Направления нравственного развития младшего дошкольника
В младшем дошкольном возрасте происходит развитие психических процессов организма. Расширяются возможности ребенка: он может самостоятельно выполнять различные бытовые операции, осваивает навыки самообслуживания. Кроме того, происходит расширение его социальных контактов: ребенок попадает в дошкольное образовательное учреждение, в котором он взаимодействует с новыми взрослыми, а также коллективом сверстников. Это требует акцентирования внимания на развитии основ социального взаимодействия, установлении положительных контактов.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Нравственное развитие младшего дошкольника реализуется по следующим направлениям:
- Формирование элементарных нравственных представлений. Они затрагивают основы поведения, его нормы, представления о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном. Воспитатель знакомит детей с разными ситуациями и поведением их участников, проводя анализ их нравственного смысла и значения.
- Формирование основ культуры поведения. Она требует освоение правил этикета, проявления вежливости и терпимости по отношению к другим людям. Здесь же, осваиваются основы культурного поведения в быту, в игровой и иных видах деятельности ребенка.
- Развитие основ самостоятельной деятельности. Они необходимы для формирования собственных взглядов и убеждений, выработке мировоззрения. Самостоятельность развивается во всем: начиная от самообслуживания и, заканчивая, выполнением различных образовательных и трудовых задач.
- Формирование нравственного взаимодействия со взрослыми. Детей учат уважать старших, слушать их, выполнять их указания, проявлять вежливость. Детям объясняется, что взрослый требует от ребенка выполнения чего-то ради его же блага, а не потому, что он авторитет и не считается с мнением ребенка.
- Активное развитие чувственной стороны личности. Детей учат проявлять свои чувства, адекватно их выражать. Формирующиеся чувства и эмоции должны проявляться в реальном действии. Иначе, их развитие бессмысленно.
- Придание гуманистической направленности поведению дошкольника. Происходит обучение установлению положительных социальных контактов, формирование привычки выполнения действий по нравственным принципам, развиваются навыки нравственного взаимодействия с окружающим миром и их преобладание в любом направлении деятельности.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста 400 ₽ Реферат Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста 280 ₽ Контрольная работа Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста 230 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Особенности нравственного развития детей раннего возраста
В раннем возрасте у детей начинается процесс нравственного развития личности, которое включает три аспекта:
- когнитивный (информационный) аспект – знания и представления о нравственных понятиях, эталонах, нормах, правилах, личностных нравственных качествах;
- эмоционально-мотивационный аспект – нравственные чувства, социально-нравственные эмоции, моральные мотивы и предпочтения, нравственная оценка и самооценка;
- поведенческий аспект – моральные действия и поступки, нравственные привычки, т.е. реализация нравственных норм и требований.
Взаимосвязь когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов в личностной сфере обусловливает единство нравственного сознания и поведения. Данные компоненты только начинают формироваться в раннем возрасте. Этому способствуют стремление детей к совместной деятельности со взрослыми, их высокая подражательность.
В раннем детстве ребенок начинает понимать определенные нравственные правила поведения. Такое понимание ограничено конкретной ситуацией, рамками наглядно-действенного мышления ребенка. Понимание правил и норм поведения основано на собственном опыте ребенка, когда он осознает негативные последствия при нарушении правил и позитивные – при соблюдении. В связи с этим уже с раннего возраста ребенка взрослый должен обосновывать выдвигаемые требования, опираясь на конкретные жизненные ситуации и на собственный опыт ребенка. В активном словаре детей мало слов, обозначающих нравственные категории, используется оценка, этические понятия: хорошо – плохо, добро – зло и др. Понятия “плохо” и “хорошо” первоначально выражают отношение взрослого, а ребенок только вспоминает и повторяет их в подобных ситуациях. Содержание мотивационной направленности с позиции нравственной воспитанности еще слабо развито.
