Конспект группового логопедического занятия в 1 классе для учащихся с ОНР «Простое предложение из трех слов (с прямым дополнением)»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по теме «Состав слова» , направленное на закрепление знаний учащихся в разборе слов по составу. Разработан для учащихся с аграмматической формой дисграфии.

Занятие по теме: «Многозначные слова» знакомит детей с понятием многозначности слов, наглядно показывает существование многозначных слов в разных частях речи.

Данное логопедическое занятие разработано для учащихся 3 класса с ОВЗ. Тема занятия:»Состав слова» (обобщающее занятие). Цель занятия — закрепить знания детей о составе слова. К конспекту заняти.

Конспект занятия на тему «Предложение» предназначен для учащихся 3 класса.

Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме «Многозначные слова». Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами.

конспект логопедического занятия в 4 классе «Слова-предметы&quot.

Закрепление понятий о словах, обозначающих предметы и действия, развитие слухового внимания, линейной речеслуховой памяти, вербально — логического мышления.

Ход занятия

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, меня зовут Нармина Икрамжоновна, это занятие проведем вместе.

2. Уточнение знаний о речи, предложении, словосочетании, слове. Сообщение темы занятия.

— Для чего нужна человеку речь? Какая бывает речь? (устная и письменная)

Чем отличается письменная речь от устной?

— Все, что мы с вами говорим, это наша речь. А из чего состоит наша речь?

предложения (из слов)

-Что такое слово (единица речи, представляющая собою звуковое выражение отдельного предмета мысли.)

Если скажем слово «книга»

, нам понятно, о чем хотели сказать? Мы назвали
предмет, но ничего о нем не сказали.А вот так: «большая книга»
. Так уже назвали признак
предмета.А вот так: «Большая книга лежит на столе»
. Стало ясно? Что я произнесла?
(предложение)
-Послушайте,что я вам скажу: стул, села. Мы так говорим? Конечно, нет. Значит, наша речь состоит из предложений и словосочетании, а они в свою очередь из слов.

-Исходя из этого, можете сформулировать тему сегодняшнего заня-тия. (словосочетание и предложение)

3. Знакомство с темой. Объяснение нового материала.

Разбор пословицы.

-Прочитайте предложение. (Прилетел кулик из-за моря, принёс весну из неволи.)

— Что это такое (пословица)

-Как вы понимаете ее (высказывания детей)

Прилетел кулик из-за моря, принёс весну из неволи.

-О ком пословица?

-Кто такой кулик? (Кулик — небольшая болотная птица с длинными ногами)

-Почему он прилетел из-за моря?

-Объясни, что значит «Принес весну из неволи»

?

-О ком говорится в предложении? (о кулике)

-Что он сделал (прилетел и принес)

-Чем они являются? (главными членами предложения)

-Являются ли они словосочетанием?

— Они не могут быть словосочетанием.

-Чтобы найти словосочетание, мы берем сначала подлежащее. Задаём от него вопрос, подходящий по смыслу к словам. Какое слово здесь является подлежа-щим (кулик)

-Сможем ли мы от него?

— Если от подлежащего не задается вопрос, то задаем от сказуемого?

-Какие слова являются сказуемыми? (прилетел и принес)

Берем 1 сказуемое задаем вопрос. Какой вопрос? (прилетел
(от куда)
из-за моря) Берем 2 сказуемое. Принес
(что)
весну, весну
(как)
из неволи.

-Что это будет? (словосочетание)

-Из чего состоит пословица (Из слов и словосочетании)

-Значит, из слов мы составляем словосочетания. А из словосочетании? (Предложения.)

Словосочетание — два или несколько слов, связанных между собой грамматически. В словосочетании одно слово главное, а другое зависимое. (От главного слова задается вопрос.)

Сочетание подлежащего и сказуемого
(грамматическая основа предложения)
не является
словосочетанием.
Чтобы найти словосочетания в предложении, нужно от какого-нибудь слова к другому, чтобы сохранялся смысл.

-А что такое предложение (слово или сочетание слов, выражающее законченную мысль (грам.)

.)

-Я приготовила еще предложения

— Прочитай предложение «Весной в садах и парках весело поют перелетные птицы»

.

-О ком говорится в предложении (о птицах)

-Что они делают? (поют)

-Что это? Это главные члены предложения.

