Дидактические игры для детей 4-5 лет в детском саду

Использование этой части предметно-развивающей среды направлено на:

  • развитие дисциплинированности и способности завершать начатое;
  • улучшение внимания, мыслительных процессов, воображения и речевых навыков;
  • фиксирование приобретенных знаний и умений;
  • формирование умения работать в команде, дружелюбности и способности к сотрудничеству.

Использование игр позволяет выявить сферу интересов детей, определяя их предпочтения во время игры. Разнообразный материал учит дошкольников обобщать предметы по определённому признаку, отличать их друг от друга в зависимости от применения и назначения. Также ребенок в ходе игры замечает взаимосвязи между предметами и учится составлять целое из полученных частей.

Важным игровым моментом является необходимость выбрать себе партнера для взаимодействия и найти своё место в группе. Дети распределяются на пары или тройки, при этом большое количество воспитанников в группе существенно усложняет задачу.

Воспитателю отводится роль направляющего в игре, он подталкивает детей к правильным действиям, а не руководит процессом. Также не стоит забывать о похвале и поощрении успехов дошкольников.

В картотеку настольно-печатных игр для детей в возрасте 5-6 лет, используемых в детском саду, относят следующие материалы:

  • домино;
  • шашки;
  • паззлы с разным количеством деталей;
  • картинки, складывающиеся из кубиков, рисунок на гранях которых относится к определенному изображению;
  • мозаики;
  • дидактические игры в картинках.

Использование игр затрагивает зрительное восприятие, которое является важным элементом образовательного процесса в ДОУ. Для включения печатного педагогического материала в деятельность детей необходимо помнить, что принцип визуализации подразумевает наличие наглядного образца. То есть, чтобы собрать паззл, ребёнку потребуется исходная целая картинка в качестве примера.

Визуальное восприятие развивают такие игры, как мозаики, карточки с изображениями животных и растений, сюжетные картинки. С этой же целью включаются в работу дидактические материалы в виде карты-поля с набором фишек и кубиков.

Дидактические игры для детей 4-5 лет в детском саду

Настольно-печатные игры для детей 4-5 лет

Парные картинки

Дидактическая задача. Воспитывать у детей наблюдательность; умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие; активизировать словарь детей: похожие, разные, одинаковые.

Игровое правило. Отбирать только одинаковые картинки. Выигрывает тот, кто не ошибется.

Игровое действие. Поиск одинаковых картинок.

Ход игры. Дети сидят за столом, на котором разложены картинки. Их много (10—12), все они разные, но среди них есть две одинаковые. Воспитатель просит кого-либо из ребят найти и назвать одинаковые картинки и показать их всем играющим. Парные картинки откладывают в сторону. Затем воспитатель перемешивает все картинки (они должны быть перевернуты) и незаметно подкладывает еще одну парную картинку. Разложив их лицевой стороной, опять предлагает найти одинаковые. Сложность заключается в том, что среди карточек могут быть очень похожие, но не одинаковые, например: чашки, одинаковые по цвету и по форме, но одна с ручкой, а другая без ручки; два яблока одинаковых, но у одного есть черенок, а у другого его нет, т. е. у них слабо заметные признаки различия, которые дети не сразу замечают.

Игра проводится с небольшой группой детей так, чтобы все дети сидели с одной стороны стола и всем хорошо были видны картинки. Усложняя игру, можно предложить найти не одну пару, а несколько пар одинаковых картинок. Дети рассказывают о предметах, отмечают, чем они сходны, а чем отличаются.

Кто что делает

Дидактическая задача. Уточнять, закреплять знания детей о сельскохозяйственном труде; развивать мышление, смекалку, сосредоточенность, желание играть со сверстниками.

Игровое правило. Собирать из отдельных частей целую картинку по видам сельскохозяйственного труда: тракторист пашет землю, комбайнер убирает хлеб, доярки доят коров, скотник ухаживает за животными, птичница кормит кур, колхозники пропалывают поле и т. д.

Игровые действия. Поиск нужных частей картинки; рассказывание о виде труда, изображенном на получившейся целой картинке. Соревнование — кто первым сложит картинку.

Ход игры. Игра начинается с краткой беседы о сельскохозяйственном труде, в ходе которой дети вспоминают о разных профессиях, машинах, помогающих сельским труженикам в их работе. Затем воспитатель напоминает правила игры, усвоенные раньше, в других играх с картинками. Усложнение в этой игре заключается в том, что число частей увеличивается до 10 — 12.

