Рекомендации по оформлению уголка природы в разных возрастных группахматериал на тему


Содержание экологических центров в группах ДОУ

Наталья Сугрина

Содержание экологических центров в группах ДОУ

угрина Н. Ф. ,

старший воспитатель

МБДОУ № 102

Содержание экологических центров в ДОУ

Обострение экологических проблем вызывает необходимость формирования у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в ДОУ- первом звене системы непрерывного образования.

Дошкольное детство- начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру»

, к себе и к окружающим людям. Детская деятельность не может быть полноценной вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление познавать новое, появятся апатия и агрессия. Избежать их поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей. Составной частью этого пространства в дошкольном образовательном учреждении является
эколого-развивающая предметная среда.
Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое»

общение с природой и животными, наблюдение за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы
(через книги, слайды, картины, дидактические игры и т. д.)
также имеет важное имеет значение: его задача заключается в расширении и дополнении впечатлений, которые ребенок получает от непосредственного общения с природой. Поэтому в дошкольном учреждении необходимо создание
экологических центров, как важных составляющих эколого-развивающей среды.
Главная задача развивающей экологической среды – создание условий для формирования у детей осознанно-правильного отношения к природе. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается самостоятельными наблюдениями, проведением опытов, стремлением у ребенка рассказать о своих переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности.

У нас в каждой группе созданы экологические центры. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать их для проведения эколого-педагогическихмероприятий и организации различных видов детской деятельности: продуктивной, коммуникативной, трудовой, игровой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, двигательной, восприятия художественной литературы.

Рассмотрим содержание экологических центров в контексте детских видов деятельности.

Для организации продуктивной деятельности экологического содержания созданы картотеки моделей для изодеятельности, собран природный материал для конструирования, атрибуты для нетрадиционного рисования, макеты природных зон, биоценозов, макеты по произведениям писателей В. Бианки, К. Ушинского и др.На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, камни, ракушки, перья, уголь и так далее.

Для организации игровой и коммуникативной деятельности в группах подобраны игры на развитие навыков общения у дошкольников с экологическим содержанием, сюжетно-ролевые игры «Туристы»

,
«Подводный мир»
,
«Сельский двор»
.Воспитатели придумали и изготовили различные дидактические игры:
«На дереве- на земле»
,
«Домашние и дикие животные»
,
«Животные и детеныши»
,
«Подбери лист к дереву»
,
«Муравейник и его обитатели»
,
«Весенние цветы»
,
«День-ночь»
,
«Обезьянки на дереве»
,
«Времена года»
.

Познавательно-исследовательская деятельность играет большую роль для развития познавательного интереса дошкольников и их творческой активности. Во всех группах для организации детской исследовательской деятельности в природе созданы уголки ученого. Даже дети первой младшей группы вместе с воспитателем проводят простейшие опыты. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Детское экспериментирование обеспечивает детям не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и дает возможность практически освоить элементарные навыки, необходимые для организации экологически грамотного ухода за выращиваемыми растениями.

На территории нашего ДОУ уже много лет работает экологическая тропа- специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для познавательно-исследовательской деятельности. Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. Они получают навыки ориентирования во времени и пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развивается мышление, речь, память. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять. Особое значение озелененная территория дошкольного образовательного учреждения имеет в условиях городской среды, где дети максимально изолированы от естественной природы.

В каждой группе с февраля высаживаются «огороды на окне»

, где есть лук, чеснок, зерновые культуры, цветочная рассада. Детям очень нравится наблюдать за растениями. Кроме наблюдательности, у них формируется чувство ответственности за начатое дело. Ежедневно отмечают состояние природы, выставляют соответствующую картинку в календаре. Мы стараемся поощрять детей, отмечаем наиболее наблюдательных, старательных и активных.

