Познавательный исследовательский проект в старшей группе. Зеленая аптека
Познавательно-исследовательский проект по экологии в детском саду «Зеленая аптека». Старшая группа
Вид проекта: По направленности:
познавательно- информационный проект
По количеству участников:
групповой, подгрупповой.
По продолжительности:
средней продолжительности (1-2 недели)
Участники проекта: • Дети старшей группы • Воспитатели • Родители Актуальность «В травах и словах – великая сила», — гласит старинная латинская поговорка. Свойства растений чудесны и разнообразны. Умение любить природу не приходит само. В основе сознательного отношения детей к природе должны лежать знания о ней, которые в яркой эмоциональной форме преподносят детям взрослые. И здесь многое зависит от умения взрослого научить детей узнавать каждое растение и оберегать его. Наблюдая и рассматривая растения в летний период, на улице, на лугу, в огороде, в лесу, задача воспитателя создать условий для ознакомления детей с миром целебных растений нашего края, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека, поэтому был разработан экологический проект «Зеленая аптека». Цель: Ознакомление детей с наиболее распространенными лекарственными растениями Челябинской области Основные задачи проекта: 1. Закрепить умения узнавать и называть лекарственные растения( 4-6 видов). 2. Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений. 3. Познакомить детей с правилами поведения при сборе лекарственных растений. 4. Закрепить знания детей о строении, составных частях, отличительных особенностей каждого вида растений, использования в пищи. 5. Формировать умения: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (театральной, игровой, музыкальной, художественной, продуктивной). 6. Обогащать словарный запас детей и их знания о лекарственных травах. 7. Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому. 8. Воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию на шего края, вовлекать в природоохранную деятельность. Предполагаемый результат: В ходе реализации данного проекта дети узнают не только названия лекарственных растений и их внешний вид, но также их лечебные качества. Путем исследования познакомятся со свойствами лекарственных растений, особенностями их жизнедеятельности. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства эмпатии, коммуникативных навыков, направленных не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.
Скачать Познавательно-исследовательский проект «Зеленая аптека»
Рекомендуем посмотреть:
Проект в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет по правовой тематике Проект в старшей группе детского сада Проект в старшей группе на тему «Деревья и кустарники весной» Эколого-валеологический проект в детском саду в старшей группе
Похожие статьи:
Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»
«Зеленая аптека» на участке детского сада
Янина Багаева
«Зеленая аптека» на участке детского сада
ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА НА УЧАСТКЕ НАШЕГО ДЕТСКОГО САДА.
Багаева Я. В.
Важность растений ни с чем несравнима. Научив детей любоваться растениями, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы, украшающие наши города и поселки, научив умению узнавать в простой травке, которая растет под ногами –лекаря человека и его помощника, дает возможность в будущем привести малыша в науку и медицину.
Конкретные знания о растениях у детей можно сформировать только на основе их чувственного опыта. Вдыхая ароматы лекарственных растений в зеленой аптеке, ребятишки познают мир, учатся бережно относиться к растительному покрову, беречь красоту, которую создают зеленые газоны.
Основная задача создания зеленой аптеки на территории детского сада – это экологическое воспитание детей в дошкольном возрасте. Часто из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную линию поведения и нам взрослым необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей и именно для этого мы с помощью зеленой аптеки сделали все занятия в игровой и увлекательной форме. Игры и игровые элементы придают занятиям эмоциональную окраску, делают их живыми, позволяют развивать у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие знаний. Успешная работа с детьми возможна только в том случае, если педагог использует творческий подход.
Для создания зеленой аптеки мы выделили участок земли на территории детского сада, подготовили ее и пересадили лекарственные растения, участок огородили декоративной сеткой с помощью колышков и оставили вход, чтобы можно было свободно ходить, возле каждого растения разместили таблички с картинками растения, все ламинировали, также был изготовлен доктор из фанеры, закрашенный маслеными красками и покрыт лаком, чтобы в ненастную погоду ничего не испортилось.
В нашей зеленой аптеке мы наблюдали и рассматривали лекарственные растения (ромашка, мята, одуванчик, подорожник, шиповник, крапива, клевер, лопух)
. Дети узнали, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах.Познакомились с новыми терминами: отвар, настой, лекарственные растения.
Дети с удовольствием составляли рассказы-описания от имени растений: «Я ромашка…»
,
«Я крапива…»
,
«Я подорожник…»
Придумывали сказки, отгадывали загадки, разучивали стихи, играли в игры («съедобное, несъедобное»
,
«определи по запаху»
,
«вершки-корешки»
,
«узнай растение»
,
«что лечит растение»
,
«какая часть растения лечит»
).
