Все о дошкольном образовании или готовим ребёнка к школе правильно


Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Подготовить ребёнка к школе – это не единственная задача, решением которой нужно заниматься в дошкольном возрасте. Важно заложить основы воспитания и грамотно направить вектор формирования личности. Ведь будущие достижения ребёнка или его проблемы с окружающими и самим собой берут начало в самом раннем этапе его жизни.

Из материала вы узнаете, как проходит подготовка ребёнка в школе, с какими проблемами можно столкнуться в процессе дошкольного образования и как психологические особенности чада влияют на его обучение. Мы приведём актуальные для возраста способы образования и социализации.

Содержание

  • Как подготовить ребёнка к школе?
  • Особенности развития ребёнка дошкольного возраста
  • Особенности образования детей дошкольного возраста
  • Основные программы дошкольного образования детей
  • Современные проблемы дошкольного образования
  • Дополнительное дошкольное образование как залог гармоничного развития ребёнка
  • Роль динамических игрушек в развитии ребёнка дошкольного возраста
  • Игра как контекст развития в дошкольном возрасте
  • Структура и варианты сюжетной игры дошкольника
  • Компьютерные игры в жизни дошкольника
  • Сделаем вывод или вместо заключения

Как подготовить ребёнка к школе?

За развитием ребёнка в процессе дошкольного образования следят не только специалисты, но и родители. Именно они больше всего заботятся о том, как правильно подготовить своё чадо к школе. Существует ряд критериев, по которым можно судить о степени подготовки ребёнка к началу образовательного процесса.

  • Чтение. Многие дети развиваются по-разному, поэтому овладеть навыками чтения получается далеко не у всех. Поэтому для того, чтобы ваш ребёнок не казался белой вороной, нужно приложить максимум усилий для развития беглого чтения не только слогов, но и слов.
  • Письмо. Желательно, чтобы ребёнок мог написать или же просто переписать буквами слово или простое словосочетание.
  • Счёт. Немалым бонусом в школе будет возможность ребёнка осознанно посчитать до десяти.
  • Времена года. Знание времён года и дней недели – ещё один показатель готовности ребёнка к школе.
  • Самостоятельность. Безусловно, это понятие растяжимо. Однако на пороге 1 сентября ребёнок должен уметь одеться, обуться, разложить свои вещи по местам, убрать за собой. Такие умения немало пригодятся ему в школе.
  • Цвета и фигуры. Было бы здорово, если ваш ребёнок мог бы различать цвета и простейшие геометрические фигуры.

В достижении подобных целей можно задействовать возможности дополнительного дошкольного образования детей. Посещение секций и кружков поможет ребёнку быстрее социализироваться и понять, что ему придётся жить в обществе. Тем самым, он будет готов к школе не только умственно, но и морально.

Три методики, которые растят успешных людей

Хорошо известны три основные системы воспитания: Вальдорф, Монтессори и Реджо-Эмилиа. Рассмотрим их внимательнее.

Система Вальдорф – самая популярная из альтернативных. В ней упор делается на развитие творческих навыков у детей, поэтому они почти все время проводят за разными поделками и креативными занятиями; раннее развитие в гуманитарных и технических предметах тут не приветствуется.

Таким образом, если понятно, что буквы и цифры малыш будет и так изучать в школе, а вот от души порисовать ему там никто не даст, чтобы «искра» творчества не погасла, ее культивируют в дошкольном заведении, которое работает по этой системе. За рубежом таких почти 40%.

Система Монтессори– тут малышу самому дается свобода выбирать себе занятие, но на творческие работы тоже делается упор. Хобби он выбирает себе сам из того, что ему больше всего понравится; позже он может легко поменять увлечение, договорившись со сверстниками.

Как уже понятно, акцент делается на воспитание самостоятельности и коммуникативных навыков, контроля над своими желаниями и симпатиями. Также Монтессори учитывает периоды в детстве, когда малыш наиболее склонен к развитию определенных навыков – и использование этих периодов с умом.

По этой системе работает почти треть зарубежных детских садов и около 5% у нас. Это или частные садики или где работают по-настоящему увлеченные люди. При этом, вышестоящие органы это мало поддерживают – мороки много.

Система Реджо-Эмилиа успешно работает на проектном подходе, когда ребенок становится автором собственных проектов и исследований, а взрослые – помощниками и «сотрудниками». С помощью этой системы у детей воспитываются навыки планирования, дробления большой проблемы на меньшую, умение их решать и искать разные подходы к одному делу.

Эта система появилась не так давно, но ее выпусники показыват уникальные результаты в предприимчивости, умении организовать и управлять людьми.

Таким образом, система Вальдорф развивает будущих творцов, Монтессори создает менеджеров, а Реджо-Эмилиа отлично подойдет для детей с предпринимательской жилкой.

Особенности развития ребёнка дошкольного возраста

Образование детей дошкольного возраста – это очень важный процесс, в котором должны быть правильно расставлены приоритеты. Для этого необходимо знать и понимать особенности развития ребёнка дошкольного возраста.

  • У дошкольников происходит переход от наглядно действенного к наглядно-образному мышлению. Такое мышление основывается на восприятии, познании и ощущениях.
  • Навыки анализа у дошколят элементарные, а обобщение имеет не совсем существенные признаки. По мере развития мышления развивается речь ребёнка.
  • Грамматически правильная устная речь формируется в процессе общения со взрослыми. К 7 годам ребёнок уже хорошо говорит и выражает свои мысли.
  • Старший дошкольник может удерживать внимание на определённом виде деятельности в течение 15-20 минут. При этом он может самостоятельно им управлять, а также направлять его на всевозможные предметы.
  • Дошкольники могут запоминать необходимую информацию не только механически, но и осмысленно. К простому зазубриванию они обращаются только лишь в том случае, если им сложно понять материал.
  • Воображение ребёнка этого возраста репродуктивное – то есть, он воспроизводит всё то, что увидел за день в ярких образах.

Образовательные программы дошкольного образования детей построены на этих особенностях. Это необходимо знать при формировании личности ребёнка данного возраста.

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Что же в наших садиках не так

Увы, пока наша отечественная система основана только на авторитете старших и воспитанию дисциплины, послушания, «удобного» характера у детей. С воспитанием индивидуальности, а тем более, развития в них каких-то нужных в жизни качеств, в младших дошкольных заведениях пока прогресса не наблюдается.

Весь воспитательный процесс в основном крутится вокруг заполнения методичных планов и дрессировки детей на утренники для родителей. Все остальное время дети, по сути, предоставлены сами себе, но под надзором воспитательницы, которая или беседует с коллегами, или уткнулась в телефон, или пишет очередной, никому не нужный, отчет.


Кроме “самостоятельной деятельности”, дети еще самостоятельно гуляют, едят и спят

И пока родители всерьез не озаботятся будущим своих малышей и переменами в этой сфере, детские садики в своем подавляющем большинстве, увы, так и останутся рассадниками насморка, невкусной манной каши и принудительного послеобеденного сна.

