Выдержка из текста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Важнейшей задачей развития современной цивилизации является преодоление глобального экологического кризиса и построение информационно-экологического общества. Решение данной задачи во многом определяется содержанием экологического образования, поскольку действенность любых мер, принимаемых по защите окружающей среды, определяется поведением людей, их отношением к природе.
Психолого-педагогическим проблемам экологического образования посвящены исследования Н.С. Дежниковой, С.Д. Дерябо, В.А.Кобылянского, В.И. Ситарова, В.А. Ясвина и др. Целью экологического образования, по мнению ученых, является формирование экологической культуры личности. В научной литературе экологическая культура рассматривается как часть общей культуры, которая способствует сохранению и развитию системы «человек-общество — природа» (Б.Т. Лихачев, С. Попов и др.); характеризует степень свободы субъекта по отношению к природной и социальной среде (Э.В. Гирусов, Ю.П. Ожегов, Д.Д. Панков, Н.Н. Родзевич и др.); формирует систему знаний, навыков и ценностных ориентации, «максимально способствующих обеспечению экологической безопасности и улучшению экологической обстановки» (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Т.В. Потапова, И.Т. Суравегина и др.).
Исследователи считают, что экологическая культура представляет собой единство взаимосвязанных компонентов: экологического сознания, нравственно-ценностного отношения к природе, опыта экологической деятельности. Вместе с тем, ученые отмечают недостаточную эффективность современного экологического образования (С.Н. Глазачев, В.В. Пустовойтов, Л.К. Толстихина и др.), что отразилось в противоречии между нарастающими темпами экологического кризиса и низким уровнем экологической культуры общества.
В исследованиях, посвященных изучению непрерывного экологического образования, особое внимание уделяется дошкольному детству. Проблема формирования экологической культуры дошкольников рассматривается исследователями с разных позиций: изучаются особенности формирования экологических знаний (Н.Ф. Виноградова, С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева, A.M. Федотова, И.А. Хайдурова и др.); обобщается опыт бережного, заботливого, гуманного отношения к окружающей среде (В.Г. Грецова, Т.А.Маркова, Д.П. Плохий, Л.П. Салеева и др.); изучается процесс освоения навыков и умений экологически грамотной деятельности в природной среде (И.А. Комарова, Л.П. Симанова, Н.А. Рыжова, и др.).
Анализ психолого-педагогических исследований позволил выделить ряд проблем в теории и практике экологического образования дошкольников. Среди них — неоднозначность понятийно-терминологического аппарата («экологическое образование и воспитание», «экологическая культура», «экологическое сознание» и др.); концептуальная многоаспектность программ по экологическому образованию и воспитанию детей дошкольного возраста; отсутствие преемственности в организации экологического образования дошкольников и учащихся начальной школы; неразработанность технологий формирования экологической культуры и т.п.. Отсутствие единых подходов к осуществлению экологического образования детей дошкольного возраста обозначило проблему поиска эффективных путей формирования основ экологической культуры дошкольников.
Как показал анализ исследований, формирование экологической культуры дошкольников возможно при создании определенных педагогических условий: подготовленности педагога к осуществлению экологического образования; наличия развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения; программно-методического обеспечения образовательного процесса; личносто-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка в процессе освоения экологических знаний и умений; организации постоянного об-щения детей с природой; вовлечения родителей в работу по экологическому воспитанию и др. (Н.Н. Кондратьева, Т.А. Маркова, С.Н. Николаева, В.А. Петровский, Л.А. Смывина, Р.Б. Стеркина и др.).
Одним из важных педагогических условий формирования экологической культуры дошкольников является наличие в образовательном учреждении экологической предметно-пространственной среды, способствующей активизации познавательной деятельности детей, эколого-эстетическому развитию, оздоровлению ребенка, воспитанию нравственных качеств, обогащению опыта экологически грамотной деятельности в природе. Концептуальные подходы к выявлению содержания предметно-пространственной экологической среды представлены в исследованиях Т.М. Бондаренко, Л.И. Греховой, Н.Н. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Т.П. Потаповой и др. Однако в научных трудах не уделяется достаточного внимания теоретическим и практическим аспектам построения развивающей предметно-пространственной среды в образовательном учреждении: отсутствует теоретическая модель, не раскрыта специфика и технология ее организации. Кроме того, в теории и практике экологического образования выявилось противоречие между реальными возможностями развивающей предметно-пространственной среды в формировании основ экологической культуры детей дошкольного возраста и использованием ее потенциала в образовательном учреждении.
