особенности деятельности воспитателя в дошкольном учреждениистатья по теме


Педагогическая деятельность воспитателя

Педагогическая деятельность воспитателя.

Педагогическую деятельность можно охарактеризовать как вид социальной деятельности, который направлен от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры, опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Личность воспитателя ДОО формируется, проявляется и изменяется в процессе его профессиональной педагогической деятельности, в которой выделяют цель, мотивы, предмет деятельности, способы осуществления ее, результат. Особенностью содержания педагогической деятельности воспитателей является педагогический мониторинг, который направлен на изучение:

— деятельностных умений ребенка;

— интересов; предпочтений; склонностей ребенка;

— личностных особенностей ребенка;

— поведенческих проявлений ребенка;

— особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками;

— особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.

Комплексное исследование под руководством Н. В. Кузьминой показало, что педагогическая деятельность и ее структура складываются из следующих внутренне взаимосвязанных компонентов: конструктивного, организаторского, гностического, коммуникативного.

Структура педагогической деятельности по Н.В.Кузьминой.

Компоненты Содержание компонентов педагогической деятельности
Конструктивный компонент Включает в себя с планирование, проектирование, с отбор материала для воспитательно-образовательной и просветительной работы, а так же взаимодействию с детьми и родителями. Конструктивные умения обнаруживаются в способности предвидеть возможные трудности в работе, в создании условий для их устранения. Такие умения позволяют планировать деятельность ребенка во все режимные моменты как на короткий, так и на более длительный период, составлять план, конспект занятий, сценарий развлечений, умение отбирать фактический материал по конкретным отраслям знаний в соответствии с целями и задачами обучения на каждом возрастном этапе.
Организаторский компонент Воспитатель способен организовать процесс как деятельности детей (коллективную, групповую, индивидуальную), родителей (направленную на активизацию совместных усилий в воспитании детей, оказание помощи детскому саду, группе), так и свою деятельность. Для хорошего результата необходимо уметь заряжать своей энергией людей (и взрослых и детей), увлекать, активизировать их, быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении практических задач при руководстве различными видами деятельности.
Гностический компонент Эффективность гностической деятельности связана со знанием психологии, пониманием закономерностей и особенностей развития детей, наличием интереса к духовному миру ребенка. Данный компонент направлен на познание семейной микросреды ребенка, родителей, анализ собственной педагогической деятельности, труда коллег. Те умения, которые используются воспитателем в процессе данной деятельности, предоставляют возможность изучить предмет, выявить уровень развития процессов (познавательных, эмоциональных, волевых), состояний, обнаружить мотивы его поведения, личностных качеств ребенка, выявить взаимоотношения воспитанников в детском обществе, а так же степень эмоционального благополучия каждого из них.
Коммуникативный компонент Данный компонент включает в себя установление и поддержание отношений с воспитанниками, родителями, администрацией, коллегами. Именно отношение воспитателя определяет успех конструктивной деятельности и эмоциональное благополучие дошкольника в процессе обучения.

Принято считать, что специфика деятельности воспитателя ДОО состоит в том, что он обязан обеспечить детям эмоциональное благополучие, создать психолого- педагогические условия для развития способностей и склонностей детей, предоставить им широкий выбор различных видов деятельности, индивидуализации образования. Образование в дошкольном возрасте не предполагает обязательного усвоения определенных знаний в строго заданном объеме, что отличает его от образования на других возрастных этапах развития ребенка. Педагог детского сада воспитывает и обучает детей, имеющих свои возрастные особенности. Воспитатель организует и руководит также элементарным трудом и учебной деятельностью своих воспитанников, руководствуется игрой, бытовой деятельностью, деятельностью общения. Эти виды деятельности, в силу возраста детей, требует особых условий. Разнообразны пути и средства познания педагогом своих воспитанников. Помимо бесед, специальных экспериментов, социометрических методов, детских рисунков, используемых с этой целью, немало ценной информации о внутреннем мире детей, их отношении к окружающим, к детскому саду воспитатель может получить, наблюдая поведение детей в повседневной жизни.

