Картотека по конструированию Вторая младшая группа


Картотека дидактических игр по конструированию.

Конструирование. Дидактические игры.

Построим дом. (мл., ср. гр.)

Цель:

Составление домов разных размеров. Учить детей подбирать двери, окна, крыши соответствующие величине данного дома.

Материал:

Части домов различного размера для составления 5-ти зданий, отличающихся по величине.

Ход:

Комплекты деталей выкладываются в беспорядке. Ребенок подбирает подходящие детали. Количество составляемых домов зависит от возможностей ребенка.

Чего не хватает? (мл., ср. гр.)

Цель:

Развивать у детей внимание, наблюдательность. Развивать логику и доказательную речь.

Материал:

Карты с изображением различных построек, в которых отсутствует какая – либо деталь. Геометрические фигуры для «починки» построек.

Ход игры:

Ребенку предлагается изображение предмета или строения (дом, машина…), у которой отсутствует та или иная деталь. Ребенок старается догадаться, какой детали не хватает, и объяснить, почему она необходима. Затем «починить» предмет.

Собери и построй. (мл., ср. гр.)

Цель:

Закреплять умение детей узнавать и называть геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал). Выкладывать из геометрических фигур различные предметы.

Материал:

кубик с наклеенными геометрическими фигурами, геометрические фигуры, вырезанные из картона; контурные образцы построек.

Ход:

Вариант 1.

Ребенок бросает кубик, называет фигуру, которую видит на верхней грани и берет такую же картонную любого цвета. Из фигур, набранных за несколько ходов, ребенок составляет любое изображение.

Вариант 2.

Ребенок выбирает фигуру по цвету. Форма, в этом случае может быть любой. Например: На верхней грани кубика выпал зеленый треугольник. Ребенку предлагается выбрать любую фигуру зеленого цвета. Из набранных фигур также составляется постройка.

Какая постройка рассыпалась? (мл., ср. гр.)

Цель:

Развитие внимания; логического мышления. Умение узнавать и называть геометрические фигуры.

Материал:

Карточки с составленными из геометрических фигур постройками (горка, дом, ворота и др.); и теми же геометрическими фигурами, но размещенными в хаотичном порядке.

Ход игры:

Взрослый показывает ребенку карточку с разбросанными по полю геометрическими фигурами (фигуры наклеены) и предлагает найти карточку с постройкой из таких же фигур. Сначала на выбор дается две карточки с постройками, затем, когда дети начинают легко справляться с заданием, количество карточек увеличивается.

Мастерская форм.

Цель:

Закреплять у детей знания геометрических форм. Выкладывать геометрические фигуры и предметы по условиям.

Материал:

Счетные палочки, геометрические фигуры.

Ход:

Вариант 1.(мл., ср. гр)

Детям предлагается выложить из палочек геометрические фигуры по образцам. Образцами являются различные прямоугольники, квадраты, треугольники.

Вариант 2.(ст.гр.)

Детям предлагается выложить из палочек различные предметы по условиям. Например: треугольник из 3-х палочек, 5-и,6-и; прямоугольник из 6-и, 8-и; домик из 6-и, 11-и и т.д.

Есть у тебя или нет?

Цель:

Учить детей узнавать знакомые по форме предметы наощупь.

Материал:

Две муфточки; два набора предметов простой формы (шарик, яблоко, груша, яйцо, лимон, пирамидка, кубик, кирпичик и др.); коробка.

Ход:

Вариант 1. (мл., ср. гр.)

Воспитатель показывает детям две муфточки и демонстрирует, как вставляются в муфточку две руки и дает детям попробовать самим, как это делается.

Вынимая из коробки по очереди каждую игрушку, воспитатель показывает ее детям и ставит ее на столик. Дети называют предметы и рассматривают со всех сторон.Затем воспитатель складывает один комплект игрушек в одну муфточку, а вызванный ребенок складывает второй комплект в другую.

В. – Спрятались от наши игрушки. Ничего, сейчас мы их будем искать и найдем.

Педагог подзывает к себе двух детей, усаживает их друг напротив друга за столом. Каждый ребенок получает муфточку с игрушками. Кто первый будет искать игрушку определяется считалочкой:

Чтобы весело играть,

Надо всех пересчитать.

Раз, два, три,

Первый – ты.

Обращаясь к первому ребенку, воспитатель предлагает ему выбрать в муфточке, то что ему понравится. (Напомнить ребенку прием обследования предмета руками, ощупывая его с разных сторон).

В. – Выбрал? Тогда назови, что нашел, и спроси, есть ли такая же игрушка у Паши. Нужно сказать: «У меня есть шарик. А у тебя есть или нет?» — и поставить названный предмет на стол. Другой партнер должен найти в своей муфточке такой же предмет и ответить: «И у меня есть шарик», потом вынуть его из муфточки и положить рядом для сравнения.

