Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
Конспект занятия по обучению сюжетно-ролевой игре для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Игровая деятельность дошкольников с ЗПР отличается от игры нормально развивающихся сверстников, прежде всего, однообразием, отсутствием творчества, слабостью воображения, недостаточной координацией игровых действий, несоблюдением игровых правил. Между тем, ребёнок, полноценно не овладевший игрой, не сможет перейти к следующей ведущей деятельности – учебной. В связи с этим становится особенно актуальной проблема формирования игры (особенно творческой, в том числе, сюжетно-ролевой) для развития детей с ЗПР и успешной коррекции нарушений. Для снижения факторов, негативно влияющих на освоение дошкольниками с ОВЗ игровыми навыками и улучшения социализации, мы проводим занятия по обучению воспитанников игре. В этом занятии используются приёмы, которые помогают детям овладеть творческой игрой, сформировать у них компенсаторные функции. Это, например, создание игровой обстановки до начала игры; просмотр презентации, рассматривание иллюстраций с акцентом на значимые моменты; упражнения в игровых действиях; подбор вместе с детьми атрибутики, изготовление её своими руками; вербализация собственных действий.
Для подготовки к таким занятиям мы проводим разнообразные виртуальные экскурсии, игры-превращения, игры-импровизации, игровые ситуации, погружая детей в различные эмоциональные состояния, организуем дидактические игры, экспериментирование, моделирование, продуктивную деятельность; с родителями наши воспитанники посещают объекты социальной и производственной сферы (в данном случае – парикмахерскую).
Задачи:
- расширять жизненный опыт детей, учить применять его в игровой деятельности;
- учить формировать план-замысел игры и реализовывать его по намеченному алгоритму;
- формировать речевое опосредствование деятельности;
- развивать умение взаимодействовать со сверстниками в процессе развёртывания игрового сюжета.
Оборудование
: презентация «Работа парикмахерской», карты для игры «Что лишнее»; фон и готовые формы для аппликации, клеёнка, клей-карандаш; куклы с длинными волосами, тематический набор «Парикмахерская», зеркало, детские стульчики; каталоги с причёсками, резинки, заколки, фартуки, бейджи.
Ход деятельности
Педагог
: Ребята, знаете ли вы мастера, который хорошо владеет ножницами, расчёской, феном, может помочь людям подготовиться к празднику, сделать их красивее? Как вы думаете, что это за мастер? (
Ответы детей.
) А хотите вы сами поиграть в парикмахерскую? (
Ответы детей.
)
Педагог
: Для настройки внимания проведём с вами разминку «Покажи, что скажу, а не то, что покажу». (
Педагог называет части тела и дотрагивается до них (лоб, живот, колено, локоть и т.д.). В какой-то момент педагог называет одно, а дотрагивается до другого. Например, дотрагивается до спины, говорит живот. Дети должны показать то, что назвал педагог.
) Ребята, а как можно назвать одним словом то, что мы с вами показывали? (
Части тела
.) Молодцы те ребята, кто был внимателен и не ошибся.
Педагог
: (
Показ презентации «Работа парикмахерской».
) Ребята, что здесь изображено? (
Парикмахерская
.) Давайте узнаем о профессиях людей, работающих в парикмахерской.
Педагог
: (
На слайде картинка «Администратор»
.) Как вы думаете, какую работу выполняет администратор? (
Записывает клиентов на стрижку и покраску волос в удобное для них время.
) Какие предметы использует администратор? (
Телефон, ручка, журнал
.) Каким он должен быть? (
Вежливым
.) Ребята, а кого называем клиентами? (
Ответы детей
.)
Педагог
: (
На слайде картинка «Кассир»
.) Что делает кассир? (
Принимает оплату за выполненную услугу, даёт сдачу, выбивает чек.
) Какими инструментами он пользуется? (
Касса, терминал, калькулятор, ручка
.) Каким должен быть кассир? (
Ответы детей
.)
Педагог
: (
На слайде картинка «Парикмахер»
.) Ребята, а кого можно назвать парикмахером? (
Мастер, который работает над созданием причёсок.
) Что необходимо парикмахеру для работы? Как парикмахер должен общаться с клиентами? (
Быть вежливым, внимательным, аккуратным, терпеливым
.)
