- 4095
- 20-03-2019
- Автор: Команда Mysekret
- 0
В этот сложный, но интересный период, когда ребёнок из малыша превращается в дошкольника, полным ходом идёт формирование его личности, отношения к окружающему миру и собственным поступкам. Воспитание детей такого возраста — ответственный и сложный момент для родителей, которые хотят вырастить счастливого и умного человека. В этом возрасте закладывается фундамент личности, на котором будут развиваться характер, навыки и способности ребёнка.
Суть процесса
Дошкольное воспитание – что же это такое? Одной фразой ответить на данный вопрос просто невозможно. Это целый комплекс действий людей, которые окружают малыша, способствующих его становлению как личности. Заниматься воспитанием крохи должны не только специалисты (например, воспитатели детского сада), но и в первую очередь родители. Мамам и папам важно помнить о том, что малыши — они как губки, буквально впитывают все то, что видят и слышат. Поэтому главная задача взрослых – создать все условия для того, чтобы вырастить умного и счастливого ребенка.
Особенности
Чем же характеризуется дошкольное воспитание в семье? Все дело в том, что маленькие дети стремятся все повторять за взрослыми, видя в них идеал поведения. Именно поэтому все люди, окружающие кроху, должны подавать исключительно правильный пример. Как минимум надо внимательно следить не только за своим поведением, но и за речью. В домашних условиях также важно найти золотую средину: нельзя быть слишком строгим к ребенку (ведь часто подобное поведение просто ломает личность малыша), но и не допускать вседозволенности (это чаще всего присуще ленивым родителям, которые не хотят заниматься с ребенком, объясняя свое поведение отсутствием времени).
Проблемы воспитания детей дошкольного возраста
Это естественно, что все родители сталкиваются с проблемами в воспитании детей. Дети могут не поддаваться тому или иному типу воспитания, не слушать родителей и действовать по своему, от этого иногда хочется опустить руки. Однако в подавляющем большинстве случаев такие проблемы возникают из-за распространённых ошибок, которые совершают родители. К примеру:
- Гиперопека. Чрезмерная забота, окружение ребёнка гипертрофированным вниманием и беспокойство родителей о каждом промахе ведёт к развитию симбиоза или «взаимопроникновения». В этом случае отношения между родителем и малышом становятся слишком тесными и разрушают личностные качества и характер последнего. Это сигнализирует о неуверенности родителей как в себе, так и в ребёнке, о централизации его личности, как смысла собственной жизни.
- Тоталитарный авторитет. Часто родители давят на своё чадо множественными требованиями, безжалостным отношением и бескомпромиссными условиями. Для них важнее успех ребёнка и мнение общества о нём, тогда как чувства и желания малыша играют гораздо меньшую роль. Из таких детей могут вырастать неуверенные в себе личности, тревожные и мнительные.
- Отвержение. В жизни случаются различные ситуации: развод, тяжёлые роды, насилие. Далеко не каждый родитель может справиться с проблемами и не связать ребёнка с плохими воспоминаниями. Отвержение несёт эмоциональный характер и имеет тяжёлые последствия — ребёнок, которого терпят просто потому, что его больше некуда деть, страдает в воспитательном плане, получает постоянные наказания и жестокое обращение.
- Потворство. Гиперпротекция — бич современных семей, где интересы всех участников зависят от желания ребенка. В такой ситуации теряется умение здраво оценивать ситуацию и относиться адекватно как к успехам, так и к провалам. Причиной чрезмерного потворства не всегда является сильная любовь к малышу, но и неудовлетворённые потребности самих родителей.
В случае, если имеется хотя бы одна из вышеописанных проблем, стоит переключиться с мысли «Почему ребёнок не поддаётся воспитанию?» на мысль «Почему у меня не получается его воспитывать?» Проблему необходимо решать как можно быстрее и искать причины её появления в самом себе. И в таком случае не стоит отказываться от помощи специалиста-психолога, так как причина может крыться очень глубоко.
Поделись с друзьями!
more
Читайте нас в Дзен канале
Основные направления
Важно также сказать о том, что домашнее дошкольное воспитание ребенка в основном подразделяется на две большие подгруппы:
1. Подготовка чада к школе – обучение, всестороннее развитие.
2. Формирование нужных для жизни в обществе личностных качеств малыша.
Гораздо легче приходится тем родителям, которые как можно раньше отдают малышей в детский сад. Там воспитанием ребят занимаются профессионалы. Однако даже в таком случае мамы и папы не должны расслабляться, работая с ребенком все время, когда он не находится в стенах детского дошкольного учреждения.
«Дети сами знают, как им жить». 12 плюсов детского сада и ранней социализации
Ходить ребёнку в детский сад или не ходить? Спорам вокруг этого вопроса позавидовал бы даже Гамлет. Между тем у ранней социализации детей определённо есть свои преимущества. О том, во сколько лет психологи рекомендуют отдавать ребёнка в садик, в чём разница между советскими дошкольными учреждениями и современными, как детский сад сплачивает семьи и еще 9-ти плюсах ранней социализации рассказывает автор Дейли Бэби Мария Макарова.
Общение со сверстниками
Психологи сходятся во мнении, что после 3-х лет у ребёнка наступает внутренняя потребность немного отдалиться от мамы в пользу общения со сверстниками. Причём именно в этом возрасте. Если отдавать ребёнка в сад раньше, это будет вопреки природе и основным психологическим потребностям малыша.
Как отмечает методист детского сада Piccolo school Екатерина Бодрова, преждевременная социализация может отрицательно воздействовать на ребёнка и его привязанность к матери. Рекомендуется отдавать в детский сад ближе к 2-3 годам, когда малыш начинает проявлять интерес к общению со сверстниками и поэтому может быстрее адаптироваться к условиям и режиму в дошкольном учреждении.