Где из гениального и талантливого от рождения ребенка (а они все такие), вырастают безинициативные школьники, а потом скучные и пассивные взрослые. Поэтому к вопросу выбора садика для малыша нужно подходить особенно ответственно, все-таки родителям стоит поднапрячься и найти прогрессивное дошкольное заведение. Или объединиться и вместе в коллективом детсада попробовать что-то изменить.
Оставить комментарий

Особенности образования детей дошкольного возраста

Развитие ребёнка в процессе дошкольного образования напрямую зависит от осознания особенностей образовательного процесса. Невыполнение требований и неправильные действия могут нанести дошкольнику только вред. Стоит рассмотреть образование в трёх аспектах: социальном, педагогическом и психологическом.

  • Социальный. В дошкольном возрасте активно формируется мировоззрение маленького человека. Он уже знакомится с тем, что такое хорошо, а что такое плохо, в его сознании выстраиваются первые ориентиры. Он будет обращаться к ним не только в своих действиях, но и в процессе выбора будущей профессии.
  • Педагогический. В дошкольном возрасте активно формируются знания, умения и навыки ребёнка. Он узнаёт наиболее эффективные способы учебной деятельности, развивает среду своих интересов. Закладываются первые кирпичики основы для непрерывного образования.
  • Психологический. Дошкольный возраст – важный этап развития личности ребёнка. Формируется наглядно-образное мышление: дошкольник учится анализировать поступающую информацию. Через постепенное развитие способностей формируется творчество как неотъемлемый элемент деятельности.

Основные программы дошкольного образования детей основываются именно на этих особенностях. Родителям также важно знать их, чтобы сообща со специалистами правильно воспитывать своего ребёнка.

Основные программы дошкольного образования детей

Отправляя своего ребёнка в детский сад, родители задумываются: а как будут учить моего сына или дочь. Необходимо знать, что Министерством образования разработаны основные программы дошкольного образования детей.

Каждая из программ должна способствовать правильному и целостному педагогическому процессу, в течение которого ребёнок будет максимально развиваться. При этом все образовательные программы дошкольного образования детей можно условно разделить на комплексные и парциальные.

  • Комплексные программы по-другому называются общеразвивающими. Они включают в себя все действия по развитию ребёнка, а также сочетание всех видов деятельности. К таковым относятся программы «Радуга», «Кроха», «Истоки», «Детство», «Из детства в отрочество» и многие другие.
  • Парциальными называются программы, подразумевающие узкую специализацию. При этом образование может проходить эффективно не только посредством выбора одной программы, а также при правильном отборе парциальных программ. К ним можно отнести программы физического развития, экологического воспитания, развития социальных навыков.

Большинство программ разрабатывается крупными учёными или большими педагогическими коллективами, которые не понаслышке знают об особенностях развития дошкольника.

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Обучение и воспитание дошкольников

Светлана Барышева

Обучение и воспитание дошкольников

Метод обучения дошкольников – это пути и средства, с помощью которых воспитатель сообщает детям знания и формирует навыки и умения.

Широкое распространение в дидактике последних лет получила классификация методов обучения, предложенная академиком Ю. К. Бабанским,в которой выделены три большие группы методов:

1. Наглядные методы и приемы — использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

Наблюдение — это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.

В обучениидетей используются наблюдение разного вида:

I) распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т. д.)

;

2) за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т. д.)

— дает знания о процессах, объектах окружающего мира;

3) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние объекта, по части — картина всего явления.

Метод демонстрации,включает различные приемы:

А) Показ предметов — один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др. ;

Б) Показ образца — один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка;

В) Показ способа действий — используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;

Г) Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

Использование ТСО — в обучении дошкольников используется демонстрация диапозитивов, диафильмов, кинофильмов. В последнее время используются компьютеры. Этот метод позволяет показать детям те явления жизни, непосредственное знакомство с которыми невозможно; делает учебный процесс более привлекательным.

2. Словесные методы и приемы — их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания.

Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т. д. ; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; должно быть выразительным, эмоциональным, доступным детям. Рассказ — это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал. Один из наиболее эмоциональных методов обучения. Рассказчик имеет возможность свободно общаться с детьми, замечать и учитывать их реакции.

Рассказ воспитателя: должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи.

Рассказ детей — это может быть пересказ сказок, литературных произведений, рассказы по картинам, предметам, из детского опыта, творческие рассказы.

Чтение — расширяет, обогащает знания детей об окружающем, формирует способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы.

3. Практические методы обучения используют для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний.Во время их применения используются следующие приемы: планирование выполнения задания, постановка задания, оперативное стимулирование, контроль и регулирование, анализ результатов, определение причин недостатков. Практические методы обучения невозможно использовать без других, в частности наглядных и словесных, методов обучения.

Практические методы обучения бывают следующими: метод упражнений, метод лабораторных работ, метод практических работ, метод игры.

Форма организации обучения – это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.

Традиционно выделяются следующие формы организации обучения:

Формы организации обучения Особенности

Индивидуальная Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Групповая

(индивидуально-коллективная)

Группа делится на подгруппы.

Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Фронтальная

Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера.

Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком — трудности в индивидуализации обучения.

Метод воспитания — это способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них определенных качеств. Метод может быть также определен и как способ управления деятельностью, в процессе которой осуществляется самореализация личности, её социальное и физическое развитие.

Прием воспитания — часть общего метода, отдельное действие.

Средство воспитания – это уже не прием, но еще и не метод. Например, труд — средство воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибку в работе — это приемы, с помощью которых организуется использование этого средства в целях воспитания.

К средствам воспитания относятся речь педагога,а также различная деятельность: трудовая, игровая, учебная. Особым средством воспитания является коммуникативная деятельность (общение, поскольку при общении происходит не только обмен информацией, на и взаимное влияние участников общения друг на друга. К средствам относятся также различные объекты, используемые как предметная поддержка воспитательного процесса (плакаты, иллюстрации, репродукции, музыкальные и художественные композиции, элементы эстетического оформления окружающей среды и т. д.).

Поскольку любой метод воспитания на практике осуществляется с помощью определённых средств и приёмов, метод в его практической реализации можно определить как систему приемов и средств. Вместе с тем, в структуре каждого метода возможны разнообразные сочетания средств и приёмов, что позволяет учитывать конкретную ситуацию применения метода.

В настоящее время наиболее распространена классификация методов воспитания по их направленности (Г. И. Щукина, Ю. К. Бабанский)

. Направленность метода – комплексная характеристика, включающая цель (зачем применяется, содержание (что формируется, процесс (как именно происходит влияние, способы влияния на
воспитанника). По этой классификации выделяется три группы методов воспитания:
1)методы формирования сознания личности;

2) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

3)методы стимулирования поведения и деятельности.

Первая группа – методы формирования социального сознания детей, служит накоплению детьми социального опыта,который приобретается за счет социализации: педагогическое требование, упражнение, поручение, пример, ситуация свободного выбора (моделирует момент реальной жизни)

.

Вторая группа — Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения.Общей особенностью этой группы методов является их вербальность: рассказ, беседа, лекция, дискуссия (диспут)

. Ребенок становится субъектом деятельности, общения, жизнетворчества,формируются способности к рефлексии: знанию о себе, своей внешности и характере, способностях и недостатках, о границах своих возможностей. К этой группе относятся методы самопознания (Что я знаю о себе, методы самоизменения (Каким я хочу быть, методы взаимопонимания
(Что обо мне думают другие)
.

