Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста: специфика, особенности, формы работы и методы

В современной педагогике и воспитании детей особую важность имеет эстетическое воспитание дошкольников, призванное создать все предпосылки для формирования развитой и гармоничной личности. Без него ребенок будет не в состоянии оценить прекрасное, получать подлинное наслаждение, слушая классическую музыку или созерцая картину, а тем более будет не способен создать что-то свое. Он станет духовно бедным, скучным, не сумеет разобраться в своих эмоциях, ведь при прикосновении к прекрасному что-то внутри него отзовется, но он не сможет понять, что именно. Вот почему родителям следует включить этот важнейший аспект в свою тактику воспитания, не перекладывая всю ответственность на сотрудников ДОУ – роль семьи в формировании личности очень велика. Для детей различных возрастов могут применяться самые разные методы и использоваться многообразные средства.

Что это такое?

Слово «эстетика» имеет древнегреческое происхождение и означает «чувственное восприятие». А эстетическое воспитание – это развитие в ребенке способности к восприятию, пониманию, анализу прекрасного как в искусстве, так и в повседневной жизни, а также стремления создавать собственные произведения.

Отметим, что слова «прекрасное» и «красивое» не синонимичны, поскольку второе касается прежде всего формы, внешнего выражения, в то время как прекрасное можно находить даже в самых обыденных вещах, оно включает в себя гармонию, духовность, возвышенность.

Воспитывать в малыше стремление замечать прелесть окружающего мира, любовь к произведениям искусства следует постоянно и целенаправленно с первых месяцев его жизни. Важно не сосредотачиваться на развитии художественно-музыкального восприятия, а поставить своей целью формирование гармоничной личности.

Кроме своего прямого назначения, эстетическое воспитание детей позволяет сформировать у них:

  • мышление;
  • воображение;
  • память;
  • систему интересов;
  • восприятие;
  • нравственные качества;
  • активное отношение к жизни.

И, конечно, ребенок учится познавать искусство, стремиться создавать собственные произведения.

Дома

С самого раннего детства дети имеют определенную тягу к красоте, их привлекают ярко оформленные игрушки, блестящие и разноцветные предметы. Малыши получают настоящее удовольствие, прослушивая музыку или стишки, сказки, которые читает им мама. Эти импульсы, пока неосознанные, постепенно становятся сознательными, но лишь в том случае, если родители помогут крохе сформировать гармоничный вкус, творческие и художественные способности, эстетические представления. Только так можно будет добиться того, что личность ребенка будет развитой, а он сам – счастливым.

В детском саду

В ДОУ также колоссальное значение имеет работа по воспитанию стремления к прекрасному. Для этого должны быть созданы необходимые условия, проводиться определенные формы занятий – создание поделок, рисование, лепка, прослушивание доступных детям классических художественных произведений и беседа по прослушанному. Поэтому эстетическое воспитание дошкольников – задача, одновременно стоящая перед родителями и воспитателями.

«Виды художественной деятельности дошкольников»

Содержание

Введение…………………………………………………….………………3

1. Художественное творчество в деятельности дошкольников………….4

2. Виды художественной деятельности дошкольников…………………..7

3. Важность художественного развития в дошкольном возрасте….…..11

Заключение……………………………………………………………..…13

Список литературы……………………………………………………….14

Введение

Практическая деятельность ребенка — игра, занятия, выполнение определенных обязанностей — имеет важное значение для его эстетического развития. Известно, что воспитание ребенка в деятельности — одна из закономерностей воспитания. И особое место в этой практической деятельности занимает то, что мы можем назвать художественной деятельностью ребенка.

Художественая деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания. Специфика занятий художественным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий художественным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.

Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Да­выдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е. А. Флёрина и др.) доказали, что творческие возмож­ности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными сред­ствами деятельности в процессе специально организованного обу­чения. Так, В. В. Давыдов в послесловии к книге Л. С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского разви­тия. Удивительно созвучны этому и идеи Л. Малагуцци (основате­ля известной во всем мире итальянской школы педагогики Реджио Эмилия), который, говоря о детской креативности, не счи­тал ее «священной»: возникая из повседневного опыта, она явля­ется неотъемлемой характеристикой человеческого мышления. В нее входит свобода исследования за пределами известного, уме­ние предсказывать и принимать неожиданные решения.

1. Художественное творчество в деятельности дошкольников

Творчество тесно связано с воображением. Этот психический процесс стремительно развивается в дошкольном возрасте, позволяя детям фантазировать и оригинальничать везде, за что бы они не взялись.

Творческий подход предоставляет возможность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Свои идеи дети также пытаются проверить или воплотить в деятельности.

Простор для фантазии открывается как в игре, так и в рисовании, создании аппликаций, придумывании историй, восприятии музыки, в танцевальных движениях. Деятельность дошкольников, непосредственно связанная с различными видами искусств, называется художественно эстетической.

К миру художеств дети причастны двояко. С одной стороны, они как зрители и слушатели познают изобразительное, литературное, театральное искусство. Ребенок слушает сказки, рассматривает картины, посещает детские представления, благодаря чему получает опыт эстетических впечатлений. Все это расширяет познание окружающего мира, приносит новые знания, воздействует на зарождающиеся эстетические чувства.

