Проект «Моя малая Родина» Старшая группа «Ласточка»


Проект «Моя малая Родина» Старшая группа «Ласточка»

Работа с детьми:

Вводная познавательная беседа с

использованием презентации

«Малая родина — город Саратов. Россия -Родина моя»

Беседа «Русский костюм»

Беседа с рассматриванием наглядных материалов «Права ребенка на права»

Беседа «Что такое толенрантность?»

Слушание песен

о Москве:«Моя Москва» М. Лисянского, С Аграняна, «Москва» Ф. Глинка

Слушание

«Песни о Родине» И. Дунаевского

Игра

«Интервью»: «Что означает слово гражданин?». Расширять представление о своей гражданской принадлежности.

Дидактическая игра

«Юный путешественник». Цель: расширять знания детей о географии России. Ввести в активный словарь названия городов, рек, озер и морей, находящихся на территории России.

Д\ игра

«Собери флаг. Цель: Закрепить представления детей о флаге России.

Чтение стихотворений о малой Родине (г.Саратов, Саратовская оболасть) ,

Е. Синицына «Берегите Россию». Цель: Развивать интерес к литературе, рассказам; развивать речь, внимание. Вызывать патриотические чувства

Чтение стихотворении А.В. Жигулина

«О, Родина!». Чтение произведения И. Шмелева «Русская песня». Цель: Развивать интерес к литературе, рассказам; развивать речь, внимание. Вызывать патриотические чувства.

Разучивание стихотворений

с учетом регионального компонента (подобрать стихотворения о малой родине) . Готовиться к конкурсу чтецов по теме проекта.

Заучивание

поговорок и пословиц: «Родина краше солнца, дороже золота», «Одна у человека мать, одна у него и Родина».

Ситуативный разговор

и речевая ситуация: «Если ты потерялся на улице?» Цель: учить правильно вести себя, если потерялся на улице и к кому обратиться за помощью в данной ситуации, предвидеть возможные последствия своих поступков.

Творческая игра

«Путешествие по России». Расширять сюжет показом в игре социальных отношений труда работников на транспорте, в общепите, туризме. Развивать воображение, умение передать игровые действия согласно принятой роли.

Творческая мастерская:

Рисование

«Раскрашивание «Герб России». Цель: Повышение мотивации к игровой деятельности, создание условий для формирования знаний у детей дошкольного возраста о традициях национальной культуры.

В творческом центре

предложить раскраски «То береза, то рябина». Способствовать закреплению названий деревьев и кустарников России.

В центр развития

внести кнопочные мозаики. Предложить выложить по образцу медведя – символ России.

Русские народные игры

«Краски», «Цепи кованы»

Прослушивание и

разучивание музыкального репертуара по теме проекта «Гимн России», «Моя Россия»

Цель

: Развивать выразительную речь детей.

Знать главный музыкальный символ страны, познакомить детей с особенностями гимна России, реализовывать творческий потенциал детей в процессе коллективного исполнения песен.

Беседа

«Я горжусь своей страной».

Цель

: Формировать у детей эмоционально — положительное отношение к величию Российского государства. Развивать способность детей проявлять эмоциональный отклик на события, происходящие в стране.

Подвижная русская народна игра

«Золотые ворота». Цель: Активизация и развитие двигательной деятельности детей при тесной взаимосвязи с их познавательной и мыслительной деятельностью, посредством народной игры.

Пословицы о Родине. Цели:

формировать эмоционально- положительное отношение к стихам о Родине, родном городе. Прививать интерес к пословицам о Родине, деревьях, домах.

Заучивание поговорок и пословиц:

«Родина краше солнца, дороже золота», «Одна у человека мать, одна у него и Родина». Цель: расширять кругозор детей; развивать речь и логическое мышление. Лиза С., Лиза Т.

Загадывание загадок о России .

Цель
:
Закрепить знания детей о нашей стране; систематизировать знания детей о символике государства; закрепить знания о флаге, гербе, гимне; расширять кругозор детей; развивать речь и логическое мышление.

