Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [с], [с’]. Буква «С» план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)


Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звуки [С], [С’]. Буква С»

Елена Сергеевна Неткачева

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звуки [С], [С’]. Буква С»

– уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и СЬ, давать их полную характеристику;

– учить дифференциации звуков С и СЬ в слогах, словах;

– учить определять место звука в слове;

– учить звуко- слоговому анализу слов;

– учить составлять схему предложения и определять порядок слов в нём;

– познакомить с буквой С, которая обозначает два звука С и СЬ, её графическим изображением.

– автоматизировать у детей звуки С, Сь в слогах, словах, предложениях;

– развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;

– развивать дыхание и голос;

– развивать фонематический слух и восприятие.

– воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;

– воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: таблица акустико-артикуляционного образа звука, цветные фишки, изображение ели (2шт., предметные картинки со звукам С, Сь, кассы, набор пуговиц для каждого ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На занятии в игровой форме дети совершенствуют навык фонематического анализа и синтеза, учатся определять место звука С в словах, знакомятся с буквой С.

Предложенное занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Занятие построено с опорой на зрительные символы, что помогает детям овладеть звуковым анализом и синтезом. В игрово.

Материал рекомендован для логопеда, при проведении фронтального занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в старшей группе.

В ходе занятия дети закрепляют проихношение звука Ж в слогах, словах, фразах, знакомятся с буквой Ж, выполняют интересные задания.

Закрепление правильного произношения звука “Л” в слогах,словах,связной речи.

Образовательные задачи. Знакомство со звуками [ф] и [ф’], буквой Фф. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов.

Знакомство со звуками [з] и [з’] и буквой Зз. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой Зз. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква К

Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте «Волшебный мир звуков и букв. Звук и буква К»
Описание материала: Данный материал будет полезен логопедам, воспитателям логопедических групп, воспитателям подготовительных групп общего назначения. Возраст детей 6-7 лет. Цель: познакомить со звуками К, Кь, буквой К, совершенствовать звуковой анализ слов. Коррекционно – образовательные задачи: закрепить понятия «гласный звук», «согласный звук»; познакомить со звуками К, Кь продолжать учить подбирать слова с заданным звуком на основе предлагаемых предметных картинок, по памяти; определять место звука К в слове (в начале, в конце, в середине); продолжать учить определять количество слогов в слове; совершенствовать навыки звукового анализа. Коррекционно – развивающие задачи: развивать фонематический слух, логическое мышление, мелкую моторику, зрительное и слуховое внимание, Коррекционно – воспитательные задачи: воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения, желание оказать помощь сверстникам. Материалы: магнитная доска, предметные картинки, пособие для игры «Рассели картинки в домики», фишки для составления схемы слова, фишки для игры «Подскажи словечко», карточки с буквами, демонстрационная карточка с буквой К.
Ход деятельности
Организационный момент Логопед: Дети, хотите снова побывать в замечательной, волшебной стране, где живут звуки и буквы? Что интересного нас ждёт в стране звуков и букв? Я думаю, нас ждут там интересные задания и игры. Скажите, зачем мы учим буквы, звуки? Дети: Чтобы уметь читать, писать, красиво говорить. Логопед: Отправляться всем в дорогу, Нам давно уже пора. Чтоб в пути нам было легче — Крикнем громко мы «Ура»! Повторение пройденного материала
Игра «Назови гласный звук»
Логопед: Я буду называть слова, а вы назовите гласный звук, который стоит в середине слова (шкаф, кот, мышь, дуб, мир, сок, лак, бок, бак, кит, пыль, душ, гном, лист, хвост, мак, внук). (Дети называют гласные звуки а, о, ы, у, и, о, а, …) Сообщение темы занятия Логопед: Послушайте моё весёлое стихотворение и скажите, с каким звуком мы будем сегодня играть, какой звук повторяется чаще всего? Кот катал кругом клубочек, Красный кругленький комочек. Как проказник, как волчонок, Кувыркался наш котенок. Дети: Повторяется звук К. Логопед: Правильно, мы будем играть со звуком К. Давайте вместе произнесём звук К и почувствуем, как мы произносим звук К. Дети: Язык выгибает спинку, «прыгает», касается нёба, кончик языка опускается вниз, для воздуха образуется преграда. Логопед: Мы можем долго тянуть звук К? Попробуем потянуть ниточку. Дети: Нет, звук К не тянется, произносится коротко. Логопед: Как вы думаете, звук К – гласный или согласный? Почему вы так думаете? Дети: Звук К согласный, потому что при произнесении во рту есть преграда для воздуха. Логопед: Давайте узнаем, звук К глухой или звонкий? Приложите ладонь к горлышку и произнесите звук, почувствуйте – горлышко работает или молчит? Дети: Горлышко молчит, значит, звук К глухой. Логопед: Послушайте, как звучит звук К – твёрдо или мягко? Дети: Твёрдо. Логопед: Как будет звучать звук К мягко? Дети: Звук Кь. Логопед: Запомним: звук К согласный, твёрдый, глухой. Звук Кь согласный, глухой, мягкий.
Игра «Хлопни в ладоши»
Логопед: Я буду произносить разные звуки, вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите звук К. Внимание: п, м, к, ш, д, б, к, в, к, … Закрепление нового материала
Игровое упражнение «Повтори чистоговорки»
Логопед: Слушайте внимательно и повторяйте чистоговорки.. Ка-ка-ка – мы вчера спасли жука. Ке-ке-ке – бедный жук тонул в реке. Ки-ки-ки – неуклюжие жуки! Ко-ко-ко – улетел жук далеко. Ак-ак-ак – не догнать жука никак.
Игра «Выбери картинки»
Логопед: Посмотрите, как много картинок на наборном полотне. Выберите картинку, назовите её, определите, где стоит звук К – в начале, в середине или в конце слова.


