Конспект логопедического занятия с элементами ТРИЗ на тему «Транспорт» в подготовительной группе
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе
с элементами ТРИЗ на тему: «Транспорт».
Цель:
закрепить и обобщить знания детей о транспорте
.
Задачи:
1. Коррекционно — образовательные:
— систематизация знаний детей о различных видах транспорта, его составных частях, функциях;
— активизация словаря по теме;
— совершенствование грамматического строя речи.
2. Коррекционно — развивающие:
— развитие связной речи и навыков речевого общения;
— развитие памяти, словесно-логического мышления, произвольного внимания
3. Коррекционно — воспитательные:
— формирование навыков сотрудничества на занятии;
— воспитание самостоятельности, активности, чувства коллективизма.
Ход занятия
Логопед.
Ребята,
как вы сегодня добрались
до детского сада? А я приехала на электричке. А как можно назвать одним словом автобус, автомобиль, электричку?
Прежде чем поговорить с вами о транспорте, сделаем артикуляционную гимнастику:
- Покажем как гудит пароход (зажимаем зубами кончик языка, произносим Ы — получается звук Л);
- Стучат колеса у поезда (как упражнение «Дятел», только с рифмой стучащих колёс );
- Как крутится ёмкость у бетономешалки (рот закрыт, проводим языком по кругу под верхней и под нижней губой);
- Как работают дворники у машины(как упражнение «Часики»).
Логопед.
Какие
виды транспорта
по типу передвижения вы знаете? Воздушный, наземный, водный. Посмотрите на символы. Почему транспорт называется воздушным? (потому что летает в воздухе, высоко в небе). Почему транспорт называется водным? (потому что он перемещается по воде) Почему транспорт называется наземным (потому что он идет по земле). А Давайте поставим эти символы в морфотаблицу. Теперь возьмите любую картинку из мешочка и поставьте её под нужным видом транспорта. Маша, у тебя какой транспорт? и т.д.
Логопед.
Ребята, а я хочу поиграть с вами в
«Да-нетку».
Какое правило этой игры вы знаете?
(
«Найди серединку, убери половинку»).
Сначала 1-2 ребенка самостоятельно загадывают объекты, а остальные дети отгадывают.
Логопед.
Теперь я загадаю для вас объект. (Дети отгадывают)
— Да, это машина. А какие еще вы знаете машины по типу предназначения? Легковые, грузовые, специальные, пассажирские.
Возьмите по 2 картинки и мы с вами поиграем в игру «1,2,3 ко мне подойди
«. 1,2,3 грузовой транспорт ко мне подойди. Денис, докажи, что у тебя грузовой транспорт. и т. д. А теперь вставьте ваши картинки за любые цифры. Так, чтобы за каждой цифрой был объект.
Логопед.
Ребята, мы с вами знаем, что наша речь состоит из предложений, предложения состоят из слов, а слоги — из звуков.
А какие вы знаете звуки
? Каким цветом обозначаются гласные звуки? А согласные? Какими бывают согласные звуки (твердые и мягкие)
— Артём выбери любые две цифры. Какой тебе попался транспорт. Определи, какой первый звук
в названии твоих картинок и поставь в нужное место в морфотаблице. и т. д.
(под каждой цифрой находится картинка с транспортом)
Логопед.
Дети, а чем отличается друг от друга этот транспорт? Давайте попробуем описать объект по схеме. Возьмите игрушечный транспорт и схемы описания объекта.
Расскажите про ваш транспорт гостям
. (Каждый ребенок выбирает игрушку, подходит к любому гостю и рассказывает о ней по схеме)
Логопед.
Ребята, посмотрите сколько много гостей сегодня собралось. А как вы думаете 30 гостей это много или мало, а, например, 50 машин — это много или мало? А 50 волос на голове? А давайте и мы с вами
посчитаем ваш транспорт
. Я буду показывать цифры, а вы скажите, сколько будет ваших объектов?
Итог.
А сейчас в группу пойдут те, кто
подарит мне вопрос
. Выберите любой тип вопроса.
Здесь занятие со всеми таблицами
Занятие «Транспорт» DOCX / 8.62 Мб
/data/files/d1563093456.docx (ТРИЗ игра «Опиши объект»)
/data/files/a1563092390.docx (таблица)
Конспект занятия по развитию речи на тему «Транспорт»
Цель: Уточнить и закрепить у детей представления о транспорте.
Задачи:
Коррекционно-образовательные. Уточнить и активизировать словарь по теме «Транспорт». Учить составлять предложения с предлогами В и НА. Учить составлять связные описательные рассказы по схеме.
Коррекционно-развивающие. Развивать связную речь. Развивать логическое мышление. Развивать речевое дыхание и голос.
Воспитательные. Воспитывать интерес к занятию. Воспитывать самостоятельность, активность, чувство коллективизма.
Оборудование. Магнитная доска, предметные картинки, схема для описательного рассказа, карточки с личиками, карандаши.