-Являются ли они словосочетанием?

— Они не могут быть словосочетанием.

-Чтобы найти словосочетание, мы берем сначала подлежащее. Задаём от него вопрос, подходящий по смыслу словам. Какое слово здесь является подлежа-щим (птицы)

-К какому слову зададим вопрос и какой вопрос? (птицы (какие)

перелетные)

-Что это будет? (словосочетание)

-А можно еще задать вопрос? (нет)

Если от подлежащего не задается вопрос, то задаем от сказуемого?

-Какое слово является сказуемым? (поют)

Поют (где)

в садах и парках.

Поют (когда)

весной.

Поют (как)

весело.

-Это мы с вами что выписали? (словосочетания)

4. Пальчиковая гимнастика

Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия – синхронные движения на обеих руках.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать.

Сомкнуть в кольцо большой, средний и безымянный пальчики. Остальные максимально вытянуть в стороны (сделать козу)

. После этого сомкнуть в кольцо большой, безымянный пальцы и мизинец (сделать
«рожки»
). Повторите эти фигуры по 3 раза каждой рукой.

Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.

Зацепить средний палец за указательный – крестик. Затем соединить подушечки указательного и большого пальца – нолик. Чередовать эти движения.

5. Закрепление изученного.

Работа в тетрадях.

Игра «Выдели словосочетания»

-Прочитай предложение, назови словосочетания

1. Весной грачи вьют гнёзда. (вьют (кого? что)

гнезда, вьют
(когда)
весной)

2. Ярко светит весеннее солнце. (светит (как)

ярко, солнце
(какое)
весеннее)

3. В раскрытое окно заглянуло ласковое солнышко. (солнышко (какое)

ласковое, заглянуло
(куда)
в окно, окно
(какое)
раскрытое)

4. Весна радует звонкими капелями и ярким солнцем. (радует (чем)

капелями и солнцем, капелями
(какими)
звонкими, солнцем
(каким)
ярким)

5. Ветерок перебирает пеструю листву. (перебирает (кого? что)

листву, листву
(какую)
пеструю)

6. Мальчик жил в маленьком селе на берегу лесного озера. (жил (где)

в селе, на берегу, в селе
(каком)
маленьком, на берегу
(чего)
озера, озера
(како-го)
лесного)

7. Крик кукушки доносился из ближнего леса. (крик (кого)

кукушки, доносился
(откуда)
из леса, леса
(какого)
ближнего).

8. Деревья роняли свой осенний наряд. (роняли (кого? что)

наряд, наряд
(какой)
осенний, наряд
(чей)
свой).

9. Ива осыпала елочку тонкими золотыми листочками.

-Что записано? (весенние ручьи, по улицам города, бегут по улицам, бегут весело)

-Что можно составить с ними? (предложения)

-Составьте предложения. Запишите с комментированием.

-Выпишите словосочетание с вопросами.

-Что такое словосочетание? Что не является словосочетание?

— О чем мы с вами говорили на сегодняшнем занятии?

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Разработала учитель — логопед

Васильева Эльвира Геннадьевна

Чебоксарская специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад №3 «Надежда» Чувашской Республики

слайд 1

Цель: формирование представлений о содержательной стороне предложений для обеспечения его смысловой законченности и коммуникативной целесообразности

Задачи:

Образовательные:

1) формирование умений определять количество и последовательность слов в предложении;

2) закрепление навыка грамматического оформления предложения, согласования слов в предложении;

3) дифференциация предлогов и приставок,

Коррекционные:

4) развитие логического мышления, памяти, внимания;

5) коррекция мелкой и общей моторики

Воспитательные:

  1. формирование чувства ответственности, уверенности в себе;
  2. формирование личностных качеств;
  3. воспитание чувства уважения к взрослым, умение общаться с педагогом и детьми в коллективе

Оборудование: экран, проектор, компьютер, карточки с заданиями, тетради

Ход занятия

  1. Организационный момент.

1. Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса.

Логопед: Ребята, какие предметы изображены на слайде? (лягушка, камыши, стрекоза – наложенные изображения) Из чего состоят слова? (из слогов)

Сколько слогов в каждом из этих слов? (3)

слайд 2

  1. Составление предложений по отгаданным картинкам.

