Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста


Понятие и содержание духовно-нравственного воспитания

Определение 1
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленно организованный педагогический процесс усвоения и принятия учащимися культурных, духовных и нравственных ценностей.

Сущность духовно-нравственного воспитания заключается в последовательном расширении и укреплении ценностной сферы личности ребенка, формирования у него способности находить, видеть, воспринимать и оценивать прекрасное на основании культурных и моральных норм и традиций.

Основные направления духовно-нравственного воспитания:

  1. Воспитание любви к Родине, развитие патриотизма, уважения к правам и свободе каждого человека.
  2. Воспитание эстетического сознания и нравственных чувств.
  3. Воспитание трудолюбия, положительного отношения к труду, обучению и жизни.
  4. Формирование и развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни, своему здоровью, любви и уважения к семье, воспитание семейных ценностей.
  5. Воспитание уважительного и ценностного отношения к окружающему миру, природе, родной земле.
  6. Воспитание ценностного отношения к эстетически прекрасному, формирование представлений об идеалах и ценностях.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Принципы духовно-нравственного воспитания:

  • принцип личного нравственного примера;
  • принцип социальнопедагогического партнерства между всеми участниками воспитательнообразовательного процесса;
  • принцип индивидуальности воспитания;
  • принцип интеграции программ воспитания;
  • принцип актуальности и востребованности воспитания.

«Духовно-нравственное воспитание- как основа гармоничного развития учащегося»

Во-вторых, в
современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность — это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательнос­ти к каждому человеку.

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Система нравственного воспитания включает в себя:

Во-первых,понимание и учёт в работе всех источников нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.

Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.

В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей. Все дело в том, что воспитание — это всего лишь побочный эффект взаимодействия, глубинного общения людей, только это дает эффект воспитания, все остальное — самоадаптация ребенка и его самоопределение. Не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению родителей и также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь.

Основные источники нравственного опыта

Это, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу.

С

ильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога.

Каждый урок учитель реализует определенные цели, и не только те, что сформулированы в плане. В сознании ребенка откладываются поведение учителя, его жесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с ним, с другими учащимися, при различных обстоятельствах; как он держится с коллегами, как реагирует на удачи и неудачи одноклассников. Воспитатель, учитель требует от учащихся аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И от того, насколько требовательным, последовательным окажется учитель, будет зависеть и результат. При умелой организации и учебной, и внеучебной деятельности у учащихся формируются основы нравственного поведения, духовной культуры.

Духовно-нравственное воспитание XVII – начала XX веков

Эпоха Петра Великого (1682-1725) изменила взгляды на образование. За относительно короткий период времени в России были созданы основы национальной системы образования. До Петра I в России оценивали человека по принадлежности к тому или иному сословию, при Петре I впервые стали значимыми личные достижения и заслуги перед Отечеством.

В эпоху Петра I в обществе начали формироваться новые идеологические ориентиры. Обучение этикету, иностранным языкам, знакомство с западноевропейской модой влияли на жизнь и сознание людей. Поклонение всему «чужому» не могло не повлиять на изменение подходов к воспитанию и обучению молодежи. В XVIII. Век в России формируются первые образовательные ассоциации. В XIX веке реализуются различные педагогические проекты творческого, свободного воспитания молодого поколения.

Опыт семейного воспитания стал той почвой, на которой «выросли» первые педагогические теории. Сначала они не подчеркивали специфику воспитания в семье, а использовали опыт семейного воспитания, чтобы сделать общие педагогические выводы.

С появлением государственного образования возникла проблема соотношения семьи и школы в общем процессе воспитания. Она решалась по-разному — в зависимости от господствующего общественного строя, философских и общественно-политических взглядов мыслителя или учителя-практика. Так, по убеждению Квинтилиана — теоретика ораторского искусства в Древнем Риме — общественное (школьное) образование имеет больше преимуществ по сравнению с индивидуальным (домашним). Он писал: «Тот, кто воспитывался в уединении, будет ослеплен ярким блеском солнца и не найдет для себя никаких новостей, когда войдет в жизнь со своими знаниями».

Он выделил четыре стадии развития нового поколения (младенчество, отрочество, юность и мужественность) и наметил шестилетний период обучения (шестилетняя школа) для каждой стадии; он сказал, что школа для ребенка — это школа матери в каждой семье. Я.А. Коменский выдвинул систему идей, связанных с признанием великих даров в природе ребенка: естественного влечения к свету, к знаниям, к добру, и определил роль воспитания как помощь ребенку в процессе его взросления. Это стремление проникнуть в природу ребенка было выражено им в определении принципа «естественности».

