Методические особенности рассматривания картин в разных возрастных группах


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

План-конспект НОД в старшей группе об истории и достопримечательности моего города. Рассматривание и описание картины И. Шишкина «Рожь» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно – исследовательская. Программные задачи: • Формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему; • Познакомить с историей названия города, воспитывать чувство гордости за своих земляков; • Обогащать и активизировать словарь; • Обучать словесному описанию картины, прививать любовь к искусству и родной природе. Планируемы результаты: • Может рассказать о своем родном городе; • Проявляет интерес к искусству при рассматривании фотографий и репродукции картины И. Шишкина «Рожь»; • Делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями о своей малой Родине. Материалы и оборудование: фотографии с видами города; репродукция картины И. Шишкина «Рожь». Методические приемы I Вводная часть 1.1.Чтение стихотворения воспитателем «Мой край» по И.Векшегоновой Здравствуйте ребята, прежде чем начать наше занятие, я хочу вам прочитать стихотворение Иды Векшегоновой, которое называется «Мой край». Внимательно послушайте. «Мой край тополиный – то пух, то снежок, Мой город любимый, крутой бережок. За садом калитка, трава – мурава. Тропинка, как нитка, приметна едва. Она через просо вилась до села И в сердце без спроса навеки вошла». Вот такое замечательное стихотворение написала Ида о своем крае. 1.2. Вводная беседа о малой Родине Ребята мы узнали о Родине, о стране, в которой живем, а есть такое понятие «малая Родина». Как вы понимаете, что такое понятие «малая Родина»? (Это место нашего рождения). Совершенно верно, «малая Родина» — это место где мы с вами родились и живем, где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. Это край, край, город, район, улица, дом и наш детский сад, в который вы ходите, маленький кусочек нашей огромной страны. Страна наша – Россия. Дети, скажите, а какой наш город? (Светлый, хороший, чистый). Да, и город не был бы таким, если бы не было таких трудолюбивых людей, умных, заботливых руководителей, которые знают, что необходимо для хорошей жизни взрослым, что нужно для веселой и беззаботной жизни, вам детям. Пока вы еще дошкольники, но когда подрастете, вам предстоит делать великие, добрые дела. А пока вам нужно любить свой город, а любить – значит, знать его. 1.3. Пальчиковая физкуль А теперь ребята разомнем наши пальчики с помощью пальчиковой гимнастики «Здравствуй». Приготовили руки, слушаем и повторяем. «Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю — Я вас всех приветствую (Пальцами правой руки по очереди «здороваемся» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками)». Молодцы ребята! II Основная часть 2.1. Сообщение цели Дети, сегодня мы с вами будем составлять описательный рассказ по картине Ивана Ивановича Шишкина «Рожь». 2.2. Беседа о творчестве И.И. Шишкина с внесением портрета Дети, обратите внимание на доску, на ней портрет И.И. Шишкина. Это великий русский художник пейзажист, живописец. Он родился 13.01.1832, он рос очень одаренным мальчиком. Иван Иванович любил природу, она была близка к его сердцу. Он мечтал проникнуться в глубинные тайны русской природы. У него есть картины «Зима», «Утро в сосновом бору», «Рожь». 2.3. Внесение картины Поподробнее мы познакомимся с репродукцией картины И.И. Шишкина «Рожь». Обратите внимание на эту великолепную картину. 2.4. Молчаливое созерцание А давайте молча прогуляемся по красивому полю и поделимся с самими сбой впечатлениями. 2.5. Рассматривание картины Какая же все — таки замечательная эта картина А) Вопросы к детям • Что нарисовал художник? (Поле с рожью). • А какое время изображено на картине? (Осень). Б) Словарная работа Дети, картина Шишкина выполнена в технике пейзаж. Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. Давайте скажем это новое слово все вместе четко и громко (ПЕЙЗАЖ), хорошо, а теперь Олег (Пейзаж). Молодец! 2.6. Рассказ воспитателя о картине «Рожь» А теперь я вам немного расскажу об этой красивой картине, а вы внимательно послушайте: «На картине открывается золотое поле со спелой рожью. Стоит безветренная погода, а по небу скользят легкие воздушные облака. Колосья уже готовы к сбору урожая. На богатом ржаном поле, вдоль извилистой дороги стоят могучие сосны. Мохнатая ветвь старой сосны очень низко нависает над рожью. Картина наполнена высоким чувством любви к родному краю и его природе». Вот какой описательный рассказ получился по картине Шишкина Ивана Ивановича «Рожь». 2.7. Составление воспитателем плана – рассказа • Что изображено на картине? (Золотая спелая рожь). • Какая погода стоит в поле? (Безветренная, солнечная погода). • Что стоит у извилистой дороги? (Могучие сосны). • Чем наполнена картина? (Чувством любви к родному краю). 2.8. Составление детьми рассказа Ребята, я вам описала картину, а теперь вы попробуете самостоятельно описать картину. Я выберу того кто себя вел очень хорошо. 2.9. Индивидуальная работа Я вам буду помогать, если вы что-то забудете. 2.10. Процессуальная оценка воспитателем Спасибо Катя за рассказ, твой рассказ получился полным, последовательным, не было пауз. Спасибо тебе большое, садись на свое место. III Заключительная часть 3.1. Физкуль А теперь давайте встанем и задвинем стулья, а я проведу с вами физкультминутку про тучки дождевые. Повторяем за мной. «Приплыли тучки дождевые: лей, дождик, лей! (Шагаем на месте и хлопаем в ладоши). Дождинки пляшут, как живые! Пей, земля, пей! (Шагаем на месте). И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт (Наклоняемся вперед). А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт!» (Хлопаем в ладоши). Молодцы, а теперь присаживаемся на свои места. 3.2. Проведение дидактического упражнения «Что где растет?» Дети, я вам предлагаю поиграть в игру «Что где растет?», вам необходимо разложить по разным тематическим кружкам свои культуры: злаковые, овощные, лесные. 3.3. Рефлексия • Дети, о чем мы сегодня беседовали? (О родном крае и о «малой Родине»). • А какую картину описывали? (Картинку Ивана Ивановича Шишкина, которая называется «Рожь»). • В каком жанре написана картина? (В жанре пейзаж). Молодцы, вы сегодня замечательно поработали, спасибо за занятие!
Следующая >