Ход занятия
I. Мотивационный компонент
1. Уч. Здравствуйте, ребята! Вам улыбается солнышко, чтобы у вас было хорошее настроение, давайте улыбнёмся друг другу! 2. Уч. Отгадайте загадку. Есть и водный, и воздушный, Тот, что движется по суше, Грузы возит и людей. Что это? Скажи скорей! Д. Транспорт. Уч. Правильно! Вы догадались, какая тема нашего сегодняшнего занятия? Д. Да, транспорт. Уч. Правильно! Тема нашего занятия «Транспорт». На доску вывешивается картинка с транспортом. Уч. Давайте вспомним виды транспорта, делая при этом зарядку. Летит самолёт: произнесение звука [л] – [л] – [л]. Гудит пароход: произнесение звука [ы] – [ы] – [ы]. Прокололась шина у машины: произнесение звука [ш] – [ш] – [ш]. Насос: произнесение звука [с] – [с] – [с]. Машины едут по мокрой мостовой: произнесение слогов «ша – шу – ши — шо». Сигналит машина: произнесение на одном выдохе «би – би – би». Гудит поезд: произнесение на одн ом выдохе «ту – ту — ту». Уч. Молодцы!
II. Операционный компонент
1. Уч. Сейчас я буду называть правильные и неправильные предложения, а вы внимательно слушайте и поправляйте меня, если я скажу неправильно. Машина – это наземный транспорт.
Д. Правильно. Уч. Пароход – это воздушный транспорт. Д. Неправильно. Пароход – это водный транспорт. Уч. Поездом управляет лётчик. Д. Неправильно. Поездом управляет машинист. Уч. А чем управляет лётчик? Д. Самолётом. Уч. Молодцы! Теперь мы поиграем в игру «Какой транспорт лучше?» Разделимся на 3 команды: 1 ряд – 1 команда, 2 ряд – 2 команда, 3 ряд – 3 команда. 1 ряд будет говорить про автобус, 2 ряд про поезд, 3 ряд про трамвай. Вы по очереди будете приводить доказательства того, что ваш транспорт лучше. Начинает 1 команда. Д. Недорогой проезд. Уч. 2 команда. Д. Перевозит много людей. Уч. 3 команда. Д. Движется с помощью электричества. Дети по очереди приводят аргументы. Уч. Молодцы! Сделаем вывод, что у каждого вида транспорта есть свои положительные стороны.
2. Уч. Давайте немного разомнёмся.
Физкуль Руки в стороны – в полёт Отправляем самолёт. (Руки в стороны.) Правое крыло вперёд, (Поворот через правое плечо.) Левое крыло вперёд, (Поворот через левое плечо.) Полетел наш самолёт. (Руки в стороны.)
3. Уч. Посмотрите на картинку. Кто и что на ней изображено?
Д. Кошки, собаки, лошади, корова; автобус, трамвай, троллейбус, такси. Уч. Скажите, кто входит? Д. Кошка, корова. Уч. Кто едет? Д. Собаки, кошки, лошади. Уч. Составьте предложения. Кто входит куда? Д. Кошка входит в автобус. Корова входит в такси. Уч. Кто едет на чём? Д. Собаки едут на трамвае. Кошки едут на автобусе. Лошади едут на троллейбусе. Уч. Запомните: Кошка входит В автобус. Кошка едет НА автобусе.
4. Уч. Сейчас мы будем учиться задавать вопросы и отвечать на них. Послушайте образец. Ты на чём поедешь в г ости? Я поеду в гости на метро. По очереди задавайте друг другу вопросы.
Дети выполняют задание. Уч. Молодцы!
5. Уч. Сейчас мы будем составлять рассказы по схеме. Каждый загадывает любой вид транспорта, описывает его по схеме, но не называет. Все остальные должны будут отгадать. Посмотрите на схему. Вы должны
ответить на такие вопросы:
- Из каких частей состоит?
- Чем приводится в движение?
- Где движется этот транспорт?
- Для чего используется?
- Кто управляет этим видом транспорта?
Презентация детских работ. Наблюдение за речью детей. Исправление ошибок.
Этот транспорт состоит из кузова, колёс, руля, сидений, окон. Этот транспорт приводится в движение бензином. Этот транспорт движется по земле. Он используется для перевозки людей. Им управляет водитель. (Автобус) Уч. Молодцы!
III. Регулирующий компонент
Уч. Какую тему мы сегодня изучали? Д. Мы сегодня изучали тему «Транспорт». Уч. Чему научились? Д. Мы научились сост авлять рассказы по схеме. Уч. Вам понравилось занятие? Д. Да! Уч. У вас на парте лежат карточки с разными личиками. Раскрасьте то, которое соответствует вашему настроению. Дети выполняют задание. Уч. Вы сегодня очень хорошо работали! Спасибо за занятие!
Литература
Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова Развитие речи. Учебник для подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида (1-е отделение).-М.: Просвещение, 2000 (стр.88-89).
Автор материала: Шабанова Екатерина Сергеевна
Также по теме:
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в средней группе по теме «Транспорт»