Сообщение из опыта работы по теме:«Развивающая игра «Сложи узор», как один из видов плоскостного моделирования»

Содержание:

  • Особенности развивающих игр для детей по методике Никитиных
  • Какую игру по методике Никитиных предложить детям первой?
  • Правила игр Никитина
  • Примеры игр по методике Никитиных Игра «Сложи узор»
  • Игра «Рамки и вкладыши Монтессори»
  • Игра «Обезьянки»

Среди многообразия педагогических разработок, развивающих методик, детских пособий, обучающих игр, особое внимание заслуживает методика Никитиных для детей. Не только потому, что она имеет давние, еще советские корни, успешно опробована на детях и внуках знаменитых супругов – педагогов, распространена их последователями. Методика раннего развития Никитиных проста, доступна и используется педагогами не только России, но и многих стран мира.

Семеро детей Лены и Бориса Никитиных достигли значительных успехов в развитии и воспитании, опережая сверстников на несколько лет. Интересная методика, интеллектуальные игры для детей сегодня не только не утратили актуальность, они получили большое распространение у современных производителей товаров для детей, их выпускают в разных вариантах, модернизируют, используют в детских дошкольных учреждениях, развивающих центрах.

Борис Павлович Никитин (1916 – 1999 гг.) называл свои педагогические разработки «играми для ума», так как в игровой развивающей деятельности ставил на первое место самостоятельный поиск творческих решений и стимулирование новых достижений в развивающей среде, а не применение ребенком алгоритма известного решения интеллектуальных задач. По его мнению, дети должны учиться находить выход из игровой ситуации без инструкций педагога: в этом будет заключаться развитие интеллектуальных способностей. И это утверждение, воплощенное в развивающих играх Никитина для дошкольников, соответствует задачам современной педагогической науки.

Игры по методике Никитина предназначены не только для дошкольников. В них можно играть всей семьей, компанией, а также школьникам, студентам, их используют даже в качестве реабилитирующих занятий в домах престарелых.

Плюсы и минусы

К числу преимуществ методики можно отнести следующее.

  • Такой подход позволяет добиться комплексного физического и интеллектуального развития.
  • Способствует совершенствованию логики, сообразительности, пространственного мышления, фантазии, памяти, умения находить нестандартные пути.
  • Учит малышей быть самостоятельными, настойчивыми и целеустремленными с ранних лет.
  • Помогает получить базовые знания о важнейших абстрактных понятиях, что в дальнейшем будет полезно на школьной скамье.

Следует отметить, что методика не лишена и отельных недостатков.

  • Выполнение упражнений и игры осуществляются при взаимодействии малыша и родителей, что, конечно, весьма полезно, но ограничивает общение ребенка со сверстниками.
  • Развитие дошкольника не будет всесторонним при использовании исключительно методики Никитиных, поэтому ее следует дополнять рекомендациями других педагогов.
  • Система ориентирована на домашнее воспитание, поэтому нередко дети, которые развивались исключительно по данной методике, оказываются неготовыми к школьной жизни.
  • Из-за отсутствия сюжетных и ролевых игр малыш не учится играть, в течение всего дня он тренирует свой мозг, что ведет к существенным затратам энергии, вызывает усталость. Такой ребенок лишается многих светлых моментов детства.

Отметим, что недостатков у методики гораздо меньше, чем положительных моментов, и они могут быть без проблем сняты заботливыми родителями, которые дадут возможность своему ребенку пообщаться с ровесниками, поиграть с ними так, как того хочет сам малыш, отдохнуть.

Особенности развивающих игр для детей по методике Никитиных

Помощь взрослого, воспитателя или родителя, требуется только в самом начале, когда надо предложить игру ребенку, вовлечь, заинтересовать. Здесь есть небольшой психологический момент – надо угадать настроение малыша, чтобы ему было интересно и комфортно играть в условиях новой развивающей среды.

