Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста


Духовное чтение

1. Сле­дует еже­дневно читать Еван­ге­лие. Обу­че­ние осно­вам веры издревле было обя­зан­но­стью отца. Жела­тельно воз­ве­сти это в еже­ве­чер­нюю тра­ди­цию. В наше время суще­ствует мно­же­ство посо­бий для рели­ги­оз­ного вос­пи­та­ния детей.

2. Полезно читать и жития свя­тых, адап­ти­ро­ван­ные для детей. Ребё­нок не дол­жен быть пас­сив­ным слу­ша­те­лем, после про­чте­ния сле­дует обсуж­дать про­чи­тан­ное, зада­вать вопросы. Важно пока­зать свя­тых не как леген­дар­ных героев давно минув­ших вре­мён, а как наших веч­ных настав­ни­ков и помощ­ни­ков, к кото­рым мы можем обра­щаться. Пока­зать, что было глав­ным в жизни всех этих вели­ких людей.

3. Полез­ная тра­ди­ция для детей и взрос­лых — еже­дневно выпи­сы­вать и заучи­вать тро­нув­ший сердце стих из про­чи­тан­ной главы Евангелия.

Молитва

1. День всех чле­нов семьи начи­на­ется и закан­чи­ва­ется молит­вой. Для детей пра­вило может состо­ять из несколь­ких крат­ких молитв, напри­мер т.н. «начало обыч­ное» (с него начи­на­ются молитвы утрен­ние и на сон гря­ду­щим) в любом молитвослове.

2. Молитва перед едой и после неё — мощ­ней­шее сред­ство духов­ного воспитания.

3. Перед зав­тра­ком при­нято вку­шать неболь­шой кусо­чек просфоры (её можно при­об­ре­сти в храме и наре­зать) и свя­той воды (все­гда можно набрать в храме) с молит­вой «На при­ня­тие просфоры и свя­той воды».

4. Когда ребё­нок выхо­дит из дома (а также перед сном), его нужно пере­кре­стить с молит­вой. Напри­мер, такой: «Гос­поди, бла­го­слови» или «Огради́ (имя ребёнка), Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Тво­его́ Кре­ста́ и сохрани́ его от вся́каго зла́». Или: «Гос­поди, Иисусе Хри­сте, Сыне Божий, бла­го­слови, освяти, сохрани силою живо­тво­ря­щего Кре­ста Твоего»; Если у вас строп­ти­вый под­ро­сток, то можно сде­лать это вслед ему, так, чтобы он не видел.

5. Не нала­гайте на ребёнка боль­шого молит­вен­ного пра­вила. При науче­нии молитвы особо важны вни­ма­ние и искренность.

6. К молит­вен­ному пра­вилу имеет смысл добав­лять молитвы в зави­си­мо­сти от обсто­я­тельств: празд­ни­ков, свя­того дня, постов, чей-нибудь болезни, какого-нибудь радост­ного или печаль­ного события.

7. При домаш­ней молитве зажи­гайте свечу или лам­паду, жела­тельно, чтобы это было обя­зан­но­стью ребёнка.

8. Не моли­тесь поздно, когда ребё­нок меч­тает только о сне и его вни­ма­ние расслаблено.

9. Сле­дует при­учить чадо к крат­ким молит­вам: «Бла­го­слови Гос­поди», «Слава Тебе, Гос­поди», «Гос­поди поми­луй», «Пре­свя­тая Бого­ро­дице, спаси нас», «Слава Богу за всё»; «Гос­поди, бла­го­слови меня на уче­ние» (искренне, не автоматически).

10. Помо­гите ребёнку сде­лать помян­ник. Все имена там должны впи­сы­ваться только им самим по соб­ствен­ному зову сердца, ведь это его помянник.

11. В ком­нате ребёнка (как и в дру­гих ком­на­тах и сто­ло­вой) должны быть иконы. Глав­ной и боль­шей по раз­меру должна быть икона Спа­си­теля или Пре­свя­той Троицы.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

«Формирование духовно — нравственных ценностей у детей дошкольного возраста»

Автор:

Мигалева Марина Владимировна, воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида №1 Россия, Белгородская область г. Алексеевка

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции — сложный педагогический процесс. Воспитать — значит внедрить в человека известные душевные качества, как питать, напитать — значит ввести в организм и его питательные соли, физические и материальные вещества. В основе воспитания лежит правильное, гармоническое развитие чувств.

