Организация театрализованной деятельности детей дошкольного возраста — Существенная особенность театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста


Существенная особенность театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

В педагогической и психологической литературе существуют различные названия театрализованной деятельности: театрализованная игровая деятельность, театрализованное игровое творчество, театрализованные игры, театрализованные представления, театрализованная самодеятельность, театрализованная деятельность и др.

Все виды игры — это, по сути, искусство ребенка, его творчество. Театрализованная игра — типичная основа художественного творчества. Поэтому театрализованную игру можно назвать творческой игрой.

Некоторые психологи придерживаются мнения, что театрализованные игры нельзя рассматривать как творческую деятельность, поскольку в них не создается ничего нового. Действительно, если подходить к игре с теми же стандартами, что и к взрослой деятельности, то термин «творчество» неуместен. Но это оправдано, если посмотреть на проблему с точки зрения развития ребенка. Нет оснований отрицать возможности творческого самовыражения детей в театральной игре, поскольку театральная деятельность содержит в себе творческое начало и сама по себе является художественной деятельностью.

По мнению С.Н. Томчиковой, театрализованная деятельность дошкольников — это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники овладевают доступными средствами сценического искусства и, в зависимости от выбранной роли (актера, автора, оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и проведении различных видов театрализованных представлений, приобщаются к театральной культуре.

Театральные игры называются так, видимо, из-за их близости к театральному представлению. Зрелище всегда вызывает удовольствие, а повествование истории усиливает привлекательность игры.

Под театрализованными играми ученые подразумевают «театрализованные игры», «сюжеты которых представляют собой знакомые сказки или театральные представления, основанные на готовых сценариях».

Театрализованная игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: у них развивается художественный вкус, творческие и декламационные способности, формируется чувство коллективизма, развивается память.

Особенность театрализованных игр: Они имеют готовый сюжет, то есть деятельность ребенка предопределена текстом произведения. Педагогическая дошкольная художественная эстетика детей.

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для детского творчества: Текст произведения — это просто холст, в который дети могут вплести новые сюжетные линии, ввести дополнительные роли, изменить концовку и т.д.

Было отмечено, что театрализованные игры отличаются от ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры — это игровые представления, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения и разыгрываются детьми лично. В них, как и в настоящем театральном искусстве, конкретные образы создаются с помощью таких средств выразительности, как интонация, мимика, жесты, поза и походка.

Педагогической основой организации процесса театрализованной деятельности в ДОУ является специфика восприятия дошкольниками театрального искусства. Для того чтобы это восприятие было полноценным, необходимо знакомить детей с различными видами театральной деятельности. Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: Режиссерские игры и игры-драматизации.

К первой группе — режиссерским играм в детском саду можно отнести настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Здесь ребенок или взрослый не является актером, он или она создает сцену, играет роль игрушечного персонажа — объемного или плоского. Он или она действует за него или нее, изображает его или ее с помощью мимики, интонации, жестов. Пантомима ребенка ограничена. Он или она действует с неподвижной или сидящей фигуркой, игрушкой. Акцент здесь делается на языке, его тематике, интонации, выразительности, дикции.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Особенности организации театральной деятельности с детьми дошкольного возраста

В настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театральной деятельности в детском саду. Этому посвящены работы отечественных педагогов, учёных, методистов: Н. Карпинский, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкарёвой, И. Медведевой, Т. Шишовой и др.

З анятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания. С этой точки зрения огромное значение имеет организация, пространство театрального помещения.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

  • индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
  • особенности его эмоционально-личностного развития;
  • интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  • любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
  • возрастные и полоролевые особенности.

Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремление ребенка участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», где ребенок может побыть один и порепетировать какую-либо роль перед зеркалом или ещё раз просмотреть иллюстрации к спектаклю и т.д.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любое занятие или на театрализацию любимого произведения. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра (пальчиковый, би-ба-бо, марионеточный), детские рисунки и др. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей.

Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям. Для этого в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряжения.

Учитывая полоролевые особенности детей в зонах для театрализованной деятельности размещают оборудование и материалы, отвечающие интересам как мальчиков, так и девочек.

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседа по ним;
  • игры-драматизации;
  • разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальный и невербальный);
  • упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.

Методические рекомендации к организации театральных занятий.

Во время занятий необходимо:

  • внимательно выслушивать ответы и предложения детей;
  • если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с персонажем;
  • при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;
  • спросить у кого получилось похоже и почему, а не у кого лучше;
  • в заключении различными способами вызвать у детей радость.

