Понятие «витамины»
Витамины — вещества органической природы, поступающие извне или синтезирующиеся в организме, участвуют в построении ферментов и гормонов, которые в свою очередь, исполняют роль регуляторов различных биохимических процессов.
К полезным веществам относятся микроэлементы, незаменимые аминокислоты и другие, жизненно необходимые субстанции, ежедневно поступающие в организм с пищей.
Микроэлементы, как и витамины — основа ферментов, специализированных клеток, гормонов. Незаменимые аминокислоты являются жизненно необходимым строительным материалом. Содержатся в животных белках.
Виды витаминов
Витамин А – важен для зрения, нормального состояния кожи и волос. Наиболее богаты им печень и рыбий жир. Витамины группы B – участвуют в энергетическом обмене. Содержаться в зерновых, крупах, мясе, дрожжах. Витамин С – совместно с витаминами A и E предотвращают появление свободных радикалов. Он важен для соединительных тканей и усвоения железа. Больше всего богаты витамином C свежие овощи и фрукты. Витамин D – может вырабатываться в организме человека самостоятельно, из холестерина в коже, под воздействием ультрафиолета. Регулирует обмен фосфора и кальция. Богат данным витамином яичный желток, сливки, сливочное масло. Витамин E – снижает риск тромбозов, важен для хорошего состояния кожи и развития мышц. Содержится в растительных маслах, шпинате, свекле, капусте.
Витамины и их значение для организма человека
Перед началом исследования я обратилась к словарю, чтобы узнать значение слова «витамины». В «Толковом словаре» Ожегова дано следующее объяснение: «ВИТАМИН — органическое вещество, первоисточником которого обычно служит растение, необходимое для нормальной жизнедеятельности организма, а также препарат, содержащий такие вещества».
Также в начале исследования было выяснено, что знают о витаминах мои друзья и сверстники. Для этого было проведено анкетирование 20 учащихся нашей школы.
Были получены следующие результаты:
- На вопрос «Что такое витамины?» 50% ответили, что это полезные вещества, которые необходимы нашему организму.
- На вопрос «какие витамины ты знаешь?» 70% ответили, что знают витамины А, В, С.
- На вопрос «Какие продукты содержат витамины?» 95% детей перечислили названия разных овощей и фруктов.
- Из ответов на вопрос «Для чего надо употреблять витамины?» было выяснено, что 88% считают употребление витаминов необходимо, чтобы быть здоровым.
Таким образом, не все знают, какие есть витамины и в каких продуктах, кроме овощей и фруктов , они содержатся.
Из научных источников (книг и энциклопедий, сети Интернет) было выяснено, когда же впервые появились витамины?
Во второй половине 19 века люди считали, что из полезных веществ, которые содержатся в продуктах питания, есть только белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода. Но от того, что люди не употребляли в пищу некоторые продукты и вместе с ними другие полезные вещества, кроме перечисленных, они умирали от непонятных болезней.
Например, когда корабли отправлялись в долгое морское путешествие, очень много людей погибало от цинги при больших запасах продовольствия. Цинга – это болезнь, при которой человек чувствует себя уставшим, сильно худеет, теряет аппетит, у него болят мышцы в ногах, шатаются зубы и кровоточат десна. Позже обнаружили, что цинга развивается от недостатка витамина С.
Впервые, на неизвестные полезные вещества обратил внимание русский ученый Николай Лунин в 1880 году. Он проводил опыты на мышах и заметил, что те животные, которые питаются искусственным молоком, худели и погибали. А те мыши, которые получали натуральное молоко, были здоровы.
Позже его опыт подтвердил другой ученый – врач Эйкман. В то время в Японии и Индонезии очень много людей страдали от болезни «бери-бери». Это такая болезнь, при которой поражается нервная система и сердце, может привести или к параличу или к смерти. Эйкман заметил, что кормит своих кур очищенным рисом, который также едят больные «бери-бери». Стоит дать им неочищенный рис, как они тут же выздоравливают.
Первым выделил витамин ученый Каземир Функ в 1911 году. Он и дал ему такое название. «Vita» переводится с латинского языка как «жизнь», амины – группа химических веществ, отсюда и появилось слово «витамин».
На сегодня известно около 20 витаминов. Все они изучены, известно в каких продуктах они содержатся и какие болезни бывают при их недостатке. Так же изучен их химический состав, что дает возможность получать витамины искусственным путем.