Цель исследования: изучение современных технологий экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: современные технологии экологического воспитания детей дошкольного возраста
Задачи исследования:
1. Выявить психолого-педагогические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Раскрыть педагогическую сущность экологической предметно-пространственной среды дошкольного учреждения как современной технологии экологического воспитания дошкольников.
3. Разработать педагогически целесообразную модель построения экологической предметно-пространственной среды, направленную на формирование основ экологической культуры дошкольников.
4. Проанализировать влияние экологической предметно-пространственной среды, как современной технологии экологического воспитания дошкольников, на формирование основ экологической культуры старших дошкольников.
Гипотеза исследования: экологическое воспитание детей дошкольного возраста обеспечивается взаимодействием комплекса современных технологий:
- разработкой модели педагогически целесообразной экологической предметно-пространственной среды, позволяющей детям приобретать и применять в деятельности экологические знания, нравственно-ценностный опыт общения с природой;
- организационно-педагогическим сопровождением формирования основ экологической культуры дошкольников посредством экологической предметно-пространственной среды;
- экологически ориентированной деятельностью детей в предметно-пространственной среде.
Методологическую основу исследования составили: философские идеи о единстве природы, человека и общества (Э.В. Гирусов, Б.Т. Лихачев, С. Попов и др.); концептуальные основы экологического образования (Т.М. Бондаренко, Н. Н. Вересов, С.Н. Глазачев, Л.И. Грехова, В.В. Дерябо, А.Н. Захлеб-ный, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина и др.); теория развития личности в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); концептуальные идеи построения развивающей среды (Л.М. Кларина, В.А. Петровский, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова); концепция развивающей экологической среды (Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Т.П. Потапова, Н.А. Рыжова).
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы при проектировании экологической предметно-пространственной среды дошкольного учреждения, в разработке научно-методического обеспечения ее функционирования и развития.
База исследования: Исследование проводилось на базе МБДОУ № 6 «Теремок» п. Джалиль РТ. В исследовании участвовало 5 воспитателей с различным стажем педагогической деятельности и
детей дошкольного возраста.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, за-ключения, списка литературы и приложений.
Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Выпускная квалификационная работа по ПМ.03
«Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
Исполнитель: Иванова Наталья Юрьевна, студентка 4 курса 444 группы Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование» Руководитель: Асаева Ирина Николаевна, преподаватель высшая квалификационная категория, к.п.н.
Актуальность исследования обусловлена тем, что экологическое воспитание детей – современное направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомления детей с природой.
Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника-это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).
Экологическая грамотность, как жизненная потребность современного человека, должна состоять из двух взаимосвязанных компонентов: ценностно-мотивационного и потребностно-действенного, которые реализуются целенаправленно и последовательно в каждой возрастной группе по определенной научно обоснованной схеме.
Стратегическая цель работы с детьми: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости бережного отношения к природе; стремление к адекватному восприятию знаний и выработке навыков по охране природы; приобщение к мировому уровню экологической культуры. Для реализации этой цели необходимо построение целостной системы экологического образования, основанной на научно разработанных принципах создания экологических программ с учетом ФГОС дошкольного образования.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее ФГОС ДО) экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: воспитание гуманного отношения к природе (социально-коммуникативное развитие); формирование системы экологических знаний и представлений (познавательное развитие); участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы (физическое развитие); формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе).
Важнейшим условием реализации образовательных областей, предусмотренных ФГОС дошкольного образования, является экологизация среды в ДОУ, поскольку среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. Наиболее подробно вопрос о влиянии среды, в том числе природной, на развитие детей рассматривала Е.И. Тихеева. Она утверждала, что «использовать окружающую среду как источник образовательного материала, педагогически ее организовывать – одна из основных задач, возлагаемых на педагога-дошкольника». [5,41]
Однако на практике недостаточно раскрыты данные понятия в программах ДОУ, а их среда не соответствует требованиям ФГОС ДО по направлению экологического воспитания.
В соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, дидактические игры способствуют более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Многие дидактические игры не имеют сюжета и заключаются только в решении определенной задачи.
Дидактические игры экологического содержания рассмотрены в работах С. Н. Николаевой, Н. Н. Кондратьевой, В. И. Ашиковой.
Игры с дидактическими игрушками, природным материалом, картинками, способствуя накоплению чувственного опыта, вместе с тем помогают эстетическому воспитанию детей. Такие игры доставляют детям много радости, и содействуют их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. Игры с природоведческим материалом имеют воспитательно-образовательное значение, если их организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.
Актуальность обусловлена также и ситуацией в МАДОУ ПГО «Детский сад №63 комбинированного» г.Полевской: бессистемное использование игр по экологическому воспитанию дошкольников, отсутствие методических материалов по организации экологических игр в условиях ФГОС ДО.
Выделенная нами проблема обусловила выбор темы дипломной работы: «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования – теоретически изучить и определить возможности дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования — возможности дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Определить психолого-педагогические особенности экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
2. Провести анализ содержания экологического воспитания дошкольников старшей возрастной группы согласно ФГОС дошкольного образования.
3. Дать определение дидактической игре и раскрыть сущность дидактических игр в экологическом воспитании.
4. Охарактеризовать виды дидактических игр и определить их значение на экологическое воспитание.
5. Разработать методические рекомендации по использованию дидактических игр в экологическом воспитании.
Теоретической основой исследования являются: концепция экологического воспитания С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой; исследования в области методов экологического образования Л. Д. Бобылевой, В. И. Вересова, В. И. Ашикова и С. Г. Ашиковой, Т. А. Климовой, Н. А. Таранковой, Ж. Л. Васякиной и др.
Содержание исследования было реализовано при использовании следующих методов: анализа и синтеза, изучение и анализ исследований, выполненных в области экологического воспитания детей дошкольного возраста; изучение нормативных документов, моделирование и др.
Теоретическая значимость работы состоит в анализе и обобщении основных аспектов исследуемой проблемы, которые отражены в литературе и программах по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость данной работы заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей по организации дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста
1.1. Сущность экологического воспитания детей дошкольного возраста
Экологическое воспитание — новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями.[14,72]
Экологическое воспитание должно быть непрерывным на всех этапах образования. В детском саду закладываются научные основы понимания закономерных связей в системе «Природа – общество – человек». Формируется ответственность за улучшение и преобразование окружающей среды. Непрерывность экологического образования предполагает совокупное влияние и рациональное использование разнообразных источников знаний и средств массовой информации.
Задачи экологического воспитания – это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект – очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.
Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются:
1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному и социокультурному окружению.
3. Осознание собственного «А» как части природы, развития «А-концепции» у каждого ребенка.
4. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным и социокультурным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
Для реализации данных задач необходимо выделить ведущие принципы дошкольного экологического воспитания: научность, гуманизация, интеграция, системность, регионализация.
Становление экологически воспитанного человека в условиях целенаправленного педагогического процесса предполагает органическое единство научных знаний о взаимосвязи природных и социальных факторов среды и того её чувственного восприятия, которое пробуждает нравственно-эстетические переживания и стремление внести практический вклад в её улучшение. Этот принцип экологического образования и воспитания ориентирует на сочетание рационального познания природы с воздействием художественно-образных средств и непосредственного общения с природной средой. [7,81]
В.А. Сухомлинский оценивал природу как «вечный источник мысли» и добрых чувств детей. Он ставил задачу раскрыть роль природы в воспитании стремления к интеллектуальной насыщенности трудовой жизни. «Природа, труд, мысль – это предметы специального исследования». Известны «уроки мышления в природе», которые проводил этот замечательный педагог. «Идите в поле, парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами». [10,13]
Экологические знания и умения нуждаются в реальном закреплении экологической практикой. Настало время включать ее в учебно-воспитательный процесс ДОУ.
