Когда отвести ребёнка к логопеду
Желательно сделать это до того, как малыш пойдёт в школу. Иначе проблема с произношением или восприятием «р» может сказаться на учёбе или общении со сверстниками.
Сколько времени займёт коррекция? Всё очень индивидуально: одним хватает трёх‑четырёх занятий со специалистом, а другим нужны месяцы регулярных тренировок дома под контролем логопеда. В любом случае во взрослом возрасте процесс исправления речевых ошибок потребует гораздо больше времени и усилий, чем в 6–7 лет.
Почему рычать трудно
Звук «р» считается одним из наиболее сложных для воспроизведения. Чтобы правильно его произнести, нужно:
- приподнять кончик языка к верхним зубам — при этом он должен оставаться распластанным, как блинчик, а не суживаться от напряжения;
- на выдохе направить на кончик мощный воздушный поток так, чтобы возникла вибрация.
Для подобных манипуляций ребёнку необходим развитый речевой аппарат, сильные корень языка и уздечка. Обычно всё это формируется к шести годам.
Веселые стихи про букву Р для детей
Резинка Я — ластик, я — резинка, Чумазенькая спинка. Но совесть у меня чиста: Помарку стерла я с листа! (В. Берестов)
Ворона — Кра! — кричит ворона. — Кража! Караул! Грабеж! Пропажа! Вор прокрался утром рано! Брошь украл он из кармана! Карандаш! Картонку! Пробку! И красивую коробку! — Стой, ворона, не кричи! Не кричи ты, помолчи! Жить не можешь без обмана! У тебя ведь нет кармана. — Как! — Подпрыгнула ворона И моргнула удивленно. — Что ж вы раньше не сказали?! Кар-р-раул! Кар-р-рман укр-р-рали! (В. Орлов)
Рыбке рак — ни друг, ни враг. Рыбке вряд ли страшен рак. Рыбке страшен червячок, Что насажен на крючок. (В. Лунин)
Ружье, заряженное пробкой, Ерш подарил рыбешке робкой. С тех пор драчливый черный рак Не затевает с нею драк. (Г. Сатир)
Вместе с тучей золотистой Просыпается горнист. Голосисто-голосисто Заливается горнист: «На лугу трава не смята! Солнце смотрит в реку! На зарядку-ка, ребята! На за-ряд-ку-ка-ре-ку!» (В. Левин)
Ручка Буквы печатные Очень аккуратные. Буквы для письма Я пишу сама. Очень весело пишется ручке: Буквы держат друг дружку за ручки. (В. Берестов)
Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий, Помидоры и укроп Для приправы и для проб. Есть редиска и салат — Наша грядка просто клад. Но арбузы не растут тут. Если слушал ты внимательно, То запомнил обязательно. Отвечай-ка по порядку: Что растет на нашей грядке? (В. Коркин)
Про букву Р Потерялась буква Р. Где? В трамвае, например. Или мы ее вчера Не забрали со двора? Уронили в гастрономе, Не нашли за дверью в доме? Или спрятали (проверьте!) В распечатанном конверте? Может, милиционер Приведет нам букву Р? Но сказала громко Маша: — Отыскалась буква наша! Посмотри, как просто это: Рыба! Рак! Река! Ракета! (В. Творогова)
Почему? Не скажу я никому, Почему тигры рычат: «Га-р-р», Вороны кричат: «Кар-р-р», Кони хрипят: «Хр-р-р», Ставни скрипят: «Скр-р-р». Не скажу я никому. Почему Кенар поет: «Тью-ир-р-р», Летит вертолет: «Др-р-р», Трактор ревет: «Тр-р-р», Катер плывет: «Шр-р-р». И не догадается никто. Что Тигры рычат, Вороны кричат, Ставни скрипят, Кони храпят, Чтоб научить всех ребят Трудное «р-р-р-р» выговаривать!.. (П. Высоцкий)
Беда Олесика У Олесика всегда С буквой «эр» была беда. Скажет «рак» — Выходит «лак». Вместо «рожь» — Выходит «ложь». У щенка, который злился. Он рычанью научился. И теперь назло беде Произносит «эр» везде: «Крокодир» и «мороток», «Мороко» и «коробок». В зоопарке «рев» и «рвица»… У кого же «эл» учиться? (Н. Тимчак)
Разлетаемся, слетаемся. Мы на роликах катаемся. Развеселые танцоры, Резвые, как метеоры. (В. Берестов)
Раки, Эх, и забияки! Не обходятся без драки. То и дело меж собой Затевают драки. (Ф. Бобылев)