С другой стороны, дошкольник, как по собственной инициативе, так и при помощи взрослого систематически вовлекается в художественную деятельность. Первые рисунки, постижение цветовой гаммы, лепка незамысловатых фигурок, декламация стишков и проигрывание сюжетов – неполный перечень того, что формирует опыт эстетических умений малыша.

Развитие художественной деятельности дошкольников, начиная с первых лет жизни, является необходимым условием формирования гармоничной личности.

Творчество дошкольника имеет свои особенности.

Дети делают множество открытий и создают интересный, по­рой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, сти­хотворения и т. п. (Е. А. Флёрина, Г. В. Лабунская, М. П. Сакулина, К. И. Чуковский, Дж. Родари, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддьяков и др.). Новизна открытий и продукта субъективна, это пер­вая важная особенность детского творчества.

При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отли­чается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, О. А. Христ и др.). И это — вторая особен­ность детского творчества.

Для взрослого человека начало решения проблемы (ее осозна­ние, поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребенок же, в отличие от взрос­лого, не испытывает таких трудностей (если, конечно, над ним не довлеют жесткие требования взрослых). Он с легкостью и прежде всего практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто при­водит к положительным результатам (Н. Н. Поддьяков, Л. А. Пара­монова, Г. В. Урадовских). И даже в музыкальном творчестве ре­бенка наблюдается одновременность сочинительства и исполне­ния (К. В. Тарасова). И это третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя и особен­но со второй.

Указанные выше особенности детского творчества демонстри­руют определенную степень несовершенства психических процес­сов ребенка, что естественно в этом возрасте. И учет этих особен­ностей необходим в организации развивающего обучения детей.

Существенно значимым является и понимание того, что раз­витие творчества у детей связано с целенаправленным обучени­ем, ориентированным на «зону ближайшего развития» ребенка (Л. С. Выготский).

В формировании творчества особая роль отводится воображе­нию (Л. С. Выготский, Э. В. Ильенков, В. В. Давыдов, О. М. Дья­ченко, В. Т. Кудрявцев и др.). Именно развитое творческое вооб­ражение порождает новые образы, составляющие основу твор­чества.

Э. В. Ильенков рассматривает воображение как универсальную функцию, присущую человеку всегда и проявляющуюся в разных видах деятельности независимо от того, на каком содержании оно было сформировано. В качестве особого механизма воображения он видел перекомбинирование образов, прежде всего такое, ког­да признаки одного предмета переносятся на другой, что позволяет раскрыть существенные характеристики и взаимосвязи действительности.

В. В. Давыдов, развивая эту мысль, указывает на то, что пере­несенное свойство выступает как некая главенствующая часть, влияющая на изменение других частей, что собственно и позво­ляет получить новые целостности.

Процесс воображения носит глубоко личностный характер, и его результатом является формирование особой внутренней позиции (Е. Е. Кравцова), умение видеть «глазами другого человека» (Э. В. Ильенков) и возникновение личностных новообразований: стремление изменить наличную ситуацию, умение находить но­вое в известном, игровое отношение к действительности (Н. Н. Палагина).

2. Виды художественной деятельности дошкольников

Художественная и творческая деятельность применительно к дошкольному возрасту подразумевает практически одни и те же виды занятий. Ранее других творческих попыток малыш приобщается к рисованию. Следом идет конструирование различных фигур. С расширением словарного запаса дошкольник не желает оставаться пассивным слушателем детских произведений, а пробует свои силы в изменении сюжета или в исполнении роли понравившегося героя.

Следовательно, среди разнообразия творческой деятельности в дошкольный период наибольший удельный вес имеют:

— изобразительная

— конструктивная

— художественно-речевая

— музыкально-ритмичная

В перечисленных основных видах художественной деятельности дошкольник может практиковаться, ориентируясь исключительно на образец. Но не следует видеть в этом элементарное подражание и отсутствие творческого компонента. Умения и навыки развиваются благодаря тренировкам. Рассмотрим краткую характеристику данных видов деятельности с точки зрения условий для развития детского творчества.

— изобразительное творчество

В рисунках ребенок воспроизводит действительность, как он ее представляет. Не беда, что окружающие зачастую не способны понять его замысел. Дошкольник представляет, что он хотел нарисовать, и находит подходящие способы выразить свои фантазии.

Главные художественные средства в детском рисунке – линия и цвет.

У дошкольника обязательно есть предпочитаемые цвета, которыми он изображает то, к чему испытывает симпатию и расположение. Как правило, это красный, желтый, зеленый. Малыш ни за что не нарисует злого колдуна красным или оранжевым. Для отрицательных персонажей у него предусмотрены черные, серые, коричневые оттенки.

С каждым годом дошкольник более тщательно прорисовывает образы. Особенно, если они изображают положительных героев. Формируется ручная умелость, развивается восприятие цветовых оттенков. Дети, способные к этому виду творчества, выдают гармоничные рисунки с соблюдением пропорций и цветовой композиции.

