Конспект НОД-формирование элементарных математических представлений в старшей группе
Конспект НОД по познавательному развитию – формирование элементарных математических представлений в старшей группе
Тема: «История про Пина и Гвина»
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Образовательные задачи:
-упражнять детей в счёте в пределах 10; умении обобщать, сравнивать, выявлять закономерности
— закреплять знания детей: об измерении жидких тел, некоторых свойствах геометрических фигур, частях суток, днях недели
Развивающие задачи:
-развивать мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление
Воспитательные задачи:
-воспитывать чувство взаимопомощи, навыки самоконтроля и самооценки
Демонстрационный материал: модели скал с различным освещением ступенек, блоки Дьенеша, два сосуда с жидкостью, два одинаковых пустых сосуда, толковый словарь
Раздаточный материал: пингвинята (оригами), красные карандаши, лабиринты, удочки, схемы блоков Дьенеша, наборы геометрических фигур
Ход:
— Ребята сегодня мне хочется рассказать вам историю про пингвинят Пина и Гвина, которые живут в Антарктиде. Они ходят в школу. Однажды учительница задала им очень трудные задачи. Пин и Гвин никак не могли их решить. Я думаю, мы все вместе сможем им помочь.
1.Задачи на счёт, внимание и логику:
- Пин поймал 5 рыбок. Если он отдаст одну рыбку Гвину, у них будет поровну. Сколько рыбок поймал Гвин?
- Пину стало холодно. Чтобы согреться, он подпрыгнул 6 раз. Гвин тоже решил согреться и подпрыгнул 4 раза. Кто озяб сильнее: Пин или Гвин?
- Под разными скалами волшебники спрятали части суток.
Известно, что
-у первой скалы освещены красным солнышком ступенек больше 2, но меньше 4. (вечер)
-у второй скалы освещены жёлтым солнышком больше 6, но меньше 8 ступенек. (утро)
-у третьей скалы больше 10 ступенек освещены ярким жёлтым солнышком. (день)
-какая часть суток за последней скалой, если все ступеньки тёмные?(ночь)
2. В школе у пингвинят есть урок геометрии. Пингвинятам дали задание — придумать игрушку к празднику Ледяной скалы. Чтобы вы могли им предложить, используя геометрические фигуры на подносах? Дети выкладывают и рассказывают: из каких геометрических фигур состоит его игрушка.
3. Иногда возвращаясь из школы, пингвинята теряли дорогу домой. Возьмите красный карандаш и обозначьте на своих планах путь по которому пингвинята возвращались домой. (Ребята выполняют задание с лабиринтом)
4. Пока Пин и Гвин учились, их мама уехала навестить заболевшую бабушку и сказала, что вернётся в первый день после выходных дней. Подскажите, когда вернётся мама? В какие дни пингвинята ходили в школу?
-Пингвинята захотели приготовить для мамы обед, а рыбы нет. Что делать? (варианты детей)
-Конечно, они отправились к проруби, чтобы наловить рыбки. Что такое прорубь? Где мы можем узнать значение этого слова? Варианты детей. Из толкового словаря зачитывается значение слова «прорубь»
Они шли и веселились. Я предлагаю всем тоже немножко поиграть.
Физкультминутка
5.Задание с блоками Дьенеша
-Пингвинята решили наловить вот таких рыбок . Воспитатель показывает рисунок рыбки, а ребята соотносят с карточкой из набора блоков Дьенеша. Берут удочки и цепляют геометрические фигуры по заданным свойствам.
-Как вы думаете, какая рыбка самая тяжёлая, как узнать? (взвесить)
-Пока у пингвинят не было рыбки, какое у них было настроение? (грустное и т.п.)
-Когда наловили рыбок? (весёлое и т.п.)
6. Обрадовались Пин и Гвин, что наловили много рыбы. Стали баловаться, веселиться и перепутали сосуды с питьевой водой для приготовления пищи и с горьким лекарством. Но было известно, что воды больше, чем лекарства. Как помочь, можно ли попробовать? Ребята приходят к решению, что надо измерить одинаковой меркой.
— Когда вернулась мама, они наперебой стали ей рассказывать, как провели время.
Итог:
— Понравилась вам история про Пина и Гвина? Расскажите, как вы им помогали?
