Конспект занятия в средней группе с палочками Кюизенера.


Конспект занятия с палочками Кюизенера

«Построим матрешке домик»

(Средняя группа)

Цель. Закрепить у детей представления о форме (треугольная, квадратная, прямоугольная), длине (самая длинная, короче, самая короткая), счете (в пределах 5); поупражнять их в ориентировке в пространстве (левее, правее, внизу, вверху, посередине) и назывании цвета палочек (оранжевая, белая, фиолетовая и другие).

Материал. Набор цветных палочек и по одной матрешке на каждого ребенка.

Организация. Дети располагаются на полу полукругом, воспитатель посередине. У каждого из детей — маленькая матрешка,

Ход занятия

— Давайте построим для матрешек дома из цветных палочек. Возьмите четыре оранжевые палочки и составьте их так, чтобы получился квадрат. Стены готовы. А из двух синих палочек постройте крышу. Какой формы получится крыша у дома? (Ответы нескольких детей.)

А что еще бывает у дома кроме стен и крыши?
(Окно, дверь, труба.)
Возьмите две розовые палочки и сделайте окно, из двух желтых палочек — дверь, из одной красной — трубу. Что идет из трубы?
(Дым.)
Из каких палочек вы сделаете дым? Сколько возьмете палочек для этого? Какой формы получилось окно, дверь, труба?
(Ответы детей.)
Можно пригласить матрешку в дом. Только как она войдет? Что нужно пристроить к дому, чтобы матрешка вошла в него?
(Лестницу.)
Сделайте лестницу из белой, голубой и желтой палочек. Какого цвета палочки внизу (вверху, посередине)? Поднимитесь с матрешкой по лестнице, называя цвет каждой ступеньки. А теперь спуститесь. Поставьте матрешку на самую длинную палочку-ступеньку (короче, самую короткую). Какого цвета палочка посередине?
(Ответы детей.)
Возьмите три фиолетовых палочки и поставьте с левой стороны дома, а четыре палочки такого же цвета — справа. (Дети выполняют.)

Вот и забор у дома есть. Какие по высоте палочки у забора? А какого они цвета?

А теперь посадим возле дома дерево. Ствол сделаем из одной зеленой палочки, а ветви — из голубых палочек. Сколько палочек понадобилось для ствола, а сколько для ветвей? (Спросить нескольких детей.)

Как же матрешки будут ходить друг к другу в гости? Нужны дорожки. Соедините дома дорожками. Палочки для дорожек возьмите какие хотите, но чтобы дорожка

получилась одного цвета. (Спросить у детей, из каких палочек по размеру и цвету они построили дорожки, сколько их потребовалось.)

Я думаю, все матрешки будут с удовольствием жить в своих красивых домах и ходить друг к другу в гости.

Конспект занятия с палочками Кюизенера

«Поезда»

(Средняя группа)

Цель. Упражнять детей в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке, упорядочении палочек по длине, освоении состава числа, различении цифр, цвета; развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать, самостоятельно формулировать вопросы и отвечать на них.

Материал. Фланелеграф, плоский вариант палочек и силуэты животных для фланелеграфа; набор цветных палочек для каждого ребенка, цифры.

Ход занятия

— Ребята, вы любите путешествовать? (Ответы.)

Тогда угадайте, на чем мы отправимся в путешествие сегодня:

В поле лестница лежит, Дом по лестнице бежит.

(Поезд)

Как вы догадались, что это поезд? (Ответы.)

Ну что ж, давайте приготовим свои поезда — и в путь-дорогу…

Составьте поезд из палочек-вагонов — от самого длинного до самого короткого. Составили? Поехали! А в пути поиграем в «вопросы и ответы». Один вопрос задаю я, а другой — кто-нибудь из вас. (Дети формулируют вопросы по аналогии.)

Сколько всего вагонов у поезда? Каким по порядку стоит коричневый вагон? Вагон какого цвета стоит шестым? Какой по порядку вагон находится между оранжевым и коричневым? Найди вагон, который стоит рядом с желтым, но не красный. Какого цвета вагон левее (правее) бордового? (Ответы детей.)

Вагончики веселые бегут, бегут, бегут.

Их круглые колесики все тук, да тук, да тук.

Перечислите по порядку цвета вагонов слева направо. А теперь наоборот — справа налево. (Ответы детей.)

Я буду называть размер вагона, а вы покажите его: самый длинный, короче, еще короче… кто продолжит? А теперь наоборот: самый короткий, длиннее, еще длиннее. (Кто-либо из детей продолжает называть и показывать.)

Пронумеруйте вагоны своего поезда. Какого цвета девятый вагон? Какого размера первый (последний) вагон? (Ответы.)

В нашем поезде едут пассажиры — вот они. (Показать белую палочку).

