План работы по ЗОЖ в старшей группе
Евгения
План работы по ЗОЖ в старшей группе
План работы по здоровье сбережению с детьми старшего дошкольного возраста.
на 2019-2020 уч. г.
Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Цель: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи:
— Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья;
-Способствовать развитию самостоятельности детей в выполнении культурно-гигиенических навыков и жизненно-важных привычек;
— Развивать умение избегать опасных для здоровья ситуаций, обращаться за помощью взрослого в случае их возникновения;
-Развивать умение элементарно описывать своё самочувствие, умение привлечь внимание взрослого в случае неважного самочувствия, недомогания;
-Обеспечивать сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Сентябрь
Формировать у детей представление о необходимости заботиться о собственном здоровье
1. Беседа «Береги здоровье смолоду»
.
2. Занятие «Помоги незнайке сберечь здоровье»
.
3. Чтение К. Чуковского «Доктор Айболит»
.
4. Разбор и заучивание пословиц о здоровом образе жизни.
5. Сюжетно-ролевые игры «Поликлиника»
,
«Больница»
,
«Ветеринарная лечебница»
.
6. Оформление папки-передвижки «Система оздоровления ребенка»
«Личная гигиена»
7. Консультация «Организация семейных прогулок»
Октябрь:
Развить у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
1. Беседа «Полезные и вредные привычки»
2. Занятие «Чтобы быть здоровым»
.
3.Чтение: Г. Зайцев «Дружи с водой»
, К. Чуковского
«Мойдодыр»
,А. Барто
«Девочка чумазая»
, Бялковская
«Юля — чистюля»
,З. Александрова
«Купание»
4. Дидактические игры и упражнения «Таня простудилась»
,
«Правила гигиены»
.
5. Продуктивная деятельность.Аппликация:
«Мы стираем, посмотрите»
.
6. Оформление папки-передвижки «Как научить детей чистить зубы правильно»
Ноябрь:
Закреплять представления детей о пользе для человека овощей и фруктов; познакомить с приготовлением салата. Занятие «Фрукты полезны взрослым и детям»
.
1. Беседа «Мы запомним навсегда, для здоровья нам нужна витаминная еда»
2.Чтение:Г. Зайцев «Приятногоапптета»
,Ю. Тувим
«Овощи»
,М. Безруких
«Разговор о правильном питании»
, Загадки о овощах и фруктах.
3.Экскурсия: «На кухню детского сада»
.
4.Опытно-исследовательская деятельность: Определение продуктов по вкусу.
5.Дидактические игры: «Узнай и назови овощи»
,
«Разложи на тарелки полезные продукты»
.
6.Подвижная игра: Огуречик.
7.Сюжетно-ролевая игра: «Магазин продуктов»
8. Партнерская работа с родителями «Создание атрибутов для магазина»
9. Продуктивная деятельность.Рисование: «Хозяйка однажды с базара пришла.»
10. Оформление уголка для родителей» О Правильном питании и о пользе витаминов»
Декабрь:
Познакомить детей с тем, как устроено тело человека, его организм.
1. Беседа «Как устроено тело человека»
2. Рассматривание фотографий с описанием внешнего облика.
3. Разгадывание загадок о частях тела
4. Стенгазета » ЗАЧЕМ ТЕБЕ СЕРДЦЕ»
Январь:
Уточнить представления детей об источниках опасности в доме, о правилах пользования бытовой техникой.
1. Беседа «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улиц
2.Чтение: С. Маршак «Пожар»
, Загадки.
3.Дидактические игры: «Источники опасности»
,
«Игра – дело серьезное»
.
4.Сюжетно-ролевые игры: «Семья»
,
«Больница»
,
«Аптека»
.
5. Памятка для родителей » Какие опасности таит в себе наш дом»
6. Оформление папки — передвижки » Не оставляйте детей без присмотра», » Учим ребёнка правилам безопасности».
Февраль:
Закреплять представления детей о важном значении правил дорожного движения.
1. Занятие «Безопасность на дорогах»
.
2. Беседа «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»
,
«Если ты потерялся»
.
3.Чтение:- В. Лебедев-Кумач «Про умных зверушек»
, — С. Михайлов
«Моя улица»
,
«Дядя Степа — милиционер»
, — В. Клименко
«Зайка-велосипедист»
,
«Происшествие с игрушками»
.
4.Экскурсия с родителями: «К проезжей части»
.
5.Дидактические игры: «О чем говорит светофор»
.
6.Подвижная игра: «Цветные автомобили»
,
«Воробушки и автомобили»
.
7.Сюжетно-ролевая игра: «Автобус»
.
