обучение грамоте. предложение.методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) по теме
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
Составила: воспитатель МБДОУ «Северокоммунарский детский сад» Чадова Олеся Александровна.
Занятие № 2
Тема: Предложение. Знакомство с предложением. Составление предложений. Схемы предложений.
Цель: Наглядно показать, что предложение составляется из слов.
Задачи: Тренировать в определении количества и последовательности слов в предложении, в составлении схемы предложения. Сопоставления слова и предложения как речевых единиц. Развивать внимание, мелкую моторику рук, правильную, грамотную речь. Воспитывать культуру речи.
Оборудование: картинки: мышка, сыр, знак вопроса. Картинки на каждого ребенка для составления предложений. Листочки в клеточку на каждого ребенка, простой карандаш.
Ход занятия:
- Мобилизующий этап. Формулирование детьми темы и цели занятия.
Подумайте и ответьте, где предложение, а где просто набор слов? Объясните, как вы догадались.
Гуляли, поле, дети, в. (не передают мысли)
Дети гуляли в поле.
Правильно, я произнесла предложение. Предложение выражает законченную мысль и имеет особую интонацию. Исходя из этого, сформулируйте тему нашего занятия. О чем мы будем говорить? (Мы будем говорить о предложении).
А какова же цель нашего занятия?
Закончите предложение: узнать, что ….; учить различать …. и не ….; учиться составлять …. из набора слов.
Итак, сегодня на занятии мы узнаем, что такое предложение. Будем учиться составлять предложения. А так же познакомимся со схемой предложения.
- Развитие речевого дыхания.
Ребенок делает краткий глубокий вдох и медленный выдох.
- Артикуляционная гимнастика.
Улыбка, дудочка, часики, чистим зубки.
- Изучение нового материала.
Так что же такое предложение?
Из скольких слов может состоять предложение?
Преврати короткое предложение в длинное по образцу: ручеек звенит – быстрый ручеек весело звенит.
Солнце светит. Птицы поют. Цветы цветут. Листья шелестят.
- Физкультминутка.
Хомка – хомячок.
- Изучение нового материала (продолжение).
На доске предметные картинки.
?
Дети должны составить устно предложение из трех слов: мышка любит сыр, а затем повторить предложение и обозначить его одной длинной полоской. (воспитатель на доске, дети в тетради).
Сколько слов в предложении? (три).
Слова обозначаются в схеме короткими чертами. Дети по показу воспитателя выборочно называют второе, третье, первое слово (можно обратиться к картинкам).
- Закрепление нового материала.
Придумай предложения по картинкам. Используй схемы предложений.
- Итог занятия.
Что нового и интересного вы узнали на сегодняшнем занятии?
- Рефлексия.
Покажите с помощью жестов ваше настроение после занятия.
Занятие 3. Звуковая культура речи. Работа над предложением
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 18Следующая ⇒
Цель.Совершенствовать фонетическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова.
Ход занятия
«Кто из вас видел хрустальные вещи, которые сверкают при свете ламп? – начинает беседу воспитатель. – Это могут быть… бокалы, рюмки, салатницы, конфетницы, бра, люстры. А может осенний день быть хрустальным?
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера.
Эти строчки написал замечательный русский поэт Федор Тютчев. Какие удивительно точные и красивые слова встречаются в этом четверостишии. Услышали? Осень первоначальная – это какая осень? Каким словом можно заменить слово дивная
?»
Воспитатель объясняет, что такое лучезарные вечера. Затем просит детей сосчитать количество слов со звуком р
в первых двух строчках стихотворения (повторяет их) и назвать эти слова.
«Можете ли вы назвать два первых звука в слове дивная
.
Ди
– часть слова. Есть и другие слова, начинающиеся на
ди-
. Какие?
(Дима, Дина, Динара, директор, диван…)
Давайте заглянем в словарь и найдем слова, начинающиеся на
ди-.
Итак:
диета, диадема, дикарь, диковина, дикобраз, динамо, диск, дирижер
. Все слова вам знакомы? И
диадема, дикобраз, дирижер
? Определите, в какой части слова слышится звук
р
в слове
дирижер
?»
