Методические рекомендации по планированию и организации сюжетно – ролевой игры в разновозрастных группах детского сада.


Педагогические принципы организации сюжетной игры в детском саду.

Педагогические принципы организации сюжетной игры в детском саду.

Воспитатель должен помочь ребенку овладеть игровыми умениями, втягивая его в игру. Принципы организации сюжетной игры в детском саду: 1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. 2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе развертывать игру особым образом, так чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения. 3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому и сверстнику. Организация игры в первой младшей группе

В период раннего возраста у детей необходимо сформировать умение осуществлять разнообразные условные игровые действия. Формирование сюжетной игры должно осуществляться на фоне постоянной организации воспитателем условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом. Для этого используют любые «катающиеся» предметы (мячик, тележка и т.д.), которые стимулируют детей к взаимоподражательным, зеркальным действиям, направленным друг на друга. Дальнейшая совместная игра воспитателя с детьми с целью формирования предметного взаимодействия может принимать другие формы: это совместная постройка башни из кубиков, сбор пирамидки и т.д. Параллельно с формированием предметного взаимодействия в парах детей воспитатель должен решать задачи формирования условного игрового действия, замещающего реальное действие с «настоящими» вещами. Задача педагога – сформировать у ребенка к трем годам умение развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом, связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником. Для успешного формирования игровых умений у детей раннего возраста воспитателю необходимо развертывать совместную игру с детьми, последовательно изменяя характер участия в ней ребенка: 1) привлекать ребенка к осуществлению необходимого по смыслу игры условного действия с сюжетными игрушками; стимулировать его к продолжению, дополнению по смыслу игрового действия партнера-взрослого; 2) привлекать ребенка к осуществлению условного действия с заместителями и воображаемыми предметами; 3) ориентировать ребенка на продолжение, дополнение игрового действия партнера-сверстника, стимулировать словесное обозначение игровых действий. Проверить продвижение детей в освоении игровых умений воспитатель может, наблюдая за их самостоятельной деятельностью. Если дети в самостоятельной игре развертывают цепочки из 2-3 действий с сюжетными игрушками, включают в игру отдельные предметы-заместители, называя действия с ними, могут вызвать с помощью игрушки или краткого речевого обращения ответное игровое действие сверстника – можно считать, что самые простые игровые умения у них сформированы.

Организация игры во второй младшей группе

К трем годам у детей складывается условное предметное действие, посредством которого ребенок развертывает самостоятельную игру. Действия с предметами «понарошку» подготавливает собой возможность понимания ребенком, что он и сам в игре может быть кем-то иным – «понарошку» мамой, доктором и т.д. Трехлетний ребенок становится способен овладеть ролью — более сложным смысловым и структурным «узлом» игры. Умения, которыми должны овладеть дети, чтобы в полной мере использовать роль как специфический способ построения игры: 1) уметь принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера; 2) уметь осуществлять специфические для роли условные предметные действия и уметь развертывать специфическое ролевое взаимодействие – ролевой диалог; 3) уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнеров; 4) уметь менять свою игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета. Задача воспитателя при работе с детьми 4-го года жизни – построить совместную игру с ними таким образом, чтобы ее центральным моментом стало именно ролевое поведение. Внимание ребенка необходимо перевести от действий с игрушками на взаимодействие с партнером-взрослым. Отвечая на ролевые обращения взрослого, вступая в инициированный им ролевой диалог, ребенок «откроет» условность собственной позиции (роли) в игре, скрытую для него раньше действиями с игрушками. Простейшее ролевое подражание может возникнуть у ребенка по отношению к любой социальной роли, сказочному, литературному персонажу, какому – дело непредсказуемое. Задача воспитателя – «угадать», что делает ребенок, подключиться к его игре, найдя подходящую по смыслу дополнительную роль, и действуя «изнутри» нее, развернуть ролевое взаимодействие. Целью воспитателя является не унификация, приведение к единообразию игры всех детей, в рамках «заданных» сюжетов и ролей, а развитие игры каждого ребенка с опорой на его личные интересы. Значение совместной игры со взрослым заключается в том, что теперь в свободной самостоятельной игре детей действия с игрушками будут в большей степени сопровождаться ролевыми диалогами, появится называние своей роли партнеру-сверстнику и ролевое обращение к нему: дети будут более свободно вступать в игровые контакты и развертывать ролевое взаимодействие друг с другом. Сюжеты игры, которые развертывает взрослый с детьми этого возраста, должны быть просты – однотемны и построены, в основном, на парных ролях, тесно связанных по смыслу. Показателями успешности формирования ролевого поведения у детей 4-го года жизни являются следующие: развертывание детьми в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, направленной на кукольных персонажей, парное ролевое взаимодействие со сверстником, включающее название своей роли, ролевое обращение, короткий диалог. Организация игры в средней группе

