МБДОУ Иланский детский сад 50 Развитие игровой деятельности средствами макетирования воспитатель Семашкевич Наталья Сергеевна. — презентация


Игровые макеты в развивающей среде ДОУ.методическая разработка по окружающему миру по теме

Игровые макеты в развивающей среде ДОУ.

Игра — ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ребенок общается с другими детьми и взрослыми. Познает окружающий мир, учится осуществлять поиск, мыслить и творить.

На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Так, в жизни дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры — режиссерская игра с мелкими игрушками. Но для того чтобы она получила своё развитие, малышам необходимо привлекательное игровое пространство. Таким пространством может быть макет.

Играя с макетами ребенок создает воображаемую ситуацию, играет одну или несколько ролей. Моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме. Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:

• закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме;

• активизация лексического словаря;

• развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии;

• развитие общей и мелкой моторики рук;

• развитие коммуникативных навыков.

Игры с макетами способствуют развитию инициативы и волевого усилия. Дети обозначают в игре конкретную цель, самостоятельно дополняют макеты по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека). Дети включают свои новые представления в сюжеты игр, в темы рисунков.

Существуют приёмы, способствующие повышению интереса детей к играм с макетами. Это, прежде всего, художественная литература, которая создаёт в воображении детей разнообразные «миры» с удивительными персонажами и сюжетами. Обитатели-персонажи, дополнительные предметы к макету могут быть сделаны в процессе совместной продуктивной деятельности детей с воспитателем (из бумаги, картона, проволоки и другого бросового материала).

Следует отметить, что макет – это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он поднимает способность к сюжето сложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников, является связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности.

Макеты – это уменьшенные целостные объекты, модели, отображающие определенные части окружающего мира и направляющие ребенка на игровую деятельность, создание сюжетных историй и событий, происходящих на этой территории.

Игры с макетами способствуют знакомству с окружающим миром, развитию творческого познавательного мышления, развитию коммуникативных навыков, монологической и связной речи, а так же умению играть в коллективе.

Использование макетов не только способствует развитию сюжетно-ролевой игры дошкольников, но и обогащает предметно-развивающую среду в группе.

Развитие игровой деятельности средствами макетирования.

Развитие игровой деятельности средствами макетирования.

Аннотация. В статье раскрыты возможности использования макетирования для развития игровой деятельности детей, типы макетов, требования к их оформлению.

Ключевые слова: игровая деятельность, режиссёрская игра, макет, макетирование.

В настоящее время бесспорна необходимость важных изменений в определении содержания образовательного процесса в детском саду. Каждое дошкольное учреждение самостоятельно определяет содержание и способы организации педагогического процесса. Коллектив нашего детского сада также ищет новые пути и формы работы с детьми в соответствии с современными требованиями, позволяющими интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач.

Как известно, основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Что может быть для ребенка интереснее и значимее игры? Это и радость, и общение, и познание, и творчество. Играя, ребенок общается с другими детьми и взрослыми, познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить. Игра имеет огромное значение в развитии ребенка-дошкольника.

На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Так, большое место в жизни старших дошкольников занимает режиссерская игра с мелкими игрушками, когда ребенок создает воображаемую ситуацию, придумывает события с персонажами, отождествляя себя с ними или дистанцируясь от них , выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные социальные отношения в игровой форме.

Для того чтобы режиссерская игра получила свое развитие, дошкольникам необходимо привлекательное игровое пространство. Таким пространством и центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, может быть макет.

Макет – (фр. maquette)

— модель объекта в уменьшенном масштабе или натуральную величину, лишенная, как правило, функциональности представляемого объекта.

Макеты условно делятся на два типа:

1.Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты.

2.Макеты-карты, отображающие определённую территорию и направляющие ребёнка на развёртывание сюжетных событий, происходящих на этой территории и вокруг оформляющих её объектов. Макеты-карты — большие плоскости с обозначенными на них местами для возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами пространства. Так, на макете-карте «Улица города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, мост-эстакада).Ландшафтный макет-карта – это плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес, река), которая дополняется несколькими свободно размещаемыми на ней мелкими маркерами – деревья, домик, изгородь.

Макет «Мой любимый детский сад»

Автор:

Гайфуллина Лилия Хусаметдиновна

воспитатель

НРМ ДОБУ «ЦРР- д/с «Теремок»

высшая квалификационная категория

педагогический стаж 20 лет

Методическое пособие для воспитателей детских садов

«Мой любимый детский сад»

Аннотация

Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации по высказываниям Л.С. Выготского рассматривается «врастание в человеческую культуру».