Здесь надо быть еще более внимательным, сообразительным. Выигрывает тот, кто первым сложил картинку. Он получает значок победителя, например звездочку.

Не ошибись!

Дидактическая задача. Уточнять, закреплять знания детей о разных видах спорта; воспитывать желание заниматься спортом, развивать находчивость, сообразительность, внимание.

Игровое правило. Выигрывает тот, кто первым сложил картинку (из шести частей) об одном виде спорта.

Игровые действия. Поиск нужных частей картинки, их складывание; соревнование.

Ход игры. У воспитателя карточки с изображением различных видов спорта: футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. Игра проводится по типу разрезных картинок, но только разрезаны они иначе — в середине картинка со спортсменом. Надо подобрать спортсмену все необходимое для игры. Кто первым сложит целую картинку, тот и выигрывает.

По этому принципу можно изготовить игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к разным профессиям. Например, строитель: подобрать все инструменты, необходимые ему для работы, — лопата, мастерок, кисть малярная, ведро; машины, которые облегчают труд строителя — подъемный кран, экскаватор, самосвал и др.

На картинках изображены люди тех профессий, с которыми знакомят детей в течение года: повар, дворник, почтальон, продавец, врач, учитель, строитель, тракторист, слесарь и др. К ним подбирают изображения предметов их труда. Правильность выполнения контролируется самой картинкой: из маленьких картинок должна получиться большая, целая.

Домино

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о средствах передвижения: автомобили, поезда, самолеты, вертолеты, теплоходы, катера, отмечать их особенности; продолжать воспитывать умение вместе играть, подчиняться правилам игры.

Игровые правила. Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор картинок, положит их по правилу: самолет к самолету, автомобиль к автомобилю, катер к катеру — и ни разу не ошибется; он получает фишку — красный кружок.

Игровые действия. Поиск нужных картинок, соблюдение очередности.

Ход игры. Для этой игры необходимо изготовить карточки, как в любой игре типа «Домино». Карточка разделена на две половины: на каждой из них изображены разные виды транспорта. Игра рассчитана на 4—6 участников. Карточек должно быть 24. Если играют четверо, раздают по 6 карточек. Игра проходит по типу игры «Домино». Кто положит последнюю карточку, а у других они еще есть, тот и выигрывает, получает фишку. При повторении игры карточки перемешивают. Дети не глядя отсчитывают 4 — 6 карточек, и игра продолжается.

Лото

Дидактическая задача. Разрозненные знания детей о транспорте, пионерах, школе, домашних животных, о семье систематизировать; активизировать речь детей, упражнять в правильном назывании предметов, употреблять обобщающие слова: транспорт, домашние животные, школа, семья, пионеры.

Игровое правило. Правильно отбирать предметы и закрывать ими клетки на больших картах, на которых изображены улица города, пионерский лагерь, семья, школа, домашние животные.

Ход игры. Карты дети берут сами. Выбирают водящего, по сигналу которого все начинают быстро искать маленькие карточки и закрывать ими клетки. Кто первым закроет все клетки, тот и выигрывает, получает фишку.

Игра повторяется несколько раз, при этом меняются карты. В конце игры подсчитывают: у кого оказалось больше фишек, тот и победил. Воспитатель не забывает напомнить детям, чтобы они все картинки положили в коробку, а ее убрали на место.

Охотник и пастух

Дидактическая задача. Упражнять детей в группировке диких зверей и домашних животных; учить правильно пользоваться обобщающими словами дикие звери, домашние животные; воспитывать внимание, быстроту реакции на слово.

Игровые правила. Отбирать и помещать на фланелеграфе только те картинки, которые нужны охотнику или пастуху (см. рис). Кто раньше отберет все картинки, тот и выигрывает.

Игровые действия. Поиск нужных картинок; соревнование; использование фланелеграфа.

Ход игры. Воспитатель объясняет правила игры:

— Сегодня у нас новая интересная игра. Называется она «Охотник и пастух». Кто такой охотник? Кто знает? (Дети отвечают.) Да, он охотится в лесу. Вспомните, каких диких зверей вы знаете.

— Заяц, лиса, волк, медведь, белка, тигр, — перечисляют дети.

— Почему они называются дикими? — спрашивает ребят воспитатель. — Правильно. Потому что они живут в лесу, далеко от дома человека. Значит, кто охотится за дикими зверями?

— Охотник, — дружно отвечают дети.

— А кто такой пастух? — снова задает вопрос воспитатель. — Каких животных он пасет?

Дети отвечают, воспитатель просит всех ребят сказать хором слова домашние животные и дикие звери.

