Игра в детском саду как ведущий вид деятельности дошкольника. Чижикова Л. А. Воспитатель высшей квалификационной категории ГБДОУ 92 Центрального района. — презентация


Игра в дошкольном возрасте Консультация для педагогов. — презентация


Игра в дошкольном возрасте Консультация для педагогов

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Роль игры в развитии ребенка Роль игры в развитии ребенка В последнее время поиски ученых (З.М.Богуславская, О.М.Дьяченко, А.К.Бондаренко, Н.Е.Веракса, Е.О.Смирнова, З.А.Михайлова и другие) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил. Напротив, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют предлагаемые игры развивающими, а не традиционно – дидактическими. Исследования игры последних десятилетий показали, что дети, которые много и интенсивно играли, показывают успешность в следующих областях: 1. В эмоциональной сфере – лучшее понимание, переживание и переработка чувств; дети лучше справляются с негативными переживаниями, разочарованиями и неудачами; менее выражена агрессивность; выше способность выдерживать «эмоциональные перегрузки»; повышенная общая психологическая стабильность; большая удовлетворенность; более уравновешенное соотношение основных чувств страха, радости, печали, гнева; 2. В коммуникативной сфере – дети лучше слушают партнера; повышена готовность к кооперации; лучше признают правила взаимодействия; повышенная чувствительность к несправедливости; повышенная способность завязывать дружеские отношения; 3. В моторной сфере – более высокая способность к быстрой реакции; улучшенная координация глаз-рука; более дифференцированная грубая и мелкая моторика; лучше ощущение баланса тела; более высоко развитая произвольность; 4. В когнитивной сфере – дети показывают более высокое развитие логического мышления; более высокую способность к концентрации внимания; лучшую память; более дифференцированную и развитую речь; развитую фантазию; лучшее понимание фигур, цифр, букв и др.знаков.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (по Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой) Игры, возникающие по инициативе детей Игры-экспериментирования Игры с природными объектами Игры с игрушками Игры с животными Сюжетные самодеятельные игры Сюжетно– отобразительные Сюжетно-ролевые Режиссерские Театрализованные Игры, возникающие по инициативе взрослого Обучающие игры Сюжетно-дидактические Подвижные Музыкально-дидактические Учебные Досуговые игры Интеллектуальные Игры-забавы, развлечения Театрализованные Празднично-карнавальные Компьютерные Народные игры Обрядовые игры Семейные Сезонные Культовые Тренинговые игры Интеллектуальные Сенсомоторные Адаптивные Досуговые игры Игрища Тихие игры Игры-забавы

Типы игрового материала для игры с правилами 1)материал для игр на физическую компетенцию (подвижных, на ловкость), 2) материал для игр на удачу (шансовых), 3) материал для игр на умственное развитие. Для игр на физическое развитие это материалы (предметы, наборы предметов), поддерживающие результативное действие по правилу. Примером таких материалов могут служить мячи, мешочки для бросания, наборы кеглей, кольцебросы и т.п. Для игр на удачу (шансовых) существуют специально созданные материалы настольные игры типа «гусек» и «лото» с самым разнообразным тематическим содержанием. Предметной опорой игр с правилами на умственное развитие также служат настольные игры: детское домино (с картинками), а также шашки, шахматы, нарды и т.п., не отличающиеся от «взрослых» игр. Следует иметь в виду, что существует множество традиционных игр с правилами для дошкольников, которые не имеют предметной опоры и регулируются только словесным договором. Это могут быть подвижные игры (например, «салки»), а также большой класс игр на умственное развитие, так называемые словесные игры — на упражнение внимания, памяти, комбинаторику (например, игра «Да и нет не говорите», «Нагружаем пароход» и т.п.).

Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста ХАРАКТЕРИСТИКА СЮЖЕТНОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОЙ ИГРЫ Основа сюжетно-ролевой игры – мнимая или воображаемая ситуация Характерная черта – самостоятельность детей Через игру ребёнок воплощает свои взгляды, представления Дети отражают отношение к тому событию, которое они разыгрывают ХАРАКТЕРИСТИКА СЮЖЕТНОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОЙ ИГРЫ Основа сюжетно-ролевой игры – мнимая или воображаемая ситуация Характерная черта – самостоятельность детей Через игру ребёнок воплощает свои взгляды, представления Дети отражают отношение к тому событию, которое они разыгрывают ПРЕДПОСЫЛКИ СЮЖЕТНО — РОЛЕВОЙ ИГРЫ Первый этап – ознакомительная игра Взрослый организует предметно- игровую деятельность ребенка, используя разнообразные игрушки и предметы Второй этап – отобразительная игра Действия ребёнка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определённого эффекта Третий этап – сюжетно-отобразительная игра Дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни ПРЕДПОСЫЛКИ СЮЖЕТНО — РОЛЕВОЙ ИГРЫ Первый этап – ознакомительная игра Взрослый организует предметно- игровую деятельность ребенка, используя разнообразные игрушки и предметы Второй этап – отобразительная игра Действия ребёнка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определённого эффекта Третий этап – сюжетно-отобразительная игра Дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни

Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЮЖЕТНО — РОЛЕВОЙ ИГРЕ (А.П. Усова) Уровень неорганизованного поведения, которое ведёт к разрушению игр других детей Уровень одиночных игр, на котором ребёнок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть Уровень игр рядом, когда дети могут играть вместе, но каждый действует в соответствии со своей игровой целью Уровень кратковременного общения, на котором ребёнок на какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу Уровень длительного общения, на котором наступает взаимодействие на основе интереса к содержанию игры Уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЮЖЕТНО — РОЛЕВОЙ ИГРЕ (А.П. Усова) Уровень неорганизованного поведения, которое ведёт к разрушению игр других детей Уровень одиночных игр, на котором ребёнок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть Уровень игр рядом, когда дети могут играть вместе, но каждый действует в соответствии со своей игровой целью Уровень кратковременного общения, на котором ребёнок на какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу Уровень длительного общения, на котором наступает взаимодействие на основе интереса к содержанию игры Уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий

Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста КОМПОНЕНТЫ СЮЖЕТНО — РОЛЕВОЙ ИГРЫ Сюжет игры Сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определённых действий, событий из жизни и деятельности окружающих Содержание игры Т о, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности Роль И гровая позиция, в которой ребёнок отождествляет себя с каким- либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже КОМПОНЕНТЫ СЮЖЕТНО — РОЛЕВОЙ ИГРЫ Сюжет игры Сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определённых действий, событий из жизни и деятельности окружающих Содержание игры Т о, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности Роль И гровая позиция, в которой ребёнок отождествляет себя с каким- либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже

Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста Сюжетная самодеятельная игра как деятельность предъявляет к ребенку ряд требований, способствующих формированию психических новообразований: Действие в воображаемом плане способствует развитию символической функции мышления Наличие воображаемой ситуации способствует формированию плана представлений Игра направлена на воспроизведение человеческих взаимоотношений, следовательно, она способствует формированию у ребенка способности определенным образом в них ориентироваться Необходимость согласовывать игровые действия способствует формированию реальных взаимоотношений между играющими детьми

Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста Метод руководства сюжетно-ролевой игрой Н.Я. Михайленко и Н.А Коротковой Третий принцип: на каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам Третий принцип: на каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам Первый принцип: для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними Первый принцип: для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними Второй принцип: на каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры Второй принцип: на каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры 10

Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста Комплексный метод руководства игрой Е.В. Зворыгиной, С.Л. Новоселовой Комплексный метод руководства игрой Е.В. Зворыгиной, С.Л. Новоселовой 4. Активизация проблемного общения взрослого с детьми 3. Развивающая предметно- игровая среда 2. Передача игровой культуры ребенку (обучающие игры, досуговые игры, народные игры) 1. Обогащение детей знаниями и опытом дея- тельности 11

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.


Спасибо за внимание

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]