Дети: В слове ПЛАТОК звук К стоит в конце слова, звук твёрдый. (Отвечает каждый ребёнок).

Игра «Рассели картинки в домики»
Логопед: Назовите картинку, разделите хлопками слово на слоги, посчитайте слоги и поставьте картинку в соответствующий домик.


Физминутка Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? Это маятник в часах, Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.) А в часах сидит кукушка, У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.) Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверью, (Приседания.) Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.) Повернёмся мы с тобой Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.) А часы идут, идут, (Ходьба на месте.) Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.) А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! (Бег на месте.) Если их не заведут, То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Игра «Подскажи словечко»
Логопед: Называйте слова со звуком К, берите фишку и кладите её в корзинку. Интересно, сколько слов вы назовёте? Сколько фишек будет в нашей корзинке?

Игра «Составь схему слова»
Логопед: Чтобы узнать, что нарисовано на картинке, надо отгадать загадку. Подкованы ноги, Бежит по дороге, Грива дугою, А хвост метлою. Дети:Конь. (Составление звуковой схемы слова КОНЬ). Логопед: Сколько в слове гласных? Сколько согласных?

Игровое упражнение «Познакомимся с буквой»
Логопед: Нам пора познакомиться с буквой К. Рассмотрите её и скажите, на что похожа буква К? (Ответы детей)

Игра «Расставь картинки»
Логопед: Сколько картинок! Назовите предметные картинки на магнитной доске, выберите любую картинку, назовите её, определите первый звук в слове и прикрепите магнитом к соответствующей букве. Поведение итогов. Рефлексия Логопед: Что нового вы узнали на занятии? Что запомнилось больше всего?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с презентацией Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста. Подготовка к обучению грамоте Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Буква Ю Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква У

Похожие статьи:

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте

Конспект ООД в логопедической группе «Звуки [У], [А]»

Светлана Тимофеева

Конспект ООД в логопедической группе «Звуки [У], [А]»

Цель: формирование фонетико-фонематического восприятия.

1. Закрепить произношение и различение звуков «У»

,
«А»
.

2. Учить произносить звукосочетания «АУ!»

,
«УА!»
.

3. Формировать просодическую сторону речи: громко – тихо, долго -коротко.

4. Развивать слуховое и зрительное внимание, артикуляционную и мелкую моторику.

Оборудование: зеркала, предметные картинки (кукла, паровозик)

символы
звуков «У»
,
«А»
, сюжетные картинки (девочка в лесу, малыш плачет, бубен.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.

-Сядет на место тот, чье имя я назову тихо (громко)

.

2. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ ЭТАП.

1. Артикуляционная гимнастика: Жил-был Язычок. Проснулся он рано утром. Открыл окошко (открыть рот, проветрил комнату. Сделал гимнастику: наклоны вправо, влево (соответствующие движения языком)

. Закрыл окошко
(закрыть рот)
и пошел умываться. Почистил зубы (движения языком от корней к краям верхних зубов, затем нижних зубов, прополоскал рот
(надувание щек поочередно)
. И пошел готовить завтрак. Замесил тесто
(покусать интенсивно середину языка)
. Испек блинчики
(закусить широкий кончик языка 4-5 раз)
. Съел их с вареньем
(жевательные движения)
. И решил поиграть на дудочке.