Задачи воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни – переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры. Эти умения – залог творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения ребенка. Необходимы эти умения и в индивидуальной игре, где развитие сюжета связано с последовательным выполнением ребенком нескольких ролей, с действиями за кукол, которым ребенок приписывает разные роли. Игра должна развертываться особым образом, так, чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры, для развертывания интересного сюжета. Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий: 1) использовании многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными; 2) отказе от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников. Играя с ребенком, воспитатель использует минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимания от ролевого взаимодействия. Вовлечение детей в игру осуществляется педагогом только по их желанию. Также, дети должны иметь полную свободу «выхода» из игры, перемещения по групповой комнате и переключения на другие игры и занятия. Воспитатель может с несколькими «желающими» детьми вступать в ролевое взаимодействие, активизировать ролевой диалог, «замыкая» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Но основными партнерами на некоторых непосредственно направлены формирующие воздействия взрослого, являются двое первоначально участвующих в игре детей. В совместной со сверстником и индивидуальной игре расширяется диапазон актуализируемых детьми игровых ролей. При этом дети широко и творчески используют способ условного выполнения действия с сюжетными игрушками, предметами–заместителями, соединяя усвоенные ранее игровые умения с новыми. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с одним-двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером-игрушкой, с воображаемым партнером, т.е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре. Все это подготавливает возможность дальнейшего перехода к совместному творческому построению новых игровых сюжетов в старшем дошкольном возрасте.

У воспитателя не всегда есть возможность часто играть с каждым ре-бенком, поэтому важно уметь «охватить» нескольких детей сразу. Осуществить это можно следующим образом. Воспитатель выбирает одного из детей в каче-стве своего основного партнера. Если ребенок уже занят игрой, взрослый под-ключается к ней, если нет – предлагает ребенку основную в сюжете роль, а себе берет дополнительную. Начав игру, воспитатель предлагает такую же, как у не-го, роль еще нескольким детям. На протяжении всей игры взрослый несколько раз меняет роли, разворачивая каждый раз новый диалог со своим основным партнером. Организация игры в старшей и подготовительной группах.

К пяти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетной игры, как условные действия с игрушками, ролевое поведение. Что нужно для дальнейшего развития детской игры?

Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников – игра-фантазирование. В младшем школьном возрасте она может протекать уже преимущественно в речевом плане, с крайне свернутыми предметными действиями. Смысл таких игр – построение новых цепей событий, воображаемого мира, интересного и привлекательного. Совместная игра-фантазирование развивает воображение, творчество, обогащает эмоциональную жизнь детей, позволяя полнее реализовать значимые переживания.

Для такой игры необходимо уметь комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы. Дошкольники еще не могут самостоятельно развертывать игру-фантазирование в чисто речевом плане (без опоры на предметные действия, роль), но возможность перехода на эту новую ступень закладывается уже в старшем дошкольном возрасте.

Старшие дошкольники готовы к освоению указанных умений по ряду причин. Увеличивается объем знаний об окружающем, определяются и конкретизируются интересы отдельных детей к тем или иным сторонам жизни, событиям, о которых они узнают из наблюдений, книг, кинофильмов, участниками которых хотели бы быть. Каждый из детей стремится воплотить в игре свой, уже достаточно сложный замысел. При этом все сильнее становится стремление ребенка играть со сверстниками. Усложнение и разнообразие детских замыслов влечет за собой трудности построения совместной игры, которая требует больших усилий по их согласованию.

Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение новым, более сложным способом построения игры – совместным сюжетосложением. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров-сверстников: обозначать для них (пояснять), какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров (ведь они могут предложить совсем другие события); умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры. Эффективным средством формирования этих сложных умений у детей является совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная, нежели на предыдущих возрастных этапах.

Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения – «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.

Прежде всего надо ориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера.

Кроме активизации воображения ребенка происходит еще очень важная вещь: ребенок начинает понимать, что замыслы других партнеров могут сильно отличаться от его собственного.

Привлекательность игры – придумывания- для детей во многом зависит от эмоционального поведения взрослого. Вокруг играющих часто собираются » наблюдатели «, которые с интересом следят за ходом событий. Такое участие в игре тоже очень полезно — » наблюдатели » частично усваивают умения согласованно строить новые сюжеты.

По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события, воспитатель может стимулировать детей к соединению творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием..

Важен также и подбор партнеров, игра будет протекать успешнее, если уровень умений участников примерно одинаков.

Как изменяется самостоятельная сюжетная игра старших дошкольников под влиянием систематического формирования у них новых игровых умений? Прежде всего, возникает установка на придумывание новой, интересной игры. Сюжеты, развертываемые детьми, становятся разнообразнее и сложнее, приобретают многотемный характер. Однако не следует ожидать, что дети каждый раз будут развертывать совершенно новую игру. Дошкольники привязаны к своим изобретениям и не прочь их воспроизвести. Но, возвращаясь к уже придуманному сюжету, они варьируют его на все лады, подхватывая и согласовывая друг с другом возникающие в процессе игры новые идеи.

В заключение необходимо еще раз отметить, что на каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным, состоящим из ситуаций:

1) формирование игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый является «играющим партнером»;

2) самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.

Сборник технологических карт по сюжетно — ролевым играм (старший возраст)

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Едем в автобусе».

Цель: продолжать знакомить с профессиями, дать представление о профессии водителя автобуса, рассказать о действиях с предметами (такими как руль, сигналы светофора, дорожные знаки, правила поведения в общественных местах).

Игровые задачи:

— воспитывать интерес к играм с элементами ПДД, положительное отношение к выполнению правил дорожного движения, желание отражать свой социальный опыт в сюжетно-ролевой игре, навыки культурного поведения в общественном транспорте, уважение к профессиям, связанным с темой игры;

— развивать внимание, наблюдательность, ответственность;

— закреплять представления о видах пассажирского транспорта, об обязанностях пассажира, о правилах поведения в общественном транспорте и на остановке, о профессиях водителя, кондуктора, диспетчера, контролера, регулировщика, автослесаря, бензозаправщика, автомойщика;

— закреплять знания о некоторых правилах дорожного движения: о правилах перехода через дорогу по пешеходному переходу и при выходе из автобуса, о сигналах светофора;

— формировать умение придумывать замысел игры, создавать предметно-игровую среду, способствовать развитию сюжетной линии игры за счет введения новых ролей и ситуаций; учить распределять роли и брать на себя конкретную роль, вести ролевой диалог, планировать и выполнять игровые действия в соответствии с ролью, устанавливать ролевое взаимодействие в игре.

Структурные компоненты игры:

Игровые роли:

водитель, пассажиры, кондуктор, бензозаправщик, автослесарь, автомойщик, контролер, диспетчер, регулировщик.

Игровые действия:
«
Строим автобус»,«Школа водителей автобуса» ,«Едем на автобусе» (в детский сад, парк, в гости, в театр, музей, кино, зоопарк, кафе, в больницу, в магазин, в парикмахерскую) , «На экскурсии»,«Автобусный парк»,«Автобусы нашего города» ,«Поездка на автобусе» (за город, на речку, в лес, в деревню, на дачу),«Веселое путешествие на автобусе»,«Оживленный перекресток»

Педагогическое сопровождение игры:

воспитатель осуществляет организацию и незаметно направляющее руководство.

