Картинки-вкладыши
Картинка-вкладыш представляет собой картинку с вырезанными частями. Нужно найти недостающие кусочки и вложить на свои места, чтобы получилось целостное изображение. Например, рисунок вазы с фруктами, в котором вырезаны отдельные фрукты. Эта игра предназначена для детей от 2 до 4 лет. Ее задачу можно выразить вопросом «чего здесь не хватает?». Обычно дети уже в два года достаточно легко справляются с вкладышами, например с такими, как ряд овощей и фруктов или ряд собачек одинаковой формы, но разной величины.
Таким образом, занятия с картинками-вкладышами очень хороши для становления и развития только появляющегося у малыша наглядно-образного мышления.
Выбирать картинки-вкладыши необходимо исходя из возраста ребенка: чем он младше, тем меньше должно быть вырезано кусочков, и крупнее детали.
В самом простом варианте этой игры вырезанный фрагмент имеет ровные края, а изображенный на нем рисунок — симметричен (например, симметричная ромашка на кусочке-квадрате). Либо форма кусочка соответствует изображению: вырезанные чашка, блюдечко, ложка и т.д. В этих случаях ребенку, чтобы справиться с задачей, нужно просто понять, из какой части картинки этот элемент. Чтобы усложнить задачу, можно предложить малышу картинку с неровными, но не совпадающими с границами рисунка краями вырезов.
Еще труднее ребенку справиться с картинкой, вырезанные части которой имеют ровные края, но изображение, расположенное на них, несимметрично: например, на квадрате нарисована птичка — ребенку приходится следить за тем, чтобы не положить ее вверх ногами. Либо каждый кусочек представляет собой не отдельный образ, а лишь его часть, например фрагмент вазы или цветка. Здесь ребенок вынужден ориентироваться на форму выреза и соответствующего кусочка (круг вставляем в круглый вырез, треугольник — в треугольный), а также учитывать содержание нарисованного, соотносить детали изображения, все линии, цвета и расположение рисунка. Эти картинки-вкладыши представляют особую сложность для малыша в связи с возрастными особенностями, и на каком-то этапе ему потребуется помощь взрослого. Однако подобные игры подготавливают базу для успешного развития наглядно-образного мышления. Полученный опыт позволит ребенку легче справляться с гораздо более сложными головоломками — пазлами.
Разрезные картинки
Разрезная картинка — это картинка, разрезанная по прямым (как правило) линиям. Ребенку не надо думать о форме кусочков, и он может сосредоточиться на изображении. Это занятие хорошо подходит для детей от 2 до 5 лет. Дело в том, что пока малышу нет 5 лет, ему довольно сложно ориентироваться сразу по двум параметрам — по форме кусочков (то, как разрезана картинка) и содержанию (что изображено). Однако именно в этом возрасте разрезные картинки в наибольшей мере способствуют развитию наглядно-образного мышления.
Самыми простыми разрезными картинками являются изображения отдельных знакомых ребенку предметов (ведерко, домик, бабочка), разрезанные на две симметричные части. Сложность собирания картинки возрастает с увеличением количества частей и с появлением сюжета. Малышам игры с разрезными картинками доставляют огромное удовольствие. Например, дом, разделенный на части («крыша», «стена», «основание») можно «строить». Благодаря такой игре у ребенка развиваются сосредоточенность, наблюдательность, воображение, зрительное восприятие и формируются целостные представления о предмете.
Покупая или самостоятельно изготавливая разрезные картинки, нужно обращать внимание на следующие моменты: изображение на картинке должно быть узнаваемым (в этом отношении мишка для европейского ребенка лучше, чем носорог, а носорог — лучше, чем каракатица); используемые в рисунке цвета должны быть яркими, но не раздражающими; количество деталей должно соответствовать возрасту.
Игрушки. «Сложи картинку»план-конспект занятия (младшая группа) по теме
Тема: «Сложи картинку»
Цель: Развитие сенсорного восприятия детей.
Задачи:
Образовательные
- Закрепить знания детей об игрушках.
- Формировать умение узнавать предмет, изображенный на картинке, показывать или называть (по возможности).
- Формировать умения идентифицировать предметы, обследуя их форму.
- Формировать умение по части сложить целое.
Коррекционно-развивающие
- Развивать скоординированные действия руки и глаза через умение обводить изображение по контуру.
- Развивать умение соотносить графическое изображение с реальным предметом: «Возьми такую же игрушку».
- Развивать коммуникативные навыки с помощью куклы Маши.
Воспитательные
- Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
- Побуждать детей оказывать посильную помощь друг другу.