Работа с иллюстрациями в детском саду

Шукайло Дина Васильевна

Работа с иллюстрациями в детском саду

Работа с иллюстрациями в детском саду

Основная задача воспитания дошкольников – гармоничное развитие личности ребенка, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Изобразительное искусство — составная часть этого опыта, играющая важную роль в становлении личности.

К изобразительному искусству относятся живопись, графика, архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Самым распространенным видом изобразительного искусства в детском саду является иллюстрация, которая принадлежит графике.

Иллюстрации, по определению Курочкиной Н. А. — это рисунки, образно раскрывающие текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие ее декоративный строй.

Период дошкольного детства — один из самых благоприятных этапов в общении детей с изобразительным искусством, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. Но дошкольник без помощи взрослого не может приобщиться к опыту художественной деятельности, который накоплен человечеством. Понимание детьми изобразительного искусства, их личностное развитие, в полной мере будет зависеть от общего культурного уровня и мастерства педагога.

Художественная иллюстрация — важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателей. Иллюстрация – рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия, помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его.

Рассматривание книжных иллюстраций – широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности. Книга – одно из первых произведений искусства, с которым он знакомится. Художник приходит к ребенку, когда тот еще не умеет говорить, и, наряду с родителями, с автором детской книги, становится первым воспитателем и учителем. Он формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус. Е. А. Флерина писала, что картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости. Особенно важна книжная иллюстрация для младших школьников. Так как жизненный опыт ребенка невелик ему сложнее воссоздать в своем воображении то, о чем повествует писатель. Ему необходимо увидеть, поверить.

Некоторые приемы художественной выразительности вызывают непонимание изображенного (неоконченность, набросочность, передача объема темным пятном, сложные ракурсы, резкая деформация предмета, сложные перспективы). Схематичные картинки не удовлетворяют ни младших,ни старших детей: дети хотят видеть в картинке все существенные признаки предмета.

