Средства и методы эстетического воспитания детей в детском саду


Средства и методы эстетического воспитания детей в детском саду

Короткова Светлана

Средства и методы эстетического воспитания детей в детском саду

Средства и методы эстетического воспитания детей в детском саду.

Основой процесса эстетического воспитания является совместная деятельность педагога и ребенка, направлена на развитие у него способностей к восприятию прекрасного, художественных ценностей и продуктивной деятельности. К общим вопросам эстетического воспитания детей относятся: организованная среда, в которой растет и воспитывается ребенок, использование в оформлении помещения дошкольного учреждения произведений искусства (репродукций картин, эстампов, скульптур и др., привлечение детей к художественной деятельности, учет интересов, наклонностей детей.

Средствами эстетического воспитания детей являются отобранные педагогом и специально организованные для воспитания детей предметы и явления окружающей действительности.К ним относятся:

1. Эстетика быта.

Призвана научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни, воспитывать в нем стремление создавать и беречь ее. Художественное оформление дошкольного учреждения обуславливается содержанием воспитательной работы, требованиями по охране жизни и укрепления здоровья, его художественного развития. Чистота и порядок является не только гигиеническими, но и эстетическими требованиями к интерьеру детского сада. Важно, чтобы оформление было стилистически выдержанным. В оформлении помещений можно использовать рисунки детей, родителей, воспитателей. Соответствующим гигиеническим и эстетическим требованиям должно отвечать и оформление площадки детского сада.

2. Произведения искусства.

Их используют в оформлении быта, во время обучения, самостоятельной деятельности. С этой целью подбирают произведения бытовой и сказочной живописи (портреты, натюрморты, пейзажи, графики (эстампы, гравюры, книжные иллюстрации, малые формы скульптуры (изделия из фаянса, гипса, дерева, произведения декоративно-прикладного искусства (керамика, художественное стекло, народные декоративные и др.)

.

Разнообразные мероприятия в детском саду обязательно сопровождаются музыкой (утренняя гимнастика, досуг и т. п.)

.

3. Природа.

Вырастая среди природы, ребенок учится видеть гармоничность, красоту, богатство красок каждого времени года, воспроизводить свои впечатления в устных рассказах, рисунках и др. Все это сопровождается рассказами педагога о том, что природа является мощным и совершенным творцом прекрасного, в ней черпают вдохновение живописцы, композиторы, писатели, использованием их произведений (например, «Времена года»

П. Чайковского, репродукции картин И. Шишкина и др.).

Эффективны экскурсии на природу, ведь пережитые ребенком в дошкольном возрасте впечатления оставляют след на всю жизнь. Для педагога важно подобрать такие слова для сопровождения наблюдения, которые отвечали бы задачам эстетического воспитания.

4. Специальное обучение.

Формированию представлений о прекрасном, навыков художественно-творческой деятельности, развития эстетических оценок, переживаний и вкусов способствует специальное обучение дошкольников в детском саду. Для этого используют различные виды занятий, художественно-дидактические игры, праздники, утренники, экскурсии, прогулки, просмотр кино и телепередач, спектаклей и т. п.

5. Самостоятельная художественная деятельность детей.

Является важным средством эстетического воспитания дошкольников. В процессе художественной деятельности они реализуют свои творческие замыслы, задатки, которые впоследствии могут развиться в способности к художественному творчеству.

Развитие самостоятельной художественной деятельности стимулируют такие факторы:

— процесс обучения на занятиях, его развивающий характер, формирование способов самостоятельных действий;

— художественные впечатления детей, побуждающие их к дальнейшему воплощению в деятельности;

— педагогически целесообразная эстетическая предметная среда;

— поощрительное влияние родителей, которые стимулируют творческие поиски и попытки детей;

опосредованное влияние педагога, который инициирует самостоятельный поиск детей.

Для развития самостоятельной художественной деятельности в группе создают специальные зоны (центры)

с необходимым оборудованием, материалами, которыми дети могут свободно пользоваться. Педагог при этом заботится о разнообразии деятельности
детей,сочетании различных видов художественной деятельности: изобразительной, художественно-речевой, театрально-игровой, музыкальной.
6. Праздники.

С ними связаны яркие эстетические переживания детей, стремление испытать себя в разных жанрах искусства. Подготовка к празднику, участие детей в создании его программы, условия проведения, ожидание праздничного действа формируют особое предпраздничное коллективное настроение. К участию в подготовке и праздновании часто привлекают родителей детей, что придает им эмоциональную теплоту.

Интересные замыслы воспитателя по организации эстетического воспитания дошкольников могут достичь своих целей правильным подбором и комбинированием его методов,которые классифицируют по различным критериям:

— по главной педагогической цели.

К таким методам относятся: убеждение; упражнения в практических действиях, направленных на преобразование окружающей среды; проблемные ситуации, побуждающие к творческим и практическим действиям; побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительному отклику на прекрасное, негативное отношения к безобразному;

— по общей и специальной направленности.

К этой группе относят общепедагогические и специальные методы, отбор которых зависит от вида искусства, которому педагог стремится приобщить детей;

методы обучения художественной деятельности.