Третья группа — методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе. В процессе накопления социального опыта, самоопределения своей личности ребенку нужна педагогическая поддержка воспитателя и родителей. Данные методы воспитания помогут детям совместно со взрослыми найти новые резервы своей деятельности, изменить линию поведения, поверить в свои силы и возможности, осознать ценность своей личности.Такими методами являются: соревнование, поощрение, наказание, создание ситуации успеха.

В организации педагогического процесса в детском саду большое значение имеет вопрос о своеобразии воспитательной и образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Разработано значительное число форм и средств образовательной работы с детьми дошкольного возраста, в том числе занятия, дидактические игры, дидактические материалы. Каждое из этих средств обладает различными возможностями по отношению к воспитательно-образовательным задачам.

Советская дошкольная педагогика избирательно подходит к средствам образовательной работы с детьми, сообразуясь с задачами советского детского сада, основанными на требовании активного руководства развитием каждого ребенка, обеспечения высокого уровня всестороннего развития всех детей, воспитывающихся в детском саду.

Среди средств дошкольной образовательной работы обучение обладает большими преимуществами, так как оно обеспечивает организованную обучающую роль взрослого, что и делает обучение весьма эффективным.

Обучение, будучи применено к различному образовательному содержанию — ознакомлению с окружающим, формированию речи, развитию математических представлений, музыкальных способностей, развитию движений, рисованию, лепке и т. д., оказывает на детей глубокое воспитательное влияние: развивает способности, интересы; расширяет кругозор, обогащает умения и навыки в различных видах деятельности, совершенствует внимание. Обучение дает возможность поднять развитие всех детей в группе на более высокий уровень, содействует в значительной мере смягчению неравномерности развития детей, наблюдающейся в практике.

Группа средств «Учебники и учебные пособия» охватывает как литературу для воспитателей, так и литературу для детей, в которой имеется все необходимое для организации процесса обучения и развития способностей детей.

Средства наглядности основаны на использовании наглядных средств обучения, созданных человеком, и объединяют в себе натуральные и объемно-образные пособия, а также образно-знаковые пособия.

Натуральные наглядные пособия представляют собой натуральные объекты, подлинные предметы, специально обработанные с целью использования их в учебном процессе. К ним относятся, например, гербарии, препараты, коллекции, чучела и т. д.

Объемно-образные наглядные пособия представляют собой такие, которые передают изучаемые объекты не в натуральном их виде, а в форме объемного образа, являясь трехмерным изображением объекта.К объемно-образным пособиям относятся: модели, макеты, муляжи и т. д.

Образно-знаковые пособия представляют собой такие пособия, в которых изучаемые объекты передаются в форме образных двухмерных изображений с помощью различных знаков или знаковых систем.К этой группе относятся: картины, рисунки, портреты, аппликации, фотографии, диапозитивы, кинофильмы и т. п.

Средства осуществления практических действий включают приборы и приспособления для экспериментов, лабораторное оборудование, оборудование для труда, кабинетов, спортивных залов и т. д. Основное назначение этой группы средств — способствовать формированию умений и навыков практического характера. При этом среди них могут быть как средства, специально созданные для процесса обучения, так и любые средства окружающей действительности, не создаваемые специально для учебного процесса, но используемые в нем с указанной целью. Формирование опыта осуществления деятельности, как составной части содержания образования, в значительной степени зависит от многообразия этой группы средств обучения.

Технические средства обучения позволяют реализовать одну или несколько дидактических функций с помощью специальных технических устройств.

Несмотря на широкую область применения и разнообразие функций, которые выполняют средства обучения, они не могут заменить преподавателя. Он всегда будет центральной фигурой педагогического процесса. Средства обучения не подменяют, а расширяют его возможности. Они — одно из средств обучения, педагогический инструмент в руках преподавателя, которым он должен уметь пользоваться, опираясь на исходные положения, лежащие в основе их применения.

Современные проблемы дошкольного образования

Образование детей дошкольного возраста не лишено проблем. Несмотря на то, что к делу формирования личности ребёнка ответственно относятся не только родители, но и специалисты, отечественная система дошкольного образования имеет ряд проблем.

  • Наполняемость групп. Все знают, как сложно записаться вовремя в детский сад. Как правило, в дошкольных учреждениях многие группы попросту переполнены. Таким образом, педагоги детсада вынуждены уделять мало времени каждому ребёнку. Известно, что ребёнок, на которого не обращается педагогическое внимание в полном объёме, обречен на проблемы в школе.
  • Педагогические кадры. Несмотря на кажущуюся простоту, работа в детском саду очень сложна. Специалист должен знать не только образовательные методики, но и разбираться в большом количестве сопряжённых областей. Перегрузки на работе, проверки, низкая зарплата, стрессы – все это снижает привлекательность профессии, а также порождает обыкновенную апатию к своему труду.
  • Несоответствие стандартам. Государство выделяет мало денег на поддержание стандартов дошкольного образования. Каждый педагог испытывает проблемы с приобретением дидактической литературы, необходимой для работы с дошкольниками.

Развитие образования детей дошкольного возраста напрямую зависит от того, каким образом будут решаться эти проблемы. При этом, немало зависит не только от руководства, но и от самих родителей – ведь только в неравнодушном обществе ребёнок может правильно развиваться и обучаться.

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Дошкольное образование в России

Дошкольное образование в России, а именно ситуацию, связанную с дошкольным образованием в России можно назвать кризисной.

Я считаю, главная из первых проблем это общедоступность дошкольного образования, которая в настоящее время не осуществляется данным образом. Рост количества мест в ДОУ катастрофически отстает от роста количества детей. Как мы помним, период упадка рождаемости пришелся на 1991 год [1]. Тогда многие здания детских садов были переданы в долгосрочную аренду и в полное распоряжение иным ведомствам или неведомственным организациям, что привело к тому, что в настоящее время приходится искать способы обеспечения местами в дошкольных образовательных учреждениям всех нуждающихся детей дошкольного возраста. По статистике сокращение охвата детей системой дошкольного образования в России составило с 70 % до 50 %. Такая социально-экономическая ситуация заставляет ставить новые задачи перед системой дошкольного образования. У детей, приходящих сегодня в школу, разные стартовые возможности, поскольку почти половина из них не посещала детский сад и не осваивала образовательные программы. Большинство детей приходят в первый класс совсем не подготовленными, поэтому им бывает трудно занять новую для них позицию ученика. В школе действуют иные (относительно детского сада) правила, к ребенку предъявляются новые требования, появляются ожидания, — ко всему этому ребенок оказывается не готов. От этого «страдают», прежде всего, сами дети, а также их родители, учителя.

А что же дает детский сад самому ребенку? Главное преимущество ДОУ наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям, преодолевает присущий ему эго — Павел Крусанов (“Мертвый язык”) [6,с 23].

Дошкольное образование в России — обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет. Задачей дошкольного образования является донесение до ребенка базовых основ культуры и правил поведения в обществе, а также интеллектуальное и эстетическое воспитание.

Детский сад — это первый социальный институт, который учит детей жить в социуме. Именно в детском саду происходят первые самостоятельные контакты ребенка с окружающими людьми, здесь он учится общаться и взаимодействовать. Общение со сверстниками позволяет ребенку быстрее осваивать новые умения и приобретать новые знания, так как эффект подражания в раннем возрасте очень силен. Успешной адаптации в детском саду или центре дошкольного воспитания способствуют воспитатели, целью которых является помощь ребенку в любой сложной ситуации.

