Информационно-исследовательский проект по пожарной безопасности для детей старшей группы «Пожару – НЕТ!»


Проект по пожарной безопасности в старшей группе в детском саду

«Азбука пожарной безопасности» Проект с детьми старшего дошкольного возраста по пожарной безопасности
Программное содержание проекта. — Систематизировать знания детей о правилах пожарной безопасности; учить осторожному обращению с огнём; воспитывать уважение к профессии пожарный, их нелёгкому труду. — Продолжать развивать умение вступать в общение с педагогом, со сверстниками своей группы, проявлять способность разговаривать доброжелательным тоном, слышать и слушать сверстников, взрослого. Совершенствовать навыки сотрудничества. Способствовать накоплению социального опыта. Побуждать детей логично и связно высказывать суждение, излагать свои мысли понятно для окружающих. Цель проекта: Формировать у старших дошкольников элементарные представления о пожарной безопасности на природе и дома. Основные задачи проекта: 1. Расширять знания детей о правилах поведения во время пожара. 2. Воспитывать у дошкольников бережное отношение к окружающему миру и своему здоровью. 3. Создание условий для изучения и соблюдения правил безопасного поведения у детей дошкольного возраста. 4. Развитие навыков коммуникативного общения. 5. Развитие познавательной и активной речи через наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. 6. Развивать творческие способности (рисование, аппликация, лепка). Коррекционно-развивающие задачи: Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о пожарной безопасности. Помогать детям употреблять слова в точном соотнесении со смыслом. З.К.Р. отрабатывать интонационную выразительность речи. Продолжать развивать правильное диафрагмальное дыхание. Грамматический строй речи. Продолжить формировать умение составлять простые и сложные предложения. Помогать детям правильно употреблять существительные в роде. Связная речь. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытку высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Основные этапы проекта: 1. Выбор и постановка проблемы. 2. Поиск возможных вариантов решения проблемы. 3. Сбор материалов (книги, иллюстрации, фото, рисунки, стихи) 4. Работа с родителями. 5. Выставка детского творчества. 6. Инсценировки, игры. «Азбука безопасности» — Учебные занятия — Беседы — Инсценировка сказки «Лесной пожар» Художественное творчество: — рисование; — аппликация; — лепка; — выставка детского творчества. Работа с родителями: — ширма-передвижка — конкурс рисунков «Чтобы не случилось беды» Игра: — дидактическая; — подвижная; — сюжетно-ролевая; — пальчиковая. Художественное слово: — стихи; — загадки; — литературные произведения: С.Я.Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Н.Афанасьев «Как сгорел дом», «Кошкин дом» и т.д. История спичек Спички относительно недавнее изобретение человечества, они пришли на смену огниву около двух веков назад, когда уже работали ткацкие станки, ходили поезда и пароходы. Но только в 1844 году было объявлено о создании безопасных спичек. Прежде чем в руках человека вспыхнула спичка произошло много событий, каждое из которых внесло свою лепту на долгом и сложном пути создания спички. С незапамятных времён огонь играл важную роль в развитии человечества. Древне-греческие философы Платон и его ученик Аристотель отводили огню особое место. Платон изучал различные природные явления и передавал свой опыт ученикам во время прогулки по парку среди деревьев, которые иногда загорались от небесного огня. Представления Платона о мире сформировались в философскую систему, которая господствовала более двух тысяч лет. В основе системы мироздания лежали четыре стихии: огонь, вода, воздух, земля. Древние учёные рассматривали огонь как некий феномен. но при этом совершенно исключили его практическое применение. В греческой мифологии боги ревниво оберегают огонь для себя. они не торопятся отдать его людям, и более того, всячески этому противостоят. Могучий Прометей выручает человечество, он похищает огонь с Олимпа и передаёт его людям. Использование огня и умение добывать огонь составили одну из характерных особенностей человеческой культуры даже на ранних этапах развития. Нельзя точно установить, когда первобытные люди стали пользоваться огнём. Когда же люди научились добывать огонь, то в истории человечества это оказалось крупнейшим событием, которое по сути своей сделало человека человеком. Огонь согрел жилище человека, изменил способ приготовления пищи, научил выплавлять железо и медь, золото и серебро. Изготовление