2. Игра «В стране звуков»

.

На доске предметные картинки: кукла Аня, паровозик, символы звуков «У»

,
«А»
.

-Найди и покажи символ звука «А»

. Прочитай!

-Произнеси звук «А»

долго
(коротко, тихо, громко)
.
(Выборочно опросить детей.)
-Спой песенку паровозика: «У-у-у»

.

-Найди и покажи символ звука «У»

. Прочитай!

Произнеси звук «У»

долго
(коротко, тихо, громко)
.
(Выборочно опросить детей)
.

3. Упражнение «Произнеси звук, когда увидишь символ»

.

Логопед поднимает символ звука «А»

или
звука «У»
– дети произносят соответствующий
звук.
4. Игра «Эхо в лесу»

Мы в лес пойдем, грибов наберем.

Друзей мы громко позовем: «АУ!АУ!АУ!»

Никто не отзывается, лишь тихо Эхо откликается: «АУ!АУ!АУ!»

5. Упражнение «Малыш проснулся»

.
(Выполнять движения в соответствии с текстом.)
-Наш Андрюшенька проснулся и в кроватке потянулся.

-Маму он не увидал, очень громко зарыдал: «УА!УА!УА!»

6. Упражнение «Прочитай по символам»

.

Рассмотреть картинки «Девочка в лесу»

,
«Малыш плачет»
.Под картинками выложить символы
звуков «А»
,
«У»(большой красный кружок и маленький красный кружок)
и
«У»
,
«А»(маленький красный кружок и большой красный кружок)
.Предложить детям прочитать, что кричат девочки и малыш
(хором и индивидуально)
.

7. Упражнение «Слушай внимательно! Произноси старательно!»

.

Детям предлагают произнести «АУ»

или
«УА»
столько раз, сколько раз
логопед ударит в бубен. (1,2,3 удара)
.

8. Упражнение «Хлопни, когда услышишь»

.

Логопед дает задание детям хлопнуть в ладоши, если они услышат «УА»

(
«АУ»
) среди других
«слов»(ЭА, ИУ и т. д.)
.

3. ИТОГОВЫЙ ЭТАП.

Дать положительную оценку деятельности детей.

Конспект фронтальной логопедической КРД в старшей группе комбинированной направленности на тему: «Звуки [Ч] — [С`]» Тема: «Звуки [ч – с`]». Цель: 1. Закрепление навыков различения и чёткого произнесения звуков [ч – с`] в слогах, словах и фразах. 2. Упражнение.

Конспект НОД по формированию произношения в старшей логопедической группе «В гостях у Маши и медведя. Звуки [М]-[М’]» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «В ГОСТЯХ У МАШИ И МЕДВЕДЯ».

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группе Цель: закрепить знание буквы Г, звуков “Г”, “Гь”. Задачи: коррекционно-образовательные: – научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект ООД по аппликации в старшей логопедической группе «Шубка для зайчика» Конспект ООД по аппликации в старшей логопедической группе «Шубка для зайчика» Цель: Развитие художественно-творческих способностей детей.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) в старшей группе «Звуки весны» Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) в старшей группе «Звуки весны» (с использованием ЗСТ и ИКТ).

Конспект ООД по развитию речи в средней группе с использованием технологий «Звуковая культура речи. Звуки [р]-[р’]» Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе с использованием технологий: игровой, сотрудничества,.

Конспект ООД «Звуки [ш] — [ж]. Буквы Ш — Ж. Слоги ШИ — ЖИ» Задачи: коррекционно-образовательные: • Уточнить и сравнить артикуляцию и звучание звуков [ш] и [ж]. • Развивать навыки звукобуквенного.

Конспект занятия в логопедической подготовительной группе «Звуки [А], [И] и буквы А, И» Конспект занятия в логопедической подготовительной группе на тему: «Звук и Буква [А] [И]» Задачи: 1. Коррекционно – образовательные:.

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе «Звуки [Н]-[Н’], буква Н» Тема: «Звуки Н, Нь. Буква Н». Цель: повторить звуки Н, Нь и познакомить с буквой Н. Коррекционно-образовательные задачи: научиться четко.

Конспект занятия в средней логопедической группе по теме «Звуки [П]-[П’], буква П» Конспект занятия в средней логопедической группе Тема занятия: Звуки П- ПЬ, буква П. Коррекционно-образовательные задачи. Закрепить навыки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]