Успешное экологическое воспитание дошкольников может быть обеспечено лишь при тех условиях, что оно осуществляется целенаправленно и систематически, и что в этом процессе одновременно участвуют семья и ДОУ, т.е. воздействие со стороны ДОУ подкрепляется активной деятельностью родителей в том же направлении. Наиболее важными направлениями являются следующие:
- формирование ответственного отношения к природной среде рассматривается как составная часть воспитания. В этом процессе необходимым является учет взаимосвязи глобального, национального и краеведческого подходов;
- важно учитывать единство интеллектуального и эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по её улучшению;
- исходными положениями в формировании экологически грамотного человека являются принципы целостности, систематичности, непрерывности экологического образования и воспитания, а также представления о целостности окружающей среды и о тесной связи и взаимозависимости слагающих её компонентов.
Для дошкольной педагогики экологическое воспитание — это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики,
Экологическое воспитание — новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями.
Экологическое воспитание должно быть непрерывным на всех этапах образования. В детском саду закладываются научные основы понимания закономерных связей в системе «Природа — общество — человек». Формируется ответственность за улучшение и преобразование окружающей среды. Непрерывность экологического образования предполагает совокупное влияние и рациональное использование разнообразных источников знаний и средств массовой информации.
Экологическое воспитание и образование — самое эффективное средство улучшения экологической обстановки, поскольку в сравнении с другими направлениями природоохранных вложений дает наибольшую отдачу. Единая система всеобщего непрерывного экологического образования, которая охватывает все слои населения, является наиболее успешным способом сохранения окружающей среды. [2,42] Актуальность экологического воспитания подрастающего поколения не вызывает сомнений. Только экологически грамотное и сознательное население, занимающее активную природосберегающую позицию, в состоянии сохранить природу. И прививать познавательный интерес к окружающему миру, чувство ответственности за результаты собственной деятельности, способность видеть красоту вокруг себя, желание любить природу и умение беречь ее необходимо с самого раннего детства. Эту задачу нельзя решить никакими разовыми мероприятиями и акциями, реальных результатов можно достичь лишь в итоге системной, разносторонней, продуманной и хорошо спланированной работы, обязательной составляющей которой должно быть не только теоретическое просвещение ребенка в области основ экологии, но
и вовлечение его в посильную практическую природоохранную деятельность.[2,42] В дошкольном возрасте у детей не сформированы элементарные экологические знания. И поэтому, появилась необходимость ввести элементарные экологические понятия в дошкольном детстве. И попутно должна решаться задача повышения экологической грамотности родителей.
В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями живой природы неизбежно — это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. В настоящее время происходит смена позиций в естествознании: биологический подход, который господствовал до сих пор в мировоззрении людей, вытесняется новым – экологическим – взглядом на мир природы, мир предметов, созданных людьми, и на самого человека. Экологическое мировоззрение становится основополагающим во всех сферах жизнедеятельности людей. Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. [3,5]
Процесс мышления и формирования чувств должен быть постоянным. Важной особенностью этого периода являются становление сюжетно- ролевой игры, большой интерес детей к ней. Именно поэтому воспитатель может чаще использовать ее в эколого-воспитательной работе, что обеспечит хорошее усвоение детьми нового материала и быстрое становление их самостоятельной игровой деятельности. Таким образом, проводя работу по экологическому воспитанию, расширяя содержание программного материала о растениях, животных, явлениях природы, о труде людей по уходу за ними, о воспитании любви, бережного и заботливого отношения к растениям и животным, воспитателю нужно стремиться к тому, чтобы дети входили в природу не просто созерцателями, потребителями, а заботливыми, бережливыми хозяевами родной земли.
