ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Федотова Любовь Сергеевна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 399» г.о. Самара.
Актуальность проекта
Проблема экологического воспитания относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Педагоги прошлого столетия придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Так, Я.И. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
В современных условиях, с расширением сферы воспитательного воздействия, проблема экологического воспитания особенно актуальна. С принятием законов РФ «Об охране окружающей природной среды», «Об образовании в РФ» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное образование. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения – одна из важнейших задач всей системы народного образования.
Дошкольный возраст-наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. И чем раньше начнется работа по экологическому воспитанию, тем большим будет ее педагогическая результативность.
Так, дети дошкольного возраста, познавая окружающий мир и встречаясь с миром насекомых, реагируют по-разному. Одни боятся насекомых, другие губят их, потому что мало знают о пользе насекомых. Объясняется это тем, что вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе здорового интереса их не познакомили с жизнью насекомых. Дети не могут самостоятельно объяснить интересующие явления природы, поэтому это задача взрослых.
Наблюдение — основное средство познания природы. Оно дает воз-можность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Именно наблюдение помогает дошкольникам увидеть изменения, которые происходят с растениями в зависимости от условий внешней среды или созданных человеком. В результате наблюдения дети учатся анализировать и сопоставлять.
Во время прогулки дети увидели муравья. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и интерес, другие – испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить его. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания о насекомых скудные. Таким образом, возникла проблема «Нужны ли муравьи? Пользу или вред они приносят?». Участие детей в проекте позволило сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде, развить творческие способности и поисковую деятельность.
Цели и задачи выполненной работы
Цель: формирование представлений о жизни насекомых.
Задачи:
- Формировать у детей элементарные представления о муравьях, их строении, способах передвижения.
- Воспитывать бережное отношение к живому, интерес к насекомым.
- Развивать эмоциональную отзывчивость.
- Формировать навыки исследовательской деятельности.
Формы, методы работы, результаты
Работа с родителями по проекту
Консультация «Как привить любовь к природе»
Оказание помощи в подборе энциклопедий, литературе, игр.
Наблюдение с родителями в разных местах и в разное время за муравьями.
Продукты проекта:
- Муравей (лепка)
- Муравейник (рисование)
Портфолио проекта
- Экологический альбом «Путешествие в мир муравьев»
Ожидаемый результат по проекту:
Для детей:
- Бережное отношение детей к природе, в частности к муравьям
- Развитие познавательной активности, любознательности
Для педагогов:
- Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде
- Создание условий для проявления воображения
Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с пословицами, разучивание стихотворений.
Для родителей:
Совместное чтение художественной литературы о муравьях, просмотр мультфильма «Как муравьишка домой спешил»
Привлечение к сотрудничеству по созданию условий для познавательно-исследовательского интереса детей
I этап -Подготовительный
- Диагностика экологических знаний о насекомых-муравьях.
- Подбор энциклопедий, журналов, литературных произведений, иллюстративного материала о насекомых, муравьях.
- Подбор дидактических игр (лото, пазлы), игрушек и атрибутов для игровой деятельности.
- Составление плана основного этапа.
II этап -Основной (реализация проекта)
1. Познавательные беседы по теме
Цель: знакомить с названиями частями тела муравья, знакомить со способами питания, образом жизни, о пользе или вреде и значении для жизни других обитателей природы.
2. Художественное слово, загадки о муравье, чтение сказки и просмотр мультфильма В.Бианки «Как муравьишка домой спешил». Чтение басни И.Крылова «Стрекоза и муравей».
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравье.
3. Прогулка «Наблюдение за муравьями» (поиск муравейника: наблюдение за насекомыми на прогулке, рассматривание частей тела через лупу).
Цель: закрепить знания о жилище муравья, способе охраны муравейников
4. НОД «Из жизни муравьев»
Цель: закрепить и уточнить знание детей об образе жизни муравьев, повадках, пользе, активизировать словарь детей
5. Изодеятельность «Кто помог муравьишке добраться домой», «Муравейник», «Муравей» (лепка).