Не забываем, что создание образов на бумаге – только один из способов проявлять себя в изобразительном искусстве. Существует лепка, аппликация, декоративное творчество. Их достоинства в том, что ребенок осязательно воспринимает свойства предметов (форму, размер, структуру) и пытается создать, по сути, объемную проекцию.

Изготавливая образ из пластилина, дошкольнику не сразу удается получить то, что задумывалось. Но сколько открытий ожидает ребенка в процессе работы! Пытаясь вылепить горшочек, он продемонстрирует, какая у него получается лепешка, тарелка, бублик… Увидеть новый образ в комке пластилина — заслуга творческого воображения малыша.

— создание образов в конструировании

В конструктивной деятельности творчество проявляется на этапе зарождения замысла и в его реализации. Детей часто увлекает сам процесс сборки, особенно с появлением таких габаритных деталей как LEGO. Интересно соединять детали, обнаруживать похожесть с реальными предметами (например, мебелью), обустраивать пространство для игры, иначе использовать уже знакомые образы.

Творческие дети любят конструировать не по образцу, а в соответствии с собственным замыслом. Старшие дошкольники с интересом ищут новые способы воплощения своих замыслов.

Идеи исходят от детей, без вмешательства взрослых. В этом возрасте конструирование больше проявляется как самостоятельная творческая деятельность дошкольников.

Художественное конструирование из бумаги, наоборот, реализуется не только по инициативе взрослого, но и при его активном участии. Создание любой бумажной модели – это творчество по образцу. Причем, повторяется каждое действие. Только так получится соответствующий результат. В этом виде деятельности дошкольник развивает творческие способности, придумывая характер образов: что получилось, как использовать.

— художественно-речевая деятельность

От пассивного слушания сказок и стихов в младшем дошкольном возрасте ребенок переходит к активному включению в художественно-речевую деятельность.

Родителям следует иметь в виду, что развивается этот вид деятельности благодаря целенаправленным занятиям. Взрослый просит ребенка рассказать, что происходило с главным героем сказки, или передать содержание прослушанного произведения. С подачи взрослого выстраивается диалог, приучающий ребенка выслушивать вопросы и отвечать на них.

Пересказ – самая простая форма художественной речи. Задача для дошкольника усложняется, когда ему нужно придумать историю, самостоятельно выбрав героев сюжета.

Придумывая свои сказки, дети опираются на известные им сюжеты. Их герои кого-то догоняют, сражаются, подвергаются волшебным превращениям.

Отдельной и ценной практикой в художественно-речевой деятельности являются театрализованные игры. Средние дошкольники нуждаются в руководстве взрослого, который распределяет роли, подсказывает, что и как нужно говорить маленькому артисту. В старшем дошкольном возрасте дети не только самостоятельно проводят театрализованные игры, но и значительно обогащают стандартные сюжеты.

Идеально, если подобные театрализованные представления становятся совместной творческой деятельностью родителей и детей. Создается дружеская атмосфера, развивающая речевые и творческие способности, усиливающая взаимопонимание между взрослыми и детьми.

— танцевально-музыкальные занятия

Первые творческие элементы появляются в то время, когда ребенок, услышав музыку, пытается двигаться в такт. Однако подобная чувствительность к музыкальному ритму наблюдается не у всех детей. Не всем даны от природы музыкальные способности. Тем более танцевально-музыкальная деятельность важна для каждого дошкольника.

Эмоциональную отзывчивость на музыку можно и нужно воспитывать. В.М.Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно регулировать состояние детей.

Музыка растормошит вялого ребенка и успокоит слишком темпераментного. Ритмические упражнения организовывают движения ребенка и пробуждают интерес к деятельности вообще.

Слушание музыкальных произведений помогает ребенку войти в соответствующее состояние. С помощью взрослого дошкольник подбирает ассоциации и образы, вызванные звучанием мелодии. Полезно побуждать детей рассказывать, какие впечатления у них вызывает музыкальное произведение, предложить изобразить ассоциации на рисунке.

3. Важность художественного развития в дошкольном возрасте

Художественно эстетическая деятельность дошкольников изменяет содержательный аспект такого важнейшего познавательного процесса как восприятие. В раннем возрасте главная функция восприятия заключается в том, чтобы получать и передавать сенсорные сигналы (как выглядит предмет, какой на вкус, на цвет, как звучит).

В дошкольном возрасте восприятие становится отдельной познавательной деятельностью. Развивается художественное восприятие произведений искусства, литературы, музыкальных композиций.

Однако такое обогащение восприятия произойдет только при условии развития личности ребенка, его вовлечении в творческую деятельность.

Эффективность художественной деятельности дошкольников определяется формированием эстетических чувств в 6-7-летнем возрасте.

У ребенка постепенно развивается понимание гармонии и красоты, что формирует художественный вкус. При рассматривании рисунка или живописного полотна он испытывает восхищение, эстетическое наслаждение. Старшие дошкольники усваивают жанровую направленность живописи. Им знакомы «пейзаж», «портрет», «натюрморт».

