ПРОЕКТ «Дары Фребеля» для детей 2 младшей группы + презентация по проекту
Проект разработан: воспитателем группы Карнецкой Т.И.
Вид проекта: долгосрочный
Участники:
- дети 2 младшей группы;
- воспитатели группы;
- родители детей;
Длительность проекта: декабрь-май 2018-19гг
Проект интегрируется со всеми образовательными областями
Актуальность программы:
Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребёнка в период дошкольного возраста. С развитием ведущей деятельности происходит главнейшее изменение психики ребёнка, подготавливающее ребёнка к новой, высшей ступени его развития.(Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.С.Мухина и др.)
Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель.
Фридрих Фрёбель (1782 г.р.-1852) — немецкий гуманист, педагог, автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских садов (1837 г).Для своего детского сада разработал набор игр и игрушек, этот набор учебных материалов он назвал «дарами». По мнению Фридриха Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. «Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» — говорил Ф. Фрёбель. Игра есть естественная деятельность детства. Задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры.
При использовании дидактического материала «Дары Фрёбеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. Применив в практической деятельности с дошкольниками пособие, педагоги увидели удивительные результаты.
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
Комплект легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ. Также он может найти применение при работе с авторскими методиками развития и воспитания дошкольников в различных организациях, оказывающих образовательные услуги, и в процессе семейного воспитания.
Комплект является составной частью развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка.
Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Цель проекта:
Создать условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Задачи:
1.Социально-коммуникативное развитие:
- Развивать игровую деятельность детей;
- Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- Приобщать к правилам безопасности для человека и окружающего мира природы поведения;
- Передать детям знания о правилах безопасности дорожного поведения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
2.Познавательное развитие:
- Развить продуктивное воображение и творческое мышление в процессе решения познавательных задач;
- Создать условия для построения ребёнком целостной образно-смысловой картины мира.
3.Речевое развитие:
- Развитие речевых способностей и умений;
- Учить овладевать способами практического общения в различных жизненных ситуациях.
4.Художественно-эстетическое развитие:
- Развивать эстетическое мировидение;
- Обеспечить условия освоения эмоционально-нравственной культуры;
- Формировать творческое воображение и образное мышление средствами художественно-эстетических видов деятельности;
- Формирование предпосылок общей художественно-конструктивной умелости.
5.Физическое развитие:
- Психолого-педагогическая поддержка способностей к двигательному творчеству;
- Создать условия развития для сохранения здоровья детей на основе формирования эмоционального воображения;
- Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- Воспитывать культурно-гигиенические навыки;
- Формировать начальные представления о здоровом образе жизни
Предполагаемый результат:
- группировать предметы по цвету, размеру, форме.
- при поддержке взрослого составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
- находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
- определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше – меньше, столько же.
- видеть разницу в размерах двух предметов по длине; показывать, какой из двух предметов длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, большой – маленький или они одинаковые.
- различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму.
- понимать смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, над – под, верхняя – нижняя.
- принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя.
Информационное, методическое обеспечение:
Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка). В составе набора 14 модулей:
- Модуль 1 «Шерстяные мячики»
- Модуль 2 «Основные тела»
- Модуль 3 «Куб из кубиков»
- Модуль 4 «Куб из брусков»
- Модуль 5 «Кубики и призмы»
- Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
- Модуль 7 «Цветные фигуры»
- Модуль 8 «Палочки»
- Модуль 9 «Кольца и полукольца»
- Модуль 10 «Фишки»
- Модуль 11 (J1) «Цветные тела»
- Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»
- Модуль 13 (5B) «Башенки»
- Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» состоит из 6 книг (5 книг с комплектами карточек-игр, всего 80 карточек):
- Книга «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО» (вводная методическая брошюра);
- Книга «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Физическое развитие»; и 15 шт. карточек-игр.
- Книга «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие»; и 19 шт. карточек-игр.
- Книга «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие»; и 12 шт. карточек-игр.
- Книга «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; и 16 шт. карточек-игр.
- Книга «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»; и 18 шт. карточек-игр.
