Познавательно-исследовательский проект «Чудо-огород на подоконнике» в младшей группе детского сада
Цель проекта:
воспитание экологической культуры детей, развить интерес к познавательно – исследовательской деятельности, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике, а также формирование эстетических чувств дошкольников.
Задачи проекта:
1. Расширить знания детей о культурных растениях, об их строении и условиях роста растения;
2. Формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности;
3. Дать детям первичное представление об определенных условиях жизни растений, организмов (почва, влага, температура, солнце, свет);
4. Продолжать знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений – лук, укроп, пшеница;
5. Развивать творческие способности у детей, чувство ответственности за рост и развитие растений;
6. Развивать связную речь детей, активизировать словарный запас детей по данному проекту;
7. Воспитывать уважение к труду,бережное и заботливое отношение к растениям.
Предполагаемые результаты:
с помощью огорода на окне мы не только расскажем, но и покажем, как можно вырастить из семечка, луковицы, зёрнышка растение, которое будет расти, потом цвести и давать плод. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений (помидор, перец, лук, огурец и т. д.). Узнают и закрепят знания о строении растения. Узнают много интересного о жизни растений. Ребята научатся вести наблюдения и делать первые в жизни выводы.
План реализации проекта:
Подготовительный:
Изучение методической литературы и сбор информационного материала для создания «Чудо огорода на окне». Составление плана мероприятий для организации детской деятельности. Создание условий для проекта.
Основной:
проведение запланированные мероприятий для реализации проекта (беседы, опыты, наблюдения, эксперименты, творческая деятельность, чтение, рассматривание иллюстраций).
Заключительный:
Проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе исследовательской деятельности. Конкурс книжек-малышек «Загадки про овощи».Инсценировка сказки «Репка».Обработка и оформление материалов в виде презентации.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный:
• Определение целей и задач проекта.
• Изучение методической литературы по теме.
• Составление плана работы по проекту «Чудо – огород на окне».
• Подборка игр, бесед, наглядности, художественной и научной литературы, материала для проведения различных видов деятельности, приобретение необходимого оборудования и семян.
• Создание условий для проекта.
• Беседа с родителями «Огород на окне». Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать у родителей интерес по созданию условий для реализации проекта.
Проект «Огород на подоконнике» во второй младшей группе
Вид проекта:
- По направленности: информационно-познавательный.
- По количеству участников: групповой.
- По продолжительности: краткосрочный.
Участники проекта:
- Дети II младшей группы.
- Воспитатели.
- Родители.
База проектной деятельности:
МБДОУ «Килемарский детский сад «Теремок»
Сроки реализации: 1 месяц.
Актуальность проекта.
Многие родители, имеющие свои огороды (дачи) не подозревают, что зеленое царство начнёт вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых, дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать, и ухаживать за растениями.
Гипотеза.
Мы предполагаем, что дошкольник, прошедший «школу» ухода за огородными культурами на подоконнике, будет участвовать в посильном труде по выращиванию овощей на грядке вместе с родителями. А родители, получив необходимые советы, рекомендации, будут привлекать ребенка к совместной деятельности по выращиванию овощей.
Проблема.
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
У детей недостаточно знаний о привычках полезных для здоровья человека.
Цель проекта.
- Формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
- Воспитывать у детей любовь к природе.
- Создать в группе огород на подоконнике.
Задачи проекта.
- Дать знания, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян.
- Расширить знания и представления детей о полезных свойствах овощей (лука, чеснока, свеклы салата, их строении и условиях, необходимых для их роста.
- Уточнить представления о труде взрослых, учить детей правильно называть трудовые действия.
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, уточнить знания детей о привычках полезных для здоровья человека.
- Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
- Получить положительные эмоции от полученных результатов.
- Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.
- Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
Основные направления проекта.
- Работа с дошкольниками.
- Работа с родителями в результате реализации проекта «Огород на подоконнике».
Ожидаемые результаты.
- Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян.
- Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия.
- Дети будут бережно относиться к своему здоровью.
- Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
- Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
Успех реализации задач обеспечивается построением системы работы по данному направлению, включает следующие компоненты:
- Создание предметно – развивающей среды;
- Работа с родителями.
Одним из важнейших условий решения задач является организация развивающей предметной среды. Предметная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, то есть обеспечивала развитие активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал, который дается детям в свободное пользование, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые можно опереться.
Профессиональная подготовка педагогов: семинары, круглый стол, посещение НОД, прохождение курсов.
Работа с дошкольниками включает в себя:
- Подбор и рассматривание иллюстраций.
- Организация и проведение опытнической деятельности: «Огород на подоконнике». Посадка овощей: лука, свеклы, овса, редиса, фасоли и т.д.