Логопед: Что такое предложение? (слова, связанные между собой по смыслу)

Составьте предложение со словами – названиями картинок. (Лягушка сидела в камышах и смотрела на стрекозу.)

Логопед: Сколько слов получилось в вашем предложении?

  1. Формулирование темы занятия.

Логопед: Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке? (работать с предложениями)

  1. Основная часть

1. Знакомство с героем.

Логопед: К нам пришло загадочное письмо. Рассмотрите запись. Попробуйте расшифровать это письмо и прочесть его, тогда вы узнаете, кто его написал.(на карточках запись, слова в скобках заменены картинками)

Текст письма: У меня есть (бочка) мёда. Ещё есть (банка) варенья. Я скоро (приду) к вам в гости и принесу угощение. (Винни-Пух)

слайд 3

  1. Восстановление деформированных предложений.

Логопед: Винни-Пух очень любит мед, но пчелы не дают ему полакомиться вдоволь. Давайте поможем Винни-Пуху.

слайд 4

Логопед: Составьте предложения из слов, которые принесли пчелки. Запишите получившиеся предложения.

Слова: — стояло, лето, знойное (Стояло знойное лето.)

— галка, на, забор, села (На забор села галка.)

— Коля, загадку, загадал (Коля загадал загадку.)

— кот, чердак, на, залез (Кот залез на чердак.)

— во, залили, дворе, каток, большой, залили (Во дворе дети залили большой каток.)

Физминутка для глаз (офтальмотренажер Масько)

слайд 5

  1. Установление логических связей между словами внутри предложений.

Логопед: А вы знаете друзей у Винни-Пуха? (Пятачок, Тигра, ослик Иа и др.)

слайд 6

Тигра расшалился и переставил слова в предложениях. Давайте вместе мы исправим логические ошибки и запишем предложения верно.

слайд 7

— Весной луга затопили речку.

— Коза напоила девочку водой.

— После лета пришла долгожданная весна.

Логопед: Тигра доволен вашей помощью. Он обязательно расскажет Пятачку об этом.

слайд 8

Но вот на Пятачка вдруг налетели наглые и голодные вороны.

Логопед: Как их прогнать? (поставить пугало, стрелять из рогатки). Да. Но есть еще один метод – птицы не любят делать зарядку. Давайте все вместе начнем делать упражнения с Пятачком, Тигрой и Винни-Пухом – вороны сразу улетят.

слайд 9

Физминутка (с движениями)

  1. Дифференциация предлогов и приставок в предложениях. Закрепление навыка согласования слов в предложении.

Логопед: Друзья так веселились, что не заметили ослика Иа. Он расстроен: вороны забрали с собой отдельные слова. Иа никак не может справиться.

Логопед: Поможем ослику Иа: допишите предложения, вставляя подходящие по смыслу слова. Подумайте, как правильно писать маленькие слова в скобках – слитно или раздельно? Чем отличается предлог от приставки? (между предлогом и словом можно вставить еще слово). Орфограмму подчеркнем.

слайд 10

(По)дорожке сада (по)бежал ________.(мальчик)

_________(от)плыла (от)берега. (Лодка)

Женя _________(на)писал (на)конверт адрес. (Петров)

5. Тренировка в определении границ предложений.

Логопед: Пока мы подбирали слова, на поляне появилась мудрая сова. Она принесла письмо от Кристофера Робина.

слайд 11

Логопед: Сова записала все, что хотел передать мальчик своим друзьям. Посмотрите, почему сложно читать письмо? Что забыла сова? (поставить знаки препинания). А когда в конце предложения надо ставить точку? (когда мысль закончилась)

Логопед: Исправим ошибки, допущенные совой. Прочитаем и запишем текст верно.

Текст письма:

Подул свежий ветерок взошло солнышко птицы громко запели кто это заливается в кустах малины как блестят капельки росы как красив на рассвете лес.

слайд 12

Логопед: Какие встречаются предложения в тексте по цели высказывания? Какие знаки препинания вы использовали? (?, !, .)

Логопед: Прочитайте с осликом Иа пятое предложение, с Винни-Пухом – первое, а с Тигрой – последнее предложение из письма Кристофера Робина.

  1. Подведение итогов. слайд 13

Логопед: Что такое предложение? Текст?

Что было сложным на занятии, а что далось легко?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]