Конспект занятия по ФЭМП в средней группе. Тема: «Количественный и порядковый счет».


Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Задачи:

«Познавательное развитие»:

познакомить с геометрической фигурой — шар; порядковым числительным «третий»; упражнять в счете до 3. Активизировать мыслительную деятельность через разрешение проблемной ситуации. Развивать память, внимание, логическое мышление. Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей знания и умения.

«Социально-коммуникативное развитие»:

приобщать детей к элементарным правилам взаимодействия со сверстниками в процессе деятельности, толерантное отношение к ближнему, умение слушать друг друга. Создать атмосферу творческого поиска.

«Речевое развитие»

расширение и активизация словаря словами: шар, третий. Закрепление употребления в речи названий деревьев: береза, дуб, ель, клен.

«Физическое развитие»:

совершенствовать двигательные умения.

«Художественно-эстетическое развитие»:

упражнять в умении аккуратно закрашивать силуэт, не выходя за контуры изображения.

Методы и приемы:

Практические – игры, игровое упражнение;

словесные — беседа, вопросы, чтение стихотворения;

наглядные — наблюдения, рассматривание сюжетных картинок

Материалы и оборудования:

демонстрационный: геометрические фигуры, сюжетная картинка, на которой изображены предметы прямоугольной формы; картинка с изображением предметов разной формы; шар, куб; картинки с изображением ели, березы, дуба, мяч.

раздаточный материал: картинки с силуэтным изображением деревьев, цветные карандаши.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации
Изобразительная деятельность 1. Задание «Раскрась дерево». Цель: закреплять умение подбирать соответствующий цвет карандаша, для изображения частей дерева.
Коммуникативная деятельность 1. Чтение стихотворения «Шар». Цель: быть внимательными и заинтересованными слушателями.
Познавательно — исследовательская 1. Упражнение «Найди шар» Цель: закрепить умение находить предметы такой же формы. 2. Игра» Что катиться?» Цель: учить логически мыслить, сравнивая предметы. 3. Игровое упражнение «Пересчитай листья», «Пересчитай деревья». Цель: закреплять порядковый счет до 3, умение определять с какого дерева лист.
Двигательная активность 1. Физкуль. Цель: активизация двигательной активности детей. Умеют сочетать движения со словами стихотворения. 2. Малоподвижная игра «Поймай и назови» Цель: упражнять в ловле мяча, закреплять знание деревьев.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Организационный момент. Повторение изученного о геометрических фигурах

Задание 1. Включает детей в образовательную деятельность: Предлагает посмотреть на геометрические фигуры и назвать их. Задание 2. Показывает сюжетную картинку и предлагает найти и назвать предметы прямоугольной формы. Задание 3.

Называет любую геометрическую фигуру.

Проявляют интерес к предстоящей теме. Отвечают на вопросы. Вступают в диалог, предлагают варианты ответов. Дети называют предметы, которые имеют такую форму. Поставленная задача принята детьми, есть мотивация достижения результата в сотрудничестве с воспитателем и детьми.
2. Чтение стихотворения «Шар».

Воздушный мячик надуваю. Его, как мячик, я катаю, Бросаю вверх, опять ловлю. На форму я его смотрю. Он круглый, как и плоский круг. Но кругу он объемный друг. Такой же формы апельсин, Арбуз, и мяч, и мандарин. Фигуру, что могу катать, Я буду шаром называть.

Дети слушают стихотворение. Вызван интерес и желание слушать стихотворение.
3. Упражнение «Найди шар».

Показывает фигуру-шар.

Дети находят на картинке предметы шарообразной формы. Активизирована мыслительная деятельность детей.
4. Игра» Что катиться».

Проводит черту на полу. Вопросы: Почему шар катиться быстрее? Что устойчивее: шар или куб?

Двое детей катят до этой черты куб и шар. Дети ведут диалог с воспитателем. Отвечают на вопросы. Сформировано умение вести скоординированный диалог, быть доброжелательными корректными собеседниками.
5. Счет до 3. Порядковое числительное «третий»

. Помещает на доку 3 картинки с изображением деревьев (березы, ели, дуба). Предлагает сосчитать деревья и сравнить их высоте и толщине. — Назови первое дерево. (Береза.) — Назови второе дерево. (Ель.) — Дуб — третье дерево. — Какое по счету дерево береза? — Какая по счету ель? — Какой по счету дуб?

