Игрушки. «Сложи картинку»план-конспект занятия (младшая группа) по теме


Картинки-вкладыши

Картинка-вкладыш представляет собой картинку с вырезанными частями. Нужно найти недостающие кусочки и вложить на свои места, чтобы получилось целостное изображение. Например, рисунок вазы с фруктами, в котором вырезаны отдельные фрукты. Эта игра предназначена для детей от 2 до 4 лет. Ее задачу можно выразить вопросом «чего здесь не хватает?». Обычно дети уже в два года достаточно легко справляются с вкладышами, например с такими, как ряд овощей и фруктов или ряд собачек одинаковой формы, но разной величины.

Таким образом, занятия с картинками-вкладышами очень хороши для становления и развития только появляющегося у малыша наглядно-образного мышления.

Выбирать картинки-вкладыши необходимо исходя из возраста ребенка: чем он младше, тем меньше должно быть вырезано кусочков, и крупнее детали.

В самом простом варианте этой игры вырезанный фрагмент имеет ровные края, а изображенный на нем рисунок — симметричен (например, симметричная ромашка на кусочке-квадрате). Либо форма кусочка соответствует изображению: вырезанные чашка, блюдечко, ложка и т.д. В этих случаях ребенку, чтобы справиться с задачей, нужно просто понять, из какой части картинки этот элемент. Чтобы усложнить задачу, можно предложить малышу картинку с неровными, но не совпадающими с границами рисунка краями вырезов.

Еще труднее ребенку справиться с картинкой, вырезанные части которой имеют ровные края, но изображение, расположенное на них, несимметрично: например, на квадрате нарисована птичка — ребенку приходится следить за тем, чтобы не положить ее вверх ногами. Либо каждый кусочек представляет собой не отдельный образ, а лишь его часть, например фрагмент вазы или цветка. Здесь ребенок вынужден ориентироваться на форму выреза и соответствующего кусочка (круг вставляем в круглый вырез, треугольник — в треугольный), а также учитывать содержание нарисованного, соотносить детали изображения, все линии, цвета и расположение рисунка. Эти картинки-вкладыши представляют особую сложность для малыша в связи с возрастными особенностями, и на каком-то этапе ему потребуется помощь взрослого. Однако подобные игры подготавливают базу для успешного развития наглядно-образного мышления. Полученный опыт позволит ребенку легче справляться с гораздо более сложными головоломками — пазлами.

Разрезные картинки

Разрезная картинка — это картинка, разрезанная по прямым (как правило) линиям. Ребенку не надо думать о форме кусочков, и он может сосредоточиться на изображении. Это занятие хорошо подходит для детей от 2 до 5 лет. Дело в том, что пока малышу нет 5 лет, ему довольно сложно ориентироваться сразу по двум параметрам — по форме кусочков (то, как разрезана картинка) и содержанию (что изображено). Однако именно в этом возрасте разрезные картинки в наибольшей мере способствуют развитию наглядно-образного мышления.

Самыми простыми разрезными картинками являются изображения отдельных знакомых ребенку предметов (ведерко, домик, бабочка), разрезанные на две симметричные части. Сложность собирания картинки возрастает с увеличением количества частей и с появлением сюжета. Малышам игры с разрезными картинками доставляют огромное удовольствие. Например, дом, разделенный на части («крыша», «стена», «основание») можно «строить». Благодаря такой игре у ребенка развиваются сосредоточенность, наблюдательность, воображение, зрительное восприятие и формируются целостные представления о предмете.

Покупая или самостоятельно изготавливая разрезные картинки, нужно обращать внимание на следующие моменты: изображение на картинке должно быть узнаваемым (в этом отношении мишка для европейского ребенка лучше, чем носорог, а носорог — лучше, чем каракатица); используемые в рисунке цвета должны быть яркими, но не раздражающими; количество деталей должно соответствовать возрасту.

Игрушки. «Сложи картинку»план-конспект занятия (младшая группа) по теме

Тема: «Сложи картинку»

Цель: Развитие сенсорного восприятия детей.

Задачи:

Образовательные

  1. Закрепить знания детей об игрушках.
  2. Формировать умение узнавать предмет, изображенный на картинке, показывать или называть (по возможности).
  3. Формировать умения идентифицировать предметы, обследуя их форму.
  4. Формировать умение по части сложить целое.

Коррекционно-развивающие

  1. Развивать скоординированные действия руки и глаза через умение обводить изображение по контуру.
  2. Развивать умение соотносить графическое изображение с реальным предметом: «Возьми такую же игрушку».
  3. Развивать коммуникативные навыки с помощью куклы Маши.