  • Каждая игра состоит из нескольких задач, ребенок должен найти решение с помощью фигурок, деталей, картинок и т.п.
  • Задачи могут быть представлены в различных формах (рисунки, чертежи, конструкции, модели и т.п.), так они стимулируют познание разных способов передачи информации.
  • Игровые задачи следует вводить с возрастанием уровня сложности.
  • Игровые задания имеют разный диапазон трудностей, от простых, для 2 — 3 летних малышей, до сложных для взрослого игрока. Поэтому игры Никитиных интересны в любом возрасте.
  • Поэтапное усложнение игровых задач стимулирует интеллектуальное развитие ребенка, заставляя думать, идти вперед, самостоятельно развиваясь в творческом поиске.
  • Взрослый ни в коем случае не должен вмешиваться в игру ребенка, не должен подсказывать, позволяя самому искать решение проблемной ситуации.
  • От ребенка не следует требовать немедленного решения игровой задачи. Он должен дойти до всего сам, пусть даже через день, неделю, месяц.
  • Ответ на игровое задание должен быть наглядным, осязаемым, в виде схемы, рисунка, модели, таким, чтобы ребенок сам мог убедиться в своей правоте, в своем правильном выборе решения.
  • Развивающие игры не должны быть ограничены предлагаемыми заданиями, их можно дополнять, придумывать свои, новые, а можно разработать самим более сложные игры или более творческие.
  • Интеллектуальные игры помогают выяснить предел своих возможностей.

Таким образом, цель развивающих игр по методике Никитиных заключается в формировании у детей разных интеллектуальных качеств: памяти, внимания, пространственного воображения, способности к логическим вычислениям, поиска закономерностей, умения классифицировать, находить свои ошибки. Играя, ребенок учится быть сообразительным, изобретательным, развивает творческое мышление.

Дидактическая игра «Подбери узор»

Для занятия подготовьте игровой материал:

  • возьмите светлый картон А4 и белые пластиковые крышки от напитков;
  • картонный лист разделите на равные по размеру квадраты;
  • на каждый сектор должно приходиться по одной крышечке;
  • нарисуйте черным маркером на каждом квадрате рисунок, на соответствующей крышке аналогичный (он не должен повторяться на других квадратах и крышках);
  • ламинируйте картон прозрачной клейкой лентой для продления эксплуатационного срока.

Задача игроков – найти для каждого квадрата подходящую крышечку. Занятие увлекательное, дошкольники играют охотно, тем самым развивают память, концентрацию внимания и усидчивость.

Какую игру по методике Никитиных предложить детям первой?

Если в распоряжении воспитателей есть несколько развивающих интеллектуальных «никитинских игр», то желательно сначала разобраться с каждой из них самому, чтобы выяснить комплектацию, уровень сложности. Можно попробовать поиграть самим, чтобы оценить диапазон задач и требуемое время. С учетом возраста, темперамента и характера малыша или группы воспитанников следует вводить сначала самые легкие игровые задания, двигаясь к более сложным. Например, если малыши освоились с игрой «Сложи узор», то периодически через несколько дней следует вводить игры «Обезьянки», «Рамки Монтессори», «Точечки», «Внимание» и другие.

Воспитателей может заинтересовать вопрос, можно ли занять группу детей, предложив им сразу несколько разных игр по методике Никитиных? Сам Борис Никитин утверждает, что это возможно в том случае, если из трех игр минимум две уже освоены и интерес у воспитанников есть. При этом нежелательно отводить для игровой деятельности определенное время – 5, 10 минут, создавать временные рамки и останавливать. Пока у ребенка есть интерес и ему не делают замечаний, пусть решает логические задачи и доводит дело до конца.

Дидактическая игра «Собери узор»

Для занятия нужно нарисовать силуэты дымковских фигурок – петушка и лошадки. Отдельно вырезать детали дымковского узора: круги разных цветов и размеров, цветочки, листочки, прямые и извилистые полоски. Также в качестве образца необходимо сделать картинки игрушек с орнаментом на них.