Цель: Закрепить изобразительные умения детей, изображать муравья.
6. Игра –драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
Цель: закрепить знания детей о содержании сказки, развивать речь,
артистические способности.
7. Просмотр мультфильма «Стрекоза и муравей»
8. Подвижные игры «Медведь и пчелы», «День и ночь», «Муравей и дождик».
III результативный этап
Изготовление экологического альбома
Выставка творческих работ
Выводы
Проведя исследование, наблюдая за жизнью муравьев мы узнали кто такие муравьи, каковы условия обитания, из чего строятся муравейники, какие функции выполняет каждый муравей, какие виды существуют, какова роль в природе. Тем самым у детей появилось желание общаться с природой.
Дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе. Муравьи- яркий пример трудолюбия, взаимопомощи. Они интересны своим сложным социальным поведением. Муравьи умеют строить, отыскивать воду, подавать друг другу сигналы, ориентироваться по солнцу, но не умеют жить в одиночку, как и всякий человек. Так появилось желание получить больше информации о муравьях и других насекомых.
Значение муравьев в природе велико. Поэтому необходимо беречь и охранять.
Литература:
- Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов по экологии», Ярославль. -1998г.
- Алябьева Е.А. «Тематические дни и недели в детском саду», Москва 2008г.
- Баранов, В. С. Исследовательская работа в ДОУ / В. С. Баранов // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 4. – С. 23 – 24.
- Баулина, Ю. В. Наблюдения в детском саду / Ю. В. Баулина // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 7. – С. 30 – 31.
- Золотова Е.И. «Знакомим дошкольников с миром природы», Москва. — 1992г.
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Под. ред. Вераксы Н.Е., КомаровойТ. С., Васильевой М. А. – М., Мозаика – Синтез, 2015
- Пичугина, Н. О. Дошкольная педагогика. Конспект лекций / Н. О. Пичугина. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.
- Инновационная направленность современного дошкольного образовательного учреждения / В. Н. Абушаева // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 23 – 24.
- Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? М.: «ГНОМ и Д»-2005г.
- Раскраска Муравей [Электронный ресурс]
Следующая > |
Исследовательская работа “Разумны ли муравьи?”
Муравьи – удивительные существа! Крохотные насекомые, а такие сильные, трудолюбивые и упорные! Муравьи живут рядом с нами, но достаточно ли хорошо мы их изучили? Всё ли мы про них знаем? Я заинтересовался муравьями, когда обнаружил недалеко от бабушкиного дома муравейник. Я стал наблюдать за жизнью муравьёв, подкармливать их, ставить различные опыты. И вот что я открыл. Оказалось, что муравейник – это целый город, или даже государство. В нём каждый житель занят своим делом. К муравейнику ведут настоящие дороги, а внутри него проложены различные ходы – коммуникации. Муравейник живёт как единый организм. Когда муравей находит пищу, он не ест её в одиночку, а старается доставить в муравейник. Если одному муравью это не под силу, ему помогают его товарищи. Муравьи всегда действуют сообща. Попробуй потревожить муравейник – муравьи тут же бросаются на его защиту! При этом главная их забота – скорее перенести и спрятать потомство. Я подумал: если муравьи умеют строить дороги и города, если они всегда заняты общим делом и общаются друг с другом, может быть, они разумны? И вот я решил разобраться в этом вопросе.
Жизнь муравьиного сообщества стала объектом моего исследования.
Актуальность исследования заключается в том, в настоящее время человек с помощью машин всё больше разрушает экологию нашей планеты, не обращая внимания на уникальные системы и сообщества, существующие рядом с ним, не замечая таких маленьких соседей как муравьи. Необходимо привлечь внимание к дальнейшему изучению видов, обитающих на Земле, и повысить ответственность человека за их сохранение.
Гипотеза проекта: муравьи обладают качествами разумных существ.
