«Звуки [Н], [Нь] и буква Н» — конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе


«Звуки [Н], [Нь] и буква Н» — конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 комбинированного вида города Бокситогорска»

Конспект открытого занятия

Тема: «Звуки Н, Нь и буква Н»

Подготовила: учитель-логопед I квалификационной категории Тимофеева Виктория Алексеевна

г. Бокситогорск,

2016-2017 г.

Цель:

закрепить навыки звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза звуков Н, Нь и буквы Н в дидактических играх с использованием инновационных технологий.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Развивать навыки фонематических представлений со звуками [Н-Нь];
  • Закрепить правильное произношение звуков [Н-Нь] в слогах, словах, фразах;
  • Закрепить понятия «согласный», «твёрдый», «мягкий»;
  • Развивать навыки чтения прямых и обратных слогов;
  • Развивать умение согласовывать числительные с притяжательными прилагательными и существительными;

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;
  • Развивать слуховое внимание;
  • Развивать фонематическое внимание и восприятие;
  • Развивать умение слышать вопрос и отвечать на него;
  • Развивать логическое мышление, зрительное восприятие, память;
  • Формировать представления (элементов) опытно-экспериментальной деятельности;
  • Развивать умение решать простые ребусы;
  • Знакомить с русскими пословицами и поговорками;

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать навыки активности, сотрудничества, умения слушать педагога, друг друга.

Оборудование:

проектор, экран, ноутбук, колокольчик, презентация для открытого занятия ««Звуки Н, Нь и буква Н», шесть зеркал (по количеству детей), салфетки бумажные, бубен, две аудиозаписи (звуки ухающей совы, звуки тройки лошадей с бубенцами), сова-рукавичка, мяч, ёлочка, деревянные бусины синего, красного и зелёного цветов разной величины и формы, шесть шнурков, шесть конвертов с квадратами «Танграм» (три квадрата зеленого цвета, три квадрата синего цвета), буквы разрезной азбуки, коробка детских конфет.

Ход занятия

  1. Организационный момент:

(ребята с учителем-логопедом заходят в зал)

— Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. (Здравствуйте.) Ребята, встаньте в круг «Дружбы»:

Друг дружке улыбнитесь, Друг с дружкой подружитесь! Крепко-крепко.

(Ребята берутся за руки, сжимают руки)

(помощник по условному сигналу звонит в колокольчик)

— Внимание, волшебный колокольчик прозвенел и нашему занятию начаться … велел

(последнее слово дети вместе с логопедом повторяют). Пройдите и сядьте за столы.

  1. Артикуляционная гимнастика (с показом презентации):

Вы расселись по порядку, Дружно сделаем зарядку, Не ногами, не руками (топают, хлопают), А своими … язычками

(последнее слово дети вместе с логопедом повторяют)!

Примечание:

артикуляционная гимнастика выполняется под ритм бубна.

  1. Дидактическая игра « Чистоговорки-добавлялки»:

(слышны звуки ухающей совы)

— Ребята, что это за звуки (на слайде картина зимнего леса)? Откуда они? Из леса? (логопед заглядывает за экран, показывается с совой-рукавичкой)

— Ребята, знакомьтесь – это Очень Мудрая Сова. По лесу разлетелась новость о том, что в нашем детском саду ребята подготовительной группы умеют играть в «Чистоговорки — добавлялки». Поиграем? (Да.)

(картинки-отгадки появляются на слайде по клику по ходу ответов детей, ребёнок, первый назвавший ответ, повторяет чистоговорку)

  • На! На! На! Ночью светит нам … (луна).
  • На! На! На! У гитары лопнула … (струна).
  • На! На! На! Россия – любимая …(страна).
  • Но! Но! Но! Наверху у шляпы … (дно).
  • Но! Но! Но! Распилили мы … (бревно).
  • Но! Но! Но! На стене висит … (панно)
  • Но! Но! Но! Мяч попал опять в … (окно).
  • Ну! Ну! Ну! Поднырнул ты под … (волну).
  1. Сообщение темы занятия:

— Молодцы! Какой звук слышен в словах: лун

а, стру
н
а, стра
н
а, д
н
о, брев
н
о, па
нн
о, ок
н
о, вол
н
а? (ответ ребёнка: Звук [Н]).

