Картотека игр по речевому развитию у 2 младшей группы ДОУ


Дидактические игры по развитию речи в младшей группе

Использование игровых методов в детском саду — эффективное средство для формирования речи у малышей. Важная роль в этом процессе отведена дидактическим играм. Основной их задачей и целью является тренировка слухового внимания, речевого аппарата, памяти, обогащение словарного запаса и обучение правильному произношению.

Развивающие игры в детсаду

Дидактические игры, которые используют в своей практике детские сады для второй младшей возрастной группы, условно делят на следующие виды:

  • игры с вещами (игрушками, музыкальными инструментами);
  • настольные игры, где используются заранее подготовленные карточки с картинками;
  • улучшающие произношение слов и звуков.

Обратите внимание! В настоящее время действуют методические рекомендации ФГОС, определяющие базовые программы, требования и подходы к составлению планов дидактических игр для разных возрастных групп ДОУ.

Дидактические игры по развитию речи во 2 младшей группе в первую очередь направлены на формирование у малышей правильного произношения слов и звуков.

Игра «Солнышко или дождь»

Во время занятий нужно соблюдать определённые правила:

  • дидактический материал должен быть подготовлен заранее;
  • наглядность дидактического материала должна быть доступна для понимания;
  • желательно проведение игр в полной группе, чтобы все равномерно усвоили материал;
  • занятия проводят по заранее составленному плану;
  • для подвижных игр нужно организовать безопасную зону во избежание травм;
  • перед началом стоит рассказать про правила игры, заинтересовать и привлечь внимание.

Обратите внимание! Для дидактических игр используют специальную картотеку. С ее помощью воспитатель систематизирует игровой материал, формулирует цель и задания, которые нужно выполнить в процессе игры.

Игры для развития речи детей 3 — 4 лет.

Развивающие языковые игры для детей 3-4 лет являются важным элементом развития ребенка в целом. Каждая мама стремится дать своему ребенку все самое лучшее с самого раннего возраста. Однако следует уделить должное внимание речи и дикции ребенка.

С каждым годом ребенок становится более зрелым и каждый раз ему требуется новая информация. Чтобы правильно развивать речь у ребенка, совсем не обязательно посещать различные платные занятия, можно в виде игры дома отлично научить ребенка говорить четко и ясно.

Поверьте, эти простые домашние игры намного эффективнее уроков с учителем. Конечно, это в том случае, если в произношении нет нарушений.

К тому же такие игры серьезно не сэкономят семейный бюджет, а ребенок будет доволен уютной атмосферой дома и готов учиться с новыми силами.

В возрасте 3–4 лет ребенок должен с радостью принимать различные новые игры и с удовольствием удовлетворять различные запросы родителей.

В этой статье представлены игры, которые помогут детям 3-4 лет развить речь и дикцию.

«Ехай! Нет, поезжай»

Эта игра вызывает у детей бурю эмоций, ее суть заключается в правильном произношении слова «го». Вам понадобятся: машина с кузовом, небольшая игрушка.

Подъезжает машина, в которой сидит кролик и говорит: надо в лесу грузить дрова, ребенок должен сделать вид, что он их загрузил, и сказать: «Вот, вперед!» Если вы ошиблись, исправьте и играйте снова.

«Магазин»

Эта игра полюбилась многим девушкам, ведь, как правило, девушки любят все, что связано с покупками и покупками. Ваша задача построить импровизированный магазин и разложить в нем товары по полкам.

Пусть ваш ребенок будет продавцом, а вы покупателем. Самым главным условием является то, что товар продается только при правильном произношении слова и угадывании товара, произнесении только одного звука.

Например: мне нужно «м», ребенок должен посмотреть на товар на полках и угадать, что это пишущая машинка.

«Простые загадки»

В такой игре нет ничего сложного, вам нужно отгадать загадку из всего, что может подтолкнуть вас к правильному ответу.

Например: лежа в ванной, когда в нее попадает вода, образуется пена и руки становятся чище. Правильный ответ – мыло.

