Дидактические игры «Будь осторожен, Малыш!»(для детей 5-7 лет)


Дидактические игры «Будь осторожен, Малыш!»(для детей 5-7 лет)

Описание материала:

Данный материал будет полезен воспитателям детского сада, педагогам дополнительного образования, родителям воспитанников. Эти игры направлены на формирование у детей навыков осторожного обращения с приборами домашнего обихода и понимания необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.

Кроссворд «Искру туши до пожара, беду отводи до удара»


Цель:

Знакомить детей с предметами и явлениями, которые могут стать причиной пожара.

Задачи:

Формировать у детей элементарные знания об опасности игр с пожароопасными предметами; воспитывать у детей чувство самосохранения.

Материал:

Кроссворд на листе размером А-4 на каждого ребёнка, фломастеры, иллюстрации: разные электроприборы, свеча, спички, костёр, искры, печь, молния.

Ход игры:

Воспитатель.

Как вы понимаете пословицу «Искру туши до пожара, беду отводи до удара»? (Ответы детей.)

Воспитатель.

Отчего возникают пожары? На этот вопрос нам поможет ответить кроссворд.

Дети садятся за столы, на которых расположен кроссворд.

Дети решают кроссворд, используя иллюстрации-подсказки. Перед заполнением кроссворда обращается внимание детей на слово, которое нужно отгадать, проставив буквы в соответствии с цифрами.

По горизонтали:

3. Дом – стеклянный пузырёк, и живёт в нём огонёк.

Днём он спит, а как проснётся, ярким пламенем зажжётся. (Лампа)

4. На привале нам помог: Суп варил, картошку пек.

Для похода он хорош, а с собою не возьмёшь. (Костёр)

6. В избе – изба, на избе — труба. Зашумело в избе, загудело в трубе.

Видит пламя народ, а тушить не идёт. (Печь)

7. Висит-молчит, а перевернёшь, шипит, и пена летит. (Огнетушитель)

9. Голова огнём пылает, тело тает и сгорает

Таять может, да не лед, не фонарь, а свет дает. (Свеча)

10. Огненные стрелы пускает, никто их не поймает. (Молния)

По вертикали:

1. Только я, только я, я на кухне главная, без меня как не трудитесь, без обеда насидитесь. (Электроплита)

2. Она о тесный домик свой лишь почесалась головой.

И сразу – словно не жила-сгорела бедная дотла. (Спичка)

5. В полотняной стране по реке простыне плывёт пароход, то взад, то вперёд,

А за ним такая гладь, ни морщинки не видать. (Утюг)

8. Живет в нем вся вселенная, а вещь обыкновенная. (Телевизор)

«Четвертый лишний»

Цель:

Формировать умение сравнивать предметы и выделять опасный для жизни и здоровья предмет.

Задачи:

• Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи.

• Развивать зрительное восприятие.

• Развивать монологическую и диалогическую речь.

• Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции; целеустремлённость.

Материал:

квадратные карты с изображением четырёх предметов: вызывающих пожар, предметов, которые брать нельзя, требующие осторожного обращения, квадратные карточки размером с одну картинку

Содержание игры:

Предложите детям внимательно посмотреть и определить, что нарисовано лишнее, объяснить почему. На картинке необходимо найти изображение, которое не подходит к трём остальным.

Например:

Три изображения относятся к понятию «безопасные предметы», а картинка с изображением иглы или ножниц, относится к классификации «опасные», значит игла лишний предмет. Кто первый закроет лишний предмет на карточках правильно, тот и выиграл.

«Пожароопасные места в квартире»

Цель:

Формировать у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту.

Задачи:

Способствовать развитию осторожности, осмотрительности

Развивать логическое мышление, внимание, умения делать выводы.

Материал:

Примерные схемы комнат, знаки — опасно, безопасно.

Содержание игры:
Воспитатель предлагает детям изображение разных помещений квартиры: кухня, детская комната, ванная комната и т.п., в которых находятся предметы домашнего обихода.
Воспитатель:

Рассмотрите внимательно картинку и определите на ней предметы, которыми дети могут пользоваться самостоятельно и определите те предметы, которые могут быть опасны. Расставьте возле них знаки: «Опасно», «Безопасно».