— Верно! Ребята, звук [Н] – какой это звук: гласный или согласный; мягкий или твёрдый? Повторите звук [Н] с кулачком (дети повторяют звук [Н] несколько раз, стуча кулачком по столу, ассоциируя его с твёрдостью). — Каким цветом обозначаем твёрдый согласный звук [Н]?

(Твёрдый согласный звук [Н] обозначаем синим цветом).

— А как будет звучать мягкий согласный [Нь]? Повторите его. (Дети вместе с логопедом повторяют несколько раз звук [Нь] в упражнении с кистями: все пальцы на каждой руке собирать в кольцо и при назывании звука раскрывать их веером.)

— Каким цветом обозначаем мягкий согласный звук [Нь]?

(Мягкий согласный звук [Нь] обозначаем зелёным цветом).

— Правильно! Совунья приготовила для вас интересные игры со звуками [Н] — [Нь]. Поиграем? (Да.)

  1. Слоговая разминка со звуками [Н] — [Нь] с мячом:

— Ребята, встаньте за стульчиками, приготовьте ручки-лодочки. Слоговая разминка со звуками [Н] — [Нь].

На-ня-на Но-нё-но Ну-ню-ну Ны-ни-ны

Ан-ань-ан Он-онь-он Ун-унь-ун Ын-ынь-ын

— Молодцы! Садитесь на свои места.

  1. Дидактическая игра «Четвёртый лишний (с показом презентации):

— Поиграем в игру «Четвёртый лишний». Ребята, назовите картинки. Найдите лишнюю картинку. Объясните, почему она лишняя?

  • Нитки, ночь,

    низкий, Никита

  • Сын,

    конь, пень, огонь

  • Батон, олень,

    океан, трон

  • Нос, ногти, носки, нитки
  • Коньки,

    санки, танки, конфеты

  • Книга, линейка, карандаш,

    земляника.

  1. Пальчиковая гимнастика «Следопыт»:

— Ребята, какое время года сейчас? (Зима.)

— Какого цвета зима? (Белого.)

— Почему всё вокруг белое? (Потому что всё покрыто снегом.)

— Что люди и животные оставляют на снегу? (Следы.)

— Сыграем с пальчиками в следопытов. (На слайде лесные полянки со следами на снегу.) (Выполнять в упражнении «Цепочка».)

Следопыт идёт по следу, След ведёт его по снегу.

  1. Дидактическая игра «Посчитай следы»:

— В зимнем лесу много снега. Поиграем вместе с Совушкой в следопытов? (Да.)

— Ребята, выходите из-за столов, встаньте полукругом.

(слайд со следами кабана)

— Ребята, кто это? (Это кабан.)

— Чьи это следы на снегу? (Это кабаньи следы на снегу.)

— Посчитайте по-очереди кабаньи следы на снегу. (Первый ребёнок начинает считать, следующий продолжает и т.д. по количеству детей.)

Пример:

один кабаний след на снегу, два кабаньих следа на снегу, три кабаньих следа на снегу и т.д.

— Молодцы! Хорошо посчитали кабаньи следы. Тсс! Всё, убежал кабан.

(На слайде лесные полянки со следами на снегу.)

  1. Физкультминутка:

— Ребята, мороз не велик, да стоять не велит (поговорка). Погреемся? (Да.)