Сколько пассажиров в последнем вагоне?
(Уложить белые палочки по длине «вагона» и сосчитать их.)
Каким будет ваш вопрос?
(Спросить нескольких детей.)
А сколько пассажиров поместятся в девятом и десятом вагонах? Докажите. А в восьмом и седьмом? Как узнали? В каком по порядку вагоне едут пять пассажиров?
(Ответы.)
Ребята, по железной дороге движется встречный поезд. (Составить поезд из четырех вагонов на фланелеграфе.)

Только пассажиры в нем — животные: слон, корова, кошка, собака. В этом поезде едет и мышка, но она спряталась, и ее не видно. Отгадайте, в каком вагоне мышка, если мы знаем, что она едет не с собакой и не со слоном?
(Мышка едет с коровой, так как кошка может съесть мышку.)
Хорошо прокатиться в пассажирском поезде, правда? Но ведь и товарные поезда есть, и они очень нужны. Составьте товарный поезд из палочек одного цвета, какого хотите. (Спросить 2

—3
детей, из палочек какого цвета они составили свой «поезд» и сколько в нем «вагонов».)
Есть у нас груз одноместный
(показать белую палочку),
двухместный
(розовую),
трехместный и т. д. Этот груз надо распределить по вагонам так, полностью загрузить, но по-разному. Принимайтесь
по ходу выполнения задания спросить, какой груз в первом вагоне, как нагрузили второй вагон и т д.)
Наши поезда прибыли на вокзал по расписанию. А вот здания вокзала нет, его надо построить, но только из тех палочек, которые указаны цифрами на карточках. (Детям раздать карточки с цифрами, согласно им отобрать палочки, из которых создается постройка

).

После осмотра построек детям предлагается встать в круг. Воспитатель бросает мяч каждому из детей и задает вопросы: «Что интересного было на занятии? А тебе что понравилось больше всего? Какое задание было самым трудным? А самым легким? Как ты считаешь, ты хорошо поработал? Почему так решил? За что бы ты себя похвалил?»

Приложение 3.

Математика дошкольникам на палочках Кюизенера. С чего начать знакомство с палочками?


Предлагаем Вам обзор упражнений, записанных на вебинаре автора развивающих игр Беллы Борисовны Финкельштейн.
Хотите верьте, хотите нет, но все математические представления, которые ребенок получает, начиная со второй младшей до подготовительной группы, можно проиллюстрировать с помощью цветных счетных палочек.

Покажем это на основных игровых упражнениях.

Простые математические понятия:

Один и много. Много и один.

Где один? Где много?

Сравнение множеств. Больше, меньше; длиннее короче.

Понятие равенство показываем на палочках.

Понятие цифры.

Каждая палочка имеет имя, оно записы


вается цифрой. (Картонные цифры и знаки входят в состав игры).

Давай подпишем синюю палочку, и розовую… Как называется красная палочка, давай подберем к ней цифру!


Состав числа из единиц. Сколько единиц в числе, таково и число.

Исследовательская деятельность детей: определить сколько единиц в палочке розового цвета, в палочке черного цвета. Длину каждой палочки можно обозначить цифрой, а при сравнении использовать знаки ><=

Формируем представление больше, меньше. На сколько больше (меньше). Уравнивание.

3 больше 2 на 16 меньше 7 на 1

Натуральный ряд. Построение натурального ряда.

Первый этап: строим ряд до 5 , второй этап – от 5 до 10. Ряды строим в двух плоскостях – вертикальной и горизонтальной.

Давай построим лесенку! (Какая следующая ступенька? Давай посчитаем! (один, два, три ….)

Еще одна исследовательская работа – доказать, что каждое последующее число на 1 больше или на 1 меньше предыдущего.

Палочки можно объединить в семейки:

Белая семейка:Черная семейка:

Красная семейка:Синяя семейка:

Желтая семейка:

Можно отметить, что некоторые числа входят в несколько семеек. Как вы догадались, в семейки объединяются числа кратные 2,3,5 и простые числа. Один и семь – семейки – одиночки.


7. Состав числа из двух меньших.

Очень эффективно упражнение на закрепление состава числа из двух меньших.

Дети не просто запомнят состав, а еще сами подберут число и прочувствуют состав тактильно.

Пример упражнений:

Соткем коврики.

Давайте будем ткать ковер. Сложим ковер числа 7:

Или соберем взлетную полосу для самолета..

Полезно записать (закодировать) свой коврик с помощью цифр. Интересно и раскодирование.

Решение примеров:

Дополняем решение примеров цифрами и знаками.

Сложение.Вычитание:

Составление задач по моделям.

Дети с удовольствием придумывают задачи по предложенным моделям на сложение и вычитание.