«Отвечая на вопрос, отдавать ли своего ребёнка в сад и с какого возраста лучше это сделать, родители, как правило, ориентируются на несколько показателей:
- на свой личный позитивный или негативный прошлый опыт, связанный с детским садом;
- на особенности своего ребёнка в настоящий момент — общее развитие, склонность к заболеваниям, нюансы характера;
- на социальную ситуацию, складывающуюся вокруг семьи — наличие бабушек, места в хорошем саду.
Порой родители решают отказаться от идеи сада и развивать ребёнка до школы в домашних условиях, дополняя его образование, например, походом в различные секции. Психологи говорят: “Это хорошо, но не достаточно”. И вот почему. Примерно с трёхлетнего возраста малыш открывает для себя новую страницу развития — у него появляется больше возможностей узнавать окружающий мир, гораздо больше интересов. Жизнь больше не сконцентрирована на близких родственниках, ребёнок желает играть и ему нужны партнёры по играм. Часто родители трёх-четырёхлетних детей, ещё не посещающих сад, жалуются: «Дома он буквально сводит меня с ума! Я уже не знаю, чем его развлечь»!
Отправляясь в сад и благополучно пережив проблемы адаптации, ребёнок получает колоссальную возможность социального развития. День за днём, учась регулировать своё поведение — одеваться самостоятельно, ждать своей очереди, отстаивать интересы, отвечать за свои поступки, дружить и ссориться — малыш готовится ко взрослой жизни со всем её многообразием. Получить этот опыт в домашних условиях и на кружках дополнительных занятий просто невозможно. Ведь туда дети приходят на короткий срок и с одной целью — учиться. А в детском саду протекает жизнь, и только лишь одна из форм деятельности в нём – усвоение новых знаний», — рассказывает детский психолог сети частных садов «Интересный Детский Сад» Виттория Филинова.
Возможность почувствовать себя полноправным членом общества
По мнению многих психологов, в том числе Марины Суздалевой, именно в социализации заключается самая большая польза от посещения детского сада.
«В детском саду ребёнок учится нормам социального поведения, получает навыки общения с детьми и взрослыми.
Навыки, которые в детском саду приобретаются естественным образом в ходе игр со сверстниками, в условиях домашнего воспитания требуют от родителей специальных усилий. Ведь всё разнообразие ситуаций взаимодействия, доступное ребёнку в детском саду, не укладывается в стандартные модели поведения дома, в песочнице или в гостях», — считает Марина.
Детский клинический психолог, эксперт клуба «ПравоНалево» Мария Левицкая добавляет: «Ребёнок, попадая в ясли или сад, приобретает новый социальный статус, учится общаться, развивает свою коммуникабельность. Ссорясь, решая споры, он учится идти на компромисс, принимать позицию другого, признавать вину, находить друзей».
Мы как взрослые понимаем, насколько большого числа навыков требует от нас ежедневная коммуникация с людьми. Действительно, смоделировать всё многообразие ситуаций, встречающихся в жизни, чтобы объяснить ребёнку, как вести себя в том или ином случае, невозможно.
Самостоятельность
Данный плюс во многом зависит от того, в каких условиях ребёнок воспитывается дома и насколько уделяется внимание его самостоятельности. Ведь часто родители, а особенно — бабушки — любят окружать ребёнка чрезмерной заботой. Например, кормить с ложки вплоть до начальных классов школы. В садике же ребёнок волей-неволей становится самостоятельным и автономным: сам одевается, сам кушает, сам следит за собственной гигиеной.
«Ребёнок — это человек, а каждый человек заслуживает уважения. В правильной обстановке и ребёнок, и взрослый чувствует себя как дома, получая удовольствие от совместного исследования мира. Главные принципы правильного сада — это комфорт, открытость, внимательное и уважительное отношение к малышу. В таком саду он учится общаться со взрослыми и сверстниками, познавать и исследовать этот мир, быть самостоятельным и инициативным», — комментирует методист детского сада Piccolo school Екатерина Бодрова.
Гармоничное развитие личности
Ещё одно преимущество детского сада перед домашним обучением — всестороннее развитие. Как утверждает психолог Мария Левицкая, в дошкольных учреждениях расписание составлено с учётом всех потребностей маленького человека и наполнено различными видами деятельности. Такой комплексный подход к развитию детей позволяет родителям тратить меньше времени на поиски дополнительных кружков, секций или студий и больше внимания уделять ребёнку.
Многим родителям трудно в это поверить, потому что в нас говорит личный опыт посещения советских детских садов. Заведующая отделением дошкольного образования школы №1981 Елена Сауткина готова развеять этот стереотип:
«С уверенностью можно сказать, что в наши дни детский сад не такой, каким был несколько десятилетий тому назад. Современный детский сад отвечает не только за времяпрепровождение и социализацию подрастающего поколения, но и за их полноценное развитие. Сейчас детские сады предлагают множество видов дополнительного образования: художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительное, социально-педагогическое, интеллектуальное. Даже продумано пятиразовое питание с ужином в помощь родителям, которые много работают».
Возможность выявить и развить таланты
Этот плюс логически вытекает из предыдущего: если ребёнок получает возможность всесторонне развиваться, он сам, воспитатель или родители могут уже в самом раннем возрасте выявить таланты и уделить их развитию особое внимание. Конечно, в некоторых случаях это возможно сделать и дома. Но только если у родителей хватает фантазии и средств давать ребёнку возможность попробовать себя в самых разных областях.
«Сад — это возможность развить способности и таланты ребёнка в предлагаемых кружках и секциях, которые компактно расположены в одном месте. То есть маме не надо ездить весь день по городу в сумасшедшем ритме. Моим детям очень повезло: у них был отличный сад. Там они посещали и кружок шахмат — приходил преподаватель из школы Ботвинника на Воробьёвых горах. У них был организован и кружок по танцам — приходил преподаватель из Дворца пионеров. Они рисовали, лепили, учились читать и писать. У нас был необыкновенный воспитатель. Он ездил с детьми вокруг сада на самокате, сидел и лепил с ними куличики в песочнице, выходил в тёплую погоду рисовать на улице. Для того, чтобы это организовать в домашних условиях, потребовалось бы гораздо больше сил и денег», — считает детский писатель и дважды мама Митькина Ольга.