Воспитательные

  1. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
  2. Побуждать детей оказывать посильную помощь друг другу.

Возрастная направленность: младший возраст.

Наглядно-дидактический материал: Предметные картинки с изображением игрушек по 2 шт. (пирамидка, мишка, мяч, матрешка, ведерко, неваляшка, юла, машинка, самолет). Одну разрезать пополам вертикально, машинку, самолет – горизонтально. Одна остается как образец для подбора. Игрушки – пирамидка, мишка, мяч, матрешка, ведерко, неваляшка, юла, машинка, самолет. Резиновые мячи среднего размера по количеству детей.

Ход занятия

Организационный момент

Дети сидят на стульчиках. Внести корзину с игрушками.

Воспитатель: Посмотрите, что у меня в корзинке?

Воспитатель показывает каждую игрушку, называет ее, ставит на скамеечку перед детьми. Затем просит повторить или показать (зависит от того есть ли речь у ребенка). «Покажи, Алеша, пирамидку. Что это, Сережа?» и т.д.

Воспитатель: Одним словом – это и г р у ш к и. Что это? (ответы детей – игрушки).

Игровая ситуация

Стук в дверь. Воспитатель открывает дверь и приносит куклу, говорит от себя и от имени куклы.

Воспитатель: К нам в гости пришла кукла Маша.

— Здравствуйте, ребята.

— Здравствуй, Маша.

— Давайте познакомимся с Машей.

Воспитатель подносит куклу к каждому ребенку, говорит от имени куклы «Меня зовут Маша». Ребенок: «Меня зовут … (произносит имя, если не говорит, за него имя произносит воспитатель) и т.д. Дети здороваются за руку с куклой.

Воспитатель: Маша любит общаться с детками. Давайте сегодня кукла Маша вместе с нами будет заниматься.

Коррекционно-развивающий блок

Дети садятся полукругом за столы.

Воспитатель: Посмотрите, Маша принесла с собой картинки. Что изображено на картинке? Правильно, Сережа, машина!

Ребенок с помощью взрослого учится обводить изображенный на картинке предмет, водя пальчиком по контуру и так с каждым ребенком, предлагая новые картинки.

Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем.

Игра «Возьми такую же игрушку».

Дети по одному подходят к столу, берут картинку (картинки лежат на столе перевернутые изображением вниз), переворачивают ее, называют и приносят игрушку, кладут ее в корзину. Если ребенок не говорит, воспитатель называет игрушку, изображенную на картинке. Ребенок приносит игрушку и кладет в корзину. Кукла Маша «участвует» в игре, выполняет задание. Воспитатель подбадривает детей, хвалит.

Основная работа

Воспитатель показывает такие же, но разрезанные на половинки картинки. Объясняет, что нужно правильно сложить картинку так, чтобы получилась « целая пирамидка», «целая машинка» и т.д.

Сложить половинки и найти идентичное изображение на целой картинке. Предложить сложить целую картинку самостоятельно. И так с каждым ребенком.

Задание усложнить.

Раздать каждому ребенку по 2 изображения и дети самостоятельно подбирают половинки.

Кукла Маша тоже складывает «целую картинку».

Воспитатель: Миша, правильно Маша сложила половинки?

Миша: Нет.

Воспитатель: Помоги Маше, пожалуйста. Молодец, спасибо, помог Маше.

(можно повторить 3-4 раза с разными детьми, правильный вариант тоже обыгрывается).

Музыкальная физкультминутка

Воспитатель: Ребята у Маши есть для нас сюрприз (внести непрозрачный мешок с мячами). Давайте сами угадаем, что в нем (дети ощупывают мешок руками и называют «мячики»).

Звучит песня «Новый мяч» в исполнении Марии Лукач.

Слова: Лорина Дымова

Музыка: Зиновий Компанеец

Воспитатель берет мяч и играет с ним, пока звучит музыка, дети повторяют или самостоятельно играют в мяч.

Заключительный этап

Воспитатель: Сегодня мы с вами научились составлять картинку из половинок. Вы у меня молодцы старались, хорошо трудились, были внимательными – узнавали игрушки по картинкам, помогали Маше, друг другу. Маше понравилось с вами заниматься, но ее ждут другие детки.

Рефлексия

Дети прощаются с куклой Машей: «До свидания! Приходи к нам еще!», обнимают ее, гладят.

