Конспект НОД в старшей группе по лексической теме: Лето


Закрепление знаний

Чтобы ребенок хорошо запомнил материал, необходимо его закрепить с помощью наглядных пособий. Для этого можно воспользоваться иллюстрациями на тему «Лето красное». Вначале малыш пусть сам изобразит время года таким, каким он его представляет. Готовый рисунок нужно подробно обсудить, останавливаясь на характерных деталях.

Полезно выучить песню или несколько коротких стишков о лете, а затем, в процессе урока, подобрать к ним подходящие картинки. Ну и, конечно, загадки, которые так любят дети! Для каждой из них нужно заранее подготовить карточку с рисунком-разгадкой.

В зависимости от уровня развития ребенка можно расширить объем информации с помощью дополнительных инструментов. Хорошо, например, записать на аудионоситель голоса животных и птиц, чтобы малыш учился их распознавать. Для формирования наблюдательности следует приучать ребенка вести календарь погоды, грамотно пользуясь условными обозначениями.

Эти простые приемы помогут дошкольнику прочно усвоить материал и превратят серьезное занятие в увлекательную игру, которую юный ученик непременно захочет повторить.

Многообразие растительного мира

Природа в летние дни отличается обилием красок и ароматов. Городские парки, скверы украшены зеленью деревьев и кустарников. Клумбы пестрят разноцветным убранством: розы, маки, гладиолусы, гвоздики. На полях и лугах красуются ромашки, лютики, колокольчики, васильки.

В начале лета на садовых участках созревают ягоды клубники, вишни, смородины. На овощных грядках появляется молодой картофель, морковь, редис. Немного позже спеют абрикосы, персики, кукуруза, вслед за ними – дыни, арбузы, виноград. Ближе к концу сезона можно собирать ежевику, бруснику, клюкву, шиповник. В это же время дозревают лесные орехи.

Подведение итогов

В конце первой – познавательной – части урока рекомендуется обобщить материал, выделив из него основную информацию.

Отличительные характеристики – 15 признаков лета:

  1. Дневная жара.
  2. Теплые ночи.
  3. Увеличение продолжительности дня.
  4. Высокое расположение солнца.
  5. Ясное голубое небо, иногда с белыми облаками.
  6. Прогревание водоемов.
  7. Ливневые дожди с грозами.
  8. Появление на небе радуги.
  9. Образование утренней росы.
  10. Множество звезд на ночном небе.
  11. Разнообразие цветущих растений.
  12. Обилие ягод, фруктов и овощей.
  13. Большое количество насекомых.
  14. Стрекотание кузнечиков по вечерам.
  15. Активность животных и птиц.

Активность диких животных

В летнее время обитатели лесов ведут активный образ жизни: обустраивают жилища, заводят потомство, воспитывают детенышей.

  • В начале июня выходят из нор молодые суслики. В скором времени им предстоит расселяться по отдельным домикам и вести самостоятельную жизнь.
  • А вот ежиха уже сейчас заботливо мастерит гнездо. В июле у нее появятся детки.
  • В середине лета рождаются малыши у зайцев и белок. Самки вскармливают детенышей молоком.

Интересно, что некоторые животные меняют окрас в зависимости от сезона. Например, шерсть зайца русака летом и зимой имеет разные оттенки. Его серовато-коричневая летняя шубка с наступлением холодов станет гораздо светлее.

Жаркие дни

Главным летним признаком является жара. Солнце расположено высоко над землей, его лучи тщательно прогревают все вокруг, включая почву и водоемы. Дни становятся такими жаркими, что тепло сохраняется даже ночью. Небо приобретает ярко-голубой цвет. Оно бывает чистым или с белыми, как снег, облаками.

Увеличивается дневной отрезок времени. Это наблюдается до 22 июня, после чего светлая часть суток начнет постепенно убывать.

Звездопад

Если вдруг повезет прогуляться с родителями в поздний час, нужно обязательно взглянуть на ночное небо. Накануне ясного солнечного дня оно полностью покрыто звездами. В летнее время от них струится такой яркий свет, что даже без фонарика отчетливо видны окружающие предметы.

Бывает, на небе появляется одна или несколько падающих звезд. На самом деле это частицы космических тел, однако в народе такое явление называют звездопадом.

Большое количество насекомых

Летом сады, поля и луга наполняются многоголосым жужжанием и шелестом крыльев. Шмели, пчелы, бабочки, жуки летают, ползают, копошатся в цветках, собирая нектар. Наклонившись, интересно понаблюдать, как суетятся неугомонные муравьи. В траве не так-то легко заметить зеленую гусеницу, которая скоро превратится в куколку, а затем – бабочку.

А вот божьих коровок никак не обойти вниманием. Красное тельце с черными точками хорошо видно на свежей траве. И, конечно, никакое лето не может обойтись без кузнечиков и сверчков, которые дружно стрекочут теплыми вечерами.

Программное содержание:развивать представления дошкольников о сезонных изменениях в живой и неживой природе в летний период; формировать целостное представление об экологических системах леса, луга, водоёма в летний сезон; знакомить с разнообразием растительного и животного мира ближайшего экологического окружения; воспитывать культуру поведения в природе в летний период; вызывать желание участвовать в природоохранной деятельности; закреплять умения измерять вещества условной меркой; упражнять детей в ориентации на листе бумаги, в соотношении изображений цифры с количеством предметов.

Материал:

предметные картинки луговых цветов, насекомых, рыб, птиц, животных; карточки с символами по теме «Защити природу!»; мяч; циферблат часов; письмо, картинка «Лето»; 3 конверта с заданиями.

Ход занятия


Воспитатель (В.).