Возможность развития ребёнка согласно выбранной системе
Этот пункт не относится к государственным детским садам, но является важным преимуществом учреждений, работающих по системам Монтессори, Никитиных, билингвального обучения и другим. Ведь если родители решили воспитывать ребёнка по одной из таких систем, то на определённом этапе дома невозможно создать идеальную для этого среду.
Возможность быстрее «догнать» сверстников детям с задержками развития
По этой причине родители, наоборот, часто предпочитают саду домашнее обучение. Мы здесь, опять же, не говорим о государственных учреждениях — в большинстве случаев в них детям с особенностями развития будет довольно тяжело уже хотя бы потому, что таким детям нужно повышенное внимание воспитателя и отсутствие насмешек со стороны сверстников. Хотя бывают и исключения.
«Мои дети ходили в государственный логопедический сад и до последнего времени это было очень здорово. В группе — 14 человек, квалифицированные воспитатели со специализацией в дефектологии, логопед и занятия, занятия, занятия! Просили даже с соплями приводить, если без температуры: давали таблетки, отправляли на прогревания в кабинет физиотерапии. И посещаемость группы была почти всё время 100%!
Дети с задержками речевого развития не просто выходили за 3 года на уровень нормы, но и проходили всю программу 1-го класса — отлично читали, писали печатными буквами, разбирались во всей этой дикой фонетике, на которой нынче строят обучение русскому языку в школе, изучали три тетрадки по дошкольной математике от Петерсон. И много-много логопедии: чуть ли не каждый день им вклеивали в большие тетради персональные задания, и каждый вечер мы что-то заучивали, повторяли, автоматизировали, рассказывали по картинкам, разукрашивали. В общем, это было не безупречно, но очень здорово. И за совсем смешные деньги!» — рассказывает журналист и мама Катерина Смирнова.
Есть и другие ситуации, когда ребёнка оставляют с бабушкой, которая в силу здоровья не может с ним гулять и достаточно заниматься. Формально за малышом есть кому присмотреть, но в этом случае домашнее обучение не может сравниться с детсадовским.
«В силу обстоятельств ребёнок моей знакомой начал отставать от сверстников, и мама уже в полтора года отдала его в частный детский сад. Удовольствие не из дешёвых, но зато на 6 детей приходится 3 воспитателя, включая носителя иностранного языка, Монтессори-педагога и методиста. Ребёнок получает максимум внимания, его обучают простым вещам, чего не делала бабушка дома — элементарно приучение к горшку и отлучение от соски. Также её выводят на прогулку, учат самостоятельности, развивают. Как итог — малышка «подтягивается» к сверстникам по развитию», — рассказывает инженер и мама годовалого сына Анна Зайцева.
Минимизация воздействия гаджетов
Здесь долго останавливаться не будем — о том, на каких условиях и сколько минут в день ребёнок может пользоваться гаджетами, я писала в материале «Компьютерная зависимость: нужно ли давать гаджеты дошкольнику?» Отмечу только, что из-за повышенной занятости современных родителей у детей появился дефицит внимания, который часто заменяется электронными и компьютерными играми, телевизором. А в детском саду дети всегда чем-то заняты, общаются друг с другом и воспитателями, изучают новое и много играют, что, несомненно, полезнее бесконечного «зависания» перед экраном планшета.
Укрепление иммунитета
Немаловажный, хотя и достаточно спорный пункт. Многие родители убеждены, что дети в саду без конца болеют и это, наоборот, негативно сказывается на их здоровье. Конечно, дома риск подхватить ОРВИ или другую инфекцию меньше, чем в дошкольном учреждении. Тем не менее, педиатры утверждают, что формирование и укрепление иммунитета лучше происходит в детском коллективе, где малыш подвергается мощным атакам.
«Сад — это адаптация иммунитета ребёнка к жизни в современном обществе. Мне кажется, что те, кто посещал сад, меньше болеют в начальной школе. По крайней мере именно это я вижу по моим детям», — считает психолог, детский писатель, мама двоих детей Ольга Митькина.
«Вопрос о частых детских болезнях отпадает при соблюдении дошкольным учреждением всех правил гигиены и проведения оздоровительных мероприятий. Очень важно соблюдать температурный режим, режим проветриваний, проведение прогулок и приобщение к спорту», — делится опытом методист детского сада Piccolo school Екатерина Бодрова.
Сплачивание семьи
На мой взгляд, это не самый очевидный, но, несомненно, очень важный пункт. В детских садиках проводится огромное количество мероприятий: утренники, соревнования, конкурсы, на которые дети приходят вместе с родителями. Таким образом, как бы ни были заняты работой мама и папа, в эти моменты их внимание бывает полностью посвящено семье. А это очень важно для маленького человека. К тому же это позволяет ребёнку обрести желаемое общественное признание его талантов и заслуг.
«В детском саду особое внимание уделяется работе с папами и мамами для объединения семьи. Создаются детско-родительские клубы, проводятся спортивные мероприятия, такие как «Папа, мама, я — спортивная семья», музыкально-литературные конкурсы, которые помогают детям и родителям проводить больше времени, вместе играя, участвуя в соревнованиях и чувствуя себя настоящей командой. Ведь для дошкольников игровая деятельность – основная, и необходимо всячески поощрять её», — отмечает заведующая отделением дошкольного образования школы №1981 Елена Сауткина.
Помощь в адаптации к школе
Хорошее дошкольное отделение поможет родителям в подготовке и адаптации детей к школе. Как отмечает психолог, писатель и мама Ольга Митькина, сад очень помогает ребёнку найти много новых друзей, научиться строить отношения между людьми. Позже этот аспект поможет и при поступлении в школу. В новом коллективе садовскому ребенку будет легче адаптироваться, чем его сверстнику, который сидел дома.