Нравственное воспитание опирается прежде всего на общечеловеческие ценности, которые сложились у людей за многие сотни лет существования человеческого общества и являлись едиными и общими для всех людей.

Общечеловеческие ценности — реальность. Все люди в целостном, взаимосвязанном мире. У всех единое, общечеловеческое начало, одна Земля и среда обитания, всем одинаково нужен чистый воздух, вода, земля, тепло и солнечный свет. В этом смысле у человеческого рода есть святое право на жизнь, право на существование, развитие на самоопределение. Многие забывают о том, что все мы живем в мире, который постоянно меняется. Но при всем этом нельзя забывать о том, что есть в мире “вещи”, которые, несмотря ни на что, остаются неизменными и являются общими для всех людей, живущих на земле. Во все времена людьми ценились честность, справедливость, милосердие, любовь к матери, Родине, товарищество, доброта, принципиальность, а ложь, лицемерие, предательство, душевная черствость — считались качествами, недостойными “настоящих людей”.

На чем строить воспитание детей? Конечно же, на нравственных ценностях”. Приобщение ребенка к ценностям общечеловеческой культуры, выработанными веками, пережившим не одно поколение людей и несущим в себе те нравственные устои, на которые должен ориентироваться в своей жизни каждый человек, являются одним из важнейших условий развития личности ребенка. Какие же наиболее важные качества хотим мы видеть в наших детях? Конечно же: вежливость, деликатность, скромность, общительность,

дисциплинированность, чуткость, чувство такта, предупредительность. Качества эти построены на нравственных устоях, поэтому нравственные устои (доброта, честность, милосердие и т.д.) и должны стать опорой воспитателя.

В процессе воспитания необходим крепкий философско-этический фундамент.

Решить эту проблему станет возможным лишь тогда, когда приоритет в воспитании получит идея развития личности, богатой духовно и наполненной нравственно.

В воспитании нет идеальных готовых рецептов, могут быть общие базовые положения, определяющие степень общения педагога с детьми,

ориентиры в работе, должны быть возможности различных вариантов организации детей.

Выстраивая свои взаимоотношения с детьми, взаимодействуя с ними, воспитателю необходимо знать психологические особенности своих воспитанников, некоторые механизмы психологических процессов. “Надо прежде всего понимать движения детского сердца”, — не раз говорил святой Иоанн Златоуст. [1, с. 52]

Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести, никогда не станет человеком и гражданином. А христианское воспитание учит, что одно из самых трудных задач в дошкольном воспитании, это и есть раскрытие совести. Человек без совести — язва общества.

Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться и в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, превосходства: или, наоборот, чувство неполноценности, уверенность или отчаяние и др.), и в отношении к другим людям (симпатия или антипатия, сочувствие, злоба, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви, товарищества, чувство стыда, вины и др.), к коллективу (солидарность), к искусству (эстетические чувства). “У ребенка старшего дошкольного возраста формируются уже начала сложных чувств (справедливость, любовь к Родине, расположение к детям других национальностей. В дальнейшем это переходит в более сложные чувства”. [3, с. 342]

Для формирования чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально — положительного отношения к окружающему. Ребенок эмоционально отзывчив на происходящее вокруг него, через эмоции и чувства у дошкольника формируются многие представления о различных явлениях окружающего мира. От того, какие эмоции воспитывает ребенок и какие чувства он переживает, зависит не только формирование у него представлений, но и желание действовать в сложившейся ситуации в соответствии с этими представлениями. Положительные эмоциональные состояния — это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. Отрицательные эмоциональные состояния могут “послужить причиной озлобленности, зависти, страха, отчуждения, ведь воспитание детей рискованное дело. Поступок, который родился из нравственного чувства и побуждения, впервые испытанного, входит в нравственный опыт ребенка и создаст основу для повторного проявления таких чувств в аналогичных обстоятельствах, т.е. должны учитываться мотивы нравственного поведения ребенка”.

В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. У малышей уже третьего года жизни могут проявляться такие свойства личности, как общительность или застенчивость, самостоятельность или неуверенность в себе, эгоизм или доброжелательность, внимательное отношение к товарищам. Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он участвует. При целенаправленном воспитании

чувства ребенка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания. И как говорил А.С. Пушкин: “Отсутствие воспитания есть корень всякого зла”.

«Первоначальные представления о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его взрослых. Их поведение, а также отношение к нему самому, к его поступкам становиться для малышей как бы программой поведения. По образцу, данному взрослым, он строит и свои отношения с людьми».

Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытыва л максимум положительных эмоций. [4, с. 120]

Задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. “Все педагоги нашего времени сходятся на том, что в деле воспитания самое главное приобрести доверие и любовь ребенка и что любовь завоевывается преимущественно любовью же”.

Конечно, нежное, доброе отношение к ребенку совсем не означает отсутствия требовательности. Только разумное сочетание любви и требовательности дает желанные результаты, у детей возрастает стремление вести себя лучше, добиваться успехов во всех делах, появляется уверенность в своих силах и возможностях. Но следует отметить, что требовательность как таковая, может быть возможна только с детьми в старшем дошкольном возрасте. А чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке.

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановка вокруг него. Никогда не надо гасить детскую радость. В атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества как доброжелательность, готовность оказать помощь и т.д. В состоянии радости ребенку кажется, что ему все доступно, он охотно берется за начатое дело, у него возникает чувство уверенности в себе, своих силах, он становиться более активным, с готовностью выполняет трудовые поручения, помогая взрослым. Важно, чтобы взрослые правильно оценили душевное состояние ребенка, разделили его радость.

Воспитание маленького ребенка начинается с привития ему полезных привычек, организующих его поведение и общение со взрослыми и сверстниками.

Нравственные понятия, которые кроются за внешними формами поведения, постигаются им не сразу, поэтому представляет наибольшую сложность для педагога и родителей формирования у ребенка нравственных основ поведения.

Проблема духовного развития личности, рост ее нравственного уровня остается актуальной для современных педагогов. События, происходящие вокруг нас, указывают на необходимость решения проблемы духовного и

нравственного развития общества. Все это делает проблему формирования нравственных представлений у дошкольников актуальной и значимой в современном детском учреждении.

Воспитателям необходимо научить ребенка делать правильный нравственный выбор.

Конечно, говоря о детях, пока еще рано говорить о формировании у них таких качеств, как честность, смелость, доброта и др. Однако то, что создается общением, не менее важно. Это — чувство эмоционального благополучия, теплоты и уюта в новом и незнакомом мире. Общество предлагает ребенку те или иные нормы требования. Дело за “малым”: заставить соблюдать их. А к этому пока есть только два пути: или устроить так, чтобы ребенок сам захотел выполнять ту или иную норму поведения, или принудить его. Первое предпочтительнее, но труднее. Ведь желание быть добрым, справедливым не осознается пока ребенком. Но стоит уточнить, что маленькие дети не способны к настоящему моральному поведению, но по той лишь причине, что им не достает умений высокоразвитого или абстрактного рассуждения. маленькие дети без всякого обучения заботятся о других.

И если взрослые допустят в воспитании ошибки, то ребенок может растерять все свои положительные качества. Или в лучшем случае по определенным причинам просто не пользоваться ими. И тогда взрослые начинают использовать в воспитании второй путь, насильно заставляя ребенка придерживаться нравственных качеств, что, естественно, в лучшем случае не приводит ни к чему.

Но все же, давайте остановимся на первом пути, где главная задача взрослых — направить чрезмерную детскую активность, энергию в нужное нам русло, т.е. научить жить по нравственным принципам. Но как раз это и составляет главную трудность.

Как воспитать основы нравственных чувств у дошкольников? Как привить к ним желание совершать нравственные поступки по собственному желанию, а не из-за какой-либо выгоды, или из страха перед нами, взрослыми.

Многие представители различных педагогических концепций стараются и прилагают много сил, чтобы вселить в детей с ранних лет страстное стремление к прекрасному, отвратить от уродства хаоса, противостоящего гармонии и порядку, воспитывать детей в соответствии с их природными способностями.

Главное очевидно — если родители фиксируют свое внимание на всех аспектах гармонии, то их дети наиболее полно воспримут идеал прекрасного.

Матерям и отцам следует пользоваться основным методом развития нравственности — устраивать в семье беседы. Сами беседы должны быть хорошо спланированы, а тема дискуссии каждый раз выбирается новая. Лучшего всего рассказывать: история о животных, басни, сказки и т.д., приводя примеры из жизни — все это дает информацию о мире, о нормах поведения, развивает особенности мышления и чувства детей.

В ребенке выработается сочувствие, отзывчивость, умение поставить себя на место другого человека, чтобы понять: то, что неприятно нам, неприятно ему. Обо всем этом педагогам непрестанно приходится напоминать родителям.