Давно о дети, которые не посещали детских образовательных учреждений, нередко испытывают сложности с адаптацией в школьном коллективе. Начинать обучение в школе им сложнее, чем выпускникам детских садов, так как они не имеют достаточных навыков общения. Кроме того, дошкольное воспитание в детском саду учит ребенка волевому поведению, умению находить компромиссы между своими желаниями и желаниями других. Ребенок учится защищать свои интересы без ущерба интересам других. Также в детском саду дети осваивают основы саморегуляции. То есть ребенок учится самостоятельно выбирать себе занятие и посвящать выбранному делу определенное количество времени. Именно это умение становится основой организованности ребенка дома и (в будущем) в школе. Крайне важен и тот факт, что в детском саду указанные качества формируются естественным образом в процессе игры, которая является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Именно во время игр формируются основные навыки самостоятельности, умения контактировать и договариваться.

Дошкольное воспитание в детском саду удовлетворяет потребности ребенка в развитии и общении. Образование в домашних условиях, безусловно, способно обеспечить малышу освоение всех навыков самообслуживания и усвоение знаний, необходимых для подготовки к школе, но оно не в состоянии научить ребенка жизни в коллективе. В то время как именно умение находить общий язык с окружающими людьми является залогом успешности человека во взрослой жизни.

Современное дошкольное образование ориентировано на развитие личностных качеств ребенка. Пребывание в коллективе ровесников позволяет ребенку научиться общаться, отстаивать свое мнение и свои интересы, а также учитывать интересы и мнение окружающих. У детей формируется представление о социальном устройстве, ведь именно в детском саду происходят первые ролевые игры, например, «дочки-матери».

Дошкольное воспитание в детском саду позволяет ребенку сформировать свое представление об окружающем мире и своем месте в нем. Ребенок учится оценивать свои способности и возможности, сравнивая себя со сверстниками. То есть у него формируется адекватное самовосприятие. Помимо коммуникативного развития ребенка в цели дошкольного образования входит развитие умственное, нравственное, эстетическое и физическое. Все эти компоненты являются неразрывными условиями формирования полноценной личности. Рисование, создание поделок и аппликаций, конструирование, занятия музыкой и физкультурой — это минимальный набор, который готов предложить любой детский сад.

В настоящее время изменилась и сама система ДОУ. Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям. К существовавшему ранее единственному виду — “детский сад” добавились новые — детский сад с приоритетным осуществлением интеллектуального или художественно-эстетического, или физического развития воспитанников, детский сад для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, присмотра и оздоровления, детский сад- центр развития ребенка и др [5,с 7] А также существуют различные дополнительные кружки по дошкольному образованию. С одной стороны это хорошо, что создаются хоть какие-то условия для дошкольников, а также позволяет родителям выбирать образовательное учреждение, соответствующее их запросам, с другой стороны, большинство этих видов не отвечает закономерностям детского развития. А также минус таких дополнительных учреждений в том, что не каждый родитель может осилить их материально, ведь плату такие учреждения выставляют больше, чем в детских садах. Данные дополнительные учреждения осуществляют подготовку всего по 2–3 часа несколько раз в неделю, а в детском саду ребенок находится практически по 12 часов. Специфика образования в дошкольном учреждении состоит в том, что оно, в отличие от дополнительных, осуществляется в течение всего дня и не сводится только к учебным занятиям (необходимо научить ребенка мыть руки, правильно есть, вежливо вести себя в разных ситуациях, быть аккуратным, играть и сотрудничать с другими детьми и многому другому). Поэтому образовательные услуги дошкольных учреждений свести к 3–4 часам практически невозможно.

Проблема общедоступности дошкольного образования для всех категорий граждан должна решаться сегодня также за счет использования внутренних резервов системы образования, в том числе развития различных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ.

Следует отметить, что сеть групп кратковременного пребывания развивается не вопреки и не вместо традиционных дошкольных учреждений полного дня, а вместе с ними. Наряду с традиционными режимами функционирования дошкольных образовательных учреждений (12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей), начиная с 2000 года используются также 10-часовой и 14-часовой режимы (во многих случаях 14-часовой режим наиболее предпочтителен для родителей и менее затратен, чем круглосуточный) []. Это позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий граждан.

Кроме того, в настоящее время параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования апробируются новые модели: дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования, а также систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.

Таким образом, можно сделать вывод, что эффективность развития сети образовательных учреждений будет достигнута только при условии комплексности подхода к процессу развития.

Гораздо целесообразнее, чтобы все государственные дошкольные учреждения соответствовали одной “хорошей” категории, обеспечивающей полноценное воспитание и развитие детей. А родители, имеющие особые потребности (хотя это не факт, что это полезно для ребенка), могли бы пользоваться услугами негосударственных дошкольных учреждений. Проблема только в том, что эти учреждения нуждаются, как правило, в особом контроле со стороны государства (об этом свидетельствует, например, опыт Франции, где такой контроль является важнейшей задачей инспекторской службы в образовании).

С учетом вышесказанного, а также того, что в последнее время произошла фактически тотальная «муниципализация» учреждений дошкольного образования (массовый переход детских садов от различных ведомств в муниципальную собственность), решение вопросов выживания, функционирования и развития системы дошкольного образования зависит в настоящее время в основном от органов местного самоуправления.

Именно органами местного самоуправления в муниципальном образовании (городе, районе) должны быть созданы определенные организационно-педагогические условия, которые позволят муниципальной системе дошкольного образования выйти из кризисного состояния и перейти в состояние нормального, стабильного функционирования и развития.

«Грустно, если ты провел детство, так толком его и не увидев». Джоди Фостер.

Литература:

1. Данные Федеральной службы государственной статистики / https://www/gks.ru/scripts/dbinet/dbinet.cgi

2. Информация о результатах эксперимента по организации новых форм дошкольного образования на основе кратковременного (неполного) пребывания воспитанников в детском саду // https://www.ed.gov.ru/do-sch/rub/200,print.

3. Пахоменко Г. С. «Практика оказания платных образовательных № 7–2006 г.;

4. Савицкая Е. В. Некоторые итоги исследования системы детского дошкольного образования//Вопросы образования, 2004, № 4.

5. Шереметьева А. В., статья «Дополнительное образование в ДОУ», журнал «Управление дошкольным образованием» № 5–2008 г.

6. «Цитаты великих ученых», под ред. Макаревич А. С. — 2009г.

Дополнительное дошкольное образование как залог гармоничного развития ребёнка

Ни для кого не секрет, что обычный детский сад не способен полностью сформировать будущего школьника. Поэтому сегодня многие родители задумываются над вопросом дополнительного дошкольного образования детей. Они поступают правильно, поскольку данный вид деятельности обладает рядом преимуществ.