В тех случаях, когда невозможно познакомить ребят с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия, используют картины или иллюстрации. Их можно использовать и после наблюдения с целью оживления, уточнения, обогащения представлений. Фиксированный способ изображения на картине дает возможность рассмотреть детали, которые трудно воспринимать в натуральном предмете. Ребята с трудом осваивают способы передачи движения в рисунке. На картине можно показать и доступный способ изображения пространства, земли и неба, способ передачи трехмерного пространства на двухмерной плоскости листа; элементарное построение рисунка с выделением композиционного центра (главное изображается более крупно, то, что расположено ближе, изображается внизу листа, а дальше – наверху). На иллюстрациях можно увидеть разные способы изображения домов, деревьев, пространства земли, животных в движении и т. п. Однако использовать их рекомендуется после наблюдений как дополнительный прием, помогающий перевести наглядные образы, сложившиеся при непосредственном восприятии, в графические или как прием, обогащающий запас графических образов, разрушающий стереотипы, шаблоны. Иллюстрацию нельзя предлагать детям для прямого подражания. Самые яркие представления, сложившиеся в наблюдении, вытесняются последним, более свежим восприятием готового образа. Поэтому применять этот прием нужно в предварительной работе.

Прежде всего, педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства, вызывает внимание к ним. Постепенно он формирует способность эстетического восприятия. Рассматривая картинки или скульптуру, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Развивая эстетическое восприятие у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным. Направленность внимания на выразительность в изображении событий, образов людей, животных, на богатство характерных деталей, цветовую сторону в произведениях искусства дает возможность подвести детей к умению элементарно оценивать их.Оценочное отношение у детей выражается в предпочтении одних произведений другим: часто дети просят показать еще несколько раз то, что им понравилось и запомнилось; появляются любимые произведения, развивается осознанное чувство радости, удовольствия от рассматривания.

Занимаясь с детьми 3–4 лет, важно привлечь их внимание к картине. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того ребенка, который является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя. При рассматривании картины с маленькими детьми можно вводить своеобразный игровой прием,развивающий наблюдательность и речь: воспитатель путем вопросов вовлекает ребенка в соревнование – «Кто больше увидит на картинке?», побуждая его к наблюдательности и высказываниям. В очень редких случаях малыши смотрят картины молча. Воспитатель должен поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять содержание картины.

Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного содержания, а не только те, в которых имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе, чем в более младшем возрасте, – о многом они могут догадаться, многое вообразить; помогают получаемые детьми знания и новые представления о явлениях жизни. У детей этого возраста достаточно развита любовь к природе, и они с интересом относятся к пейзажу, определяют, какое время года изображено, что характерно для осени и весны, какие краски выбрал художник для их передачи, как изображены зимний холод, вьюга, осенний ветер.Очень важно практиковать повторное рассматривание картин: знакомое произведение вызывает оживленные высказывания; в нем отмечаются те стороны и детали, которые не были замечены в первый раз. Беседы с детьми направлены на более глубокое понимание событий,изображенных в картине: дети не только рассказывают о том, что изображено, но и как изображено. Этому воспитатель учит детей с помощью образца рассказа.

Рассказ воспитателя по картине должен быть по возможности образным, выразительным, чтобы поднять интерес у детей, создать определенное настроение. Когда это возможно, воспитатель использует художественную литературу (читает строки стихотворения, отрывок из сказки, рассказа)

. Воспитатель подводит детей к умению сравнивать одну картину с другой. Старшие дошкольники способны к некоторому сравнительному анализу. Например, показав детям картины И. Левитана «Март» и А. Саврасова «Грачи прилетели», воспитатель спрашивает, где, по их мнению, изображена ранняя и где поздняя весна. Беседа может начаться с рассказа самого воспитателя о картине. Затем путем вопросов он привлекает и детей к активному выражению своих впечатлений. В других случаях, когда у детей развито умение рассматривать картины, воспитан интерес к ним, беседа прямо начинается с вопросов к детям. Проведя беседу по картине, воспитатель в заключение высказывает свое суждение о ней в понятной и интересной для детей форме, обобщая их высказывания.