Прогнозируемые результаты:

Обогащение личного опыта детей, умение развить сюжет игры. Получение знаний об различных обязанностях пассажиров и водителей, правилах поведения в общественном транспорте и на остановке. Сформировать умение вести ролевой диалог.

Обогащение содержания сюжетно – ролевой игры Атрибуты к сюжетно – ролевой игре

(предметно – игровая среда)

Роли/ Игровые действия Игровые темы
Экскурсия к остановке автобуса

: наблюдение за автобусом и работой шофера, за поведением людей на остановке, за тем, как осуществляется высадка и посадка пассажиров, за действиями транспорта, пешеходов

Чтение

: загадки, стихи, сказки про автобус

Настольная игра

«Собери автобус» (разрезные картинки, плоскостной геометрический конструктор)

Дидактическая игра

«Мы – пассажиры», «Куда поедем?», «Это что за остановка?»,

Подвижные игры

«Водители и пассажиры», «Три сигнала светофора»

Беседа

«Как вести себя в автобусе», рассматривание и обсуждение памяток

Игра-инсценировка

«Мы – пассажиры автобуса»: закрепление правил поведения в общественном транспорте, обыгрывание проблемных ситуаций

Продуктивная деятельность

: аппликация «Автобус», совместное изготовление автобусных билетов, конструирование автобуса из строительного материала, стульев

Прослушивание музыкальных произведений:

«Автобус» муз. М.Иорданского, сл. О. Высотской

Автобус, сделанный из стульев, руль, номер автобуса, коробка переключения передач, педали, микрофон, рация, кепка и жилет (накидка) водителя, сумка кондуктора, жилеты (накидки): автослесаря, бензозаправщика, автомойщика, регулировщика, диспетчера, контролера.

Светофор или сигнальные карточки, жезл. Автобусная остановка: штатив, на котором укрепленакарточка с символическим изображением остановки:«Театр», «Детский сад», «Зоо­парк», «Больница», и т.д. Пешеходный переход: знак, коврик-зебра.

Инструменты для ремонта автобуса, насос. Шланг для имитации заправки машины бензином,маленькая канистра. Небольшое ведерко с тряпкой. Деньги, кошельки, билеты, чеки. Кассовый аппарат.

Куклы, игрушки-животные.

Водитель

: ведет автобус, подает сигнал, объявляет и делает остановки, общается по рации с диспетчером, проверяет состояние автобуса, накачивает шины.

Пассажиры

: входит или выходит на остановках, покупает билет, соблюдает правила поведения в общественном транспорте, подготовка к дальней поездке (собирают вещи, воду, продукты в дорогу; причесываются, наряжаются, если едут в театр, в гости).

Кондуктор

: продает билеты, следит за соблюдением правил поведения в автобусе, объясняет пассажирам, как проехать до нужной остановки.

Бензозаправщик:

заливает в автобус бензин, берет деньги, пробивает чек.

Автослесарь:

чинит автобус, устраняет неполадки, меняет колесо, берет деньги за ремонт, пробивает чек.

Автомойщик

: моет автобус, берет деньги, пробивает чек.

Контролер:

проверяет наличие билетов у пассажиров.

Диспетчер:

выдает маршрутный лист, общается по рации с водителем, контролирует передвижение по маршруту.

Регулировщик:

регулирует движение, подает сигналы, штрафует за нарушения ПДД.

«

Строим автобус»

«Школа водителей автобуса»

«Едем на автобусе» (в детский сад, парк, в гости, в театр, музей, кино, зоопарк, кафе, в больницу, в магазин, в парикмахерскую)

«На экскурсии»

«Автобусный парк»

«Автобусы нашего города»

«Поездка на автобусе» (за город, на речку, в лес, в деревню, на дачу)

«Веселое путешествие на автобусе»

«Оживленный перекресток»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]