Воспитатель кладет перед детьми полные картинки игрушек и пустые силуэты, раскладывает на столе вырезанные детали. Просит воспитанников внимательно посмотреть, как выглядят лошадка и петушок, аналогичным образом украсить силуэты.

Задание можно усложнить: убрать полный рисунок, чтобы дети по памяти украсили силуэты, либо предложить им придумать из деталей собственный орнамент.

Правила игр Никитина

  1. Игра должна доставлять радость. Каждый успех ребенка – большое и общее достижение.
  2. Ребенка следует заинтересовать игрой, но не стоит заставлять. И уж тем более здесь не место обидным замечаниям.
  3. Развивающие творческие игры требуют детской самостоятельности и взрослого невмешательства. Пусть ребенок думает сам, ищет свои ошибки тоже сам, поднимаясь по лестнице все более сложных заданий.
  4. Чтобы оценить сложность игры, прежде чем занять детей, стоит поиграть самому и засечь время.
  5. Начинать надо с более легких и простых задач, так как успех в самом начале – важное условие.
  6. Если ребенок не может решить игровую задачу, она ему не под силу, то стоит отступить и сделать перерыв. А через несколько дней возобновить занятия с более легкой игры. А еще лучше, если малыш выберет сам игру по своим возможностям.
  7. Если в семье несколько детей, то каждому надо приготовить по комплекту. В детском саду желательно подготовить несколько комплектов игр.
  8. Самые простые игры, которые автор методики рекомендует давать первыми – «Сложи узор» и «Рамки и вкладыши Монтессори». Эти игры направлены на распознавание цвета и формы. При этом Б. П. Никитин рекомендует взрослым начать вести дневник успехов ребенка, записывая порядок введения новых игр.
  9. Дети увлекаются играми периодически, поэтому, когда интерес к занятиям пропадает, об игре следует забыть на несколько дней или на месяц. Когда с подачи взрослых интерес снова возникнет, успехи в игре могут быть куда лучше.
  10. Игры по методике Никитиных следует беречь, не оставлять с игрушками, убирать на видное, но недоступное детям место.
  11. При занятиях по методике Никитиных с самыми маленькими детками от 1,5 до 3 лет желательно придавать игре форму сказки, придумать сюжет, дать фигуркам, узорам и моделям имена. Фантазия и эмоции воспитателя играют большую роль в процессе увлечения детей.
  12. Игровая деятельность должна стимулировать у ребенка развитие индивидуальных качеств характера. Следует больше хвалить воспитанников за достижения и подбадривать в случае неудач.
  13. Игровая деятельность должна проходить в условиях комфортной и непринужденной обстановки. Если дети – непоседы захотят прыгать от радости или кувыркаться – они не должны сдерживаться.
  14. Если на игровом этапе уже сложены все узоры, собраны все модели, то можно придумать новые задания самим. Будет замечательно, если дети станут сами записывать, зарисовывать в дневник достижений новые образцы.
  15. Детям старшего дошкольного возраста можно устроить соревнования по решению задач на скорость. А воспитанники 6 – 7 лет вполне способны к серьезным состязаниям со взрослыми. Выиграть взрослого – это огромная радость для ребенка.

Примеры игр по методике Никитиных

Игра «Сложи узор»

В комплекте этой игры – 16 кубиков одинакового размера. Стандарт – 3 х 3 х 3 см. При этом грани каждого кубика окрашены в 4 цвета, а две из 6 граней (противоположные) окрашены разными цветами по диагонали. Таким образом, задействованы всего 4 цвета.

Из кубиков можно составлять разные узоры, подбирая цвета в любом порядке.

Переставляя кубики, можно создавать большое количество вариантов картин, узоров, схем, придумывая им названия.

В этой игре есть три стандартных задания: составить аналогичный узор по заданной (нарисованной) схеме, затем составить (зарисовать) схему по сложенному кубиками узору, и третье – придумать новые узоры из 9 или 16 кубиков.

Схемы — задания на готовых карточках к игре могут быть подобраны в натуральную величину так, чтобы их можно было закрывать кубиками.