Загадка поможет вам узнать тему нашего занятия:

Солнце печёт,

Липа цветёт,

Рожь поспевает —

Когда это бывает? (Летом.)

В.

Какие приметы лета вы знаете? (Ответы детей.)

Объясните поговорки: «Летом заря с зарёй встречаются». (Большой световой день.) «В июне солнце высоко, а с утра до вечера далеко». Почему говорят: летом каждый кустик ночевать пустит?

Дети.

Потому что летом очень тёплые ночи.

В группу приносят письмо, в котором сказано, что пропало изображение на картинке «Лето». Необходимо выполнить все задания и собрать картинку лета. За каждое правильно выполненное задание детям будет даваться подарок — кусочек картинки.

Задание № 1

Направлено на развитие логического мышления, внимания, умения ориентироваться на листе бумаги. Детям необходимо зарисовать линии по цвету и месту расположения на листе.

Воспитатель показывает карточку, на которой изображена либо линия, либо геометрическая фигура. Дети должны посмотреть минуту на карточку и выполнить её по памяти на своём листе. После выполнения получают от воспитателя в подарок картинки-изображения солнца и цветов.

В.

Июнь — «хлеборост». Как вы объясните это название? (Ответы детей.)

В.

Ещё одно название июня — «изок», по-древнерусски — «кузнечик». Это потому, что одной из примет июня является громкое стрекотание кузнечиков. А теперь отгадайте загадку:

Летом снег!

Просто смех.

Снег по городу летает,

Почему же он не тает?

Ребята, что это за снег?

Дети.

Это тополиный пух.

В.

Вы правы. Этот снег — тополиный пух. Таким образом тополь распространяет свои семена. Летом цветёт очень много растений. Поэтому июнь в народном календаре называют «разноцвет». Как вы думаете, чем полезны цветы?

Дети.

Их нектаром питаются насекомые. Многие являются лекарственными.

В.

Можно ли собирать букеты на лугах? Почему? Какие вы знаете лекарственные растения наших полей и лугов? Что можно сделать, чтобы взрослые и дети не рвали цветы? (Ответы детей.)

Практическое задание. Дети придумывают призы, обращения и оформляют сигнальные или предупредительные карточки типа «Не рви цветы!».

Задание № 2.

Упражнять в измерении сыпучих веществ условной меркой.

В.

Измерьте, сколько в тарелочке с пшеном чайных ложек и сколько столовых ложек.

Тарелочек ставится столько, сколько детей. Половине детей даются чайные ложки, половине — столовые.

После измерения под руководством воспитателя дети делают вывод: чайных ложек пшена больше, а столовых ложек меньше.

В.

Ребята, почему чайных ложек пшена больше, а столовых меньше?

Дети.

Потому что чайная ложка меньше столовой, и в неё меньше помещается пшена.

В.

Правильно. За это вам подарок. (Детям даются картинки-изображения дерева с дуплом, пчёлок, птиц.)

Послушайте, как в народном календаре называли июль.

Июль — «липец» — цветение липы и время пчёл. Где живут пчёлы?

Дети.

Живут они в ульях, дуплах и гнёздах.

В.

Полезные ли это насекомые?

Дети.

Да, они собирают нектар и делают мёд — очень полезный продукт для людей. И некоторые животные любят им полакомиться.

В.

Что надо знать при общении с пчёлами? Опасен ли укус пчелы для человека?

Дети.

Не махать руками, не ловить и не убивать пчёл.

В.

Какие литературные герои пострадали от незнания правил поведения при встрече с пчёлами?

Дети.

Винни-Пух, щенок из сказки В. Сутеева «Кто сказал «Мяу»?»

В.

Июль — время птенцов выводить, на крыло ставить. Расскажите, какие птицы вывели птенцов? Как называются птенцы этих птиц (по предметным картинкам)? Чем кормят своих птенцов разные птицы и как учат их летать? Как надо вести себя, если в лесу, на лугу или водоёме обнаружили гнездо с птенцами? Можно ли их трогать руками, кормить? Почему? Почему в лесу нельзя шуметь? (Ответы детей.)

В.

В июле заготавливают сено. А для чего люди это делают? (Ответы детей.) Как называется место, где косят траву?

Дети.

Покос.

В.

Как называются люди, которые косят траву?

Дети.

Косари или косцы.

Подвижная игра «Косари».

Задание № 3.

Упражнять в соотношении изображённой цифры с количеством принесённых предметов.

Воспитатель даёт ребёнку карточку с изображением цифры.

В.

Посмотри, какая у тебя цифра на карточке, и принеси столько зерён.

Дети выполняют. За это им в подарок даются картинки-изображения колосков и облаков.

В.

Август — «жнивень», «густарь», «разносол», «серпень». Август поднимает птицу на крыло: стаи скворцов первыми с шумом проделывают крутые взлёты и виражи. Вечерами и по утрам сборища грачей кричат на гнёздах, а днём — на добыче. В августе лето бежит навстречу осени. Щедроты августа несметны: на весь год люди запасают хлеб, заготавливают разносолы, добывают корма для животных. «У зимы рот велик, августу спать не велит». Что именно заготавливают люди в августе? Какие заготовки делают ваши родители из ягод, фруктов и овощей, грибов? Что надо знать и помнить при сборе ягод и грибов в лесу? (Ответы детей.)

В.

Ребята, какие подарки вы получили за выполненные задания?

Дети.

Солнце, цветы, дерево с дуплом, пчёлок, птиц, колоски и облака.

В.

Хорошо, а теперь вам необходимо составить картинку «Лето».

Детям предлагается ватман с заданным фоном, на который им необходимо приклеить полученные подарки — коллективная работа.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]