Читали литературные произведения:
1. Тамара Крюкова «Лесная аптека. Сказочная энциклопедия лекарственных растений»
2. А. Стрижева «Огород на опушке»
3. А. Онегова «Тропинка полевая»
4. Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»
5. Н. Павловой «Загадки цветов»
6. А. Плешакова «Зеленые страницы»
и др.
Провели консультацию с родителями на тему: «Лекарственные растения детям»
Дети узнали, что все мы являемся частью природы и должны бережно относиться к ней. Что надо выращивать лекарственные растения на своих участках и огородах, что нельзя наносить вред природе, тогда она предстанет перед людьми доброй, дарящей свои богатства и радость общения.Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!
Познакомились с правилами сбора лекарственных растений:
1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых растений.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром после того как высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения вблизи дороги, такие растения отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего.
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.
Ну и конечно на завершительном этапе поиграли в «Аптеку»
. Чтобы купить какое- либо лекарственное растение, нужно сказать, как называется растение, описать его, рассказать от чего вы собрались лечиться.
«Аптекарь»
должен его угадать,
«покупатель»
должен не только правильно его описать, но и быть вежливым.
«Зеленая аптека» Дс 223 — презентация
Педагогический проект «Будем знакомы…. «Зеленая аптека». Разработали: воспитатели МБДОУ «Детский сад 223» Скобелева О.В., Власова И.В. Барнаул 2013 г.
Лето теплое, Лето красное! Солнце доброе, солнце ясное! Соком полнится — Зелена трава, Собирать, сушить, уж ее пора! А вы травушку собирайте… Да на зимушку припасайте! От болезни вас охранит она, Вам здоровья даст, силушки сполна!
Актуальность Проблема экологического воспитания в последнее время особенно важна актуальна и недостаточно проработана.Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной и разработанной по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования независимо от возраста и профессии. Эту работу необходимо начинать в детском саду — первом звене системы непрерывного образования. Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека, поэтому необходимо уже с этого возраста пытаться сформировывать у детей осознанно-правильное, оберегающее, щадящее и ответственное отношение к ресурсам природы. Ребенок — дошкольник может научиться беречь, заботиться и охранять лишь то, что его окружает и вызывает интерес, то, что он вырастил своими руками или с помощью взрослых. Руководствуясь такими важными документами, как «Указ Президента Российской Федерации об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», законом РФ «Об охране окружающей природной среды», законом «Об образовании»: опираясь на образовательную программу по которой работает детский сад: «Н.М Крыловой «Детский сад – Дом радости»», мы поставили перед собой цель: прививать детям бережное отношение к выращиванию, уходу к группе лекарственных растений, которые произрастают на территории Алтайского края, через ознакомления с ними. Предварительной работой явились результаты изначальной диагностики детей 4-5 лет показали, что дети мало знают о этих растениях. С большим трудом называют их названия (единичные ответы: ромашка и одуванчик). На основе изложенного возникает противоречие: между необходимостью ознакомления дошкольников с группой лекарственных растений и отсутствием возможности их наглядно- информационного изучения в природе.
Изучая лекарственные растения Алтая — мы также стремимся привить гордость за местность, где мы проживаем. Так как Алтайский край по праву считается одним из самых экологически чистых мест не только в России, но и в мире. В списке Всемирного природного наследия ЮНЕСКО на территории России числится восемь объектов. Пять из них находится на территории Алтая. На территории Алтая произрастает более 2000 видов растений. Полезных растений, непосредственно используемых человеком, около 660 видов. Флора Алтая уникальна – более 100 видов растений встречается только на Алтае и больше нигде в мире. Это эндемики, возникшие здесь в процессе эволюционного развития, среди которых в большинстве особо ценные лекарственные растения, например красная щетка. Группа лекарственных растений – одна из самых крупных. Широко используются в официальной медицине золотой корень, бадан толстолистный, валериана лекарственная, солодка уральская, синюха лазоревая, пион, одуванчик, горец птичий, папоротник сафлоровидный. В Красную книгу России (1988 г.) внесено десять видов растений, произрастающих в Алтайском крае: кандык сибирский, ирис Людвига, ковыль Залесского, ковыль опушеннолистный, ковыль перистый, лук алтайский, пион степной, голосемянник алтайский, стеллофопсис алтайский. Лекарственные растения – наше «зеленое золото», и с ними надо обращаться разумно. Сегодня же запасы многих лекарственных трав и растений быстро сокращаются, некоторые из них вот–вот могут совсем исчезнуть. С каждым годом интерес к лекарственным растениям увеличивается, их заготавливают все больше, неуклонно возрастает число приверженцев лечения травами. В связи с этим некоторые исчезающие лекарственные растения уже попали в Красную книгу. При рациональном подходе к сбору лекарственных растений их запасы будут возобновляться. Надо помочь природе сохранить равновесие. Для этого нужно умело, бережно обращаться с ее богатствами, в частности, с лекарственными травами. Для этого просто необходимо начинать прививать чувства бережного отношения к природе, к ее дарам, воспитывать гордость за место, где мы проживаем, уже с дошкольного возраста.