Цель проекта: установить признаки разумного поведения у муравьёв.
Задачи:
- изучить специальную литературу по выбранной теме;
- осуществлять постоянное наблюдение за объектом исследования;
- поставить опыты, направленные на выявление особенностей поведения муравьёв;
- собрать дополнительную информацию из доступных источников: телевидение, Интернет, непосредственное общение.
Работая над проектом, я узнал о муравьях массу интересных и поразительных вещей.
В результате своего исследования я пришёл к следующим выводам:
- Муравьи – насекомые, живущие в сложно организованных сообществах, подчиняющихся своим законам.
- Муравьи обладают хорошей памятью, способностью к обучению, могут передавать информацию друг другу.
- Муравьи разумны! Но это не разум каждого отдельного существа, а коллективный разум муравьиного сообщества.
- Именно коллективный разум помогает муравьям выживать, приспосабливаться к любым условиям, сохранять свою цивилизацию. И эта разумная цивилизация существует не где-то в космическом пространстве, а на одной с нами планете!
проект «Муравьи»
Тема: «
Муравьи – знакомые-незнакомцы».
Цель:
изучить особенности строения и поведения муравьёв
Новизна
исследовательской работы состоит в изучении жизнедеятельности колонии муравьёв в процессе выполнения практических исследований
В работе использовались теоретические и практические методы: анализ и классификация материала из различных источников, проведение простых экспериментов
Практическое значение:
материал, который представлен в работе может быть интересен для учащихся школ.
Тема работы мною выбрана не случайно, меня очень заинтересовали самые известные общественные насекомые – муравьи.
I. Введение
Впервые я заинтересовался муравьями в 5 лет. Тогда я наблюдал их на улице возле дома, рассматривал под лупой, и мне стало интересно, что же это за насекомые?
Цель:
изучить особенности строения и поведения муравьёв
Оказалось, что муравьи одни из самых известных насекомых. Среди отряда перепончатокрылых вообще нет муравьёв – одиночек.Большую часть семьи составляют рабочие особи-бесплодные самки, лишённые крыльев. Они выполняют все необходимые работы в гнезде: строят и чистят его, добывают пищу, заботятся о потомстве. Касту солдат, охраняющих гнездо, составляют муравьи с крупной головой и мощными челюстями. Все члены семьи — это потомство самки основательницы.
Данная работа позволила на основе наблюдений и экспериментов изучить жизнедеятельность муравьёв.
II. Муравьи – знакомые-незнакомцы
1. Виды муравьёв.
Существует более двенадцати тысяч видов муравьёв, я же перечислю более известные всем нам виды и расскажу немного о каждом виде.
Рыжие лесные муравьи
.
Рыжие лесные муравьи — одни из самых важных защитников лесов от вредителей, так как потребляют огромное количество всевозможных насекомых.
Messor Structor — или жнецы
.
Жнецы потребляют в пищу семена растений. Гнезда в почве, глубиной до нескольких метров и могут служить индикаторами грунтовых вод. Муравьи – жнецы делают запасы семян в глубинных камерах.
Lasius Nigger – чёрный садовый муравей
Всем нам известный чёрный садовый муравей потребляет в пищу, как и семена, так и других насекомых.
Фаронов муравей – (домовой муравей)
Фараонов муравей достигает в длину всего двух миллиметров. Окрас у него рыжий, широко известный, как «домовой муравей» заселяющий человеческие жилища. Относится к одним из известнейших домашних вредителей.
2. Устройство муравейника
Муравейники бывают разных видов: подземные, купольные, древесные.
2.1. Купольные муравейники
Купольный муравейник устроен очень сложно. Купол муравейника, построенный из веточек и хвои, может достигать два метра в высоту и три метра в диаметре. Поверхность купола пронизана многочисленными входами, которые открываются и закрываются муравьями в зависимости от времени суток и погоды. Подземная часть гнезда, где зимует семья, и располагаются камеры с кормовыми запасами, расположена под куполом и уходит на глубину до метра.