Дидактические игры

«Костюмы народов России». Цель: Способствовать закреплению знаний о родной стране.

«Белый, синий, красный», «Символика России» России». Цель: Развивать мыслительную деятельность детей. Запомнить и правиль-ное расположение цветов российского флага. Способствовать закреплению знаний о родной стране.

Дидактические игры

«Костюмы народов России». Цель: Способствовать закреплению знаний о родной стране.

Подвижная русская народная игра

«Жмурки». Цель: учить внимательно слушать текст; развивать координацию в пространстве.

Д/игра«

Отгадай военную профессию
»Цель:
закрепить знания детей о военных профессиях (танкист, военный лётчик, артиллерист, пограничник и др.); развивать наблюдательность, память; воспитывать любовь к Родине.

Д/игра «Как прадеды мир отстояли»

Цель:

Закрепить понятия: водный, наземный, воздушный военный транспорт; развивать зрительное и слуховое внимание; воспитывать чувство гордости за наших прадедов, которые отстояли мир для нас.

Д/игра «Символы нашей страны».

Цель:

развивать логическое мышление, память; воспитывать патриотов своей страны.

Д/игра: «Найди флаг»Цель: закрепление представлений детей о государственном флаге.

Чтение художественной литературы о ВОВ.

С.П.Алексеев. Рассказы из истории Великой Отечественной войны.

С.М. Георгиевская С. Галина мама.

Ю.П.Герман. Вот как это было.

В.Ю. Драгунский Арбузный переулок. (в кн. «Денискины рассказы»).

Беседы:

«Боевая слава героев» с демонстрацией иллюстративного материала, «Дети -герои».

Организованная образовательная деятельность

Аппликация из салфеток «Российский флаг». Цель: Закрепить представления детей о флаге России. Реализовывать творческий потенциал детей в процессе коллективного творчества детей. Запомнить и правильное расположение цветов российского флага. Способствовать закреплению знаний о родной стране.

ООД : «Салют Победы». Цель: формировать познавательную активность , развивать творческие способности детей, воображение. Обобщить знания детей о том, что в 2022 году наша страна отмечает 75-летие Победы.

Итоговое мероприятие

: конкурс чтецов «Моя Родина-Россия»

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

В статье проводится анализ отечественных исследований в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности воспитания у дошкольников чувства патриотизма на материале народной национальной культуры. Выявляется духовно-нравственный потенциал малой родины в патриотическом воспитании детей дошкольных образовательных организаций. Даются рекомендации по ознакомлению детей раннего возраста с элементами малой родины, как эффективного средства формирования патриотической воспитанности.

Ключевые слова:малая родина, патриотическое воспитание, дошкольник, чувство патриотизма, народная культура, дошкольная образовательная организация.

Abstract.
The article is devoted to analysis of domestic research in the field of Patriotic education of children of preschool age. The specifics of education in pre-school children a sense of patriotism in the material folk culture. Reveals the spiritual and moral potential of the homeland in the Patriotic education of children of preschool educational institutions. Recommendations to familiarize young children with the elements of the homeland, as an effective means for the formation of Patriotic education.
Keywords:
small motherland, patriotism, preschooler, patriotism, popular culture, educational organization.
Патриотизм – это любовь к родному краю и Родине, ее природным богатствам, культуре, людям и дому. В настоящее время все чаще в данном направлении патриотизм приобретает статус высшей ценности, ассимилирующий в себе нравственные, духовные, исторические и многие другие элементы. Патриотизм есть воплощение любви к стране и Отечеству, наличие тесной связи с историей и культурой нации, достижениями и неудачами – все это составляет духовно-нравственную основу личности, что, в свою очередь, формирует в ней позицию гражданина и необходимость участия в жизни и судьбе своей Отчизны.

Многими учеными, педагогами и психологами, такими как Н.В. Алешина, Н.Ф. Виноградова, А.Д. Жариков, С.А. Козлова, Н.Г. Комратова, Н.К. Крупская, Л.Е. Никонова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский были исследованы разнообразные вопросы патриотического воспитания.

