Развитие сюжетно — ролевой игры дошкольника на разных возрастных этапах


Рекомендации для родителей

Маленькому «режиссеру-постановщику» трудно на первых этапах придумать интересный сюжет. Он еще недостаточно освоил мир, в котором живут взрослые люди. В этот период необходимо помочь малышу, показать, как и во что можно играть. От фантазии родителей будет зависеть разнообразие сюжетов, их продолжительность и эмоциональная насыщенность. При организации развлечений взрослым нужно соблюдать несколько правил:

  1. Не принуждать. Если у дитя нет настроения или он просто планировал сложить картинку из пазлов, не стоит разворачивать строительство космического корабля. Прежде нужно спросить, хочет ли малыш этим заниматься и только получив согласие приступать к активным действиям. При первых признаках потери интереса лучше прекратить занятие.
  2. Не загонять в жесткие рамки. Пусть малыш проявляет фантазию и вносит свою лепту в развитие сюжета.
  3. Создавать дружелюбную атмосферу. Отставить строгие интонации, раздражение и авторитарные замашки, они здесь совершенно не нужны. Играйте на равных, а лучше возьмите на себя второстепенные образы: больного в поликлинике, растрепанной модели в парикмахерской; неумелого участника дорожного движения. Направляйте действия своего чада потихоньку, исподволь, чтобы он этого не почувствовал.

Сюжетно-ролевые занятия не только развлекают, но и являются элементом образовательного процесса, позволяющего понять законы, по которым живут люди. Кроме того, они прививают подрастающему поколению коммуникативные навыки, помогают стать самостоятельными личностями, готовыми преодолеть любые жизненные невзгоды. Больше интересной информации про игрушки и развитие детей можно прочитать в нашем блоге.

Сюжетно — ролевые игры в средней и старших группах

В таблице показаны эти 8 вида сюжетно — ролевых игр, которые практикуются в средней и старших группах .

Сюжетно-ролевая игра Ход
Необходимый инвентарь для игры Цель Ход
  1. Магазин
Овощи, фрукты, деньги, весы, фартук, колпак для продавца Улучшение знаний дошкольников о названии фруктов и овощей. Знакомство с тонкостями профессии продавец. Покупатель просит взвешивать продавца взвесить фрукты. Он надевает колпак и фартук и начинает взвешивать. Покупатель даёт деньги, платит за покупки и складывает в сумку.
  1. Больница
Колпак врача, шпатель, фонендоскоп, вата, шприц из пластика, молоток для невропатолога, зеркало для врача -отоларинголога Ознакомление с инструментами врача поможет малышам уменьшить боязнь к докторам. По предложению педагога дети делятся на врачей и больных. Первым даются инструменты, которые затем проводят прием пациентов.
  1. Семья
Кукла в качестве малыша, колясочка игрушечная, веник, совок, посуда , Раскрытие внешнего мира детей, а так же взаимодействие и общения между семейными членами Сценарий регулируется детьми. Как они представляют отношения внутри семьи, так и играют. 4. Парикмахерская Расчески, заколки, флаконы от лака для волос и шампуней. 1)Ознакомление с новыми терминами, которые обогащают их лексику, например, “укладка”, “бигуди”. 2)Обучение поведенческим нормам в разных общественных местах. Клиент приходит к парикмахеру. Он с помощью заколок и расчески делает прическу 5.Ателье
Куколки, одежды для них, утюг, гладильная доска, бумага, метр, ножницыдлявыкроек. Дети налаживают взаимоотношения друг с другом и знакомятся с кройкой и шитьем. Малыши делают выкройку, потом вырезают ее и шьют платьица для кукол.
Куколки, одежды для них, утюг, гладильная доска, бумага, метр, ножницы для выкроек. Дети налаживают взаимоотношения друг с другом и знакомятся с кройкой и шитьем. Малыши делают выкройку, потом вырезают ее и шьют платьица для кукол. 6. ПДД

(Правила дорожного движения)