«У моей дочери получилось так, что примерно половина её группы из детского сада пошла с ней в один класс, что свело стресс от первого времени пребывания в школе к минимуму», — вспоминает она.
Возможность профессиональной самореализации для мамы
Пожалуй, один из самых распространённых аргументов в пользу детского сада я специально оставила «на сладкое», потому что он всё-таки не относится непосредственно к ребёнку. Да, речь идёт о самореализации для мам, которая возможна только при условии того, что малыш ходит в детский садик. Нет совершенно ничего зазорного в том, что и после рождения ребёнка женщина хочет оставаться востребованным профессионалом и жить насыщенной жизнью. Потому что всё должно быть в удовольствие. Кто-то обретает себя в материнстве и чувствует, что этим полностью исчерпывает своё предназначение. Но кто-то — нет. И, прежде всего, для самого ребёнка лучше, когда мама счастлива, ласкова и нежна с ним в те часы после детского садика, когда они проводят время вместе. Потому что уставшая, проклинающая всё на свете, орущая на своего ребёнка женщина ещё никого не сделала счастливым.
«Обе моих дочки ходят в частный детский сад, что связано, прежде всего, с тем, что я как мать имею право на личную реализацию. Появление детей — это не приношение в жертву жизни мамы. Подобные времена давно минули. Я тоже хочу реализоваться и быть социально активным человеком, но при этом хочу и могу быть нормальной, адекватной мамой, которая любит своих детей и заботится о них. Мы выбирали сад долго и мучительно. И, конечно, государственный нас не устроил. Редко от кого из знакомых удавалось услышать, что их полностью устраивает гос. сад.
Мы сменили 4 учреждения и в итоге нашли частный садик с бассейном 3 раза в неделю, английским 2 раза в неделю, гимнастикой, дополнительными секциями за отдельную плату, а также музыкальными занятиями и концертами. Идеально! Обе дочери пошли в этот сад в разные группы. В итоге перестали болеть, в сад бежали наперегонки, стали какие-то слова говорить на английском, старшая выучила буквы, по вечерам показывали нам гимнастические этюды.
Наша задача как родителей в подобной ситуации — создать дома доброжелательную атмосферу, в которую дети будут хотеть возвращаться. Мы в курсе всех влюбленностей старшей дочери, потому что они доверяют и делятся. Дома я потихоньку учу дочек готовить, прививаю привычку к домашним делам. Словом, мы подруги. Я не заставляю их что-то учить, а в форме игры мы повторяем материал, который они прошли саду, либо учим стихи, поём песни.
Я не против мам, которые сидят дома с детьми и обучают всему сами. Однако считаю, что дети под неусыпным родительским контролем не сильно способны во взрослом возрасте принимать решения сами. Я прошла через это и теперь хочу дать моим детям понимание того, что они свободны, сами должны принимать решения и нести за них ответственность. А мы лишь даём им понимание, что хорошо, что плохо, чтобы были ориентиры. Своей любовью мы не зажимаем, не ущемляем, не решаем за детей, основываясь лишь на том, что мы их родители и знаем, как им жить. Дети сами знают, как им жить. А мы должны дать им силу поверить в то, что их выбор — верный!» — уверена режиссёр, сценарист, мама Есении и Дарины Инна Новикова.
Вместо итогов
«Отдавать или не отдавать малыша в детский сад? В каждом конкретном случае нужно решать индивидуально, принимая во внимание не только личностные особенности ребенка, показатели его физического и психического здоровья, а также требования взрослых, предъявляемые к дошкольному учреждению. Если родителям необходимо освободить время для работы, не беспокоясь при этом о безопасности и досуге ребёнка, то сад, конечно, является разумным выходом. Мамы и папы, готовые быть всегда рядом со своими детьми, общаться с ними, играть, без него вполне могут обойтись. Однако какой бы выбор вы ни сделали, уважаемые родители, помните: маленький человечек, прежде всего, нуждается в вашей искренней и безусловной любви и поддержке, заменить которые никто и ничто не в силах!» — считает психолог, специалист по раннему развитию и дошкольному обучению Ирина Шаляпина.
Начиная посещать детский сад, любой ребёнок испытывает серьёзный стресс. Чрезвычайно важно, чтобы родители принимали решение сознательно, вдумчиво, взвесив все «за» и «против». В этой статье я рассказала только о положительных моментах ранней социализации. Но есть и отрицательные — их много, они очень весомы. Ознакомиться с ними вы можете в статье «Муниципальный детский ад, или Почему не стоит отдавать ребёнка в садик». Немаловажно также и то, что родителям необходимо выработать по этому вопросу единую, согласованную точку зрения. Иначе ребёнок моментально почувствует, что вы сомневаетесь в целесообразности посещения им детского сада. Это скажется на его собственном желании туда ходить и на скорости и характере его адаптации в новом коллективе.
Невзирая на все изложенные мной плюсы и минусы посещения детского сада решающим аргументов при принятии решения должно оставаться мнение вашего ребёнка. Потому что, если он будет переживать первое длительное расставание с мамой чрезмерно сильно, даже лучший в мире садик не сделает его счастливым. А это ведь и есть самое главное — счастье наших детей.
Муниципальный детский ад, или Почему не стоит отдавать ребёнка в садик
«Встань в угол и подумай»: основные ошибки в воспитании детей
— поделитесь с друзьями!
Эксперты: Екатерина Бодрова Виттория Филинова Елена Сауткина Ирина Шаляпина Марина Суздалева Мария Левицкая
Читать дальше
- Муниципальный детский ад, или Почему не стоит отдавать ребёнка в садик
- «Рехламинг»: как создаются детские вещи из взрослого гардероба
- «Мы тут не в Италии, 30 часов рожать не будешь». Опыт родов в Риме и в Москве
Основные методы
Дошкольное воспитание производится на основе базовых методов. Их существует четыре больших группы:
1. Формирование сознания личности. Тут чаще всего применяются разговоры, рассказы, беседы, лекции. Данный метод направлен на развитие и обогащение сознания деток, на наделение их обширными знаниями об окружающем мире. Главный инструмент в этом случае – слово. Очень важен также личный пример родителей.