Прогремел над черной тучей, Прорычал над рыжей кручей, Пусть в горах грохочет гром! Все равно гулять пойдем! (С. Погореловский)
Загадки для детей на букву Р
По волне, по волне Плывет музыка ко мне. (Радио)
Стоит красивый сундучок, Его не тронешь — он молчок. А стоит ручки повертеть, Он будет говорить и петь. (Радиоприемник)
Крашеное коромысло Над рекой повисло. (Радуга)
Под водой живет народ, Ходит задом наперед. (Раки)
Ни пера, ни крыла, А быстрее орла. Только выпустит хвост — Понесется до звезд. (Ракета)
В сенокос горька, А в мороз сладка. Что за ягодка? (Рябина)
Щеки красные, нос белый, В темноте сижу день целый, А рубашка зелена, Вся на солнышке она. (Редис)
Летом бежит. Зимой спит. Весна настала — Опять побежала. (Река)
Течет, течет, не вытечет, Бежит, бежит, не выбежит. (Река)
Зубов много, а ничего не ест. (Расческа)
Входишь в одну дверь, А выходишь из трех. Думаешь, что вышел, А на самом деле вошел. (Рубашка)
Стальной конек по белому полю бегает, За собой черные следы оставляет. (Ручка)
Круглая, да не мяч, Желтая, да не масло, Сладкая, да не сахар, С хвостиком, да не мышь. (Репа)
Новая посудина, а вся в дырах. (Решето)
Кто ни прикасается — За того цепляется. (Репейник)
Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. А пошли искать их днем — Ищем, ищем, не найдем. (Роса)
Четверо ребят В одной шубе сидят, А пятый — в шубенке Стоит в сторонке. (Руки в варежке)
Сижу верхом не на коне, А у туриста на спине. (Рюкзак)
Осень в сад к нам пришла. Красный факел зажгла. Здесь дрозды, скворцы снуют, И, галдя, его клюют. (Рябина)
Как проходит занятие
Урок всегда начинается с приветствия и создания приятной, но рабочей атмосферы. Добрый день, ребята. Я очень рада всех вас видеть. Давайте, и вы улыбнетесь, друг другу, скажете «здравствуй». А теперь мы тихонечко сядем на свои места, начнем занятие.
Определение звука «р» в словах
Сегодня мы познакомимся с новой буквой и звуком «Р» Давайте вспомним, чем отличаются буквы от звуков? Букву можно увидеть и написать, а звук услышать и произнести. У нас в гостях Незнайка, который тоже хочет быть грамотным. Я прочту ему несколько загадок, а вы помогите Незнайке отгадать их:
- Странный зверь на дне живет, ходит задом наперед. (Рак)
Какой звук первый в слове-отгадке? Он может быть твердым – «Рак. Радуга», а может произноситься мягко – «Речка».
- Окраской – сероватая, Повадкой – вороватая,Крикунья хрипловатая, Известная персона. Кто она? (Ворона)
Как разговаривает ворона, давайте произнесем вместе: кар-р-р… Звук «Р» звонкий или глухой? Он согласный или гласный? Обозначим его синим кружочком.
Дети должны различить звук «Р» и хлопнуть в ладоши:
- среди изолированных звуков: Д, М, Р, Ж, З, Р, Р, Г, Р;
- среди слогов: КО, МИ, РУ, ВА, РЕ, ОР, ПА, ИР;
- среди слов: луна, торт, кошка, лето, карась, ребенок, ложка, маска, телевизор.
Артикуляционные упражнения
Возьмите зеркала, разомнем язычок:
- Поцокаем, как лошадки. Прижимаем язык к небу и медленно оттягиваем его, чтобы получился щелчок. Повторить 10 раз.
- Съели вкусное малиновое варенье. Расслабим язычок, чтобы он стал широким, высунем его, оближем верхнюю губу и спрячем. Повторить 10 раз.
- Порычим, как мотор. Кончик языка надо спрятать за верхними зубами, зубки чуть разжать. Выдыхаем струю воздуха, работаем «горлом».
Сначала медленно, затем убыстряя темп, повторяем скороговорку: «Испугался Рома грома, заревел он громче грома».
Глядя в зеркало, учимся артикуляционной постановке звука. Язык кончиком слегка прижат к бугоркам за верхним рядом зубов. Боковые поверхности языка соприкасаются с коренными зубами. В такой позиции язычок по форме напоминает «ложечку». Воздух выдыхается с напором, чтобы кончик языка вибрировал. Звук произносится с голосом.