Восприятие цветовой гаммы позволяет юному зрителю понять настроение картины. Дети охотно определяют, какие эмоции передает живопись. В чем-то они ошибаются, но такие полярные чувства как грусть и радость улавливают безошибочно.

Слушая музыкальные произведения, дошкольники сначала с подачи взрослого, а затем и самостоятельно, отыскивают аналогии со звуками природы: капельки дождя, шум ручейка, завывание ветра. Также выделяют настроение музыки: успокаивающая, веселая, бодрая.

В литературных произведениях старшие дети интересуются не только сюжетом и развитием событий. Их интересуют мотивы поступков героев. Они оценивают их с позиции нравственности, восхищаются или осуждают.

Таким образом, все виды художественной деятельности вносят свой вклад в развитие личности дошкольника. Происходит формирование эстетического вкуса, воспитание эстетических чувств, развиваются творческие способности, закрепляются нравственные нормы.

Заключение

Художественная деятельность — это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Заниматься художественной деятельностью невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.

В процессе художественной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах, развиваются мышление, внимание, память, мелкая моторика. Она содействует развитию творческих способностей детей. В процессе деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, целеустремленность. Она способствует нравственному, эстетическому, физическому и трудовому воспитанию.

Список литературы

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб.: Союз, 2015. — 98с.

2. Казеичева И.Н. Активизация воображения учащихся в упражнениях на дорисовывание фигур// Начальная школа. — №3. — 2012. — С. 26-27.

3. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. — М.: Академия, 2014. — 304с.

4. Мосин И.Г., Рисование-2. Учебное пособие для педагогов, воспитателей, родителей. — Екатеринбург: У-Фактория, 2010. — 207с.

5. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 2013.

6. Яковлева Е. Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В. И. Панова. — М.: Молодая гвардия, 2015.

7

Цель, задачи

Целью данного направления в воспитании является формирование в человеке эстетической культуры, которая слагается из следующих аспектов:

  • Восприятие. Это умение замечать различные формы проявления прекрасного, в том числе в природе, труде, быту.
  • Чувства. Умение эмоционально оценивать гармонию и совершенство.
  • Потребности. Желание получать эстетическое наслаждение, созерцать произведения искусства, красоты природы.
  • Вкусы. Умение проводить оценку. Анализ объектов реального мира с эстетической позиции.
  • Идеалы. Индивидуальные представления о том, что в природе, людях, искусстве является совершенным и гармоничным.

Цель эстетического воспитания конкретизируется в ряде задач:

  1. Развитие в ребенке умения видеть прекрасное и ценить его.
  2. Формирование гармоничной личности.
  3. Развитие художественного вкуса.
  4. Формирование эстетического идеала, стремления самому стать прекрасным не только внешне, но и внутренне, в поступках, мыслях, делах.
  5. Стимулирование творческих способностей и стремления к их развитию.

В результате воспитания ребенок должен понимать, что такое гармония, совершенство, уметь сопереживать, отличаться эмоциональной отзывчивостью, воображением.

Средства

Рассмотрим те средства, которые родители могут использовать, чтобы приобщить малыша к миру прекрасного. Их довольно много:

  • изобразительное искусство (скульптура, живопись);
  • драматургия;
  • архитектура;
  • литература;
  • музыка;
  • телевидение;
  • природа;
  • СМИ.

Поскольку научить ребенка замечать и ценить красоту весьма непросто, следует использовать все доступные средства.

Оформление комнаты

Для самых маленьких важно создать гармоничную обстановку в помещении:

  1. Устроить в комнате малыша гармонию и уют.
  2. Предпочтительно использовать светлые тона в оформлении.
  3. Пространство должно не только эргономичным, но продуманным.

В комнате следует красиво расставить игрушки, повесить интересные репродукции, обязательно соблюдать чистоту и порядок. Помогут добиться поставленной цели и цветущие растения, размещенные в гармоничной композиции, и оформленный аквариум с рыбками. Все элементы декора должны сочетаться между собой, образуя единый ансамбль.

Для детей младшего дошкольного возраста можно выбрать картину с изображением животного, знакомого сказочного персонажа, «вкусный» натюрморт. Более старшим малышам по вкусу придется пейзаж, поэтому лучше использовать репродукции Саврасова, Серова, Шишкина, Левитана. Чтобы ребенок не утратил интерес, картины следует периодически менять, при этом рассказывая ребенку информацию о самой работе и ее авторе.

Кроме того, детскую можно оформить и предметами народного промысла, дымковскими игрушками, поделками «под хохлому». Конечно, расставлять на столе юного проказника дорогие коллекционные предметы не стоит, но что-то недорогое из керамики может стать достойным украшением.

Природа

Родителям с раннего возраста нужно внушать ребенку, что деревья и цветы, закат и рассвет, облака на небе и волны в реке – это красиво, нужно научить наслаждаться этой прелестью. Для этого следует знакомить малышей с доступными им произведениями о природе, проводить время на свежем воздухе, беседовать, отвечать на вопросы, показывать собственный пример.

