Аннотированный список статей журнала «Дошкольное воспитание». — 2022. — № 1 (стр. 1 )


Журнал «Дошкольное воспитание» хорошо знаком всем детским садам. И опубликовать в нем материал престижно.

Журнал принимает к публикации оригинальные, законченные научные и научно-методические работы практико-ориентированного характера, выполненные в контексте актуальных проблем в различных областях педагогики, психологии и смежных дисциплин. Предоставляемые материалы должны раскрывать различные содержательные психолого-педагогические аспекты воспитания, развития и образования детей от 0 до 7 лет; концепции, модели, системы организации педагогического процесса в целом или его отдельных компонентов в контексте дошкольного образования; вопросы организации и управления учреждениями образования на разных уровнях; повышения квалификации педагогов и подготовки кадров.

Статья должна быть написана литературным русским языком, научно-методическим стилем, вводимые новые понятия должны иметь определения. Материал в статье должен быть систематизирован, иметь четкую структуру, доказательную базу, раскрывать проблемность освещаемых вопросов, показывать на результатах, полученных в исследовании, пути решения проблемы.

Статья должна иметь практико-ориентированную направленность, содержать материалы, позволяющие применять их в массовом опыте образовательного учреждения, сопровождаться наглядностью, раскрывающей содержание материала и подтверждающей результативность предложенной работы. Особенно это касается продуктивных видов деятельности; статей из опыта работы. Её должна отличать новизна, оригинальность, раскрывающая педагогическое творчество и мастерство педагогов.

В статьях обязательно указываются:

  • источники (книги, пособия, интернет ресурсы и пр.), которые легли в основу (использовались) представленного материала,
  • авторы, чьи идеи и книги получили развитие в предлагаемых публикациях;
  • авторы стихотворений, у песен – авторы музыки и слов.

Все статьи рецензируются и (или) рассматриваются на заседаниях редакционной коллегии. Срок рассмотрения статьи – не менее трех месяцев. Плата с аспирантов за публикацию научно-методических статей по диссертационным работам не взимается. Публикации данных статей является безгонорарными. Редколлегия оставляет за собой право литературной и научной редакции содержания статьи по согласованию с автором.

Порядок подачи материалов

Статья для журнала пересылается на почтовый адрес редакции заказным письмом по почте, по электронной почте или передается лично.

Статья должна быть представлена автором в следующем комплекте:

  • текст статьи на русском языке и рисунки (фото, графики таблицы) на электронном носителе (дискеты, CD-ROM и пр.);
  • распечатка статьи с рисунками (для архивного хранения):

Статья должна быть подписана автором.

Срок рассмотрения материалов редакцией до трёх месяцев. После принятия материалов к публикации все авторы заключают с Издательским домом «Воспитание дошкольника» лицензионный договор с целью соблюдения авторских прав и обязанностей, как со стороны издательства, так и со стороны авторов. Договор для подписания высылается автору (коллективу авторов) с сопроводительным письмом.

Подробнее о правилах публикации в журнале «Дошкольное воспитание».

Сайт издательского дома «Воспитание дошкольника» https://dovosp.ru

Психологические особенности детей дошкольного возраста

После кризиса трех лет и вступления в дошкольное детство у ребенка начинается стабильный, относительно спокойный период развития. Ребенок уже может самостоятельно выбрать себе занятие, освободив внимание взрослого. Инициативы и предложения взрослого уже не вызывают у ребенка бурю протеста. И, как и прежде, ребенок нуждается в поддержке, поощрении своих усилий и уважении к своим потребностям. В своем поведении ребенок дошкольного возраста уже более сдержан, появляется способность действовать обдуманно, а не идя на поводу у своих сиюминутных желаний, как это было ранее.

Наряду с тем, что ребенок еще достаточно зависим от взрослого, все же уровень его самостоятельности постоянно возрастает. Нужно поддерживать его стремления, демонстрировать уважение к его мнению, его интересам. Именно таким образом в воспитании ребенка дошкольного возраста создаются условия для формирования таких личностных качеств как самостоятельность, целеустремленность, инициативность. Развитие и воспитание дошкольников должно осуществляться также с учетом особенностей познавательной сферы детей этого возраста.

Объем материала, который может запомнить ребенок, увеличивается, но его память еще в большей мере непроизвольная. То есть запоминается то, что интересно ребенку, то, что вызывает у него эмоциональный отклик.

Восприятие дошкольника становится более осмысленным. Новую информацию об окружающей действительности ребенок соотносит с прошлым опытом. Это позволяет ему перейти от наглядно-действенных форм мышления к наглядно-образным. Развитие мышления у ребенка дошкольного возраста направлено на формирование умения анализировать, сравнивать объекты, устанавливать между ними связь. Таким образом, создаются предпосылки для развития умения делать выводы, обобщать полученный опыт.