Цель: Создать в группе и на территории ДОУ условия для: Изучение лекарственных растений, произрастающих на территории Алтая Формирования представления о лекарственных травах (их значении в жизни людей) Решение умений выращивать лекарственные растения и ухаживать за ними
Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и нацелен на решение следующих задач: Сформировать у детей понятия о лекарственных растениях (как выглядят, где растут, каковы их лечебные свойства). Развивать умения узнавать растения по описанию и внешнему виду, называть их. Вовлекать детей в природоохранную деятельность, через выращивание лекарственных растений и уход за ними. Закреплять у детей представления о том, что для роста и жизни растениям необходимы: свет, влага, тепло. Сформировать представления о пользе лекарственных растений и их роли в жизни человека. Воспитывать устойчивый интерес, любовь и бережное отношение к растениям.
Гипотеза: Процесс формирования у детей дошкольного возраста в детском саду представлений о лекарственных растениях, их пользе и значениях для жизни людей будет эффективнее, если: — педагог осознает значимость процесса формирования у детей представлений о лекарственных травах, закрепляя их в различных видах деятельности — если дети-дошкольники узнают, как растения могут помогать для здоровья человека, и будут бережнее к ним относиться. -Педагогический процесс осуществляется с учетом возрастных особенностей детей и строится на основе ведущей деятельности данного возрастного периода – игровой.
«Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта» 1. Научно — методическое (подбор литературы, книги, картины…). 2. Материально – техническое (фотоаппарат, стенды, посуда для экспериментирования, садово-огородный инвентарь, ящики для проращивания семян, «Календарь за наблюдением роста и развития растений»). 3. Экспериментальная площадка (клумбы с лекарственными растениями на участке группы, экологический уголок в групповой комнате, природный уголок на территории детского сада «Зеленая аптека» с образом доктора Айболита). Проект реализуется в совместной игровой деятельности: детей-педагога- родителей, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта. Организация предметно-развивающей среды в группе: в уголке книги — яркие энциклопедии, альбомы с изображением лекарственных растений. в игровом уголке – дидактические игры о лекарственных растениях и травах. Проектная идея: создания на территории детского сада небольшой огород лекарственных трав и растений Алтайского края.
Этапы осуществления проекта: 1. Организационный проведение диагностики подбор методической литературы, картин разработка бесед, развлечений, праздников, викторин, физкультминуток и т.д тематическое планирование выбор объектов для экскурсий подбор музыкального репертуара работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта на территории детского сада разбить небольшой огород лекарственных трав, а также изготовить таблицы – указатели с названиями растений, которые в дальнейшем будут там высажены. 2. Реализация проекта. Посадка, уход за растениями; наблюдение за ростом с занесением в календарь «Наблюдений» 3. Обобщающий этап: Оформление книжки самоделки «Мое любимое лекарственное растение» (совместно с родителями) Выпуск СТЕНГАЗЕТЫ «Вот, что у нас выросло….» Оформление гербария «Лекарственные растения и травы Алтая» Экологическая викторина «Умники и умницы – по травам и растениям» Проведение итогов проекта. Определение результативности проекта. Диагностика детей по теме «Лекарственные растения». Презентация для родителей и педагогов ДОУ (обобщение полученного опыта).
Место проведения: МДОУ «Детский сад 223» г. Барнаула Сроки проведения: сентябрь — май Количество участников проекта: 2 воспитателя: Скобелева О.В., Власова И.В.; узкие специалисты МБДОУ; дети в возрасте 4-5 лет, родители. Вид проекта: долгосрочный, познавательный.