Для этого необходимо проводить беседы, консультации, совместные досуги и конкурсы родителей и детей, вывешивать необходимую информацию на стендах, и многое-многое другое…

Мы всегда должны проявлять чуткость, не вторгаться в жизнь других людей, не задевать их честь. Мы должны любить людей, относиться к их достоинству также бережно, как к своему собственному, т.к. только тогда мы можем быть достойными представителями человеческого рода. Эти качества называются человеческими совершенствованиями и моральными добродетелями. Все, кто такими чертами не обладает, никогда не выполнит свое предназначение как человеческого существа и может стать даже хуже животного, ибо животное никогда не совершит таких поступков, какие совершает безнравственный человек.

Мы видим, что нравственность во многом зависит от воспитания здоровой совести. По общему признанию воспитание детей и обучение их хорошим манерам с детства требует терпения и сил. Если бы эта задача была легкой, то мы не видели бы такого различия между культурными и некультурными людьми. Если бы поведение человека совершенствовалось со временем, с приобретением опыта, то не нужно было бы тратить на это столько сил, и люди росли бы, как деревья в лесу. Биологически человек, конечно, развивается сам по себе, но этого недостаточно. Развитие нравственных, духовных способностей целиком зависит от воспитания.

Список литературы:

  1. Богданова А. “Не спасут нас ризы черные, не погубят ризы белые… ”. О мирском подвиге Иулиании Лазаревой.: Сценарий литературно-духовного урока. Духовно-нравственное воспитание 2004, №1, с.48-56.
  2. Видякова З.В. Педагогика и антропология в учении святителя Тихона Задонского — М.: Пересвет, 2004 — 42с
  3. Духовные истоки воспитания. Альманах, №1, 2002 — М.: изд-во Моск. Патриархии, 2002- 4. Шестун Е., протоиерей Православная педагогика: Учеб. Пособие. — М: Православная педагогика, 2002-575.
  4. 160сСлярова Т.В., Янушкавичева О.Л. Возрастная педагогика и психология: Учеб. Пособие. — М.: Покров, 2004- 142с
  5. Духовные истоки воспитания. Альманах. Тематический выпуск: Православная культура в школе. — М.: Изд-во Моск. Патриархии, 2003 — 170 с.
Следующая >

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

 В статье рассматривается формирование и развитие духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в семье, на основе обычаев и традиций; социальные институты: дошкольное образовательное организации, школа, махалля: дополняющие и поддерживающие воспитательную работу с целью духовно-нравственного развития детей; а также пробуждения духовности с помощью ознакомление их с духовным наследием прошлого.

Ключевые слова: духовность, нравственность, обычаи, семья, махалля, духовными наследиями, становление личности.

The article discusses the formation and development of spiritual and moral values in children of preschool age in the family, on the basis of customs and traditions; social institutions: preschool educational organization, school, mahalla: complementing and supporting educational work for the purpose of spiritual and moral development of children; as well as the awakening of spirituality by familiarizing them with the spiritual.

Key words: spirituality, morality, customs, family, mahalla, spiritual heritage, personality formation.

Духовность — источник роста и могущества человека.

И. А. Каримов

Каждый родитель желает, чтобы его ребенок рос здоровым, счастливым, жизнерадостным и умным. В этом помогают педагоги-воспитатели, не только в количественном развитие ребенка, но и в качественном отношении. То есть, когда мы говорим о качественном развитие ребенка, подразумеваем о его умственные, духовно-нравственное развитие. Воспитывать молодое поколение в соответствие с духовно-нравственными нормами значима для дальнейшего процветания общества. А основная ячейка общества — это семья, в которой создается благоприятные условия для воспитания детей, приобщения их к духовным общечеловеческим ценностям, традициям.

Семья — это основная ячейка общества. В семье начинается воспитание, там человек проходит начальный этап социализации — впервые узнает, что такое хорошо и что такое плохо, что можно и что нельзя, учится быть добрым, справедливым и ответственным, ценить поддержку окружающих и помогать другим. А ребенок копирует поведение родителей, внедряет его в свою жизненную тактику, поэтому стоит быть примером для своих же детей, начать с себя: делать больше добрых дел. Есть такая пословица — «Птичка делает то, что видела в своем гнезде». Даже если взрослый говорит, что ругаться, драться плохо, а сам дерется, не будут действовать его слова, ребенок чаще всего подражает нашим поступкам.

Права и обязанности родителей по воспитанию детей установлено в Конституции Республики Узбекистан. Статья 73. Права иобязанности родителей по воспитанию иобразованию детей: «Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей» [1]

В узбекских семьях воспитывают своих детей так, чтобы результат этого воспитания дал плоды не только родителям, но и Родине. Учат уважать старших, здороваться (в узбекских семьях также особое внимание уделяется к культуре приветствия), благодарить и просить прощения за свои поступки. В формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста эффективность достигается так же в больших семьях.