первой глиняной и керамической посуды обязано огню. Первый огонь был добыт человеком примитивным способом — трением двух кусочков дерева, причём древесная пыль и опилки нагревались настолько сильно, что происходило их самовозгорание. На смену деревянным палочкам пришло знаменитое огниво. Это очень простое устройство: куском стали или медным колчеданом ударяли о кремень и высекали искры, которые воспламеняли какое — то горючее вещество. Как это не удивительно, но всего лишь чуть более 200 лет назад в России. Да и во всём мире стальное огниво и фитиль были практически единственными спичками человека, сумевшего не только построить египетские пирамиды, но и создать паровую машину Джеймса Уатта. Первый пароход Роберта Фултона, ткацкие станки и множество других великих изобретений, но только не спички. Древние греки и римляне знали ещё один способ добывания огня — при помощи солнечных лучей, сфокусированных линзой или вогнутым зеркалом. Великий древнегреческий учёный Архимед ловко воспользовался этим способом и поджёг, как утверждает легенда, вражеский флот с помощью громадного зеркала. После 1700 года было изобретено значительное количество средств для получения огня, наиболее интересное из них — зажигательный аппарат Дёберайера, созданный в 1823 году. Изобретатель аппарата использовал свойство гремучего газа воспламеняться в присутствии губчатой платины. Однако это устройство было малопригодным. Первая в мире спичка появилась в 1826 году благодаря английскому химику и аптекарю Джону Уокеру. Важную роль в рождении спички сыграло открытие белого фосфора, сделанное отставным солдатом из Гамбурга Хеннингом Брандом в 1669 году. Изучив труды известных алхимиков того времени, он решил получить золото. В результате опытов, случайно получился некий светлый порошок. Это вещество имело удивительное свойство светиться, и Бранд назвал его фосфор, что в переводе с греческого означает светоносный. В Россию спички пришли в 30-х годах 19 века и продавались по рублю серебром за сотню. Позже появились и первые спичечные коробки, сначала деревянные, а затем жестяные. Причем, уже тогда на них клеили этикетки, что привело к появлению целой ветви коллекционирования филумении. Этикетка несла в себе не только информацию, но украшала и дополняла спички. Беседа «Эта спичка невеличка» Цель: довести до понимания детей предназначение спичек в доме, разъяснить их опасность, если попадут в неумелые руки невнимательного и безответственного человека; познакомить с репродукциями о бедствиях, которые могут причинить спички. Пособия: коробок со спичками, тематические картины. Ход занятия. Мы знаем, дети, что огонь может принести большие бедствия, если допустить пожар. Он уничтожает дома, постройки, лесные угодья, хлебные просторы. -От чего происходят пожары? -От молнии, от искры, от не затушенной спички. -Посмотрите на эту картину. Что вы на ней видите? -Здесь нарисован пожар. Горит дом. -А как вы думаете, почему случился пожар? -А может кот-то из детей брал спички и пытался зажигать их? -А вы умеете зажигать спички? Кого папа или мама учили пользоваться спичками? А ну-ка покажите, как зажигать. Не надо торопиться. Спичку надо держать так, чтобы она, загораясь, не обожгла пальцы. Иначе её приходиться бросать, когда она ещё не погасла. А к чему это может привести? -Правильно, это может привести к пожару. Как в стихотворении, которое написала Елена Хортинская. Послушайте, какую историю затеял непослушный мальчик Вова: Можем мы костёр разжечь Поиграем, а потом Всё затушим и уйдём… Вова быстро чиркнул спичкой, И вспорхнуло пламя птичкой. Красной стружкой завилось, Дунул ветер — и по стружкам, По дощечкам, по кадушкам. По дровам огонь разнёс… Больше пламя, выше пламя! «Ой, боюсь, сгорим мы сами…» И ребята со всех ног Поскорее наутёк… -Почему убежали ребята? Как в этом случае мальчикам нужно было поступить? -Правильно, надо было сразу позвонить в пожарную охрану. А номер вы знаете? И пожар был бы затушен, не причинив дому большого вреда. А то чуть-чуть не пострадала маленькая Тома: Дымом комната полна, На полу у батареи Плачет жалобно и тонко, Пламя мечется кругом… Командир схватил ребёнка, Пробирается ползком… Вот мелькнул он на балконе, Ношу бережно храня… Вынес Тому из огня… -Много пришлось поработать пожарным, чтобы справиться с огнём. Но дом всё-таки пострадал. И всё от чего? -Правильно, ребята со спичками играть нельзя. Хорошо запомните: Ростом спичка невеличка, Не смотрите, что мола, Эта маленькая спичка, Может сделать много зла Крепко помните друзья, Что с огнём шалить нельзя. Экологическая сказка «Лесной пожар» Действующие лица 1-й мальчик Волк 2-й мальчик Медведь Зайка Сова Лиса Сценка 1 Лесная полянка, два мальчика шалят. 