Психология доверия, так необходимая для успеха в совместной работе с семьей по воспитанию детей, определяется здесь не столько объективными обстоятельствами или достоинствами воспитателя (образованием, мнением администрации и коллег и др.), сколько эмоциональными факторами, позволяющими родителям порой интуитивно угадывать чуткость или холодность, доброту или чрезмерную строгость педагога. Условиями успешности взаимодействия с родителями является наличие у воспитателя внутренней готовности действовать совместно с семьей и желание найти подход к родителям, которые, в свою очередь, ждут от воспитателя проявления внимания, тепла, любви к своему ребенку, и важно оправдать эти ожидания. Без этого трудно рассчитывать на сотрудничество с ними в деле воспитания.

Профессиональные и личностные требования к воспитателю.

На мой взгляд, современные требования, предъявляемые к воспитателю детского дошкольного учреждения, немного отличаются от их привычной, классической версии. Педагогу, работающему с детьми младших возрастов, приходится применять больше различных приемов и использовать знаний, чтобы заинтересовать современных малышей, привить дисциплину, ответственность, грамотность, желание учиться.

Я считаю, что основные требования к воспитателю ДОО должны быть такие:

Высокая гражданская ответственность и социальная активность;

Любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

Подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

Высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность, к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

Потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

Физическое и психологическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Исходя из своего опыта, могу сказать, что все эти требования к воспитателю детского сада влияют на уровень обучения воспитанников. Я считаю,что требования к профессионализму и личности воспитателя должны быть такие:

Требования к профессионализму и личности воспитателя
Воспитатель должен ЗНАТЬ: Воспитатель должен УМЕТЬ:
Психологию одарённости, диагностику и методы ее выявления, виды, стимулирующие условия ее развития

Возрастные особенности проявления признаков одаренности

Программы (комплексные и специализированные)

Нормативную базу по проблеме

Инновационные технологии

Качественные характеристики необходимой развивающей предметно-пространственной среды группы

Современную научно-методическую литературу по проблеме

Специфику методов и приемов работы по развитию способностей

Индивидуальные особенности и личностный потенциал ребенка

Специфику методов и приемов работы по развитию способностей

Индивидуальные особенности и личностный потенциал ребенка

Интересы ребенка

Социальные и материальные возможности семьи, семейный психологический микроклимат

Возможности для развития ребенка в условиях семьи

Эффективные формы и методы работы с родителями

Создавать эмоционально-комфортную обстановку и благоприятный эмоциональный и психологический микроклимат в группе

Своевременно выявлять детей с признаками ранней одарённости средствами наблюдений и диагностики

Осуществлять диагностико-аналитический подход к планированию и организации работы с детьми

Создавать развивающую среду

Применять инновационные технологии и методики

Стимулировать развитие способностей через разные формы работы с детьми

Проявлять свои личностные творческие способности

Подобрать актуальную для детей мотивацию деятельности

Самосовершенствоваться (спланировать систему работы по самообразованию)

Взаимодействовать со всеми специалистами ДОО, занимающимися с одаренным ребенком

Строить позитивные межличностные отношения с ребенком

Разработать образовательную программу кружковой работы

Владеть методами проблемного обучения и техникой постановки вопросов

Организовывать оптимальные формы работы с детьми

Организовывать работу с родителями

Отбирать актуальную и доступную информацию для родителей

Таким образом, можно отметить, что современному воспитателю сегодня необходимо наличие специальной профессиональной подготовки. Для этого нужно серьезно работать над повышением компетентности педагога, которая позволит ему работать по стандарту.

Профессиональный стандарт –это характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). Профстандарт объединил в себе все требования к педагогам всех ступеней образования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. №761н (зарегистрирован в Минюсте России 06 октября 2010 г. №18638). Профстандарты нужны для того, чтобы определить квалификацию работника и обязанности по соответствующей должности, а так же необходимы при разработке образовательных программ (профессионального образования (ч. 7 ст. 11 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ); профессионального обучения (ч. 8 ст. 73 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ); дополнительного профессионального образования (ч. 9 ст. 76 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

К педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам, узким специалистам) сейчас применяется 2 вида стандартов:

• ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;

• Профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.

Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников.