  • Ребёнок может полноценно развивать свои дарования, при этом выбор деятельности будет осуществляться свободно.
  • В дошкольных учреждениях дополнительного образования можно выбирать режим и темп освоения программ, а также выстраивать планирование и образовательных траектории.
  • Ребёнок может принять участие в различных развивающих программах в соответствие со своими интересами, ценностями и склонностями.
  • Именно в дополнительном образовании реализуется тесная связь с реальностью и практикой.
  • Родители вместе с ребёнком могут выбрать тренера и педагога исходя из информации о его квалификации и направлении деятельности.

Дополнительное образование детей дошкольного возраста – это своеобразный «социальный лифт» для большей части детей, которая не может получить весь комплекс знаний в полном объёме из-за разных причин. Занятость в кружках и секциях позволит ребёнку компенсировать этот недостаток и максимально развить свои способности.

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Система дошкольного воспитания

1. Роль дошкольных учреждений

Выше мы видели, что вследствие известных условий, в особенности связанных с развитием современной культуры, семья перестает быть надлежащей воспитательной средой. Поэтому взамен ее выступают суррогаты семьи в виде системы дошкольного воспитания. Эта система есть создание XIX века, наиболее удачное оформление она получила в виде детских садов, созданных Фребелем.

Семейное воспитание оказывается недостаточным по следующим причинам. Во-первых, малое количество детей в семьях (один или два) создает в семейной обстановке известную ограниченность и узость. Ребенку естественно жить среди маленьких, в чем сказывается закон взаимного детского тяготения. Для ребенка очень важна детская среда, почему иногда детский сад становится ребенку дороже семьи. Детский сад восполняет недостатки семьи, давая детям необходимую для них живую детскую атмосферу. Кроме того, детский сад оказывается очень удобным для родителей, если они оба или один из них работают вне семьи.

Затем, атмосфера семьи становится для ребенка замкнутой и душной при чрезмерной заботливости и нежности родителей к ребенку. Детям становится душно около матери, и совершенно не удивительно, если дети тянутся из семьи. Это

100

переживается родителями очень тяжело, родители не знают, как согласовать семейное воспитание с работой детских садов и клубов. Однако как бы совершенна ни была работа детских садов, многие примеры ясно показывают, что ничто не может заменить детям семейного угла. Если и происходит замена семьи детским садом, то только в силу тяжелых условий жизни современной семьи, где ребенку иногда затруднительно бывает даже невинно пошалить.

В детском саду очень сильно развивается личность ребенка. Некоторые детские сады в росте личности ребенка обращают большое внимание на развитие его ощущений и восприятий (например, в Бельгии сады Декроли или в Италии — Монтессори). В системе детского сада очень легко, однако, соскочить с главной задачи на побочные мелочи. Поэтому здесь особенно важно помнить, что основное в воспитании лежит, конечно, в области духовной. Не нужно бояться, что ребенок чего-то не знает, — акцент детского дошкольного воспитания на чувственном воспитании неправилен. Надо отметить, что современные дошкольные системы, учитывая это обстоятельство, постепенно переходят к развитию духовной стороны.

Очень существенно также и физическое развитие, которое дается детским садом. Все требования гигиены имеют большое значение для жизни ребенка (мытье рук перед едой, чистка одежды, иногда в детских садах для детей устроены ванны). К этому добавляется физическая закалка ребенка, крайне полезная для детей. Постоянный периодический надзор врача за здоровьем детей (зубы, глаза, грудь и т. д.) также очень ценен, так

101

как в семье ребенок видит доктора только в случае своей болезни. Физическое развитие протекает гораздо успешнее при наблюдении врача. Здесь все должно приниматься во внимание: изменение веса, рост, деятельность сердца — все эти заботы о ребенке восполняют недостатки семьи.

Мы ознакомились с причинами, в силу которых развитие дошкольных учреждений в современных условиях жизни чрезвычайно велико. В России (до войны) дошкольному воспитанию было посвящено не очень много внимания — существовало всего три института (Петербург, Москва, Киев) для подготовки работников детских садов: теперь в Советской России на это обращают больше внимания.

Педагогическая система детских садов настолько глубока и ценна, что под ее влиянием идет реформа и в средней школе. Можно сказать, что свет в педагогику идет из детского сада. Дошкольное дело имеет одну чрезвычайно важную характерную особенность — это гибкость системы и простор для творчества педагога. Первое, отличающее систему детского сада от школы и сообщающее ей особую ценность, — это отсутствие навязанной ей программы. Это не значит, что ее нет вовсе, — она есть, и нельзя сказать, чтобы она была лишена определенности; но важно здесь то, что она предоставляет много свободы педагогу. Школа имеет определенные требования, рамки, чего совершенно нет в программе детского сада. Эта полная возможность приспособлять деятельность детского сада к педагогическим моментам очень важна. Второе — это единство преподавания и воспитания. Работа народного учителя тоже обладает этим свой-

102

ством, но она проходит совершенно в других условиях — там его положение вынужденное и зачастую очень трудное, так как ему приходится преподавать в нескольких классах, беспрестанно беспокоясь о выполнении поставленной ему программы. Единство преподавания и воспитания для педагога в детском саду другого характера: оно сильно напоминает семью.

Третье, то, что идет еще от Фребеля, — возможность приучения ребенка к различным видам творчества. Это одна из основных линий работы детского сада, образовательным и воспитательным путем выводящая ребенка в жизнь.

Обыкновенно в основу работы в детском саду кладут экскурсии. Перед экскурсией дается предварительное объяснение (для подготовки внимания) и на месте производится знакомство с предметом «не глазами, но руками», как в широком, так и в буквальном смысле. Это очень важный психологический момент в процессе восприятия, это облегчает синтез, о чем упоминалось нами в описании «принципа наглядности». Это ценно не только для детей, но и для взрослых, что учитывается и при современном среднем и высшем обучении.

Экскурсии имеют большую образовательную ценность, что учитывается и религиозной педагогикой (паломничества). Очень важно подготовить техническую сторону экскурсий, рассчитать материал, даваемый в экскурсиях детям, так, чтобы он не слишком обременял внимание, чтобы не было рассеяния, создаваемого самим предметом. После того, как экскурсия окончена, материал получен, необходимо его усвоение — в этом и состоит последующая работа в детском саду.

103

Придя в детский сад, дети зарисовывают то, что видели, — это одно из могучих средств для развития точности восприятия. Затем, после рисования, детям в этот же день обыкновенно предлагается лепка, что гораздо труднее, так как здесь в большой степени отражается процесс образования предмета. Лепка утончает восприятие и ярче выявляет строение вещи, в ней проявляется и развивается внимание. Для детей лепка не только забава, но и работа души, почему они относятся к этому воспитательному средству с огромным интересом.

После лепки детям дается та же тема экскурсии в пении: поется песня на тему, взятую из экскурсии. Пение имеет громадное значение в развитии детей — Рачинский недаром ставил в своей школе на первое место церковное пение. Каждый руководитель детского сада должен поэтому уметь петь. Насколько пение выразительно, мы видим из того, что в пении человек участвует всем своим существом, это полное напряжение всех сил. Надобно отметить, что в голосе особенно характерно выступает личность человека, это один из способов проникнуть в человека. Пение — наиболее совершенный и доступный для всех способ выражения своих чувств. Дети могут петь все без исключения, даже при отсутствии слуха, который может быть развит (особенно путем ритмического воспитания по системе Далькроза).