Таким образом, в играх дошкольников замысел получает значительное развитие – от случайного, по ассоциации возникающей цели, до сознательно задуманной темы игры, от подражания действиям того или иного человека до передачи его переживаний, чувств. В игре дети часто проявляют эмоции, которые в жизни еще недоступны им.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А.А. Быстров, Р.М. Басс, А.М. Степанова, Э.И. Залкинд, Е.И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М.В. Лучич, М.М. Марковской, рекомендации З.Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З.Д. Сизенко, С.А. Веретенникова, А.М. Низова, Л.И. Пушнина, М.В. Лучич, А.Ф. Мазурина и др.).
Большое значение в научном обосновании методики ознакомления с природой сыграли исследования, которые начали проводиться в 1950-е годы на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов. Одно из первых — исследование Э.И. Залкинд, посвященное ознакомлению дошкольников с птицами, — показало, как важна правильная организация чувственного восприятия объектов природы: продуманное руководство наблюдениями дает детям много впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствуют развитию речи.
В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами (В. В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость:
1) усложнения содержания обучения — привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности;
2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.
Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер. Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.
В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И.А. Хайдурова, С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева и др.) и неживой (И.С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.
Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства — системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся.
В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.
Николаевой С.Н. доказано, что становление экологической культуры в период дошкольного детства возможно, если:
— дети будут включены в целенаправленный, систематический педагогический процесс, называемый экологическим воспитанием, в основу которого положены адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии (биоэкологии, социальной экологии, экологии человека), отражающие закономерные взаимосвязи в природе и связи человека с природой;
— будет использована система методов и технологий экологического воспитания, построенная на типичных для дошкольного периода видах деятельности (практических, познавательных и творческих), вызывающих у детей эмоциональный отклик и обеспечивающих усвоение экологических знаний, формирование практических умений осознанно и бережно взаимодействовать с объектами природы;
— в пространстве жизнедеятельности детей будет создана эколого-развивающая среда, позволяющая организовать систематический эколого-педагогический процесс — содержательное взаимодействие дошкольников с объектами природы;
— у воспитателей дошкольников развивается профессиональная экологическая культура, включающая: представления об экологических проблемах планеты, страны, региона проживания, понимание влияния загрязнения окружающей среды на здоровье и жизнь людей, гражданскую ответственность и практическую готовность к их разрешению; мотивацию необходимости эколого-педагогической деятельности. [6,22]
Азы экологической воспитанности связаны с познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений о природном мире, способностью использовать знания о потребностях живого организма для разумной детской деятельности и осознанного поведения в природной среде. Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр, обследования материалов, экспериментов; в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы; в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также в продуктивной деятельности, труда и других видов детских занятий.
Итак, детский сад – это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Отношение детей к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом. [5,40]
Характер взаимосвязей рационального и эмоционального, их использования в практической деятельности динамичен и зависит от возраста учащихся. Очевидно, что в дошкольном возрасте большее значение имеет эмоционально-эстетическое восприятие среды, чем интеллектуальное. Ближайшее окружение дошкольника, повседневное общение с окружающей средой дают убедительные примеры для раскрытия разных аспектов взаимодействия человека с природой, вооружает навыками жить с ней в согласии.
Природное и социальное окружение оказывает непосредственное влияние на ребенка и определяет стиль его отношения к окружающей среде. Особая роль принадлежит практической деятельности воспитанников, направленной на развитие их экологической культуры. Однако нельзя ограничивать экологическое воспитание только знанием природы родного края. При анализе конкретных фактов положительного или отрицательного воздействия человека на природу в данной местности, необходимо вместе с этим давать оценку последствий с государственных и общепланетарных позиций. В систему представления детей должны включаться данные, показывающие глобальный характер проблем охраны окружающей среды, которые не имеют государственных границ, поэтому те многие проблемы охраны природы могут быть эффективно только путём тесного международного сотрудничества. Развивая заботу дошкольников о природе родного края своей Родины воспитатель внушает им мысль, что Земля – это космический корабль для всех людей и забота об условиях жизни на ней – общая забота всего человечества.
Таким образом, в качестве целей и задач экологического образования авторы чаще всего понимают формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к природе.
Полную версию работы можно .
Список использованной литературы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артамонова О.В. Предметно — пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 4. — С.37-43.