Возрастная направленность: младший возраст.
Наглядно-дидактический материал: Предметные картинки с изображением игрушек по 2 шт. (пирамидка, мишка, мяч, матрешка, ведерко, неваляшка, юла, машинка, самолет). Одну разрезать пополам вертикально, машинку, самолет – горизонтально. Одна остается как образец для подбора. Игрушки – пирамидка, мишка, мяч, матрешка, ведерко, неваляшка, юла, машинка, самолет. Резиновые мячи среднего размера по количеству детей.
Ход занятия
Организационный момент
Дети сидят на стульчиках. Внести корзину с игрушками.
Воспитатель: Посмотрите, что у меня в корзинке?
Воспитатель показывает каждую игрушку, называет ее, ставит на скамеечку перед детьми. Затем просит повторить или показать (зависит от того есть ли речь у ребенка). «Покажи, Алеша, пирамидку. Что это, Сережа?» и т.д.
Воспитатель: Одним словом – это и г р у ш к и. Что это? (ответы детей – игрушки).
Игровая ситуация
Стук в дверь. Воспитатель открывает дверь и приносит куклу, говорит от себя и от имени куклы.
Воспитатель: К нам в гости пришла кукла Маша.
— Здравствуйте, ребята.
— Здравствуй, Маша.
— Давайте познакомимся с Машей.
Воспитатель подносит куклу к каждому ребенку, говорит от имени куклы «Меня зовут Маша». Ребенок: «Меня зовут … (произносит имя, если не говорит, за него имя произносит воспитатель) и т.д. Дети здороваются за руку с куклой.
Воспитатель: Маша любит общаться с детками. Давайте сегодня кукла Маша вместе с нами будет заниматься.
Коррекционно-развивающий блок
Дети садятся полукругом за столы.
Воспитатель: Посмотрите, Маша принесла с собой картинки. Что изображено на картинке? Правильно, Сережа, машина!
Ребенок с помощью взрослого учится обводить изображенный на картинке предмет, водя пальчиком по контуру и так с каждым ребенком, предлагая новые картинки.
Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем.
Игра «Возьми такую же игрушку».
Дети по одному подходят к столу, берут картинку (картинки лежат на столе перевернутые изображением вниз), переворачивают ее, называют и приносят игрушку, кладут ее в корзину. Если ребенок не говорит, воспитатель называет игрушку, изображенную на картинке. Ребенок приносит игрушку и кладет в корзину. Кукла Маша «участвует» в игре, выполняет задание. Воспитатель подбадривает детей, хвалит.
Основная работа
Воспитатель показывает такие же, но разрезанные на половинки картинки. Объясняет, что нужно правильно сложить картинку так, чтобы получилась « целая пирамидка», «целая машинка» и т.д.
Сложить половинки и найти идентичное изображение на целой картинке. Предложить сложить целую картинку самостоятельно. И так с каждым ребенком.
Задание усложнить.
Раздать каждому ребенку по 2 изображения и дети самостоятельно подбирают половинки.
Кукла Маша тоже складывает «целую картинку».
Воспитатель: Миша, правильно Маша сложила половинки?
Миша: Нет.
Воспитатель: Помоги Маше, пожалуйста. Молодец, спасибо, помог Маше.
(можно повторить 3-4 раза с разными детьми, правильный вариант тоже обыгрывается).
Музыкальная физкультминутка
Воспитатель: Ребята у Маши есть для нас сюрприз (внести непрозрачный мешок с мячами). Давайте сами угадаем, что в нем (дети ощупывают мешок руками и называют «мячики»).
Звучит песня «Новый мяч» в исполнении Марии Лукач.
Слова: Лорина Дымова
Музыка: Зиновий Компанеец
Воспитатель берет мяч и играет с ним, пока звучит музыка, дети повторяют или самостоятельно играют в мяч.
Заключительный этап
Воспитатель: Сегодня мы с вами научились составлять картинку из половинок. Вы у меня молодцы старались, хорошо трудились, были внимательными – узнавали игрушки по картинкам, помогали Маше, друг другу. Маше понравилось с вами заниматься, но ее ждут другие детки.
Рефлексия
Дети прощаются с куклой Машей: «До свидания! Приходи к нам еще!», обнимают ее, гладят.