Книжная иллюстрация позволяет подвести детей к углубленному восприятию содержания текста. Большую роль при этом играют вопросы воспитателя, устанавливающие связь между содержанием картины и прослушанным текстом. Так, например, при анализе образа героя («Дядя Степа», С. Михалков)

воспитатель, показывая
иллюстрации, обращает внимание детей на передачу характерной внешности героя, а также задает вопросы, выявляющие отдельные свойства характера дяди Степы, его поступки. Педагог помогает детям делать несложные выводы, обобщения, обращает их внимание на главное.
В результате таких занятий у детей развивается интерес к рассматриванию картин. Они начинают замечать картины вне детского сада, рассказывают об их содержании воспитателю. Интерес этот поддерживается тем, что в детском саду детям предоставляется возможность самостоятельно рассматривать художественные открытки и картинки.

Иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях. Иллюстрация — это одна из встреч детей с миром изобразительного искусства.

Список используемой литературы

1. Вопросы эстетического воспитания в детском саду. М., 1990.

2. Григорьева Г. Г.Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2000.

3. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольника. М., 1999.

4. Дехтерев Б. Познание мира и иллюстрация // Детская литература. 1990. № 3.

5. Зубарева Н. М. Дети и изобразительное искусство. – М., 1998.

6. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1993.

7. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. М.: Педагогика, 1990.

8. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 1992.

9. Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1996.

Тематическая неделя «В гостях у сказки». Старшая группа

Тема недели: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добру молодцу урок» для детей 5-6 лет
Описание: данный материал будет интересен воспитателям старших и подготовительных групп, учителям начальных классов, многодетным мамам. Цель: расширение знаний детей о русских народных сказках Задачи: — раскрыть детям понятия «сказка», «народная сказка»; — учить рассказывать сказки, пересказывать по ролям; — познакомить с художником-иллюстратором сказок Виктором Михайловичем Васнецовым; — способствовать развитию артистичности, эмоциональности, через проигрывание роли какого-либо героя; — воспитывать любовь к родному языку, через чтение и знание русских народных сказок; — воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки.