Козлова С.А. в своих трудах говорит о патриотическом воспитании как о целенаправленном процессе педагогического воздействия, цель которого – обогащение знаний детей дошкольного возраста о Родине, формирование патриотических чувств, привитие эталонов нравственного поведения, становление чувства долга, развитие потребности приносить пользу народу и Отечеству [6, с.134-135].

Никонова Л.Е. определяет патриотическое воспитание как процесс усвоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек [8, с. 53].

Целью патриотического воспитания является формирование основ патриотизма, как нравственной стороны личности, развитие личности как социально активного члена общества, становление человека, как личности, воспитание в нем духовности и гражданской ответственности, формирование патриота, готового защищать интересы страны и трудится на его благо.

Патриотизм – широкое понятие, вбирающее в себя такие смысловые характеристики, как: привязанность к месту, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку; защита интересов Отечества и его независимости; наличие гражданских чувств; верность Отчизне; гордость за культурные и социальные достижения; наличие прочных знаний об историческом прошлом страны; соблюдение традиций; посвящение своей деятельности на благо и процветание Родины [4, с. 20].

В своих знаменитых педагогических трудах еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что детство это каждодневное открытие мира и поэтому воспитание должно быть построено так, чтобы в этом было познание человека и Родины, величия, красоты и глубины окружающего. Основополагающим этапом при данной работе необходимо считать накопление социального опыта дошкольниками о жизни в своем крае, поведенческих норм и правил, знакомство с культурой. В первую очередь любовь к Родине начинается с любви к малой родине [9, с. 11-12].

Чувство патриотизма не зарождается само по себе. Его становлению способствует целенаправленное длительное воспитательное воздействие на личность с ранних лет жизни, где также имеют влияние такие условия, как образ жизни, семья, работа в дошкольной образовательной организации, школе, коллективе.

Одной из главенствующих задач в воспитании детей дошкольного возраста является привитие любви к Родине и родному краю, знакомство с элементарными понятиями и целенаправленная систематическая работа с детьми в условиях образовательного учреждения. В настоящее время данный вопрос нашел отклик у большинства педагогов и является, как никогда актуальным. С чего же начинается становление этих представлений? Естественно оно начинается через знакомство с произведениями искусства, музыкой, окружающей природной, действительностью и родными местами населенного пункта.

На дальнейших ступенях развития знания расширяются и обогащаются, совершенствуются, складываясь при этом в единый образ и представления о месте проживания дошкольника. Использование в учебно-воспитательном процессе материала краеведческого характера имеет немаловажное значение в работе патриотической направленности. Особенно важен материал, связанный с той местностью, где расположено дошкольное учреждение. Нельзя упускать из вида и тот факт, что детей также необходимо знакомить с достижениями родного края. Весь собранный материал и сведения краеведческой направленности, должен быть понятен и близок детям, адаптирован к данному возрасту, что в свою очередь, вызовет у них познавательный интерес.

Воспитание обращается к особенностям быта и культуры и благодаря этому дошкольники осмысливают неотъемлемость своей жизни в культурно-природной среде, осознают степень ответственности за ее сохранение и приумножение ценностей. Главной задачей для педагога при работе в патриотическом направлении показ сложности исторического пути малой родины и хронологическое выделение всех лучших передовых явлений в родном крае.

Каждый уголок нашей страны имеет характерные черты исторического развития, неповторимые черты культуры и природы. Все это определяет в каждом человеке привязанность к родному краю и заинтересованность к его истории и судьбе. В работе воспитателя главным становится знакомство с малой родиной, с его историей, культурой и помощь в нахождении взаимосвязи с окружающей действительностью и жизнью общества. Актуальность развития познавательного интереса в области патриотического воспитания связана также с запросами общества, а именно, чем шире, глубже и содержательнее знания детей о малой родине, о его истории, культуре, природе, тем более успешными они окажутся в воспитании любви к краю и Родине.

