Хотя игры на Руси всегда считались забавой, наши предки придавали им огромное воспитательное значение. Где еще, как не в игре, ребенок познает мир, взаимоотношения между сверстниками, отношения между старшими и младшими, учится выполнять правила, подчиняться им.
Нынче всем известно, что игра – основа детской жизни. Психологи утверждают, что через нее малыш получает необходимые знания, умения. Благодаря игре, он формируется как личность, приобретает социальные навыки. Это все очень хорошо понимают, но зачастую родители не находят возможности активно играть с детьми. Много интересных детских забав заменил компьютер. К сожалению, психологи фиксируют тот факт, что влияние игры на личность ребенка ослабевает в силу разных причин.
Полезность народных игр
Заботливые родители, осознавая свою занятость и невозможность полноценно общаться с ребенком, стараются окружить его разнообразными игрушками. Это хорошо, так как у малыша должна быть возможность через игрушку познавать мир вокруг себя. Но, чаще всего, с приобретением игрушек все заканчивается потому, что взрослые считают свою миссию выполненной. Между тем, чтобы дошкольник играл, его надо научить этому. Когда малыш умеет играть самостоятельно, тогда ему большое количество игрушек не понадобится.
Какие игры лучше всего предложить детям? Как найти игру, которая объединит взрослого и ребенка? Эти вопросы помогут решить русские народные игры. Они отбирались веками, до нас дошли самые любимые и популярные, которые легко организовать в любой обстановке: на отдыхе, дома. Пришла пора современным родителям узнать, в какие игры играли прадеды, чем они полезны для наших детей.
Праздничные забавы
Даже в старину народные игры объединялись в разные группы. Они различались по назначению, числу участников, сложности правил, возрасту детей. Однако, большинство народных игр настолько уникально, что каждая из них по своим характеристикам может войти в любую группу.
Для удобства использования можно разделить все игры на праздничные и повседневные. Праздничные народные игры для дошкольников хороши тем, что доставляют массу удовольствия и развлечения участникам. Дошколята радуются самому игровому процессу, возможности общаться со сверстниками или более старшими детьми без каких-либо условностей.
В таких развлечениях заложено минимальное количество несложных правил, которые легко соблюдать, поэтому они великолепно годятся для разного рода празднеств, когда собирается много детей: дней рождений, семейных торжеств, праздничных мероприятий.
В русских народных играх для детей легко участвовать, так как они содержат незамысловатые сюжеты, там действуют знакомые персонажи, правила понятны и доступны малышам. Все это вызывает интерес у дошкольников, желание принять участие в общей игре.
Кроме того, в век компьютеров, когда много говорят о неправильной осанке у детишек, малоподвижном образе жизни, вызывающем всевозможные заболевания, народные игры ‒ прекрасная возможность для побуждения ребят к движению, воспитания у них таких качеств как смекалка, сноровка, ловкость, находчивость. Еще одна положительная сторона таких развлечений ‒ там могут участвовать дети разного возраста, начиная от малышей, заканчивая старшеклассниками.
Какие интересные игры предложить детям?
В универсальных забавах «Бой петухов», «Петушки и курочки», «Утки и гуси», «Ловишка с козликом», «У медведя в бору», которые отражают в своей тематике живой мир и имитируют повадки животных, могут принять участие дошкольники и ребята постарше. Всем нравятся игры, которые дают возможность побегать от души, проявить свою находчивость. В них активно развиваются двигательные навыки, приобретаются новые умения.
Игра «Бой петухов»
В потехе «Бой петухов» игроки, с поджатой ногой пытаясь удержать равновесие, подпихивают друг друга плечами.
Победителем становится игрок, вынудивший своего соперника опуститься на ноги.
Игра «Петушки и курочки»
Забава «Петушки и курочки» является парной, что позволяет ребенку почувствовать себя ответственным за сверстника. Объединившись по двое, за определенное время игроки собирают крупные семена (например, тыквы), рассыпанные на земле.
Победителями считаются игроки, собравшие большую часть зерен.
Также можно посмотреть на старинные развлечения с бегом.
Игра «У медведя в бору»
Забава «У медведя в бору» ‒ классика жанра, хорошо известна и большим, и маленьким, прочно вошла в программу дошкольных учреждений. Для проведения игры на противоположных сторонах площадки прочерчивается две черты. У одной располагается водящий, имитируя спящего медведя, у другой ‒ остальные. Взрослый подает сигнал, и дошколята неторопливо, «собирая грибы и ягоды», идут к «медведю». Бежать нельзя, пока не будут сказаны все слова. Четверостишие, сопровождающее действия игроков, простое, легко запоминается, поэтому произносится хором:
«У медведя во бору грибы, ягоды я рву. А медведь не спит, все на нас глядит! ».
Окончание стишка ‒ сигнал «медведю», который бежит за детьми. Он ловит игроков, пока они не добегут до своей черты. Затем водит ребенок, которого поймали.
Для разнообразия можно использовать потешку посложнее:
«У медведя во бору грибы-ягоды я рву. А медведь не спит, все на нас глядит. А потом как зарычит и за нами побежит! А мы ягоды берем и медведю не даем. Идем в бор с дубинкой, бить медведю в спинку! ».
Игра «Утки-Гуси»
Развлечение «Утки-Гуси» помогает детям проявлять выдержку, сноровку, так как по правилам к цели надо идти «утиным шагом». Играя, участники образуют круг, руки держат за спиной. С мячиком в руках водящий идет по кругу и произносит несколько раз слово «утка», затем неожиданно для всех меняет слово, произнеся «гусь». Мячик быстро кладется в руку одному из игроков. Затем водящий и ребенок с мячом идут влево-вправо, двигаясь навстречу друг другу по кругу. Каждый стремится дойти первым до «пустого» места, откуда началось движение. При встрече игроки здороваются: «Доброе утро (день, вечер)! ».