Стихотворение с движением «Мороз»

Мёрзнут пальцы (сжимание и разжимание кистей)
Щиплет нос (указательными пальцами дотронуться до кончика носа, остальные пальцы сжаты в кулачки)
Лезет в валенки мороз (прыжки по-очереди на одной ноге)
Мы мороза не боимся (руки на поясе, повороты в стороны)
Продолжаем веселиться (упражнение «Топать-хлопать»)
По сугробам мы шагаем, выше ноги поднимаем (высоко поднимать ноги)
Справа – хлоп и слева — хлоп (хлопки руками)
Посмотрите, там сугроб! (указать рукой на «сугроб» из «снежных комков», дети ищут глазами «сугроб»)
  1. Отгадывание загадки:

    (звучат звуки проезжающей тройки лошадей)

— Ребята, что это за звуки? Отгадайте загадку:

Они красивы, грациозны, Стихия их – азарт погони, Беря барьеры виртуозно, Летят быстрее ветра


(Кони)
.
С. Устабеков
— Верно! Русская пословица гласит: «Домой и кони веселее бегут». Пора нам обратно в садик возвращаться. «До свидания» Сова. Закройте глаза; раз, два, три, четыре, пять – вот мы в садике опять! Открывайте глазки.

  1. Дидактическая игра «Украшение для ёлочки»:

— Ребята, пройдите и сядьте за столы (на столах стоят две металлические коробочки в виде ёлочных шаров, дополнительно лежат шесть тканевых салфеток). Какой зимний праздник скоро наступит? (Скоро наступит Новый год!)

— В Новый год принято украшать ёлочку. Изготовим украшение для ёлочки из деревянных бусин. Украшение непростое, а звуковое. Кто по лесу проехал мимо нас с вестью о приближающемся празднике? (Кони.) (слайд на экране).

— Назовите первый звук в слове «К-они». (Звук [К]).

— Какой это звук: гласный или согласный; мягкий или твёрдый? Возьмите бусину твёрдого звука [К]. Нанизывайте её.

— Назовите звук, следующий за звуком [к] в слове «к-О-ни». (Звук [О]).

— Какой это звук: гласный или согласный? Возьмите бусину гласного звука [О]. Нанизывайте её так, чтобы она была второй по счёту (слева направо счёт).

— Назовите звук, следующий за звуком [о] в слове «ко-Нь-и». (Звук [Нь]).

— Какой это звук: гласный или согласный; мягкий или твёрдый? Возьмите бусину мягкого звука [Нь]. Нанизывайте её так, чтобы она была третьей по счёту (слева направо счёт).

— Назовите последний звук в слове «конИ». (Звук [И]).

— Какой это звук: гласный или согласный? Возьмите бусину гласного звука [И]. Нанизывайте её так, чтобы она была последней по счёту (слева направо счёт).

Примечание:

По просьбе логопеда дети по-очереди называют все звуки в слове, отхлопывают по слогам, повторяют правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов».

— Ребята, молодцы! Красивое украшение получилось, завяжите бусы бантиком и пойдемте украшать нашу ёлочку.

  1. Дидактическая игра-головоломка «Танграм» с элементом опытно-экспериментальной деятельности:

— Ребята, посмотрите, под ёлочкой лежат конверты. Наверное, Дедушка Мороз приготовил их для вас. Возьмите их и сядьте на свои места. Посмотрите, что внутри. (Ребята выкладывают на стол разрезной квадрат «Танграм»).

Примечание:
три квадрата зеленого цвета, три квадрата синего цвета.
— Это игра-головоломка «Танграм». Соберите квадрат так, чтобы получился символ как на картинке. (На экране слайд).

— Ребята, а теперь подставьте свои зеркала к верхней части квадрата, что вы видите? (Это буква-Н).

— Верно! (слайд презентации со стихотворением про букву-Н).

— А, вот, и новогодняя буква-Н. Прочитайте её три раза хором. (Н-Н-Н).

  1. Чтение простых слогов:

— Ребята, помните, буква Н в разных слогах читается по-разному: твёрдым звуком и мягким звуком. Квадрат «Танграм» вам об этом напоминает!