Дети считают деревья, сравнивают их по высоте, толщине. Отвечают на вопросы. Понимают и умеют выполнять задания
6. Игровое упражнение «Пересчитай листья».

Прикрепляет на доску листочки дуба, клена, березы и просит назвать какие это листочки, с какого дерева. -Какой лист первый? Второй? Третий?

Внимательно смотрят и называют листья, отвечают на вопросы. Понимают и умеют выполнять задания
7. Физкуль. Предлагает поиграть в игру, рассказывает стихотворение:
Сосна
. Во дворе стоит сосна, К небу тянется она. Тополь вырос рядом с ней, Быть он хочет подлинней. Ветер сильный налетел, Все деревья раскачал. Ветки гнутся взад-вперед, Ветер их качает, гнет. Будем вместе приседать- Раз, два, три, четыре, пять. Мы размялись от души И на место вновь пошли. Клен. Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет: Раз — наклон и два — наклон, Зашумел листвою клен.
Дети выполняют движения и действия за воспитателем. Стоя на одной ноге, потягиваются — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге. Наклоны корпуса вперед-назад. Рывки руками перед грудью. Приседания. Шагают на месте. Ноги на ширине плеч, руки за голову, наклоны туловища влево, вправо. Умеют выполнять движения и действия за воспитателем в соответствии со стихотворным текстом.
8. Задание «Раскрась дерево»

. Предлагает каждому ребенку картинку с силуэтным изображением деревьев. Задание: раскрась второе дерево в желтый цвет, третье — в зеленый, первое — в красный.

Дети садятся за столы и выполняют задание. Понимают и умеют выполнять задания.
9. Итог занятия. Малоподвижная игра «Поймай и назови». Бросает каждому ребенку мяч и просит назвать дерево.

Уточняет: какое упражнение, задание было самым лёгким, сложным, весёлым и т. д. Следит, чтобы ответы детей были полным предложением.

Дети ловят мяч и произносят названия деревьев. Дети делятся впечатлениями о прошедшей деятельности Знают и называют названия деревьев, могут рассказать о прошедшей деятельности.

Формирование количественных представлений, счетной деятельности у детей в средней группе

автор: Литвинова Елена Юлюсевна

воспитатель МАДОУ «ДС №213 г. Челябинска»

Формирование количественных представлений, счетной деятельности у детей в средней группе

Формирование количественных представлений, счетной деятельности у детей в средней группе

Литвинова Е.Ю.

Воспитатель МАДОУ «ДС№ 213 г.Челябинска»

В детском саду дошкольники знакомятся со счетом. Математические задачи и упражнения со счетом учат детей думать, логически мыслить, расширяют их представления об окружающем мире. Основным понятием элементарной математики в детском саду и основной количественных представлений дошкольника является понятие числа. Натуральные числа – это числа, возникшие в процессе счета отдельных предметов (1, 2, 3 и т.д.) или измерения. Работа по формированию у детей этого понятия ведется на протяжении трех лет (в средней, старшей и подготовительной группах).

Представления о количестве и счете у дошкольников начинаются с формирования дочисловых количественных отношений: равенство – неравенство предметов по величине, равенство – неравенство групп по количеству входящих в них предметов. Ребенок начинает понимать математические отношения «больше», «меньше», «поровну». Только после этого начинается обучение его счету, дается представление о числах в пределах десяти, об отношениях между последовательными числами, о количественном составе числа из отдельных единиц и двух меньших чисел.

