Организация предметно — развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС


Что такое предметно-развивающая среда в ДОУ?

Светлана Примаченко

Что такое предметно-развивающая среда в ДОУ?

Что такое предметно-развивающая среда?

Предметно-развивающая среда – это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников. Она необходима для того, чтобы дети могли полноценно расти и знакомились с окружающим миром, умели взаимодействовать с ним и учились самостоятельности. Понятие предметно-развивающей среды Она способствует развитию самостоятельности, инициативности и дает детям возможность реализовать способности, которые у них имеются. Предметно-развивающая среда улучшает опыт эмоционального и практического взаимодействия ребенка с окружающими людьми, а также помогает поднять познавательную активность всех детей группы.Она состоит из: крупной игровой площадки; игрового оборудования; игрушек; разных видов игровой атрибутики; игровых материалов. Эти средства должны находиться в специальной комнате, зале или во дворе детского садика. Как создается развивающая среда? Во время этого этапа нужно помнить, что предметно-развивающая среда должна давать место развитию образовательной, воспитывающей, стимулирующей и коммуникативной функций. Самой главной задачей является стремление повысить самостоятельность и самодеятельность ребенка. Такая среда должна быть просторной и приятной для детей, удовлетворять их потребности и интересы. Важным также является дизайн предметов и их форма: они должны быть ориентированы на безопасность и соответствовать возрасту дошкольников. Создание предметно развивающей средывключает важный аспект: смену элементов декора, а также выделение в каждой группе мест для экспериментальной деятельности детей. В основу цветовой палитры должны входить теплые пастельные тона, чтобы атмосфера была легкой и не «давила»

на воспитанников. Что касается
предметно-развивающей среды группы, то в ней должны происходить изменения в зависимости от возраста детей, их особенностей, периода обучения и, естественно, образовательной программы. Развивающая предметно-пространственная среда должна иметь открытый характер, подлежать корректировке и развитию, не быть замкнутой системой. Хорошо, если она регулярно обновляется и удовлетворяет текущие потребности ребятишек. В любом случае и при разных обстоятельствах пространство вокруг малышей должно пополняться и обновляться в соответствии с требованиями к определенному возрасту воспитанника. Исходя из этого при создании данной среды для любых возрастных групп в ДОУ обязательно нужно учитывать психологические факторы взаимодействия участников образовательно-воспитательного процесса и общую атмосферу, включая дизайн дошкольного учреждения. Принцип позиций при взаимодействии Он основан на организации пространства для общения родителей и педагогов с детьми. Достаточно известным является тот факт, что доверительные беседы и открытое общение взрослых с ребятами осуществляется на основе принципа пространственного общения «глаза в глаза»
. Соответствующая
предметно-развивающая среда даст возможность сблизиться и уравнять позиции детей и взрослых. Будет уместно использовать разнообразную мебель, а именно уголки, подиумы и горки. Принцип активности Он дает возможность совместно участвовать взрослому и ребенку в делах по созданию окружающей среды, которая будет легко трансформироваться и меняться. Можно оборудовать групповые комнаты мастерскими, центрами песка и воды, используя ширмы. Во время организации общей деятельности необходимо подобрать материалы, которые имеют способность активизировать познавательную деятельность. Ими могут быть технические устройства, магниты, игрушки, увеличительные стекла, пружинки, мензурки, модели, весы, а также можно предоставить разные природные материалы для экспериментирования и изучения. Принцип стабильности-динамичности Данный принцип способствует созданию условий, которые позволено изменять в соответствии с настроением, предпочтениями и возможностями детей. Необходимы игровые комнаты для разных возрастных групп, а для малышей нужно создать зону стабильности. Должна быть правильно оборудована развивающая предметно-пространственная среда. ДОУ необходимо позаботиться, чтобы в наличии были игрушки, мебель, емкости для хранения, подиумы для отдыха, а также сборно-разборные конструкции. Это помещение должно быть наполнено разнообразными предметами, а также иметь много свободного пространства. Можно создать тематические зоны, поставить мягкую мебель и сделать ее частью игровой.