Искусство

Для эстетического воспитания детей можно использовать очень многое. Так, в любом городе есть красивые улицы, архитектурные постройки, музеи, проводятся выставки. Дошкольники с удовольствием узнают что-то новое, посещая подобные места. Гуляя по городу, можно познакомить ребенка с основными достопримечательностями, уделив внимание их изысканности, гармоничности.

Если в городе нет музеев, познакомить малыша с произведениями искусства помогут репродукции, виртуальные экскурсии, посмотреть которые можно через интернет. Необходимо включать для крох выдающиеся музыкальные произведения, беседовать по прослушанному, узнавать, какие мысли и эмоции вызвала музыка Бетховена или Моцарта, Чайковского и Рахманинова.

И, конечно, не стоит забывать о литературных произведениях. Дошкольники могут понять сказки Пушкина, особенно если рассмотреть с ними качественные цветные иллюстрации. Также следует познакомить их со стихами Маршака, Барто, рассказами Пришвина и Жидкова.

Родителям важно помнить – не каждый малыш станет художником или музыкантом, но уметь чувствовать прекрасное, получать от этого особое удовольствие должен любой. Поэтому следует не просто просить малыша что-то нарисовать или сделать поделку, аппликацию, но и обращать внимание на уже созданные объекты духовной ценности.

Труд

Выполняя задачи эстетического воспитания малышей, следует познакомить их и с пользой трудовой деятельности, рассказать о том, что существует большое количество профессий, каждая из которых важна.

Занятия для развития способностей в дошкольном возрасте

Существует огромное разнообразие творческих занятий, которые способствуют развитию художественного восприятия дошкольников, которые различаются по возрасту и виду творчества.

Занятия в 3-4 года

СПРАВКА! В этом возрасте малыши пока только учатся выражать позитивную реакцию, когда видят знакомые предметы. Они еще не готовы воспринимать художественный образ, но выбирают те или иные картинки просто потому, что они нравятся или напоминают знакомые предметы.

Один из эффективных способов развития художественно-эстетических навыков у детей младшего дошкольного возраста — нетрадиционное рисование. Это дает стимул для развития способности нестандартно мыслить, экспериментировать. Арсенал нетрадиционного рисования очень разнообразен:

  • Рисование с помощью трафаретов – при этом краску накладывают на заранее подготовленный трафарет с помощью разнообразных инструментов: губки, кисточки, валика или даже обычных тряпочек.
  • Рисование штампами, ладошками, листьями, ватными палочками и т. п. – в этом случае краску наносят на штамп или то, что его заменяет и делают оттиск на бумагу. Оттиски могут складываться в узоры, можно экспериментировать с цветом.
  • Рисование по мокрой бумаге – отличается от обычного рисования тем, что краску наносят на заранее увлажненный лист и она растекается, создавая неожиданные узоры. При этом ребенок учится следовать за тем, что получается, направлять процесс рисования.

Лепка из пластилина не только формирует художественно-эстетическое восприятие, но и способствует развитию мелкой моторики, что очень важно в дошкольном возрасте. Чтобы углубить эффект от этих занятий, пластилиновые фигурки, вылепленные детьми, используют для инсценировки сказок.

ВАЖНО! Музыкальные занятия могут быть как самостоятельным видом творчества, так и сопровождать творческий процесс в других направлениях. Например, когда педагог включает музыку во время рисования или исполняет песенки вместе с детьми во время инсценировки сказок.

Занятия в 5-7 лет

СПРАВКА: В 5 лет ребенок уже способен получать эстетическое удовольствие от созерцания картины, но для него важнее цветовое решение, чем композиция. В 6-7 лет восприятие становится гораздо тоньше, дети улавливают внутреннее настроение изображения.


В этом возрасте возможности проведения творческих занятий с детьми расширяются, поскольку расширяются и способности малышей.

Старшие дошкольники владеют более сложными навыками и могут выполнять более сложные задания.

Например, дети 6-7 лет могут заниматься флористикой, квиллингом, бумагопластикой и т. п.

Флористика – создание композиций из растительных материалов. Требует от ребенка умения видеть образ, подбирать необходимые формы и оттенки цветов, аккуратно работать с хрупким материалом.

Для работы можно использовать листья, цветы, веточки, мох и другие растительные материалы.

Квиллинг – изготовление картин из скрученных полосок бумаги. Это довольно кропотливое занятие, требующее терпения и усидчивости. В художественном отношении дети учатся составлять композицию, подбирать цвета.

Бумагопластика – прекрасный инструмент для развития образного мышления. Изготавливая объемные модели из бумаги, дошкольники решают конструкторские задачи, проявляют фантазию и эстетический вкус. Кроме того, занятия бумагопластикой можно дополнить рассказыванием историй, театральной постановкой и другими формами творческого развития.

ВАЖНО! В старшем дошкольном возрасте дети начинают знакомиться с шедеврами мировой художественной культуры – картинами, архитектурой, литературой (сказки, стихи) и т. д. Это происходит в форме бесед, просмотра фотографий, чтения.

Методы

К методам эстетического воспитания детей дошкольного возраста относятся:

  • личный пример родителей и воспитателей.
  • беседы;
  • занятия, проводимые в детском саду, а потом – в школе;
  • дополнительные занятия в кружках и секциях по интересам;
  • посещение выставок и музеев.