Развитие эмоционального компонента нравственности ребенка связано с формированием интеллекта, его мыслительной деятельности, системы знаний о поощряемых и порицаемых образцах поведения. Посредством этого у ребенка постепенно появляется возможность оценивать свое поведение, подготовиться к восприятию предстоящей оценки своей деятельности со стороны взрослых. Нравственные эмоции ребенка проявляются и укрепляются в процессе наблюдений за конкретными действиями и поступками человека. Для нравственного развития ребенка необходима органическая связь знаний (моральных понятий) и моральных оценок поведения (хорошо – плохо). Формирование только знаний о моральных качествах людей не может обеспечить возникновение у ребенка соответствующих нравственных чувств и эмоций, они появляются у него как выражение собственного отношения к определенному поступку человека, на основе имеющихся потребностей, совокупности знаний и переживаний. Роль взрослого в нравственном развитии детей заключается в том, что он учит ребенка оценивать поступки и вызывает у него соответствующее эмоциональное отношение к тому, что в данный момент происходит в конкретной ситуации. Закрепляясь в сознании ребенка, такие оценки начинают выражать его положительное или отрицательное отношение к себе и поступкам других.
Усложнение деятельности ребенка и его возрастающая самостоятельность приводят к необходимости введения более сложных нравственных правил поведения. Подчиняясь этим правилам, ребенок учится регулировать свои действия. Выполнение нравственных норм и правил имеет для детей не самостоятельное значение, а является средством поддержания положительных контактов со взрослым и получения положительной оценки взрослого. Потребность в позитивной оценке взрослого стимулирует ребенка поступать в соответствии с правилами.
Ранний возраст соответствует доморальному уровню развития морального сознания ребенка по концепции Л. Колберга. Доморальному уровню соответствуют стадии:
- послушание ребенка для избегания наказания;
- обусловленность поступков эгоистическими соображениями взаимной выгоды (послушание в обмен на получение каких-то конкретных благ и поощрений);
- обусловленность поступков желанием одобрения со стороны “значимых других” и стыдом перед их осуждением.
Это не значит, что ребенок под влиянием этих мотивирующих факторов систематически контролирует свое поведение. Детям раннего возраста очень сложно удержаться от немедленного удовлетворения сиюминутного желания и еще сложнее выполнить непривлекательное действие по предложению взрослого. При выполнении неинтересных заданий взрослого, дети либо изменяют их, либо отвлекаются и не доводят дела до конца.
Формирование нравственных привычек и поступков формируется постепенно, если взрослый сознательно выдвигает систематические, непротиворечивые и мотивированные требования, проверяет их выполнение, то выполнение таких правил становится привычным для ребенка. Ребенок быстро реагирует на привычные правила. Постепенно формируются дисциплинированность, организованность, потребность выполнять правила, что способствует усвоению более сложных правил поведения и становлению нравственных качеств личности. Формирование нравственных привычек в раннем детстве происходит в повседневной деятельности, когда взрослый показывает модель-образец поведения и требует от ребенка следовать данному образцу сначала в совместной с ним деятельности, а затем в самостоятельной.
Практический пример
Максим М., 2 года 8 месяцев. Его мама старается, чтобы сын видел проявления сочувствия и заботы членов семьи по отношению друг к другу. “Не шуми, папа устал, он спит. Не разбуди папу”, – говорит мама шепотом. Максим, подражая ей, начинает вести себя тихо и, если кто-нибудь из взрослых случайно забудется, он сам напомнит: “Незя, папа пит”.
В целом для ребенка раннего возраста характерна стихийная нравственность. Положительные поступки ребенок совершает по просьбе взрослого и чаще всего не выделяет их как таковые. Без контроля и оценок со стороны взрослого ребенок действует ситуативно и импульсивно, поэтому часто правила нарушает. Нравственное поведение детей раннего возраста тесно связано с положительным эмоциональным отношением к объекту, на который оно направлено. Ребенок скорее совершит хороший поступок по отношению к тому взрослому или ребенку, к которому хорошо относится. Позитивное эмоциональное состояние, симпатия и доброжелательность по отношению к окружающим людям и животным являются основой для нравственных проявлений.
Таким образом, нравственное развитие ребенка раннего возраста происходит на основе предъявления взрослым системы требований и приучения к их выполнению. Этому способствует стремление детей к установлению и поддержанию положительных контактов со взрослым. На основе подражания оценкам взрослых формируются первые оценочные суждения, которые затем трансформируются в собственное отношение ребенка к себе и другим людям. Однако ситуативность и импульсивность поведения часто приводит к нарушению требований и запретов. Нравственные проявления ребенка зависят от эмоционального отношения к объекту и возникают стихийно, неосознанно при побуждении взрослого или в конкретной ситуации.
Подражательность как основа нравственного развития младшего дошкольника
Воспитание нравственности детей трех летнего возраста реализуется на основании принципа подражания. Он означает, активную демонстрацию взрослым — педагогом и родителем, собственного нравственного поведения в различных ситуациях.