Технология построения развивающей среды в ДОУматериал ( группа) на тему

Технология построения развивающей среды в ДОУ

Ведение

«Воспитание — не сумма мероприятий и приемов,

а мудрое обращение взрослого с живой душой ребенка»

В. А. Сухомлинский

В условиях современной социокультурной ситуации все большее значение в развитии общества, повышении качества жизни придается образованию. Образованность сегодня является особой ценностью в мировом сообществе.

Новая образовательная политика России исходит из стремления поставить образование в разряд главных общенациональных приоритетов. Доступность, качество, эффективность образования определяют общий вектор его развития. План действий включает модернизацию содержания и механизмов реализации образования.

Одной из центральных идей новой образовательной ситуации стало признание гуманистической парадигмы образования, переориентация на ценности человека, становление его как субъекта не только образовательной деятельности, но и культуры. Значительное внимание в связи с этим уделяется личностно ориентированному образованию как особому средству раскрытия сущностных сил человека, его способностей, обретения им своего места в пространстве культуры.

Исследования последних лет, посвященные проблемам детства, предъявляют качественно иное понимание сущности детства и отношение к нему как культурно-историческому, социально-психологическому, социально-педагогическому феномену. Обоснован подход к проблеме развития растущего человека как личности на основе понятия «социальное развитие в пространстве — времени Детства» (Д.И. Фельдштейн), исследуется культуротворческая функция детства в развитии общества (В.Т. Кудрявцев), изучается представленность в сознании детей символов мироустройства (Ю.А. Аксенова).

Становление в современной науке такого восприятия детства требует качественного переосмысления не только содержательной стороны условий социализации ребенка, но и форм, в которых она осуществляется, т.е. самой образовательной среды.

Утверждение приоритетов образования на этапе дошкольного детства ставит перед необходимостью изучения возможностей преобразования старой организационной формы, обеспечивающей социальное развитие ребенка (какой является ДОУ) в новую, соответствующую потенциалу детства и потребностям развития современного общества.

Понятие образовательной среды разрабатывается на протяжении последних десятилетий учеными, как в нашей стране, так и за рубежом. Изучение образовательной среды осуществляется с позиций, связанных с современным пониманием образования как особой сферы социальной жизни, а среды как фактора образования.

Основная общеобразовательной программы дошкольного образования определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. В соответствии с этим должна организовываться образовательная среда дошкольников.

В широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности.

С позиций психологического контекста развивающая среда — определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др).

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых» ( С.А.Смирнов).

Качество образования в ДОУ рассматривается на современном этапе как качество условий, качество процесса образования, качество результатов. В этом аспекте особое место занимает развивающая среда (мир природы и людей, предметно-пространственное окружение).

Предметно-развивающая среда — это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально- культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.

Проведенные научные исследования (С.Л. Новосёлова) подтвердили, что обогащение предметных и социальных условий деятельности ребенка ведет к обогащению его сознания и психологического содержания деятельности. Ребенок становится «способнее», если имеет возможность постоянно совершенствовать способы своих действий в социопредметной среде.

Необходимым условием для достижения результативности по созданию благоприятной, психологически комфортной развивающей среды является целенаправленная, скоординированная и согласованная деятельность всех членов педагогического коллектива, принятие каждым сотрудником цели и задач работы по организации предметно-развивающей среды. При этом главные ресурсы повышения качества образования в дошкольном образовательном учреждении – это командная организация работы, профессионально-личностный рост сотрудников, руководителя ДОУ.

Цели создания развивающей среды в ДОУ:

  • обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности дошкольника: витальных (органические жизненно важные потребности), социальных, духовных.
  • обеспечение социально-культурного становления дошкольника;
  • содействие развитию ребенка как личности;
  • совершенствование педагогического процесса повышением развивающего эффекта образовательной среды;
  • удовлетворение потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка.