2. Общение, организация совместной деятельности, приобретение опыта. Базовые инструменты: упражнения, создание воспитательных ситуаций, действия.
3. Методы мотивации и стимулирования. Основные инструменты: поощрение, наказание. Также сюда относятся различного рода соревновательные действия.
4. Методы контроля, самоконтроля, а также самооценки. На этом этапе ребенка учат оценивать себя, соотносить собственные действия с требованиями.
С помощью всех этих методов и обеспечивается воспитание детей: корректируется поведение ребят, формируются личностные качества, нарабатывается ценный жизненный опыт. Также нужно сказать, что все они направлены на полноценное развитие и воспитание человека как социальной единицы.
Умственное развитие
Воспитание дошкольника состоит из множества важнейших компонентов. Так, первый из них – умственное развитие ребенка. Окружающие кроху люди должны сделать все для того, чтобы малыш на каждом своем шагу обучался чему-то новому. С ребенком постоянно надо разговаривать, рассказывать ему обо всем, что происходит вокруг. Важнейшим является так называемый период почемучки. В это время родители должны давать своей крохе максимально точные ответы на интересующие его вопросы. Все дело в том, что ребенок в это время с легкостью запоминает всю информацию, которая поступает к нему извне. Также хорошо малыша в это время отдать на изучение иностранного языка – результаты будут просто поражающими.
Физическое воспитание
Очень важным также является физическое воспитание ребенка. Малыша с самого раннего возраста надо приучать к умеренным нагрузкам. Начинать хорошо с утренней зарядки. Ребенок в возрасте от трех лет с удовольствием будет повторять простые движения за родителями. Также можно закалять чадо – это пойдет ему на пользу. Ну и, конечно же, надо приучать ребенка к спорту. Его рекомендуется знакомить с различными спортивными секциями, отдавая предпочтение тем видам спорта, в которых у малыша есть определенные успехи (а также желание к занятиям). Физическое воспитание на данном этапе жизни и развития играет очень важную роль, так как именно в это время у ребенка закладываются основы здоровой личности.
Игры Воскобовича
Развивающие игры, созданные физиком-инженером Вячеславом Воскобовичем. Они представляют собой развивающую среду из разных зон и элементов, объединенных одним сказочным сюжетом.
По каким принципам работает?
- В основу заложены три принципа: интерес, познание и творчество. Это формирует навыки познавательной и исследовательской деятельности.
- Игры разрабатываются в соответствии с интересами ребят. Каждая может использоваться ребятами от 2 до 7 лет, для ребят младше задания проще.
- Для игр разработана развивающая среда «Фиолетовый лес» с несколькими зонами, в которых ребенок реализует определенные потребности.
Каких целей достигает ребенок?
Основные цели технологии — познание нового, развитие умения наблюдать, формирование уверенности, гармоничный подход к развитию эмоциональности, образного мышления и логики.
Каким должен быть педагог?
- Педагог должен разбираться в материале: знать игры, уметь строить сюжет.
- Педагог должен вовлекать ребят в игру, некоторое время нужно тратить на знакомство с её правилами.
- Педагог не оценивает выполнение заданий. Для каждого возраста есть свой уровень, если не справляешься, можешь перейти на более легкий.
Эстетическое воспитание
Родителям важно помнить о том, что следует делать акцент на эстетике. Нужно учить ребенка слушать музыку, наслаждаться звуками природы, всматриваться в краски на картинах художников, анализировать поведение сказочных героев и мультперсонажей. В это время очень важно давать максимальные разъяснения ребенку по тем вопросам, которые ему еще не понятны. И не нужно думать, что крохе в этом возрасте еще рано посещать художественную галерею или кукольный театр. Как раз самое время. Только так можно развить хороший вкус и правильные манеры.
Области развития ребёнка дошкольного возраста
Четырёх-шестилетний период — это время первого возрастного кризиса в жизни человека. В этом возрасте дети начинают переосмыслять привычную жизнь и активно брать пример с родителей и взрослых. И основной задачей родителя в это время является формирование у ребёнка чувства ответственности за совершаемые им поступки. Помимо этого, развивать ребёнка необходимо по таким принципам, как:
- Физическое воспитание;
- Интеллектуальное;
- Нравственное;
- Социальное;
- Трудовое.
Для правильного формирования здоровой личности, воспитание необходимо осуществлять по всем принципам сразу.
Физическое воспитание
Неспроста у педагогов столь популярна присказка «В здоровом теле — здоровый дух». Многочисленные исследования показали, что здоровые, активные физически и имеющие хороший жизненный тонус дети быстрее и лучше усваивают информацию. Поэтому физическое развитие — это первая область, в которой необходимо воспитывать ребёнка. Педагоги рекомендуют:
- Обеспечить ребёнку строгий распорядок дня и научить самостоятельно придерживаться его;
- Начинать день с зарядки и физических упражнений;
- Ежедневно гулять с ребёнком на свежем воздухе, не проходя мимо детских площадок и тренажёров;
- Обеспечивать его аксессуарами для активного отдыха: велосипед, самокат, мячи, удобная обувь для бега;
- Когда ребёнок дорастёт до нужного возраста, выбрать спортивную секцию, которая не только обеспечит дальнейшее физическое воспитание, но и придётся ребёнку по душе.
Если изначально задача родителей, обеспечить физическое развитие, то уже к семи годам ребёнок должен заботиться о нём по большей части самостоятельно. Кроме того, крайне важно, чтобы ребёнок понимал всю важность физического развития.