Основные требования к организации театрализованных игр в детском саду:

  • Содержание и разнообразие тематики.
  • Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
  • Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.
  • Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; органично включена в различные другие занятия (музыкальные, по изодеятельности и др.), а так же запланирована специально в недельном расписании занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром. Желательно, чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий.

В соответствии со склонностями и интересами детей в вечернее время может быть организована работа разнообразных студий ( «Кукольный театр – малышам», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и др.)

Продолжительность каждого занятия: 15 – 20 в младшей группе, 20 – 25 минут — в средней и 25 – 30 минут — в старшей. Индивидуальная работа и общие репетиции проводятся 1 раз в неделю не более 40 минут. Занятия желательно проводить в просторном, регулярно проветриваемом помещении с использованием мягких, объемных модулей различной конструкции с наличием музыкального инструмента, аудиотехники. Форма одежды облегченная, предпочтительно спортивная, обязательна мягкая обувь или чешки.

Первые театрализованные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает проявить инициативу в её организации, и только лишь в старших группах, педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.

Особое внимание в организации театрализованной деятельности уделяется взаимодействию ДОУ с семьёй. Данная работа реализует следующие задачи:

  • Поддерживать интерес ребёнка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях.
  • Обсуждать с ребёнком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля – полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.
  • Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.
  • Рассказывать знакомым в присутствии ребёнка о его достижениях.
  • Рассказывать ребёнку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кино- фильмов и пр.
  • Постепенно вырабатывать у ребенка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».
  • По мере возможности организовывать посещение театров или просмотров видео- записей театральных постановок.

Таким образом, подобная организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребёнка и взаимообогащению всех, так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнёры взаимодействия. Именно в общем спектакле ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения. Кроме того, в такой совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, мечты и желания. Создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Следующая >

Влияние театральной игры на развитие общих способностей ребенка

Игра в дошкольный период является основным видом деятельности детей и оказывает большое влияние на их психическое развитие (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Л.Леонтьев, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин и др. ) Термин «игра» обобщает разнообразные проявления детской деятельности, которые различаются, прежде всего, по характеру действий и их направленности, — это игры дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, музыкальные и другие. Таким образом, театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности, оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка.

Ценность и особенность театрального искусства и его произведений заключается в одномоментном сопереживании, когнитивном, эмоциональном, коммуникативном, ярком воздействии художественного образа на личность (А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Я.З. Неверович). Поэтому роль театра в эстетическом развитии дошкольников неоценима, о чем свидетельствуют исследования А.М. Виноградовой, С.И. Мерзляковой. В процессе восприятия произведений искусства у детей возникает особый тип познания в виде эмоциональных образов (Л.И. Божович, А.В. Запорожец). С одной стороны, они отражают внешний образ окружающего мира, с другой стороны, внутренний компонент в виде ощущений и представлений придает эмоциональному образу стимулирующий, активизирующий характер отражения окружающей действительности.

На определенном этапе психического развития в результате воспитания в дошкольном возрасте, как отмечает А.В. Запорожец, открывается та сторона эстетического восприятия, которая дает толчок к развитию его познавательной реальности. Это происходит благодаря тому, что произведение искусства (изобразительное, музыкальное, литературное) не только знакомит ребенка с новыми явлениями и расширяет диапазон его восприятия, но и позволяет ему понять свой художественный образ. В воображаемых отношениях сказки, на основе которых обычно формируются привычки детей и характер деятельности, стремления и идеалы, жизнь животных и мир природы.

Эстетическое восприятие детей, в том числе и восприятие театра, не сводится к пассивному наблюдению за известными аспектами действительности. Ребенку дошкольного возраста доступна внутренняя активность содействия, сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.). Старшие дошкольники также способны понять внутренний мир героев и их противоречивый характер. Это позволяет использовать драму в нравственном воспитании детей, когда для ребенка становятся значимыми различные нормы, соотносящиеся не только с положительным, но и с отрицательным, непривлекательным характером (Л.Г. Лысюк, С.Г. Якобсон). Благодаря ему формируются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам, которые значимы не только лично для ребенка, но и для окружающих.

Драма — чрезвычайно эмоциональная деятельность, что делает ее привлекательной для детей. Это приносит ребенку огромную радость и удивление. В нем заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не осознавая этого. Театрализованная деятельность наиболее полно охватывает личность ребенка и соответствует особенностям развития его психических процессов: Холизм и одновременность восприятия, легкость воображения и вера в превращения, эмоциональная восприимчивость, не только образное, но и логическое мышление, двигательная активность и т.д. (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин и др.). Это говорит о широком потенциале развития драматической пьесы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]