Задачи:

  • обеспечить чувство психической защищенности, доверие ребенка к миру, радость существования;
  • организовать предметно-развивающую среду, обеспечивающую творческую деятельность каждого ребенка, становление его способностей;
  • развивать индивидуальность ребенка;
  • способствовать активности и наиболее полной реализации ребенка;
  • формировать базис личностной культуры;

Характеристика принципов построения дошкольной образовательной среды, развивающей личность ребенка

Название принципов Краткая характеристика принципов
Принцип развития
  • Взаимосвязь всех сторон личностного развития;
  • целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
Принцип природо-сообразности воспитания
  • Соответствие педагогического влияния всего биологической и социальной природе ребенка; понимание сложности внутренней природы ребенка.
Принцип психологической комфортности
  • Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
Принцип взаимодействия
  • Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); — воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
Принцип доверительного сотрудничества
  • Доминантность во взаимодействии на ребенке: открытость, искренность в сотрудничестве; обращение к «смысловым полям» воспитанника; сотрудничество в социально ценной деятельности.
Принцип диалогического общения
  • Диалог как способ самоопределения партнеров по общению; — диалог как способ самообнаружения дошкольником своих смысловых позиций общении; — развивающее содержание общения.
Принцип взаимного развивающего влияния педагога и ребенка
  • Взаимная связь воспитателя и воспитуемого;
  • творческое и духовное взаимообогащение педагога и ребенка в ходе совместной деятельности;
  • установление в общении пространства взаимного личностного роста воспитателя и детей.
Принцип ненасилия в воспитании
  • Отсутствие любых форм насилия над ребенком;
  • обеспечение свободы ребенку в выборе содержания, форм и методов деятельности;
  • преодоление у воспитанника тревожности, страха, чувства неполноценности.
Принцип приоритетности развития личностно-смысловой сферы ребенка
  • Воспитание образованного и культурного ребенка через приобщение к национальным и мировым культурным ценностям;
  • создание гуманных условий для самореализации, самообразования, самовоспитания ребенка;
  • опора на внутреннюю мотивацию ребенка.
Принцип культурно-деятельностный
  • Развитие природных задатков ребенка в социально ценной и личностно значимой деятельности;
  • организация деятельности ребенка в пространстве культуры.
Принцип обучения деятельности
  • Овладение метадеятельностью как «деятельности научения учению»;
  • обучение умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
Принцип приоритетности общественного дошкольного образования
  • Гуманистический характер содержания дошкольного образования;
  • адаптивность системы дошкольного образования к индивидуальным особенностям детей;
  • гибкое реагирование на социокультурные изменения среды.
Принцип преемственности образования
  • Содержательная преемственность целей, задач, содержания и смысловой направленности образовательной деятельности;
  • обеспечение личностного развития воспитанника;
  • создание единого культурно-образовательного пространства личностного развития.
Принцип здоровье-сберегающий
  • Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии;
  • обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов.

Роль предметно-развивающей среды в обеспечении процессов саморазвития личности дошкольника – содействие становлению личности, обеспечение чувства психологической защищенности, развитие индивидуальности ребенка, представляя собой при этом «единый комплекс кинестетических и аудиовизуальных модальностей» (Л.П.Стрелкова), влияющих на самореализацию личности.

Функции предметно-пространственной среды по отношению к личности дошкольника:

  1. Информативность среды. Является средством передачи социального опыта (поскольку всякий предмет несет в себе определенные сведения об окружающем мире).
  2. Расширение «технического кругозора» дошкольников окружающими предметами (О.В.Артамонова), обеспечивающими художественное восприятие, открывающими мир музыки и искусства.
  3. Мир предметного окружения как источник познания внутреннего мира взрослого, его личностных и деловых качеств.
  4. Предметно-пространственное окружение, воздействуя на эмоциональный мир ребенка, побуждает его к деятельности и ставит в активную познавательную позицию.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]