Интеллектуальное развитие дошкольников

Развитие детей дошкольного возраста предполагает создание оптимальных условий для освоения ребенком новых форм мышления, совершенствования памяти, стимулирования воображения, формирование устойчивости внимания.

Развиваем воображение. Вовлечение детей в сюжетно-ролевую игру помогает развивать их воображение. Принимая на себя роль, используя игровые атрибуты, ребенок учится создавать воображаемую ситуацию.

Учимся мыслить. Чтобы помочь ребенку научиться мыслить, нужно предлагать ему такие задания, в которых от него требуется проявить наблюдательность и выбрать самый удобный способ их решения. Дети дошкольного возраста с удовольствием играют с конструктором, мозаикой, которые помогают создавать объекты по образцу и по представлению. Развитию умения сравнивать предметы помогают задания на поиск лишнего предмета или такого, который бы соответствовал по определенному признаку (цвету, форме).

Развиваем речь. В дошкольном возрасте активно развивается речь. Ребенок обретает умение правильно излагать свои мысли, поддерживать диалог. Его активное стремление больше узнавать об окружающем мире помогает накапливать словарный запас. Задача взрослого в воспитании дошкольника — не оставлять без внимания вопросы ребенка, обсуждать с ним прочитанную книгу, просмотренный мультфильм да и просто события дня.

Также развитие и воспитание детей дошкольного возраста может предполагать реализацию задач, направленных на изучение букв, формирование математических представлений. Такие задания должны быть интересными для ребенка, даваться ему легко, чтобы обучение вызывало у ребенка положительные эмоции.

Речьевой аппарат дошкольника уже практический сформирован, поэтому ребенок уже способен к произношению всех букв. Логопедическая коррекция в этом возрасте принесет большой успех в случае, если у ребенка проявляются какие-то дефекты речи или наблюдается неправильное произношение некоторых букв.

Формирование готовности к школьному обучению

Психологическая готовность ребенка к школьному процессу — это один из важнейших итогов развития дошкольного возраста. С началом посещения школы жизнь ребенка значительно меняется: изменяется режим, возрастает уровень умственной нагрузки, возникают условия, требующие умения проявлять волевые усилия, самоконтроль. Успешность адаптации к новым условиям в значительной степени определяется готовностью ребенка к таким изменениям.

О том, что ребенок готов стать школьником, могут свидетельствовать положительные ответы на следующие вопросы:

  1. Хочется ли ему получать новые знания?
  2. Интересно ли ему общаться с новыми детками?
  3. С хорошим ли настроением он играет роль школьника?

Дошкольное воспитание детей предполагает создание у ребенка позитивного отношения к роли ученика, потому что все начинается именно с желания учиться.

Успешно подготовить ребенка к школе — это значит:

  • воспитать у него позитивное отношение к учебной и общественной деятельности;
  • заставить его осознать важность и необходимость обучения в школе;
  • вызвать у него интерес и желание стать школьником;
  • развить стремление научиться читать.

Хорошим мотиватором для ребенка станет пример старших сестер, братьев или друзей, которые уже учатся в школе. Также преодолеть трудности в подготовке ребенка к школьному обучению помогут игры в школу со сменой ролей «ученик», «учитель», чтение и обсуждение книг, контакты с другими детьми и сверстниками, приучение к самостоятельности.

Основные направления дошкольного воспитания детей

Вступление в дошкольный возраст означает, что приходит время постепенно готовить ребенка к школе. Поэтому первая задача развития и воспитания дошкольников заключается в совершенствовании психических функций (память, внимание, мышление, усидчивость) и формировании у ребенка той базы знаний, умений и навыков, которые помогут ему успешно адаптироваться к обучению в школе. Также немаловажным является социально-нравственная сторона воспитательного процесса. В целом родители и педагоги дошкольных образовательных заведений должны создавать условия для воспитания гармоничной личности ребенка, способной преодолевать жизненные трудности. Весь у психически уравновешенного ребенка с качественной базой дошкольных знаний, умеющего ладить со сверстниками, есть больше шансов с легкостью пройти адаптационный период в начальной школе. Дети, имеющие хорошую нравственно-социальную подготовку чаще других становятся лидерами в коллективе и, как правило, пользуются уважением у одноклассников и учителей.

