«Звуки [Н], [Нь] и буква Н» — конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 комбинированного вида города Бокситогорска»
Конспект открытого занятия
Тема: «Звуки Н, Нь и буква Н»
Подготовила: учитель-логопед I квалификационной категории Тимофеева Виктория Алексеевна
г. Бокситогорск,
2016-2017 г.
Цель:
закрепить навыки звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза звуков Н, Нь и буквы Н в дидактических играх с использованием инновационных технологий.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Развивать навыки фонематических представлений со звуками [Н-Нь];
- Закрепить правильное произношение звуков [Н-Нь] в слогах, словах, фразах;
- Закрепить понятия «согласный», «твёрдый», «мягкий»;
- Развивать навыки чтения прямых и обратных слогов;
- Развивать умение согласовывать числительные с притяжательными прилагательными и существительными;
Коррекционно-развивающие:
- Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;
- Развивать слуховое внимание;
- Развивать фонематическое внимание и восприятие;
- Развивать умение слышать вопрос и отвечать на него;
- Развивать логическое мышление, зрительное восприятие, память;
- Формировать представления (элементов) опытно-экспериментальной деятельности;
- Развивать умение решать простые ребусы;
- Знакомить с русскими пословицами и поговорками;
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать навыки активности, сотрудничества, умения слушать педагога, друг друга.
Оборудование:
проектор, экран, ноутбук, колокольчик, презентация для открытого занятия ««Звуки Н, Нь и буква Н», шесть зеркал (по количеству детей), салфетки бумажные, бубен, две аудиозаписи (звуки ухающей совы, звуки тройки лошадей с бубенцами), сова-рукавичка, мяч, ёлочка, деревянные бусины синего, красного и зелёного цветов разной величины и формы, шесть шнурков, шесть конвертов с квадратами «Танграм» (три квадрата зеленого цвета, три квадрата синего цвета), буквы разрезной азбуки, коробка детских конфет.
Ход занятия
- Организационный момент:
(ребята с учителем-логопедом заходят в зал)
— Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. (Здравствуйте.) Ребята, встаньте в круг «Дружбы»:
Друг дружке улыбнитесь, Друг с дружкой подружитесь! Крепко-крепко.
(Ребята берутся за руки, сжимают руки)
(помощник по условному сигналу звонит в колокольчик)
— Внимание, волшебный колокольчик прозвенел и нашему занятию начаться … велел
(последнее слово дети вместе с логопедом повторяют). Пройдите и сядьте за столы.
- Артикуляционная гимнастика (с показом презентации):
Вы расселись по порядку, Дружно сделаем зарядку, Не ногами, не руками (топают, хлопают), А своими … язычками
(последнее слово дети вместе с логопедом повторяют)!
Примечание:
артикуляционная гимнастика выполняется под ритм бубна.
- Дидактическая игра « Чистоговорки-добавлялки»:
(слышны звуки ухающей совы)
— Ребята, что это за звуки (на слайде картина зимнего леса)? Откуда они? Из леса? (логопед заглядывает за экран, показывается с совой-рукавичкой)
— Ребята, знакомьтесь – это Очень Мудрая Сова. По лесу разлетелась новость о том, что в нашем детском саду ребята подготовительной группы умеют играть в «Чистоговорки — добавлялки». Поиграем? (Да.)
(картинки-отгадки появляются на слайде по клику по ходу ответов детей, ребёнок, первый назвавший ответ, повторяет чистоговорку)
- На! На! На! Ночью светит нам … (луна).
- На! На! На! У гитары лопнула … (струна).
- На! На! На! Россия – любимая …(страна).
- Но! Но! Но! Наверху у шляпы … (дно).
- Но! Но! Но! Распилили мы … (бревно).
- Но! Но! Но! На стене висит … (панно)
- Но! Но! Но! Мяч попал опять в … (окно).
- Ну! Ну! Ну! Поднырнул ты под … (волну).
- Сообщение темы занятия:
— Молодцы! Какой звук слышен в словах: лун
а, стру
н
а, стра
н
а, д
н
о, брев
н
о, па
нн
о, ок
н
о, вол
н
а? (ответ ребёнка: Звук [Н]).
— Верно! Ребята, звук [Н] – какой это звук: гласный или согласный; мягкий или твёрдый? Повторите звук [Н] с кулачком (дети повторяют звук [Н] несколько раз, стуча кулачком по столу, ассоциируя его с твёрдостью). — Каким цветом обозначаем твёрдый согласный звук [Н]?
(Твёрдый согласный звук [Н] обозначаем синим цветом).
— А как будет звучать мягкий согласный [Нь]? Повторите его. (Дети вместе с логопедом повторяют несколько раз звук [Нь] в упражнении с кистями: все пальцы на каждой руке собирать в кольцо и при назывании звука раскрывать их веером.)
— Каким цветом обозначаем мягкий согласный звук [Нь]?
(Мягкий согласный звук [Нь] обозначаем зелёным цветом).
— Правильно! Совунья приготовила для вас интересные игры со звуками [Н] — [Нь]. Поиграем? (Да.)