Лихачев Д.С. говорил: «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, – значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, – значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, – он, как правило, равнодушен к своей стране» [7, с. 74-76].

Одной из важнейших задач системы дошкольного образования в патриотическом воспитании является работа с равнодушием среди детей. Из практики можно увидеть, что наиболее запоминающимися и действенными являются такие методы и формы работы с дошкольниками, где они сами являются непосредственными и активными участниками. Поэтому разработка методик патриотического воспитания в дошкольных образовательных организациях в настоящее время получает первостепенное значение. Для успешного формирования патриотизма детям необходимо дать основные знания о Родине, стране, народе, истории, культуре. Патриотическое воспитание несет духовно-нравственный аспект становления мировоззрения, что в свою очередь дает возможность взращивать любящее сердце. Важно чтобы патриотическое воспитание имело духовно-нравственную природу. Воспитание патриота, знающего историю своего края и страны, любящего свое Отечество не может быть реализовано без освоения народной культуры и познания духовных ценностей своего народа [1, с. 10-13].

В последнее время значительно возросла роль народной культуры, как источника патриотических чувств у дошкольников. Народное искусство, как и искусство в целом, многофункционально и одна из этих функций – воспитательная. Народное искусство обладает большой воспитательной возможностью. Через ее призму открываются истоки духовного существования народа, освящаются нравственные и эстетические ценности, что является также частью истории края. Для успешного формирования жизненных ценностей и идеалов детям необходимо предоставлять возможность знать истоки искусства и национальной культуры [2, с. 104].

Хотелось бы отметить, что в настоящее время в нашу жизнь активно проникают элементы зарубежной культуры. Этот фактор имеет также большое значение. Непреднамеренное смешение культур приводит к серьезным проблемам. Важно не только не забывать истоки своей культуры, при многообразии и внедрении иных культур, а наоборот, возрождать и развивать полузабытые пласты местной народной культуры, которая будет способствовать самоидентификации коренного населения нашей сраны и проживающих на нашей территории национальностей. Педагогу при подготовке к работе в направлении патриотического воспитания необходимо учитывать данный фактор и хорошо разбираться в особенностях родного края, страны, чтобы не вызвать смешивания информации.

Национальная культура также является важной частью патриотического воспитания. Ее вхождение в жизнь ребенка происходит через родителей и дошкольную организацию. Из этого исходит вывод о том, что чем раньше дошкольник придет к осознанию и пониманию культуры народа, тем глубже он проникнется народными ценностями, тем крепче будет связь с малой родиной. Большое значение при воспитании интереса и любви к родному краю оказывает близкое окружение ребенка. Постепенно дошкольники знакомятся с детским садом, улицей, на которой они проживают, населенным пунктом и в результате со страной. Родители играют важную роль при знакомстве с родным краем. Совместно с ребенком можно провести небольшую экскурсию, даже если вы просто идете в магазин, бассейн, на прогулку. Также выезд за город на природу или в деревню может стать увлекательным путешествием по миру природы родного края, где можно указать на характерные особенности местности.

Особенности каждой территории можно выявить в различных видах искусства: песня, танцы, устное народное творчество и изобразительное искусство. Народное искусство, с малых лет окружающее малыша, должно воздействовать на него в комплексе. При таком подходе природа народного творчества раскрывается во всем своем многообразии, эмоционально воздействует и увлекает ребенка. Важно дать понять дошкольнику, что каждый человек является частью своего народа, что у каждого есть Родина [3, с. 81-82].

Дошкольная образовательная организация является той ступенью, которая закладывает духовно-нравственный потенциал в душу ребенка. Ее целью является воспитание личности имеющую активную жизненную позицию, творческий потенциал, имеющая способность самосовершенствоваться и гармонично взаимодействовать с другими людьми. Только через активное включение ребенка в культуру народа можно осуществить полноценное раскрытие его личности – непосредственное проживание в культуре и традициях.