Побеждает игрок, пришедший первым. Ведущим становится тот, кто пришел последним.
Игра «Ловишка — козлик»
Подвижная игра «Ловишка — козлик» состоит из традиционного содержания и правил, какие есть в любой подобной игре. В качестве варианта можно использовать образ разных животных, например, «Ловишка – волк». Выбирается «козлик», игроки произносят потешку: «Козлик серенький, Хвостик беленький, Мы тебя напоим, Мы тебя накормим, Ты нас не бодай, А в ловишку поиграй». Проговорив хором четверостишие потешки, игроки убегают, а «козлик» их ловит, стараясь «забодать», имитируя движения животного.
С учетом возраста малышей, их интересов аналогичные игры можно всегда найти в разных источниках.
Игры, отражающие отношения человека и природы
Волки во рву
Эта игра подвижная и легкая. В нее могут играть как дети младшего возраста, так и дети средних классов.
На игровой площадке по центру чертятся две горизонтальные линии, на расстоянии 1 м друг от друга. Среди детей выбирают водящего, который будет в роли «волка». Если игровое место большое, то по желанию можно выбирать двух водящих.
«Волки» становятся в пространство между линиями — это ров, а остальные дети, будут «козочками» и они стоят за чертой «волка». По команде дети должны перепрыгнуть через ров, а волки ловят (салят) как можно больше «коз». После 4-5 перепрыгиваний через ров, выбирают нового водящего.
Выигрывает тот, кого ни разу не осалили или волк, который поймал больше всех овец.
Волки и овцы
Играть можно во дворе или просторной комнате. Количество игроков не ограничено.
Для проведения игры дети с помощью жеребьевки выбирают одного человека на роль пастуха и одного на роль волка, остальные дети будут играть овец.
На противоположных концах игрового поля отводят площадки шириной 3-4 шага, которые будут служить «загонами».
С одной стороны поля отводят небольшое место для волка и проводят там черту. Овцы всегда находятся в загоне, пастух держится вблизи стада. Как только волк крикнет пастуху: «Гони овец!», — пастух пропускает своих барашек, чтобы они успели перебежать на противоположную сторону в загон. В момент, когда дети перебегают поле, им на встречу выбегает волк и начинает всех салить. Пастух может ему помешать и попытаться защищать своих овечек.
После того, как все пробежали и спрятались в загоне, те овцы, которых осалили должны пойти к волку и помочь ему ловить следующих овец. Побеждает тот, кого ни разу не поймали, и волк, который после пяти забегов поймал больше всего овец.
Примечание:
1. Пойманные овцы не имеют права отказывать в помощи волку;
2. Волк не выходит из логова до тех пор, пака овцы не покинут загон;
3. Овцы, которые помогают волку, бегают, взявшись за руки, объединяясь одной большой цепочкой.
Хромая лиса
Для проведения данной игры потребуется игровая площадка, на которой можно начертить довольно большой круг. При помощи считалочки дети выбирают водящего, который будет в роли «хромой лисы». После этого дети становятся в отчерченный для них круг, а за его пределами находится лиса. По команде лисы дети начинают бегать по кругу мимо лисы и стараться не попасть к ней в «лапы». Тем временем водящий должен пытаться схватить хотя бы одного, причем делает он это, прыгая на одной ноге. Как только «хромая лиса» осалила кого-то, она быстро забегает в круг, а тот, до кого дотронулись, становится водящим.
Игра длится до тех пор, пока все дети не перебывают в роли лисы.
Примечания:
1. Лиса не имеет права бегать на двух ногах;
2. Лиса не может забегать в круг для того, чтобы осалить;
3. Дети не должны стоять на месте или в центре площадки.
Медведь и вожак
Для данной игры потребуется площадка и веревка. Количество играющих не ограничено. Среди участников выбирают одного медведя и одного вожака. Они берутся за противоположные концы веревки, и начинается игра. Дети, находясь на расстоянии 4-6 шагов, должны подбежать и осалить медведя. Вожак не должен этого допускать, и старается защищать медведя, причем еще и салит нападающих.
После того как медведя осалят 5 раз, вожак становится на его место, если же он сам засалил кого-то 5 раз, то тот становится вожаком, а ведущий — нападающим.
Примечание:
1. Как только кого-то осалили, он должен сам громко об этом сказать;
2. Нападать на медведя без команды нельзя;
3. Расцеплять руки от веревки не разрешается.
Кошки-мышки
Количество играющих детей не ограничено. Игровым полем может служить просторная комната, или уличная площадка.
Дети делятся на две команды: «кошки» и «мышки». По кругу выставляются стулья таким образом, чтобы сиденья смотрели вовнутрь.
На поставленные стульчики садятся «мышки», а кошки становятся сзади. Пары образуют таким образом, чтобы одной кошке не досталось мышки, и она стояла за пустым стульчиком, она будет начинать игру и водить.
Задача свободного игрока — кошки, подмигивать кому-нибудь из детей, кто играет роль мышки, и переманить его к себе на свободный стульчик. В задачу «кошек», которые имеют свою пару, постараться удержать своего игрока и не упустить. Если они не успели, то им придется так же переманивать к себе мышек. Через некоторое время игроки меняются местами.
Примечание: держать «мышек» за плечи все время нельзя.
Коршун и наседка
Для игры потребуется как можно больше участников, из числа которых выбирают одну наседку и коршуна.
В задачу коршуна входит поймать цыплят, которых защищает наседка.
Цыплята выстраиваются в колонну и крепко держатся друг за друга, а первый цыпленок за курицу. В это время коршун ходит и высматривает последнего цыпленка, именно его требуется поймать. Как только он начинает нападать, курица-наседка должна защищать своего цыпленка, шипеть на обидчика и всячески преграждать ему путь. При поворотах колонна из «цыплят» должна гибко поворачиваться вслед за наседкой.