1-й мальчик. О-го-го, э-ге-гей! Где ты, эхо! 2-й мальчик. О-го-го! Э-ге-гей! Распугаем всех зверей. 1-й мальчик. Видишь хворост на полянке? Спички у тебя в кармане? 2-й мальчик. Да! 1-й мальчик. Давай костер разожжем, поиграем с огоньком (зажигают хворост). 2-й мальчик. Видишь, искры полетели? Ветер их несет на ели, может загореться лес, по¬бежим, опасно здесь. Появляется сова. Сова. Нехорошие мальчишки, хулиганы, шалунишки! Потушите свой костер, огонь ужас¬но скор. Бросите костер, тогда будет от него беда. Мальчики дразнят сову. 1-й мальчик. Здравствуй, Совушка-сова, очень мудрые слова. Улетай-ка ты отсюда, а то будет тебе худо. Сова. Как не стыдно хулигану! 2-й мальчик. Вверх взлетела, не достать. Надо быстро убегать. Дым клубится до небес. Это загорелся лес. Мальчики убегают. Сценка 2 На полянке появляется зайчонок. Зайчонок (испуганно). Ой, беда! Пожар в лесу. Надо бы позвать лису. Побегу к ней (бежит), нет, вернусь (останавливается). Очень я ее боюсь. Как же быть, ведь лес в огне… Стыдно так бояться мне (ищет лису). Эй, лиса, ты где, лиса? Появляется лиса. Сценка 3 Лиса. Серый зайка! Неужели? Есть лисята захотели. Кстати, ты сюда пришел! (Хищно.) Будет что накрыть на стол. (Идет к нему.) Зайка. Видишь, дым под небеса? Это лес горит, лиса. Лиса. Кто зажег его? Зайка. Не знаю. Лиса. Лес горит — беда большая. Время нечего терять — надо волка разыскать. Знаю я его жилище. Побежали, там поищем. Убегают. Сценка 4 Лиса. Здесь живут они с волчицей. Крикнем вместе: Волк! Беда! Появляется волк. Волк. Кто пожаловал сюда? Что за чудеса в лесу? Вижу с зайцем я лису. Лиса. Оттого мы вместе здесь, что горит зеленый лес. Мы пришли к тебе, волчок, чтоб пожар тушить помог. Волк. Нам не справиться одним. За медведем побежим. Он хозяин наш лесной, побежали все за мной. Убегают. Сценка 5 Медведь поливает огород. Появляются звери. Волк. Вот и Мишин огород, вот он воду в бочку льет. Все. Миша! Лес горит, беда! Медведь (идет к ним). Кто зажег его, когда? Лиса. Мы не знаем ничего… Как нам потушить его? У тебя спросить хотели. Медведь. Верно, вовремя успели. Главное, вода нужна. Бочка у меня полна. Волк. Ведра тоже надо взять, чтобы пламя заливать. Медведь. Вот вам ведра, получайте. Медлить нам никак нельзя. Бочка полная воды. Лес избавим от беды. Сценка 6 Медведь. Давайте, все цепочкою вставайте. Волк, у бочки становись! Воду черпай, не ленись. Тушат пожар. Все. Подавай, заливай, лес от пламени спасай. Лес — наш дом. Мы в нем живем. Дружно справимся с огнем. Медведь. Всё, огонь погас совсем. Вам, друзья, спасибо всем. Волк. Мы всю ночь пожар тушили. От огня не отходили. Лиса. До чего измучил нас, наконец-то он погас. Медведь. Посидим и отдохнем, а потом домой пойдем. Все садятся в кружок. Сценка 7 Появляются мальчишки. Сова. Посмотрите, тут ребятки, что огонь в лесу зажгли, а потом домой ушли. Здесь опять они гуляют и грибочки собирают. Медведь. Мы сейчас без лишних слов в круг возьмем озорников. Мальчики собирают грибы. 1-й мальчик. Здесь осинки и дубочки, под дубочками грибочки. Мы грибочки соберем и домой их отнесем. 2-й мальчик. Посмотри-ка, гриб какой — в шляпе красной и большой. 1-й мальчик. Ядовитый мухомор! Сзади появляется медведь. Медведь. Это вы зажгли костер? 1-й мальчик. Здесь медведь! Бежим домой. 2-й мальчик. На дороге волк с лисой! Медведь (загораживает дорогу). Не пытайтесь убежать, будете ответ держать! Сова. Посмотрите, сосны, ели здесь пылали и горели. Это вы костер зажгли, а потом до¬мой ушли? Клюну в нос и клюну в ушки, клюну в глупые макушки (ходит вокруг ребят). Накажу, ребята, вас, чтоб не делали проказ. Мальчики. Вы нас, звери, пощадите? Пожалейте, не губите! Слово честное даем: будем лес беречь, как дом. Все мы поняли отлично — отдаем мы вам все спички! Зайка. Может, нам ребят простить? Может, лучше всем дружить? Медведь. Кто других прощать умеет, может сделать мир добрее. Я за мир! А вы соглас¬ны? Заяц, волк, лиса, сова. Слово «мир» звучит прекрасно! Все вместе встают в полукруг. Лиса. Всегда шумите, сосны, ели! Волк. Всегда живи, зеленый лес! Медведь и сова. Не умолкайте, птичьи трели! Зайка и мальчики. Свети нам, солнышко, с небес! Дидактическая игра «Да — нет» -Можно спичками играть?(нет) -На скакалочке скакать?(да) -А петарды поджигать?( нет) -Не затушенный в лесу костёр бросать?( нет) -А конструктором играть?( да) -Траву сухую поджигать?( нет) -Газ без взрослых зажигать?( нет) -А с трансформером играть?( да) -Электроприборы включать?