8. Продуктивная деятельность.Аппликация: «На дороге пешеход»
9. Анкета для родителей » Безопасность на дороге»
10. Создание макета улицы и книжек малышек (родители)
11. Досуг для детей с приглашением сотрудника ДПС. (вручение детских прав)
Март:
Формировать устойчивый интерес к занятиям физкультурой и спортом; расширять и закреплять представления детей о пользе занятий спортом.
1. Занятие «Здоровье в порядке, спасибо зарядке»
.
2. Беседа «: «Режим дня»
».
3. Чтение сказки » Зарядка и простуда» Отгадывание загадок.
4.Экскурсия: «Мини поход на школьный стадион»
.
5.Дидактические игры: «Назови вид спорта»
,
«Назови спорт по показу»
.
6. Продуктивная деятельность.Аппликация: «Мы делаем зарядку»
7. Спортивный праздник с родителями «Спорт нам нужен, мы со здоровьем дружим!»
8. Памятка для родителей » Весёлая гимнастика»
9. Консультация для родителей » Роль разных видов гимнастик в здоровье сбережении»
Апрель:
Расширять представления детей о врачебной помощи, продолжать знакомить с профессией врача.
1. Беседа с детьми » Врачи — наши помощники»(Партнёрская работа с родителями мама Ани Морозовой)
2. Отгадывание загадок о врачах
3. Занятие «Айболит в гостях у детей»
4.Чтение: Е. Школовский «Как лечили мишку»
,
«Осторожно — лекарство»
,
«Как вести себя во время болезни»
5.Дидактические игры: «Если кто-то заболел»
.
6. Продуктивная деятельность.Рисование: «Я хочу быть здоровым»
7. Оформление родительского уголка » Если ребёнок боится врачей»
Май:
Расширять и закреплять представления детей о витаминах и их пользе.
1. Занятие «Витамины и полезные продукты»
.
2. Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»
3.Чтение:- Г. Зильберг «Полезные продукты»
, — К. Чуковский
«Федорино горе»
, -К. Кузнецов
«Замарашка»
, — Г. Зайцев
«Крепкие, крепкие зубы»
.
4.Опытно-исследовательская деятельность: Посадка лука.
5.Дидактические игры: «Угадай на вкус»
,
«Назови правильно»
.
6. Продуктивная деятельность.Лепка: «Заходите в гости в гости к нам, витамины я вам дам»
.
7.Аппликация: «Бедный зайчик заболел, ничего с утра не ел»
.
8. Развлечение «Таблетки растут на ветки, таблетки растут на грядке»
.
9. Оформление папки-передвижки «Таблетки растут на ветки, таблетки растут на грядке»
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Лебедева Татьяна Владимировна, Воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ «Детский сад «Ромашка», Нижегородской области п.Ковернино
«Я не боюсь ещё и ещё раз сказать забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие» В.А. Сухомлинский
Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте, и поэтому очень важно с самого детства формировать у человека привычку здорового образа жизни. Надо учить ребёнка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Здоровье человека всецело зависит от образа его жизни, поведения. Вот почему так важно научить ребёнка с детства бережно относится к самому себе, сохранять, развивать, приумножать то, что дано самой природой. Важно научить ребёнка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Поэтому в своей работе уделяю большое внимание приобщению детей к здоровому образу жизни.
В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем.
Движение – это жизненная необходимость и потребность человека. Маленький ребенок – деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях.
При организации двигательной активности использую следующие формы: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры, оздоровительная гимнастика, физкультурные досуги: «Весёлые старты», «Мы со спортом крепко дружим». При проведении досугов дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют предложенные задания. Это способствует развитию мышления, воображения, целеустремленности, а также формированию чувства ответственности, приучают сдерживать свои желания, проявлять решительность.
Большое значение для укрепления детского организма имеют физкультурные занятия. При организации физкультурных занятий придерживаюсь следующих принципов: индивидуальный подход, постепенность, систематичность, учёт эмоционального состояния ребёнка. Занятия провожу в игровой форме, по сюжету знакомых детям сказок. Для поддержания детского интереса к двигательной активности обыгрываю потешки, динамические паузы. Окрашенные эмоционально они делают движения для детей желанными и достижимыми.
В течение всего дня я выискиваю минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно-мышечной системы ребёнка.
Значительное место в системе физического воспитания занимают подвижные игры. Известно, что игра- ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Игры являются неотъемлемой частью воспитания детей разного возраста. Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу, другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу.
Задача игр — укреплять здоровье детей, закреплять и совершенствовать их двигательные навыки. В ходе подвижных игр ребята учатся побеждать среди равных по силе и сноровке, проявлять внимание к младшим. Поэтому так важно использовать интересные, разнообразные игровые ситуации, закрепляющие дружеские взаимоотношения, взаимопонимание. Стараюсь подбирать подвижные игры различные по тематике, то есть игры с определённым сюжетом, игры с двигательными заданиями, игры с соревновательными моментами.