Кубики
Составные картинки на кубиках имеют свою особенность, связанную с формой куба. Фрагмент, расположенный на каждой грани, — это уже не просто часть плоского изображения. Чтобы картинка получилась, недостаточно поставить кубик на свое место, его нужно повернуть правильной стороной. Составные картинки на кубиках предполагают наличие элементарного представления о кубе. Этот вид составных картинок выполняет свою развивающую задачу для детей с 3-4 до 6-7 лет. Знакомство нужно начинать с четырех кубиков, на которых помещено изображение какого-то отдельного предмета (фрукт, собачка, машинка и т.д.). Предлагая игру, все кубики нужно повернуть одной картинкой вверх — это упрощает задачу, малышу остается расположить их в правильном порядке. По мере освоения ребенком этой игры задачу нужно усложнять: сначала один кубик повернуть не той стороной и попросить ребенка найти на нем недостающую часть картинки, затем то же сделать с двумя кубиками, с тремя. Постепенно ребенок освоится в этой игре.
Теперь ему можно предложить сюжетное изображение на картинках (например, сцену из знакомой сказки).
Чем хороши кубики? Многие из них выполнены в одном стиле, например на всех сторонах — сцены из сказок, причем на трех сторонах нарисованы события, происходящие в избе, а на остальных трех — в лесу; все стороны раскрашены в одной цветовой гамме. Поэтому иной раз даже взрослому нелегко с первого взгляда определить, правильной ли стороной повернут кубик. Чтобы не ошибиться, нужно быть очень внимательным и терпеливым.
Важные моменты при выборе кубиков: единство стиля, цветовой гаммы, сходство сюжета и уровень сложности, соответствующий возрасту. Именно такие кубики максимально эффективно выполнят свою развивающую задачу.
Дидактическая игра «Собери картинку»
СКАЗКИ
Дидактическая игра «СОБЕРИ КАРТИНКУ»
ИГРА ДЛЯ ДЕТЕЙ 3 – 7 лет
Игра знакомит с сюжетами русских народных сказок, развивает активную речь, память, внимание, воображение, учить составлять рассказ по картинкам.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
- В игре участвуют 1 – 2 человека.
- С младшими детьми игру проводит взрослый ведущий, старшие после объяснения правил могут играть самостоятельно.
- Перед игрой познакомьте детей с сюжетами следующих сказок:
Колобок, Курочка ряба, Репка, Три медведя, Заюшкина избушка,
По щучьему велению, Сказка о рыбаке и рыбке, Царевна лягушка, Гуси
– лебеди…
Справляется с зданием. Помогите ему, если возникло затруднение.
Продолжительность игры зависит от заинтересованности ребёнка (10
– 15 мин.).
ЗНАКОМИМСЯ СО СКАЗКАМИ
ЦЕЛЬ ИГРЫ:
Познакомить детей с известными русскими народными
сказками.
ХОД ИГРЫ:
Взрослый – ведущий рассказывает или читает любую из использованных в игре сказок. Дети стараются запомнить сюжет. Затем ведущий раскладывает на столе все игровые карточки изображением вверх и просит найти две картинки, относящиеся к сюжету услышанной сказки.
Когда дети познакомятся с сюжетами всех сказок, можно переходить к следующей игре.
НАЗОВИ СКАЗКУ
ЦЕЛЬ ИГРЫ:
Научить детей угадывать и называть сказки по картинкам.
ХОД ИГРЫ:
Ведущий перемешивает все карточки и раскладывает их на игровой поверхности изображением вверх.
Игроки по очереди берут по одной картинке и называют сказку, к которой она относится. Если ответ правильный, игрок оставляет карточку себе. Выигрывает тот, у кого в конце игры окажется больше всего карточек.
СОБЕРИ СКАЗКУ
ЦЕЛЬ ИГРЫ:
Научить детей находить героев одной сказки.
ХОД ИГРЫ:
Ведущий кладёт карточки изображением вниз, перемешивает и поровну раздаёт игрокам. Участники переворачивают свои карточки и ищут подходящие друг другу пары карточек, на которых нарисованы герои одной сказки. При этом дети рассказывают, что изображено на их карточках, и называют сказку. Если игрокам не хватает карточек, они переворачивают свою « лишнюю » карточку и меняют её на « лишнюю » карточку соседа слева.
Игра заканчивается, когда все игроки соберут полный комплект своих карточек.
РАССКАЖИ СКАЗКУ
ЦЕЛЬ ИГРЫ:
Научить ребёнка подбирать карточки, относящиеся к одной сказке, и рассказывать ее сюжет.
ХОД ИГРЫ:
Ведущий просит каждого игрока выбрать сказку, которую он будет рассказывать. Затем он перемешивает все игровые карточки и предлагает игрокам найти героев своей сказки. Тот, кто быстрее всех находит нужные карточки, первым начинает рассказ.