На ветке сидели 7 воробьёв, прилетели еще 2 воробья, сколько воробьев сидит на ветке? На парковке было 7 машин, припарковались ещё 2…. и т.д. Фантазия детей безгранична. Про что у тебя будет задача?

Подготовка к пониманию действий умножения и деления.

Умножение: Сколько рядов? Сколько в одном ряду? Сколько всего?Деление: Двойка является меркой предмета.


11. Переход через десяток.

На многих языках числа второго десятка звучат одинаково: пять на дцать. Берем Десять (дцать) и кладем на него пять. Получается пятнадцать.

Давай сложим из палочек тринадцать, семнадцать!

Название чисел кратных десяти. Пятьдесят – пять десятков.


Как выглядит тридцать? или восемьдесят?

Мы увидели возможности использования палочек для решения арифметических задач.

Рассмотрим использование палочек в геометрии.


Квадрат.

Исследовательская работа: доказать, что все стороны квадрата равны. (Берем мерку и прикладываем к каждой стороне).

Прямоугольник. Доказываем равенство противоположных сторон.

Треугольник. Считаем количество углов и сторон.

Многоугольники, углы: прямой, острый, тупой.

Все эти упражнения могут постепенно вводиться как часть занятия (НОД).

Для использования на занятиях понадобится одна коробка цветных счетных палочек Кюизенера на 2-3 человек.

И, конечно, в образовательном процессе используем игры и пособия, которые позволяют системно работать с цветными счетными палочками Кюизенера.

Младший возрастСредний возрастСтарший возраст

Картотека игр и упражнений с палочками Дж.Кюизенера

Игра «Сушим полотенца»

Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее – короче, равные по длине).
Материал. Цветные счетные палочки: 1 коричневая, 5 желтых, 5 красных (на каждого ребенка).

Описание: На подносе лежат палочки двух цветов.

Задания

– Отложите в сторону одинаковые по длине палочки. Какого они цвета?

– Что надо сделать, чтобы узнать, каких палочек больше? (Положить палочки одного цвета под палочками другого цвета.)

– Сколько длинных (коротких) палочек?(Много, сколь ко – столько, поровну.)

– Положите коричневую палочку перед собой. (Показ.) Это – веревочка. Палочки желтого и красного цвета – «полотенца». Давайте повесим «полотенца» сушиться на веревочке. Сначала повесьте длинное, потом короткое, снова длинное «полотенце». Какое теперь надо вешать «полотенце»?(Короткое.)

Развесьте все «полотенца». Дотрагиваясь пальцем до «полотенца», называйте его цвет: желтое, красное, желтое…

Вопросы

– Сколько желтых «полотенец»? (Много.)

– Сколько красных «полотенец»?(Много.)

– Какого цвета «полотенец» больше (меньше)? Как это можно узнать? Что нужно для этого сделать? (Приложить «полотенце» желтого цвета к «полотенцу» красного цвета.)

– Так каких «полотенец» больше (меньше)? (Поровну, одинаково, сколько желтых – столько красных.)

Игра «Числа 1 и 2»

Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат сравнения. Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2.

Материал. Для воспитателя: магнитная доска; 2 белых квадрата 10×10; розовая полоска 20 х

10 см; цифры 1 и 2. Для детей: цветные счетные палочки – 3 белые и 3 розовые; цифры 1 и 2; карточка.
Описание:Педагог предлагает детям показать ему белый кубик и спрашивает: «Сколько белых кубиков вы показали? Какой цифрой можно обозначить это число?»
Воспитатель на доске выкладывает цифру 1 под белым квадратом.

Дети ставят цифру 1 под белым кубиком и повторяют: «Один кубик – цифра один!»

Воспитатель акцентирует внимание детей: «Белый кубик – это самая короткая “палочка” в нашем наборе. Чему она равна? (Одному.)

Какое число она обозначает?
(Один.)
Покажите розовую палочку. Положите ее под белой палочкой так, чтобы с одной стороны совпадал край. Какая палочка длиннее?»
(Розовая.)
Воспитатель демонстрирует этот этап работы на доске.

«Положите рядом с белым еще один белый кубик. (Демонстрирует на доске.) Давайте посчитаем, сколько белых кубиков в ряду.(Один, два, всего два кубика.)

Какие палочки длиннее, одна розовая или две белые?
(Равные, одинаковые по длине.)
Розовая палочка обозначает число два. (Показывает и называет цифру 2, ставит ее рядом с цифрой 1.) Почему мы ставим цифру два рядом с розовой палочкой?
(Потому что в ней две белые палочки.)
Уберите белый кубик справа и вместо него поставьте розовую палочку. Получилась лесенка. Сколько у нее ступенек?
(Одна.)
Сколько рядов?
(Два.)
Сколько палочек во втором ряду, если считать снизу вверх?
(Одна, две.)
Рядом с розовой палочкой поставьте два белых кубика».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]