Как только коршун поймал свою добычу, цыпленок выбывает из игры, коршун продолжает свою охоту дальше пока не переловит всех цыплят.
После того, как всех птенцов отловили, выбирают нового коршуна.
Примечание: курица-наседка не имеет права отталкивать коршуна руками; если кто-то из цыплят случайно отцепился, то коршун может его догонять и ловить.
Белки, орехи и шишки
В этой игре принимает участие любое количество игроков. Проводить игру можно на спортивной площадке, в свободной комнате, или в спортивном зале.
Для проведения игры потребуются 1 ведущий, 1 водящий и дети, которые будут выполнять роль «белок», «шишек» и «орехов».
Водящий произносит: белки-шишки-орехи, и дети должны стать по три человека, взять друг друга за руки и замкнуть свой круг. После этого они договариваются между собой, кто в их «беличьем гнезде» будет в роли «белки», «ореха» и «шишки». У водящего «гнезда» нет, и он должен его заполучить.
Когда ведущий произносит: «Белки», — те дети, чья роль названа, бросаются бежать из своих гнезд в соседнее, меняясь местами с соседней белкой. Самое главное — успеть занять себе место, потому что водящий нацелен получить место в чужом гнезде. Если кто-то не успел найти себе приюта, а водящий занял чье-то место, то «белка» становится водящим, и будет искать себе место, как только произнесут следующую команду.
Гуси-лебеди
Проводить данную игру лучше всего на просторной площадке, там, где есть какое-либо укрытие (деревья, скамеечки, игровые домики и т.д.). Количество детей не ограничено, интереснее всего играть, когда более 10-12 человек. Среди участников выбирают одного вожака, 1-2 волка, остальные дети будут изображать гусей.
Ход игры: волки прячутся за деревьями, а неподалеку пасутся гуси (волков не видят). Вожак находится на противоположной стороне от гусей и подает им команду: «Гуси-лебеди, домой, волки бродят под горой!» дети начинают перебегать отведенную им площадку, как вдруг выбегают волки и начинают их салить.
После нескольких перебежек гусей становится все меньше, и выигрывает тот, кто остался самым последним, а победитель среди волков выбирается путем подсчета наибольшего количества осаленных им гусей.
У медведя во бору
Игру проводят на любой площадке или в парке. Количество детей в игре не ограничено. На одной стороне игрового поля чертят линию, которую называют — «опушка», и круг — «берлога». Среди играющих с помощью считалки выбирают медведя, который будет сидеть в берлоге.
Дети ходят по границе опушки и имитируют сбор ягод и грибов. Медведь сидит в берлоге и делает вид, что спит. Дети подбираются все ближе к медведю и напевают песенку:
Я по опушке хожу. Я на мишку гляжу. Грибы ягоды беру. И от мишки убегу! Мишка, мишка косолапый. Сел на шишку своей лапой, Мишка громко заревел. И пошел ловить детей!
После последней фразы, медведь выбегает из своей берлоги и старается кого-нибудь поймать. Тот, кого осалил медведь, должен идти к нему в берлогу и сидеть там. Далее игра продолжается так же. После того, как всех детей медведь поймал, его меняет самый первый, кого он поймал.
Примечание: держать пойманного ребенка и волочить в «берлогу» не обязательно, он может посидеть на лавочке рядом.
Традиционные русские забавы
В праздники среди русских народных игр пользовались успехом развлечения с большим числом участников, когда можно было поделиться на группы и соревноваться друг с другом. Игры с соревновательным элементом испокон веков были любимы детьми разных возрастов, так как дают возможность померяться силой, удачей, сноровкой. К таким традиционным русским забавам можно отнести «Горелки», «Перетяни веревочку», «Цепочки» и аналогичные им.
Игра «Перетяни веревочку»
В игре «Перетяни веревочку» по сторонам площадки размещают два обруча. По земле протягивают веревочку так, чтобы концы ее оказались в середине каждого обруча. Дошколята распределяются на две группы. Участники каждой из них, по очереди, встают в свой обруч, потом по сигналу водящего (взрослого или старшего ребенка): «Раз, два, три, беги!», меняются обручами, стараясь как можно быстрее добежать до места соперника и дернуть веревочку. Тот, кто быстрее и без ошибок выполнил действия, становится победителем. Вслед за первой парой бежит вторая, потом третья, и так до конца.
Выигрывает команда, участники которой были быстрее, и чаще выдергивали веревочку. В этом соревновании обязательно участвует взрослый, чтобы следить за соблюдением правил.
Игра «Горелки»
В классической игре «Горелки» игроки встают парами в колонну. Поднятыми вверх руками образуют «ворота», через которые проходят все пары. Впереди всех, спиной к другим игрокам, встает водящий, которого еще называют «горящий». Игроки хором произносят потешку: «Гори, гори ясно, Чтобы не погасло! Глянь на небо, Птички летят, Колокольчики звенят. Динь-дон, динь-дон, Выбегай скорее вон! ». На последних словах дети в паре, оказавшейся впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат: «Раз, два, не воронь, А беги, как огонь! » Водящий поворачивается, догоняет убегающих детей.
Если игрокам удается взять друг друга за руки, и «горящий» остается ни с чем, то они опять встают позади колонны. Водящий опять ловит или «горит» другую пару: игра повторяется.
Если получается поймать кого-то из убегающих игроков, то составляется новая пара. Водящим становится игрок, оставшийся без пары.
Игра «Цепочки»
В «Цепочках» игроки также образуют две команды. Считалочкой, например: «Шла кукушка мимо сети, А за нею малы дети. Кукушата просят пить. Выходи — тебе водить! », выбирается «разбивала», который будет разбивать «цепочку». Команды располагаются напротив друг друга, участники крепко держатся за руки. Водящий разбегается, бежит к «цепи» соперников, стараясь ее разрушить.