Среди них выделяют наглядные (образец, показ приемов выполнения действий, словесные (беседы, инструкции, указания, советы, оценка и самооценка результатов деятельности детей);

методы развития художественно-творческих способностей детей.

Основываются они на выработке у детей умения действовать при решении проблемно-поисковых задач, в нестандартных ситуациях.

Исследователи предлагают использовать в эстетическом воспитании дошкольников игровые приемы обучения, игровые ситуации, обыгрывание детских работ на занятиях, что создает положительную эмоциональную атмосферу, способствует эффективному овладению изобразительными навыками и умениями, повышает качество работы и способствует развитию интереса к изобразительной деятельности. Особенно важно обеспечить сочетание различных видов деятельности в развитии художественных умений дошкольников.

Поскольку в дошкольном возрасте ребенок настроен прежде всего на игру, необходимо,широко использовать в целях развития его творчества разнообразные игровые приемы:

— игровые ситуации, которые помогают развить познавательно-творческую активность;

— песни, загадки, стихи, сказки, музыкальные произведения;

— демонстрацию эпизодов кукольных спектаклей, которые сосредоточивают внимание, вызывают положительные эмоции, интерес к изображаемому, углубляют эстетическое удовольствие, но не влияют на результаты работы;

— рассказы — рисование с элементами сказки; поисковые ситуации; воображаемые ситуации.

Дети, у которых выявлены определенные навыки, интересы к художественно-изобразительной деятельности, образуют контингент дошкольных учреждений художественно-эстетического направления, в которых под руководством педагогов с художественным образованием функционируют кружки, студии, творческие мастерские. Привлекают к участию в них детей, согласно их задатков и интересов. Художественная деятельность создает серьезные возможности для проявления индивидуальности ребенка, поэтому его знания, развитие художественных способностей является первоочередным условием осознания ребенком себя как наделенной творческим потенциалом личности, воспитание в себе ответственности за свой талант, как Божий дар, стремление, преодолевая жесткие испытания, неповторимо реализовать свой талант. История мировой культуры знает много примеров, когда все это ребенок начинал осознавать в раннем возрасте. Поэтому каждый педагог должен исходить из того, что, возможно, и его воспитанники вынашивают такие мечты.

Эстетическое развитие связано с формированием всех граней личности. В дошкольном возрасте формируются основы потребностей и вкусов, рождается любовь к искусству, заявляют о себе творческие способности, которыми в разной степени наделен каждый ребенок. Для их реализации необходимо правильно организованное воспитание и обучение, которое учитывает особенности возраста, индивидуальность ребенка.

Искусство

Важным средством эстетического воспитания является, безусловно, искусство. Произведения искусства заставляют человека видеть жизнь через образы. Эстетическое наслаждение при созерцании произведений искусства возникает в результате переживания сопричастности творчеству художников. Искусство позволяет нам вносить в повседневную жизнь художественное начало.

Искусство заполняет свободное время школьников, наполняет его социально ценным содержанием, удовлетворяет интересы и потребности личности, делает развитие разносторонним. Искусство способно снимать напряжение и стресс от учебы, труда, спорта. Искусство увлекает и переносит человека в мир новых эмоциональных состояний, которые переключают психическую деятельность, создают разрядку.

Воспитание ребенка в деятельности – закономерная особенность воспитания. Художественная деятельность подразумевает различные театрализованные игры или представления, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительное и декоративно-прикладное творчество, работу над дизайном. Все перечисленные средства эстетического воспитания эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи.

Литература — это искусство художественного слова. Литература помогает воспроизводить образы художественных произведений в своем воображении, характеризовать героев и анализировать их поступки. В результате овладения культурой чтения, ученики начинают задумываться над тем, чему учит книга, переживают глубокие и яркие впечатления.

Музыка как средство эстетического воспитания учит воспринимать музыкальные произведения и обеспечивает приобретение простейших навыков исполнительства. Музыка порождает в человеке лирические чувства, развивает музыкальный слух, гармонию, художественный вкус, осуществляет воздействие на различные сферы личности.

Изобразительное искусство знакомит с художественными произведениями; элементами искусствознания, способствующими формированию навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения.

Эстетика быта

Важно пробудить у воспитанников стремление утверждать красоту всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают, привлекать их к созданию эстетической обстановки вокруг себя. Только после этого возможно применение различных средств эстетического воспитания. Среда, в которой ребенок живет и развивается, играет важную роль в воспитании эстетических чувств. Если обстановка эстетична, красива, если между людьми красивые отношения, речь, которую слышит ребенок правильна и чиста, то он будет принимать эстетическое окружение как норму и стремиться к этому. Поэтому важно уделять внимание эстетике быта. Эстетика быта включает и внешний вид человека. Эстетика быта является фоном, закрепляющим или разрушающим складывающиеся представления о красоте.

Игра

Важным средством эстетического воспитания является игра. Игровая деятельность создает особое эмоциональное поле, в котором ребенок, естественно, без принуждения и назидания, по доброй воле стремится к самовыражению, самопознанию, самостоятельности. Сегодня очень популярны игры, которые способствуют развитию эстетической направленности личности ребенка, выявлению фактического уровня обученности. Спектр игр, применяемых с целью эстетического воспитания велик (Рис.2).

Рис.2

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]