С малышами ясельного возраста можно играть в «Сложи узор», используя сначала 4 кубика, составляя одноцветные картинки, затем постепенно вводить следующие кубики, усложняя узор. Можно предложить составить самому простой узор и придумать ему название.

Воспитанникам старшего дошкольного возраста можно устроить увлекательные соревнования по игре «Сложи узор». Если разделить их на несколько команд, раздать по комплекту кубиков, то дети с удовольствием будут ждать от ведущего новое задание и складывать узоры по схеме. А воспитатель может подводить итоги в таблице, какая команда сложила быстрее, какая правильнее, а какая придумала больше новых узоров.

Б.П. Никитин предлагает взрослым обратить внимание на один очень важный момент: как мы достаем коробку с кубиками, бережно раскладываем или шумно вываливаем все сразу, так и дети будут либо бережно собирать кубики после игры, либо разбрасывать их по комнате. Обращение с предметами откладывается в детской памяти, малышам свойственно во всем подражать взрослым.

Играя в «Сложи узор», малыши учатся самостоятельно мыслить, контролировать и оценивать себя, видеть собственные ошибки.

Игра «Рамки и вкладыши Монтессори»

Основу этой игры преимущественно составляют педагогические разработки итальянского педагога М. Монтессори. Б.П. Никитин лишь несколько изменил комплектность и условия. Игровые задания знакомят дошкольников с геометрическими фигурами, подготавливают детские ручки к письму, развивают логическое мышление.

Игровой комплект состоит из квадратных пластинок – рамок размером 10 х 10 см толщиной около 2 мм. Каждая рамка имеет в центре отверстие, в которое вставляется вкладыш соответствующей геометрической формы и подходящего размера, но отличающийся по цвету.

Вот список фигур:

  1. Круг
  2. Квадрат
  3. Равносторонний треугольник
  4. Эллипс
  5. Прямоугольник
  6. Ромб
  7. Трапеция
  8. Четырехугольник с неправильными сторонами и одним прямым углом
  9. Параллелограмм
  10. Равнобедренный треугольник
  11. Шестиугольник
  12. Пятиконечная звезда
  13. Прямоугольный равнобедренный треугольник
  14. Пятиугольник
  15. Неправильный шестиугольник
  16. Разносторонний треугольник.

В ходе игры рамку с соответствующим вкладышем надо называть по форме фигуры (ромб, звезда, круг и т.д.).

Количество рамок и игровые задачи к каждой игре подготавливаются в соответствии с возрастом и возможностями деток.

Варианты заданий:

  • Найти вкладыши и вставить в рамочки
  • Обвести контуры фигурок (по рамке, по вкладышу)
  • Раскрасить фигурки цветными карандашами
  • Обвести фигурки двойным контуром
  • Создать орнамент из фигурок
  • Угадать фигурку на ощупь
  • Вставить вкладыши в рамочки с закрытыми глазками
  • Разложить рамочки и фигурки – вкладыши по свойствам.

Игра «Обезьянки»

Эта замечательная игра основана на способности малышей к подражанию. Дети часто копируют поведение взрослых, перенимая тем самым привычки, способы обращения с предметами, эмоции. У дошкольников младшего возраста очень развиты такие качества, как внимание, наблюдение за взрослыми, способность к подражанию. С возрастом эти качества меняются. Игра «Обезьянки» позволяет оценить, насколько внимателен ребенок, или же это качество угасает.