Звук Р — постановка и автоматизация
Проговаривание слогового ряда
Продолжая контролировать движение языка в зеркало, проговаривается звуковой ряд:
РА – РА – РА
РУ – РУ – РУ
РО – РО – РО
Можно попросить ребят дополнять слог до целого слова, например:
РУ – Рука
РЫ – Рыба
РО – Ромашка.
Разминка
Чередование обучения с подвижными играми улучшает восприятие материала, но при этом стоит сохранять направленность занятия.
- Дети становятся вокруг воспитателя, изображают игру на барабане, начиная с медленного темпа, постепенно ускоряя ритм и увеличивая силу голоса: ТАРА – ТАРА – ТАРАРАМ.
- Читается стихотворение. Услышав слово с буквой «Р», дети подпрыгивают.
- Разделить детей на две команды: «вороны» и «волки». Вороны летают, размахивая крыльями и громко каркают. В круг вбегают волки с рычанием ловят ворон. Те, кого поймали, садятся на свои места.
Разбор буквы по частям, работа с разрезной азбукой
Из чего состоит буква «Р»? Это палочка, к верхней половине которой прикреплен полукруг. Дети рисуют букву в воздухе, затем складывают из бумажного конструктора, пробуют писать в тетради печатным шрифтом.
Из слогов разрезной азбуки нужно составить слова, где буква «Р» находится:
- в начале: рыба, река, рама, радио;
- в конце: шар, маляр, комар, ковер;
- в середине: пирог, ворона, дерево.
А теперь посчитаем, сколько слогов в определенном слове, запишем цифру в тетрадь. Придумаем каждый по одному предложению с любым понравившимся словом. Давайте назовем животных, в названии которых есть буква «Р». Где, в какой части слова, она находится?
Подведение итога
Расскажем Незнайке, какую букву и звук сегодня выучили. Он согласный или гласный? Каким цветом его обозначим? Как звучит твердый звук, как звучит мягкий звук? Молодцы!
Похожие записи:
- Обучаем ребенка чтению Обучение чтению при подготовке к школе. Когда можно обучать ребенка…
- История, признаки и симптомы дисграфии Симптомы дисграфии у детей и методы ее преодоления зависят от…
- Что мы знаем про Азбуку Морзе Азбука Морзе была создана для передачи короткой информации. Но использовать…
- Звук «Ж» — от постановки до автоматизации Автоматизация звука «Ж» начинается с определения причин, мешающих правильному звукопроизношению….
Задание: печатная буква Р для дошкольников
Рассмотри букву Р, напиши ее в воздухе. Нарисуй палочку (вертикальную) и преврати ее в букву Р.
В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки. Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.
Распечатать
Сказка про букву Р
Рыжий город Одного мальчика дразнили рыжим. Мальчик этот очень переживал и решил уйти из дома, все равно куда. Лег пораньше спать и видит сон: как будто он уже ушел из дома и идет куда глаза глядят. Смотрит — ворота стоят, а на них написано:
«Добро пожаловать в Рыжий город!» Вошел он — и ахнул.
В этом удивительном городе все было рыжим-прерыжим. Рыжие ручьи текли по рыжим травам и впадали в рыжие реки. А над реками рыжие радуги повисли. Рыжие рыбаки ловили в этих местах рыб и раков. По радио передавали «Рыжий вальс», и все рыжие-прерыжие люди радостно улыбались. Тут к нему подошла рыжая-прерыжая девочка:
«Ты почему такой грустный?» «Меня все рыжим дразнят»,— хмуро ответил мальчик. «Какой глупенький,— засмеялась девочка. — А ну-ка, посмотри на солнце, какого оно цвета?» «Ну, рыжего»,— робко сказал мальчик. «И мы — рыжего! Значит, все мы — маленькие солнышки. Радоваться надо!..»
И тут мальчик проснулся. Выбежал он во двор, а мальчишки тут как тут: «Рыжий, рыжий, конопатый!» А он только рассмеялся и хитро подмигнул рыжему солнышку…
(Г. Юдин)
Как коверкают букву «р»
На специализированных ресурсахРотацизм описаны следующие основные варианты искажения звука «р», или по‑научному ротацизма:
- Картавость, или горловое «р». Вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо. Такое произношение нормально для французской и немецкой, но не для русской речи.
- Боковое «р». Язык одним боком прижат к верхним зубам, вторая сторона свисает, а кончик не вибрирует. В результате получается что‑то похожее на «рль».
