Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста


Направления нравственного развития младшего дошкольника

В младшем дошкольном возрасте происходит развитие психических процессов организма. Расширяются возможности ребенка: он может самостоятельно выполнять различные бытовые операции, осваивает навыки самообслуживания. Кроме того, происходит расширение его социальных контактов: ребенок попадает в дошкольное образовательное учреждение, в котором он взаимодействует с новыми взрослыми, а также коллективом сверстников. Это требует акцентирования внимания на развитии основ социального взаимодействия, установлении положительных контактов.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Нравственное развитие младшего дошкольника реализуется по следующим направлениям:

  1. Формирование элементарных нравственных представлений. Они затрагивают основы поведения, его нормы, представления о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном. Воспитатель знакомит детей с разными ситуациями и поведением их участников, проводя анализ их нравственного смысла и значения.
  2. Формирование основ культуры поведения. Она требует освоение правил этикета, проявления вежливости и терпимости по отношению к другим людям. Здесь же, осваиваются основы культурного поведения в быту, в игровой и иных видах деятельности ребенка.
  3. Развитие основ самостоятельной деятельности. Они необходимы для формирования собственных взглядов и убеждений, выработке мировоззрения. Самостоятельность развивается во всем: начиная от самообслуживания и, заканчивая, выполнением различных образовательных и трудовых задач.
  4. Формирование нравственного взаимодействия со взрослыми. Детей учат уважать старших, слушать их, выполнять их указания, проявлять вежливость. Детям объясняется, что взрослый требует от ребенка выполнения чего-то ради его же блага, а не потому, что он авторитет и не считается с мнением ребенка.
  5. Активное развитие чувственной стороны личности. Детей учат проявлять свои чувства, адекватно их выражать. Формирующиеся чувства и эмоции должны проявляться в реальном действии. Иначе, их развитие бессмысленно.
  6. Придание гуманистической направленности поведению дошкольника. Происходит обучение установлению положительных социальных контактов, формирование привычки выполнения действий по нравственным принципам, развиваются навыки нравственного взаимодействия с окружающим миром и их преобладание в любом направлении деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста 400 ₽ Реферат Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста 280 ₽ Контрольная работа Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста 230 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Особенности нравственного развития детей раннего возраста

В ран­нем воз­расте у детей начи­на­ется про­цесс нрав­ствен­ного раз­ви­тия лич­но­сти, кото­рое вклю­чает три аспекта:

  • когни­тив­ный (инфор­ма­ци­он­ный) аспект – зна­ния и пред­став­ле­ния о нрав­ствен­ных поня­тиях, эта­ло­нах, нор­мах, пра­ви­лах, лич­ност­ных нрав­ствен­ных качествах;
  • эмо­ци­о­нально-моти­ва­ци­он­ный аспект – нрав­ствен­ные чув­ства, соци­ально-нрав­ствен­ные эмо­ции, мораль­ные мотивы и пред­по­чте­ния, нрав­ствен­ная оценка и самооценка;
  • пове­ден­че­ский аспект – мораль­ные дей­ствия и поступки, нрав­ствен­ные при­вычки, т.е. реа­ли­за­ция нрав­ствен­ных норм и требований.

Вза­и­мо­связь когни­тив­ного, аффек­тив­ного и пове­ден­че­ского ком­по­нен­тов в лич­ност­ной сфере обу­слов­ли­вает един­ство нрав­ствен­ного созна­ния и пове­де­ния. Дан­ные ком­по­ненты только начи­нают фор­ми­ро­ваться в ран­нем воз­расте. Этому спо­соб­ствуют стрем­ле­ние детей к сов­мест­ной дея­тель­но­сти со взрос­лыми, их высо­кая подражательность.

В ран­нем дет­стве ребе­нок начи­нает пони­мать опре­де­лен­ные нрав­ствен­ные пра­вила пове­де­ния. Такое пони­ма­ние огра­ни­чено кон­крет­ной ситу­а­цией, рам­ками наглядно-дей­ствен­ного мыш­ле­ния ребенка. Пони­ма­ние пра­вил и норм пове­де­ния осно­вано на соб­ствен­ном опыте ребенка, когда он осо­знает нега­тив­ные послед­ствия при нару­ше­нии пра­вил и пози­тив­ные – при соблю­де­нии. В связи с этим уже с ран­него воз­раста ребенка взрос­лый дол­жен обос­но­вы­вать выдви­га­е­мые тре­бо­ва­ния, опи­ра­ясь на кон­крет­ные жиз­нен­ные ситу­а­ции и на соб­ствен­ный опыт ребенка. В актив­ном сло­варе детей мало слов, обо­зна­ча­ю­щих нрав­ствен­ные кате­го­рии, исполь­зу­ется оценка, эти­че­ские поня­тия: хорошо – плохо, добро – зло и др. Поня­тия “плохо” и “хорошо” пер­во­на­чально выра­жают отно­ше­ние взрос­лого, а ребе­нок только вспо­ми­нает и повто­ряет их в подоб­ных ситу­а­циях. Содер­жа­ние моти­ва­ци­он­ной направ­лен­но­сти с пози­ции нрав­ствен­ной вос­пи­тан­но­сти еще слабо развито.