-Сейчас посмотрите на цветочки, которые лежат у вас на столе и выберите себе цветок, рассказывающий о том, как у вас сегодня получалось помогать пингвинятам.
-Если очень хорошо, возьмите цветок с пятью лепестками
-Если затруднялись, возьмите цветок где три лепестка
-Ещё я всем хочу вручить подарки от Пина и Гвина (оригами пингвинчик)
Конспект НОД по ФЭМП на тему: «Свойства предметов»
Автор: Апрелева Марина Геннадьевна
Воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад №142 «Росинка», г. Ульяновск
Конспект НОД по ФЭМП на тему: «Свойства предметов»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №142 «Росинка»
Конспект НОД по ФЭМП на тему: «Свойства предметов».
Подготовила:
воспитатель
Апрелева М.Г.
2020
Цель:
Закрепить представление детей о свойствах предметов, умение находить признаки их сходства и различия, объединять предметы группы по общему признаку (цвет, форма, размер, материал, назначение и т.д.).
Задачи:
- Повторить и закрепить представления о формах геометрических фигур – квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.
- Развивать внимательность, творческое воображение, смекалку, умение обосновывать свою точку зрения, делать выводы.
- Воспитывать умение работать самостоятельно, формировать навыки самоконтроля, воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.
Приемы, используемые для руководства деятельностью детей:
Мотивация
: сюрпризный момент, комментирование.
Активизация детской деятельности:
беседа, создание развивающей среды, постановка проблемного вопроса, решение математической загадки.
Организация практической деятельности:
показ иллюстраций, комментирование, использование игры «Геометрические фигуры», математической загадки.
Мотивация и поддержание интереса:
сюрпризный момент, ситуация выбора, физминутка, смена видов деятельности.
Оценка деятельности детей, активизация самооценки:
поощрение.
Предметно-развивающая среда для ООД:
модели геометрических фигур: маленький и большой красные круги, маленький и большой синие квадраты, большой синий ромб, большой синий прямоугольник, большой красный овал, два маленьких зеленых треугольника, большой зеленый равносторонний треугольник, большой зеленый равносторонний треугольник, большой зеленый равнобедренный треугольник, веревка со связанными концами, конверт с «письмом» из Царства геометрических фигур, украшенный наклейками из геометрических фигур, магнитная доска.
Раздаточный материал:
листы белой бумаги, простые карандаши, линейки с трафаретом (геометрические фигуры)
Деятельность детей в ООД:
познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная.
Образовательные области:
познание (ФЭМП), физическое развитие, коммуникация, развитие речи.
План ООД
1.Вводная часть – 2 мин. Психологический настрой. Сюрпризный момент.
- Основная часть – 20 мин. Беседа о формах геометрических фигур. Дидактическая игра «Геометрические фигуры». Динамическая пауза «Волшебники». Игра «Признаки и сходства геометрических фигур». Физкуль
- Заключительная часть — 3 мин. Физкультминутка. Подведение итогов ООД. Оценка деятельности детей.
Длительность ООД
– 25 мин.
Ход ООД
- Вводная часть.
Психологический настрой.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
В:
Я улыбнусь вам, и вы улыбнетесь друг другу, чтобы у нас с вами было весь день хорошее настроение.
(обратить внимание на конверт с «письмом» из Царства геометрических фигур)
В:
Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. Давайте его прочитаем.
«Уважаемые, ребята! Марина Геннадьевна, рассказывала мне как вы хорошо знаете геометрические фигуры. Поэтому я решила прислать вам в подарок игру. Я думаю она вам обязательно понравится!
И конечно же я приглашаю вас к себе в гости в Царство геометрических фигур. До скорой встречи!
Царица Математика»
В:
Посмотрите на доску. Что вы видите?
Д:
геометрические фигуры.
В:
вспомним названия этих геометрических фигур.
Дети называют геометрические фигуры.
В:
А что вы знаете об этой геометрической фигуре?
(воспитатель показывает геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник
)
Как она называется? Сколько у неё углов? Сколько сторон? Какую форму имеет?
Дети должны назвать цвет, размер, форму.
— Это маленький красный кружок.
— Это маленький синий квадрат.