— Итак, пастух пасет домашних животных, а охотник охотится за дикими зверями. Вот сейчас мы выберем для игры пастуха и охотника. Кто хочет быть охотником? А кто пастухом? (Для начала выбирает детей более активных.) Витя пастух, а Женя охотник. Хорошо. Теперь слушайте правила игры: на этой половине фланелеграфа, справа — луг, где пасутся домашние животные, а с левой стороны—лес, там живут дикие звери.

По сигналу «Ищите!» Витя и Женя будут брать и ставить на фланелеграф картинки с изображением животных. А вы, дети, следите за ними, правильно ли отобраны картинки. Если кто-то ошибется, значит, он плохой пастух или охотник.

Пастух и охотник выходят к столу. «Ищите!» — подает сигнал воспитатель. Для первого раза следует положить небольшое количество видов животных (4—5), в следующий раз надо добавить еще по 2—3 вида, чтобы усложнить задание.

В конце игры можно пересчитать, сколько диких зверей и сколько домашних животных. В игре карточек с изображениями диких зверей и домашних животных должно быть поровну.

Что лишнее?

Дидактическая задача. Учить детей замечать ошибки в использовании предметов; развивать наблюдательность, чувство юмора, умение доказать правильность своего суждения; закреплять знания об орудиях труда.

Игровое правило. Закрывать картонкой только ту картинку, которая лишняя. Выигрывает тот, кто первым обнаружит ненужный предмет.

Игровые действия. Находить и закрывать ненужные предметы.

Ход игры. На больших картах нарисованы люди разных профессий, а в клеточках — необходимые им для работы предметы и орудия труда. Среди них есть и такие, которые для этой профессии не нужны. Например, в центре — рисунок, на котором изображена медсестра, лечащая больного, а в клеточках нарисованы все необходимые для ее работы предметы и среди них гантели.

Играющие дети должны заметить и закрыть чистым квадратиком ненужный предмет. Здесь необходимо подобрать картинки со знакомыми детям профессиями: повара, дворника, шофера, комбайнера, строителя, учителя, продавца и др. Дети обмениваются карточками, и игра продолжается.

Когда это бывает?

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о частях суток; упражнять их в сопоставлении картинки с частью суток: утро, день, вечер, ночь.

Игровые правила. По слову, которое произносит воспитатель, показывать карточку и объяснять, почему он ее поднял.

Игровое действие. Поиск нужной картинки.

Ход игры. На столе у играющих разные картинки, отражающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия, игры на участке, сон, уборка групповой комнаты, катание на санках, приход родителей и др. К каждой части суток должно быть несколько сюжетов картинок. Дети выбирают себе каждый любую картинку, внимательно рассматривают ее. На слово утро все дети поднимают картинку и каждый объясняет, почему он думает, что у него изображено утро: дети приходят в детский сад, их ждет воспитатель, они делают утреннюю гимнастику, умываются, чистят зубы, завтракают, занимаются и др. Затем воспитатель говорит слово день. Поднимают картинки те, у кого есть изображение какого-либо события или деятельности детей в это время суток: на прогулке, трудятся на участке, обедают, спят. «Вечер», — говорит воспитатель, и дети поднимают соответствующие карточки.

— Почему ты показал эту карточку? — спрашивает воспитатель вызванного ребенка.

— Потому что за детьми пришли мамы, на улице темно, — отвечает он.

«Ночь», — говорит воспитатель, и дети поднимают карточки с изображением спящих ребят.

Так закрепляются знания детей о частях суток. За каждый правильный ответ дети получают фишки: розовая фишка — утро, голубая — день, серая — вечер, черная — ночь.

Затем все карточки перемешиваются, и игра продолжается так, чтобы слова назывались в обратной последовательности: воспитатель говорит, например, вечер, а потом утро, т. е. тем самым усиливает внимание к словесному сигналу.

Где это можно купить?

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных (бывают разные продуктовые магазины: «Овощи — фрукты», «Булочная», «Молоко»; промтоварные: «Обувь», «Одежда», «Ткани», «Детский мир», «Спортивный магазин»); учить детей различать магазины по их назначению, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать желание помогать родителям делать несложные покупки.

Игровое правило. Соотносить предметы, изображенные на маленьких картинках, с названием магазинов на больших карточках. Игра проводится по типу «Лото». Выигрывает тот, кто не ошибется и первым закроет все клеточки.

Игровые действия. Искать, находить картинки, закрывать ими клеточки. Соревнование.