- Слоговая разминка со звуками [Н] — [Нь] с мячом:
— Ребята, встаньте за стульчиками, приготовьте ручки-лодочки. Слоговая разминка со звуками [Н] — [Нь].
На-ня-на Но-нё-но Ну-ню-ну Ны-ни-ны
Ан-ань-ан Он-онь-он Ун-унь-ун Ын-ынь-ын
— Молодцы! Садитесь на свои места.
- Дидактическая игра «Четвёртый лишний (с показом презентации):
— Поиграем в игру «Четвёртый лишний». Ребята, назовите картинки. Найдите лишнюю картинку. Объясните, почему она лишняя?
- Нитки, ночь,
низкий, Никита
- Сын,
конь, пень, огонь
- Батон, олень,
океан, трон
- Нос, ногти, носки, нитки
- Коньки,
санки, танки, конфеты
- Книга, линейка, карандаш,
земляника.
- Пальчиковая гимнастика «Следопыт»:
— Ребята, какое время года сейчас? (Зима.)
— Какого цвета зима? (Белого.)
— Почему всё вокруг белое? (Потому что всё покрыто снегом.)
— Что люди и животные оставляют на снегу? (Следы.)
— Сыграем с пальчиками в следопытов. (На слайде лесные полянки со следами на снегу.) (Выполнять в упражнении «Цепочка».)
Следопыт идёт по следу, След ведёт его по снегу.
- Дидактическая игра «Посчитай следы»:
— В зимнем лесу много снега. Поиграем вместе с Совушкой в следопытов? (Да.)
— Ребята, выходите из-за столов, встаньте полукругом.
(слайд со следами кабана)
— Ребята, кто это? (Это кабан.)
— Чьи это следы на снегу? (Это кабаньи следы на снегу.)
— Посчитайте по-очереди кабаньи следы на снегу. (Первый ребёнок начинает считать, следующий продолжает и т.д. по количеству детей.)
Пример:
один кабаний след на снегу, два кабаньих следа на снегу, три кабаньих следа на снегу и т.д.
— Молодцы! Хорошо посчитали кабаньи следы. Тсс! Всё, убежал кабан.
(На слайде лесные полянки со следами на снегу.)
- Физкультминутка:
— Ребята, мороз не велик, да стоять не велит (поговорка). Погреемся? (Да.)
Стихотворение с движением «Мороз»
Мёрзнут пальцы | (сжимание и разжимание кистей) |
Щиплет нос | (указательными пальцами дотронуться до кончика носа, остальные пальцы сжаты в кулачки) |
Лезет в валенки мороз | (прыжки по-очереди на одной ноге) |
Мы мороза не боимся | (руки на поясе, повороты в стороны) |
Продолжаем веселиться | (упражнение «Топать-хлопать») |
По сугробам мы шагаем, выше ноги поднимаем | (высоко поднимать ноги) |
Справа – хлоп и слева — хлоп | (хлопки руками) |
Посмотрите, там сугроб! | (указать рукой на «сугроб» из «снежных комков», дети ищут глазами «сугроб») |
- Отгадывание загадки:
(звучат звуки проезжающей тройки лошадей)
— Ребята, что это за звуки? Отгадайте загадку:
Они красивы, грациозны, Стихия их – азарт погони, Беря барьеры виртуозно, Летят быстрее ветра
…
(Кони)
.
С. Устабеков
— Верно! Русская пословица гласит: «Домой и кони веселее бегут». Пора нам обратно в садик возвращаться. «До свидания» Сова. Закройте глаза; раз, два, три, четыре, пять – вот мы в садике опять! Открывайте глазки.
- Дидактическая игра «Украшение для ёлочки»:
— Ребята, пройдите и сядьте за столы (на столах стоят две металлические коробочки в виде ёлочных шаров, дополнительно лежат шесть тканевых салфеток). Какой зимний праздник скоро наступит? (Скоро наступит Новый год!)
— В Новый год принято украшать ёлочку. Изготовим украшение для ёлочки из деревянных бусин. Украшение непростое, а звуковое. Кто по лесу проехал мимо нас с вестью о приближающемся празднике? (Кони.) (слайд на экране).
— Назовите первый звук в слове «К-они». (Звук [К]).
— Какой это звук: гласный или согласный; мягкий или твёрдый? Возьмите бусину твёрдого звука [К]. Нанизывайте её.
— Назовите звук, следующий за звуком [к] в слове «к-О-ни». (Звук [О]).
— Какой это звук: гласный или согласный? Возьмите бусину гласного звука [О]. Нанизывайте её так, чтобы она была второй по счёту (слева направо счёт).
— Назовите звук, следующий за звуком [о] в слове «ко-Нь-и». (Звук [Нь]).
— Какой это звук: гласный или согласный; мягкий или твёрдый? Возьмите бусину мягкого звука [Нь]. Нанизывайте её так, чтобы она была третьей по счёту (слева направо счёт).
— Назовите последний звук в слове «конИ». (Звук [И]).
— Какой это звук: гласный или согласный? Возьмите бусину гласного звука [И]. Нанизывайте её так, чтобы она была последней по счёту (слева направо счёт).