Далее педагог предлагает детям поиграть в игру «Я – вам, вы – мне» и напоминает ее правила: «Сначала я произнесу предложение, а вы сосчитаете количество слов в нем и назовете их. Затем кто-нибудь из вас произнесет свое предложение, а я сосчитаю количество слов. Итак, сколько слов в предложении „Поспевает брусника, стали дни холоднее“».
Дети считают слова (4–5 ответов), а затем называют слова в порядке их следования в предложении.
«А теперь поиграем по-другому, – говорит педагог. – Дима, у тебя словопоспевает
, у Саши слово
брусника
, у Иры –
стали,
у Маши –
дни
, у Кати –
холоднее
. Выходите к моему столу и решите, кто с кем будет стоять, а потом проговорите предложение».
Если происходит путаница, игра повторяется с другими участниками. (Прием предложен Г. Беляковой.)
Далее кто-нибудь из детей произносит предложение и просит воспитателя сосчитать и назвать слова в нем. Задание воспитателю дают еще 1–2 ребенка.
Завершая занятие, педагог читает детям стихотворение Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» или К. Бальмонта «Осень».
* * *
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все – простор везде, — Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь — И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле… Ф. Тютчев
Осень Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро осень проснется И заплачет спросонья. К. Бальмонт
Занятие 4. Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
Цель.Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.
Ход занятия
«Сегодня я прочитаю вам рассказ, который написал учитель, директор школы Василий Сухомлинский, – начинает занятие педагог. – Называется рассказ „Яблоко и рассвет“».
…
Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, медом.
А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.
– Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.
– Нет, – ответил дедушка, – яблоко достанется тому, кто придет в сад на рассвете и часок поработает: нальет пчелам воды, срежет сухие веточки.
Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень.
Наконец все-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было еще темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчелам воды, срезал сухие веточки.
Взошла утренняя звезда. Подошел Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.
– Ну что ж, теперь яблоко твое. Лезь и срывай, – сказал дедушка.
– Нет, дедушка… Лучше завтра.
– Почему?
– Хочу еще раз увидеть рассвет.
«Если мы сможем составить план рассказа, то и пересказ у нас получится без существенных пропусков и ненужных повторов, – продолжает беседу педагог. – Помните, с чего начинается рассказ? Как можно кратко назвать эту часть рассказа?»
Воспитатель заслушивает ответы детей и говорит, что все, о чем они рассказали, случилось в саду у дедушки Корнея: «Я думаю, что первый пункт плана так и надо назвать: „В саду у дедушки Корнея“. А дальше действие рассказа разворачивалось уже не в саду, а где? И как развивалось действие? Эту часть рассказа можно назвать…? „Миша перестал лениться“, „Миша победил лень“…
Получил мальчик заветное яблоко? Как это яблоко описал Василий Сухомлинский? А когда это яблоко стало не белым, а розовым? (Когда взошла утренняя звезда.)
План у нас составлен. Теперь я прочитаю рассказ еще раз, чтобы вы лучше его запомнили».
Затем педагог вызывает ребенка, и они вместе пересказывают рассказ. Воспитатель заканчивает свою часть словами: «Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то большое яблоко». Далее пересказывает ребенок.
Педагог вызывает для пересказа другого ребенка, а тот приглашает сверстника.
«Яблоко в рассказе было… (огромное, белое, нежное)
. А какие яблоки встречались вам?» – интересуется педагог, завершая занятие.
⇐ Предыдущая6Следующая ⇒
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Образовательное учреждение: МБОУ ДОД «ЦДТ «ЮЖНЫЙ».
Преподаватель: Прудникова Екатерина Валерьевна.
Тип занятия: закрепление пройденного материала, изучения нового материала.
Ход учебного занятия:
Приветствие.
/Педагог заходит в кабинет в костюме Василисы Премудрой под музыку/
Педагог: Здравствуйте, ребята! Это снова Я —
Мудрая девица,
На все руки мастерица.
Все умею там и тут
Василисою зовут! Сегодня мы продолжим путешествовать по волшебной стране, которая называется..?
Педагог: Правильно.
Далеко-далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, за тридевять земель, в Тридесятом царстве, в Тридевятом государстве находится огромная страна,
называется она – «Грамматика».