Раз­ви­тие эмо­ци­о­наль­ного ком­по­нента нрав­ствен­но­сти ребенка свя­зано с фор­ми­ро­ва­нием интел­лекта, его мыс­ли­тель­ной дея­тель­но­сти, системы зна­ний о поощ­ря­е­мых и пори­ца­е­мых образ­цах пове­де­ния. Посред­ством этого у ребенка посте­пенно появ­ля­ется воз­мож­ность оце­ни­вать свое пове­де­ние, под­го­то­виться к вос­при­я­тию пред­сто­я­щей оценки своей дея­тель­но­сти со сто­роны взрос­лых. Нрав­ствен­ные эмо­ции ребенка про­яв­ля­ются и укреп­ля­ются в про­цессе наблю­де­ний за кон­крет­ными дей­стви­ями и поступ­ками чело­века. Для нрав­ствен­ного раз­ви­тия ребенка необ­хо­дима орга­ни­че­ская связь зна­ний (мораль­ных поня­тий) и мораль­ных оце­нок пове­де­ния (хорошо – плохо). Фор­ми­ро­ва­ние только зна­ний о мораль­ных каче­ствах людей не может обес­пе­чить воз­ник­но­ве­ние у ребенка соот­вет­ству­ю­щих нрав­ствен­ных чувств и эмо­ций, они появ­ля­ются у него как выра­же­ние соб­ствен­ного отно­ше­ния к опре­де­лен­ному поступку чело­века, на основе име­ю­щихся потреб­но­стей, сово­куп­но­сти зна­ний и пере­жи­ва­ний. Роль взрос­лого в нрав­ствен­ном раз­ви­тии детей заклю­ча­ется в том, что он учит ребенка оце­ни­вать поступки и вызы­вает у него соот­вет­ству­ю­щее эмо­ци­о­наль­ное отно­ше­ние к тому, что в дан­ный момент про­ис­хо­дит в кон­крет­ной ситу­а­ции. Закреп­ля­ясь в созна­нии ребенка, такие оценки начи­нают выра­жать его поло­жи­тель­ное или отри­ца­тель­ное отно­ше­ние к себе и поступ­кам других.

Услож­не­ние дея­тель­но­сти ребенка и его воз­рас­та­ю­щая само­сто­я­тель­ность при­во­дят к необ­хо­ди­мо­сти вве­де­ния более слож­ных нрав­ствен­ных пра­вил пове­де­ния. Под­чи­ня­ясь этим пра­ви­лам, ребе­нок учится регу­ли­ро­вать свои дей­ствия. Выпол­не­ние нрав­ствен­ных норм и пра­вил имеет для детей не само­сто­я­тель­ное зна­че­ние, а явля­ется сред­ством под­дер­жа­ния поло­жи­тель­ных кон­так­тов со взрос­лым и полу­че­ния поло­жи­тель­ной оценки взрос­лого. Потреб­ность в пози­тив­ной оценке взрос­лого сти­му­ли­рует ребенка посту­пать в соот­вет­ствии с правилами.

Ран­ний воз­раст соот­вет­ствует домо­раль­ному уровню раз­ви­тия мораль­ного созна­ния ребенка по кон­цеп­ции Л. Кол­берга. Домо­раль­ному уровню соот­вет­ствуют стадии:

  • послу­ша­ние ребенка для избе­га­ния наказания;
  • обу­слов­лен­ность поступ­ков эго­и­сти­че­скими сооб­ра­же­ни­ями вза­им­ной выгоды (послу­ша­ние в обмен на полу­че­ние каких-то кон­крет­ных благ и поощрений);
  • обу­слов­лен­ность поступ­ков жела­нием одоб­ре­ния со сто­роны “зна­чи­мых дру­гих” и сты­дом перед их осуждением.