Витамин А
Витамин А – жирорастворимый, то есть может депонироваться в печени и тканях. И это целая группа веществ, схожих по химическому строению и ретинол – преобладающая активная форма, накапливающаяся в тканях и при передозировке, развиваются токсические реакции. Основным источником ретинола и других ретиноидов являются продукты животного происхождения.
К числу предшественников витаминов относят каротиноиды и каротин — самый важный среди них. Найти его можно в продуктах растительного происхождения. Этот провитамин – антиоксидант, и главная его особенность в том, что «превращается» он в витамин А только по мере необходимости, поэтому риска передозировки практически нет.
Роль и польза для организма:
- проблемы при дефиците витамина
1) никталопией или «куриной слепотой» – снижением остроты зрения при недостаточном освещении; 2) предрасположенностью к инфекционным заболеваниям; 3) сухостью кожи, красной каймы губ; 4) нарушениями со стороны репродуктивной функции; 5) задержкой роста у детей.
Витамин А содержится в таких продуктах как:
- яичный желток, молоко, печень, сыр и сливочное масло.
- и в виде бета-каротина витамин содержится в шпинате, в моркови, кабачках, кукурузе, манго и папайе.
Проектная работа по теме: «Витамины»
Методы исследования:
качественные реакции на витамины А, Е, С; наблюдение, анализ, сравнение.
В результате проведения исследований не во всех продуктах были обнаружены данные витамины. Следовательно, при выборе продуктов нужно быть очень внимательными. Не всегда написанная на «этикетках» информация соответствует реальным показателям.
1.
История открытия и классификация витаминов.
Витамины – сложные органические вещества небелковой природы, которые присутствуют в продуктах питания в малых количествах и играют важную роль в обмене веществ.Концентрация витаминов в тканях и суточная потребность в них невелики, но при недостаточном поступлении витаминов в организме наступают опасные патологические изменения.
Важность некоторых видов еды для предотвращения определённых болезней была известна ещё в древности. Так, древние египтяне знали, что печень помогает от куриной слепоты. Ныне известно, что куриная слепота может вызываться недостатком витамина A. В 1330 году в Пекине Ху Сыхуэй опубликовал трёхтомный труд «Важные принципы пищи и напитков», систематизировавший знания о терапевтической роли питания и утверждавший необходимость для здоровья комбинировать разнообразные продукты.
В 1747 году шотландский врач Джеймс Линд, пребывая в длительном плавании, провел своего рода эксперимент на больных матросах. Вводя в их рацион различные кислые продукты, он открыл свойство цитрусовых предотвращать цингу. В 1753 году Линд опубликовал «Трактат о цинге», где предложил использовать лимоны и лаймы для профилактики цинги. Однако эти взгляды получили признание не сразу. Тем не менее, Джеймс Кукнана практике доказал роль растительной пищи в предотвращении цинги, введя в корабельный рацион кислую капусту, солодовое сусло и подобие цитрусового сиропа. В результате он не потерял от цинги ни одного матроса — неслыханное достижение для того времени. В 1795 году лимоны и другие цитрусовые стали стандартной добавкой к рациону британских моряков. Это послужило появлением крайне обидной клички для матросов — лимонник. Известны так называемые лимонные бунты: матросы выбрасывали за борт бочки с лимонным соком.
В 1880 году русский биолог Николай Лунин из Тартуского университета скармливал подопытным мышам по отдельности все известные элементы, из которых состоит коровье молоко: сахар, белки, жиры, углеводы, соли. Мыши погибли. В то же время мыши, которых кормили молоком, нормально развивались. В своей диссертационной (дипломной) работе Лунин сделал вывод о существовании какого-то неизвестного вещества, необходимого для жизни в небольших количествах. Вывод Лунина был принят в штыки научным сообществом. Другие учёные не смогли воспроизвести его результаты. Одна из причин была в том, что Лунин использовалтростниковый сахар, в то время как другие исследователи использовали молочный сахар, плохо очищенный и содержащий некоторое количество витамина B.
Витамин В
B – это водорастворимые витамины, то есть для того, чтобы они хорошо усваивались организмом, не нужны жиры. Еще одна их особенность – в том, что они не накапливаются в организме (за исключением B12), поэтому их нужно получать с пищей ежедневно.