Педагог: Но чтобы туда добраться нам потребуется транспорт, но не простой, а какой..?
Педагог: Конечно, — это волшебные лошадки.
/Педагог просит детей встать из-за столов, раздает игрушечных лошадок/
Организует повторение пройденного материала
— устно:
Оценивает работу группы учащихся (словесно)
Определяет активность детей, делает вывод об их подготовке.
Педагог: Но просто так эти лошадки не поскачут. Чтобы они нас с вами отвезли в волшебную страну нужно выполнить задание. Вы готовы?
Игра-шутка
Где найдете вы ошибки
/За грибами/
Мы немного поиграли Под раскидистым дубком И с корзиной за грибами В лес поехали пешком.
Лес дремал. Лишь дятлы пели Да грачиный лился свист. Ехал на велосипеде Мимо нас мотоциклист.
Говорит: -Куда идете? -По грибы, — дает ответ. -Вы, наверно не найдете:
Их в лесу пока что нет. А зашли мы в чащу бора – Там грибы. Такие – во! К сожаленью, мы в ту пору
Не нашли ни одного. Все ж наполнить мы сумели Кузовок свой небольшой. Посидели возле ели
И отправились домой.
Педагог: С заданием справились, молодцы! Отдаем мне волшебных лошадок и садимся на свои места.
Вот мы и оказались в царстве-государстве «Грамматика», где живут ни люди, ни звери, а звуки, слова, предложения, текст.
Как вы уже знаете, наша речь состоит из предложений. Начало предложения всегда пишется с большой буквы. Слова в предложении пишутся отдельно. В конце предложения ставится точка. Или можно поставить…
Педагог: Хорошо. Если в конце предложение стоит «.», то оно какое?
Если «?»
Если «!»
Педагог: А из чего же состоит предложение?
А что нужно сделать, чтобы получилось предложение?
Правильно, нужно, чтобы слова подружились.
Выполнение устного упражнения.
На доске висят картинки. Составь любые предложения с этими словами (кукла, мячик, дерево).
После выполнения задания педагог меняет картинки. Теперь на доске висят (стул, окно, ваза, петух),
Работа у доски. На доске висят картинки: бабочка, рыба, конфеты, мыло, корабль. И написаны 5 предложений. Нужно закончить предложение, прикрепив нужную картинку.
- Я сладкоежка и очень люблю_____.
- Я плаваю как______.
- Чтобы чище умываться, я беру______.
- На цветке отдыхает ________.
- По морю плывет________.
Физкультминутка:
Собираем детвору поиграть в одну игру. Покажите мне, ребята, Как в лесу живут зверята. Как лисенок просыпается,
Как бельчонок умывается, Как зайчонок поскакал, Как волчонок побежал.
Педагог: Сделали лесную зарядку, молодцы. А теперь пришло время узнать что-то новое. Все готовы внимательно слушать?
Педагог: Хорошо!
Педагог: А вы знаете, ребята, что предложение можно «Нарисовать»?
Педагог: Очень просто. Все слова в предложение будем с вами обозначать черточками /рисует на доске/, вот так ________.
Сколько слов в предложении, столько черточек и нарисуем. Заглавные буквы будем отмечать палочкой /рисует на доске/, вот так I. Ну, а в конце предложения обязательно поставим что?
Работа у доски.
Педагог: А теперь внимательно посмотрите на доску и ответьте мне, сколько слов в предложении.
I____ _____ ______.
I______ ______?
I______!
Педагог: Молодцы. А теперь нужно придумать предложение по опорным картинкам и нарисовать схему предложения:
Беседа, обобщение и систематизация знаний полученных по теме «Предложение».
Педагог: Молодцы. Сегодня мы с вами узнали, что предложение можно еще и нарисовать, то есть составить схему предложения. Подробнее о схеме предложения мы поговорим с вами в другой раз, а сейчас настало время возвращаться обратно.
А помогут нам в этом опять волшебные лошадки.
/Педагог просит детей встать из-за столов, раздает игрушечных лошадок/
Педагог: Вот мы и приехали обратно. А мне пора возвращаться в сказку, до новых встреч!
Следующая > |