2. Арсеньева В.П. Педагогическая диагностика состояния экологиче-ского воспитания в ДОУ //Управление ДОУ. — 2014. — № 5. — С.82 -86.
3. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. — М.: Педагогика, 2013. — 155 с.
4. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практиче-ское пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2014. — 184 с.
5. Белавина И.Г. Психологический подход к формированию экологиче-ской культуры // Мир психологии. — 2013. — № 2. — С. 121- 131.
6. Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности дошкольника. – М.: Мысль, 1991. — 140 с.
7. Бродский Ю.С. Педагогизация среды как социально — педагогический результат интеграции воспитательных взаимодействий (организационно — технологический аспект).
- Екатеринбург, 1993.-212 с.
8. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. — М.: Изд-во МГУ, 2013. — 267 с.
9. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! — СПб.: «Детство -Пресс», 2014. — 160 с.
10. Гирусов Э.В. Опасность «дыр» в экологическом воспитании //Народное образование. — 2012. — № 4. — с. 120 -127.
11. Горелов А.А. Экология. — М: Центр, 2013. -240 с.
12. Грехова Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. — Ставрополь: Илекса, 2010.- 285 с.
13. 51.Грецова в.Г. Влияние знаний о природе на воспитание положительного отношения к ней. — М.: Знание, 2013. — 382 с.
14. Груздова Е.В. Научно — педагогические основы развития игровой позиции воспитателя. — Архангельск, 2013. — 148 с.
15. Давидчук А.Н. Индивидуально — ориентированное обучение детей. — М: Мозаика — Синтез, 2012. — 143 с.
16. Данюкова А.И., Ларионова Г.Б., Рыжова Н.А. Создание условий для экологического воспитания в детском саду.- М.: Педагогика, 2012. — 239 с.
17. ДежниковаН.С. Экологическая культура: грани восприятия // Биология в школе. — 2013. № 3. — С. 20-23.
18. Дерябо С.Д. Субъективное отношение к природе детей дошкольного и младшего школьного возраста // Начальная школа. — 2013. № 3. -С. -19.
19. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. — Ростов — на-Дону: Феникс, 2014.- 275 с.
20. Детский сад — эталон экологической культуры / Под ред. Т.В. Потапова. – М.: ЦС ВООП, 2012. -200 с.
21. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. — М.: Просвещение, 2011. — 80 с.
22. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. — М.: АРКТИ, 2012. — 128 с.
23. Епанчинцева Н.Д. Планирование организации развивающей среды в ДОУ //Начальная школа плюс до и после. — 2014. № 4. — С. 66 — 73.
24. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С. И. Психолого — педагогическая практика в системе образования. — М: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 2013. 288 с.
25.
3 айченко Е.А. Модульная предметно — игровая среда как фактор обогащения двигательной активности 2 -3 летнего возраста в игре. — М.: Просвещение, 2013. — 210 с.
26.
3 ахлебный А.Н. Учебная экологическая тропа // Биология в школе. — 2012. — № 3. — С. 23-30.
27.
3 ахлебный А.Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование и пути реализации. — М.: Знание, 2011. — 132 с.
28. Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы // Экологическое образование: концепции и технологии. — М.: Перемена, 2014. — 221 с.
29. Зверев И.Д., Суравегина Т.И. Экологическое образование дошкольников. – М.: Педагогика, 2011. – 160 с.
30. Игра и ознакомление дошкольников с растениями: Методические рекомендации для воспитателей средней группы детского сада / Под ред. И. А. Комарова — Могилев, 2012. — 227 с.
31. Кавтарадзе Д.Н. Экологическое образование и безопасность общества. — М.: Педагогика, 2013. — 219 с.
32. Каникулы, игра, воспитание: О педагогическом руководстве игровой деятельностью / Под ред. О.С. Газмана. — М.: Просвещение, 2013. — 160 с.
33. Касаткина Е.Н., Реуцкая Н.А. Игра в системе экологического воспитания дошкольников. — Вологда, 2011. — 72 с.
34. Кобылянский В. Формирование экологической культуры и проблемы образования // Педагогика. — 2012. — № 1. — С. 32-41.