В последнее время по патриотическому воспитанию дошкольников выходит большое количество литературы. Часто в ней затрагиваются только отдельные стороны исторического воспитания, к сожалению, в определенных видах деятельности не прослеживается система, которая могла бы отражать все существо заявленного феномена. Чувство патриотизма многообразно по своему содержанию. Сюда можно отнести и любовь к малой родине, и гордость за народ своей страны, и ощущение неразрывности с миром, а также желание сохранить и преумножать богатство своей Родины. При ознакомлении дошкольников с родным краем реализуются такие задачи, как воспитание любви к своему краю, уважение к труду взрослых, проявление интереса к промыслам и традициям, формирование чувства гордости и ответственности за родной край, формирование бережного отношения к природе края. Представленные задачи реализуются во всех видах деятельности: непосредственная образовательная деятельность, игровая и трудовая деятельность, быт. С их помощью у дошкольников формируются не только патриотические чувства, но и выстраиваются отношения с окружающими взрослыми и сверстниками.

При ознакомлении ребенка с родным краем важнейшая задача педагога состоит в том, что необходимо отобрать из большого количества впечатлений, получаемых дошкольником, такие, которые ему наиболее доступны: природа, мир животных, труд людей, традиции, достопримечательности и т.д. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан хорошо знать историю и особенности своей местности. Он обязан продумать, что рассказать и показать детям, выделив при этом характерные особенности местности и края. В каждом населенном пункте своя неповторимая природа, традиции и быт. Подбор материала о представляемой местности дает возможность формировать у детей представление о том, чем знаменит родной край [5, с. 133].

При знакомстве детей с родным городом или населенным пунктом, необходимо показать, что он представлен своей историей, достопримечательностями, традициями, известными людьми. Дети младшего дошкольного возраста должны познакомиться с названиями своей улицы, улицы на которой располагается детский сад. Детей старше необходимо знакомить с объектами, расположенными на соседних улицах. Количество объектов при знакомстве старших дошкольников, более разнообразен – район, местность города или населенного пункта в целом, его достопримечательности, места, имеющие историческое значение и памятники. Детей знакомят с ними, объясняют, в честь кого они возведены. Для создания полной картины необходимо проведение экскурсий (по улице, городу, на природе), наблюдение за трудом взрослых, где происходит понимание, что труд важен. Также большое значение имеет знакомство дошкольников с народными промыслами края.

Приобретение знаний и представлений о родном крае – это сложный педагогический процесс, предполагающий совместную деятельность педагога и детей, использование разнообразных методов педагогического воздействия на ребенка. Педагогический процесс дошкольной образовательной организации вбирает в себя большое количество форм, методов и приемов работы.

Дошкольное детство является благодатным периодом для приобретения знаний о родном крае и воспитания чувства патриотизма, поскольку дети данного возраста имеют высокую восприимчивость и легко обучаемы. В связи с этим, очень важно, чтобы ребенка в раннем детстве окружали люди, которые были бы для него примером для подражания.

Литература:

1. Аронов А. Воспитываем патриотизм // Дошкольное воспитание. – 1988. – №2. – С. 10-13.

2. Гусев Д.А., Соколова В.Н. Художественно-эстетическое воспитание сельских школьников средствами народного искусства: региональный аспект: монография. – Арзамас: АГПИ, 2009. – 184 с.

3. Гусев Д.А., Зайкин М.И. От народных ремесел – к духовным идеалам культурного наследия // Высшее образование сегодня. – 2014. – № 1. – С. 80-83.

4. Жариков А.Д. Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1980. – 192 с.

5. Жуковская Р.И. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова; под ред. С.А. Козловой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1985. – 268 с.

6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., исправ. и доп. – М.: Издательский , 2001. – 416 с.

7. Лихачев Д. С. Письма о добром. – 4 изд., испр. и доп. – СПб.: Нотабене, 1994. – 232 с.

8. Никонова Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов. – Минск: Народная асвета, 1991. – 112 с.

9. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политиздат, 1985. – 270 с.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]