Наиболее действенным методом считается первый, личный пример, включающий как внешний облик, так и особенности поведения, моральные установки. Глядя на родителей и воспитателей, которые понимают прекрасное, получают удовольствие от его созерцания, ребенок сам захочет стать таким же. Только таким образом можно сформировать идеал, который в дальнейшем ляжет в основу художественного сознания малыша.

По способу передачи информации методы можно разделить на 2 группы:

  • Наглядные. Показывание ребенку произведения искусства, народного промысла.
  • Словесные. Рассказ о том или ином художнике, картине, объяснение, что именно хотел выразить автор в своем произведении.

Важны обе группы. Первая позволяет получить представление, вторая – разобраться в собственных ощущениях. В любом случае необходимо ориентироваться на возрастные особенности и подбирать материал, понятный крохе.

Принципы

Рассмотрим основные принципы эстетического воспитания дошкольников:

  • Оно должно проводиться в теснейшей взаимосвязи с образовательной и воспитательной работой.
  • Следует использовать различные формы и методы художественной деятельности.
  • К каждому малышу нужно использовать индивидуальный подход, все дети разные. То, что нравится одному, может вызывать скуку у другого.
  • Работа должна вестись целенаправленно. При этом не стоит выделять какое-то специальное время для эстетического развития крохи, оно должно проводиться постоянно.

Нужно ориентироваться на общие ценности, воспитывать в ребенке любовь и уважение к национальной культуре, традициями.

Формы и методы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Галина Журавлева

Формы и методы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Консультация для родителей

В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации в связи с «Федеральными государственными стандартам к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая его мерилом человеческих ценностей.

Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно — педагогической деятельности.

Именно поэтому многие детские сады уделяют большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников.

В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.

Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве»

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание — это формирование в человеке художественно-эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты.

Художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребёнке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, умение правильно понимать и оценивать его.

Художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребёнок так или иначе эстетически и художественно развивается. Но при этом ребёнком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению и без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.

Академик Лихачев, так же как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.

Сущность данного процесса можно определить следующим образом:

Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного.

Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.

В-третьих, задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса.

И, наконец, в-четвертых, — развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты художественного творчества.

Главное — воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой-либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.

Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно-эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Задачи:

первая — это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте.

Таким образом, будет формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей;

вторая задача художественно — эстетического воспитания состоит в «формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими»;

третья задача художественно-эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого художественно-эстетической творческой способности.

Главное состоит в том, чтобы «воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты». Суть этой задачи заключается в том, что ребёнок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты творчества.

Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетическое восприятие, эстетический вкус, формирование эстетического идеала и эстетической оценки.

Дошкольный возраст — важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребёнка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно – творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей. Согласно теории А. В. Запорожца, основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребёнка – дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно – театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе художественно-эстетического воспитания. Но именно художественная деятельность, насыщенная амплификацией, ярко — эмоционально окрашенная от полученного удовлетворения занятиями любимыми видами художественной деятельности, помогает, не насилуя ребёнка сухой дидактикой, добиваться к семи годам тех же результатов, что и интеллектуальные программы. И, кроме того, как результат художественно-эстетического воспитания – духовно богатую, всесторонне развитую личность. Именно поэтому необходимо уделять большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников. Одной из основных целей педагогического коллектива должно быть развитие творческого потенциала ребёнка, создание условий для его самореализации. Для получения ожидаемых результатов в дошкольном учреждении должна быть создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию,которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов: обновление содержания образования (выбор программ и технологий)

; создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение,
учебно-методическое и материально- техническое обеспечение создание предметно – развивающей среды, создание гармоничного дизайна территории и помещений детского сада);организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями)
; координация работы с другими учреждениями и организациями.

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на художественно – эстетическое развитие дошкольников,строится в ДОУ в трех направлениях:

— специально организованное обучение;

— совместная деятельность педагогов и детей;

— самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы работы: групповые и подгрупповые занятия, праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, недели творчества, дидактические игры, выставки рисунков и поделок, создание книг – самоделок, кружковую и студийную работу; свободную художественную деятельность; организацию спектаклей, развлечений, конкурсов, выставок, фестивалей, праздников; музейную педагогику; эстетическое оформление интерьеров; участие в городских мероприятиях и т. д.

Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.

Программа «Художественно-эстетического воспитания»

в ДОУ включает ознакомление
детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание, культурно — досуговую деятельность. синтез искусств; вокал; хореографию, театрально — игровую деятельность; все виды продуктивной деятельности, краеведение.
Реализация задач художественно-эстетическоговоспитания наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях:

• Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

• Основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь.

• Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.

• Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.

• Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения.

• Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.

• Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.

• Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой.

Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей.

• Широкая опора на региональный материал,его специфику: природу, искусство — как классическое, так и народное. Знакомство с современным искусством и его творцами, работающими в поселке, городе, крае. Познание детьми достопримечательностей, их окружающих, знаменательных событий.