Интеллектуальное
Важнейшая составная часть психологического воспитания — интеллектуальное развитие. Это совокупность педагогических действий, целью которых является развитие ума подрастающего малыша с помощью передачи ему опыта, знаний, навыков, умений, а также присущих поколению норм поведения, правил и оценок.
В зависимости от возраста ребёнка, интеллектуальное развитие делится на стадии:
- 1-3 года;
- 4-6 лет;
- 6-7 лет.
В начале первого-второго года жизни интеллект малыша развивается по принципу наглядно-действенного мышления. Он изучает новый мир тактильным, вкусовым и обонятельным способом. Цель родителей в этом возрасте — познакомить малыша с новыми предметами и способами их использования.
К четырём-шести годам мышление меняется на наглядно-образное. Будучи ещё незнакомыми с какими-либо понятиями, дети создают о них наглядные образы. В этот период важнейшим условием воспитания и развития является хорошая атмосфера в семье, где родители любят и готовы отвечать на все вопросы и потребности.
После шести лет мышление ребёнка становится более игровым. В этот период в целях интеллектуального воспитания можно организовать обучение в виде игр, способствующих концентрации, воображению и созданию: кормление кукол, лепка из пластилина, рисование, настольные игры. Кроме таких игр, обязательно должны присутствовать логические, целью которых является формирование математических функций деятельности мозга: головоломки. мозаика, конструкторы.
Нравственное
Нравственное воспитание заключается в объяснении норм и правил поведения. Понимание этих норм индивидуально для каждого родителя, можно лишь порекомендовать способы, которыми прививается нравственность в разных возрастах:
- До 1 года малыши не понимают, что такое «хорошо», а что такое «плохо», и показать им правильную модель поведения родители могут только на собственном примере. Проявляя ласку и любовь родители взращивают в малыше уверенность и позитивное мышление.
- До 2 лет основной тактикой родителей должно быть предотвращение ситуаций, в которых ребёнок может поступать «плохо» вместо того, чтобы ругать его за это. Например, закрыть шкаф вместо того, чтобы ругать малыша за то, что он в него лезет, не ходить перед едой в магазин, чтобы он не ел сладкое и не просил его купить. Избегайте сложных дисциплинарных мер и мыслите наперёд.
- Между 2 и 4 годами дети плохо понимают абстрактные вещи: правда, щедрость, поддержка. Давайте детям реальные примеры, несложные метафоры и твёрдо пресекайте плохие поступки, делая это спокойно и доброжелательно.
- Между 4 и 5 годами наступает самое благоприятное время для укрепления нравственных норм. Дети уже прекрасно понимают абстрактные понятия и с легкостью впитывают различные примеры, в особенности те, что рядом. В этом возрасте малыши хотят быть похожими на близких им людей и вызывать у них радость, поэтому заслуженные похвалы и поощрения мотивируют их как нельзя лучше.
- После 6 лет начинает развиваться социальная ответственность. В этом возрасте ребёнку необходимо объяснить, что у других людей есть права, которые необходимо соблюдать, а также поставить рамки и правила поведения в обществе.
Дальнейшая работа по нравственному воспитанию проводится уже после 7 лет и здесь родителям помогают, а в определённых случаях, к сожалению, и мешают школа, друзья и другие люди.
Социальное
Процесс социального воспитания дошкольников включает в себя передачу им системы ценностей, норм поведения и общепринятых знаний об обществе, и зависит от культуры, нации и особенностей места проживания. Нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарт поведения определяет для ребёнка прежде всего его семья, тем самым формируя личность.
Характер общения детей дошкольного возраста несёт внеситуативно-познавательную форму: детей интересует очень много разных вопросов, а речь становится их главным средством общения. Стремление детей такого возраста — получать знания о мире, который их окружает, задавая взрослым вопросы и наблюдая за их поведением. В то же время формируется собственный путь познания — личностный. Ребёнку необходимо сравнивать себя и других людей друг с другом, поэтому критически важным моментом социального воспитания в этом возрасте является общение со сверстниками и взрослыми.
Удобнее всего проводить социальное воспитание в рамках игр: характер действий ребёнка может многое сказать о его темпераменте и методах воздействия на окружающих. С помощью наблюдения за ним во время игр можно выявить плюсы и минусы социальных навыков малыша.
Трудовое
Трудовое воспитание — это ещё один важный фактор развития психологической ответственности. В дошкольном возрасте формируется ответственность, умения и стремление к труду, поэтому крайне важно приучать ребёнка к труду, начиная с 4-5 лет. В деятельность родителей должны быть включены такие действия, как:
- Помощь в определении трудовой цели;
- Обсуждение трудового процесса;
- Обсуждение нравственности труда и его цели: зачем и для кого это делается, что это даст;
- Обучение ребёнка планированию пошаговой деятельности: как правильно выполнять ту или иную задачу поэтапно;
- Пробуждение интереса к труду и его подпитка;
- Обсуждение результатов;
- Поощрение стараний, интереса и стремления ребёнка трудиться;
- Проверка и оценка хода работы и её результатов вместе с малышом;
- Привлечение дошкольника к совместному трудовому процессу;
- Подача правильного ответственного примера;
- Помощь советом или делом;
- Пробуждение инициативы ребёнка принимать решения и начинать трудиться.
Труд развивает у четырёх-шестилетнего ребёнка сообразительность, внимательность, память, концентрацию и наблюдательность, а кроме того положительно влияет на здоровье.
Трудовое воспитание
Трудовое воспитание детей – не менее важный элемент, чем все вышеописанные. Недаром существует такая поговорка: «Труд облагораживает». Делая что-то своими руками, ребенок начинает осознавать, насколько это нелегко. Также в это время приходит понимание ценности человеческого труда. Необходимо поощрять самые первые попытки ребенка помочь родителям. Пусть, к примеру, мытье посуды при этом и займет на час больше времени, однако кроха быстрее освоит полезные навыки. И у малыша при этом не пропадет желание помогать родителям (противоположная ситуация: ребенок желает помочь, но мать отмахивается, ссылаясь на недостаток времени).