( нет) -Фломастерами рисовать?( да) -Можно свечи зажигать?( нет) -Можно в кубики играть?( да) -С зажигалкой играть?( нет) Дидактическая игра «Школа пожарников» Цель. Ознакомить детей с правилами противопожарной безопасности, учить их быстро принимать правильные решения в экстремальных ситуациях. Воспитывать чувство ответственности перед товарищами. Игровое задание. Не допускать пожара. Правила игры. Не повторять предложенные детьми варианты разрешения ситуации. Правильно оценивать ответы. Материалы. Картинки, изображающие разнообразные случаи возникновения пожара, например, от неправильного пользования спичками, электроприборами, от костров в поле, лесу и т.д. Разработайте проблемные ситуации, ставящие детей перед выбором: 1) предупредить пожар, 2) гасить его, звать на помощь взрослых, 3) ничего не делать. Фишки под такими же номерами. Игра. Картинки по одной выставляют на доске, задают проблемные ситуации. Дети, решившие, как надо поступать, подходят к ведущему и по секрету сообщают о своём решении. Ведущий оценивает его одной из трёх фишек. Когда желающих больше нет, каждый вслух называет ответ и показывает фишку. Дети убеждаются в разнообразии или единстве вариантов разрешения данной ситуации, сверяют правильность предложенных ими решений с решением ведущего. Затем выставляется другая картинка и игра продолжается. В конце игры на доске нужно записать, сколько и каких фишек набрал каждый ребёнок. Подвижная игра «Кто быстрее» Группа делится на две команды. На земле лежат два отрезка пожарного рукава. Вёдра с водой, пустые вёдра и маленькие ведёрки. Задание 1.Скатать пожарный рукав в рулон. Кто быстрее выполнит задание – тот победил. Задание 2. Маленьким ведёрком, передаваемым по цепочке, перенести воду из одного ведра в другое. Кто больше перенесёт за 3-5 минут – тот победил. Сюжетно-ролевая игра «Пожарные» • совместное сюжетное сложение и активизация воображения; • введение игровых ситуаций типа «В горящей квартире остались дети», «Дима увидел пожар в лесу» и т.п.; • побуждение участников игры к проявлению фантазии и выдумки в реализации замысла; • поддержание ролевого диалога; • смена ролей в ходе игры. Пальчиковая игра «Кошкин дом» Тили-тили-тили, хлопки бом! шлепок по коленям Загорелся помахать кистями кошкин «ушки на макушке», руки ладошками вперёд дом. руки «домиком» над головой Кошка выскочила! топнуть ножкой Глаза «бинокль» выпучила. ладошки около глаз Бежит пальчики «бегут» курочка большой и указательный пальцы сложить в клювик с ведром ладошки горсточкой заливать пальчики как бы брызгают кошкин дом. руки «домиком» над головой Стихи Ребята, вам твердят не зря: Играть со спичками нельзя! Огонь опасен, к сожаленью, Для всех людей без исключенья! Его так трудно потушить – Он может всё вокруг спалить! И вот уже в огне – весь дом… Опасны шалости с огнём! Без взрослых с огнём развлекаться опасно – Закончиться может забава ужасно. В лесу очень сухо бывает порой, Костёр обернётся серьёзной бедой! Представьте, что пламя легко разгорится, Начнёт полыхать, разбегаться, искриться – Его потушить невозможно тогда… Пожары лесные – большая беда! Погибнут деревья и звери, и птицы… Без взрослых костёр зажигать не годится ! Весна! В поход спешат ребята! Но знать туристам юным надо: Чтоб не страдали звери, птицы, Природу портить не годится! С поляны мусор соберите И на костре его сожгите! Костёр в лесу не оставляйте – Песком, землёю засыпайте, Чтоб не дымился, не искрил, Беды в лесу не натворил… Загадки Где с огнём беспечны люди, Там взовьётся в небе шар, Там всегда грозить нам будет Злой…(пожар) В маленькой коробке – сестрички-невелички; Лежат – молчат, чиркнешь – горят. (спички) В коробке лежат сестрички – Очень маленькие…(спички) Долго я стою в шкафу, Но когда отключат свет, И меня выводят в свет. Поджигают – я пылаю И тихонько убываю. (свеча) Список используемой литературы: 1. Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников.- Москва, Просвещение, 1992г. 2. Бардышева Т.Ю. Здравствуй, мальчик. – Издательский дом «Карапуз», 2004г. 3. Бурдина С.В. Игровой дидактический материал по основам безопасной жизнедеятельности.- Киров, 2004г. 4. Карисова Ж.М. Сценарии мероприятий по пожарной безопасности.- Издательский торговый дом Корифей, Волгоград, 2010г. 5. Маршак С.Я. Пожар. Рассказ о неизвестном герое.- Москва, Детская литература, 1989г. 6. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей. Чюдо- всюду. Мир людей.- Академия развития, 2000г. 7. Шорыгина Т.А. Основы безопасности. – Москва, 2006г. 8. Шпагин М. Что было до… — Москва, Детская литература, 1989г.