Например:

Стиральный порошок, средство для мытья посуды — это химические препараты, можно отравиться, ставим знак опасности. Выигрывает тот, кто поставит знаки правильно, не пропуская предметы.

«Игра — дело серьёзное»

Цель:

Дать понятие детям об опасных и безопасных предметах в окружающем мире.

Задачи:

Формировать умение реально оценивать возможную опасность от окружающих предметов.

Развивать речевую активность в процессе игры.

Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

Материал:

Знаки опасности и безопасности, картинки с изображением предметов (мяч, книга, машинка, кукла, строитель, альбом, карандаш, таблетки, утюг, спички, зажигалка, компьютер, ножик, игла, стиральный порошок), коробочки с наклеенными знаками: «Опасно», «Безопасно», волчок со стрелкой.

Ход игры:

Воспитатель:

Ребята вы стали большими и скоро пойдёте в школу, как вас будут называть? (Первоклассники, школьники.)

Воспитатель:

В первом классе уже многим придётся оставаться дома одним. А кого из вас родители оставляли дома одного? (Ответы детей.)

Воспитатель:

Если вы уже оставались одни дома, то вы знаете правила безопасности. Какие опасности могут быть дома? (Ответы детей).

Воспитатель:

Молодцы, вы очень хорошо подметили все опасности в предметах. Какие предметы в доме можно считать опасными? (Ответы детей.)

Воспитатель:

Помогите выбрать те предметы, которыми можно играть, оставшись одному дома. (Ответы детей.)

Воспитатель:

Посмотрите, что у меня есть. Как вы думаете, что это? (Ответы детей.)

(Игровое поле с карточками, с изображением предметов, волчок со стрелкой).

Воспитатель:

Мы крутим волчок по очереди, берём карточку, на которую показывает стрелка. Внимательно рассматриваем и определяем в какую коробочку, с каким знаком её положим. Почему?

Дети:

Нарисован утюг, нельзя включать электроприборы — они могут ударить током или стать причиной пожара. Коробка со знаком опасно.

Воспитатель:

Молодцы, мы с вами определили для себя опасные и безопасные предметы.

Формирование основ безопасного поведения дошкольников посредством игр

Д/и «Не всякому грибу место в лукошке»

закрепляет знания детей о том, что грибы бывают съедобные и несъедобные и о том, как нужно собирать грибы, не нарушая грибницы.

Д/и «Дары природы»

познакомит детей с овощами и фруктами, а , также, со съедобными и ядовитыми ягодами и грибами. Ребенок научится обобщать картинки и распределять их по группам.

А, также, формируя знания детей по данной теме, используем экскурсии, где в форме игры ребята пополняют свои знания, а впечатления от этих экскурсий остаются на долгое время.

НЕЗНАКОМЕЦ И РЕБЕНОК

Для того, чтобы детям было удобно представить опасную ситуацию с незнакомцем, мы используем наглядные методы, например, просмотр видеороликов по данной теме. После просмотра подобных видео, детям будет удобнее и проще смоделировать игровую ситуацию самостоятельно. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий в потенциально опасных ситуациях, дают возможность формировать опыт безопасности с незнакомыми людьми.

Таким образом в процессе игр: «незнакомец», неизвестный предмет, формируются понятия об опасности..

Сюжетно-ролевая игра «Незнакомец»

учит детей отвечать отказом на любые обращения незнакомых взрослых. Педагог предлагает различные сюжеты ситуаций: незнакомец просит показать, где находится какой-либо дом, или просит найти упавший предмет, или просит помочь что-то донести до остановки и т.д.