Роль и польза для организма: чем полезен витамин В 1) Витамины группы B регулируют метаболизм; 2) нормализуют уровень сахара в крови; 3) укрепляют иммунитет; 4) снижать негативное влияние стрессовых ситуаций на организм, действует как антидепрессанты.
витамин В содержится в таких продуктах как: хлеб, ананас, манго, свёкла, гречке, фасоль, мясо, грибах, печень, почках.
Проект «Витамины — наши друзья»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 «Сказка» поселка Мостовского муниципального образования Мостовский район
проект
«Витамины — наши друзья»
Тип проекта:
— По доминирующей в проектной деятельности: познавательно — творческий
-По количеству участников проекта: групповой (дети, родители, педагоги)
-По характеру контактов: среди детей одной группы.
-По времени проведения: краткосрочный (октябрь).
Заявитель: дети разновозрастной группы
Выполнила:
Воспитатель М.С.Бирюкова
Цель проекта:
Формировать у детей представления о правильном питании и здоровом образе жизни.
Задачи:
Познакомить с понятием «витамины», их роли в жизни человека.
Установить взаимосвязь, что здоровье зависит от правильного питания (еда должна быть не только вкусной, но и полезной)
Уточнить и обогатить знание детей и родителей о пользе витаминов, о том, как витамины влияют на организм человека.
Способствовать созданию активной позиции родителей в желании употреблять в пищу полезные продукты.
Уточнение понятий: «Фрукты», «Овощи», «Ягоды». Формировать умение обобщать по существенным признакам.
Развивать у детей представления о пользе овощей, фруктов, ягод для здоровья человека.
Развивать представления о витаминах, здоровом образе жизни.
Проблемы:
1. К детям приходит доктор Айболит и говорит: «В городе грипп и чтобы не заболеть надо употреблять достаточное количество витаминов. Как вы думаете, что такое витамины и где они «живут»?»
Проблемная ситуация:
– Что такое витамины? В каких продуктах они содержаться? Как витамины могут помочь не заболеть?
Дети ставят перед собой задачу: Узнать побольше о витаминах, собрать материал…
2. Активизировать познавательно – речевую деятельность детей через интеграцию образовательных областей.
3. Незнание родителями о количестве, качестве, разнообразие продуктов, своевременности и регулярности приема – важном факторе сохранения и укрепления здоровья детей.
Актуальность проекта:
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка — это важнейший труд воспитателя». Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Ухудшение качества питания, недостаток в пище витаминов и микроэлементов отрицательно сказываются на физическом развитии детей. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Именно в детстве закладываются основы здоровой организации жизни ребенка на будущее. Поэтому так важно дать детям представления о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах и фруктах.
Витамин С
Витамин С, или аскорбиновая кислота – это водорастворимый витамин, который обладает мощными антиоксидантными свойствами. Он выполняет множество функций в человеческом организме, является важной составляющей сухожилий, связок, клеток крови, кожи, костей и зубов.
Роль и польза для организма: чем полезен витамин С 1) участвует в выработке красных кровяных клеток в костном мозге; 2) отвечает за гемоглобин в организме; 3) Аскорбиновая кислота поддерживает хорошее состояние капилляров, десен, зубов;
витамин С содержится в таких продуктах как:
Грейпфрут, гуайява, лимон, манго, помидоры, клубника, черная смородина, брокколи, апельсины, брюссельская капуста, сладкий перец, папайя, шиповник, шпинат, мандарины.
Синтетические и натуральные витамины
Также в наш организм могут поступать витамины, полученные химическим путём. Это различные поливитаминные комплексы, которые продаются в аптеках нашего города.
Безусловно, для укрепления здоровья и профилактики заболеваний следует отдавать предпочтение натуральным витаминам, которые содержатся в продуктах питания. Такая же проблема возникает при повышении потребности организма в витаминах, и особенно при заболеваниях, приводящих к нарушению их усвоения.
Хотя многие витамины могут быть синтезированы искусственно, большинство витаминных препаратов (таблеток, капсул, порошков, жидкостей) производят, используя естественные источники.
Например, витамин А получают из масла печени рыб; витамины группы В—из дрожжей или печени; витамин С считается самым лучшим, если он изготовлен из плодов розы, а точнее из ягод шиповника; витамин Е извлекают главным образом из соевых бобов, зародышей пшеницы или других зерновых и т. д.
