Подвижные игры. Значение подвижных игр в воспитании детей. Виды подвижных игр


Подвижные игры. Значение подвижных игр в воспитании детей. Виды подвижных игр

К подвижным играм дети проявляют особый интерес. Они привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий, в которых имеется возможность удовлетворить свойственное детям стремление к движениям.

В подвижных играх выполняются различные дви­жения: ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание, метание, бросание, ловля и т. д. Увлеченные игрой, дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений. Вместе с тем активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. Все это ведет к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка.

В подвижных играх создаются благоприятные условия для воспитания таких двигательных качеств, как ловкость, быстрота. Этому способствуют действия детей в постоянно меняющихся игровых ситуациях (необходимость увертываться, чтобы не быть пойманным, бежать как можно быстрее, чтобы поймать убегающего, и т. д. ).

Подвижные игры различаются по содержанию, по характеру двигательных заданий, по способам организации детей, по сложности правил.

Можно выделить следующие большие группы подвижных игр:

1. Сюжетные игры — в которых действия детей определяются сюжетом и той ролью, которую они выполняют. Несложные правила являются обязательными для всех участников и позволяют регулировать поведение детей. В сюжетных играх может участвовать разное количество детей — от 10 до 25 человек.

2. Игры без сюжета — игры типа разнообразных ловишек — основаны чаще всего на беге с ловлей и увертыванием. Наличие этих элементов делает игры особенно подвижными, эмоциональными, требующими от детей особой быстроты, ловкости движений.

К этой же группе следует отнести и игры, которые проводятся с использованием определенного набора пособий, предметов и основаны на бросании, метании, попадании в цель. Эти игры могут проводиться с небольшими группами детей — 2 — 4 человека.

3. Игровые упражнения основаны на выполнении определенных двигательных заданий (прыжки, метание, бег) и направлены на упражнение детей в определенных видах движения.

Игровые упражнения могут быть организованы для небольшой группы детей. Выполнение движений в них может проходить как одновременно, так и поочередно. Удобно проводить такие упражнения и с отдельными детьми.

4. Игры с элементами соревнования, несложные игры-эстафеты также основаны на выполнении определенных двигательных заданий и не имеют сюжета, но в них есть элемент соревнования, побуждающий к большой активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности). Этим они существенно отличаются от бессюжетных игр.

Игры такого типа могут проводиться без разделения на звенья, команды, когда каждый ребенок, играя сам за себя, стремится выполнить задание как можно лучше. Эти игры можно проводить и с разделением на звенья, команды, где от ловкости, сообразительности каждого играющего и согласованности действий участников всего звена зависит общий результат.

5. Самостоятельную группу представляют игры спортивного характера: бадминтон, игры типа баскетбола, волейбола, футбола и др. В этих играх используются несложные элементы техники и правил спортивных игр, которые доступны и полезны детям старшего дошкольного возраста и будут необходимы для занятий этими видами игр в более старших возрастах.

Благодаря большому разнообразию подвижных игр можно целенаправленно и разносторонне воздействовать на развитие ребенка.

Важные воспитательные функции несут правила игры. Они имеются даже в самых простых играх. Правила создают необходимость действовать в соответствии с ролью: как можно быстрее убегать от водящего, подпрыгивать легко и высоко, как зайчики или мячики, и т. п. Выполнение несложных правил в подвижных играх организует и дисциплинирует детей, приучает действовать согласованно, подчинять свои желания общим правилам, уступать товарищу, помо­гать друг другу. Если правила не выполняются, игра теряет смысл, перестает быть интересной для детей.

По своей организации подвижные игры чаще все го коллективны, в них могут объединяться от 2 до 25 детей. Коллективные игры особенно ценны в воспитательном отношении. Игра в коллективе сверстников является важным условием воспитания умений согласовывать свои движения и свое поведение с движениями и поведением других детей, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро менять место на игровой площадке или в зале и т. п.

Подвижные игры дают широкую возможность для общения детей между собой. В играх складываются и проявляются их взаимоотношения, отношение к различным двигательным заданиям и т. д. Часто в играх дети произносят стихотворения, считалки, что способствует развитию речи детей.

Подвижные игры способствуют повышению двигательной активности детей, наиболее полноценному их развитию и интересу к действительности.

Рекомендуем посмотреть:

Игры с мячом для школьников

Педагогическая характеристика подвижных игр

Подвижные игры для детей

Подвижные игры для детей от 7 до 10 лет. Моторные игры

Воспитательная и развивающая функции подвижной игры. Подвижная игра как социальное явление

Польза игр на открытом воздухе для детей


Наверное, каждый взрослый сохранил в памяти яркие картинки из своего детства, когда невозможно было усидеть дома и хотелось все время проводить на улице за веселыми развлечениями. Лазание по заборам и деревьям, игры в догонялки и прятки, исследование близлежащих строительных площадок и гонки за голубями кажутся на первый взгляд бестолковой и веселой забавой. Но на самом деле игры на воздухе помогают детям вырасти здоровыми, укрепляют психику и развивают внимание. Современные детские площадки оборудованы всем необходимым для гармоничного развития и полезного времяпрепровождения детей.