Кубики

Составные картинки на кубиках имеют свою особенность, связанную с формой куба. Фрагмент, расположенный на каждой грани, — это уже не просто часть плоского изображения. Чтобы картинка получилась, недостаточно поставить кубик на свое место, его нужно повернуть правильной стороной. Составные картинки на кубиках предполагают наличие элементарного представления о кубе. Этот вид составных картинок выполняет свою развивающую задачу для детей с 3-4 до 6-7 лет. Знакомство нужно начинать с четырех кубиков, на которых помещено изображение какого-то отдельного предмета (фрукт, собачка, машинка и т.д.). Предлагая игру, все кубики нужно повернуть одной картинкой вверх — это упрощает задачу, малышу остается расположить их в правильном порядке. По мере освоения ребенком этой игры задачу нужно усложнять: сначала один кубик повернуть не той стороной и попросить ребенка найти на нем недостающую часть картинки, затем то же сделать с двумя кубиками, с тремя. Постепенно ребенок освоится в этой игре.

Теперь ему можно предложить сюжетное изображение на картинках (например, сцену из знакомой сказки).

Чем хороши кубики? Многие из них выполнены в одном стиле, например на всех сторонах — сцены из сказок, причем на трех сторонах нарисованы события, происходящие в избе, а на остальных трех — в лесу; все стороны раскрашены в одной цветовой гамме. Поэтому иной раз даже взрослому нелегко с первого взгляда определить, правильной ли стороной повернут кубик. Чтобы не ошибиться, нужно быть очень внимательным и терпеливым.

Важные моменты при выборе кубиков: единство стиля, цветовой гаммы, сходство сюжета и уровень сложности, соответствующий возрасту. Именно такие кубики максимально эффективно выполнят свою развивающую задачу.

Дидактическая игра «Собери картинку»

СКАЗКИ

Дидактическая игра «СОБЕРИ КАРТИНКУ»

ИГРА ДЛЯ ДЕТЕЙ 3 – 7 лет

Игра знакомит с сюжетами русских народных сказок, развивает активную речь, память, внимание, воображение, учить составлять рассказ по картинкам.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

  • В игре участвуют 1 – 2 человека.
  • С младшими детьми игру проводит взрослый ведущий, старшие после объяснения правил могут играть самостоятельно.
  • Перед игрой познакомьте детей с сюжетами следующих сказок:

Колобок, Курочка ряба, Репка, Три медведя, Заюшкина избушка,

По щучьему велению, Сказка о рыбаке и рыбке, Царевна лягушка, Гуси

– лебеди…

Справляется с зданием. Помогите ему, если возникло затруднение.

Продолжительность игры зависит от заинтересованности ребёнка (10

– 15 мин.).

ЗНАКОМИМСЯ СО СКАЗКАМИ

ЦЕЛЬ ИГРЫ:

Познакомить детей с известными русскими народными

сказками.

ХОД ИГРЫ:

Взрослый – ведущий рассказывает или читает любую из использованных в игре сказок. Дети стараются запомнить сюжет. Затем ведущий раскладывает на столе все игровые карточки изображением вверх и просит найти две картинки, относящиеся к сюжету услышанной сказки.

Когда дети познакомятся с сюжетами всех сказок, можно переходить к следующей игре.

НАЗОВИ СКАЗКУ

ЦЕЛЬ ИГРЫ:

Научить детей угадывать и называть сказки по картинкам.

ХОД ИГРЫ:

Ведущий перемешивает все карточки и раскладывает их на игровой поверхности изображением вверх.

Игроки по очереди берут по одной картинке и называют сказку, к которой она относится. Если ответ правильный, игрок оставляет карточку себе. Выигрывает тот, у кого в конце игры окажется больше всего карточек.

СОБЕРИ СКАЗКУ

ЦЕЛЬ ИГРЫ:

Научить детей находить героев одной сказки.

ХОД ИГРЫ:

Ведущий кладёт карточки изображением вниз, перемешивает и поровну раздаёт игрокам. Участники переворачивают свои карточки и ищут подходящие друг другу пары карточек, на которых нарисованы герои одной сказки. При этом дети рассказывают, что изображено на их карточках, и называют сказку. Если игрокам не хватает карточек, они переворачивают свою « лишнюю » карточку и меняют её на « лишнюю » карточку соседа слева.

Игра заканчивается, когда все игроки соберут полный комплект своих карточек.

РАССКАЖИ СКАЗКУ

ЦЕЛЬ ИГРЫ:

Научить ребёнка подбирать карточки, относящиеся к одной сказке, и рассказывать ее сюжет.

ХОД ИГРЫ:

Ведущий просит каждого игрока выбрать сказку, которую он будет рассказывать. Затем он перемешивает все игровые карточки и предлагает игрокам найти героев своей сказки. Тот, кто быстрее всех находит нужные карточки, первым начинает рассказ.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]