Ход игры. В начале игры воспитатель проводит с детьми беседу о том, знают ли они, где их мамы покупают продукты, необходимые вещи, предметы, какие они знают магазины, как называются магазины, которые находятся близко от их дома, помогают ли они своим родителям в покупке хлеба, молока и других продуктов. После беседы воспитатель показывает большие карты, на которых нарисованы разные магазины. Дети по витринам магазинов узнают, что в них продается (некоторые дети умеют читать слова хлеб, молоко).

— А сейчас, дети, поиграем. Я вам раздам маленькие карточки, и вы потом должны сказать, где, в каком магазине это можно купить, принесете карточку и положите на большую карту, в тот магазин, где это можно купить. Не спешите, внимательно посмотрите на картинку!

Раздав карточки, воспитатель дает сигнал: «Игру начинай!» Дети подходят к столу и кладут свои карточки на клетки большой карты. Там, где нарисован магазин «Молоко», кладут карточки с изображением бутылок, пакетов молока, сыра, масла, сметаны, творога и др. Воспитатель проверяет правильность действий детей, поощряет тех, кто правильно нашел нужный магазин.

Игра помогает детям усвоить знания о том, что все, что нужно людям, покупают в магазинах, магазины бывают разные. Надо знать, какой магазин рядом с домом, чтобы помогать родителям делать простые покупки.
Страницы: 2

Монополия Junior (Ozon, My-shop, KoroBoom)

Да-да, та самая Монополия. Бессменный хит всех времен Чтобы пораньше приобщить детей к этому мировому бестселлеру, заботливый производитель разработал облегченную версию игры для детей помладше – Монополия Junior. И в общем-то, я думаю, он сделал это не зря, потому что дети 4 лет и старше действительно играют в нее с огромным удовольствием.

Игра известна тем, что учит детей бизнес-мышлению. Возможно, это немного громко сказано, но, тем не менее, кое-какое понимание об аренде земли и об инвестициях «Монополия» дает. Ребенок воочию видит, что деньги, вложенные сейчас, могут принести постоянный доход позднее.

Основные отличия от классической «взрослой» версии:

  1. Здесь меньше клеток и соответственно меньше предприятий, которые можно приобрести в свое владение.
  2. Предусмотрен облегченный механизм установки филиалов на предприятия и расчета прибыли с них.
  3. Все купюры по стоимости не превышают 1 моно-рубля, что рассчитано специально на детей, которые еще не умеют производить математические операции с крупными числами. На самом деле мне показалось, что здесь разработчик слишком перестарался с упрощением. Пересчитывание рублевых бумажек немного утомляет, и ребенку этого возраста вполне можно было бы доверить счет хотя бы в пределах 5, включив купюры номинала 2, 3. Это было бы еще и полезно.

Кот-рыболов (Лабиринт, KoroBoom)

Есть такие настольные игры, про которые уже при покупке можно точно сказать, насколько сильно они понравятся ребенку. Но бывает и так, что игра совсем не оправдывает ожиданий. Причем иногда случаются и приятные сюрпризы – от игры ничего особенного не ждешь, а она бах, и выстреливает! Именно так у нас случилось с «Котом-рыболовом».

Игра достаточно компактная, и поэтому как-то раз я взяла ее с собой на туристический слет. Там было немало детей разных возрастов и мне подумалось, что между шашлыком и ковырянием палками в озере игра должна прийтись очень даже кстати. Однако, ТАКОГО успеха я не ожидала. Дети, как самые заядлые картежники, играли в «Кота-рыболова», почти не отрываясь. Бесспорно, можно сказать, что половина успеха – это удачная компания и хорошее настроение. Так и есть. Но и игра действительно замечательно подходит для самостоятельной игры в небольшой компании детишек. Она представляет собой соревнование на ловкость и быстроту реакции, а, значит, азарт гарантирован! Правила в игре предельно простые.

Распробовав «Кота-рыболова» на выезде, мы и дома продолжили прекрасную традицию веселой ловли. Единственное, в эту игру лучше играть компанией из 3-4 человек, вдвоем будет не очень интересно.

Такой вариант игры как у нас (производства «Степ-пазл») почему-то совсем перестали выпускать, вот аналогичная игра другой фирмы.

Черепашьи бега (Ozon, My-shop, KoroBoom)

На первый взгляд можно подумать, что это самая заурядная ходилка с черепашками, но это не так! Перечислю несколько отличий, которые делают игру довольно необычной и интересной.

Во-первых, изначально участники не знают, кто за какую черепашку играет, об этом знает только сам игрок.