Педагог
: (
На слайде картинка «Уборщица».
) Что делает уборщица? (
Подметает, моет полы, меняет использованные полотенца
.)
Педагог
: (
На слайде картинка «Мастер по маникюру».
) Что делает мастер по маникюру? (
Делает маникюр, стрижёт и красит ногти.
) А какие инструменты нужны мастеру? (
Маникюрные ножницы, пилки, щипцы, лак
.)
Педагог
: Ребята, какие правила поведения существуют между клиентами и работниками парикмахерской? (
Они должны быть взаимно вежливыми.
)
Педагог
: А сейчас мы поиграем в игру «Что лишнее». Давайте с вами вспомним правила. Необходимо выбрать на каждой игровой карте изображение лишнего предмета. (
На игровых картах изображены инструменты (ножницы, расчёска, зажимы для укладки, плоскогубцы), электроприборы (фен, миксер, терминал, щипцы для укладки волос), мебель (гардеробный шкаф, тумбочка с зеркалом, книжный шкаф, крутящееся кресло). После каждого выбора детей педагог задаёт вопросы: Почему предмет лишний? Как можно их назвать одним словом?
)
Педагог
: Ребята, давайте продолжим наше занятие в творческой мастерской. (
Предлагаем детям сделать куклам причёски к празднику. На столе разложены готовые формы. Дети имеют возможность выбрать причёску и изображение куклы. Дети комментируют свои действия. Например: «Эту девочку зовут Даша. Я хочу сделать ей косички с красными бантами. Я возьму косички, переверну и положу на клеёнку, намажу клеем, приклею, разглажу».
)
Педагог
: Ребята, представьте, что мы идём с вами на праздник. Как вы думаете, что для этого нужно? (
Педагог подводит детей к мысли, что нужно выглядеть нарядно, и предлагает для этого отправиться в парикмахерскую. Распределение ролей осуществляется с помощью приёма случайного выбора: на карточках распечатаны изображения работников парикмахерской. Карточки перевёрнуты вниз изображением. Дети берут карточку и выполняют соответствующую роль
.)
Педагог
: После такого трудного рабочего дня необходимо немного отдохнуть. Давайте выполним расслабляющее упражнение «Моем руки». Нужно потереть напряжёнными ладошками друг о друга, затем «стряхнуть воду» с расслабленных кистей рук, мягкими движениями «вытереть руки» воображаемым полотенцем. (
Повторить несколько раз
.)
Марина Святкина, Марина Савельева, воспитатели,
Алсу Антонова, учитель-дефектолог,Оксана Кузнецова, учитель-логопед,МБДОУ № 101, г. Ульяновск
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
- Бабынина Татьяна Николаевна
- Мороз Екатерина Александровна
- Коваленко Марина Викторовна
Воспитатели МДОУ «Детский сад комбинированного вида №19 п. Разумное Белгородского района Белгородской области»
Участники проекта: воспитатель и дети старшей группы.
Цель: формировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Салон красоты».
Задачи
Образовательная: учить комбинировать знания, полученные из разных источников, отражать их в едином сюжете игры; побуждать детей самостоятельно распределять роли, подготавливать необходимые условия;
Развивающая: развивать умение согласовывать сюжетные линии игры и ролевые действия, договариваться о последовательности совместных действий.
Воспитательная: воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу.
Роли: администратор, мастер по маникюру, парикмахер, визажист, клиенты, уборщица.
Оборудование: строительный материал, зеркало, расчески, флаконы от шампуней, бигуди (колпачки от старых фломастеров), игровой набор для парикмахера; кошелёк, деньги (бумажки, детали мозаики, фишки от лото), телефон (кирпичик), сумка (для клиента); ручка, касса, деньги, модные журналы (для администратора); пилочки (палочки), ватные палочки и диски, ванночка, баночки и бутылочки (кегли); халат, косынка, перчатки, ведро, таз, швабра (палка); игровой набор для визажиста.
Предварительный этап.
Беседа с детьми: «Что делают в салоне красоты?»
Вопросы:
— какие бывают залы?
— какие виды работ там проводятся? (стрижка, мытье головы, маникюр, макияж, покраска волос, укладка волос и т.п.)