ПОНЕДЕЛЬНИК Беседа «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается»
Цель: обучение правилам слушания сказки. Задачи: — уточнить и закрепить понимание «сказки», как произведения и как термина; — способствовать формированию активного слушания от начала до конца не перебивая; — способствовать развитию логического мышления; — способствовать воспитанию уважения к рассказывающему, говорящему.
Сюжетно-ролевая игра: «Книжкина больница»
Цель: приучение к бережному отношению к книгам. Задачи: — учить «чинить» «заболевшую» книжку; — продолжать учить правильно пользоваться ножницами, аккуратно приклеивать; — способствовать развитию творческих способностей; — способствовать воспитанию аккуратности, бережливости.
Творческая деятельность:
Рисование: «Алёнушка у пруда» по мотивам картины Виктора Михайловича Васнецова Лепка: «Козлёночек»
Театральная деятельность:
разыгрывание мини-сценок по сказке
Д/и:
«Из какой сказки герой?», «Угадай героя»
Художественное чтение:
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (волшебная сказка) Репродукция картины: «Алёнушка» Васнецова
Работа с родителями:
«Моя любимая книга сказок»: дети приносят книги из дома и составляется мини-библиотека или мини-магазин.
ВТОРНИК Беседа: «Народная сказка – волшебная, про животных, бытовая»
Цель: расширение понимания народная сказка. Задачи: — дать понятие «народная»; — сформировать знания о разделении сказок на три вида: волшебные, про животных, бытовые; — способствовать развитию речевой активности детей; — способствовать воспитанию интереса к русскому народному творчеству, гордости за свой народ.
Экскурсия в библиотеку.Сюжетно-ролевая игра «В библиотеке»
Цель: приобщение детей к посещению библиотеки Задачи: — учить выполнять роль библиотекаря и читателя, вести грамотно диалог; — способствовать развитию артистичности, творческой активности; — способствовать воспитанию интереса к библиотеке, как к дому, где живут книги.
Творческая деятельность:
Рисование: по сказке «Журавль и цапля» Лепка: «Тарелка и кувшин» Аппликация: «Украшение кувшина»
Театральная деятельность:
разыгрывание мини-сценок по сказке Цель: развитие артистических данных.
Д/и:
«Опиши героя»
Художественное чтение:
«Журавль и цапля» (сказка про животных) Рассматривание иллюстраций к сказке. Беседа: «Книжная иллюстрация» Цель: ознакомление с понятием «иллюстрация»
Работа с родителями:
просьба сходить с детьми в книжный магазин.
СРЕДА Беседа «Герои сказок – какие они?»
Цель: расширение знаний детей о характере героев. Задачи: — учить называть отличительные черты героев, называя положительные и отрицательные качества; — учить описывать поступки и объяснять из значение; — способствовать развитию речи и расширению словаря детей; — способствовать воспитанию правильного поведения, чувства сострадания к слабым, желанию помочь.
Сюжетно-ролевая игра: «Книжный магазин»
Цель: формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности. Задачи: — учить правильно вести диалог в магазине; — учить исполнять роли продавца и покупателя; — способствовать развитию творческих способностей; — способствовать воспитанию культуры поведения в магазине.
Творческая деятельность:
Рисование: изображение отрицательного и положительного героев Лепка: «Горшочек каши» Аппликация: «Петушок-золотой гребешок»
Театральная деятельность:
разыгрывание мини-сценок по сказке Цель: развитие артистических данных.
Д/и:
настольно-печатная игра «Сказка за сказкой», «Какому героя принадлежит предмет?»
Художественное чтение:
«Каша из топора» (бытовая сказка), «Заяц-цваста», Заяц-трусишка и Заяц-храбришка» и т.д.
ЧЕТВЕРГ Беседа «Васнецов – художник-иллюстратор сказок»
Цель: знакомство детей с художников иллюстратором Задачи: — повторить понятие «иллюстрация», «художник-иллюстратор»; — дать понятие «репродукция», «картина»; — учить рассматривать картину, описывать её; — способствовать развитию речевой активности детей; — способствовать воспитанию интереса к художественному творчеству.
Сюжетно-ролевая игра: по желанию детей
Цель: развитие творческой активности детей
Творческая деятельность:
Рисование: по любой из выбранной сказке Лепка: по любой из выбранной сказке Аппликация: по любой из выбранной сказке
Театральная деятельность:
разыгрывание мини-сценок по сказке Цель: развитие творческих, артистических данных детей.
Художественная чтение на выбор:
«Снегурочка», «Иван-царевич и серый волк», «Подземные царства».
ПЯТНИЦА Беседа «Чему учат сказки?»
Цель: обобщение и закрепление полученных знаний по сказкам Задачи: — учить обобщать полученные знания; — способствовать развитию памяти, наблюдательности; — способствовать воспитанию любви к русскому народному творчеству.
Сюжетно-ролевая игра: по желанию детей
Цель: развитие творческой активности детей
Творческая деятельность:
Рисование: сюжет из сказки на выбор. Лепка: «Лягушка» Аппликация: «Лебеди в пруду»
Театральная деятельность:
разыгрывание мини-сценок по сказке Цель: развитие творческих, артистических данных детей.
Д/и:
«угадай загадку», собери картинку из пазлов.
Художественная литература:
«Царевна-лягушка» Рассматривание репродукции Васнецова. В течении всего дошкольного возраста дети любят слушать сказки, пересказывать их и сочинять свои. Сказки в целом способствуют развитию фантазии, воображения, творческого мышления, делают мир ребёнка волшебным, учат добру и отзывчивости, состраданию и пониманию. Читайте сказки чаще! Надеюсь мой материал будет интересен и полезен всем тем, кто работает с детьми.

Рекомендуем посмотреть:

Тематический день в подготовительной группе на тему «Насекомые» Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие Колобка» Конспект по развитию речи в старшей группе «Домашние птицы» Тематическая неделя «Зимующие птицы» в детском саду. Вторая группа раннего возраста

Похожие статьи:

Воспитание познавательного интереса к социальной действительности у детей старшего дошкольного возраста

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]