Социальное развитие — социализация процесс усвоения и дальнейшего развития. Современные тенденции развития системы образования в России связано с реализацией запроса на оптимальное обновление его содержания и методов в соответствии с прогрессом общества.

Подготовка подрастающего поколения к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе, способного к решению глобальных проблем человечества.

Современное состояние науки и практики дошкольного образования, свидетельствуют о наличии огромного потенциала в области разработки и внедрения программ и технологий социального развития дошкольников.

Данное направление отражено в требованиях ФГОС, включено в содержание федеральных и региональных комплексных и парциальных программ: «Детство», «Я, ты, мы», «Сообщество».

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества в котором ему предстоит жить. Процесс социального развития представляет собой сложное явление, входе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм человеческого общежития и постоянное открытие утверждение себя как социального субъекта.

Содержание социального развития определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний мирового уровня культуры, общечеловеческих ценностей, с другой отношением к этому самого индивида, актуализации собственного «я», раскрытием творческих потенциалов личности.

Актуальность вопроса социального развития личности была безусловной на протяжении всего периода существования человечества.

Как педагогическая проблема она определилась относительно недавно в конце 19 века и была представлена в работах зарубежных ученых Г. Тардо, Э. Эриксона и т.д.

В отечественной педагогике эта проблема связана с именами Л.С. Выготского, Т.В. Кудрявцева, В.П. Зинченко.

В дошкольном образовании актуализировались многие из ее аспектов рассматривались и раннее работы С.А. Козловой, О.Л. Князевой, М.и. Богомоловой.

Социальное развитие осуществляется двумя путями, в ходе стихийного взаимодействия человека с социальной действительностью, и окружающим миром, в процессе целенаправленного приобщения к социальной культуре. Второй путь социального развития осуществляется посредством целенаправленного образования, содержанием которого являются различные аспекты социальной культуры.

Реализация задач социального развития предусматривает построение целостных педагогических систем, предполагающих единство, взаимосвязь.

Педагогической науке предстоит еще решить серьезную проблему, связанную с формированием гармонично развитой личности. Познавательная сфера ребенка формируется в процессе освоения содержательного поля теоретической и практической деятельности, эмоционально-чувственного мира. Только гуманистически ориентированный образовательный процесс, целью которого является удовлетворения потребностей ребенка с учетом индивидуальности и создания для этого целого спектра гуманистических, нравственных, эстетических и организованно-педагогических условий.

Формирование личностной культуры детей, основаны на постепенном погружении ребенка в окружающую и социальную среду подводит его глубокому эмоциональному восприятию, желанию жить в гармонии с внешним миром, в соответствии с его законами.

Её реализация возможна при условии обращения к идеям гуманности, ответственности и оптимизации взаимоотношений человека с человеком. Но традиционная педагогическая практика и педагогическая действительность не решают проблемы формирования социальной компетентности дошкольников в той степени в которой она представлена в историко-культурологическом и в историко-педагогическом контексте, и в той степени в какой требует современное состояние общества.

Многие известные педагоги и философы обращали внимание на необходимость ранней социализации ребенка. Это Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский.

Учеными доказано, что значительное влияние на развитие личности оказывает микросреда, она также является одним из важнейших факторов самореализации личности. Социум как объективная социальная реальность представляет собой совокупность материальных, политических, идеологических и социально-педагогических факторов, непосредственно взаимодействующих с личностью в процессе ее жизни, деятельности и общения. Общение в различных сферах микросоциума личности – это не только межличностное взаимодействие, но и определенная система социальных отношений.

«Социализация — развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит».

Социальное развитие ребенка – процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить. Он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально-компетентным. При общении ребенка к миру взрослых, их деятельности, к миру чувств и переживаний, т.е. ко всему, чем живет общество – задача, которую человечество решает с того времени, когда стало осознаваться в передаче к каждому последующему поколению опыта предыдущего.

Повышением социальной ориентации в обществе, социализации личности ребенка в современных условиях. В связи с этим выдвигаются следующие задачи:

  1. Формирование и развитие общественно-значимых знаний, навыков и умений, качеств, потребностей, мотивов и норм поведения.
  2. Развитие личности ребенка в деятельности, управляемой системой мотивов, вхождение ребенка в новую самостоятельную среду – адаптация – индивидуализация – интеграция.
  3. Формирование благоприятной среды воспитание и обучение с учетом возрастных особенностей личности, укрепление духовных связей, воспитывающих и воспитуемых.
  4. Стимулирование доброжелательного отношения ребенка к социальной действительности.
  5. Тесная связь с жизнью семьи, коллектива.