Вслед за пением детям может быть предложена инсценировка, ритмические движения, танцы, как способы для творческой передачи того, что запало в детскую душу во время экскурсии. Заключением рабочего дня может быть сказка на эту же тему.

104

Упоминая о рисовании, надо отметить, что в детских садах отказались от устарелой системы учить рисованию от элементов, не имеющих никакого смысла, например, кривых линий. Теперь детям предлагают начинать рисовать какой-либо предмет в целом и, имея в виду целое, постепенно учат овладевать его отдельными сторонами (точно так же, как мы идем от живой речи к грамматике при изучении языка).

Значение ритмики в воспитании исключительно велико и как средство развития грации, ловкости, координированности движений и еще более как фактор общего развития.

Ручной труд, столь развитый в детских садах, имеет основную идею научить создавать из любого материала нужные предметы. В этой области дети показывают необыкновенную даровитость, так как выдумки и технические навыки даются им легче, чем взрослым.

День детского сада проходит чрезвычайно быстро благодаря легкости системы, которая способствует усвоению. Такая легкость восприятия объясняется также единством сюжета при разнообразии форм обучения. Детям настолько легко и интересно в детском саду, что они обычно не хотят вечером уходить домой; им легко в детском саду не от того, что там нет труда, но потому, что этот труд интересен, захватывает внутренний мир ребенка. Работа детского сада, при несомненной легкости ее, оказывается очень прочной и более плодотворной, чем работа школы: дети, бывшие в детском саду, оказываются обычно более развитыми. При большой остроте восприятия детьми в детском саду приобретается много знаний. Это все выдвигает повышенные

105

требования к руководителям детского сада, почему их подготовка для этой работы должна быть очень длительной.

Ввиду особой успешности детских садов система их должна быть перенесена в младшие классы средней школы или, другими словами, необходимо разделение теперешней средней школы, причем ее младший возраст, до 12–13-ти лет (до периода полового созревания), должен быть присоединен к системе воспитания детского сада.

2. Развитие системы детских садов и задачи детского сада

Идею детских садов впервые высказал Фребель. По педагогическим соображениям он оценивал значение игры как основное и центральное. Основная форма труда ребенка — это игра. Нужно, однако, различать понятия игры и игривости. Игра для ребенка серьезна, это для него даже труд, в котором есть — и это особенно важно — полный простор воображению, придающий игре характер пластичности. Сплетение воображения и реального материала составляют ее природу. У Фребеля идея игры развивается дальше: путем подбора игр мы знакомим дитя с различными формами (геометрическими, числовыми, словесными), путем игры дитя изучает эти формы. В свое время система Фребеля в узком смысле — его «дары» (фигуры) — сыграла большую роль, но затем устарела, замененная более удачно подобранным материалом для детской работы.

Очень важный этап в развитии детских садов связан с итальянским врачом Монтессори

106

(Montessori, 1870–1952). Занимаясь первоначально с дефективными детьми, она развивала мир их восприятий (преимущественно сенсорный) и затем перенесла выработанные ею методы на работу с нормальными детьми (в созданном ею «Доме ребенка»). В воспитании она отводит огромное место развитию сенсорного материала, и с этой стороны педагогические идеи Монтессори представляют большую ценность. Большой недостаток ее системы в том, что она не развивает воображения ребенка и его эмоциональной сферы. Неусвоение того, что есть эмоциональная жизнь, характерное для Монтессори, — односторонне и потому неверно.

Теперь в Америке и отчасти в Европе освобождаются от крайностей, присущих Монтессори, и начинают обращать внимание на эмоциональную сторону ребенка, на культуру выражения внутренних движений и на развитие творческого воображения. Это течение еще не окрепло, и поэтому из него выходят иногда неожиданные вариации.

Выражение «дошкольное воспитание» не очень удачно, так как детский сад представляет из себя хорошую начальную школу: в старшей группе изучается грамота, арифметика. Это просто ранняя школа для маленьких детей. Неправилен взгляд некоторых родителей, отсылающих детей в сад для того, чтобы чем-нибудь их занять, — они получают там воспитание и образование.

Задачи детского сада велики. Во-первых, ребенок продолжает в это время физически развиваться. Здесь имеет громадное значение исследование ребенка и периодическое врачебное наблю-

107

дение. В детстве из-за недосмотра легко происходит искривление костей, позвоночника, груди: некоторые дети не умеют правильно сидеть и ходить. Необходим надзор за работой легких, развитием мускулатуры, за развитием сердца, а также внимательное отношение к развитию отдельных органов — выше упоминалось уже об их неравномерном развитии. Часто сердце развивается медленнее, и в период замедленности не нужно ребенку позволять делать много движений. Расстройство работы почек после ангины или золотухи, неправильная секреция желез — это болезни, довольно частые у детей. Особенно существенно следить за нормальной работой органов чувств (зрение, слух). Чрезвычайно важен подбор питания в соответствии с теми или иными неправильностями организма, они легко устраняются при наблюдении врача. С этой стороны детский сад является проводником гигиены в общество. Можно из аскетизма пренебрегать гигиеной тела и здоровьем, но, на наш взгляд, такое отношение к телу есть дерзость по отношению к Богу, Который дал разум для того, чтобы человек содержал свое тело в порядке. Аскетические взгляды, конечно, никак не могут оправдать невежества — это две различные вещи. Детский сад в очень простой и удобной форме дает знание гигиены.

Огромное значение принадлежит в воспитательном воздействии детского сада ритмическим упражнениям. Хотя в детском возрасте еще нет сексуального беспокойства, однако усвоение ритма, привычка к нему дает ребенку то, что впоследствии явится главнейшим средством одухотворения темных движений, связанных с полом.

108

Надо помнить, что раннее детство есть лучшее время для того, чтобы внести в детскую душу начала ритма и приучить к нему. Чем позже это будет делаться, тем меньше будут результаты.

Ритмика естественно может быть переходом к танцу. Вопрос о детских танцах разрешить очень трудно. Основное здесь — в осмысленности ритмических движений. Детский танец должен быть иллюстративным, должен изображать какой-либо сказочный сюжет. Самое лучшее — брать сказку и иллюстрировать ее в движении, так как в этом случае мы будем изучать элементы не порознь, а в их осмысленном целом. Ребенку нужно дать целый рисунок, ритмика не будет рождаться сама. И здесь надо учить не ритмике отдельных движений, а ритмике в изображении цельного сюжета (танец).

У детей любовь к ритму очень велика, но очень часто встречается упорная аритмия. Чувство ритма в танцах, овладевание пространством, чувство легкости во время скачки на коне — это все сообщает какую-то окрыленность, дает подлинные внутренние силы. Сама жизнь тела дает творческое напряжение, что дают и танцы. Тело здесь превращено в инструмент души. Дело уже не в красоте движений, а в открытии новой силы человека: тело здесь не только не томит, но от него рождается то, что окрыляет.

Педагогическая мощь ритма чрезвычайно велика, и если еще не найдены методы ее усвоения, то все же общий путь воспитания ритма верен. На почве ритма крепнет целомудрие — таков был дохристианский взгляд греков, душам которых был открыт идеал целомудрия и отвращения от грязи пола (см. знаменитую трагедию

109

Эврипида «Федра», где носителем целомудрия является Ипполит). Ритм в их представлении был настолько могучим средством, что служил для укрощения «стихий» (миф об Орфее).