- Одноударное «р». Вместо того чтобы вибрировать, кончик языка один раз ударяется о твёрдое нёбо, образуя подобие английского r.
- Носовое «р». На выдохе воздушный поток проходит не через рот, а через нос. Вдобавок кончик языка оттянут назад и не участвует в артикуляции. Фраза «Рома, открой двери!» превратится в «Нгома, откнгой двенги!».
- Кучерское «р». И снова вибрация происходит не там, где нужно, а именно на сближенных губах. Малыш издаёт что‑то похожее на «тпру».
- Параротацизм, или замена «р» другим звуком. Вместо «ребёнок» вы слышите «лебёнок», «гебёнок», «вебёнок», «яебёнок» или даже «ыебёнок».
- Пропущенное «р». Малыш просто избегает сложностей. Говорит не «рыба», а «ыба», не «рад», а «ад», не «гром», а «гом».
Что мешает произнести букву «р» правильно
Даже имея во рту подготовленный инструментарий, дошкольники умудряются искажать злополучный звук. И на то есть несколько причин.
Короткая подъязычная связка
Также её называют уздечкой. Она мешает свободно двигать языком и поднимать его вверх. Чаще всего проблему обнаруживают ещё в роддоме. Если подъязычная связка не позволяет младенцу нормально сосать грудь, её подрезают. В более позднем возрасте уздечку, как правило, растягивают с помощью логопедических упражнений.
Нарушение фонематического слуха
Фонематическим слухом называют способность правильно воспринимать и воспроизводить звуки речи. В норме малыш уже в три года улавливает разницу между похожими звуками — даже если и не умеет их произносить.
Иногда развитие фонематического слуха задерживается из‑за перенесённого отита, аденоидов или других проблем со здоровьем. В результате нарушается звуковой анализ и синтез: ребёнок не так слышит звук, пропускает его в речи или заменяет другим.
Неправильное речевое дыхание
Для корректного произношения нужно уметь управлять своим выдохом. Не у всех детей это получается: кто‑то во время вдоха поднимает плечи, другие дышат слишком поверхностно и неравномерно или не умеют распределять выдох по словам.
Глубокий прикус
При правильном прикусе верхние передние зубы перекрывают нижние примерно на треть, а остальные смыкаются друг с другом. А вот если прикус слишком глубокий, верхние закрывают нижние больше, чем наполовину. Добиться правильного положения языка с упором за верхние зубы становится сложнее.
Почему ребёнок не выговаривает звук «р»: причины
Перед тем, как сделать выводы о причине, почему ребёнку сложно произносить звук р, нужен осмотр речевого аппарата, проверка слуха, а иногда и консультация невропатолога:
- Короткая подъязыковая уздечка. В пять лет её длина достигает 7-8 мм. Такие размеры позволяют языку подняться. Если она утолщённая и короткая, специалист предлагает упражнения на растяжение или отправляет на подрезание.
- Нарушен алгоритм произношения — неправильная автоматизация звука “р” в словах: вместо “р” говорит “л” или шипящие. Если малышу проще вставлять в слова “л”, чем произносить букву “р”, процесс постановки правильного звука пройдёт быстрее: алгоритм произношения похож. Если же ребёнок заменяет на шипящие, нужна проверка фонематического слуха.
- Ребёнок не слышит отдельные звуки — нарушен фонематический слух. Ему трудно их различить, поэтому подменяет их или вовсе пропускает. Причины такого нарушения — проблемы с ЦНС, перенесённые аденоидит и отит.
- Артикуляционные аппарат находится в тонусе или полностью расслаблен. Губы, щёки и язык напряжены или недостаточно подвижны. И то, и другое мешает ребёнку научиться правильно выговаривать букву “р”. Тогда логопед предлагает артикуляционные упражнения.
- Проблемы с поведением. Чтобы научить ребенка выговаривать букву, от специалиста нужно умение заинтересовать упражнениями для буквы р, а малыш должен уметь удержать внимание на процессе тренировок. Расторможенность или пассивность не дают ему сконцентрироваться. Причины — неврологические расстройства или нездоровая атмосфера в окружении ребёнка, который лишён тесного душевного контакта с родителем.
- Горловое произношение. Вместо напряжения языка и уздечки, у ребёнка вибрирует гортанный язычок. При горловом произношении говорят, что ребёнок картавит. Коррекция сложная по 2 причинам: родители обращаются поздно из-за того, что не различают языковый и горловой звук, а также потому что нужна не просто артикуляционная гимнастика для постановки р звука, а поэтапно обучить проговаривать его по новому алгоритму.