Это те семьи, где живет несколько поколений, ведущих совместный быт. Например, мама, папа, их родители, бабушки, дедушки и дети. Дети, выросшие с бабушками и дедушками, резко отличаются своим умом, внимательностью и чуткостью, а также у них богат словарный запас.

Сохранение и передача культурных ценностей и семейных традиций обеспечивает крепкую связь между поколениями и внутри семьи. В семье, где свято чтятся традиции, обычаи, отношения между партнерами более крепкие и уважительные, чем там, где этого нет. Через традиции и обычаи мы познаем народные ценности.

Рис. 1.

Обычай — стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Можно отметить, что традиции, обычаи, обряды являются основной частью народной культуры и это непосредственно влияет на духовно-нравственное воспитание детей.

Уровень духовно-нравственного развития и воспитанности человека заложен в основе любых его поступков, формирует его ауру (оболочку, облик), определяет систему личностных ценностей и характера. Процесс нравственного развития детей дошкольного возраста имеет свою особенность. У ребёнка в дошкольном возрасте духовно-нравственные представления, знания и умения характеризуются тем, что у него начинают формироваться первоначальные моральные суждения и оценки. Дошкольник начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней. Дети в этом возрасте способны употребляют в своей речи слова, обозначающие нравственные качества и их противоположность (добрый — злой, жадный — бескорыстный, честный — лживый, и пр.)

Нравственность — внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т. п., которые проявляются в отношении к людям и природе. [3]

Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Важным методом нравственного воспитания является пример. Это связано с особой восприимчивостью, гибкостью нервной системы детей дошкольного возраста. Ребенок непроизвольно, подражательно усваивает поведение окружающих людей. Он стремится работать так же ловко, аккуратно, как педагог- воспитательница. [3]

Таким образом социальные институты: дошкольное образовательное организации, школа, махалля — помогают, поддерживают и дополняют воспитательную работу с целью духовно-нравственного развития детей. Возникает вопрос: почему махалля? Важный фактор духовного развития общества — это махалля. Она своеобразное зеркало духовного климата и обстановки в нашей стране. В махаллинском сообществе у ребенка обогащается общественное сознание через жизненный опыт аксакалов, личный пример старших, нормы коллективного поведения. Махалля сохраняет и развивает национальные, культурно-исторические и духовно-нравственные ценности; воспитывает подрастающее поколение в духе любви к Родине.

В Республике Узбекистан обучение и воспитание издавна связывалось с развитием духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. Целью духовно-нравственного воспитания является формирования всестороннее, гармонично развитой личности. Нет единого понятия духовности, существуют различные определения и в них можно выделить общее.

Духовность — это критерий (мерило) всех взглядов человека, это неизмеримая сила, пробуждающая совесть, призывающая человека к духовному очищению и обогащению, укрепляющая волю, внутренний мир человека, формирующая целостность веры и убеждений. [3]

Рис. 2. Формирование у детей положительных качеств

Для пробуждения духовности у детей дошкольного возраста не менее эффективно ознакомление их духовными наследиями прошлого: жизнь и дела великих предков узбекского народа. Великие борцы за независимость Родины как Спитамен, Джалалиддин Мангуберды, великий полководец Амир Темур. Лучшие образцы национального духовного наследия, научные, религиозные и светские взгляды великих предков и жемчужины мировой культуры: свободолюбивые идеи великих мыслителей, концепция справедливого общества Аль-Фараби, мировые открытия Аль-Хорезми, Аль- Фергани, научный подвиг Аль-Беруни, великие труды Ибн-Сины (Авиценны), Улугбека, взгляды Алишера Навои на проблему человеческого совершенства. [2]

В заключение можно сказать, что духовно-нравственное становление личности происходит на протяжении жизни. В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для духовно-нравственного развития детей. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, т. е. нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Литература:

  1. Конституция Республики Узбекистан. 1991г
  2. И. А. Каримов «Высокая духовность — непобедимая сила» 2008 г.
  3. Толковый словарь Ожегова 2007 г.

Духовное развитие ребенка

Духовность человека — это сложное гармоничное объединение качеств личности и свойств психики, которые составляют основу для психического и личностного совершенствования. Возникает закономерный вопрос: каковы признаки развития духовности, или, говоря по-другому, что именно в мыслях, чувствах, поступках ребёнка даёт основание констатировать, идёт ли у него этот процесс?