— Это маленький зеленый треугольник и т.д.
- Основная часть.
Дидактическая игра «Геометрические фигуры».
Давайте посмотрим и мы на наши фигуры
(на доске меняются картинки)
В:
Опишите, пожалуйста, произошедшие с фигурами изменения.
Д:
маленький красный кружок превратился сначала в большой красный круг. Изменился размер, а форма и цвет не изменились.
А потом маленький красный кружок превратился в большой красный овал изменились размер и форма, а цвет не изменился.
Д:
синий квадрат. Сначала изменился размер, форма и цвет не изменились.
Потом изменился размер и форма, а цвет, количество углов и количество сторон не изменились.
Потом изменился размер и цвет, а форма не изменилась.
Д:
с маленьким зеленым треугольником то же произошли изменения. Сначала изменился размер, а форма и цвет не изменились.
Потом изменился размер и форма, а цвет не изменился. Потом изменились размер, форма и цвет, он превратился в красный большой квадрат.
Динамическая пауза «Волшебники».
В:
Вы видели какие превращения происходили с кругом, квадратом и треугольником. А сейчас вы сами немного поиграем и сами построим геометрические фигуры. Для этого нам понадобиться эта верёвка. Я вам буду показывать геометрическую фигуру, а вы все вместе попробуете её сделать.
(дети встают в центре комнаты, получают веревку со связанными концами, берутся за нее обеими руками и по сигналу воспитателя образуют различные геометрические фигуры. При этом повторяются особенности геометрических форм: у овала и круга нет углов; у треугольника три угла и три стороны, а у квадрата и прямоугольника – четыре угла и четыре стороны; у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника – только противоположные стороны
).
Закрепление представлений свойств предметов.
Игра «Признаки и сходства геометрических фигур».
В:
у меня в руках три конверта с геометрическими фигурами. Вам определить признаки сходства и различия этих фигур.
Примерные ответы детей:
Д:
1) в первом конверте две синие фигуры. Обе фигуры синего цвета, но одна из них – квадрат, а вторая – круг. Они отличаются формой.
2) во втором конверте два треугольника. У них одинаковые форма и размер. Но у этих треугольников разный цвет: первый красный, второй – желтый.
3) в третьем конверте прямоугольник и овал. У них общее свойство – размер. А отличаются они друг от друга по цвету и форме: прямоугольник – зеленый, а овал – оранжевый.
Физминутка.
В:
я вам буду показывать геометрические фигуры, а вы выполнять то действие, которое подходит именно к этой фигуре (
квадрат – наклоны, треугольник – повороты, овал – приседания, круг – прыжки
).
Будьте внимательными.
Самостоятельная работа.
Игра «Ориентировка на плоскости»
В:
Сейчас задание на ориентировку на плоскости. Перед вами лежат листы белой бумаги, простые карандаши и линейки-трафареты с геометрическими фигурами. Покажите мне правую руку, теперь левую. А теперь на листе бумаги покажите правый верхний угол. Теперь нижний левый и т.д. Ваша задача, увидев геометрическую фигуру, которую я покажу, обвести именно в том углу, где я скажу. Это всё мы будем делать молча. А в конце задания проверим, все ли справились с заданием.
(воспитатель показывает квадрат и просит обвести его в правом верхнем углу и т. д. с кругом, треугольником, овалом, прямоугольником
)
Задание выполняется самостоятельно.
В:
какая геометрическая фигура находится в левом верхнем углу? В правом нижнем? И т.д.
- Заключительная часть.
В:
Ребята, с какими фигурами мы сегодня занимались?
А как их назвать одним словом?
Что мы именно мы делали?
Геометрические фигуры так хорошо спрятались в группе, давайте их найдём.
(дети находят знакомые геометрические фигуры в окружающей обстановке.) Н-р: циферблат часов, оконные рамы и т.д.).
Рефлексия
.
В:
Что вам больше всего сегодня запомнилось?
В:
Что было для вас сложно? Что далось легко?
В:
Оцените свою работу с помощью солнышка.
В:
Я думаю, мы сегодня хорошо поработали. Вы – молодцы! Настоящие знатоки геометрических фигур. Мне было очень приятно сегодня с вами поиграть.