— как надо вести себя в салоне красоты?
Чтение художественной литературы: С. Михалков «В парикмахерской», М. Скребцова «Чудесный парикмахер», Э.Успенский «Страшная история».
Экскурсия в салон красоты. Наблюдение за работой мастеров. Рассматривание модных журналов, каталогов.
Обучающие игры:
Словесные игры с предметами: «Что умеют мастера»; «Кому что нужно для работы?»; «Я знаю 5 предметов, которыми пользуется…» (администратор, парикмахер, визажист, мастер по маникюру)
Игры – имитации: «Угадай по действиям»; «Что мы видели, не скажем, а что делали – покажем». Игры – диалоги: «Разговор по телефону»,
Создание мастерской «Юный дизайнер салона красоты»: вывески «Салон красоты», табличек — названий кабинетов; изготовление фризов «Модные прически», «Мой модный образ», «Красивые ноготки».
Подбор материалов для игры, подготовка декораций и атрибутов.
Ход игры.
На ковре стоят стойки, между ними привязана красная лента.
— Ребята, скоро праздник «День защитника отечества!». Этот праздник ваших пап, дедушек и наших мальчиков — будущих солдат. Девочки, а вы хотите в это праздник понравится нашим мальчикам? А где можно подстричь волосы, сделать прическу, маникюр, наложить макияж?
— В салоне красоты.
— Именно сегодня открывается «Салон красоты».
-А право разрезать ленточку получит тот кто больше даст определений к слову солдат и воин (какой он?), за правильный ответ даю поощрительные жетончики. У кого больше будет жетончиков, тот и будет разрезать ленточку.
Распределение ролей.
— Дети, помните, мы беседовали с вами о том, кто работает в салоне красоты?
А кто будет работать в нашем салоне красоты? Кто будет делать прическу, накладывать макияж нашим модницам на праздник наших мальчиков?
Предполагаемые роли:
- Парикмахер (делает прическу, моет голову, стрижет).
- Мастер по маникюру (делает маникюр).
- Администратор (эту роль берет на себя воспитатель).
- Уборщица (убирает зал, меняет полотенца).
- Визажист (делает макияж).
- Клиенты.
— Пока наши девочки будут посещать салон красоты, наши мальчики будут сооружать из крупного строительного материала «Танцевальную площадку» (мальчики уходят делать круглую на полгруппы площадку для бала)
Сюжетные линии обыгрывания.
- Дети одевают спец одежду. Занимают свои рабочие места.
- Все клиенты ждут на стульчиках своей очереди.
- Заходит первый клиент. Подходит к администратору. Спрашивает можно ли ему сделать маникюр.
- Администратор проводит клиента к мастеру.
- Мастер по маникюру. Обрабатывает инструмент, пилит ногти, красит, выписывает квитанцию.
- Клиент благодарит мастера и идет оплачивать квитанцию к администратору.
- Администратор выбивает чек, и предлагает посетить салон еще раз.
- Второй клиент проходит к парикмахеру. Парикмахер уточняет. Что будут делать стрижку или укладку. Делает прическу и выписывает квитанцию.
- Уборщица подметает пол и меняет полотенца.
- Администратор сообщает, что появилась новая вакансия «визажист».
- Возникает другая сюжетная линия, добавляется роль визажиста.
- Звонит, телефон администратор берет трубку, у него спрашивают, можно ли прийти на прием к визажисту. Администратор отвечает, что открылся кабинет визажиста и что можно приходить, они будут рады видеть его.
- Визажист, ждет клиента, готовит свое рабочее место.
- Приходит клиент, администратор его приветствует, провожает к мастеру.
- Мастер делает макияж, красит глаза, ресницы, наносит пудру. Выписывает квитанцию.
- Клиент, благодарит мастера, идет оплачивать квитанцию к администратору и записывается на прическу к парикмахеру.
Игра продолжается до тех пор, пока все девочки (клиенты не) не посетят салон красоты.
- Новый сюжет девочки, после салона красоты идут на праздник к мальчикам.
Заключительный этап
- Запечатление детей на фотографии;
- Обсуждение игры;
- Сбор оборудования и атрибутов.
Следующая > |