Игра рассчитана на детей с 2 – 3 лет. Детишек надо усадить за столик так, чтобы они могли под него прятать ручки. Ведущий начинает игру с небольшого введения – сказки: в комнате сидела маленькая обезьянка, ей было скучно, она увидела мальчика, сначала спряталась от него, а потом стала повторять за ним все движения и ей это очень понравилось. Теперь все детки – обезьянки повторяют движения за мальчиком – ведущим (воспитателем). Для малышей надо приготовить одинаковые деревянные брусочки или кирпичики и раздать каждому по 2 штуки. Можно позаимствовать их из любого игрового комплекта. Ведущий поднимает руки из – за стола и складывает свои кирпичики в определенную композицию, ставит на ребра, башенкой, буквой «Т», любым способом. Детки – обезьянки должны повторить из своих брусочков композицию точь – в – точь. При этом ведущий должен выполнять движения демонстративно медленно, иногда чуть быстрее, шумно или тихо, но очень эмоционально, словесно подбадривая обезьянок. Закончив композицию, начинают следующую. Спрятав руки под стол, потом достав фигурки, обезьянки вновь повторяют за ведущим и строят новую композицию.

В результате дети развивают внимание, учатся повторять действия ведущего. Усложнять игру можно вводя новые фигурки, в том числе разных цветов.

Список никитинских игр и головоломок достаточно большой. Все они направлены на развитие логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения. Детские таланты необходимо развивать с раннего возраста, создавая творческую среду и увлекая ребенка интеллектуальными играми. Так считают Лена и Борис Никитины. И в этом с ними согласны все педагоги.

Если вам пригодилась информация на сайте, просьба поделиться ею в социальных сетях:

Итак, решила я сделать магнитную головоломку Никитина своими руками, для этого мне понадобилось:

  1. Магнитный винил с клеевым слоем толщина 0,5 мм;
  2. Бархатная цветная бумага;
  3. Ножницы;
  4. Карандаш;
  5. Линейка;
  6. Канцелярский нож;
  7. Деревянная доска как подставка для вырезания деталей.

Игра сложи квадрат своими руками

Из цветной бумаги я вырезала разноцветные квадраты стороной 5 см. В оригинале сторона квадратов 6 см.

Игра сложи квадрат своими руками

С магнитного винила сняла защитную бумагу и на сторону с клеевым слоем приклеила все квадраты.

Игра сложи квадрат своими руками

Игра сложи квадрат своими руками

Квадраты вырезала, а затем ориентируясь на схемы (схемы Вы найдете в конце этой публикации) разрезала их все на части с помощью канцелярского ножа. Так как моему ребенку уже 4 года я решила сразу сделать головоломку посложнее из разрезала квадраты на 3, 4 и 5 частей.

Головоломка Никитина — сложи квадрат своими руками

В результате получились вот такая «бархатная» игра сложи квадрат своими руками. Честно говоря собрать квадраты из частей довольно трудно, даже я несмотря на то что разрезала их сама, спустя некоторое время забыла как их собрать снова, а к вечеру как сложить квадраты из 4-5 частей забыла окончательно.

Складывать эти квадраты можно на любой магнитной поверхности: на холодильнике как на фото или на детской магнитной доске как показано ниже.

Головоломка Никитина — сложи квадрат своими руками

Головоломка Никитина — сложи квадрат своими руками

Головоломка Никитина — сложи квадрат своими руками

Головоломка Никитина — сложи квадрат своими руками

Головоломка Никитина — сложи квадрат своими руками

Игра сложи квадрат своими руками

Игра сложи квадрат своими руками

Головоломка Никитина — сложи квадрат своими руками

Весь вечер мы всей семьей решали головоломки и собирали эти квадраты на магнитной доске. Начали с квадратов из 3 частей и постепенно переходили к более сложным квадратам из 4 и 5 частей. Наш папа так увлекся, что даже когда всем уже надоело, он самоотверженно собрал все квадраты.

Так что можно смело сказать, что эта игра — головоломка сложи квадрат для все семьи, рекомендуем!

Головоломка Никитина — сложи квадрат своими руками

Игра сложи квадрат своими руками

Игра сложи квадрат своими руками

Игра сложи квадрат своими руками

Головоломка Никитина — сложи квадрат своими руками

Головоломка Никитина своими руками

Головоломка Никитина своими руками

Игра сложи квадрат своими руками

Схемы как разрезать квадраты для образца взяла с официального сайта https://nikitiny.ru/Slozhi-kvadrat.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]