Это не зна­чит, что ребе­нок под вли­я­нием этих моти­ви­ру­ю­щих фак­то­ров систе­ма­ти­че­ски кон­тро­ли­рует свое пове­де­ние. Детям ран­него воз­раста очень сложно удер­жаться от немед­лен­ного удо­вле­тво­ре­ния сию­ми­нут­ного жела­ния и еще слож­нее выпол­нить непри­вле­ка­тель­ное дей­ствие по пред­ло­же­нию взрос­лого. При выпол­не­нии неин­те­рес­ных зада­ний взрос­лого, дети либо изме­няют их, либо отвле­ка­ются и не дово­дят дела до конца.

Фор­ми­ро­ва­ние нрав­ствен­ных при­вы­чек и поступ­ков фор­ми­ру­ется посте­пенно, если взрос­лый созна­тельно выдви­гает систе­ма­ти­че­ские, непро­ти­во­ре­чи­вые и моти­ви­ро­ван­ные тре­бо­ва­ния, про­ве­ряет их выпол­не­ние, то выпол­не­ние таких пра­вил ста­но­вится при­выч­ным для ребенка. Ребе­нок быстро реа­ги­рует на при­выч­ные пра­вила. Посте­пенно фор­ми­ру­ются дис­ци­пли­ни­ро­ван­ность, орга­ни­зо­ван­ность, потреб­ность выпол­нять пра­вила, что спо­соб­ствует усво­е­нию более слож­ных пра­вил пове­де­ния и ста­нов­ле­нию нрав­ствен­ных качеств лич­но­сти. Фор­ми­ро­ва­ние нрав­ствен­ных при­вы­чек в ран­нем дет­стве про­ис­хо­дит в повсе­днев­ной дея­тель­но­сти, когда взрос­лый пока­зы­вает модель-обра­зец пове­де­ния и тре­бует от ребенка сле­до­вать дан­ному образцу сна­чала в сов­мест­ной с ним дея­тель­но­сти, а затем в самостоятельной.

Прак­ти­че­ский пример

Мак­сим М., 2 года 8 меся­цев. Его мама ста­ра­ется, чтобы сын видел про­яв­ле­ния сочув­ствия и заботы чле­нов семьи по отно­ше­нию друг к другу. “Не шуми, папа устал, он спит. Не раз­буди папу”, – гово­рит мама шепо­том. Мак­сим, под­ра­жая ей, начи­нает вести себя тихо и, если кто-нибудь из взрос­лых слу­чайно забу­дется, он сам напом­нит: “Незя, папа пит”.

В целом для ребенка ран­него воз­раста харак­терна сти­хий­ная нрав­ствен­ность. Поло­жи­тель­ные поступки ребе­нок совер­шает по просьбе взрос­лого и чаще всего не выде­ляет их как тако­вые. Без кон­троля и оце­нок со сто­роны взрос­лого ребе­нок дей­ствует ситу­а­тивно и импуль­сивно, поэтому часто пра­вила нару­шает. Нрав­ствен­ное пове­де­ние детей ран­него воз­раста тесно свя­зано с поло­жи­тель­ным эмо­ци­о­наль­ным отно­ше­нием к объ­екту, на кото­рый оно направ­лено. Ребе­нок ско­рее совер­шит хоро­ший посту­пок по отно­ше­нию к тому взрос­лому или ребенку, к кото­рому хорошо отно­сится. Пози­тив­ное эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние, сим­па­тия и доб­ро­же­ла­тель­ность по отно­ше­нию к окру­жа­ю­щим людям и живот­ным явля­ются осно­вой для нрав­ствен­ных проявлений.

Таким обра­зом, нрав­ствен­ное раз­ви­тие ребенка ран­него воз­раста про­ис­хо­дит на основе предъ­яв­ле­ния взрос­лым системы тре­бо­ва­ний и при­уче­ния к их выпол­не­нию. Этому спо­соб­ствует стрем­ле­ние детей к уста­нов­ле­нию и под­дер­жа­нию поло­жи­тель­ных кон­так­тов со взрос­лым. На основе под­ра­жа­ния оцен­кам взрос­лых фор­ми­ру­ются пер­вые оце­ноч­ные суж­де­ния, кото­рые затем транс­фор­ми­ру­ются в соб­ствен­ное отно­ше­ние ребенка к себе и дру­гим людям. Однако ситу­а­тив­ность и импуль­сив­ность пове­де­ния часто при­во­дит к нару­ше­нию тре­бо­ва­ний и запре­тов. Нрав­ствен­ные про­яв­ле­ния ребенка зави­сят от эмо­ци­о­наль­ного отно­ше­ния к объ­екту и воз­ни­кают сти­хийно, неосо­знанно при побуж­де­нии взрос­лого или в кон­крет­ной ситуации.