Игра продолжается, только теперь выбирает игрушку второй ребенок, а первый находит такую же в своей муфточке. Оценив правильность решения задачи, воспитатель выбирает двух других детей, и игра продолжается.

Вариант 2. (ср., ст. гр.)

В муфточку кладутся строительные детали. Необходимо правильно назвать деталь.

Вариант 3. (ст., подг. гр)

первый играющий не называет деталь, а описывает ее. Например: «У меня деталь, в которой две стороны – треугольники, а три стороны – прямоугольники». Второй играющий называет деталь и ищет ее в своей муфточке. После этого оба игрока достают детали и проверяют правильность решения задачи.

Где твой дом?

Цель:

Развитие осмысленного восприятия формы геометрически фигур; узнавание формы фигуры только с помощью зрительного анализатора.

Материал:

Маленькие карточки с изображением геометрических фигур: круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник на каждого ребенка; пять больших карт с изображением тех же фигур.

Ход:

Воспитатель подзывает к себе четверых детей и дает каждому по большой карте с опознавательным знаком нового дома, в который будут переезжать жильцы. Дети с картами занимают свои места (встают в начерченные круги).

Остальные участники игры получают маленькие карточки – это приглашение переехать в новый дом.

В. – На приглашении нарисована фигура, которая поможет найти новый дом. Чтобы не спутать свой дом с чужим, нужно внимательно рассмотреть все фигуры на домах и выбрать такую же, как на карточке.

После этого некоторое время дети свободно двигаются по площадке. Они еще не знают, где чей дом, т.к. большие карты им еще не показывали. По сигналу воспитателя «Стоп» дети с большими картами (хозяева) поднимут их, а дети, изображающие жильцов, должны будут остановиться, рассмотреть свои карточки, а потом поискать, где находятся такие же фигуры на домах.

После небольшой паузы педагог спрашивает: «Где твой дом?» После этих слов дети разбегаются по своим домам. Как только дом будет полностью заселен, все жильцы поднимают свои карточки. Воспитатель и «хозяева» домов проверяют, в каком доме раньше собрались жильцы и все ли правильно нашли свой дом, отмечает победителей.

Затем взрослый собирает маленькие и большие карточки, выбирает новых «хозяев», раздает новые приглашения и игра повторяется.

Обводилки.

Цель:

Знакомить детей с возможностью геометрических фигур «превращаться» в различные предметы. Развитие воображения. Развития словаря. Подготовка руки к письму.

Материал:

Геометрические фигуры. Цветные карандаши.

Ход:

Воспитатель рассказывает детям какую-нибудь историю или сказку (тема выбирается педагогом). Затем детям дается геометрическая фигура (или несколько), предлагается обвести ее и дорисовать так, чтобы получился герой истории или предмет.

Примечании:

Игра может быть использована во всех возрастных группах.

Архитектор.

Цель:

Развивать умение составлять сериационный ряд. Упражнять ребенка в умении создавать план постройки.

Материал:

Полоски разной длины (до 10 градаций); лист бумаги, простой карандаш.

Ход:

Вариант 1.
(ср., ст. гр.)
Полоски разложить в беспорядке. Предложить детям разложить их по порядку: от самой маленькой до самой большой или от самой большой до самой маленькой.

Вариант 2. (ст., подг. гр.)

Полоски разложить в беспорядке. Предложить детям нарисовать план лестницы, не трогая полосок. Затем, предложить взять полоски и выстроить лестницу по плану.

Узнай предмет.

Цель:

Узнавать схематично изображенный предмет. Строить предмет из деталей строителя; составлять из геометрических фигур.

Материал:

Схематичные изображения различных предметов; геометрические фигуры; строительные детали.

Ход:

Вариант 1. (ср. гр.)

Ребенку показать картинку со схематично изображенным предметом. Ребенок называет предмет, говорит из каких геометрических фигур его можно составить и составляет его.

Вариант 2. (ст., подг. гр.)

Ребенок узнает схематично изображенный предмет и строит его из деталей строителя, самостоятельно подбирая необходимые детали.

Узнай, что изменилось? (ст., подг.гр.)

Цель:

Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов: справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около и др. Развивать наблюдательность, активное запоминание. Закреплять название геометрических фигур или строительных деталей.

Материал:

Геометрические фигуры или детали деревянного конструктора; Петрушка; ширма.

Ход:

Дети помогают Петрушке разобраться, где стоят предметы. За ширмой предметы меняются местами. Называют изменение в расположении предметов только те дети, на кого укажет Петрушка.