В. В. Данилова, Т. Д. Рихтерман, З. А. Михайлова указывают на то, что «предметные действия детей раннего возраста являются пропедевтикой счетной деятельности» Активно действуя, дети этого возраста разбрасывают предметы или, наоборот, собирают их. Как правило, все одинаковые действия ребенок сопровождает повторением одного и того же слова: «вот…, вот…, вот…», или «еще…, еще…, еще…», или «на…, на…, на…», или хаотическим называнием чисел: «раз, один, пять и т.д.». Такие действия с множествами можно рассматривать как начало развития счетной деятельности. Дети легко усваивают простые считалки, отдельные слова-числительные и используют их в процессе движений, игр. Раннее появление в активном словаре детей (1,5-2 года) числительных не является показателем сформированности количественных представлений. Эти слова заимствуются из речи взрослых и употребляются детьми во время игры. В раннем возрасте (2-3 года) дети от хаотического познания числительных под влиянием обучения переходят к усвоению последовательности чисел в ограниченном отрезке натурального ряда. Как правило, это числа 1, 2, 3. В. В. Данилова, Т. Д. Рихтерман, З. А. Михайлова пишут о том, что «дальнейшее упорядочение чисел у детей 3-4-летнего возраста происходит следующим образом: увеличивается отрезок запоминания последовательности числительных, дети начинают осознавать, что каждое из слов-числительных всегда занимает свое определенное место, хотя они еще не могут объяснить, почему три всегда следует за двумя, а шесть – за пятью». При этом возникают рече — слухо-двигательные связи между называемыми числительными, которые проявляются в том, что в усвоенной цепочке слов (раз, два, три и т.д.) для ребенка совершенно невозможна замена слова раз словом один. Если такая замена слов происходит, то образовавшиеся в уме ребенка связи разрушаются и он замолкает, не зная, что должно следовать за словом один (в некоторых же случаях, в угоду старшим, ребенок 2,5-3 года называет слово один как предшествующее всей выученной им числовой цепочке).

Таким образом, в раннем возрасте под влиянием активных действий с предметными совокупностями у детей складывается рече-слухо двигательный образ натурального ряда чисел.

Е. И. Щербакова указывает на то, что вслед за рече-слуходвигательными образами у детей 3-4-летнего возраста успешно формируется слуховой образ натурального ряда чисел. Слова-числительные выстраиваются в ряд и называются по порядку, но происходит это постепенно: «вначале упорядочивается лишь некоторое множество числительных, после него числительные называются, хотя и с пропусками некоторых из них, которые ребенок еще не запомнил, но всегда в возрастающем порядке. Усвоив числительные первого десятка, дети легко переходят ко второму десятку, а дальше считают так: «Двадцать десять, двадцать одиннадцать» и т.д.

Овладевая счетом, дети приобретают умение определять количество предметов в результате осознания итогового значения числа, сравнивать множества и числа с определением отношений между ними (наглядно, в слове). Сравнение чисел (на наглядной основе) раскрывает, выделяет количественное значение числа. В. В. Данилова, Т. Д. Рихтерман, З. А. Михайлова о. При этом перестраиваются восприятие и мышление детей. У них вырабатывается умение видеть одно и то же количество независимо от внешних несущественных признаков (осознание принципа сохранения количества). Этому способствуют упражнения, убеждающие детей в том, что одно и то же количество может быть представлено из разных объектов, отличаться размером занимаемой площади, расположением. По мнению В. В. Даниловой, в 4-5 лет дети усваивают последовательность и наименования числительных, точно соотносят числительное с каждым множеством предметов независимо от их качественных особенностей и форм расположения, усваивают значение названного при счете последнего числа как итогового. Однако, сравнивая числа, определяют большее из них по дальности его от начала счета или как находящееся впереди (сзади) какого-либо числа, что было свойственно детям на более низком уровне усвоения последовательности чисел. Л. В. Михайлова-Свирская считает, что в старшем дошкольном возрасте дети овладевают измерением. От практического сравнения предметов путем измерения переходят к количественной характеристике его путем подсчета условных мерок. Число начинает выступать как отношение целого (измеряемой величины) к части (мере). Выработка у дошкольника умения отвечать на вопрос «сколько?» словами «много», «мало», «один», «два», «столько же», «поровну», «больше, чем…», «меньше, чем…» и т.д. ускоряет процесс осмысления детьми знания итогового числа при счете». Эта деятельность углубляет представление о числе.

В течение всего учебного года дети средней группы упражняются в счете в пределах 5, а старшей группы – в пределах десяти. Они пересчитывают предметы, игрушки, отсчитывают из большего количества предметов меньшее, отсчитывают предметы по заданному числу, по цифре, по образцу. Образец может быть дан в виде числовой карточки с определенным количеством игрушек, предметов, геометрических фигур, в виде звуков, движений. При выполнении этих упражнений важно научить детей внимательно слушать задания воспитателя, запоминать их, а затем выполнять. Программа средней группы направлена на дальнейшее формирование математических представлений у детей. Она включает обучение счету до 5 на сравнении двух множеств, выраженных смежными числами. Важной задачей в этом разделе остается умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине и т. д. Решение этой задачи подводит детей к пониманию абстрактного числа.