Развитие интеллектуальных способностей
В развитии детской личности фундаментальную роль играет процесс формирования логических и интеллектуальных способностей. Конечно, на это влияет и наследственность, однако современная педагогика ориентирована на принцип, согласно которому умственный потенциал каждого ребенка можно скорректировать в положительную сторону. В этом аспекте было бы неплохо, чтобы ребенка водили в какое-то дошкольное учреждение (детский сад, школу творчества, специальную школу раннего развития). Но и сами родители могут дать малышу очень многое в плане интеллектуального развития. При этом не нужно сильно нагружать ребенка. В рамках такого обучения будет достаточно:
- разучивать небольшие стишки;
- формировать первичные арифметические навыки;
- выучить алфавит и постигнуть первые азы чтения;
- научиться полезным умениям (пользоваться часами, звонить родителям, совершать покупки, ухаживать за домашними животными).
Родителям не составит труда заняться такими вещами с ребенком, а для его развития это очень важно.
Метки:Воспитание
О мелкой моторике
Уже на этом этапе большинству родителей предельно ясно, насколько важным является дошкольное воспитание. Занятия с крохой – вот о чем еще надо подумать мамам и папам. И самые первые домашние уроки должны быть направлены именно на развитие мелкой моторики крохи (развивать ее надо уже с полугодичного возраста). Почему это так важно? Все просто: на подушечках пальцев у людей находится множество рецепторов, которые напрямую связаны с мозговой активностью. Ученые давно доказали, что развитие мелкой моторики у детей напрямую влияет на речь крохи. Что можно применять:
1. Пальчиковая гимнастика. Отлично при этом выучить несколько стишков, каждый раз их проговаривая. Так малыш будет еще тренировать память.
2. Игры с мелкими предметами. Под наблюдением взрослых ребенок может перебирать различные небольшие вещи, игрушки.
3. Сортировка. Отличное занятие: насыпать ребенку в миску манку и смешать ее с горохом. Далее дать задание крохе найти все горошинки. Помимо того, что процесс надолго увлечет ребенка, так он еще будет тренировать мелкую моторику.
4. Тактильные игры. Ребенку нужно давать пробовать на ощупь как можно больше предметов различных фактур. Подойдут пластиковые фигурки, металлические детали, различные тряпочки. Кроха при этом не только выучит цвета, но еще и будет познавать мир на ощупь.
Популярные направления
Особого внимания также заслуживают самые распространенные сегодня методики дошкольного воспитания:
1. Методика Никитиных. Основывается на таких постулатах, как труд, творчество, естественность и любовь к природе. При этом ребенок занимается ровно столько, сколько хочет сам, обстановка по максимуму спортивная, а родители принимают активное участие в образовательном процессе. Все игры по данной методике должны со временем расширяться и усложняться.
2. Методика Марии Монтессори. Это целая педагогическая система, главным девизом которой является фраза «помогите мне все сделать самому». Ученая считает, что все окружение малыша должно быть наполнено максимально полезными предметами, которые выполняют определенное предназначение. Игры, предполагаемые данной системой, направлены на развитие сенсорики, речи, а также на обучение чтению, письму и математике.
3. Методика Глена Домана. Любимая фраза этого американского врача-физиотерапевта, которая и стала девизом системы обучения, звучит так: «Без фактов нет знаний». Ученый считает, что малыша нужно знакомить с максимальным количеством фактов, структурированных по разделам и категориям.
4. Методика Зайцева. Очень распространенный сегодня способ обучения чтению – при помощи кубиков Зайцева. Ученый считает, что в игре ребенку намного легче научиться чтению, нежели сидя за партой. Единица чтения по данной методике – не привычное всем слово, а слог – пары гласных и согласных.
5. Вальфдорская методика. Изучая дошкольное воспитание и обучение, нельзя обойти стороной это направление, так как именно оно максимально направлено на развитие творческих способностей деток. С малышами нужно лепить, вышивать, строить – все делать при помощи натуральных материалов. К тому же немало внимания следует уделять физическому развитию детей.
6. Методика Воскобовича. В ее основе лежат тесные взаимоотношения ребенка и взрослого. Деятельность направлена на творческое развитие малыша, обучение во время игры.
7. Методика Занкова. Малышу рекомендуется уделять как можно больше внимания. Применяется чаще всего в том случае, если надо работать с детьми, у которых есть проблемы с усвоением материала.
Табу
Программа дошкольного воспитания ребенка должна исключать определенные моменты, которые родители должны всегда учитывать:
1. Современные психологи не рекомендуют применять к ребенку физическое наказание. Нужно стараться в любой ситуации сохранять спокойствие, не показывая малышу свои слабости. К тому же физическое наказание не приводит к тому, что ребенок осознает вои ошибки. Только разговор, беседа – вот что поможет родителю вырастить адекватного человека.
2. Ребенка не рекомендуется пугать. А если это и делать, то только грамотно. Нельзя говорить крохе «я тебя отдам чужому дяде» или «я тебя тут оставлю одного». Это порождает множество страхов. Можно говорить следующее: «Целую неделю ты будешь без сладкого/игрушек/развлечений)».
3. Нельзя переставать разговаривать с малышом, начинать просто игнорировать его.
4. В качестве наказания не рекомендуется заставлять кроху стоять или сидеть неподвижно.
Особенности психологии малышей
Родителям также важно знать об особенностях психологии своих детей на разных этапах развития, чтобы учитывать, с какими проблемами при этом можно столкнуться.
1. Возраст 3-4 года. Достаточно тяжелый период, требующий терпения родителей. Взрослый должен знать, как заинтересовать кроху, как его можно привлечь к выбранной деятельности. Также стоит помнить о том, что желание заниматься одним делом у таких ребят может быстро пропадать.