Таким образом, несмотря на вариативность в толковании процесса социального развития, в его содержании можно выделить общее:

Направленность на ребенка;

Первичность эмоционального восприятия социального мира;

Познание себя как осознание нахождения своего места в мире людей;

Овладение ценностями нормами окружающего мира;

Социализация как триединой процесс – адаптация, индивидуализация, интеграция;

Процесс социализации по механизму совпадает с нравственным воспитанием (формирование представления, чувств, поведения)

Однако в целом вопросы развития отношений ребенка с миром и самим собой, в системе дошкольного образования представляются еще недостаточно изученными. Проблема социализации заключается в том, что с рождения до 6-7 лет закладывается основа ценностей ориентации детей, данный этап детства является наиболее сензитивным для приобщения детей к разным видам деятельности, однако на этом пути встречаются определенные трудности. Происходящее в обществе коренные изменения статуса больших групп населения, превращая их в социализированность в неэффективную в новых условиях. Переезд человека из региона в регион делает социализированность проблематичной особенное значение это имеет для людей проживающих в условиях Крайнего Севера.

Нами определена сущность процесса социализации в дошкольном возрасте, состоящая в сочетании адаптации и обособленным человека в условиях конкретного региона и развития общества.

Социальная адаптация в дошкольном возрасте — это процесс и результат, который связан со становлением индивида социальным существом. Эффективность социализации будет предполагать определенный баланс адаптации и индивидуального обособления ребенка в условиях детского сада. Здесь в процессе образования ребенка происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта имитации конфликтного или безконфликтного, избежания выполнения социальных норм поведения.

Важнейшую роль в социализации дошкольников играют педагоги и воспитатели ДОУ, использующие различные средства социализации.

Идеи необходимости изменения содержания социальных знаний детей разного возраста;

Идея нормативного овладения педагогическим проектированием и подчинения процесса социализации основным психологическим закономерностям развития ребенка как социального существа;

Идея технологизации этого процесса;

Идея построения системы критериев успешности процесса социализации.

Исходные сущностные характеристики технологии определяются нами в следующем основным понятием:

Новые организационные формы управления (маркетинговые исследования, стратегическое планирование, технологизация образовательного процесса, мониторинги, влияние нашей технологии на конечные результаты – социальную компетентность детей дошкольного возраста).

По нашему мнению воспитание дошкольника несенкретично социализации, являясь одной из составляющих – относительной социально-контролируемой социализации ребенка в социуме и в условиях ДОУ. Как показало наше исследование, главными условиями эффективности и внедрения, разработанной модели в дошкольном образовательном учреждении выступили наличие объединяющей цели, положительной динамики социализации личности гибкий тип и демократический характер структуры управления ДОУ, высокая профессиональная компетентность образовательного учреждения, разработанность целого комплекса мер, способствующих процессу социализации дошкольника.

В качестве индикатор успешности разработанной модели управления образовательным учреждением выступают следующие параметры:

Создание благоприятных условий для протекания процесса социализации дошкольников, в частности психологического климата в коллективе;

Обеспечение тесного взаимодействия педагогов и родителей;

Создание психолого-педагогического мониторинга по динамике здоровья, воспитания и развития детей;

Разработка методического пакета по организации образовательного процесса с социально-ориентированной акцентуацией и учетом в социально-ориентированном процессе;

Методическое пособие — это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них – это это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, — это звено в системе воспитания, в цели развивающей личность программы. Поэтому целью нашего пособия стало: создание системы работы по социально-познавательному развитию младшего дошкольника через ознакомление с ближайшем окружением (детским садом).

Задачи:

  1. Создание развивающей среды на решение проблемы адаптации детей к условиям детского сада.
  2. Повышение познавательной деятельности инициативы к активности воспитанников в процессе приобщения к культуре общечеловеческим ценностям.
  3. Способствование воспитанию уверенности, стремлению к самостоятельности и взаимодействию со взрослыми и сверстниками
  4. Развитие устойчивого интереса детей к творческой поисковой деятельности
  5. Формирование начальные предпосылки исследовательской деятельности.
  6. Обогащение детско-родительские отношения опытом ведения совместной деятельности.

Участники : дети, сотрудники детского сада .

Проблема: дети не знают что в детском саду много помещений, задают вопросы есть ли другие группы ,какие это кабинеты.

Возможные пути решения проблемы:

Воспитатель- беседы ,рассказы по картинкам ,экскурсии в соседние группы.

Дети-беседы ,задают вопросы дома, какие это кабинеты ит.д.

Макет-схема детский сад (изнутри)

Цель: Расширить сферу социальнойактивности ребенка и его представление о жизни детского сада.