При удаче он уводит соперника в свою группу, если не получилось, сам остается у соперников. Команда с большим количеством игроков становится победителем.
Аналогичных развлечений собрано и сохранено в народной копилке достаточно много. Большая часть их актуальна и любима поныне, например:
- «Гуси-гуси»;
- «Прятки»;
- «Казаки-разбойники»;
- «Салки»;
- «Жмурки»;
- «Колечко».
Другие ‒ «Плетень», «Звонарь», «Лапта» и прочие подзабыты, имеют более сложные правила, которые нужно с детьми предварительно заучить. Каждый родитель может подготовить увлекательные забавы, потехи, развлечения для проведения детских праздников. Все зависит от заинтересованности, желания самих взрослых.
Игры, отражающие повседневные занятия наших предков
Невод
В эту азартную игру можно играть летом в каком-либо имеющем отмели водоеме. Для наибольшей безопасности нужно выбирать места, где нет сильного течения. Лучше, если в игре участвуют много человек, желательно, чтобы их было не меньше, чем 6-8. Все игроки разделяются на две команды — одна команда будет изображать «рыбаков», а вторая — «рыбок». Рыбки могут перемещаться по всей территории, оговоренной для игры. Нельзя заходить только в глубокие места реки. Целью рыбаков является поимка как можно большего количества рыбок. Для этого рыбаки соединяют руки и цепью, напоминающей невод, стараются окружить «добычу». Рыбки могут убегать любым способом — плавая, ныряя, перемещаясь по мелководью. Когда рыбаки замыкают круг и сужают его так, что рыбкам уже некуда деться, команды меняются местами и игра начинается сначала.
По некоторым правилам рыбки могут убегать только до того момента, пока рыбаки не смыкают круг. После этого не успевшие убежать из круга рыбки считаются пойманными, так как убегать, проскальзывая под руками рыбаков, не разрешается.
Удочка
В эту игру можно играть как на площадке, так и на воде. Надувной мячик приматывается на скакалку и раскручивается по кругу, водящий приговаривает:
Я как удочку пущу, Рыбок много наловлю. Наварю ухи вкуснющей, Позову друзей всех лучших.
Если играют на площадке, то дети должны перепрыгнуть через «удочку». Если игра проходит на воде, то дети должны успеть поднырнуть так, чтобы мячик не коснулся их.
Выигрывает тот, кто останется последним.
Птицелов
Играть можно на любой площадке. Количество игроков не ограничено.
В начале игры выбирается водящий, которому завязывают глаза. Дети придумывают какую-нибудь птицу, чей голос они смогут изобразить и расходятся по площадке.
В лесу, во лесочке, На зеленом дубочке. Птички весело поют, Ай! Птицелов идет! Он в неволю нас возьмет, Птицы, улетайте!
После этих слов водящий хлопает в ладоши, дети замирают, и он старается отыскать их. Как только он находит игрока, просит его назваться. Найденная «птица» должна произнести те звуки, которые ей свойственны в природе. В задачу водящего входит отгадать, что за птица перед ним, и кто тот ребенок, который ее изображает.
Примечание: «птицам» не разрешается прятаться за предметами, которые будут преграждать путь «ловцу».
Ручеек
Эта игра очень давняя, в нее любили играть наши бабушки и дедушки. Она веселая и задорная.
Из всех участников выбирают водящего, а остальные девушки и юноши, взявшись за руки, становятся парами, после чего выстраиваются в колонну и поднимают сомкнутые руки вверх, над головой. Водящий должен побежать по образовавшемуся «коридору», чтобы взять кого-нибудь себе в пару, и отвести ее в конец колонны. Тот, чья пара разбита, идет в начало ручейка и бежит так же, как первый водящий. Постепенно «ручеек» движется.
Чем больше участников, тем интереснее становится эта игра.
Ранее, на Руси, эта игра использовалась для того, чтобы познакомиться с понравившейся девушкой или юношей, или же просто в качестве забавы на народных гуляньях.
Баба-Яга
Баба-Яга самая распространенная и известная сказочная героиня, которая должна не только быть вредной и злой, но и уметь поддерживать себя в хорошей форме.
Данная игра очень веселая и забавная. В нее можно играть всей семьей на праздники или устроить эстафетное испытание в школе.
Правила эстафеты: дети должны выстроиться в колонны друг за другом. Эстафетный бег будет осуществляться с одетым ведром на ноге и метлой в руке. Пробежав заданное расстояние, игроки возвращаются к команде и передают эстафету следующему участнику. Выигрывает та команда, участники которой быстрее всех справятся с данным заданием.
Заря-зарница
Количество игроков не ограничено. Дополнительно для игры потребуется ленточка. Из всех играющих выбирают водящего, остальные дети становятся в круг и приговаривают:
Заря-зарница, Красная девица, По полю ходила, Ключи обронила, Ключи золотые, Ленты голубые, Кольца обвитые — За водой пошла!
Игроки, стоящие в кругу, держат руки за спиной, а водящий ходит по кругу и выбирает того, кому положить ленточку на плечо. После того, как водящий выбрал себе игрока для пары, он кладет ему ленту на плечо, и они оба резко бегут в разные стороны по кругу, тот, кому не достанется свободного места, остается водить.
Дедушка-рожок
Перед началом игры из числа участников выбирается водящий, который считается «колдуном», «дедушкой-рожком». На начальных этапах игры дедушка-рожок сидит в специально отведенном ему «доме» (очерченном на площадке пространстве), и никак себя не проявляет. В это время остальные игроки, разделившись на две равные группы, отходят в противоположные стороны от «дома» на расстояние около двадцати шагов и рисуют или обозначают веткой черту — здесь находится дом этой части игроков. Между домами обеих команд и дедушки-рожка находится «поле».