- НОД « Со здоровьем я дружу, быть здоровым я хочу».
- Беседа: «Осторожно – микробы».
- Проведение наблюдений за ростом растений с фиксацией изменений в росте (фото, «Дневник наблюдений»).
- Посадка овощей дома с родителями (рекомендации).
- Уход за посаженными растениями через наблюдение (полив, рыхление почвы).
- Подбор и чтение художественной литературы.
- Подбор и отгадывание загадок по теме «Овощи», стихов.
- Самостоятельная деятельность детей, раскрашивание овощей, рисование микробов.
- Организация и проведение дидактических игр для закрепления знаний об овощах: «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Что сажают в огороде», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Четвертый — лишний».
- Оформление огорода в стиле маленького сельского дворика: «Домик в деревне», где живут, Дед во сто шуб одет и Луковка. Они «выращивают» овощи на грядках. Дети в игровой форме знакомятся с бытом и хозяйством, обитателями сельского дворика, с орудиями труда, сельскохозяйственной техникой, наблюдают за ростом растений.
Совместная деятельность детей и родителей:
- Посадка некоторых культур (цветов – луковичные) дома вместе с детьми.
Работа с родителями:
- Обсуждение данного вопроса на родительском собрании, 27 февраля.
- Беседа с родителями «Огород на подоконнике» (на собрании).
- Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне, в изготовлении атрибутов для огорода: Дед — во — сто — шуб – одет, Луковка, чучело, колодец, курочка с цыплятами, «собачка» , дерево, половичок, солнышко и тучки, зона: «Пруд»; посадка некоторых культур дома с детьми.
- Консультация: «Овощи и фрукты – полезные продукты»
Работа с социумом: сотрудничество с коллегами.
Этапы работы:
1-й этап – информационно-аналитический (конец февраля – начало марта).
Цель:
- Изучить методическую, научно-популярную и художественную литературу по теме.
- определение проблемы,
- выбор цели проекта,
- сбор информационного материала,
- создание условий для организации работы в «огороде на окне»,
- составление плана мероприятий по организации детской деятельности
- введение детей в проблемную игровую ситуацию,
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога).
На данном этапе необходимо обозначить проблему:
Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Формирование начала экологической культуры у детей содержит вариант конкретных технологий, построенных на организации взаимодействия ребят дошкольников с природой, ближайшего окружения, познание того, что растет и живет рядом с ним.
В связи с эти важным представляется создание развивающей экологической среды, которая при правильном её устройстве, усовершенствовании и последующем использовании в педагогической деятельности выступает как метод экологического воспитания детей.
План действий:
- Беседа с родителями «Огород на подоконнике.
Цель: Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
- Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.
Цель: Создать условия для реализации проекта «Огород на подоконнике.
2-й этап – внедренческий (сбор и анализ информации), (1-я — 3-я неделя марта)
Включение каждого ребенка в практическую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений, навыков.
Реализация проекта: «Огород на подоконнике» — проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение, самостоятельная деятельность детей).
План действий:
- Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.
- Практическая деятельность: посадка лука, свеклы, овса, редиски.
- Опыт – наблюдение за ростом лука, свеклы, овса, фасоли, цветочных культур (гладиолус, лилия).
- Рассматривание цветочных семян через лупу.
- Практическая деятельность: выращивание рассады.
- Опыт — наблюдение за ростом лука в разных условиях (вода, почва).
- Дидактическая игра «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Что сажают в огороде», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Четвертый — лишний».
- Наблюдения: «Растут ли наши растения?»
- Оформление дневника наблюдений.
- Итоговая беседа «Огород на подоконнике».
- НОД «Со здоровьем я дружу, быть здоровым я хочу».
3-й этап – заключительный, (4-я неделя марта)
- НОД (итоговое) «Со здоровьем я дружу, быть здоровым я хочу».
- Итоговая беседа, подведение итрогов.
Обеспечение проекта:
Техническое: музыкальный центр, компьютер, цифровой аппарат, видеопроектор.
Кадровое: взаимосвязь с, методистом ДОУ.
Информационные: методическая и художественная литература, материалы мероприятий с дошкольниками, иллюстрации, картотеки по теме.
Нормативно-правовые: соблюдение СанПиН в плане режима, организация детской деятельности в ДОУ.
Финансовое: за счет собственных средств, средств спонсоров.
Выводы:
- Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.
- У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
- В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания и умения (условия для роста растений).
- Узнали все о пользе овощей, фруктов и о бережном отношении к своему здоровью. Закрепили полезные привычки для здоровья человека.
- Дети увидели многообразие посевного материала.
- Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
- В группе был создан огород на окне.
- Дети стали более уважительно относиться к труду.
- Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
- Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».