2. Возраст 4-6 лет. Это довольно спокойный период, когда с малышом интересно заниматься и организовывать развивающие уроки. Кроха уже достаточно взрослый для того, чтобы подолгу удерживать внимание на одном предмете, ему многое интересно. К тому же ребенок почти самостоятельный, на этом этапе он не требует постоянного присутствия взрослого человека в качестве наблюдателя.
3. Возраст 6-7 лет. Период активного взросления ребенка. Дитя начинает показывать характер, может противиться желаниям родителей. Много терпения и умение договариваться – вот главное правило для данного периода дошкольного развития ребенка.
Особенности воспитания детей дошкольного возраста
Сам процесс воспитания ребёнка в этом возрасте осуществляется в двух направлениях:
- Развитие личности;
- Подготовка к школе.
Нельзя не согласиться с тем, что воспитание должно включать в себя подходы с обоих точек зрения. Важно как научить ребенка хорошим вещам и развить сильные стороны характера, так и подготовить его к школьной жизни, прививая ответственность и социальные навыки.
Смотрите еще…
✅ Тонкости и секреты семейного воспитания детей
✅ Психология воспитания ребенка от 1 года до 2 лет
✅ Как мальчика воспитать настоящим мужчиной советы
✅ Воспитание детей от 0 до 3 лет советы
Психологические особенности
В воспитании детей родители обычно применяют три основные психологические модели. Чаще всего они применяются отдельно друг от друга, однако у каждой модели есть свои плюсы и минусы.
Авторитарная модель чётко прослеживается, когда родитель стремится добиться от ребёнка удобного ему самому результата, ставя своё мнение превыше мнения ребёнка. Непослушание или неудачи ребёнка наказываются, а правильные поступки — одобряются. К плюсам такой модели можно отнести:
- Чёткое понимание ребёнком указаний родителя;
- Полное понимание ответственности за свои поступки и последствий неправильного выполнения задачи.
Минусов куда больше, а их последствия весьма ощутимы:
- Привыкая к авторитарности родителя, ребёнок принимает его мнение на веру и перестаёт думать собственной головой;
- Действие авторитарной модели порождает страх ребёнка по отношению к родителям;
- Ребёнок становится безынициативен и подражает модели поведения родителей.
Индуктивный метод — в процессе воспитания происходит общение с ребёнком, в ходе которого решение проблемы находится вместе с ним. Ребёнок учится сам принимать решения и делать выводы, а также перенимает часть ответственности. К плюсам индуктивного метода можно отнести:
- Раннее развитие ответственности;
- Ребёнок быстро начинает учиться мыслить и думать сам;
- Ребёнок проявляет инициативу;
- Оказывается более подготовленным к жизни.
Минусов у индукции несколько:
- Сложный и тонкий подход к применению — не всегда родитель может понять, когда ответственность можно переложить на ребёнка;
- В хрупком возрасте 4-6 лет слова «решай сам за себя» или «всё в твоих руках» могут быть не совсем уместны;
- Если переложить на ребёнка слишком много ответственности, он может почувствовать своё одиночество и потерять веру в себя.
Модель критики или ненависти — это распространённая модель, которую применяют многие взрослые, в большинстве своём неосознанно. Мораль в этом случае у каждого своя, но модель одинакова: при плохом поведении ребёнок наказывается молчанием или обидой родителей и прощение не наступает, пока ребёнок не осознает ошибку и не попросит прощения. К плюсам такой методики сложно отнести что-либо, но они есть:
- Развитие пусть и весьма болезненного, но чёткого чувства ответственности за свои поступки;
- Ребёнок взвешивает каждое своё действие и спрашивает себя, будут ли за него ругать;
- На подсознательном уровне происходит постановка рамок в поведении, за которые ребёнок не должен выходить.
Минусов несколько, но они достаточно губительны:
- Ребёнок может получить психологическую травму на почве постоянного чувства страха, тревоги и сомнений, чувство вины может преследовать его практически каждую секунду;
- Ребёнку становится гораздо сложнее доверять родителям и страх перед ними приводит к замкнутости.
Любая из этих моделей в чистом виде может нанести вред детской психике. Однако при гармоничном сочетании плюсов и минусов, можно найти идеальный баланс.
Основные правила
Если рассмотреть активно пропагандируемые принципы педагогического воспитания в современных условиях, окажется, что методы, актуальные во времена СССР, устарели. Метод прививания чувства вины и стыда, принижение детского авторитета, принуждение и запреты уже не только потеряли свою популярность, но и считаются негативными. В наше время психологи рекомендуют основывать воспитательный процесс на взаимном уважении и доверии между детьми и взрослыми.
Педагоги рекомендуют всем родителям в общении с детьми применять простые правила:
- Уважать личность ребёнка, не допускать любого вида насилия к ней и не унижать его;
- Контролировать, но давать свободу выбора;
- С раннего возраста обеспечивать детям необходимые условия для того, чтобы процесс усвоения навыков и знаний происходил качественно;
- Помогая ребёнку сделать выбор или выводы, объяснять ему все плюсы и минусы;
- Устанавливать правила и требования, позаботившись о положительном отношении ребёнка к ним;
- Как можно больше и чаще общаться с ребёнком с целью развития взаимопонимания и развития подсознательных навыков, формирования речи и социальной культуры;
- Вырабатывать в детях ответственность и уверенность, поддерживая любые начинания и проявления инициативы;
- Выбирая модель воспитания, организовывать единство педагогического процесса, требуя поддерживать её других близких взрослых;
- Учитывать возраст, способности, характер и темперамент дошкольника;
- Избегать запретов и ложных обещаний;
- Постепенно, с ростом ребёнка, давать ему больше самостоятельности;
- Работать над собой для того, чтобы быть ребёнку лучшим примером.
Эти правила на первый взгляд просты и понятны, но соблюдение каждого из них — крайне важно для того, чтобы дошкольник вырос развитым и способным.