Игра начинается с того, что дедушка-рожок говорит:
— Кто меня боится?
Игроки обеих команд перебегают из дома в дом через поле, дразня водящего и отвечая ему: «Никто не боится!»
Цель дедушки-рожка — поймать кого-либо из игроков, неожиданно выскочив из дома. Игрок, который попался колдуну, сидит в его доме и считается заколдованным, не может убежать. Покинуть дом колдуна он может только с помощью своих товарищей. Находясь в доме дедушки-рожка, игрок может вытягивать руки за линию и кричать: «Чай, чай, выручай!» Если кому-то из игроков удается подбежать к дому дедушки-рожка и дотронуться рукой до заколдованного пленника, то он «оживает» и может убежать.
Игра заканчивается, когда дедушка-рожок поймает всех игроков. В следующем кону водит тот, кого поймали первым в предыдущем.
Охотники и утки
Для игры требуется довольно большая открытая площадка, в центре которой делают разметку — очерчивают большой круг. В качестве инвентаря используется мяч. В игре должно участвовать как можно больше человек, минимальное их количество — около 8-10. Все игроки разделяются на две команды, одна из которых становится «охотниками», а вторая — «утками». Утки должны в течение игры находиться внутри круга, а охотники — за его пределами. Задача команды охотников — кидать мяч в «стаю уток», пытаясь попасть в одну из них. Утки, соответственно, перемещаются внутри круга, стараясь спастись от «пуль охотников». Утка, в которую попали мячом, считается «убитой» и выходит из игры. Охотники не должны заступать внутрь круга, и, делая это, нарушают правила. Бросок охотника, заступившего за линию, не засчитывается. Утки, наоборот, не должны выбегать из круга. За такое нарушение утка покидает игру. Попадание мячом должно быть прямым, без отскока от земли или другого игрока, только в этом случае оно засчитывается. Еще одно правило предусматривает, что охотники не должны целится в головы игроков команды противника. Если мяч попадает в голову утки, попадание не засчитывается.
Когда все утки внутри круга «убиты», команды меняются местами. Побеждает та команда, которая выбила всех уток быстрее другой, или в течение заранее оговоренного времени выбила большее количество уток.
Народные игры в повседневной жизни дошкольника
Для повседневного досуга нужно выбрать игры, в которые ребенок мог бы играть самостоятельно, но и в них игровой процесс должен захватить его. Этому помогут следующие развлечения:
Игра «Малечина-калечина»
Потеха «Малечина-калечина» является старинной забавой. По правилам для действия берут гладкую палочку, которую вертикально устанавливают на кончике пальца и начинают считать: « Малечина-калечина, сколько часов до вечера? Раз, два, три…» . Считают до тех пор, пока палочка не упадет. Как вариант, палочку можно располагать на ладони, предплечье, колене. При падении палочку следует подхватить другой рукой, чтобы действие продолжилось.
Полезна забава для развития у дошколят моторики, ловкости, упорства.
Игра «Бирюльки»
Традиционным народным развлечением являются «Бирюльки», небольшие деревянные палочки или фигурки. Игрок двумя пальчиками или специальным крючком выхватывает какую-либо фигурку, не задевая соседние палочки. Надо побуждать ребенка, чтобы он стремился усердно выбирать фигурки. Некоторым детям не хватает терпения.
Такая забава воспитывает усидчивость, мелкую моторику, что очень актуально для ребенка.
Игра «Фанты»
Известная игра «Фанты» очень увлекательна для дошколят, если они умеют в нее играть. Она не требует специального места, оборудования. Полезна детям дошкольного возраста, так как и развлекает, и помогает развивать память, речь, воображение. Играть можно взрослому вместе с ребенком. Ведущий начинает: «Вам прислали сто рублей, Что хотите, то купите, Черный, белый не берите, Да и нет не говорите!». Ребенок внимательно выслушивает вопросы, старается при ответах не использовать запретные слова. Например, на вопрос: «Вы поедете на бал? », можно ответить: «Поеду». Примерные вопросы и ответы могут быть на старинный лад: «В каком платье вы будете? ‒ Я надену красивое платье», «Вы поедете в карете? ‒ Пойду пешком». Или современными: «Вы пойдете в булочную? Вы будете покупать там хлеб? ». Если игрок сбивается, он отдает ведущему фант (какой-либо предмет), а потом в конце игры «выкупает» его. Для «выкупа» фантов можно предложить дошкольнику спеть песенку, прочитать стихотворение, можно использовать другие увлекательные задания.
Игра «Прятки»
Особенно дети любят традиционную забаву «Прятки», содержание и правила которой, хорошо известны всем. Ее можно организовать на природе и дома. Для заинтересованности малышей используется потешка: «Раз, два, три, четыре, пять, начинаю я искать. Кто не схоронился, я не виноват. Кто за мной стоит, тому три кона водить» . Затем все прячутся, а ведущий старается найти. Выбор другого ведущего может иметь несколько вариантов. Например, ведущим может стать участник, которого обнаружили первым, или использовать считалочку.
Стишки, считалки, которые являются неотъемлемой частью забав, можно сказать их визитной карточкой, помогают увлечь дошкольников, развивают их речевые навыки, воображение. Поэтому при выборе народных игр лучше отдать предпочтение тем, где есть народный фольклор.
Из перечня представленных игр видно, что, несмотря на простоту в сюжетах, правилах, действиях, решаются многие вопросы воспитания. Когда дошкольник усвоит правила старинной игры, он будет с удовольствием играть в нее. Многое зависит от родителей, которые могут увлечь ребенка народными играми.