35. Комарова И.А. Игра как средство формирования осознанного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста. — М.: Педагогика, 2011. — 171 с.
36. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 2012. — 576 с.
37. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж., Песталоции и педагогиаческое наследие / Сост. В.И. Кларин, А.Н. Джуринский. — М.: Педагогика, 2013. — 412 с.
38. Кондратьева Н.Н. Формирование системы знаний о живом организме у детей старшего дошкольного возраста. — СПб.: Питер, 2014.-115 с.
39. Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы». — СПб.: Речь, 2014. — 112 с.
40. Короткова Н., Кирилов И. Макет как элемент предметной среды для сюжетных игр старших дошкольников //Дошкольное воспитание. — 2013. — № 6.-С.9.
41. Короткова Н. Предметная развивающая среда: подход в взаимодействию детского сада с семьей //Ребенок в детском саду. — 2011. — № 2 — С. 28-31.
42. Короткова Н. К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада //Ребенок в детском саду. — 2014. — № 2. — С. 20 — 22.
43. Кочергин А.Н., Марков Ю.Г., Васильев Н. Г.Экологическое знание и сознание: особенности формирования. — Новосибирск: Наука, 2013. -182 с.
44. Кудрявцев В.М. О некоторых психологических принципах и условиях экологического образования. — М.: НИИСиМО, 2010. — 123 с.
45. Лаврентьева Т.В. Организация предметной среды и позиции воспитателя // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 6. — С. 72 — 76.
46. Макарова В.И., Афанасенкова Н.В., Костылева Т.Е. Адаптивные возможности ребенка в условиях изменения образовательной среды/ Под ред. А.В. Пяткова. — Архангельск: Изд-во ПТУ, 2012. — 466 с.
47. Мануйлов Ю.С. Средовый подход в воспитании // Педагогика. -2010.-№ 7.-С. 36-41.
48. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. — Минск.: Асар, 2014. — 125 с.
49. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. — М.: ЦГЛ, 2010. — 128 с.
50. Монтессори — педагогика в практике детского сада / Сост. М.Н. Якимова. — Новокузнецк: Изд. ИПК, 2012. — 177 с.
51. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. — Пермь,. 1992.- 214 с.
52. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. -М.: Просвещение, 2012. — 144 с.
53. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. — М.: Новая школа, 2010. — 48 с.
54. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. — М.: , 2013. — 320 с.
55. Николаева С.Н. Юный эколог. — М.: Мозаика — Синтез, 2012. — 213 с.
56. Никонова Н.О., Талызина М.И. Предметно — развивающая среда и ее роль в самопознании и познании природы детьми дошкольного возраста. — СПб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2013. — 180 с.
57. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн — проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. — М.: Просвещение, 2013. — 118 с.
58. Новоселова С.Л. Развивающая предметно — игровая среда детства. Мир «КВАДРО» // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 4. — С. 7-9.
59. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении /Под. ред. В.А. Петровского. — М.: Новая школа, 2010. -135 с.
60. Потапова Т. В. Программа подготовки детей дошкольного возраста к обучению основам экологии, природопользования и правам человека «Надежда». — М.: КМК, 2013.- 187 с.
61. Праслов Ф.Д., Панков Д.Д., Толстихина Л.К. Комплексный подход к формированию экологического сознания у детей дошкольного возраста. — Подольск: «Сатурн -С», 2012. — 109 с.
62. Родзевич Н.Н. Проблемы формирования экологического мировоззрения // География в школе. — 2013. № 3. — С. 38 — 44.
63. Рыжов В., Юдина Т. Азбука экологического воспитания дошкольников// Дошкольное воспитание. — 2013. № 4. — с. 15.
64. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. — М.: Линка — Пресс, 2014. — 192 с.
65. Свирская Л.В. Создание развивающей среды в дошкольном учреждении. Мет. Рекомендации. — Новгород: Изд-во НРЦРО, 2014. — 26 с.
66. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. — М.: «Академия», 2010. — 280 с.
67. Ходырева Е.А. Игровая среда как фактор развития творческой активности младших школьников в обучении. — Киров. 2013. — 235 с.