Условия художественно-эстетического воспитания очень разнообразны.Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. В основе эстетического воспитания лежит совместная деятельность взрослого и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социально, природной, предметной среде. Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребёнок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт малыша, его побуждения, стремления, переживания

Художественно-эстетическое развитие дошкольниковосуществляется непосредственно по образовательным областям: «Познание»

,
«Коммуникация»«Чтение художественной литературы»
,
«Художественное творчество»
,
«Музыка»
.

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности.

Всё зависит от первого дошкольного опыта, который ребёнок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений.

Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик»

, который раскрывает в детях творческий потенциал, даёт реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

Среди методов художественно-эстетическоговоспитания можно выделить следующие:

метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире. Этот метод предполагает, что произведения искусства должны отличаться высокой художественностью, а при слушании детьми стихов, сказок, музыки важно не только точное воспроизведение педагогом текста, музыкального рисунка, но и эмоционально-образное его исполнение. Только в этом случае можно достичь воспитательного эффекта;

метод убеждения позволяет развивать у детей эстетическое восприятие, элементы художественного вкуса. Особенность этого метода состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление прекрасно;

метод приучения, упражнения в практических действиях;

метод приучения предполагает, проявление ребёнком желания украсить, улучшить окружающее, т. е. посильно преобразовать его и порадовать этим своих сверстников, взрослых;

метод поисковых ситуаций, побуждений детей к творческим проявлениям. Используя этот метод, педагог предлагает детям придумать рассказ, рисовать, лепить по замыслу и т. д.

Произведения искусства должны обязательно присутствовать в образовательном процессе.

Первое направление — искусство, в том числе народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды.

Так на занятиях и вне их может звучать музыка, а произведения изобразительного искусства используются в оформлении дошкольного учреждения.

Второе направление —искусство составляет содержание образования: детей знакомят с разными видами искусства, с событиями, явлениями, объектами, раскрываемыми художниками, музыкантами, писателями и поэтами в их произведениях; с выразительными средствами, позволяющими создавать яркие образы действительности.

Третье направление — искусство используется в разных видах художественной деятельности, служит развитию детского художественного творчества. Образы искусства являются эталонами прекрасного.

Реализация учебной программы художественно — эстетического развития дошкольников требует от воспитателей и узких специалистов постоянного совершенствования своего педагогического мастерства.

Таким образом, правильно организованная система работы по художественно – эстетическому воспитанию детей – создание условий для эстетического воспитания, организация воспитательно-образовательного процесса позволит создать благоприятные условия для развития художественно – эстетических способностей детей, творческого воображения и, как результат художественно-эстетического воспитания, духовно-богатую, всесторонне развитую личность.

Специфика воспитания в семье

Мы уже отметили, что не стоит полагаться исключительно на ДОУ, доверив воспитателям эстетическое развитие крохи. Родителям также важно приложить к этому определенные усилия. Обратим внимание на следующие моменты:

  • Родители должны всегда аккуратно и опрятно выглядеть, вести себя уважительно по отношению друг к другу, поскольку очень многое ребенок берет именно от них.
  • Важно читать малышу хорошую литературу, сказки и стишки, обязательно побеседовать по содержанию прочитанного. Эта форма работы также способствует и обогащению словарного запаса малыша.
  • Вместе с ребенком можно порисовать, сделать аппликацию или поделку. Чтобы малышу не стало скучно, можно использовать различные художественные техники, рисовать гуашью, акварелью, цветными мелками, фломастерами.
  • Значение имеет и эстетика быта. Если в квартире грязно и не убрано, ни о каком стремлении к совершенству не может быть и речи. Поэтому нужно со вкусом и любовью оформить детскую комнату.
  • Формирование музыкального вкуса начинается с прослушивания потешек, колыбельных, детских песенок.

Особую важность имеют беседы, которые помогут ребенку получить ответы на возникающие у него вопросы, научиться отличать прекрасное от отвратительного, возвышенное и гармоничное от низменного и хаотичного.

Обозначим важнейшие условия для развития детского творчества:

  • Непринужденная обстановка. Не стоит давить на малыша и заставлять его рисовать или лепить, это только уничтожит у него стремление к созданию собственных произведений.
  • Активное использование игровых форм работы.
  • Похвала должна звучать постоянно, ребенку важно понимать, что мама довольна им, гордится его стараниями. А ругать не следует, в отдельных случаях можно слегка пожурить.

Только в этом случае можно будет добиться положительных результатов – стремления к собственным занятиям творчеством и уважение к чужим произведениям.

Особенности развития технического творчества дошкольников

Техническое творчество учит ребенка дошкольного возраста не только усидчивости и терпению, но и помогает развить определённые способности:

  • Умение находить нестандартные решения, поставленных перед ними задач, и подбирать средство для этих решений.
  • Планировать свою деятельность.
  • Сравнивать, находить различия и сходства, обобщать.
  • Выделять части и объединять их в целое.
  • Анализировать свои действия пошагово, делать выводы, давать отчет своим действиям, предполагать дальнейшие варианты развития событий, исправлять недостатки, выявлять достоинства и использовать их в будущем.