Рекомендуем посмотреть:

Проект в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет по правовой тематике Проект в старшей группе детского сада Проект в старшей группе на тему «Деревья и кустарники весной» Проект в старшей и подготовительной группе детского сада

Похожие статьи:

Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»

Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет

Проект по экологическому воспитанию «Сохраним лес от пожара» для старшей и подготовительной групп


Практический природоохранный проект:«Сохраним ЛЕС от пожара»

Участники
проекта: дети старшей и подготовительной группы , родители, воспитатели групп Актуализация темы «Берегите Землю. Мы не получили ее в наследство от наших дедов. Мы взяли ее взаймы у наших детей» (кенийская…
Проект «Формирование основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста» Отчет о проделанной работе в рамках познавательно-исследовательского проекта «Формирование основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста» в старшей группе «Утром, вечером и днём осторожней будь с ОГНЁМ!»
(2 слайд)
Особенно часто дети травмируются и погибают…

Паспорт проекта «Осторожно огонь!»

Цель проекта: формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности в ДОУ.

Задачи проекта:— уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения;

— учить детей правилам поведения в экстремальной ситуации (набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону: четко называть свой адрес);

— познакомить со средствами пожаротушения;

— способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар;

— расширить знания детей о профессии пожарного;

воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить работу по преодолению страха перед огнем;

— развивать в детях желание заниматься физической подготовкой, чтобы быть ловкими, смелыми и сильными, как пожарные;

— привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте;

— формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности;

Вид проекта:краткосрочный, творческий.

Время реализации проекта: 23.01.2012-27.01.2012 г.

Участники проекта: дети группы, родители, воспитатели, музыкальные руководители.

Аннотация к проекту:Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Актуальность проекта связана и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу, особенно на фоне повышенной пожароопасности в нашем регионе, районе.

Чтобы сделать отношение человека к этой проблеме осознанным, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.

Предполагаемый результат

  • углубление знаний детей о правилах пожарной безопасности, формирование привычки их соблюдения;
  • правильное поведение в экстремальной ситуации (набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону: четко называть свой адрес);
  • знать средства пожаротушения;
  • уметь правильно действовать в случае обнаружения пожара;
  • знать о профессии пожарного;
  • профилактика панического страха перед огнём;
  • изменение отношения родителей к данной проблеме;
  • осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.

Продукт проектной деятельности

Изготовление совместно с родителями брошюр, книжек «Что мы знаем про огонь»;

Продуктивная деятельность рисование рисунков «Пожар»;

Выпуск с детьми стенгазеты «С огнём не шути»;

Папки-передвижки для детей и родителей по пожарной безопасности;

Удостоверения для детей «Юный пожарный».