Зачем детям нужны подвижные игры

Любая игра – это потребность детского организма. С помощью игр ребенок учится взаимодействовать с окружающим миром, реализует свои внутренние потребности и всесторонне развивается. Также игра помогает ребенку искать себя, ведь недаром дети часто представляют себя и лётчиками, космонавтами, учителями и докторами. Примеривая на себя разные профессии, ребенок интуитивно пытается найти то, что ему по душе, вызывает интерес и удается лучше всего. Таким образом с помощью игры постепенно строится дорога в будущее ребенка.

Помимо этого игра – это еще один из самых важных аспектов воспитания. Не стоит мешать ребенку фантазировать в своих сюжетных играх, но можно помочь ему развиваться и умственно, и физически, дополнительно подбирая для него игры, а еще лучше играя вместе с ним.

Общее развитие

На детской площадке под открытым небом задействуются все пять чувств, и создается среда для обучения. Ребенок исследует окружающий мир, проводит эксперименты и делает свои выводы. Игра развивает его воображение, логическое и математическое мышление, тренирует память и сообразительность.


К сожалению, современные дети все чаще отдают предпочтение играм не на свежем воздухе, а в интернете. Они по много часов в день сидят перед монитором компьютера или с телефоном в руках, нанося себе тем самым непоправимый вред. Ситуация очень серьезная: появилась проблема детского ожирения, иммунная система нынешних детей ослаблена, и существует реальная опасность того, что продолжительность жизни подрастающего поколения будет намного меньше, чем предыдущих. Поэтому родители, которых волнует здоровье и развитие их ребенка, стараются больше времени проводить с ним на воздухе и приучают его к активному образу жизни.

На что опираться при выборе игры

В первую очередь необходимо создать комфортные условия для игры. Это не значит, что все игры должны проходить на специализированных игровых площадках или со специальным реквизитом. Как раз материальная сторона вопроса в таких случаях совершенно не играет роли, так как воображение ребенка позволяет ему из любой веточки сделать меч, а из песочницы – пустыню. В данной ситуации важно создать именно психологический комфорт. Ребенок должен чувствовать себя свободным, у него должна быть возможность проявлять инициативу и самостоятельность.

Обязательно заранее необходимо продумать, как реагировать на негативные стороны любой игры. Тут нужно и самим родителям постараться подать положительный пример, и попробовать помочь ребенку проработать свои негативные эмоции.

И, конечно, любая игра должна быть еще и развивающей. Но и тут нельзя забывать о свободе и самостоятельности, так как к любым выводам ребенок должен прийти сам, иначе это не будет эффективно.

Игры-эстафеты для подготовительных групп

Игры-эстафеты – это командные подвижные игры с соревновательным элементом. Они проводятся, как правило, в конце основной части физкультурного занятия, на спортивных праздниках, в походах. Цели игр-эстафет, проводимых с детьми старшего дошкольного возраста, бывают следующими:

  • общая и специальная разминка;
  • улучшение эмоционального состояния детей;
  • повторение и закрепление изученных ранее упражнений.

В игры-эстафеты включаются разнообразные движения – бег с метанием, с преодолением препятствий, ведением мяча и т. д. Важно, чтобы все действия, совершаемые детьми, не несли в себе никакой опасности. Не рекомендуется включать в эстафету лазанье по канату, акробатические кувырки назад и вперед, бег по узкому буму. Опасность представляют такие подвижные игры в спортивном зале, в которых требуется добежать до стены и коснуться ее. Некоторые дети в дошкольном возрасте еще не могут вовремя затормозить.
Примеры игр-эстафет для дошкольников

Название эстафеты и необходимые предметыИтоговая цельИнструкция к подвижным, спортивным играм (эстафетам)
«Солнышко», обруч и гимнастические палкиРазвитие у детей быстроты, ловкости, командных способностейНачало эстафеты начинается с подачи сигнала. Первый ребенок берет обруч и бежит на противоположную сторону спортивного зала. Там участник оставляет обруч, возвращается к своей команде и передает эстафету. Второй участник берет гимнастическую палку и бежит класть к обручу «лучик», а потом возвращается. Следующие участники повторяют это действие. Побеждает та команда, которая первая «нарисует» солнышко
«Шапка», стойка и шапкаРазвитие быстроты, ловкости, скоростно-силовых способностей ногПо сигналу первый участник от каждой группы бежит к установленной на противоположной стороне зала стойке, снимает с нее шапку и возвращается с ней в команду. Шапка передается второму участнику. Он бежит до стойки, надевает на нее вещь, возвращается и передает эстафету. Выигрывает та команда, которая быстрее всего завершает игру

Работа с детьми в детском саду

Специалисты рекомендуют проводить в детском саду подвижные игры. Спортивные игры в этом возрасте плохо воспринимаются. Лучше всего их предлагать тем детям, которые уже подготавливаются к школе. Как же организовывать физическое воспитание с учетом возраста? Дети из младших групп очень активны, подвижны. Они любят бегать, догонять, что-то бросать, но координация у них плохо развита. Дети в таком возрасте хорошо воспринимают простые игры. Особенно им нравятся занятия с придуманным сюжетом.