— Ребята, прочитайте слоги с буквой Н в конце: (поочередное чтение) АН, УН, ОН, ИН.

— Ребята, прочитайте слоги с буквой Н в начале: (поочередное чтение) НА, НУ, НО, НИ.

  1. Дидактическая игра «Ребус»: (слайд на экране)

— Ребята, разгадайте ребус и вы узнаете имя нашей Очень Мудрой Совы, без которой наше занятие не было бы так увлекательно. Вспомните правило: имена людей, клички животных пишутся с большой буквы. Будьте внимательны при решении ребуса.

— Расставьте буквы в соответствии с их порядковыми номерами. (У детей буквы разрезной азбуки).

4 2 3 1
а и н Н

— Молодцы! Прочитайте, как зовут сову (все дружно хлопают себе).

  1. Подведение итогов занятия:

— Ребята, сегодня на занятии мы с вами повторили звуки Н, Нь и букву-Н. (Слайд с буквой-Н).

— Какие игры, задания каждому из вас большего всего запомнились, понравились? (ответы детей).

— Ребята, вы замечательно поработали, отлично справились с заданиями Очень Мудрой Совы Нины и Дедушки Мороза! Я от всей души поздравляю вас всех с наступающим праздником, растите умными, а этот сладкий подарок от Дедушки Мороза поделите между всеми ребятами вашей группы. Приятного аппетита и до новых встреч с нашими гостями. Скажите «До свидания!» и пойдёмте в группу.

Ход ННОД:

Введение в тему

– Ребята, вы любите сказки? А какой ваш любимый сказочный герой? Сегодня к нам тоже придет сказочный герой. А кто это, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Шляпа голубая, Жёлтые штанишки, В городе Цветочном – Главный хвастунишка.

Рифмовать пытался Коротышка этот, Только вот не стал он Истинным поэтом.

Много приключений С ним происходило, Но признаться стоит, Этот мальчик милый.

Кто же это? Отгадай-ка! Малыша зовут . (Незнайка)

Дети садятся за столы и открывают рабочие тетради.

Игра «Подскажи словечко»

– Незнайка, хочет поиграть с вами в игру «Подскажи словечко». Слушайте внимательно, найдите подсказку в своих тетрадях и обведите картинку-подсказку.

А петух с колючим ежиком Режут сало острым . (Ножиком)

Кто один имеет рог? Отгадайте! (Носорог)

– Какой первый звук в словах «НОЖИК» и «НОСОРОГ»? («Н»).

Работа с зеркалами. Характеристика звука «Н»

– Произнесите звук «Н». В каком положении находятся губы, зубы, язык? Что мешает выйти звуку? Скажите Незнайке, какой это звук? Звук «Н» согласный, звонкий твердый или мягкий. Каким цветом обозначаем согласный твердый звук «Н»? (синим). А согласный мягкий звук «НЬ»? (зеленым)

Игра «Определи место звука в слове»

– Назовите картинки, выделяя звук «Н». Незнайка не знает, где находится звук «Н» в слове «СЛОН». Давайте ему подскажем и нарисуем синий квадрат в соответствующем месте в схеме.

Использование тактильных упражнений

Тактильные ощущения ребенка также нужно подключать при усвоении буквы н. Ведь эти упражнения активизируют работу головного мозга маленького человека.

  • Нарисовать на ладошке малыша символ, попросить ребенка с закрытыми глазами произнести его название — «эн».
  • Изобразить «Н» с помощью ладошек, расположенных параллельно друг другу, и большого пальца, поставленного перпендикулярно.
  • Нарисовать символ на листе белой бумаги пальчиком, обмакнутым в акварельную краску или гуашь.
  • Слепить букву из пластилина или соленого теста, украсить получившуюся фигурку.
  • Нарисовать букву Н пальчиком крохи по крупе, рассыпанной тонким слоем на горизонтальной поверхности.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]