Примечание:
По просьбе логопеда дети по-очереди называют все звуки в слове, отхлопывают по слогам, повторяют правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов».
— Ребята, молодцы! Красивое украшение получилось, завяжите бусы бантиком и пойдемте украшать нашу ёлочку.
- Дидактическая игра-головоломка «Танграм» с элементом опытно-экспериментальной деятельности:
— Ребята, посмотрите, под ёлочкой лежат конверты. Наверное, Дедушка Мороз приготовил их для вас. Возьмите их и сядьте на свои места. Посмотрите, что внутри. (Ребята выкладывают на стол разрезной квадрат «Танграм»).
Примечание:
три квадрата зеленого цвета, три квадрата синего цвета.
— Это игра-головоломка «Танграм». Соберите квадрат так, чтобы получился символ как на картинке. (На экране слайд).
— Ребята, а теперь подставьте свои зеркала к верхней части квадрата, что вы видите? (Это буква-Н).
— Верно! (слайд презентации со стихотворением про букву-Н).
— А, вот, и новогодняя буква-Н. Прочитайте её три раза хором. (Н-Н-Н).
- Чтение простых слогов:
— Ребята, помните, буква Н в разных слогах читается по-разному: твёрдым звуком и мягким звуком. Квадрат «Танграм» вам об этом напоминает!
— Ребята, прочитайте слоги с буквой Н в конце: (поочередное чтение) АН, УН, ОН, ИН.
— Ребята, прочитайте слоги с буквой Н в начале: (поочередное чтение) НА, НУ, НО, НИ.
- Дидактическая игра «Ребус»: (слайд на экране)
— Ребята, разгадайте ребус и вы узнаете имя нашей Очень Мудрой Совы, без которой наше занятие не было бы так увлекательно. Вспомните правило: имена людей, клички животных пишутся с большой буквы. Будьте внимательны при решении ребуса.
— Расставьте буквы в соответствии с их порядковыми номерами. (У детей буквы разрезной азбуки).
4 | 2 | 3 | 1 |
а | и | н | Н |
— Молодцы! Прочитайте, как зовут сову (все дружно хлопают себе).
- Подведение итогов занятия:
— Ребята, сегодня на занятии мы с вами повторили звуки Н, Нь и букву-Н. (Слайд с буквой-Н).
— Какие игры, задания каждому из вас большего всего запомнились, понравились? (ответы детей).
— Ребята, вы замечательно поработали, отлично справились с заданиями Очень Мудрой Совы Нины и Дедушки Мороза! Я от всей души поздравляю вас всех с наступающим праздником, растите умными, а этот сладкий подарок от Дедушки Мороза поделите между всеми ребятами вашей группы. Приятного аппетита и до новых встреч с нашими гостями. Скажите «До свидания!» и пойдёмте в группу.
Ход ННОД:
Введение в тему
– Ребята, вы любите сказки? А какой ваш любимый сказочный герой? Сегодня к нам тоже придет сказочный герой. А кто это, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Шляпа голубая, Жёлтые штанишки, В городе Цветочном – Главный хвастунишка.
Рифмовать пытался Коротышка этот, Только вот не стал он Истинным поэтом.
Много приключений С ним происходило, Но признаться стоит, Этот мальчик милый.
Кто же это? Отгадай-ка! Малыша зовут . (Незнайка)
Дети садятся за столы и открывают рабочие тетради.
Игра «Подскажи словечко»
– Незнайка, хочет поиграть с вами в игру «Подскажи словечко». Слушайте внимательно, найдите подсказку в своих тетрадях и обведите картинку-подсказку.
А петух с колючим ежиком Режут сало острым . (Ножиком)
Кто один имеет рог? Отгадайте! (Носорог)
– Какой первый звук в словах «НОЖИК» и «НОСОРОГ»? («Н»).
Работа с зеркалами. Характеристика звука «Н»
– Произнесите звук «Н». В каком положении находятся губы, зубы, язык? Что мешает выйти звуку? Скажите Незнайке, какой это звук? Звук «Н» согласный, звонкий твердый или мягкий. Каким цветом обозначаем согласный твердый звук «Н»? (синим). А согласный мягкий звук «НЬ»? (зеленым)
Игра «Определи место звука в слове»
– Назовите картинки, выделяя звук «Н». Незнайка не знает, где находится звук «Н» в слове «СЛОН». Давайте ему подскажем и нарисуем синий квадрат в соответствующем месте в схеме.
Использование тактильных упражнений
Тактильные ощущения ребенка также нужно подключать при усвоении буквы н. Ведь эти упражнения активизируют работу головного мозга маленького человека.
- Нарисовать на ладошке малыша символ, попросить ребенка с закрытыми глазами произнести его название — «эн».
- Изобразить «Н» с помощью ладошек, расположенных параллельно друг другу, и большого пальца, поставленного перпендикулярно.
- Нарисовать символ на листе белой бумаги пальчиком, обмакнутым в акварельную краску или гуашь.
- Слепить букву из пластилина или соленого теста, украсить получившуюся фигурку.
- Нарисовать букву Н пальчиком крохи по крупе, рассыпанной тонким слоем на горизонтальной поверхности.