Презентация проекта

Интеллектуальная игра блиц — турнир «Юные пожарные»

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный

  • Составление паспорта проекта
  • Подбор детской художественной литературы для чтения детям
  • Подбор презентаций для просмотра
  • Изготовление дидактических игр
  • Подбор материала для проведения опытов и экспериментов
  • Подбор сюжетных картинок и иллюстраций
  • Работа с методическим материалом, литературой по данной теме

2 этап. Выполнение проекта

  • Проведение с детьми бесед о пожарной безопасности;
  • Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, спортивного развлечения;
  • Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, загадывание загадок по теме);
  • Рассматривание картин, рисование рисунков, выпуск стенгазеты, изготовление книжек;
  • Экскурсия по детскому саду (знакомство с уголком пожарной безопасности), в пожарную часть;
  • Проведение опытов, экспериментов

3 этап. Результаты

  • Подготовка к блиц — турниру «Юные пожарные»
  • Презентация проекта в форме показа интеллектуального блиц – турнира «Юные пожарные»

Схема реализации проекта

Дни неделиТемаЦельСодержание и формы работы
Понедельник«Осторожно, огонь!»Разобрать с детьми ситуации возникновения пожара, углубить и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожара.— беседа «Почему огонь полезен и опасен?»- чтение «Как в селе пожарную каланчу построили» (бес.о пож.без.стр.10) С.Маршак «Пожар»- загадывание загадок по теме- совместное изготовление с родителями брошюр, книжек «Что мы знаем про огонь»- рассматривание сюжетных картинок «С огнём играть нельзя!»- просмотр презентаций «Огонь друг или враг», «Какой он, огонь»- д/и «Да или нет» (дид.копилка стр.20)- проведение опытов, экспериментов «Знакомьтесь, огонь» (знакомство со свойствами огня)
Вторник«Пожарный герой – он с огнём вступает в бой»Познакомить детей с профессией пожарного, развивать понимание того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде. Прививать уважение к труду пожарных.— беседа о труде пожарных (бес.о пож.без.стр.)- рассматривание картины «Пожарная машина спешит на помощь»- с.р.и. «Мы — пожарные»- п/и «Пожарные на учении»- физкультурный досуг «Пожарная дружина»- заучивание стих-я «Мы — пожарные» (бес.о пож.без.стр.13)- д/и «Опасно-неопасно», «Подбери определение к слову пожарный», «Что нужно пожарному для работы»- чтение «Как Тимоша царевну спас» (бес.о пож.без.стр.15)- чтение отрывка С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое»
Среда«Детские шалости с огнём и их последствия»Сформировать представление детей о предметах, которыми пользоваться категорически запрещено: спички, газовая плита и т.д. Познакомить с правилами пожарной безопасности.— беседа «Эти предметы таят опасность», «спички детям не игрушка»- загадывание загадок (ОБЖ ст.гр.стр.4-5)- Чтение «Сказка о спичке и добром огне» (дид.копилка стр.9), К.Чуковский «Путаница», С.Михалков «Дядя Стёпа»- ситуация «Что делать если…»- анкетирование родителей-папка – передвижка «Пожарная безопасность»- Игра-загадка «если возник пожар» (осн.без.повед.стр.64)- д/и «Пожароопасные предметы»- рисование «Спички детям не игрушка»
Четверг«Знает каждый гражданин, этот номер — 01»Познакомить детей с основными правилами пожарной безопасности, с первыми действиями при обнаружении пожара. Учить правильно сообщать о пожаре по телефону.— экскурсия по детскому саду (знакомство с уголком противопожарной безопасности)- экскурсия в пожарную часть- Практикум «Учимся сообщать о пожаре по телефону»- беседа «Знает каждый гражданин, этот номер 01»- заучивание стих-я (осн.без.повед.стр.63)- д/и «Как избежать неприятностей»- Игра «Это я, это я, это все мои друзья» (осн.без.повед.стр.66)- разгадывание кроссворда «Что может вызвать пожар»- продуктивная деятельность рисование «Пожар»- чтение С.Маршак «Кошкин дом»Г.Остер «Вредные советы»
ПятницаБлиц – турнир «Юные пожарные»Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, умение найти выход в случае опасности.— литературная викторина- загадывание загадок- игра «Не играй с огнём», «Собери номер пожарной охраны»- чтение стихов- разминка «Чем тушат пожар»- вручение удостоверений «Юный пожарный»

В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами противопожарной безопасности. Проект позволит на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей осознанного отношения к себе как субъекту противопожарной безопасности.

Проект «Пожарная безопасность»

Проект

«Система работы по формированию основ пожарной безопасности и действиям в чрезвычайной ситуации с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду»

Автор: Макеева Ольга Геннадьевна,

воспитатель дошкольных групп

МБОУ лицей «Технический» г.о. Самара

Цель проекта:

Научить дошкольников предвидеть и предупредить опасность, угрожающую жизни и здоровью, связанную с несоблюдением основ пожарной безопасности, избегать её, и в условиях экстремальных или чрезвычайных ситуаций использовать навыки и приёмы правильного поведения.

