Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Буква Ю


Буква ю. Чтение слов с разделительным мягким знаком и буквой ю

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети научатся читать слова с буквой ю, которая стоит после разделительного мягкого знака и обозначает два звука [й’у];

• познакомятся с буквой ю, стоящей в начале слова, а также после гласной буквы, научатся читать слова с буквой ю, стоящей после согласной буквы;

• сформируют представление о том, что буква ю в начале слова, после гласной буквы обозначает два звука [й’у];

• о букве ю как показателе мягкости предшествующего согласного звука;

• расширят кругозор.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Прочитайте пословицу: К дому друга дорога никогда не бывает длинной. Объясните её значение. (В этой пословице говорится о том, что если тебе хочется повидать друга или ему нужна твоя помощь, то нужно как можно быстрее отправляться к нему и не думать, далеко ли это.)

Подчеркните в пословице все парные согласные. Какая буква гласных обозначает 2 звука?

2. Мотивация учебной деятельности

— Кто изображён на рисунке? (Зебра.)

Назовите животных, названия которых начинаются на каждую букву слова зебра. (Зубр, енот, барсук, бегемот, рысь, антилопа.)

— Какие буквы странные, совсем как иностранные!

— Прочитайте ряд слов, которые образовались от слова звонок: (Звон, звонок, звоню, звонкий, звонарь, звонница, звоночекf колокол.)

Все ли нравится вам в этом ряду слов? (Нет, здесь есть лишнее слово колокол.)

Что можете сказать про остальные слова? (Они все образовались от слова звон.)

Подчеркните одинаковую часть в этих словах. (Звон.)

Такие слова называются родственными.

Прочитайте наизусть стихотворение «Первый снег» Я. Акима (с. 47). О чём мечтают дети? (Дети ждут зиму. Хотят кататься на салазках, коньках, лыжах.)

Задание-ловушка: Вставь нужные слова (зима, Зима).

Раскинула ____________ свои снега пушистые.

В Иркутской области есть город __________________ .

Прочитайте наизусть колыбельную песенку (с. 46).

Дети выполняют задание.

— Прочитайте рассказ «У Юры была юла» (с. 48). Объясните, почему в одном слове пишется маленькая буква ю, а в другом заглавная буква Ю? (Ю пишется в имени собственном, юпишется в обычном слове, которое обозначает просто название игрушки — юла.)

Расскажите, когда слова пишут с большой буквы?

Прочитайте рассказ по ролям. Сколько учеников понадобится нам для чтения рассказа по ролям? (Три: Юра, Юля, автор.)

3. Работа по теме урока

— Прочитайте слова на доске.

Юг, к югу, играю, играют, юр, Юра, рисую, рисуют, юж, гюрза, читаю, читают, юз, изюм, пою, поют.

— Что обозначает буква ю в этих словах? (Два звука [й’у].)

Нужно ждать, когда самые внимательные дети заметят, что слово изюм не подходит под общее правило и оказывается в этой группе слов лишним.

— Когда буква ю обозначает два звука? (Буква ю обозначает два звука, когда стоит в начале слова и после буквы гласных.)

Прочитайте слоги (с. 49). Чем отличаются по произношению и чем похожи слоги-слияния? (Гласные дают один звук [у]. Различаются эти слоги-слияния тем, что согласные в слоге с гласнойю читаются мягко.)

Напечатайте предложения в тетрадь для печатания: Люся любит лютики. Что вы можете рассказать о буквах ю в этом предложении? (Они стоят после согласной л и указывают, что согласный звук [л’] читается мягко.)

Что нового заметили вы в предложении: Я полью лилию и юкку? Обратите внимание на букву ю. Что нового мы можем узнать, рассматривая и произнося слово лилию? (В слове лилиюбуква ю обозначает два звука, потому что стоит после гласной. В слове полью буква ю стоит после разделительного мягкого знака и обозначает два звука. В слове юкка буква ю даёт тоже два звука, так как стоит в начале слова. С такими случаями мы сталкивались, когда знакомились с буквами я, е, ё.)

Прочитайте слово с разделительным мягким знаком: полью. Что случится, если мы уберем ь? (Получится слово полю. Я полю сорняки.)

Что вы заметили? (Это уже другое слово, изменилось и его значение.)

Какие звуки даёт нам буква ю в словах? (Она даёт два звука в слове полью потому, что стоит после разделительного мягкого знака. В слове же полю даёт один звук [у].)

— Это и есть новый вывод, который вы сами сформулировали. Дополните наш прежний вывод. Расскажите всё о букве ю. (Буква ю гласная, обозначает два звука, когда стоит в начале слова, после гласной буквы, после разделительного мягкого знака. Обозначает один звук [у], когда стоит после согласной буквы и служит для смягчения согласного звука.)

Рассмотрим иллюстрацию (с. 49). Какое событие изображено на ней? (Это Новый год. Карнавал. Дети танцуют парами. Оркестр играет чудесную музыку.)

Составьте рассказ по картинке. Старайтесь правильно составлять предложения. Подберите имена героям карнавала. Придумайте заголовок.

Теперь прочитайте текст, который записал для нас В. Берестов. Подумайте, что это, стихотворение или рассказ. (Это стихотворение. Оно складное, хорошо читается.)