Нарисованная зебра, палка регулировщика, светофор. Обучение правильному поведению на улице и переходу дороги, знакомство со светофором. Деление детей на регулировщика, водителей и пешеходов. Педагог объясняет правила, а детки играют в придуманные им ситуации. 7.Кафе Поднос, сервиз для чая, фрукты, спец форма, игрушечные меню, и пирогенные. Уметь делать сервировку и уважать друг друга. Учувствуют повар, официант и посетители. Каждый делает своё дело, Их цель качественно обслужить посетителя. 8. Школа Звонок, доска, очки, тетради, книги, ручки, рюкзак. Знакомить детей со школой и узнают, что это конкретное место учёбы. Они преодолевают страх перед школой. Педагог звенит в звонок и приглашает учеников войти в класс, потому что они начинают урок. Дети звонят, сидят тихо, не балуются и на вопросы отвечают, поднимая руку.

Уровни сюжетно-ролевой игры: от 3 до 7 лет

Основным показателем развития игры считается ее последовательность: начало процесса, кульминация и логическое завершение. Наблюдение за детьми во время занятий помогает взрослым заметить поведенческое отклонение в раннем возрасте и приложить усилия, чтобы его устранить. Детские психологи находят взаимосвязь между возрастом ребенка, уровнем его развития и сложностью игровой деятельности:

  • 3-4 года. В основном малыши играют со взрослыми, помощь которых на данном этапе довольно значительна. Родители придумывают сюжет, удерживают воображаемую ситуацию, направляют ребят и осуществляют руководство. Нередко детки пытаются играть самостоятельно, но такие занятия, как правило, кратковременны и ограничиваются парой действий: помыть посуду, уложить куклу спать, накормить медвежонка. Дальше сюжет не разворачивается — никто не ест, не хвалит за чистые тарелки и не просыпается. На данном этапе игра должна научить детвору действовать согласно сценарию, развивать фантазию и обогащать словарный запас.
  • 4-5 лет. С этого возраста ребята начинают осваивать простые сюжетные направления, в которых примеряют на себя различные образы: мамы, сестры или врача из детской поликлиники. Они активно взаимодействуют с игрушками, разговаривая за себя и за них. В этом возрасте ребятишки уже могут объединяться в группы (2-3 человека) для совместных занятий. Компания помогает 4-5 летним игрокам развивать коммуникативные способности, учит вести диалог, самостоятельно распределять обязанности и подбирать игрушки.
  • 5-6 лет. Основным направлением игры становятся отношения между людьми, роли которых дети распределяют между собой. Игрушки подбираются под придуманный сценарий. Бытовая тема дополняется трудовой деятельностью и яркими событиями в жизни. Нужно соответствовать характеру и действиям порученной роли. Играя, ребенок развивает умения определять правила и менять сюжет, активизирует диалогическую речь, обогащает свой социальный опыт (узнает правила поведения на дороге, в транспорте, кафе, магазине и т.д.)
  • 6-7 лет. На данном этапе дети действуют осмысленно, осознавая свои отношения с партнерами. Проигрывая сцены, они ревностно следят за соблюдением друзьями общепринятых правил: «Папы так не поступают», «Обед не начинают со второго блюда», «Девочки себя так не ведут» — подобные фразы часто звучат в компании детей старшего дошкольного возраста. На первый план выходят творческие сюжетно-ролевые забавы с захватывающими сюжетами, содержанием, новыми героями, сказочным миром. Детвора сама готовит декорации и атрибуты, подбирает игрушки, добавляет в сценки элементы танца, пения.

Игра — ведущий вид деятельности дошкольника и занимает важное место в его жизни. Малыши переносятся из повседневной рутины в воображаемую ситуацию, примеряют на себя интересные роли, используют образы и фантазию для действия в игровом пространстве. Взрослые же в это время получают в руки мощный инструмент влияния на будущие наклонности ребенка, его поступки и характер. О пользе деревянных игрушек можно прочитатья в статье — «Деревянные развивающие игрушки: особенности и польза для детей».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]