Усложнение:

Увеличивается количество деталей; меняется местами более двух предметов.

Что такой длины? Ширины? Высоты? (ст., подг. гр.)

Цель:

Учить детей обращать внимание не только на общую величину предмета, но и на отдельные её параметры – длину, ширину, высоту.

Материал:

Полоски разной длины.

Ход:

Взрослый загадывает какой – нибудь предмет (например: стол) и делает узкую бумажную полоску, равную его длине. Чтобы отгадать загаданное, ребенку надо будет сравнить длину разных предметов в группе с этой полоской. Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту и следующий, измерив его ширину.

Горячо – холодно.(ст. возр.)

Цель:

Закреплять у детей название деталей деревянного конструктора. Развивать связную речь.

Материал:

Детали конструктора; матрешка.

Ход:

Рассмотреть с детьми детали, поставить их так, чтобы они были хорошо видны и, чтобы к ним можно было подойти.

В. – сегодня мы поиграем в игру «Горячо – холодно». Выберем водящего. Он выйдет за дверь, а мы спрячем матрешку за какую – нибудь деталь. Если он увидит за какой деталью матрешка, то должен назвать её, и только после этого её можно будет взять. Мы будем помогать водящему, если он ушел далеко – скажем: «Холодно», если близко – «Тепло», если совсем близко – «Горячо».

Ведущего выбирают считалкой. Количество деталей зависит от возраста и степени подготовленности детей.

Счастливый остров. (ст. возр.)

Цель:

Развитие воображения. Умение работать в команде. Закрепление названий геометрических фигур.

Материал:

Разноцветные геометрические фигуры и их части.

Ход:

Педагог определяет тему. Дети совместно создают постройку. Постройка должна соответствовать характеру темы.

Найди постройку по описанию.

Цель:

Учить находить постройку по описанию; развивать наблюдательность; учить описывать постройку, не называя её; воспитывать выдержку.

Материал:

Готовые постройки (в подг.гр. можно использовать объемные схемы); игрушка Буратино.

Ход:

Воспитатель вместе с Буратино и детьми рассматривает постройки. При этом воспитатель обращает внимание из каких деталей состоит постройка, как они расположены относительно друг друга, какие есть функциональные части, для чего этот предмет нужен.

В. – Сейчас мы с Буратино загадаем одну из построек, и Буратино вам про нее расскажет. Назовет загаданную постройку тот, на кого укажет Буратино. Буратино описывает постройку – дети угадывают.

Вариант.

Ребенок описывает постройку. Буратино угадывает. Игра продолжается до тех пор пока все постройки не будут угаданы. Затем Буратино предлагает детям мелкие игрушки чтобы обыграть постройки.

Разные дома. (ст. возр.)

Цель:

Учить детей сравнивать рисунок и чертеж (схема) предмета.

Материал:

Карточки с контурными изображениями построек сложной формы (дома с разными крышами, пристройками). Детям предлагаются 4 схемы. По три детализированных картинки к каждой схеме. В каждой картинке есть небольшое расхождение со схемой: отличие в форме крыши одной из пристроек, в расположении пристроек, в их высоте и др.

Ход:

Взрослый рассказывает детям, что однажды строители строили по чертежу дом и допустили небольшие ошибки. И хоть дома получились красивые, они все же немного отличались от чертежа. Предлагает рассмотреть каждую постройку и найти неточности. Воспитатель показывает детям первую схему и картинку к ней. Дети находят ошибку. Затем педагог показывает следующую картинку к этой же схеме, потом третью. Далее переходят ко второй схеме и рассматривают последовательно ещё три картинки. Если дети не могут найти правильный ответ, воспитатель помогает им. Точно так же рассматриваются остальные рисунки и чертежи.

В этой игре можно использовать самые разные чертежи и рисунки.

Угадай – ка. (ст. возр.)

Цель:

Обучение детей при анализе предмета придерживаться определенного плана, т.е. последовательной постановки серии вопросов сначала общего характера – о назначении предмета, его внешнем облике в целом, затее более конкретных – о частях предмета, их особенностях и строении.

Материал:

Набор рисунков, изображающих различные предметы, постройки (избушка на курьих ножках, самолет, качели, ледяной дворец, мост и др.)

Ход:

Картинки расположены перед детьми. Взрослый предлагает детям поиграть в игру «Угадай – ка». Он будет отгадывать предмет, который дети выберут сами из нескольких изображенных на картинках. Взрослый задает вопросы, а дети отвечают только «да» или «нет». Вопросы могут быть примерно такими: «Это обычный предмет? – Нет. Это сказочный предмет? – Да. Он служит для передвижения? – Нет. В нем живут? – Да. Он на курьих ножках? – Да. Это изба бабы Яги? – Да».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]