Игры народов мира
Игра САЛКИ (ПЯТНАШКИ), Россия
По команде одного из игроков — салки (пятнашки) — все остальные разбегаются. Задача салки-водящего — догнать убегающего и осалить, запятнать. Осаленный становится водящим. Каждый новый водящий поднимает руку и кричит: «Я салка!» Не разрешается сразу же пятнать предыдущего салку. Для усложнения игры можно установить такие, скажем, дополнительные правила: нельзя салить того, кто успеет упасть на землю, опираясь на ладони и носки вытянутых ног; или замрет на одной ноге, держа другую, отведенную назад ногу, двумя руками. А можно условиться, что в безопасности от пятнашки будет тот, кто дотронется рукой до деревянных, железных, каменных предметов. Спастись можно и в «доме» — специально очерченном круге и т. д. Игра становится еще интереснее и немного сложнее, если пятнать не рукой, а небольшим мячом.
Игра «Балтени», Латвия
Количество участников этой игры — от 5 и более. Для игры потребуется хорошо обтесанная деревянная палка. Сначала необходимо выбрать ведущего. Затем все игроки должны лечь на траву лицом вниз, а ведущий — закинуть палку в кусты с тем расчетом, чтобы игроки нашли ее не сразу. По команде все лежащие вскакивают и бегут искать палку. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее всех. Победитель становится ведущим.
Игра «ВОЛК ВО РВУ», Россия
Старинная игра может прекрасно развлечь вас на перемене в школьном дворе. На площадке чертится коридор шириной до одного метра. Ров можно начертить и зигзагообразно — где уже, где шире. Во рву располагаются водящие — «волки » — два, три и больше: это уж как вам захочется. Все остальные играющие — «зайцы» — стараются перепрыгнуть через ров и не оказаться запятнанными. Если «зайца» запятнали, он выбывает из игры. «Волки» могут пятнать «зайцев», только находясь во рву. «Зайцы» ров не перебегают, а перепрыгивают. Вот и все правила. А варианты придумывайте сами…
Игра «Беляк», Белоруссия
В этой игре могут участвовать 5 или более человек. Играть в «Беляка» можно только зимой. Для этого участникам надо скатать из снега крупный шар (диаметр — 1м) и встать вокруг него, держась при этом за руки. После каждый участник должен стараться за руки перетянуть кого-нибудь в середину круга, чтобы тот коснулся телом шара. Если прикосновение действительно было, участник выбывает из игры. Оставшиеся снова берутся за руки и продолжают игру. Выигрывает тот, кто заставит последнего соперника коснуться шара.
Игра калабаса!(по домам), Перу
Игроки чертят себе домики-круги, а водящий остается «бездомным». Все хором кричат «Калабаса!» (По домам!) и разбегаются по своим кругам. «Бездомный» обращается к одному из игроков: «Ты продаешь яйца?» Тот отвечает: «Я — нет, а он, может быть, продает» и указывает на товарища, к которому и направляется «бездомный». Тем временем игроки должны поменяться местами. Если водящий успевает занять чужой дом, то он становится его хозяином, а оставшийся вне круга водит.
Игра «Бег с платком», Канада
В этой игре могут участвовать от 10 человек и более. Сначала среди играющих необходимо выбрать ведущего. После этого игроки встают в круг, ведущий с платком обегает его 2 раза, дотрагивается до чьей-нибудь спины, кладет платок за его спиной и продолжает бежать. Суть игры заключается в том, что игрок, до которого дотронулся ведущий, должен поднять платок, обогнать ведущего и вернуться на свое место. В этом случае он побеждает. Если игрок не успеет обогнать ведущего, он проигрывает и занимает его место.
Игра «Дай платочек», Азербайджан
Играют дети младшего и среднего школьного возраста, от 6 до 40 человек. Для игры требуются два маленьких платка. Играющие делятся на две равные по численности команды и выстраиваются шеренгами одна против другой вдоль противоположных сторон площадки на расстоянии 10 — 15м друг от друга. Руки держат за спиной. Выбранные капитаны команд, получив по платку, обходят свои шеренги сзади и незаметно кладут платки в руки кому-нибудь из участников, стоящих в шеренге, таким образом, чтобы остальные не заметили, кому отдан платок. Затем руководитель игры (вожак) говорит: «Дай платок!» Те, у кого находятся платки, стремительно выбегают и передают их руководителю, который стоит посредине у боковой линии. Кто из выбежавших участников первым передаст платок, тот получает 1 очко для своей команды. Выигрывает команда, у которой больше очков. Два раза одному и тому же игроку выбегать нельзя (то есть один и тот же игрок не должен получать платок более 1 раза. Без команды руководителя выбегать из шеренги не разрешается.
Игра «Белая палочка», Таджикистан
В «Белую палочку» могут играть более 10 человек. Участники должны выбрать по считалке ведущего, разделиться на 2 равные команды и выбрать место для белой палочки. Затем ведущий должен незаметно спрятать палочку, а игроки — искать ее. Нашедший палочку несет ее в выбранное место, а в это время игроки другой команды пытаются ему помешать. Палочку можно передавать участникам своей команды.
Игра «Пунипуни», Новая Зеландия
Это игра маори, в которую играют двое. Игроки стоят лицом друг к другу на расстоянии около 2м. Один вытягивает руку в направлении другого, а тот с закрытыми глазами пытается найти руку товарища, дотянуться до нее и скрестить пальцы. При этом оба не должны сходить с места.