Английский философ XVII века Локк был убежденным сторонником индивидуального воспитания в семье под руководством гувернанток. Главной целью образования, по Локку, является добродетель, воспитание нравственного человека. Но этого нельзя достичь в школе: Школа — это «отросток общества», а общество таково, что воспитывает безнравственных людей. Поэтому Локк решительно настаивает на том, что образование происходит не в школе, а в семье, где умный и добродетельный воспитатель может воспитать такого же «джентльмена». В этом аргументе — трезвая оценка Локком современного общества и утопическая мечта о воспитании нравственных людей в безнравственном обществе. Педагогические идеи Локка о раскрытии природных способностей ребенка оказали большое влияние на историю педагогической мысли. Для него ребенок — это как чистый лист, то есть ребенок может воспринимать все, что вносит опыт. Из этих мыслей, как следствие, возникла вера в исключительное влияние школы Локка.

Исторические аспекты духовно-нравственной педагогики

Развитие и становление системы образования в любом государстве тесно связано с его историей. Исторические периоды в развитии государств характеризуются определенными взглядами на образование и воспитание детей, возможностями образовательного процесса, потребностями общества в образованных и подготовленных людях и, наконец, состоянием государственной системы образования.

Анализ историко-архивных документов, правовых документов в области образования, нормативных, публицистических и художественных источников позволяет говорить о семейном и домашнем образовании как о сложном образовательном процессе, обусловленном меняющейся социальной, социокультурной и экономической ситуацией в стране.

С древних времен люди создавали свою педагогику, готовили детей к практической деятельности, к борьбе жизни с помощью разнообразных воспитательных средств.

С появлением семьи семейное воспитание стало практически единственной формой образования детей в обществе на протяжении многих тысячелетий; школы и другие учебные заведения были немногочисленны и обслуживали небольшую часть детей, в основном из привилегированных сословий. Классовый характер общества обусловил различное содержание и направленность семейного воспитания в разных социальных группах.

В системе образования, разработанной в Афинах в VII-V вв. Век до н.э. доминирующее положение заняли семейное воспитание и образование. В отличие от спартанской системы образования, которая была государственной, в Афинах дети до 7 лет находились в сфере семейного воспитания. Для девочек, в соответствии с положением женщин в рабовладельческом обществе, существовала только система домашнего образования. Помимо традиционных основ грамотности (чтение, письмо, счет), их обучали игре на музыкальных инструментах, домоводству, рукоделию и шитью.

Многие принципы спартанской и афинской систем воспитания получили дальнейшее развитие в Риме (6 век до н.э.). Как и в Афинах, мальчиков воспитывали и обучали до 7 лет, а девочек и того позже, под присмотром матери или старших родственниц, на которых возлагалась ответственность за их образование. С 7 лет мальчики начинали учиться, обычно под присмотром своих отцов. Образование имело чисто практическую цель — подготовить ребенка к социальной, военной и экономической деятельности в тех формах, которые диктовались социальным статусом семьи. Так, помимо чтения, письма и арифметики, которым обучали всех, сын ремесленника или крестьянина готовился к работе в хозяйстве отца; сын аристократа учился владеть оружием, плавать, ездить верхом, узнавал кое-что об управлении Древним Римом и приучался руководить сельскохозяйственными работами в имении отца. Главной особенностью римского образования и воспитания был его ярко выраженный гражданский характер. Главной целью было воспитание активного члена общества, способного пожертвовать собой ради семьи и государства, храброго солдата, презирающего все иностранное, искусного политика и расчетливого землевладельца. В последующие века эта система в основном сохранилась, были внесены лишь некоторые изменения: Обучение детей стали поручать рабам, их воспитанием занимались специально приглашенные учителя.

Семья — одна из главных тем древнерусских литературно-педагогических памятников XIV в. и отечественных сборников XIV в. Педагогическая мысль Древней Руси ярко проявилась в «Поучении детям» князя Владимира Мономаха, в таких литературно-письменных памятниках, как «Пчела», «Прологи», «Златоуст» и др. В понимании древнерусских авторов истинная мудрость семейного воспитания связана с высокой нравственностью, с христианскими добродетелями.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]