Группировка предметов по признакам вырабатывает у детей умение сравнивать, осуществлять логические операции классификации. В процессе разнообразных практических действий с совокупностями дети усваивают и используют в речи простые слова и выражения, обозначающие уровень количественных представлений: много, один, по одному, ни одного, совсем нет, мало, такой же, одинаковый, столько же, поровну; столько, сколько; больше, чем; меньше, чем; каждый из.., все, всех.

Ребята средней группы должны научиться приемам счета:

  1. Называть числительные по порядку.
  2. Соотносить каждое числительное только с одним предметом.
  3. В конце счета подводить итог его круговым движением и именовать названием пересчитанных предметов (например, «одна, две, три. Всего три куклы»). При подведении итога счета всегда обращать внимание на то, чтобы дети всегда первым называли число, а потом — предмет.
  4. Учить отличать процесс счета от итога счета.
  5. Считать правой рукой слева направо.
  6. В процессе счета называть только числительные.
  7. Учить детей правильно согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже, давать развернутый ответ.

Одновременно с обучением счету формируется и понятие о каждом новом числе путем добавления единицы. В течении всего учебного года повторяется количественный счет до 5. При обучении счету на каждом занятии следует уделить особое внимание таким приемам, как сравнение двух чисел, сопоставление, установление равенства и неравенства их, приемы наложения и приложения.

Дается также счет по осязанию, счет на слух и счет различных движений в пределах 5.

Одной из важных задач в этой группе является обучение детей умению отсчитывать предметы. Для ребенка считать и отсчитывать не одно и тоже. Это разные счетные операции. Обучать отсчитыванию целесообразно в привычной для детей обстановке, где меньше отвлекающих моментов. При этом необходимо показать детям способ отсчета, указать, когда следует произносить числительное, отбирая предметы.

Не владея способами оценки величины, ребенок часто не может сопоставить по величине предметы разной формы или по-разному расположенные в пространстве, учитывая при этом, как правило, только один из параметров величины, в первую очередь высоту, что приводит к неверному решению — к оценкам по зрительному впечатлению.

Чтобы выработать ориентировку на величину предметов как значимый признак и подвести ребенка к осознанию необходимости измерения как способа сопоставления предметов по величине, нужна такая организация обучения, которая вызывала бы собственную познавательную активность ребенка.

Детей продолжают учить сравнивать (соизмерять) предметы по ширине, длине, высоте, толщине путем прикладывания их друг к другу, усложняя эту работу тем, что предметы для сравнения подбираются с малой разницей в ширине, длине, высоте, толщине. Это делается для того, чтобы показать необходимость соизмерения. При этом следует обратить внимание на правильность выполнения соизмерения: четкое уравнивание концов и сторон измеряемых объектов, необходимость использования единой точки отсчета.

Ведется работа с детьми по подготовке к освоению измерения. Это сравнение двух предметов с помощью третьего — условной меры. Например, у каждого ребенка на столе листок с наклеенными елками и полоска бумаги, из которой они должны самостоятельно сделать мерку и с ее помощью определить, какая из елок выше.

Дети должны, сравнивая предметы, уметь разложить их в возрастающем или убывающем порядке по длине, ширине, толщине, высоте.

Вначале такое определение делается в результате прямого прикладывания предметов друг к другу, а затем дети должны уметь определить на глаз. Например, воспитатель просит дать полоску бумаги такой же длины или принести альбом толще того, что лежит на столе, и т.д.

В средней группе расширяются знания детей о геометрических фигурах. Кроме круга, треугольника и квадрата они должны уметь различать и называть прямоугольник, овал, объемные формы (шар, куб, цилиндр). Знакомиться с формами, обследуя их осязательно-двигательным и зрительным путем.

Методика проведения занятий по знакомству и закреплению названий геометрических фигур та же, что и во второй младшей группе.