Игра «Биляша» *, Республика Марий Эл
В книгах прошлого века эта игра упоминается как одна из оригинальных черемисских (марийских) или тюркских игр. В нее и сейчас играют подростки, а также молодежь. Количество участников — от 8 до 30 человек. Чертятся две параллельные линии на расстоянии 4 м одна от другой. Игроки делятся на две команды и становятся шеренгами лицом друг к другу за параллельными линиями. Вызвавшийся по собственному желаиию игрок от одной из команд с криком «Биляшаl» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший, схватив кого-нибудь за руку, старается перетянуть соперника через площадку за свою линию. Если он перетянет его, то делает своим «пленником», ставя позади себя. Если не перетянет, а сам окажется за чертой другой команды, то становится (как «пленник» ) за спиной своего победителя. Затем игрока высылает другая команда. Он тоже хватает за руку соперника, которого надеется перетянуть за свою линию. Особенно стремятся перетягивать того, у кого есть «пленник», чтобы в случае победы освободить его. Так команды по очереди высылают своих игроков. Игра кончается тем, что одна команда постепенно перетягивает к себе всех соперников. Во время игры команды подбадривают своих игроков, скандируя их имена. Правила. 1). для перетягивания можио выбирать любого игрока противоположной команды! никто не должен отдергивать вытянутую вперед руку. 2). Перетягивать можно лишь одной рукой, не помогая второй. 3). Освобожденный «пленник» возвращается на свое место в команде.
Игра «рыбки в неводе», Новая Гвинея
Игроки разбиваются на две группы, и одна становится кольцом вокруг другой. Внутри находятся «рыбки» — игроки, которые должны выскользнуть из «невода». По правилам игры, сделать это можно, лишь проползая между ног своих товарищей. Когда кому-то это удается, играющие меняются ролями. В эту игру можно играть и в воде.
Игра «Маляр и краски», Татарстан
В игре участвуют в основном дети дошкольного и младшего школьного возраста, от 5 до 40 человек. На расстоянии 20-30м чертят две параллельные линии. На одной из них устанавливают гимнастические скамейки. Сбоку между линиями чертят круг диаметром 3-4м — «дом маляра». Выбирают водящего и «маляра», остальные игроки становятся «красками». «Краски» садятся на скамейки или на траву в один ряд. Отослав «маляра» в его дом, водящий распределяет между играющими краски: красную, зеленую, желтую и т.д. По сигналу руководителя к водящему (он стоит рядом с «красками») подходит «маляр» и спрашивает: — Бабушка, бабушка, я пришел за краской. Разрешите взять? — У меня, дружочек, красок много очень. Какую тебе дать? «Маляр» называет какую-нибудь краску, например красную. Участник игры, получивший название «красная краска», быстро встает и бежит до второй линии. «Маляр» пытается догнать его и коснуться рукой. Если ему это удается, то он отводит «краску» в свой «дом». Если «маляр» не поймает «краску», то она возвращается к себе в «дом» (на скамейку) и «меняет» свой цвет. После этого игра повторяется. Правила.1). Ловить «краску» можно только до противоположной линии площадки. 2). «Маляру» запрещается ловить игрока, пока тот не встал с гимнастической скамейки или с земли. 3). Не добежав до второй линии, «краска» не имеет права вернуться обратно и сесть на скамейку.
Игра «Бирки», Польша
Количество участников в этой игре неограниченно (от 2 человек). Перед игрой необходимо заготовить 10 бирок — 8-саниметровых дощечек, выпиленных из древесины. Бирки образуют пары: император и императрица, король и королева, принц и принцесса, крестьянин и крестьянка (2 пары). В процессе игры первый участник должен взятьЬ все бирки в руки, подкинуть их и стараться поймать их на ладони с выпрямленными пальцами. Пойманными считаются только совпавшие пары. За императорскую дается 12 баллов, за королевскую — 7, за принца и принцессу 4, за крестьян — 1 балл. Побеждает тот, кто наберет максимальное количество баллов за определенное количество бросков.
Игра «Больная кошка», Бразилия
В данной игре могут принимать участие от 5 человек. Из игроков выбирается один, который будет «здоровой кошкой» и задача которого — поймать и запятнать остальных участников. Запятнанные участники должны помогать «здоровой кошке» , держась одной рукой за то место, до которого она дотронулась. Пятнать оставшихся участников «больные кошки» могут только свободной рукой. Оставшийся незапятнанным участник становится «здоровой кошкой» в следующем туре игры.
«Булава», Азербайджан
Играть могут 10 человек и более. Для начала участники должны выбрать ведущего, разделиться на две команды, встать друг напротив друга в ряды и рассчитаться по номерам. Затем перед каждой из команд необходимо прочертить штрафную линию, а между ними — круг. В центр круга следует поставить булаву. Далее ведущий должен назвать номера двух участников из обеих команд, а те в свою очередь бежать в центр игрового поля и стараться схватить булаву. Тот участник, который возьмет булаву первым, должен быстро возвратиться к своей команде, а проигравший пытается дorнaть его и дотронуться (запятнать). В том случае, если проигравший участник догонит и запятнает выигравшего, команде проигравших засчитывается очко. Если участник, взявший булаву, сумеет донести ее до своей команды незапятнанным, очко присуждается им. Дотронуться до выигравшего игрока можно в том случае, если он еще не добежал до своей штрафной линии.
ПОЖАРНАЯ КОМАНДА Германия
Играют 10 и более человек. Стулья по числу игроков устанавливаются по кругу, спинками внутрь. Играющие (по-жарные) прохаживаются вокруг этих стульев под звуки музыки (удары бубна, бараба-на). Как только музыка замолкает, игроки должны положить на стул, около которого остановились, предмет одежды. Игра продолжается. Когда каждый участник снимет 3 предмета (они оказываются на разных стульях), звучит сигнал тревоги: «Пожар!». Иг-роки должны быстро отыскать свои вещи и надеть их. Кто быстрее всех оденется, ста-новится победителем.
ПОЕЗДА Аргентина
Играют 7 и более человек. Инвентарь: свисток. Каждый игрок строит себе депо: очерчивает небольшой круг. В середине площадки стоит водящий – паровоз. У него нет своего депо. Водящий идёт от одного вагона к другому. К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются все вагоны. Паровоз неожиданно свистит, и все бегут к депо, паровоз тоже. Игрок, оставшийся без места, становится водящим – паровозом.