Химический анализ показывает, что получаемые препараты не отличаются от природных витаминов, но, как правило, последние оказывают более выраженное положительное действие и не вызывают побочных реакций. Почему?
Во-первых, в пищевых продуктах обычно содержится целый комплекс веществ, обладающих сходной витаминной активностью, а не одно вещество. Например, натуральный витамин Е может включать в себя все существующие в природе токоферолы, а не только один токоферол, поэтому он более эффективен, чем его синтетический двойник.
Во-вторых, в продуктах питания содержатся различные витамины и биологически активные вещества, усиливающие действие друг друга (улучшающие усвоение и замедляющие выведение). Синтетический витамин С — это только аскорбиновая кислота и ничего больше. Натуральный же витамин С, извлеченный из плодов шиповника, содержит целый комплекс витаминов С, а также биофлавоноиды (витамин Р). Поэтому натуральный витамин С гораздо более эффективен.
Эксперимент по выявлению наличия витамина С в разных овощах, фруктах и соках промышленного производства
Очень часто мы слышим, что надо употреблять витамин С, чтобы меньше болеть. Мне стало интересно, а в каких продуктах наибольшее содержание этого витамина. Для выявления количества витамина С в продуктах я провёл исследование.
Объекты исследования: апельсин, яблоко, смородина чёрная, красный перец, лимон, киви. Методы исследования: ЙОДОМЕТРИЯ,Определим наличие витамина С в овощах и фруктах методом йодометрии.
Для этого:
- отмеряем 20 мл отжатого сока разных фруктов и ягод и разбавляем его водой до объёма 100 мл;
- добавляем крахмального клейстера;
- добавляем по каплям 5 % раствора йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего в течении 10-15 сек.
- Наблюдаем за изменением окраски в течение 1 минуты. Результаты записываем в таблицу.
Исследование количества витамина С в овощах и фруктах
Продукт | Количество капель йода | Результат |
Апельсин | 10 | 12,25 мг |
Лимон | 8 | 9,8 мг |
Красный перец | 24 | 29,75 мг |
Киви | 6 | 7,49 мг |
Яблоко | 6 | 7,49 мг |
Чёрная смородина | 48 | 59,85 мг |
Из данной таблицы можно сделать вывод, что наибольшее количество витамина С содержится в чёрной смородине и красном перце.
Исследование соков промышленного производства на наличие витамина С.
Метод исследование: ЙОДОМЕТРИЯ,
Продукт | Количество капель йода | Результат |
Сок «Яблоко» («Добрый») | 3 | 4,0 мг |
Сок «Яблоко» («Сады Придонья») | 4 | 4,9 мг |
Сок «Мультифрукт» («Сады Придонья») | 4 | 11,2 мг |
Сок «Апельсин» | 9 | 11,25 |
Из данной таблицы можно сделать вывод, что наибольшее количество витамина С в соках промышленного производства содержится в соках «Мультифрукт» и «Апельсин».
Заключение
Изучив информацию о влиянии витаминов на организм, я поняла, что: витамины играют очень важную роль в жизни человека. Не употребляя их в пищу, мы можем очень сильно заболеть. Поэтому нужно питаться правильно и постоянно есть свежие фрукты, овощи и другие продукты, содержащие большое количество полезных веществ.
Для детей витамины особенно важны, от них зависит уровень умственной и физической работоспособности, выносливости и устойчивости организма к влиянию неблагоприятных факторов внешней среды.
Теперь я знаю, каждый витамин отвечает за свою часть организма: А – улучшает зрение и кожу, повышает иммунитет, группа витаминов В – способствует росту, уменьшает зубную боль и так далее. Поэтому все витамины одинаково полезны, нельзя исключить из питания ни один из них.
Моя гипотеза подтвердилась!
Витамин D
Витамин D — это жирорастворимый витамин, который существует в двух формах — витамин D₃ и витамин D₂. D₃ синтезируется в коже под воздействием солнца и содержится в продуктах, которые естественным образом содержат витамин.
Роль и польза для организма: чем полезен витамин D
1) витамины D регулируют метаболизм кальция и фосфора; 2) витамин D препятствует образованию и росту опухолей; 3) предотвращает разрушение нейронных миелиновых оболочек; 4) способствует нормальной работе миокарда.
витамин D содержится в таких продуктах как: морская рыба, икра, яйца, печень, сметана, сыр, масло сливочное, молоко.