Дети обыгрывают ситуации и учатся четко отвечать взрослому «Я вас не знаю». В процессе игры также необходимо закрепить в сознании детей важнейшее правило: прежде, чем куда-то идти, необходимо получить разрешение родителей, а незнакомцы не имеют права это правило нарушать. Ребенок должен уметь в подобных случаях задавать вопросы «Как вас зовут?», «Какой номер телефона вы набрали, куда вы звоните?», «Что передать родителям?», зная, что нельзя давать по телефону незнакомцам никакой информации о родителях, фамилии, адресе и т.д.

Во время игр на прогулках, можно развивать у ребенка наблюдательность, соревнуясь, кто больше деталей внешности встречных людей запомнит: цвет глаз, волос, кожи, рост, шрамы, телосложение, родинки и т.д. Ответив в присутствии ребенка на вопрос незнакомого человека о времени, месте нахождения чего-либо, можно обсудить ситуацию, предположить, для чего человеку это было надо, как мы ему помогли. Также надо научить ребенка запоминать отличительные черты автомобилей: цвет, номера, наклейки.

В игре «Один дома»

ребенок должен усвоить правило, что в отсутствие взрослых нельзя подходить к двери и отвечать незнакомцам, тем более открывать им двери. Если незнакомец просит позвать родителей, нельзя говорить, что их нет дома, а следует ответить, что они заняты и не могут подойти к двери, а также можно предложить ему обратиться к соседям. В ролевых играх на тему «Один дома» наиболее наглядными и полезными будут сюжеты сказок «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Кот, лиса и петух».

Опасные предметы дома

Физкультурная минутка
«Выросли деревья в поле»
Выросли деревья в поле.Хорошо расти на воле! (Потягивания — руки в стороны.)Каждое старается,К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.)Вот подул весёлый ветер,Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)Даже толстые стволыНаклонились до земли. (Наклоны вперёд.)Вправо-влево, взад-вперёд —Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)Он их вертит, он их крутит.Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)

Воспитатель:

Ребята, послушайте и посмотрите историю, которая произошла с ребятами, которые остались одни дома. «Коля и Света остались одни дома. Мама и папа ушли на работу. Они долго не могли придумать, чем им заняться, и вот им пришла в голову идея… (
показ презентации и обсуждение ситуаций в ней
)» Презентация (слайд 1 –дети играют на балконе, слайд 2 –дети играют со спичками, слайд 3 –дети включают электрические приборы, слайд 4 – дети играют с водой, слайд 5 – дети сидят на подоконнике, слайд 6 – дети играют с таблетками, слайд 7 – дети беру нож, иголку, отвертку, слайд 8 – дети около входной двери, слайд 9 – девочка играет с маминой косметикой)

Воспитатель:

Ребята, а куда ваши мамы и бабушки убирают иголки, булавки, ножницы? Где папа и дедушка хранят инструменты? А где у вас в доме лежат лекарства? (Ответы детей)

Ребята, а вы знаете, что все предметы в доме должны иметь свое место не только для порядка и красоты, но и для безопасности.

Чтобы вы не забывали правила обращения с опасными предметами, я раздам вам памятки. (ознакомление с памятками)

Воспитатель:

Ребята, давайте с вами еще раз вспомним правила безопасности:

— Не оставляй без присмотра включенные, а еще лучше совсем не включай без необходимости электроприборы.

— Ни в коем случае не играй со спичками, зажигалками и не включай газовые приборы! Даже от искорки может вспыхнуть большой пожар! От этого может пострадать много людей.

— Не бери острые предметы — разнообразные кухонные приборы, ножницы и другие подобные вещи не предназначенные для игры! Ты можешь кого-то серьезно ранить или пораниться сам!

— Без разрешения взрослых нельзя брать лекарства. Не зная как их принимать, ты можешь отравиться и попасть в больницу.

— Если ты один дома и в дверь позвонили, никому не открывай, даже если это знакомые тебе люди.

— Не выходи на балкон и не играй там, не перевешивайся через его перила – ты можешь упасть.

— Не сиди на подоконнике – ты можешь выпасть из окна и получить травму.

— Не забывай закрывать водопроводный кран. Не играй с водой в ванной комнате. Ты можешь забыть закрыть воду и устроить потоп.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]