НАЙДИ ПЛАТОК! Австрия
Играют четверо и более человек. Инвентарь: платок. Ход игры. Игроки выбирают водящего, который прячет платок, а остальные в это вре-мя зажмуриваются. Платок прячут на небольшой территории, которую заранее отме-чают. Спрятав платок, игрок говорит: «Платок отдыхает». Все начинают искать, поиски направляет спрятавший. Если говорит «тепло», идущий знает, что он близко от места, где находится платок, «горячо» — в непосредственной близости от него, «огонь» — тогда надо брать платок. Когда ищущий удаляется от того места, где спрятан платок, то водящий предупреждает его словами «прохладно», «хо-лодно». Тот, кто найдёт платок, не говорит об этом, а незаметно подкрадывается к иг-року, который к нему ближе всего, и ударяет его платком. В следующем туре он и бу-дет прятать платок.
Пожарная команда (Германия)
Играют 10 человек и более. Стулья по числу игроков устанавливаются по кругу, спинками внутрь. Играющие (пожарные) прохаживаются вокруг этих стульев под звуки музыки (удары бубна, барабана). Как только музыка замолкает, игроки должны положить на стул, около которого остановились, предмет одежды. Игра продолжается. Когда каждый участник снимет 3 предмета (они оказываются на разных стульях), звучит сигнал тревоги: «Пожар!» Игроки должны быстро отыскать свои вещи и надеть их. Кто быстрее всех оденется, становится победителем.
Поезда (Аргентина)
Играют 7 человек и более. Инвентарь: свисток. Каждый игрок строит себе депо: очерчивает небольшой круг. В середине площадки стоит водящий – «паровоз». У него нет своего депо. Водящий идет от одного «вагона» к другому. К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются все «вагоны». «Паровоз» неожиданно свистит, и все бегут к депо, «паровоз» тоже. Игрок, оставшийся без места, становится водящим – «паровозом».
Больная кошка (Бразилия)
Играют более 5 человек. Один игрок – это здоровая кошка, которая старается поймать всех остальных. Каждый игрок, которого запятнали, должен положить руку точно на то место, где его запятнали. Он становится тоже кошкой, но больной и помогает здоровой кошке при ловле. Больная кошка может пятнать только здоровой рукой. Игрок, которого не запятнали, побеждает. Он становится здоровой кошкой на следующий круг.
Один в кругу (Венгрия)
Играют 5 человек и более. Инвентарь: мяч. Игроки становятся в круг и перебрасывают большой легкий мяч друг другу, пока кто- то не ошибется и не уронит его. Этот игрок выходит в круг и становится посередине. Игроки продолжают перебрасывать мяч, но стараются, чтобы его не схватил стоящий в центре игрок, а мяч попал в него. Если все же центральному игроку удается поймать мяч, то он может бросить его в любого. В кого попадет, тот занимает его место. Игра становится интереснее, если идет в хорошем темпе и быстрой передачей удается заставить хорошенько повертеться и попрыгать стоящего в центре.
Доброе утро, охотник! (Швейцария)
Играют 10–15 человек. Игроки становятся в круг, выбирают охотника, который ходит за спинами игроков. Неожиданно он прикасается к плечу игрока. Тот, до кого дотронулись, поворачивается и говорит: «Доброе утро, охотник!» – и тут же идет по кругу, но в направлении, противоположном тому, куда идет охотник. Обойдя полкруга, они встречаются, игрок вновь произносит: «Доброе утро, охотник!» И оба бегут, чтобы занять пустое место в круге. Тот, кто не успел это сделать, становится охотником.
Вытащи платок (Азербайджан)
Играют 10 человек и более. Инвентарь: платки. Две команды выстраиваются друг против друга на некотором расстоянии. Между ними проводится черта. У каждого сзади за пояс заткнут носовой платок или косынка. По жребию одна из команд становится водящей. По команде судьи дети двигаются вперед (водящие стоят на месте), переходят черту, и тут судья кричит: «Огонь!» Игроки бегут обратно, а противники (водящие) стремятся их догнать, чтобы вытащить из- за пояса платок. Затем команды меняются ролями.
Побеждает та команда, которая захватит большее число платков.
Хромая уточка (Украина)
Играют 10 человек и более. Обозначают границы площадки. Выбирается «хромая уточка», остальные игроки размещаются произвольно на площадке, стоя на одной ноге, а согнутую в колене другую ногу придерживают сзади рукой. После слов «Солнце разгорается, игра начинается» «уточка» прыгает на одной ноге, придерживая другую ногу рукой, стараясь осалить кого- нибудь из играющих. Осаленные помогают ей осалить других. Последний неосаленный игрок становится «хромой уточкой».
Правило. Игрок, ставший на обе ноги или выпрыгнувший за пределы площадки, считается осаленным.
Статуя (Армения)
Играют 5–20 человек. Игроки делятся на ловцов и убегающих. На каждые 5 человек назначают одного ловца, на 20 человек – четверых ловцов. По указанию руководителя ловцы выходят за пределы поля, а убегающие свободно располагаются на площадке. По сигналу ловцы преследуют остальных игроков, стремясь одного из них осалить. Осаленный должен тут же остановиться (замереть на месте) в том положении, в котором его осалили. Того, кто замер, может «освободить» любой игрок, коснувшись его. Игра заканчивается, когда будут осалены все игроки. После этого выбирают новых ловцов, и игра продолжается.
Правило 1. Осаливать игрока можно, коснувшись ладонью любого места тела, кроме головы. Правило 2. Убегающий, по инерции выбежавший за пределы поля, считается выбывшим из игры.