Прочитайте стихотворение. Какие новости вы узнали о детях, изображённых на иллюстрации? (Мы узнали, что это куклы. В Новый год они ожили и танцуют старинный вальс.)

Про

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Цели:

1. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов.

2. Познакомить с гласными буквами «Ю» «ю»; буква «Ю» обозначает два звука — ЙУ.

3. Учить составлять предложение из 3 слов с союзом «И».

Ход занятия

Здравствуйте ручки хлоп, хлоп, хлоп, Здравствуйте ножки топ, топ, топ.

Здравствуйте щечки чмок, чмок, чмок,

Пухленькие щечки плюх Здравствуйте зубки Здравствуйте губки Здравствуйте гости, здравствуйте.

К нам в гости снова пришли Почемучка и Незнайка. Их друг Тюбик попал в беду, и попросил своих друзей помочь ему. Но так как Незнайка и Почемучка только учатся, то они решили снова попросить помощи у вас. Поможем Почемучке и Незнайке вызволить друга из беды?

Для этого вам придется выполнить некоторые задания.

Задание №1

Надо закончить предложение словом, которое начинается на звук «з»

1. В зоопарке покрасили (забор)

2. По полю бегал трусливый (заяц)

3. На ворота повесили (замок)

4. У Зины белоснежные (зубы)

5. Зоя раскрыла красивый (зонт)

6. Мама повесила новые (занавески)

Молодцы, с первым заданием вы справились. Смотрим второе задание.

Задание №2

Но сначала ответьте на вопросы. Какие бывают звуки?, Какие бывают согласные? Назови предмет словом и скажи сколько гласных в этом слове. Воспитатель показывает картинки детям. Молодцы! Вы справились и с этим заданием.

Задание №3

Ребята, становитесь в круг. Я буду бросать вам мяч и говорить слово, а вы называть первый звук в этом слове. Если вы назвали звук правильно, то возвращаете мяч мне. Слова: дом, хлеб, машина, диван, качели, небо, посуда, тарелка, арбуз, фокусник, цветы. Физ.мунутка Мы ногами топ-топ! Мы руками хлоп-хлоп! Мы глазами миг-миг! Мы плечами чик-чик! Раз — сюда, два — туда, Повернись вокруг себя. Раз — присели, Два — привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз — два, раз — два,

Заниматься нам пора.

Задание №4

Сейчас мы с вами познакомимся со словом юла.

Воспитатель предлагает детям послушать и сказать, какой 1-й звук в слове — йула (й), напоминает, что звук (й) — всегда мягкий согласный, и обозначает его зеленой фишкой, далее интонационно выделяет звук (у), дети называют звук и вместе с воспитателем обозначают его красной фишкой. Затем воспитатель несколько раз произносит звуки (йу), объясняет, что если эти звуки идут друг за другом, то они обозначаются буквой ю и заменяет фишки звуков (йу) на букву ю. Анализ слова продолжает вызванный к доске ребенок. Вопросы: Сколько звуков в слове юла? Какие гласные звуки в слове? Какой мягкий согласный звук? Какой твердый согласный звук?

А теперь вы самостоятельно выполните звуковой анализ слова Юра.

Задание №5

Работа над предложением.

Задание №6

Дид/игра «Какой звук потерялся?» Закричал охотник: «Ой! Двери (звери) гонятся за мной!»

Сидит на грядке крепко

Оранжевая кепка (репка).

Лежит лентяй на раскладушке, Грызет, похрустывая, пушки (сушки).

Поэт закончил строчку,

В конце поставил бочку (точку).

Ребята спасибо вам за помощь, а сейчас Незнайке, Почемучке и Тюбику пора возвращаться в свою сказ

Следующая >

Детские стихи про букву Ю

Чтобы О не укатилась, Крепко к столбику прибью. Ой, смотри-ка, что случилось: Получилась ……буква Ю. ***

Вся согнулась буква Ю, Держит палочку свою. Вот и выглядит такою – Старой бабкою с клюкою.

***

На арене укротитель — Грозных тигров повелитель. Он, как буква Ю, с кольцом К тиграм смело встал лицом

***

В пути, в неведомом краю, Нам компас — лучший друг. Одной заглавной буквой Ю На нем отмечен юг. Над облаками мы летим По компасу на юг. На берег моря, в Южный Крым, Где нет зимою вьюг.

Стихотворения о букве Ю для детей 1 класса

Есть юла у Юры, Утюжок у Шуры, Вместе весело играть, Букву Ю нам надо знать.

Юля в школу сегодня шла, Букву Ю в кустах нашла, Юра, Юля и Юла, Букву Ю везде нашла.

Юра к Юле в гости пришёл, Юлой они играли хорошо, Букву Ю они узнали, Всем о букве рассказали.

***

В пути, в неведомом краю, Нам компас — лучший друг. Одной заглавной буквой Ю На нем отмечен юг. Над облаками мы летим По компасу на юг. На берег моря, в Южный Крым, Где нет зимою вьюг.

***

Откровенно признаю: Зверя нет На букву Ю. Это — южный ктототам. Я его Придумал сам!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]