С чего начинается в ДОУ формирование экологического представления у дошкольников
Первый шаг- создание условий для этой работы: уголок природы с аквариумом, мелкими животными в группе, небольшой зимний сад, музей природы. В живом уголке могут содержаться птицы, рыбы, пресмыкающиеся, маленькие зверята.
Ребята кормят их, убираются, наблюдают, изучают их особенности. Важное значение имеют и прогулки, когда ребята наблюдают, и делают выводы о тех или иных явлениях в живой и неживой природе.
Нельзя умалить роль родителей в экологическом воспитании. Сейчас в семьях содержатся кошки, собаки, попугаи, черепахи. Стоят аквариумы, комнатные растения. Взрослым следует ежедневно приобщать детей к миру природы, постижению ее тайн, чтобы уже с раннего детства возникло чувство единства с окружающим миром.
Критерии экологической воспитанности старших дошкольников
Известный педагог и ученый Т. А. Маркова считает, что основными критериями могут стать:
- доброжелательность детей ко всему живому;
- степень интереса к живой и неживой природе;
- желание контактировать с природными субъектами;
- умение ухаживать за растениями и животными.
Экологическая культура позволяет жить в согласии с окружающей природой, чувствовать ответственность за свои шаги и понимать последствия пагубного отношения к земле.
Создание благоприятной экологической среды
Процесс будет успешен в том случае, когда вокруг ребенка создается благоприятная, позитивная экологическая среда.
Наличие опытнических участков в саду, экологической тропы, зимнего сада, аквариума, живого уголка дает возможность повысить эффективность всех форм и методов работы по этому направлению.
Не должно быть голословности. Детям нужно увидеть все вживую, потрогать, понюхать, погладить. Тогда общие усилия воспитателей и родителей принесут результат.