Задачи проекта:

Формировать у детей к труду пожарных:

-иметь представление о работе боевого расчёта, пожарной техники, работе госпожнадзора.

-иметь представление о тактике тушения пожара, показать взаимосвязь пожарных подразделений и показать взаимосвязь служб спасения: -01;-02;-03;-04;-112.

Формировать чувство повышенной опасности огня:

-знать свойства и качества предметов с точки зрение горения.

-формировать определённое отношение к предметам повышенным источника пожарной опасности.

Понимать необходимость соблюдения правил пожарной безопасности:

-знать причины пожаров и основные правила пожарной безопасности.

Уметь вести себя в случае пожара:

-уметь ориентироваться в пространстве помещения (группа, квартира, здание).

-знать первые действия при пожаре.

-знать порядок действий при эвакуации.

Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной ситуации и построению адекватного поведения:

-уверенность в своих действиях.

-развитие нравственных качеств и патриотических чувств у детей.

Взаимодействие с родителями:

формирование единство взглядов между родителями и педагогами по основам пожарной безопасности у детей.

Актуальность проекта:

Пожары не знают ни границ, ни национальностей, не щадят ни молодых, ни старых. Пожарная безопасность, как и безопасность человека, вообще во многом зависит от его просвещённости, в том числе осведомлённости о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, облученности правилам действий в чрезвычайных ситуациях-пожарах, готовности противостоять опасностям огня, которые подстерегают нас в природе, в городских условиях-повсюду, где мы живём, трудимся, отдыхаем.
В соответствии с Законом РФ «О пожарной безопасности Российской Федерации», принятым Государственной Думой 18.11.1994года, в статье 25, сказано «обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях… мерам пожарной безопасности».
У ребенка отсутствует психологическая защитная реакция, их жажда знаний, желание открыть что-то новое ставит ребёнка перед реальными опасностями. Поэтому часто причиной пожаров становятся детские шалости со спичками, зажигалками и пиротехникой. Психическое развитие детей дошкольного возраста таково, что совершенствуются психофизические функции, возникает потребность интеллектуальной активности и овладение новыми знаниями и навыками, которые при умелом руководстве могут перерасти в потребность их соблюдения. Все вышесказанное, доказывает, что формировать навыки пожарной безопасности и правильным действиям в случае пожара необходимо начинать в дошкольном возрасте.

Прогнозируемые результаты:

Усвоили основные правила пожарной безопасности, причины пожара, первые действия при пожаре, порядок действий при пожаре и свойства огня.

Научились правильно общаться с огнём, ориентироваться в пространстве помещения (группа, квартира, здание). Уметь работать с планом, выделяя выход из помещение.

Участники проекта:

Дети 6-7 лет, воспитатели и родители.

Время реализации проекта:

1 год.

Социальные связи:

Школа, пожарная инспекция, музей пожарной безопасности

г. Самара.

Первый этап проекта «Социально-коммуникационное развитие».

1.Создание учебной экстремальной ситуации (эвакуация).

2.Демонстрация разных ситуаций, несущих опасность.

3.Ориентирование по плану (группа, квартира, здание).

4.Проведение экспериментов (со свечкой).

5.Беседы (об опасности дыма и огня).

6.Чтение художественной литературы: М.Горький «Пожар», Т.Шорыгина «Сказки о пожарной безопасности», Е.Хорынская «Спичка-невеличка».

7.Пословицы и поговорки:

• Спички — не игрушки, огонь — не забава. • Спичка — невеличка, а огонь от нее великан. • Солома с огнем не дружит. • Не шути с огнем — обожжешься. • Малая искра сжигает города. • Пожар слезой не зальешь. • От копеечной свечи Москва сгорела.

8.Дидактические игры: «Лото пожарная безопасность», «Назови причины пожара».

9.Сюжетно ролевая игра: «Мы пожарные».

10.Подвижная игра: «Пожарная эстафета».

11.Рассматривание иллюстраций: «В душе мы все немного пожарные», «Ребёнок дома».

12.Организация выставок, конкурсов «Поле чудес»

,
«КВН»
на тему пожарной безопасности.

13.Драматизация по произведению С.Маршака «Кошкин дом».

14.Экскурсия в пожарную часть №9 г. Самара.