НОД по рисованию на тему «Ваза с цветами» в подготовительных группах

Помимо этого, дошкольники учатся взаимодействовать друг с другом, получают опыт работы в коллективе, учатся договариваться, искать выход из сложившейся ситуации и развивают фантазию.

Обратите внимание! Основным видом активности дошкольника по ФГОС является игра, которая неразрывно связана с игрушкой. Одно вытекает из другого: игрушка зарождает игровую деятельность, а игровая деятельность развивая, привлекает новые игрушки. Поэтому техническим творчеством с крохами лучше заниматься через игру. Игра помогает увлечь дошкольника, заинтересовать его и достигнуть необходимого результата.

Оптимальным вариантом для технического творчества малышей являются:

  • магнитные конструкторы;
  • строительные наборы;
  • различные кубики;
  • блочные конструкторы;
  • наборы для моделирования;
  • конструкторы с суставным креплением;
  • конструкторы с болтовым креплением.

Инновационные технологии в ДОУ для раскрытия творческого потенциала дошкольников

Инновационные технологии в детском саду, это использование современных компонентов для усовершенствования образовательного процесса.

К основным видам инновационных технологий в ДОУ педагогика относит:

  • Проектная деятельность. Проект разрабатывается совместно с воспитателем, помогает дошкольнику приобрести новые знания и систематизировать уже имеющиеся. Сами проекты классифицируются по нескольким признакам.
  • Технологии, ориентированные на личность. Задача воспитателя подобрать методику, игры и занятия, позволяющие максимально раскрыть конкретного ребёнка.
  • Информационно-коммуникативные технологии. Заключаются в использовании на занятиях персональных компьютеров, проекторов, планшетов, интерактивных досок и прочего. Техника помогает привлечь малышей. Происходит формирование у них новых навыков. С помощью неё можно осуществлять просмотр обучающих роликов, фильмов, мультфильмов. Улучшает образовательный процесс и презентация.
  • Здоровьесберегающие технологии. Заключаются в проведение тематических бесед, утренних зарядок, проведении физкультминуток, спортивных праздников и иных спортивных мероприятий.
  • Исследовательская деятельность. Исследовательская работа похожа на курсовой проект. Учит дошкольника исследовать окружающий мир, разбираться в поставленной задаче, находить проблему и давать ей определение. Основной деятельность в данном случае является эксперимент, который способствует развитию мышления крохи.
  • Коррекционные технологии. Направлены на снятие эмоционального напряжения в группе. Может использоваться расслабляющая музыка, цветотерапия, специальные игры и упражнения.
  • Игровые технологии. Занимают главенствующую роль в связи с тем, что игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста. При этом игра обладает познавательной и развивающей функцией.

Художественное и эстетическое развитие дошкольника помогает сделать из ребенка всесторонне развитую личность, способную ценить и видеть красоту вокруг себя, создавать прекрасное своими руками.

Мероприятия в библиотеках

В наше время библиотеки незаслуженно забыты и не пользуются особой популярностью. А меж тем, именно здесь нередко проводятся довольно интересные мероприятия, направленные на формирование и развитие у малышей художественного вкуса. Дополнительное их преимущество – посещение на бесплатной основе. Отметим, что подобные мероприятия будут интересны детям постарше – старшим дошкольникам и младшим школьникам.

Посещение библиотечных вечеров встреч и презентаций научит ребенка любить книги, уважительно относится к печатному слову, посещение тематических выставок позволит определиться с собственными интересами. А проводимые литературные и поэтические вечера познакомят с творчеством поэтов и писателей.

Советы и рекомендации для родителей

Важно проводить эстетическое воспитание малыша всеми доступными средствами, создав для него гармоничную обстановку, предоставив возможность самостоятельно заниматься художественным творчеством в выбранном направлении. Родителям нужно беседовать с крохой, давать ответы на все возникающие у него вопросы. А занятия с воспитателем помогут сформировать вкус.

При выборе форм работы следует ориентироваться на возраст малыша:

  • Посещение театра допустимо с 1,5 лет, в репертуаре кукольных театров есть небольшие по продолжительности постановки, которые не успеют утомить кроху.
  • Беседовать о картинах, музыкальных произведениях, рассказывать об их авторах можно с 3–4 лет, дети уже многое понимают и обязательно будут с интересом слушать и задавать вопросы.
  • В 4–5 лет можно посетить выставку, в том числе библиотечную.
  • В 5–6 лет – сходить в филармонию или на балет.

Давать ребенку возможность творить – еще один прием эстетического воспитания, причем вид деятельности он может выбрать по своему вкусу. Кому-то по душе рисование картин на песке, а другому – сочинение коротких поздравительных стишков маме или папе. Родителям следует не ограничивать творческие порывы, а дать ребенку свободу выбора и воплощения собственного замысла.

Не стоит недооценивать важность эстетического воспитания дошкольников, оно поможет духовно обогатить личность ребенка, сделать его развитым, богатым, умеющим тонко чувствовать и получать эстетическое удовольствие.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]