Геометрические фигуры даются детям в паре. Вначале дают в паре объемную и плоскостную (круг и шар, квадрат и куб), а затем можно дать в паре объемные формы (куб и цилиндр). При этом необходимо обратить внимание на их особые признаки (у куба много углов, у шара и цилиндра их нет; шар и цилиндр катятся, а куб устойчив). Следует научить ребят различать в геометрических фигурах углы, стороны (у прямоугольника и квадрата по 4 угла и по 4 стороны). В то же время между фигурами есть разница. Воспитатель подчеркивает ее, отмечая, что у квадрата все стороны одинаковые, а у прямоугольника две стороны длинные, а две другие короткие. Далее рекомендуется сравнить прямоугольник с кругом и овалом.

Рассматривание и сравнение фигур проводят в определенной последовательности:

а) взаимное наложение и приложение фигур; этот прием позволяет четче воспринять особенности фигур, сходство и различие, выделить их элементы;

б) организация обследования фигур осязательно-двигательным путем и выделение некоторых элементов и признаков фигуры; эффект обследования фигуры в значительной мере зависит от того, направляет ли воспитатель своим словом наблюдения детей, указывает ли, на что следует смотреть, что узнать (направление линий, их связь, пропорции отдельных частей, наличие углов, вершин, их количество, цвет, размер фигуры одной и той же формы и др.); дети должны научиться словесно, описывать ту или иную фигуру;

в) организация разнообразных действий с фигурами (катать, класть, ставить в разные положения); действуя с моделями, дети выявляют их устойчивость или неустойчивость, характерные свойства. Например, дети пробуют по-разному ставить шар и цилиндр и обнаруживают, что цилиндр может стоять, может лежать, может и катиться, а шар катится. Таким образом обнаруживают характерные свойства геометрических тел и фигур;

г) организация упражнений по группировке фигур в порядке увеличения и уменьшения размера («Подбери по форме», «Подбери по цвету», «Разложи по порядку»)»;

д) организация дидактических игр и игровых упражнений для закрепления умений детей различать и называть фигуры («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Магазин», «Найди пару» и др.)

Учат детей различать круг и овал, составлять и выкладывать разные фигуры из палочек. Например, из 4 палочек сложить квадрат, из 6 — прямоугольник, из 3- треугольник.

Воспитатель должен дать детям представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большие и маленькие.

Необходимо упражнять детей в раскладывании фигур восходящем или убывающем порядке: большой круг, поменьше, еще меньше и т.д.

Усложняются и задачи ориентировки в пространстве: дети не только должны определить направление «от себя», но и двигаться в этом направлении. Эти знания ребята получают на занятиях и закрепляют их в играх, на прогулке и т.д.

Дети должны уметь определить положение того или иного предмета по отношению к себе («Впереди меня стол», «Справа от меня шкаф» и т.д.). Научиться видеть что близко и что далеко от них; правильно пользоваться понятиями «близко» и «далеко».

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития у детей математических представлений, так как у них есть желание учиться, связанное со стремлением познать новое. К особенностям математических представлений детей в дошкольном возрасте относятся: связь с игрой, опора на помощь взрослого, расширение самостоятельности детей в выполнении задания, накопление определенного запаса предметных знаний и умений, развитие у них необходимых специфических познавательных и умственных умений, которые являются базовыми для успешного усвоения в дальнейшем математического и любого другого обобщенного содержания.
Формирование количественных представлений, счетной деятельности у детей в средней группе

Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 — 5 лет

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Задания от медведя. Счет в пределах 5. Геометрические фигуры» Цель: Закрепить знания детей по формированию элементарных математических представлений. Выявить сформированность знаний, умений и навыков по ФЭМП. Программное содержание: Образовательные задачи: • закрепить навыки количественного и порядкового счёта в пределах 5; • повторить…

Конспект занятия в доме творчества для обучающихся 5–5,5 лет «Число и цифра 5» Возраст обучающихся 5 – 5,5 лет Тема занятия «Число и цифра 5 »

Необходимое оборудование: Демонстрационный материал: геометрические фигуры, изображения: Белочка, Зайка, Мишутка, Волчок, Лисёнок, 5 орехов. Раздаточный материал: геометрические фигуры, палочки, раздаточные…

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]