В целом весь воспитательный процесс направлен на:

  • развитие интеллектуальных способностей ребенка;
  • совершенствование физических качеств и укрепление физического здоровья;
  • формирование навыков бытового поведения;
  • развитие культурно-гигиенических навыков;
  • трудовое и творческое воспитание дошкольника;
  • закрепление нравственных и социальных норм поведения.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Активность ребенка в повседневной жизни создает условия для развития его физических навыков, ведь так или иначе ему приходится в процессе игр бегать, прыгать, лазить, бросать и ловить мячик. В детском саду направление по физическому воспитанию дошкольников реализуется на специальных занятиях, в комплексе утренней гимнастики, проводимых в помещении и на свежем воздухе подвижных играх. Важность вовлечения ребенка в эти занятия заключается в том, что таким образом не только развиваются физические качества (ловкость, сила, быстрота), но и укрепляется здоровье.

Родители, которые занимаются воспитанием детей дома, должны помнить, что смена видов деятельности помогает избежать переутомления у ребенка. Поэтому воспитание в дошкольном возрасте должно организовываться таким образом, чтобы после занятий, требующих усидчивости, непременно должна следовать подвижная игра.

Высокая активность ребенка в дошкольном возрасте иногда сказывается на качестве его сна. Если ребенок плохо засыпает, то рекомендуется создавать спокойную расслабляющую атмосферу перед сном. Это может быть ритуал, заключающийся в ежедневном воспроизведении определенных занятий перед тем, как ребенок отправиться спать. Успокаивающий эффект может иметь:

  • сочинение сказок;
  • чтение книг;
  • купание;
  • массаж.

Таким образом, удовлетворяя природную любознательность ребенка, предлагая ему различные обучающие игры и задания, не стоит забывать, что в силу возрастных особенностей он быстро устает и нуждается в полноценном отдыхе.

Авторские методики дошкольного воспитания

Всегда остается актуальным вопрос поиска эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. На сегодняшний день самыми популярными являются следующие методики:

1 Методика Никитиных, которая предусматривает развитие детей дошкольного возраста в максимально естественных условиях, при этом акцент делается на стимулирование творчества, вовлечении родителей в воспитательный процесс и обеспечение достаточного уровня физической активности ребенка.

  1. Методика Марии Монтессори, которая предполагает создание для ребенка такой среды, которая поможет ему самостоятельно изучать мир, получать разнообразные сведения об окружающих предметах и явлениях, важное значение придается сенсорному развитию, обучению чтению, формированию математических знаний, стимулированию речевого развития.
  2. Методика Глена Домана основанная на утверждении, что ребенок должен узнавать мир, знакомясь с фактами.

Любая методика, направленная на развитие детей дошкольного возраста, при правильном подходе может приносить результаты. Однако их применение не должно идти вразрез с интересами и потребностями ребенка, его индивидуальными особенностями.

Нравственное воспитание дошкольников

Ребенок дошкольного возраста имеет возможность общаться с большим количеством людей. Становится и более разнообразным его опыт взаимодействия с окружающими в различных ситуациях. И именно в дошкольном возрасте приходит понимание того, что существуют общие для всех правила поведения, некие нормы нравственности. Играя, общаясь со сверстниками, дошкольник учится понимать чувства других людей, правильно на них реагировать, оценивать свои поступки.

Для ребенка становятся понятными такие переживания как сочувствие, обида, вина, чувство гордости и другие. Он ясно может понимать — что такое хорошо, а что такое плохо.

Воспитание в дошкольном возрасте должно помочь ребенку, анализируя чужой и собственный опыт, понять, каким должен быть образец нравственного поведения. Стоит напомнить, что лучший образец поведения — это родители ребенка. Поэтому родители дошкольника должны стараться быть достойным примером для своего чада.

Социальное развитие дошкольника

Воспитание дошкольников должно учитывать, что круг общения ребенка в этом возрасте значительно расширяется. Он учится взаимодействовать со сверстниками, играя на детской площадке, посещая дошкольное учреждение.

Возможно, ему придется столкнуться с первыми недоразумениями и потребностью отстоять свое мнение. Так как ребенок только учится, взрослый должен ему показывать, каким может быть поведение в тех или иных ситуациях. Лучше всего это делается в играх. Дети, как правило, с удовольствием включаются в ролевую игру с заданным взрослым сюжетом.

В процессе общения ребенок приобретает социальный опыт, который предоставляют ему окружающие люди: сверстники, воспитатели сада и родители. Ребенок активно общается и обменивается информацией, в результате чего достигается, так называемая, социальная компетентность

Социальная адаптация занимает важное место в процессе воспитания детей дошкольного возраста. В социуме дети учатся жить по определенным правилам и учитывать определенные нормы поведения. Социально неадаптированным детям будет очень сложно входить в контакт со взрослыми или своими сверстниками, а это может привести к асоциальному поведению в будущем. Не усвоение культурных навыков и необходимых социальных качеств затрудняет адаптацию детей в младших классах, и чаще всего приводит к школьной дезадаптации.