Мы лежим на нем всякий раз, когда устаем, а утром нас уже не оторвать. Правильный ответ – подушка.

«Человек»

Вам понадобятся карандаши и лист бумаги. Попросите ребенка нарисовать человека или персонажей и придумать их имя и фамилию.

Также позвольте мне пофантазировать и нарисовать, какой у этого человека дом, какой у него питомец, его рабочее место.

Когда он придет на рабочее место, попросите его разработать одежду для своего персонажа, посуду и игрушки. Наконец, попросите ребенка рассказать вам о своем персонаже более подробно на основе его рисунка. Эта игра отлично развивает память и воображение.

«Опиши игрушку»

Вам понадобится любая игрушка, которая есть в доме, пусть ребенок внимательно ее осмотрит и спрячет.

Позвольте мне описать это как можно подробнее, а теперь прикрепите к той же игрушке значок или резинку и снова покажите ее ребенку, задав вопрос «что в ней изменилось». Он должен запомнить форму игрушки, чтобы найти разницу. Эта игра отлично подходит для развития памяти и внимания.

«Звонок»

Вам понадобится мобильный телефон и воображаемый собеседник. Пусть ребенок позвонит по телефону (дедушке, бабушке, сестре или другу) и поговорит с ним на разные темы.

При этом следите за его разговором, он обязательно должен попрощаться перед началом разговора, а также сказать «спасибо» и «до свидания».

Также попросите ребенка рассказать другому человеку, как он провел сегодня день, чем был занят. С помощью такой игры можно отлично установить у ребенка нормы этикета и развить речь.

«Антоним»

С помощью этой игры вы познакомите своего ребенка с антонимами и улучшите его языковые навыки. Вы должны назвать пару слов, и ребенок должен доказать обратное.

Например: карточка белая, и ребенок должен ответить – карточка черная или дерево высокое – нет, короткое.

«Какой он?»

Вам понадобится какой-нибудь предмет или игрушка, что угодно, и ребенок должен их подробно описать. Например: есть машинка, что это? – красный, быстрый, с черными колесами и т д. Вот маркер, что это? – зеленый, яркий и тд

Вы также можете поменяться ролями, вы можете описать продукт или предмет, и ребенок должен это угадать. Например: красный, воздушный, круглый – это мяч.

Языковые развивающие игры для детей от 3 до 4 лет помогут пополнить словарный запас. В такую ​​игру можно играть, даже когда идешь на рынок или в магазин, я показываю ему любой товар на полках и даю ему описать его максимально подробно.

Дистанционное образование

Планирование работы по ЗКР в младшей группе

  1. Основные направления работы:
  • Формирование правильного произношения
  • Развитие слухового восприятия, фонематического слуха
  • Развитие длительного ротового выдоха, речевого дыхания
  • Работа над интонационной выразительностью речи (высота и сила голоса, словесное ударение, выработка дикции)
  • Развитие мелкой моторики
  1. Рекомендации по планированию работы по ЗКР:
  • Как элемент речевого развития в образовательных областях проводится 2 раза в неделю
  • В календарном плане работа по развитию ЗКР (дыхания, слухового внимания, интонации) учитывается ежедневно
  • Развитие мелкой моторики также осуществляется ежедневно
  • В планировании должна быть отражена индивидуальная работа
  1. Планирование работы со звуками:

Дидактические игры и упражнения:

  • Игры на формирование правильного произношения звуков – 7в, с.54-95, логопедическое лото, домино,
  • «Волшебные кубики» (на звукоподражания и артикуляцию),
  • «Волшебный мешочек», «Звуковые часы», «Рыбалка» (7г, с. 28),
  • «Логический поезд»,
  • «Кто быстрее соберёт вещи?» (7д, с. 49),
  • «Собери букет» (7д, с.52),
  • «Найди пару» (7д, с.53), «Магазин» (7д, с.50),
  • «Поезд» (7д, с. 61),
  • «Найди место картинке» (7г, с.29),
  • «Волшебная палочка» (7л, с.24),
  • «Чей рассказ лучше?» (7в, с.99),
  • «Покатаем на машине» (7б, с.27),
  • «Назови продукты» (76, с. 141),
  • «Угадай последнее слово» (дополнение стихотворений, фраз — 7е с,59),
  • «Кто больше увидит?» (нахождение на картине слов с заданным звуком),
  • «Кто вернее и быстрее?» (аналогично можно работать с любыми звуками) (7е, с.30),
  • «Кто больше вспомнит?» (подбор любых слов — все части речи — с заданным звуком),
  • «Кто больше услышит?» (выбор слов с заданным звуком из прослушанного текста), составление предложений по сюжетным картинкам, рассказов по сериям картинок, инсценировки сказок.
  1. Игры и игровые упражнения, используемые для развития общих речевых навыков:
  • Развитие слухового внимания, речевого и фонематического слуха:

Необходимо наличие в группе звучащих игрушек, муз. инструментов (молоточки, колокольчики, металлофон, бубен, дудочки, барабан, погремушки…) Вести работу по воспроизведению серии звуков. Отрабатывать способность к воспроизведению серий звуков в различном темпе.

Дидактические игры на развитие слухового внимания:

  • «Повтори за мной» («Попугай»,«Магнитофон»),
  • «Продавец и покупатель»(7г,с. 16),
  • «Телефон»(7 л, с.89,94), «Кто что услышал?» (7г, с.15,16),
  • «Кто позвал?» (7г, с.22),
  • «Где звучит?» (7г,с 15),
  • «Жмурки» (со звучащими предметами, с голосом — 7г,с. 18),
  • «Чей голос?» (птицы и животные — 7г, с.21),
  • «Кто лучше слышит?» (7 л, с. 89), «Эхо» (7 л, с. 89),
  • «Переполох», «Ветер и птицы», («Солнце и дождик» — 7г, с. 19,20),
  • «Улитка» (7г, с.22),
  • «Лягушка» (7г, с.22),
  • «Найди ошибку» (7б, с.25), стихи, небылицы…

Дидактические игры на развитие фонематического слуха:

  • «С какого звука начинается твоё имя?»,
  • «Найди ошибку и назови слово правильно» (76, с. 151),
  • «Рифмушки» (настольно-печатная и устный вариант), «Испорченный телефон», «Выдели голосом» (произнесение ребёнком слова с выделением голосом заданного звука –хххвост, меххх,…) +д/и из пункта №3
  • Развитие артикуляторного аппарата:

В данном возрасте артикуляторная гимнастика очень эффективна! Рекомендуется ежедневно включать 1-2 минутные артикуляторные упражнения в любые режимные моменты: после зарядки, после сна, как паузы для отдыха

Необходимо наличие:

  • картотеки игр и упражнений для артикуляторной гимнастики (7в с.32-39, 7е, 7д, 7м с.125)
  • сказки о « Весёлом язычке» (7л с.31,53,79,111; 7д;…)
  • материал, содержащий описание уклада органов артикуляции при произношении изучаемых звуков (7и, 7е)
  • Развитие длительного выдоха, речевого дыхания:

В группе должны быть игры и игровой материал для развития длительного плавного выдоха (пособия из папиросной бумаги, листики, снежинки, игрушки-подвески, вертушки, лёгкие игрушки на поддувание, надувные игрушки, воздушные шарики, мыльные пузыри, кусочки ваты, дудочки,…) Необходимо сделать картотеку игр и упражнений на дыхание.