План реализации проекта по этапам:
№ | Мероприятие | Название | Ответственный |
1 | Знакомство с «Дарами Фрёбеля». Цель: знакомство с цветами, первичное понимание формы | Декабрь 2022г | |
2 | Знакомство с «Дарами Фрёбеля». Цель: знакомство с формами и свойствами предметов, развитие исследовательских навыков | ||
3 | «Светофор» Цель: формирование основ безопасного поведения на улице | ||
4 | «Что в мешочке?» Цель: развивать сенсорные навыки, элементарные математические представления, развивать восприятие, мышление, внимание, память | ||
5 | « Колобок» Цель: приобщение к художественной литературе, развитие воображения, мышления, речи | ||
6 | «Три поросенка» Цель: приобщение к художественной литературе, научить эмоционально-выразительно отображать характер героев сказки | ||
7 | «Лови-лови» Цель: учить координации движений, развивать двигательную активность, развивать игровую деятельность | ||
8 | «У нас в квартире» Цель: формирование основ безопасного поведения в быту, первичных представлений об объектах окружающего мира | ||
9 | «Волшебный мешочек» Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений | ||
10 | «Теремок из кубов» Цель: знакомить с названиями геометрической фигуры куб, научить складывать теремок | ||
11 | «Воздушный футбол» Цель: учить придавать движение шарику ,развивать координацию движений | ||
12 | «Хозяюшка» Цель: развивать интерес к совместным играм, формировать первичные представления о свойствах объектов (цвете, форме, размере) | ||
13 | «Назови геометрическую фигуру» Цель: развитие элементарных математических представлений | ||
14 | «Угадай песню» Цель: формирование восприятия музыки и простейших исполнительных навыков в области пения | ||
15 | «Обводим глазками фигуры» Цель: развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук | ||
16 | «Весёлый и грустный» Цель: формирование первичных представлений о себе и других людях, эмоциональных состояниях, настроении | ||
17 | «Счётные палочки» Цель: формирование элементарных математических представлений, изучение понятия «один-много» | ||
18 | «Что было раньше» Цель: обогащение активного словаря, развитие фантазии | ||
19 | «Воздушный футбол» Цель: учить придавать движение шарику ,развивать координацию движений | ||
20 | «За окном» Цель: развитие любознательности, воображения, знакомство с основами композиции | ||
21 | «Приглашаем в гости» Цель: развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности | ||
22 | «Солнышко и цветок» Цель: становление эстетического отношения к окружающему миру природы, развитие любознательности | ||
23 | «Веселая карусель» Цель: развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук | ||
24 | «Золушка» Цель: развитие интереса к совместным играм, формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира | ||
25 | «Волшебный мешочек» Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений | ||
26 | «Умею-не умею» Цель: становление ценностей здорового образа жизни, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, развитие грамматически правильной речи | ||
27 | «Магазин» Цель: формирование первичных представлений о профессиях, позитивных установок к различным видам труда и творчества, развитие мелкой моторики, воображения, творческой активности | ||
28 | «Пианино» Цель: развивать музыкально-сенсорное восприятие, учить вслушиваться, выделять, различать, сравнивать музыкальные звуки, контрастные по высоте | ||
29 | «Мышки, берегите хвостик» Цель: овладение подвижными играми с правилами, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие координации движений | ||
30 | «Дорожное движение» Цель: усвоение норм, принятых в обществе, формирование основ безопасного поведения на улице | ||
31 | «Аукцион» Цель: учить владеть речью как средством общения | ||
32 | «Ручеек» Цель: развитие и обогащение умений импровизировать с простейшими музыкально-художественными образами в музыкальных играх и танцах | ||
33 | «Кот, Петух и Лиса» Цель: учить понимать на слух текст сказки, приобщение к художественной литературе, развитие воображения, речи, игровой деятельности | ||
34 | «Веселая карусель» Цель: развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук | ||
35 | «Волшебники» Цель: обогащение активного словаря, развитие фантазии, формирование грамматически правильного строя речи, развитие конструктивной деятельности | ||
36 | «Эстафета» Цель: развитие быстроты, ловкости, двигательной активности, становление саморегуляции в двигательной сфере |