Одна из подходящих игр для детей из младших групп – «Воробушки и автомобиль». Начинают ее с рассказа, обращенного к воображению воспитанников детского сада:

«В большом саду жили-были маленькие воробушки. У всех птичек на деревьях были собственные гнездышки. В солнечные дни воробушки вылетали из гнезд и приземлялись на землю. Они искали зернышки, насекомых. Иногда птички подлетали к лужицам и пили водичку. Однажды в саду появился красный автомобиль и загудел: «Би-би-би». Птички испугались и разлетелись по своим гнездышкам».

После рассказа предлагают деткам поиграть в такую игру. В первое время роль автомобиля может выполнять воспитатель детского сада или кто-то из родителей, если игра проводится дома. Воробушками будут дети, а их гнездышками – стулья. Правила следующие: если автомобиль не гудит, юные участники игры встают со стульев, опускаются на пол и демонстрируют поиск зернышек или водички; когда машина начинает бибикать, детки быстро убегают к стульям и садятся на них.

Воспитанникам детского сада из средних групп предлагаются уже более сложные подвижные игры. Занятия с определенным вымышленным сюжетом продолжают активно проводиться. Сказочные игровые образы побуждают детей к выполнению тех или иных ролей. Подходящие сюжетные игры – «Котята и щенята», «Мышеловка». Постепенно дети начинают знакомиться с несюжетными играми.

Детям из старших групп, помимо сюжетных и несюжетных игр, предлагаются игры с элементами соревнования. Воспитанникам подбираются такие соперники, которые равны по физическим силам и развитию двигательных навыков (т. е. имеют равные шансы на победу). В подготовительных к школе группах дополнительно проводят игры-эстафеты, различные спортивные игры и упражнения.

Физическое здоровье

Игры на свежем воздухе благотворно влияют на физическое здоровье детей:

  • укрепляется иммунитет и повышается устойчивость организма к простудным заболеваниям;
  • двигательная активность не дает развиться ожирению;
  • в процессе игр на улице ребенок получает необходимую дозу витамина D, который незаменим в период активного роста и формирования костной ткани малыша;
  • прогулки и игры на воздухе помогают правильной работе внутренних органов и мозга.

Техника безопасности по спортивным и подвижным играм и принципы их проведения

В работе с детьми любого возраста нужно строго соблюдать технику безопасности. Ее игнорирование способно привести к причинению вреда здоровью (болезням, травмам). Правила техники безопасности заключаются в следующем:

  1. Место проведения спортивных и подвижных игр обязательно проверяется. Если занятие проводится на улице, то поверхность должна быть нескользкой. Если же игры планируется организовывать в здании, то следует позаботиться о том, чтобы помещение было хорошо освещенным и проветриваемым.
  2. Сначала детям объясняются правила спортивной, подвижной игры. Перед игрой также воспитатель, учитель или кто-то из родителей напоминает о том, что нужно избегать столкновений, толчков и ударов. Если кто-то упадет, то нужно остановить занятие и помочь тому ребенку подняться на ноги.
  3. Перед началом игры проверяется наличие спортивного костюма и спортивной обуви, осматривается спортивный инвентарь.

Важно в работе с детьми в процессе физического воспитания соблюдать не только технику безопасности по спортивным и подвижным играм, но и принципы их проведения. Лишь при выполнении этого условия занятия пойдут на пользу здоровью и не причинят вреда. Вот список основных принципов:

  • учет возрастного развития;
  • систематичность;
  • доступность;
  • постепенность;
  • чередование нагрузок;
  • наглядность.

Важное внимание стоит обратить на то, что не все дети успешно осваивают какие-либо движения, упражнения, тактики. Со слабыми игроками нужно обращаться очень тактично, не требовать от них выполнения сложных правил. В противном случае таким детям может быть причинен вред как физическому, так и психическому здоровью.

Если что-то у некоторых учеников не получается, то это не значит, что они ленивые, непослушные, что-то недопоняли или им просто не нравятся предлагаемые темы подвижных и спортивных игр. Неудачи зачастую – это проявления индивидуальных особенностей организма. Задача воспитателей, учителей и родителей в таком случае – не требовать выполнения того, что не получается, терпеливо стремиться к тому, чтобы слабые детишки постепенно развивались и приближались к общему уровню игровой подготовленности коллектива.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]