В индивидуальном исследовательском проекте по биологии на тему «Муравьи в домашних условиях» учеником была изучена теория о содержании муравьев в домашних условиях, проведено переселение муравьев из пробирки в формикарий и наблюдение за их поведением в разных условиях.
Подробнее о работе:
В процессе ученической исследовательской работы по биологии «Муравьи в домашних условиях» было рассмотрено влияние среды обитания и способа питания на жизнедеятельность муравьев и развитие колонии в условиях формикария.
Учебный проект по биологии на тему «Муравьи в домашних условиях» содержит в себе информацию о благоприятных условиях для жизни муравьев и правильном кормлении насекомых в условиях домашнего формикария, проведено наблюдение и эксперимент взаимосуществования муравьев-жнецов с муравьями других видов и прочими насекомыми.
Материалы исследовательского проекта могут быть использованы в качестве дополнительного при подготовке к урокам по биологии, а также для самостоятельного изучения по теме в целях самообразования и расширения кругозора в области биологии и энтомологии.
Оглавление
Введение 1. Кто такие муравьи? 2. Муравей-жнец в домашних условиях. Заключение Список литературы
Введение
Я люблю насекомых. Я заметил, что они нас окружают повсюду. Летом у бабушки я с интересом разглядываю всех насекомых, которые мне попадаются на глаза. Любопытнее всего разглядывать муравьев. Потому что они бегают и снуют без устали туда-сюда, выполняя беспрерывно какую-то работу. Стоит лишь задеть и немного повредить их муравейник, как тут же начинается оживленная работа по ремонту и укреплению их жилища. У бабушкиного дома лежат камни, и под ними есть муравейники.
Мы с братом немного сдвинули камень и началась паника и на самой вершине муравейника не осталось почти ни одного муравья. Потом я заметил, что у нас дома в ванной комнате бегают красные муравьи. Родители говорят, что муравьи дома — вредители, потому что они растаскивают еду и могут быть переносчиками некоторых болезней. Кроме этой комнаты я их нигде не встречаю, поэтому я сделал вывод: они там обитают, потому что там влажно.
Эти муравьи, к тому же, очень мелкие. В прошлом году провели дезинфекцию и они пропали, но год спустя снова стали появляться. Мне стало интересно – где их жилище, как они зимуют. Я хотел узнавать о них больше: как устроена семья муравьев, спят ли муравьи, как они дышать, чем питаются, что такое трофоллаксис, впадают ли муравьи зимой в спячку, кто такая матка, почему размеры матки такие большие, почему размеры муравьев в одном муравейнике разные, почему у одних есть крылья, а у других их нет, как появляется потомство и многое другое.
Я попросил маму и папу, о том, чтобы они мне купили муравьиную ферму. И они мне ее с радостью купили.
Актуальность выбранной темы: возможность наблюдать и изучать поведение насекомых в домашних условиях.
Я поставил перед собой цель: развить колонию муравьев.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- изучить литературу по данному вопросу;
- переселить муравьев из пробирки в формикарий;
- обеспечить благоприятные условия для жизни муравьев и правильное кормление;
- провести наблюдение и эксперимент;
- сделать выводы.
Объект исследования: муравьи.
Предмет исследования: формикарий.
Цель работы: заселить муравьев в формикарий, провести наблюдения за поведением муравьев и увеличить количество особей в колонии.
Методы и приемы:
- изучение литературы, интернет-источников и обобщение полученной информации;
- создание благоприятных условий для развития колонии;
- наблюдение за поведением и жизнью муравьев в условиях формикария;
- проведение эксперимента.
Полученные данные: на основе полученных данных, я смог организовать жизнь и развитие муравьев в условиях формикария.
Выводы:колония развивается, исследование можно считать успешным.
Перейти к разделу: 2. Кто такие муравьи?