Подражательность как основа нравственного развития младшего дошкольника

Воспитание нравственности детей трех летнего возраста реализуется на основании принципа подражания. Он означает, активную демонстрацию взрослым — педагогом и родителем, собственного нравственного поведения в различных ситуациях.

Дети младшего дошкольного возраста отличаются отзывчивостью, чувственным восприятием поведения взрослого. Они используют подражание ему в качестве основы выстраивания своей линии поведения с окружающими, отношения к окружающему миру.

Нравственное воспитание дошкольников, основанное на их подражательности, реализуется посредством соблюдения педагогом и иным взрослым, находящимся рядом, следующих правил поведения:

  1. Создание условий для формирования положительного эмоционального состояния ребенка в разных ситуациях.
  2. Проявление отзывчивости по отношению к ребенку: в ответ на предложения и просьбы, выражение мнения и потребности, проявление сопереживания и милосердия.
  3. Похвала ребенка за различные достижения и хорошие поступки.
  4. Одобрение взрослым проявления ребенком доброго отношения к окружающим: оказание помощи, терпимость, уважение.
  5. Отрицательное отношение к грубости, агрессии, жадности детей. Взрослому необходимо выражать свое отношение в адекватных формах: показать огорчение, расстройство от подобного поведения ребенка.
  6. Оказание помощи ребенку в решении различных задач.
  7. Проявление уважения к индивидуальности ребенка.
  8. Оказание помощи в решении различных конфликтных ситуаций между детьми.
  9. Вежливые взаимоотношения с детьми, педагогами, родителями.
  10. Проявление радости в случаях успеха другого человека, совершения им достижения.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: роль семьи

Дошкольник – это ребенок 4-6 лет. В этот период взрослые могут активно влиять на взгляды ребенка и некоторые черты его личности.

Многие ребята посещают детские сады, но все же именно родители имеют максимальный моральный авторитет для малышей. Поэтому нравственное воспитание детей дошкольного возраста почти полностью возлагается на семью.

Ценности, которые в дальнейшем будут много значить для ребенка, определяются его окружением. Чтобы дети росли честными, гуманными, ответственными, им нужен перед глазами достойный пример для подражания. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста основывается, прежде всего, на личном примере близких. Если родители делают искренний выбор в пользу духовных ценностей, то и ребенок сможет вслед за ними поступить также.

К сожалению, многие мамы и папы не имеют возможности проводить с детьми много времени. Напряженный трудовой график может сильно ограничивать общение с подрастающим поколением. Снижается ли от этого роль семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста? Конечно, нет.

Постарайтесь максимально интенсивно использовать то время, которое вы проводите с малышом. Банально звучит фраза, что дети быстро растут. Но этот факт имеет прямое отношение к нравственному воспитанию. Уже через несколько лет ваш дошкольник обретет и другие авторитеты, кроме родителей, его мнение будет зависеть от слов множества чужих людей, а одобрение семьи не будет определяющим. Необходимо использовать все возможности нравственного воспитания детей дошкольного возраста, чтобы успеть вложить в ребенка духовные ценности.

Цели нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Цель нравственного воспитания детей дошкольного возраста, как и любого воспитания вообще – подготовить достойного члена общества. Подумайте, каким бы вы хотели увидеть своего ребенка в будущем. Моральный аспект личности вашего малыша имеет большое значение. Почти все родители хотели бы увидеть своего ребенка сильным, ответственным, гуманным, добрым, честным.

Целью нравственного воспитания детей дошкольного возраста является знакомство малыша с моральными законами и основными духовными ценностями. Выбор в пользу доброго начала ребенок должен сделать искренне и самостоятельно, но под чутким руководством взрослых.

В наше время находятся родители, протестующие против нравственного воспитания детей. Их основной аргумент – ребенку с высоким моральным уровнем будет крайне тяжело выжить в нашем жестоком обществе. В целом такой подход понятен, но является очень спорным.

Во-первых, нравственность – это искренняя приверженность внутренним идеалам общества, а значит, она помогает жить в коллективе. Во-вторых, даже если аморальной личности и удастся многого добиться в жизни, то это будут, прежде всего, материальные ценности. Создать прочную семью, обрести друзей, поддерживать общение с родственниками без соблюдения моральных законов почти невозможно. Может быть, при полном отсутствии духовных начал такой человек и не будет ощущать собственного одиночества и ущербности. Но будут ли счастливы родители, воспитавшие безнравственного ребенка? Скорее всего, нет.

Нравственное воспитание детей – это движение к счастливому будущему для вашего малыша. Опираясь на традиционные ценности, ребенок сможет в дальнейшем преодолеть любые трудности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]