Для организации трудовой деятельности в экологическом центре собраны материалы и оборудование для трудовой деятельности (фартуки, тряпочки, губки, клеенка, пульверизатор, лейки, грабельки и т. д.) При их подборе мы учитывали, что материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Музыкально-художественная деятельность экологического содержания наиболее полно отражается в детских праздниках «В гостях у Осени»

,
«Волшебница-вода»
,
«Встречаем птиц!»
,
«День Земли»
и другие. Проведение таких праздников способствует формированию у детей чувства сопричастности ко всему живому на планете, воспитывает бережное отношение к природе. Во время таких мероприятий обычно проводятся соревнования, игры, конкурсы, устраиваются выставки детских рисунков, фотоматериалов, что также способствует эмоционально-положительному отношению детей к природному окружению.

В экологическом центресобраны художественные произведения о природе: сказки, рассказы, загадки, стихи, пословицы и поговорки, а также модели для рассказывания стихов, сказок.

Успех экологического воспитания и образования в ДОУ зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. При организации работы в разных объектах эколого-развивающей среды педагоги нашего ДОУ используют различные методы и формы работы с детьми,такие как: дидактические игры, систематизированные наблюдения, создание проблемных ситуаций, опытническая деятельность, организация интегрированных занятий, бесед природоведческого характера, использование природоведческой литературы, проектная деятельность, организация экскурсий и походов, природоохранных акций, проведение праздников и досугов, трудовая деятельность по уходу за объектами природы.

Таким образом, в результате применения современных подходов к экологическому образованию дошкольников, повышается уровень их экологической воспитанности, который выражается в качественно новом отношении к природе. Ведущим личностным достижением ребенка становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности- Жизни.

Литература

1. Николаева С. Совместная деятельность взрослого и детей // Дошкольное воспитание. 2000. № 5. С. 36-38.

2. С. Н. Николаева. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез. 2004.

3. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. Неизведанное- рядом – М.: Творческий центр Сфера, 2001.

4. Н. А. Рыжова. Не просто сказки. -М.: Линка-пресс, 2002.

5. Новоселова С. Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. — №4. 2005.

Для чего нужен?

Местечко, которое ознакомит малышей с окружающим миром, должно быть во всех группах. Его оформлению, ведению воспитатели, сами дети уделяют много внимания. А для чего это нужно?

Целей работы с таким наглядным материалом много:

  • проводится экологическое воспитание. К тому же, уголки природы в детских садах формируют у малышей аккуратность, чувство ответственности;
  • такие места воспитывают, формируют эстетические чувства. Создав необходимые условия, можно вырастить комнатные цветы разных видов. Это позволяет детям наслаждаться разнообразием красоты. Дошкольники, видя это, испытывают эстетическое удовольствие;
  • одна из целей создания– образовательная. Малыши под присмотром воспитателей трудятся, ухаживают за растениями и наблюдают за тем, как меняются они на протяжении всего года. У них формируется связь с ними и с явлениями. Учатся поливать цветы, обращая внимание на то, какое время года. Если лето, то полив должен быть обильным, если зима – то объем воды сокращается;
  • это место формирует навыки по уходу за цветами. Малыши учатся ухаживать за ними, поливать, вытирать пыль с подоконников, другим видам работ;
  • наличие такого места – возможность украсить помещение группы, сделать его интереснее, веселее для игрового процесса.

Стенд (уголок) «Эколята — молодые защитники природы»

«Станет лучше на планете, если ей помогут дети!»

«Мир такой волшебный и огромный, ты его как сказку береги!

Для поколений будущих природу, в первозданном виде сбереги!»

В нашем детском саду дети с младшего возраста начинают получать представления об увлекательном окружающем их мире.

Для того чтобы наши воспитанники научились понимать окружающий мир, осознавать, что являются его частью, устанавливать связи между объектами природы, мы создали экологический стенд-уголок «Эколята».

Цель стенда (уголка): Формирование богатого внутреннего мира воспитанников, бережного отношения к родной природе, ее животному и растительному миру, осознание необходимости сохранения охраны и спасения природы. Воспитание культуры природолюбия, развитие творческих способностей.

Экологический уголок «Эколята» – это одна из игровых и учебных зон экологической комнаты. В центре стенда –дерево с «Заповедями природы», оно представлено в ярких сочных тонах, что добавляет красок и солнечного настроения в атмосфере экодеятельности.