Мы надеемся, что в христианском обществе изменится со временем взгляд на танцы, что выработается более светлый взгляд, который облагородит танец и вернет ему ту воспитательную силу, которая ему присуща. Развитие двигательной системы дает и гимнастика: бег сообщает телу подвижность, ловкость, координацию движений. К культуре тела не следует относиться, вообще говоря, небрежно. Для Священного Писания тело иерархически подчинено духу, но эта подчиненность не оправдывает небрежного или пренебрежительного отношения к нему.

Уже в детском саду, таким образом, закладывается два главных начала, на которых строится в дальнейшем воспитание: выражение, ритм— и через их развитие открывается путь к иерархической гармонии. Вся тема воспитания (до периода полового созревания) — это, так сказать, подготовка «тыла», то есть развитие творческих способностей, в которые могли бы уходить правильным путем силы пола. Необходимо подготовить пути, куда подросток может направить мучительное томление. Поэтому ритмика — это только начало усвоения тех приемов, на которых должна быть основана главная наша помощь подросткам в период полового созревания.

Особое значение затронутая тема имеет в связи с тем, что после шести — шести с половиной лет наступает глубокий надлом в творческом развитии ребенка, наступает второе детство. Прежнее творческое отношение к миру сменяет-

110

ся приспособлением, послушанием, вообще ослаблением творческой активности. В этот период перелома школа должна подготовить пути дифференцированного творческого выражения жизни ребенка для того, чтобы спасти и охранить самую возможность выражения того, что появляется на дне души. Если у ребенка есть избыток энергии, то во втором детстве она уменьшается и уходит больше во внешнюю активность. В этом видно потухание творческой силы ребенка.

Вся система детского сада связана как раз с укреплением и развитием детского творчества. Рисование, столь распространенное в детском саду, доступно и интересно всем детям, лепка тоже. Пение, музыка, сказки, инсценировки, танцы, ритмика — все это исключительно привлекает к себе детей. Все виды искусства должны в детском саду стать доступными ребенку. В этом отношении педагогика детского сада и показывает нам новые пути.

Здесь можно поставить вопрос: а где же место для образования? Оно, безусловно, есть, оно сопутствует всему, что дается ребенку в детском саду, и именно потому, что оно дается не в центре, а попутно, оно усваивается легче.

В области дошкольного воспитания тема религиозного воспитания и религиозного образования является новой, так как постановка детского сада предоставляла малые возможности для их осуществления. На Западе при догматической бедности протестантизма (отсутствие почитания икон, святых) в области дошкольного религиозного воспитания путь общерелигиозного развития ребенка остается наиболее доступным. Так, одна известная воспитательница говорит:

111

«Детям нужно прививать религиозное чувство через любовь к природе». Такая точка зрения, говорящая о необходимости развивать у детей нужное религиозное чувство, является односторонней и неполной. Другой католический психолог также подчеркивает особое значение развития у детей религиозного чувства мистической жизни. Нельзя отрицать здесь верной черты, что в детском возрасте развитие молитв (этого главного проводника мистической жизни) бывает очень легко. Однако эта легкость влечет за собой упрощенность в отношении к Богу и Его помощи, что переходит часто в опасный религиозный утилитаризм: если Бог не исполняет молитвы ребенка, то в душе последнего иногда происходит бунт и сомнение. Но все же та простота и легкость, с какой ребенок вживается в молитвенно-мистическое общение с Богом, оправдывает с этой стороны и католическую и протестантскую педагогику.

Молитва для детей естественно проста — они с совершенной легкостью, какая уже почти не замечается у взрослых, молятся за всех людей, иногда даже за животных. Надо, однако, заметить, что в такой молитве при преобладании простоты отсутствует смирение. Любовь к Богу развивается у детей легко и просто, но эта простота идет за счет того, чем родители и педагоги не управляют: здесь влияет особая духовность детства, которая затем начнет ослабевать, замутняться. Поэтому не надо соблазняться простотой религиозного развития у малых детей, а надо подготовлять то, что в период духовного потускнения могло бы охранить и укрепить религиозную жизнь.

112

Не отрицая легкости молитвенного общения ребенка с Богом и, следовательно, желательности развития ребенка в этом направлении, нужно использовать также ритуальный материал и учитывать важность роли образов в религиозном созревании ребенка. Наши православные службы не очень легки для детей, редкий ребенок не скучает в Церкви из-за длинноты богослужения и непонимания его. Поэтому нужно приветствовать особые детские богослужения, немного сокращенные, притом устраиваемые так, чтобы дети сами принимали в них участие (хотя бы и небольшое). Есть обычай (правда, не везде) вводить малых детей в алтарь для участия в богослужении: выносить свечу, аналой и т. п. Это очень хорошо, потому что у ребенка в таком случае совершенно иное ощущение от богослужения. Не пассивное, но активное пребывание в храме, безусловно, способствует более живому восприятию религиозного материала. Участие детей в крестных ходах и различных религиозных процессиях очень полезно, так как это переживание, вполне соответствующее возрасту, надолго сохраняется в их религиозно-поэтическом представлении.

Чрезвычайное значение нужно признать за религиозными образами и, прежде всего, образом Христа Спасителя. Иконы как изображения Христа, Божией Матери, святых близки, понятны, нужны детям. Икона над кроваткой ребенка, крестик на груди — это не украшения, но духовная охрана. Нательный крест для нас — это символ и возможность для нас возврата ко Христу. Для ребенка, если еще и нет в этом такого глубокого символического смысла, то во всяком случае на-

113

тельная иконка (например, подарок от матери при поступлении в школу) имеет «заветное» значение. Не значит ли это, однако, что для ребенка иконка то же, что для язычника талисман? Известная психологическая близость здесь есть, но религиозная жизнь ребенка не исчерпывается тем, что у него есть иконка, — он еще имеет много иного, что освобождает его от магического взгляда на икону.

Если у ребенка есть своя комната, то, безусловно, нужно стремиться к тому, чтобы ребенок создал у себя уголок с иконками, лампадкой. Это особенно важно для детей дошкольного возраста. Правда, нам это иногда может показаться соблазнительным, если ребенок будет к этому относиться по видимости так же, как к собранию фотографий, — но это соблазнительно только для нас; для ребенка здесь существует огромная разница. Дитя нуждается в насыщении души религиозными образами. В этот период (дошкольный) дети не могут выразить религиозное чувство иначе, как в чем-нибудь внешнем, более легком, поэтому внешнее выражение религиозных чувств правильно и полезно.

Для ребенка очень много дают картины религиозного содержания. Очень жалко, что мы, русские, не обладаем тем огромным материалом в этом отношении, которым богат христианский Запад.

Нужно ли усваивать детям религиозные идеи в детском саду? Нам кажется, что не нужно, потому что идеи как идеи детям в этом возрасте непонятны и чужды. Поэтому, если идея Бога Спасителя не может быть воспринята детьми как идея, то мысль соответствующего содержания

114

может быть ребенку сообщена через возможно более живой образ Христа. Если детям Бог непонятен как Дух, то, конечно, более понятен как Бог Отец. Таким образом, моральные сюжеты нужнее в религиозном воспитании, чем чисто догматические.