Дети младшего дошкольного возраста отличаются отзывчивостью, чувственным восприятием поведения взрослого. Они используют подражание ему в качестве основы выстраивания своей линии поведения с окружающими, отношения к окружающему миру.
Нравственное воспитание дошкольников, основанное на их подражательности, реализуется посредством соблюдения педагогом и иным взрослым, находящимся рядом, следующих правил поведения:
- Создание условий для формирования положительного эмоционального состояния ребенка в разных ситуациях.
- Проявление отзывчивости по отношению к ребенку: в ответ на предложения и просьбы, выражение мнения и потребности, проявление сопереживания и милосердия.
- Похвала ребенка за различные достижения и хорошие поступки.
- Одобрение взрослым проявления ребенком доброго отношения к окружающим: оказание помощи, терпимость, уважение.
- Отрицательное отношение к грубости, агрессии, жадности детей. Взрослому необходимо выражать свое отношение в адекватных формах: показать огорчение, расстройство от подобного поведения ребенка.
- Оказание помощи ребенку в решении различных задач.
- Проявление уважения к индивидуальности ребенка.
- Оказание помощи в решении различных конфликтных ситуаций между детьми.
- Вежливые взаимоотношения с детьми, педагогами, родителями.
- Проявление радости в случаях успеха другого человека, совершения им достижения.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: роль семьи
Дошкольник – это ребенок 4-6 лет. В этот период взрослые могут активно влиять на взгляды ребенка и некоторые черты его личности.
Многие ребята посещают детские сады, но все же именно родители имеют максимальный моральный авторитет для малышей. Поэтому нравственное воспитание детей дошкольного возраста почти полностью возлагается на семью.
Ценности, которые в дальнейшем будут много значить для ребенка, определяются его окружением. Чтобы дети росли честными, гуманными, ответственными, им нужен перед глазами достойный пример для подражания. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста основывается, прежде всего, на личном примере близких. Если родители делают искренний выбор в пользу духовных ценностей, то и ребенок сможет вслед за ними поступить также.
К сожалению, многие мамы и папы не имеют возможности проводить с детьми много времени. Напряженный трудовой график может сильно ограничивать общение с подрастающим поколением. Снижается ли от этого роль семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста? Конечно, нет.
Постарайтесь максимально интенсивно использовать то время, которое вы проводите с малышом. Банально звучит фраза, что дети быстро растут. Но этот факт имеет прямое отношение к нравственному воспитанию. Уже через несколько лет ваш дошкольник обретет и другие авторитеты, кроме родителей, его мнение будет зависеть от слов множества чужих людей, а одобрение семьи не будет определяющим. Необходимо использовать все возможности нравственного воспитания детей дошкольного возраста, чтобы успеть вложить в ребенка духовные ценности.
Цели нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Цель нравственного воспитания детей дошкольного возраста, как и любого воспитания вообще – подготовить достойного члена общества. Подумайте, каким бы вы хотели увидеть своего ребенка в будущем. Моральный аспект личности вашего малыша имеет большое значение. Почти все родители хотели бы увидеть своего ребенка сильным, ответственным, гуманным, добрым, честным.
Целью нравственного воспитания детей дошкольного возраста является знакомство малыша с моральными законами и основными духовными ценностями. Выбор в пользу доброго начала ребенок должен сделать искренне и самостоятельно, но под чутким руководством взрослых.
В наше время находятся родители, протестующие против нравственного воспитания детей. Их основной аргумент – ребенку с высоким моральным уровнем будет крайне тяжело выжить в нашем жестоком обществе. В целом такой подход понятен, но является очень спорным.
Во-первых, нравственность – это искренняя приверженность внутренним идеалам общества, а значит, она помогает жить в коллективе. Во-вторых, даже если аморальной личности и удастся многого добиться в жизни, то это будут, прежде всего, материальные ценности. Создать прочную семью, обрести друзей, поддерживать общение с родственниками без соблюдения моральных законов почти невозможно. Может быть, при полном отсутствии духовных начал такой человек и не будет ощущать собственного одиночества и ущербности. Но будут ли счастливы родители, воспитавшие безнравственного ребенка? Скорее всего, нет.
Нравственное воспитание детей – это движение к счастливому будущему для вашего малыша. Опираясь на традиционные ценности, ребенок сможет в дальнейшем преодолеть любые трудности.