Ожидаемый результат: сформированные знания у детей о лекарственных растениях; бережное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека. Способы оценки: наблюдение, беседа, анализ продуктов творчества детей. Дети — перед началом работы по проекту проводим беседу о лекарственных растениях. Цель — выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой. Критерии оценки результатов 1. Дети знают и называют лекарственные растения: 0- 2 растения низкий уровень 3-4 растения средний уровень Более 5 – высокий уровень. 2. Знают и понимают лекарственные свойства лечебных растений: 0- 2 растения низкий уровень 3-4 растения средний уровень Более 5 – высокий уровень На рисунке 1 и 2 мы видим, как проведение нашего проекта повлияло на изменение уровней показателей по формированию у детей экологических знаний, которые относятся к теме нашего исследования
Рис.1Рис.2
РОМАШКА ЛЕКАРСТВЕННАЯ, или АПТЕЧНАЯ (Matricária recutíta) РОМАШКА ЛЕКАРСТВЕННАЯ, или АПТЕЧНАЯ (Matricária recutíta) — травянистое растение из семейства Астровые, или Сложноцветные, вид рода Ромашка. Синонимы: маточная трава, моргун. Есть травы, которые лечат не одну болезнь и оказывают благотворное влияние на весь организм. К таким травам относится ромашка аптечная. Ее желательно иметь в каждом доме, особенно, если в нем есть маленькие дети или люди пожилого возраста. Все вылечит красивый цветок, что покачивается на лохматом стебельке. Ромашка уймет боль, успокоит, укрепит ваши силы. Это травянистый однолетник с прямыми голыми стеблями высотой см, листья очередные, соцветия (корзинки) диаметром 1,5-2,5 см, с приятным запахом, напоминающих аромат спелых яблок. Лекарственную ромашку несложно вырастить у себя на участке. Семена можно посеять в любое время сезона. Цветет ромашка с мая по октябрь, за это время урожай цветков можно собрать несколько раз. Встречается на обочинах дорог, пустырях, огородах, садах, полях и других местах.
Тысячелистник лекарственный (обыкновенный, Achillea millefolium. Другие названия: тысячелистник лекарственный, кровавник, живучая трава, деревий, гулявица, порез-трава, ахалей, солдатская трава, деревій звичайний, зеленець, серпій и др. Это один из видов рода тысячелистник, семейства сложноцветных (астровых). Всего видов насчитывается около 100: тысячелистник таволговый, мускусный, благородный, войлочный и др. С лечебной целью используется тысячелистник лекарственный (обыкновенный, Achillea millefolium. Трава тысячелистник — многолетнее травянистое растение с прямым, ребристым, неразветвленным, редковолосистым стеблем. Листья поочередно расположенные, короткочерешковые, состоящие из заостренных листочков. На верхушке стебля расположено густое щитковидное соцветие, которое состоит из мелких цветочных корзинок. Корзинки (цветки) обладают специфическим, сильно острым ароматом. Тысячелистник растение не прихотливое, растет в смешанных лесах, на полянках, в лесосеках, по лугам и т. п. С лечебной целью используют верхушки цветущих растений со стеблем (не длиннее 15 см) и цветки, срезанные на расстоянии 2 см от верхушки. Сушат сырье в тени, сохраняют до 2-х лет. Тысячелистник применяется в медицине как кровоостанавливающее средство, при внутренних и внешних кровотечениях, болезнях желудочно-кишечного тракта, при воспалительных процессах, а также как противоконвульсивное, потогонное, аппетитное, устраняющее нарушения обмена веществ средство. В листьях и цветочных корзинках тысячелистника содержится много эфирного масла, витамин К, дубильные вещества, каротин, витамин С и фитонциды. Тысячелистник лекарственный пользуется большой популярностью в традиционной и народной медицине, используется его для лечения многих болезней.
Подорожник большой (plantago major L.) Подорожник большой (plantago major L.) старинное лекарственное растение. Известно около двухсот пятидесяти видов подорожника лекарственного. Они встречаются в субтропических и умеренных поясах (редко встречаются в тропиках). Подорожник лекарственный встречается возле дороги, на пустырях, вблизи жилья, на зеленых лугах, огородах, садах, по лесным опушкам и берегам водоемов. Многолетнее травянистое лекарственное растение, высотой от 10 до 40 см цветочными стрелками и розеткой широкоовальных, зеленых листьев. Цветочная стрелка голая и заканчивается длинным колосом мелких цветков. Лечебное свойство имеют листья подорожника собранные во время цветения и семена. Цветёт подорожник с июня по сентябрь. Свежие листья обладают кровоостанавливающим, бактерицидным, ранозаживляющим, гипотензивным и отхаркивающим действием. Сок свежих листьев и водный настой листьев особенно эффективны при лечении язвы желудка и кишечника, дизентерии и диспепсии, колитах, заболеваниях мочевого пузыря, верхних дыхательных путей, бронхов и легких. Сбор и заготовку листьев, лучше производить на лугах. Не собирайте пыльные листья на обочинах дорог, вместо пользы они принесут вам только вред!