в решении задач, связанных с воспитанием валеологической культуры дошкольников;

-валеологическая культура семьи;

-интеграция задач валеологического воспитания в целостный педагогический процесс детского сада;

-создание валеологически развивающей среды в ДОУ и педагогическая поддержка ребёнка в ней;

-проектирование индивидуального психолого-педагогического-медико-валеологического сопровождения ребёнка в ходе освоения валеологической культуры.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]