Задачи:

1.учить составлять рассказ по фотографиям- схемам с последовательно развивающимися действиями

2.формировать представления о том, что в детском саду много различных помещений и кабинетов.

3.Формировать уважительное отношение к работникам детского сада

4.Прививать любовь к детскому саду

5.воспитывать бережное отношение к детскому саду, ко всему, что есть в детском саду, так как все это сделано руками людей.

6.совершенствовать знания о том, что в детском саду есть другие группы, в которые ходят дети разных возрастов.

7. ориентироваться в здании детского сада.

8. Театрализованная деятельность .

Математическое развитие

«Классификация«: Цель: формирование умения классифицировать по определенному признаку. При выполнении этого задания правило не дается. Ребенку необходимо самостоятельно выбрать, каким образом можно разделить предлагаемые фигуры на группы.

Инструкция: «Перед тобой ряд фигур (предметов). Если бы необходимо было разделить их на группы, то как это можно сделать?»

Набор фигур.

Важно, чтобы ребенок, выполняя это задание, нашел как можно больше оснований для классификации. Например, это может быть классификация по форме, цвету, размеру; деление на 3 группы: круглые, треугольники, четырехугольники, или 2 группы: белые и не белые и т.д.

«Сложи фигуры».

Цель: развитие умения анализировать и синтезировать соотношение фигур друг с другом по цвету, форме и размеру.

Сюжетно-ролевые игры «Профессии»

Сюжетно — ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому, столь активной для педагогики является проблема использования игры для всестороннего воспитания и развития ребёнка – дошкольника. Немаловажную роль в поддержании игровой деятельности, внесения в нее творчества, создания интереса к игре, несомненно, принадлежит педагогу. Только опытный педагог, знающий и учитывающий, индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста, умеющий создавать игровые объединения не по своему усмотрению, а исходя из интересов детей, способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которой, дети увлекаются в сплоченные группы и могут реализовать себя, с желанием участвуют в игровых действиях.

Прочитали такие художественные произведения Е.Казаковой «Торопливый ножик»,Е.Казаков «Чик-чик ножницами».

С детьми проиграли игровые ситуации: -Новоселье куклы.

Кукольный детский сад.

Где дети в своей игре расширяли сферу своей социальной активности, представление о детском саде.

Играем в сюжетно-ролевые игры:- «Оля в гостях»,

— «Детский сад»

-«Путешествие по детскому саду»

Театрализованная деятельность

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.

Театрализованная игра — это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность, которая заключаются в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи становятся образами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способностью к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступком создаёт у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие и радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей (литературные, музыкальные). Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональных театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Образовательные ситуации по ПДД

Макет улицы — готовая модель или изготовленная из нетрадиционного материала. Усложняется по содержанию в соответствии с возрастом детей.

Цель: учить детей различать проезжую часть улицы и тротуар; формировать представление о назначении зелёного и красного сигналов светофора. Цель: закрепить у детей представление о том, что улицу переходят в специальных местах и только на зелёный сигнал светофора

Мною были рассказаны различные истории из серии «Когда я была маленькой. я ходила в детский сад …», содержание этих рассказов было наполнено различной познавательной информацией о детском саде.

Провела посещение детей соседних групп1-ю, 2-младшую группу познакомились с детьми, учили бережно относиться к малышам, умение оказать им помощь.

— Получили возможность увидеть и оценить результат (продукт своего труда) совместной деятельности,

-увидеть социальную значимость проекта, вклад каждого ребёнка, родителя, педагога,

-испытать яркие эмоциональные чувства радости, гордости, ответственности,

-повысить уровень социальной активности.

Воспитатели:

-появилась возможность понять, как родители мотивируют своих детей, помогают им в решении задач,

-узнали, какие увлечения и занятия имеют взрослые члены семьи, какие дети.

-создали атмосферу доверия, открытости, взаимопонимания,

-создали альбом «Сотрудники детского сада»

-макет-схема «Детский сад изнутри».

Уважаемые педагоги и родители — участники выставки!

2 июня 2015 г. в информационно-выставочном комплексе Тюменской областной Думы состоялась торжественная церемония награждения победителей региональной методической выставки «Современная образовательная среда детского сада и семьи». Подробно >>>

С 8 по 10 июня 2015 г. педагоги из Тюмени получили сертификаты участников выставки и мультимедийные альбомы с полной версией выставки в Центре развития творчества детей и юношества «Грант» по адресу: ул.Профсоюзная, 52. тел. для справок: 685-321,

9 июня 2015г. отправлены дипломы, сертификаты и подарки победителям и участникам Выставки юга Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры заказной бандеролью на адрес ДОУ. Подробно >>>

Поделиться

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]