Во-вторых, каждый игрок может передвигать любую черепашку и в любом направлении, если это ему позволяют карты. Можно двигать как свою, так и черепашку соперника.

Ну и третье, самое веселое, черепашки могут забираться на спину друг друга. А это значит, что можно забраться на спину соперника, и проехаться на ней почти до финиша. Главное вовремя слезть

В этой игре придется не просто бездумно ходить, но немного поразмышлять, продумывая определенную стратегию (на чью спину залезть, чьей черепахой походить и т.п.). Детям это, конечно, дается не сразу, но потихоньку, набирая опыт, они начинают действовать более обдуманно.

Activity для детей (Ozon, My-shop, KoroBoom)

Еще одна настолка для болтунов Но полезна она будет, конечно, и тем детям, которые не так разговорчивы и нуждаются в развитии речевых навыков. Иными словами, игра понравится всем

Должно быть, вы уже знакомы с оригинальной версией Activity, она довольно популярна во взрослых компаниях. Мы с друзьями раньше тоже играли в нее часами, пока не «переболели» Для тех, кто впервые слышит об этой игре, коротко опишу суть. Здесь, как и во всем известной игре «Крокодил», нужно объяснять друг другу слова. Только если в «Крокодиле» это всегда делается жестами, то в Activity в ход идут еще и разговорная речь, и рисунки. Способ изъяснения каждый раз меняется. Правда, из-за большой любви дочери к рисованию мы частенько меняем правила и разрешаем ей изъясняться рисунками чаще, чем это требуется

Если в результате хода слово было успешно загадано и разгадано, то команда может передвинуть свою фигурку слоника вперед. Побеждает, естественно, та команда, чей слон быстрее доберется до финиша.

Так как мы играем в настольные игры чаще всего семьей (втроем), для нас большим минусом является то, что минимальное количество участников в игре – 4 человека (по 2 в каждой команде). Нам приходится играть командой семьи против команды игрушек. В роли игрушек выступаем, конечно, тоже мы Еще можно играть одной единственной командой против времени. В общем, выкручиваемся, как умеем, играть то хочется

Еще один момент – хотелось бы чуть более трудных слов на карточках. Уже для 5-летнего ребенка объяснение многих слов кажется довольно простым. Так что надо или раньше начинать, или придумывать усложнения игры

Головоноги (Ozon, My-shop, KoroBoom)

Думаю, вы уже наталкивались в магазинах на целую тьму вот таких вот небольших карточных игр в маленьких коробочках. Так вот, «Головоноги» — весьма достойный представитель этой тьмы, на него точно можно обратить внимание.

Обычно же как? Игра или скорость реакции развивает, или воображение, или память. А здесь сразу все вместе! В процессе игры нужно будет не только придумывать забавные имена головоногам, но хорошенько запоминать их, да еще и стараться назвать раньше остальных. Получается очень смешно и задорно!

Мы смеялись от души. У нас и Грушеносы, и Кудряпупы, и Удивлюнцели были. Называть можно так, как подсказывает внешность головонога, а можно просто Иван Иванычем. Главное потом вспомнить эти имена, а это задача не из легких!

Угадай кто (или аналог – «Кто в окне»)

Темненькая? Или светленькая? Нет, это не вопрос к мужчинам об их предпочтениях Это один из тех вопросов, которые возникнут в голове у ребенка, когда он будет пытаться определить загаданного вами персонажа.

Если одни настолки развивают ловкость, вторые – речь, то эта нацелена на развитие аналитического мышления, умения категоризировать информацию. При этом здесь от ребенка требуется не только что-то отгадать на основе логических условий, но и самому эти логические условия сформулировать. В процессе игры ребенок учится задавать вопросы так, чтобы быстро отсеять всех неподходящих кандидатов – «Это мужчина?», «А он в очках?», «Он лысый?»

Чтобы исключение неподходящих персонажей было более наглядным, в игре есть специальные окошечки, которые закрываются. В конце концов, незакрытым должен остаться только один герой – тот, которого и загадал соперник.

Скажу сразу, сначала ребенку придется нелегко. Он будет задавать много дублирующих и неоптимальных вопросов, которые почти не приближают его к победе. Но постепенно он научится правильно ставить условия, в этом и есть прелесть игры.

У нас был оригинал настолки от Hasbro — «Угадай кто?», в нем было всего два варианта игры – на отгадывание людей и животных. Сейчас же есть аналоги, ни чуть не уступающие по качеству, но при этом содержащие больше игровых полей. Например, в игре «Кто в окне» помимо людей и животных, можно выбрать игровое поле еще и с профессиями, овощами-фруктами.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]