Не катехизис, а жизнь Спасителя — вот тема для религиозных бесед с детьми. В этом случае прекрасные результаты дает повествование о жизни Спасителя евангельскими словами. При хорошей детской памяти евангельские образы, передаваемые богодухновенными словами, надолго сохраняются в душе ребенка именно в этой форме. Это является благом, которое хранится ребенком всю жизнь.

У детей иногда проявляется скептицизм — элементарный, но настойчивый. Обычно он развивается на почве того, что ребенок не видит исполнения своей просьбы к Богу. Мы сами виноваты, что вмешиваем Бога в наши рассуждения с детьми («Боженька накажет, если не исполнишь моего приказания» и т. п.), — мы сами укрепляем у них упрощенный взгляд на отношение Бога к нашей жизни. Необходимо не только воздерживаться от этого, но и учить детей тому, что мы не всегда достойны милости Божией к нам, что мы должны смиряться перед Его волей.

115

Роль динамических игрушек в развитии ребёнка дошкольного возраста

Ребёнок познаёт мир при помощи игрушек. Поэтому от их правильного выбора и понимания особенностей зависит развитие ребёнка в дошкольном образовании.

  • Качающиеся игрушки. Таковой является привычная всем игрушка-неваляшка. Её устойчивость может попросту восхитить ребёнка. Представьте: он едва дотрагивается до игрушки и она раскачивается по небольшой амплитуде. Чем больше усилий, тем ближе игрушка к падению. Дошкольник увлекается весёлой игрой и с её помощью развивается. Простая, казалось бы, неваляшка – она способствует максимальной концентрации ребёнком внимания, развивает его моторику, а также улучшает восприятие форм.
  • Шагающие игрушки. Это практически живое воплощение животного, которое можно использовать во время постановки сказок и спектаклей. Так, пользуясь игрушкой, малыш будет развивать свою речь, тренировать память, а также развивать образное мышление. Кроме того, будет развиваться чувство ритма: например, курочка равномерно и громко топает, а ребёнок повторяет за ней двжение.
  • Кугельбан – каталка. Такие игрушки максимально развивают представления ребёнка о расположении предметов. Они способствуют развитию ловкости движений.

Основные программы дошкольного образования детей содержат элементы использования игрушек. Не только специалистам, но и родителям важно знать, как может влиять на развитие ребёнка тот или иной тип предмета.

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Все дети от рождения гении. Но только до садика

Почти с самого рождения дети обладают поразительным воображением – они любят играть, склонны придумывать себе воображаемых друзей, части увлекаются творчеством, придумывают разные интересные идеи на каждом шагу.

Но после попадания в отечественные садики «система» чаще всего негативно влияет на этот поток фантазии – и ребенку уже не так интересны свои выдумки, а только общение со сверстниками, довольно примитивные (или даже опасные) игры с ними, и баловство. И все из-за недостаточного количества внимания от безразличных воспитательниц, которым за усилия «больше не заплатят». А воспитанием малышни больше занимается нянечка, которой лучше бы подошла профессия прапорщика или тюремного надсмотрщика: оделись, построились, поели, спать.

Игра как контекст развития в дошкольном возрасте

«Всё игры тебе» — именно так скажут взрослые, заставляя своего ребёнка узнавать что-нибудь новое. Однако не все знают, что дошкольники и младшие школьники лучше всего запоминают информацию и развивают свои навыки при помощи игры. Почему игра так важна для развития и образования детей дошкольного возраста?

• Игра развивает все детские познавательные процессы.

• Игра полностью моделирует ситуацию реального общества. Именно в игровом процессе создаются ситуации, максимально приближенные к настоящим.

• Игра – это обучение с удовольствием. Здесь познание сочетается с образованием: дети могут усваивать материал куда лучше, чем обучаясь «из под палки».

• Благодаря знаниям, полученным в игре, ребёнок приобщается к культуре окружающего мира.

• В процессе игры ребёнок быстрее усваивает общественный опыт, чем это было бы в процессе обычного обучения.

• Игра помогает развивать волю ребёнка, его мыслительные способности. Именно в игровом процессе он учится преодолевать различные трудности.

• Игра развивает мыслительные способности ребёнка. Игровой процесс требует решения поступающих задач. При этом дошкольник должен часто применять фантазию и не действовать только лишь по показанному образцу. Это ускоряет развитие ребёнка в дошкольном образовании.

Существует несколько видов игр для дошкольника. Подвижные развивают моторику ребёнка, ролевые помогают понимать роль в обществе. Настольные игры помогают развить сообразительность. Деловые игры обучают основам определённой профессии, а дидактические позволяют лучше понять мир взрослых.

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Структура и варианты сюжетной игры дошкольника

Основные программы дошкольного образования детей предлагают различные варианты сюжетных игр. Поэтому многие родители задаются вполне понятным и логичным вопросом: можно ли в них играть дома, а не только в садике? Ответ: да, можно. Нужно только лишь знать структуру игрового процесса и наиболее распространённые сюжеты.

Виды сюжетов

  • Игра, в которой есть только лишь один персонаж и одно действие в определённой ситуации.
  • Игра, в которой есть несколько героев, выполняющих повторяющиеся действия.
  • Игра, в которой есть два персонажа, отлично дополняющих друг друга.
  • Игра, в которой есть не только кооперация усилий персонажей, но и отношения между ними.

Содержание игры

Для правильного образования детей дошкольного возраста нужно знать, что в центре любой игры находится ребёнок, чья роль является главенствующей. В процессе игры ребёнок взаимодействует со взрослыми, предметами, а также своими партнёрами. При этом главным движущим механизмом игрового процессе является мотив.

Не менее важно правильно определить содержание игры, а также выстроить её структуру. Это может быть как цепочка взаимодействия, так и всевозможные события, которые устраиваются взрослыми участниками.

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Компьютерные игры в жизни дошкольника

Играть или не играть – вот в чём заключается вопрос для многих родителей. Точнее, разрешить играть своему ребёнку или нет. Ведь некоторые образовательные программы дошкольного образования детей включают в себя использование компьютерных игр.

Компьютерные игры – за и против

Прежде стоит разобраться, почему всё-таки стоит разрешить чаду играть в компьютер.

  • Красочные компьютерные образы позволяют лучше воспринимать цвета и формы объектов.
  • Логические игры, коих много на специализированных сайтах, позволяют улучшить мышление детей. Такие проекты также улучшают интеллект, тренируют логику и внимание.
  • Компьютерные игры, как и обычные, позволяют ребёнку самостоятельно принимать решения, а также координировать свои действия.

Однако есть некоторые доводы против компьютерных игр.

  • Ребёнок отрывается от действительности, поскольку всего лишь нажимает на кнопки.
  • У дошкольника может начаться игровая зависимость и как следствие – проблемы с родителями и неполадки в контактировании с окружающими людьми.
  • При длительном увлечении играми психофизиологичесоке развитие органов чувств происходит неправильно. Например, при пресыщении яркими образами существенно страдает сфера слуха

Итог

Полностью откреститься от использования компьютера в развитии ребёнка в процессе дошкольного образования не получится. Игры всё-таки стоит использовать для улучшения развития ребёнка, однако стоит это делать осторожно и внимательно, а также контролировать игровое время.

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]