«Электронный журнал воспитателя дошкольного учреждения»

  • 9 ноября 2015

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»
Номинация «Новые образовательные стандарты в моей практике»

В образовательных организациях сегодня настала пора, что компьютеры не воспринимаются как нечто не реальное, то в дошкольные учреждения не могут оставаться в стороне, тем более что согласно новому закону об образовании дошкольные учрежения теперь относятся к первому уровню образования в Российской Федерации.

В силу того, что в состав нашего учреждения с 1991 года входит детский сад, то процесс информатизации, начав своё проникновение со средней, основной и начальной школы, он плавно перешагнул в дошкольное отделение. Отмечу, что данный вектор развития сейчас активно поддерживается государственной политикой и в нормативных документах занимает сквозную строку.

Современные реалии жизни предъявляют к воспитателю не только материнские чувства любви, заботы о малышах, но и заставляют педагога – воспитателя применять информационно-коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности. Сейчас воспитатель должен, как и педагог школы, не только применять компьютер как средство мультимедийного сопровождения, но и применять его как средство управления образовательным процессом в своей группе, дошкольном учреждении. С другой стороны, возрастающие требования к воспитателю от заказчиков образовательных услуг требует от него уделять больше времени не только детям, но и ведению различных отчётов сопровождающих процесс развития ребёнка, как одного из средств фиксации его образовательных результатов в дошкольном учреждении.

С этой целью в нашей школе был разработан электронный журнал «ВОСПИТАТЕЛЬ».

Целью разработки журнала являлось:

1. Соединение всех информационных потоков воспитателя в один информационный узел. 2. Систематизация информации собираемой воспитателем о каждом ребёнке, группе в единый информационный ресурс. 3. Создание на базе журнала комплексной модели информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.

В электронном журнале воплощены все запросы воспитателей нашего дошкольного учреждения. В него вошли те страницы, которые нужны воспитателям в повседневной кропотливой работе.

Электронный журнал «Воспитатель» содержит 33 листа, каждый из которых несёт свою функцию.

  • 1 лист. «Характеристика группы». Здесь воспитатель даёт общую характеристику воспитанников своей группы.
  • 2 лист. «Список группы с анкетными данными». На этой странице воспитатель вносит персональные данные о воспитанниках и их родителях, эта страница является ключевой, и с этой страницы вся информация будет дублироваться по мере необходимости. Автоматически происходит подсчёт возраста каждого воспитанника, общее число девочек и мальчиков в группе.
  • 3 лист. «Успеваемость».
  • 4 лист. «График дежурства по группе».
  • 5 лист. «Поручения».
  • 6 лист. «Посещаемость».
  • 7 лист «Лист здоровья».
  • 8 лист. «Схема рассадки».
  • 9 лист «Занятость».
  • 10 лист. «Досуг».
  • 11 лист «Движение».
  • 12 лист «Учёт оплаты за ДОУ».
  • 13 лист «Протоколы родительских собраний».
  • 14 лист «Тематика родительских собраний».
  • 15 лист «Посещаемость собраний».
  • 16 лист «Режим дня».
  • 17 лист «Социальный паспорт группы».
  • 18 лист «Психологический портрет группы».
  • 19 лист «Участие в конкурсах».
  • 20 лист «Родительский комитет».
  • 21 лист «Дневник дел».
  • 22 лист «Цели и задачи».
  • 23 лист «План работы».
  • 24 лист «Финансовая деятельность».
  • 25 лист «Циклограмма работы».
  • 26 лист «Сетка занятий».
  • 27 лист «Тематическое планирование».
  • 28 лист «Циклограмма образовательной деятельности вне занятий».
  • 29 лист «Перспективный план занятий».
  • 30 лист «Календарный план работы».
  • 31 лист «Летнее тематическое планирование».
  • 32 лист «Самообразование».
  • 33 лист «Оборудование».

Внедрение электронного журнала в воспитательно-образовательный процесс детского сада показало множество преимуществ:

  1. Тесный контакт в цепи педагог–родитель.
  2. Оперативность управления и возможность компактного хранения больших объемов информации.
  3. Объединение различных информационных потоков в единый журнал.

Воспитатели нашего дошкольного отделения в анкете рефлексии высказали только положительные отзывы о появлении и внедрении журнала в деятельности воспитателей.

«Электронный журнал воспитателя дошкольного учреждения».

Автор: Лобанов Алексей Александрович, учитель информатики, заместитель директора МБОУ «СОШ №11» г. Ангарска, методист центра обеспечения образования г . Ангарска.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]