Распорядок дня

Распорядок дня в дошкольном учреждении:

  • Рабочая смена воспитателя начинается тогда, когда первый малыш приходит в группу. Перед принятием детей в садик, педагог должен удостовериться, что малыш в полном порядке. Если относительно его самочувствия возникают сомнения, воспитатель может обратиться в медпункт за помощью либо сообщить родителям, что малыша следует забрать домой.
  • После приема всех участников группы, начинается зарядка, во время которой педагог должен мотивировать ребят к активным действиям.
  • После небольшой разминки детей ждет завтрак. Во время приема пищи воспитатель помогает деткам покушать. Самые маленькие нуждаются в помощи, поэтому их нужно докармливать.
  • На протяжении всего дня воспитатель следит за соблюдением правильного режима.
  • Прогулки проводятся при хорошей погоде и по времени должны соответствовать нормам. Перед началом прогулки воспитатель помогает одеться тем, кто не умеет, и пересчитывает воспитанников.
  • По возвращении с прогулки, как правило, приходит время обеда и дневного сна.
  • Окончанием рабочего дня является передача ребят родителям. Ответственный воспитатель должен пообщаться с мамами, вкратце описав «рабочий» день малышей. Если у педагога есть замечания по поводу поведения ребенка, их необходимо озвучить.

Как построить карьеру

Профессия воспитателя не имеет сколь-нибудь перспективной схемы карьерного роста. В принципе можно дорасти до заведующего детсадом, но для этого обязательно нужно иметь диплом вуза. Если дополнительно учиться, то будет доступным вариант карьеры чиновника в сфере образования.

Можно заниматься с детьми на дому в частном порядке в свободное время или вести небольшие группы по тому или иному направлению раннего развития ребенка (например, по методике Марии Монтессори). Самый перспективный, но сложный вариант – это открытие собственного частного детского сада.

Родительские собрания

Первое, на что стоит обратить внимание, это на то, что в должностные обязанности воспитателя входит проведение родительских собраний и, разумеется, бесед с мамами и папами. О данном пункте известно всем. Особенно когда время близится к праздникам и надо решать, каким образом это событие будет отмечаться. И, конечно же, если детскому саду необходимо провести сбор денег.

Тем не менее воспитатель детского сада должен своевременно и регулярно проводить собрания родителей. Очень важно информировать об успехах и неудачах, а также об успеваемости каждого ребенка. После этого приходится иногда давать некоторые рекомендации по занятиям с малышом дома, так сказать, «домашнее задание» родителям.

На практике такое происходит крайне редко, приблизительно 2-3 раза в год. Хотя лучше всего проводить родительские собрания раз в месяц или два. Это помогает отследить успехи ребенка и его своевременную подготовку к школе.

Плюсы профессии

Помимо самого главного преимущества – погружения в мир детства, – профессия старшего воспитателя имеет множество и других плюсов.

  • Она статусная и престижная, руководителю есть за что себя уважать.
  • Предполагает стабильную заработную плату.
  • Дает возможность контролировать своего ребенка в ДОУ.
  • В большинстве детских садов бесплатно кормят персонал.
  • Работникам госучреждений становятся доступными все льготы.
  • Профессия старшего воспитателя востребована на рынке труда.
  • Специалист в области педагогики получает возможность раннего выхода на пенсию (после 25 лет стажа).
  • Старший воспитатель – это интересная должность, не предполагающая рутины и однообразия.
  • Возможно постоянное самосовершенствование и самообразование из-за регулярного внедрения новшеств.
  • Контроль за менее опытными сотрудниками способствует собственной дисциплинированности и стремлению к знаниям.

Дневной сон

Сон в детском саду — отдельная тема. Многие родители переживают, соблюдены ли правила отдыха в дошкольном учреждении, которое посещает их малыш.

Следует отметить, что родители имеют право посмотреть, в каких условиях учится и отдыхает ребенок. Если есть желание, можно войти в спальню и другие помещения.

Детей с чутким сном, а также тех, кто засыпает дольше, готовить ко сну принято в первую очередь. Будят таких малышей последними. Если в группе присутствуют дети разного возраста, то старших воспитанников принято поднимать раньше.

Во время дневного сна в спальне обязательно должен присутствовать кто-то из персонала. Оставлять детей одних нельзя.

Кто может получить эту должность

Среднее педагогическое образование даст возможность соискателю претендовать на должности: помощника воспитателя, младшего воспитателя, воспитателя. Чаще всего, эти специалисты работают в саду несколько лет, участвуют в мероприятиях, пробуют писать образовательные программы, а после пяти лет такой деятельности могут получить повышение до старшего воспитателя. В некоторых коммерческих ДОУ этот срок незначительно сокращается.

В соответствии с законодательством старшим воспитателем (методистом) имеют право работать люди, имеющие диплом педагога и прошедшие программу профессиональной переподготовки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]