Совершенствование человека можно проследить, наблюдая позитивные изменения в составляющих духовности:

• В умственной (интеллектуальной) — от познания предметов с помощью органов чувств, до осмысления их сущности, взаимосвязи, способности к самостоятельному решению интеллектуальных заданий разной сложности;

• В чувственно-эмоциональной — от простых эмоций (удивление, радость, печаль, зависть), до способности любить, сопереживать, сочувствовать;

• В гуманистической — от детского эгоизма, эгоцентризма, до альтруизма, гуманизма, то есть желания сделать что-то для других людей, может, даже уступая своим собственным интересам;

• В действенно-волевой — от непроизвольных действий до осмысленных поступков, умения управлять своим поведением;

• В эстетической составляющей — от простого созерцания эстетичных предметов, явлений природы, до потребности создавать прекрасное своими руками или своими усилиями, способности переживать чувство удовлетворения от красоты.

Следовательно, развитие духовности ребенка — проблема сложная, длительная, но крайне актуальная, и решать её призваны, в первую очередь, психологи, педагоги, родители, то есть те люди, в чьих руках будущее и судьба человека, только вступающего в жизнь.

С чего начинается Человек? С сугубо человеческих видов деятельности? С его поступков относительно других людей? По-видимому, это так. Но проблема в том, чтобы у ребёнка были сформированы такие потребности, которые бы побуждали его к духовным, гуманным поступкам и видам деятельности. Ведь, как доказано психологами, человека к деятельности подталкивают именно потребности.

Поэтому, первым шагом в воспитании Человека является развитие его духовных потребностей — в общении, познании себя и Вселенной, эстетическом удовлетворении, потребности в благотворительности.

У некоторых педагогов и родителей бывает ошибочное мнение, что ребёнок, который был лишен материнской заботы, ласки, вырастет чутким к человеческим страданиям, сочувственным и добрым. Однако психологические исследования свидетельствуют, что дефицит любви, уважения, заботы, вызывает формирование безразличия, и даже агрессивности.

Науке точно известно, что человек который хочет творить добро, способен к сочувствию, если с рождения чувствует себя в безопасности, эмоциональном «тепле». Уже в первые дни жизни внимательные родители наблюдают, что у ребёнка есть потребность в любви. Для его удовлетворения малышу нужна атмосфера согласия в семье, разнообразное общение, он нуждается в чутком мягком отношении, эмоциональном комфорте, ощущении значимости для окружающих его взрослых.

Источником развития духовности является, бесспорно, общение, в частности духовное общение — обмен мнениями, знаниями, чувствами, впечатлениями, интересами. Этот самый тонкий и самый сложный вид общения зарождается уже в начале жизни малыша.

В своём зрелом виде духовное общение становится возможным при условии интереса и доверия людей друг к другу. Если родители становятся интересными для ребёнка, у него достаточно рано формируется потребность в общении. А позже для родителей остаётся только одно — не потерять доверие своего сына или дочери.

Одной из первых, при содействии родителей, у детей появляется еще одна духовная потребность, заключающаяся в расширении знаний об окружающей среде и самом себе. Если это получает постоянную поддержку взрослых, познавательная потребность впоследствии превращается в любознательность — личностную черту, которая считается основой развития мышления.

Говоря о развитии духовности, нужно подчеркнуть необходимость формирования уникальной, сугубо человеческой потребности воспринимать и творить красоту, то есть эстетичной потребности. Для её становления необходимо соответствующее внимание взрослых к особенностям восприятия ребёнком эстетичных предметов, явлений, а также целеустремленное использование соответствующих форм воспитательной работы, среди которых посещение музеев и выставок, театров, а также собственное творчество ребёнка.

Самым высоким показателем духовного развития специалисты считают гуманность — отношение к любой форме жизни как высшей ценности, и бескорыстное восприятие жизни другого человека (существа). Психологической основой для становления гуманистических качеств личности является потребность в благотворительности. По-видимому, это и есть самая значимая человечная потребность. Сложность её формирования связана с тем, что маленькие дети по своей психологической природе — эгоцентрики. То есть они воспринимают себя как определенный центр жизни и внимания взрослых, что действительно отвечает реальности. Поэтому перед родителями появляется важное задание: убедить малыша в том, что, кроме него, существуют другие люди, дети, существа, которые тоже нуждаются во внимании, помощи, и, более того, также имеют потребность творить добро.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]