Ход игры: Один водящий — слон, остальные муравьи.
Слон: «Пусть гуляют муравьи и танцуют от души«.
Дети танцуют как хотят.
Слон: » Расшумелись муравьи,
Надоели мне они.
Слон пошел гулять,
Муравьев топтать!»
Муравьи разбегаются, слон пытается их поймать — дотронуться рукой до муравья. Из тех, кого не поймали, с помощью считалки выбирают слона-водящего.
Целевая прогулка «Муравьи»
Цель: расширять представления детей о муравьях – тружениках; пополнять словарный запас; воспитывать бережное отношение к насекомым;
Исследовательский проект «Жизнь муравейника»
Цель работы: защитить муравейники от разорения.
Характеристика проекта:
по доминирующей деятельности – социально- исследовательский, с элементами творческой деятельности воспитанников; по предметно-содержательной области – естественно-научный с использованием межпредметной интеграции (музыка, изобразительная деятельность); по характеру контактов между участниками проекта – межгрупповой; по продолжительности – долгосрочный (один месяц); вид презентации – сюжетно-ролевая игра: продукт — акция по защите муравейников, с созданием знака, информирующего о месте нахождения муравейников, информационных плакатов о пользе муравьёв и необходимости бережного отношения к ним.
Социально-исследовательские задачи:
- Узнать как можно больше о жизни муравьёв (провести наблюдения, эксперименты).
- Посвятить в тайны жизни муравьёв всех детей ДОУ.
- Организовать и провести акцию по защите муравейников.
Методы и средства исследования:
- Наблюдение.
- Эксперимент.
- Анализ.
- Обобщение.
Используемые средства:
1. Методическая, художественная, учебная литература.
2. Наглядные пособия кабинетов. Оборудование: фильм о лесе, соответствующее оформление экологической тропы, муравейник, муравьи, маршрутные листы, карточки — источники информации; карточки, для организации сотрудничества в группах; материалы для конструирования муравьёв, муравейников, соответствующая художественная, научная литература; иллюстрации, музыкальное сопровождение, карточки-сигналы, творческие газеты воспитанников старших групп.
Предварительная работа (работа в системе мероприятий «Экологическая тропа»): беседы, игры, рассматривание иллюстраций, муляжей, разучивание стихов о природе, экскурсии, изготовление поделок.
Присутствующие: воспитанники подготовительной группы, педагоги ДОУ, родители воспитанников.
Ход занятия
35 минут
Организационный момент.
Занятия проходит в экологической зоне. На экране весенний лес. Дети отправляются в очередное путешествие по экологической тропе по маршрутным листам (лист определённого цвета, командир – «звёздочка». Остановка «Муравейник»).
Вводная часть.
Ведущий. Здравствуйте ребята, взрослые, гости. Сегодня мы продолжаем наше путешествие по экологической тропе. Много интересного мы узнали об осенних, зимних явлениях природы. Любовались красотой природы, учились охранять, приумножать её. И наконец-то на Ямал пришла весна! Какие изменения в природе вы заметили (перечисление)?
Муравей. (На тропу выскакивает с плачем муравей). Беда! Беда! Помогите! Спасите!
Ведущий. Кто это? Что случилось? Посмотрим?
Дети. (Подходят к муравейнику. Рассматривают). Муравейник разорён. Муравьи в беде. Они суетятся. Бегают вокруг своего жилища.
Ведущий. Как это могло произойти? Кто это сделал? (Строго, обращается к детям).
Дети. (В растерянности). Это не мы. Варианты ответов: Мы не знаем, как это случилось. Это – медведь. А кто мог ещё это сделать?
Основная часть.
Ведущий. Вам жалко муравьёв? Хотите узнать, как им помочь? Как их спасти?
Ведущий. Для этогонам нужно как можно больше узнать как можно больше о муравьях. Как это сделать? Составим план работы.
План работы (предлагают дети):
- Познакомиться с доступными источниками исследования:
- Подумать самостоятельно.