15.Изобразительная деятельность: Рисование «Берегите лес от пожара»

; Конструирование поделок на тему пожарной безопасности; Составление альбома
«История пожарной службы».
16.НОД «Огонь-друг, огонь-враг»

;
«От чего может возникнуть пожар в квартире?»
;
«Что делать при пожаре?».
Второй этап проекта «Взаимодействие с родителями».

1.Консультации «Формирование знаний о противопожарной безопасности», «Пожарная безопасность детей дома», «Изучение правил пожарной безопасности в детском саду».

2.Родительское собрание (встреча с инспектором госпожнадзора).

3.Анкетирование «Откуда опасность?».

4.Выстовка детских работ «Спички детям не игрушки»

.

5.Папка-передвижка «Пожарная безопасность».

6.Оформление стенда «01»

для родителей.

Третий этап проекта: «Ожидаемый результат».

Проводя работу по ознакомлению дошкольников с правилами пожарной безопасности и действиям во время чрезвычайной ситуации, мы получили следующие результаты.

ДИАГНОСТИКА №1. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В КВАРТИРЕ

.

Цель:

Выяснить знание детьми правил пожарной безопасности в квартире.

Проведение диагностики.

Воспитатель: посмотрите внимательно на картинку и найдите в квартире нарушение несоблюдение правил пожарной безопасности и назвать, как их устранить (Ответ детей).

Результаты:

Низкий уровень.

Ребенок нашел до 5 нарушений и смог назвать, как их устранить.

Средний уровень.

Ребенок нашел до 10 нарушений и смог назвать, как их устранить.

Высокий уровень.

Ребенок нашел более 10 нарушений и смог рассказать, как их устранить.

Начало 2018/2019 уч.г. (старшая группа) (в %)

.

Начало 2019/2020 уч.г (подготовительная к школе группа) (в %)

Конец 2019/2020 уч.г (подготовительная к школе группа) (в %)

Вывод:

данная диагностика доказывает эффективность работы по формированию основ пожарной безопасности в ДОУ.

На конец 2019/2020 учебного года уменьшились показатели по низкому уровню на 34%, показатели по высокому уровню увеличились на 24%. Это доказывает эффективность проводимой работы.

ДИАГНОСТИКА №2. ОСНОВЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ДОУ.

Цель:

Определить знание детей во время пожара.

Проведение диагностики:

Воспитатель: посмотрите на картинку и скажите, в какую ситуацию попал мальчик. Расскажи, как он должен действовать (Ответ детей). По ответам ребёнка заполняется таблица.

Результаты:

Низкий уровень.

Ребёнок рассказывает правила действия во время пожара только при помощи взрослого.

Средний уровень.

Ребёнок рассказывает правила действия во время пожара самостоятельно, но с нарушением последовательности и справляется при помощи взрослого.

Высокий уровень.

Ребёнок рассказывает правила действия во время пожара самостоятельно, правильно соблюдая последовательность.

Начало 2019/2020 уч.г (старшая группа) (в %)

Конец 2019/2020 уч.г (старшая группа) (в %)

Вывод:

данная диагностика показывает, что по сравнению с началом года наши дети могут назвать свои действия во время пожара; показатели высокого уровня увеличились на 7%, показатели среднего уровня увеличились на 12%, показатели низкого уровня уменьшились на 19%, что показывает положительную динамику и позволяет откорректировать работу с детьми на следующий учебный год.

ДИАГНОСТИКА №3.ОРИЕНТИРОВКА В ПЛАНЕ.

Цель: Выявить умение детей в ориентировании в плане и объяснять выбор своих действий.

Проведение диагностики.

Ребёнку предлагается указать выходы из горящего помещение по плану и объяснить свои действия, почему выбран данный путь.

Результаты:

Низкий уровень.

Ребёнок справляется с заданием только при помощи взрослого, его наводящих вопросов.

Средний уровень.

Ребёнок справляется с заданием с частичной помощью взрослого, может при помощи наводящих вопросов объяснить своё решение.

Высокий уровень

. Ребёнок самостоятельно находит выход из помещения, объясняя свой выбор.

Начало 2019/2020 уч.г (подготовительная к школе группа) (в %)

Конец 2019/2020 уч.г (подготовительная к школе группа) (в %)

Вывод:

данная диагностика показывает, что дети в количестве 15 человек могут ориентироваться в плане на бумаге, могут объяснить свой выбор. Два ребенка имеют низкий уровень, что объясняется частым отсутствием данных двоих детей в детском саду из-за болезни.

Вывод:

Данные диагностики показывают, что наши воспитанники имеют определённые знания правил пожарной безопасности и действий во время чрезвычайной ситуации; мы взрослые выражаем надежду, что проверять эти знания им в жизни не придется.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]