Дидактические игры для выработки длительного выдоха:

  • «Футболисты»,
  • «Чья снежинка,… дальше полетит?» (7г, с.40),
  • «Насос», «Дровосеки»,« Чей пароход лучше гудит?» (7г, с. 40), «
  • «Узнай по запаху» (любые ароматы — 7г, с. 40),
  • «Король ветров», «Бульканье» (дуть в воду через соломинку), «Кто сильнее?» (сдувать лёгкий шарф… – 7 л,с87),
  • «Пузырь.» (дифференциация С — Ш — 7г, с.42),
  • «Вьюга» («Гудок» — 7г, с. 51)

Дидактические игры для развития речевого дыхания:

  • «Придумай фразу» (7г, е.44),
  • «Назови соседей» (7г, с.44),
  • «Эхо» (повторить фразу з 3-5 слов),
  • «Волшебное зеркало» (7г, с.45),
  • «Определи место игрушки» (7г, с.49),
  • «Кто кого?» (7г, с.52)
  • Работа над выразительностью речи:(темп, ритм, словесное и логическое ударение, дикция…):

Отработка произношения скороговорок, чистоговорок, стихов (подбирать слова со сложной слоговой структурой).

Игры-драматизации: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Медведь и ёлка» — 7в с.53,54).

Хороводные игры, ролевые игры: «Гости», «Автобус», «Почта», «Телефон»,…. «Произнеси фразу с … настроением», «Выдели голосом слово во фразе», «Твоё настроение», «Кот и мыши» (дети вынуждены говорить медленно), «Вьюга» (7г, с.51), «Перебежки» (7в с.51), «Угадай, какой поезд» (7б с.36)

  1. Развитие мелкой моторики:

В группе необходимо иметь:

  • картотеку пальчиковых игр, речь с движением
  • различные мозаики с мелкими деталями, конструкторы, крупные бусы, …
  • пособия на застегивание пуговиц, шнуровки
  • пособия на штриховку, трафареты, лабиринты, печати, «Выложи узор из палочек»

Дидактические игры на развитие мелкой моторики:

  • «Пианино»,
  • «Волшебный мешочек»,
  • «Найди пару» (пуговицы или другая парная мелочь),
  • «Сухой пальчиковый бассейн» (7и, с.74),
  • «Прищепки» (7и, с.67 ),
  • «Составь цепочку (скрепки)», «Пальчиковый театр», «Теневой театр», «Фанты», «Рисуем ножницами» (7и, с.69,75),
  • «Вышивалыцицы» (7и, с.70),
  • «Найди сюрприз» (7и, с.66),
  • «Маленький аптекарь» (7и, с.69),
  • «Цветные капли» (7и, с.68), «Смотай клубочек», «Пёстрый коврик»
  1. Организация уголка ЗКР:
  • Для уголка необходимо выделить определённое место, где должны быть собраны:
  • систематизированные речевой и наглядный материал
  • картотеки игр и упр. на развитие мелкой моторики
  • картотеки игр и упр. на развитие дыхания
  • картотеки артикуляционных упражнений
  • картотеки игр и упр. на развитие дыхания
  • картотеки игр и упр. на развитие слухового и речевого внимания
  • картотека речевого материала для работы с изучаемыми звуками
  • Материал на развитие мелкой моторики должен быть доступен детям (кроме очень мелких деталей)
  • Уголок пополняется ежемесячно:
  • речевой и наглядный материал согласно планированию
  • материал на развитие общих речевых навыков и мелкой моторики согласно данным рекомендациям на усмотрение воспитателя
  • любая д/и для работы со звуками (одна) и для развития общих речевых навыков (одна)
  1. Рекомендуемая литература:
  • а. Ефименкова Л.И. «Формирование речи у дошкольников»
  • б. Максаков А.И. «Правильно ли говорит Ваш ребёнок»
  • в. Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя»
  • г. Ред. Селивёрстов В.И. «Игры в логопедической работе с детьми»
  • д. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи»
  • е. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Д/и на уроках русского языка в 1-4 кл. вспом. шк.»
  • ж. «Тру-ля-ля» из серии «Карапуз»
  • з. Буденная Т. В. «Логопедическая гимнастика»
  • и. Галанов А.С.«Психическое и физическое развитие ребёнка от 3 до 5 лет»
  • к. Бородич А.М. «Методика развития речи детей»
  • л. Хватцев М.Е «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста»
  • м. Ред. Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи в датском саду»
  • н. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе»

Учитель-логопед
МикушинаЕ.С, высшая квалификационная категория

Методическая копилка
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]