- Познакомиться с книгами совместно с воспитателем, родителями о том, что исследуешь (библиотека).
- Спросить у других людей (медицинский кабинет, детская творческая лаборатория, музыкальный зал, студия изобразительного искусства).
- Познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования.
- Понаблюдать (экскурсия).
- Провести эксперимент.
Содержание проектной деятельности
Ведущий. Подумать самостоятельно. На какие вопросы мы бы хотели получить ответы? Что мы хотим узнать?
Теоретическая часть.
- Где вы живёте?
- Как строят муравьи свой муравейник?
- Как выглядят муравьи?
- Как устроена жизнь в большой муравьиной коммуне?
- Кто ваши друзья и кто враги? Интересные истории из жизни муравьёв.
- Какую пользу приносят муравьи?
- Муравьи, мы вас спасём.
Ведущий. А теперь разделимся на группы и продолжим практическую работу (темы определить по интересам, разделить детей при помощи цветных карточек — сигналов). Дети отправляются с руководителями для получения информации по интересам и приступают к работе (в библиотеку детского сада, медицинский кабинет, музыкальный зал, детскую творческую лабораторию, студию изобразительного искусства).
Практическая часть 1. Защита социально-исследовательского проекта.
В форме сюжетно-ролевой игры представляется итог исследовательского проекта «Жизнь Муравейника»: организуется акция по защите «Муравейника»,
- Выступление руководителей мини-групп (Приложение 1).
- Отчёт мини-групп о проделанной работе (рассказ о том, как возникла идея защиты муравьёв, какие были трудности в работе над проектом какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, как преодолевались трудности (с использованием фото- и видеоматериалов).
- Постановка вопросов слушателями. Ответы участников проекта.
- Организация акции по защите муравейника от разорения людьми (анализ всех способов защиты муравейника, предложенных детьми, совершенствование знака для защиты муравейников, создание плакатов – листовок по защите муравейников).
Примерная беседа:
Ведущий: Вы действительно много узнали о жизни муравьёв. Как вы считаете – есть нам людям у них чему поучиться? Чем мы можем им помочь?
Примерные ответы детей:
Не разорять муравейники. В лесу вести себя тихо. Рассказывать другим детям о пользе, которую муравьи приносят.
Предложения:
- Создать знак «Внимание, Муравейник», который предупреждает о нахождении в данном месте муравейников, запрещает близко подходить к ним.
- Обтянуть красными ленточками деревья, в знак того, что здесь есть муравейники, значит, необходимо быть осторожными и внимательными.
- Разработать информационные плакаты «Муравьи – силачи!», призывающие быть более внимательными в лесу, помнить лес – это дом животных и растений, и вести себя в нём нужно по человечески.
Результат социально-исследовательского проекта дошкольников оценивает экспертная группа, в составе заместителя заведующего по научно-экспериментальной работе, министра детского пресс-, представителя родительского комитета ДОУ).
Заключение (выводы):
Считаем, что мы узнали для себя много интересного о жизни муравьёв, смогли убедить ребят ДОУ, что разорять муравейники, да и вообще относиться к животным жестоко, нельзя. Надеемся, что изготовление предупредительных знаков по защите муравейников ещё раз заставит ребят задуматься о том, как важно дружить с природой, быть к ней добрее и ближе. Во время исследования мы приобрели важные умения, которые помогут нам самостоятельно приобретать новые знания. А ведь это так интересно! Мы уверены, что основную задачу своей работы мы выполнили – никто из детей, проживающих в нашем посёлке, а уж из взрослых тем более, не разорит муравейник, не обидит маленького труженика природы, самое сильное и в то же время, совершенно беззащитное, животное на свете – муравья. И ещё – во время работы мы многому научились у муравьёв, очень сдружились. Работу по наблюдению за муравейниками мы будем продолжать, и, быть может, нам удастся узнать что-нибудь ранее неизвестное, неизведанное.