Название уголка — «Эколята», девиз — «СТАНЕТ ЛУЧШЕ НА ПЛАНЕТЕ, ЕСЛИ ЕЙ ПОМОГУТ ДЕТИ!», имеются эмблема, клятва, гимн.

Наш стенд выполняет просветительскую и информационную функцию, состоит из функциональных экологических разделов.

В экологическом уголке «Эколята» наших воспитанников ждут волшебные и необычайные встречи со сказочными друзьями – Эколятами, которые погружают ребят в таинственный мир экологии, знакомят с тайнами природы. Добрый Лесовичок отправляет Эколят к детям, чтобы они рассказывали, как нужно охранять и беречь лес, любить природу.

Умница, рассказывает детям, для чего нужны вода, воздух, лес, почва, животные, растения, в том числе и лекарственные. Знакомит наших воспитанников с энциклопедиями и книгами экологической направленности.

С очень общительной и веселой Елочкой дети играют в экологические игры, участвуют в различных проектах. Ребята разучивают стихотворения, поют песни, изготавливают совместно с родителями поделки.

Тихоня продолжает знакомить ребят с животными, растениями, повторяет с детьми правила поведения в природе, дает задания детям по уходу за комнатными растениями (герань, бегония), которые находятся в экологическом уголке. В процессе наблюдений за объектами природы, в сочетании с трудом по уходу за ними, у детей формируются представления о растениях, их росте и развитии, изменениях в зависимости от сезона. В осенне-зимний период на подоконнике располагается мини-огород, в котором растет рассада овощных, зерновых и цветочных культур.

А еще Тихоня знакомит детей с подводным миром с помощью аквариума с рыбками, ракушками, раковинами, которые так нравится детям.

Шалун знакомит родителей с информацией образовательного и воспитательного характера. Это консультации, буклеты, памятки. Знакомит с фотоотчетом экологической деятельности детей: экспериментирование у Чудо-пруда, знакомство детей с подворьем деревеньки Андреевки, огородом овощей, зерновых и разнообразием цветника.

Эколята знакомят детей с экологическим лэпбуком, который включает в себя игру Елочки «Хорошо или плохо для земли?», информацию Умницы из «мини-энциклопедии «Почему исчезают животные?», задании Тихони «Кто создал природа или человек?», совета Шалуна, как сортировать мусор.

Вместе со всеми героями – Эколятами у нас проходят акции «Кормушка для птиц!» «Посади клумбу!», экологический субботник «Очистим планету от мусора!» и конкурсы «Оазис», «Огород на окне». Эколята ведут детей в увлекательное путешествие по Экологической тропе нашего детского сада. И вместе со всеми героями проводим веселые развлечения!

В мини — лаборатории ребята под руководством педагога проводят эксперименты (подобрана картотека экспериментов в природе). В летний и осенний период дети вместе с педагогами, родителями собирают гербарии растений, природный материал. Наши воспитанники учатся работать с научным оборудованием: микроскопом, весами, используют колбы, мензурки, сыпучие материалы для исследований.

При организации работы в разных объектах эколого-развивающей среды мы используем дидактические игры, наблюдения, создание проблемных ситуаций, опытническую деятельность, интегрированные занятия, беседы природоведческого характера, что является уникальной возможностью для детей и родителей изучать, оберегать природу, дружить с ней. Уголок является местом систематического труда и наблюдений воспитанников, где они имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность. Таким образом, уголок «Эколята», заботливо устроенный нами для наших маленьких Почемучек, помогает им расти людьми, неравнодушными к проблемам экологии Земли.

А. М. Горький о.

Данный стенд помогает создавать условия для формирования интереса детей к природе и природным явлениям, помогает замечать красоту природы в разное время года, воспитывает бережное отношение к животному и растительному миру, умение правильно вести себя в природе, поощряет любознательность и способствует развитию творческих способностей детей.

Кроме того, у детей развиваются познавательно-исследовательские способности и трудовые навыки.

Мы уверенно можем сказать, что воспитанники нашего детского сада растут НАСТОЯЩИМИ ДРУЗЬЯМИ И ЗАЩИТНИКАМИ ПРИРОДЫ!

И будем продолжать свою экологическую деятельность под девизом: «СТАНЕТ ЛУЧШЕ НА ПЛАНЕТЕ, ЕСЛИ ЕЙ ПОМОГУТ ДЕТИ!»

Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь:

  • Натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи.
  • Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.
  • Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; картины известных художников.
  • Рисунки детей о природе и поделки из природного материала.
  • Материал для труда. Фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями. Метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в уголке природы и группе.
  • Оборудование для экспериментов. Формочки, воронки, лопатки, сита будут нужны для игр с песком. Для игр с водой можно использовать пипетки, одноразовые шприцы, ёмкости разной формы. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал (ракушки, камешки, шишки, жёлуди, каштаны, веточки). Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами.
  • Дидактические игры природного содержания «Кто что ест?», «Чей домик?», «Чей малыш?» и другие.

Наполнение уголка природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований Программы воспитания.

Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.

Презентация экологического уголка “Эколята-Дошколята”

Удивительный феномен природы состоит в том, что её воспитательное воздействие на внутренний мир дошкольника трудно переоценить, так как детская душа до конца раскрывается лишь в общении с природой. В рамках социально – образовательного проекта «Эколята – Дошколята» в нашем детском саду был создан экологический уголок, который является местом образовательной деятельности обучающихся, где они имеют возможность научиться понимать окружающий мир, осознавать, что являются его частью, устанавливать связи между объектами природы. Универсальность уголка состоит в том, что он доступен обучающимся в течение всего учебного года, в зависимости от времени года обновляется дидактический материал, дети наглядно могут увидеть сезонные изменения, происходящие в природе.

В верхней части уголка размещен логотип «Эколят», а его хозяевами уголка стали уже полюбившиеся дошкольникам сказочные герои эколята, которые помогают им знакомиться с окружающим миром.

С Шалуном обучающиеся играют в различные игры и экспериментируют. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у дошкольников, для них опыты – словно фокусы. Детское экспериментирование обеспечивает детям не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и дает возможность практически освоить элементарные навыки, необходимые для организации экологически грамотного ухода за выращиваемыми растениями.

Разнообразить игровую деятельность обучающихся помогает созданная педагогами ДОО картотека экологических игр для каждой возрастной группы.

С Умницей дошкольники читают книги и решают экологические ситуации. В экологическом уголке собраны художественные произведения о природе: сказки, рассказы, загадки, стихи, пословицы и поговорки, а также модели для рассказывания стихов, сказок. В течение года совместно с детьми реализуются различные экологические проекты. А результаты в виде макетов, коллекций, лэпбуков размещаются в уголке эколят.

С Елочкой дети учатся ухаживать за комнатными растениями и домашними любимцами. В процессе наблюдений за объектами природы, в сочетании с трудом по уходу за ними, у детей формируются представления о растениях, их росте и развитии, изменениях в зависимости от сезона.

Так же в нашем экологическом уголке есть аквариум с красивыми рыбками, черепаха и любимица педагогов и детей – чилийская белка дегу. Ребята с интересом наблюдают и ухаживают за ними.

С Тихоней дошкольники собирают интересные коллекции (ракушки, камни, шишки, семена, листья, плоды растений) для экспериментальной деятельности.

В экологическом уголке размещена важная информация для детей и их родителей, достижения, памятки, буклеты, красочные картинки. О предстоящих мероприятиях экологического и природоохранного направлении, о подведении итогов тематических экологических конкурсов и викторин родители и педагоги узнают из раздела «Экологические новости Росинки».

Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения:

  • В младшей группе из комнатных растений рекомендуют 4-5 видов неприхотливых растений. Это растения, которые красиво и долго цветут, с ярко выраженными стеблем, листьями и цветами. Например, фикус, примула, бальзамин, колеус, герань.
  • В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев. Например, аспарагус, агава, хлорофитум.
  • В старшей группе в уголок природы помещают 6-7 видов растений по 2-3 экземпляра с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы и клубнелуковицы. Например, традесканции, плющ, амариллис и другие.
  • В подготовительной группе в уголок природы размещают 6-7 видов растений, которые размножаются различными способами: луковицами, живородящие. А также цветы с разными условиями произрастания. Например, бриофиллюм, камнеломка, циперус.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]