В ходе игры пытаюсь подчеркнуть успехи старательных участников, стимулирую мало активных, вновь пришедшим детям даю возможность присмотреться к весёлой игровой атмосфере.
Укрепление здоровья — одно из ведущих направлений деятельности педагога детского сада. Главное требование, чтобы не допустить снижения имеющегося уровня здоровья детей, способствовать его повышению, путём чётко продуманной системы работы, включающей физкультурно — оздоровительные мероприятия. Поэтому разработала алгоритмы оздоровительных мероприятий, проводимых с детьми утром и после дневного сна. Использую различные формы оздоровительной работы: утреннюю гимнастику, по возможности, на свежем воздухе, которая позволяет получить заряд бодрости, артикуляционную и дыхательную гимнастику, музыкотерапии, оздоровительные и подвижные игры, пальчиковую гимнастику, динамические паузы, ходьба по тренажёрам, разные виды массажа ( «Ёжики», «Хлопушками»), босохождение, полоскание рта после каждого приёма пищи.
Ежедневно в своей работе использую пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
В нашей группе имеются картотека пальчиковых игр, сопровождающих упражнений, пособия по развитию мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений (пробки, счетные палочки, пуговицы, мячи-ёжики и т.д.)
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии, укрепляет их нравственное здоровье. Мелодия действует особенно эффективно на гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка. Я использую музыку при организации, как организованной детской деятельности, так и совместной деятельности в ход режимных моментов: перед дневным сном и во время сна, при проведении оздоровительной гимнастики и т.д. Особенно выполнять образовательные и воспитательные задачи мне помогает классическая музыка Моцарта, Вивальди, Чайковского, Грига.
Невозможно развивать ребёнка, не создав для этого соответствующие условия. Поэтому одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является создание пространственной предметно — развивающей среды в группе.
Правильно организованная двигательная предметно – развивающая среда даёт широкий простор для проявления индивидуальных двигательных возможностей, позволяет детям в полной мере развивать свои способности, проявлять самостоятельность.
В группе создан физкультурный уголок «Здоровей–ка», в котором располагается различный спортивный инвентарь, дидактические пособия. Всё это повышает интерес детей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении. Физкультурный уголок служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни
Не менее важно в дошкольном возрасте сформировать у детей знания о здоровье и здоровом образе жизни. Ведь от этого во многом будет зависеть их дальнейшая жизнь. Очень важно «правильно повзрослеть»: не приобрести вредных привычек, а главное – научиться управлять организмом, чтобы сохранить и укрепить здоровье.
Для того, чтобы управлять организмом, нужно, прежде всего, знать, как он устроен, как работает, что и почему для него полезно, а что вредно. В дошкольном возрасте важно помочь детям «заглянуть» внутрь собственного тела и задуматься о том, хорошо ли ты заботишься о своём здоровье. Поэтому большое внимание в своей работе уделяю валеологическому воспитанию детей.
Валеологическое воспитание дошкольников осуществляю, придерживаясь следующих принципов:
- Системный подход, т.е. воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, психофизическим формированием уровня развития ребёнка. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, не работать с душой и нравственностью. Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при объединении усилий детского сада и родителей.
- Деятельностный подход. Валеологическая культура осваивается детьми в процессе совместной деятельности со взрослыми.
- Принцип «Не навреди» Предусматривает использование в работе только безопасных приемов оздоровления.
- Принцип гуманизма. В валеологическом воспитании признается самоценность личности ребёнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
- Принцип альтруизма. Предусматривает потребность делиться освоенными ценностями валеологической культуры: “Научился сам – научи друга”.
- Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.
В ходе работы провожу разнообразные беседы на темы: «Тело человека», «Наши помощники», в ходе которых знакомлю детей с частями тела и органами чувств, формирую представление о значении их для жизни и здоровья человека (руки делают много полезных дел, ноги помогают двигаться и т.д.), о способах ухода за своим организмом, расширяю представления о роли гигиены и режима дня для здоровья, о месте человека в природе.
Формирую у детей потребность в здоровом образе жизни, прививаю интерес к физической культуре и спорту. На них дети приобретают ценные сведения о своем организме, его потребностях, о способах предупреждения травматизма, видах закаливания. Знакомлю детей с видами спорта, организовав в группе тематическую выставку «Спорт рядом с нами». Заучиваю с детьми стихотворения и пословицы о здоровье. Также оформляю выставки детских рисунков на темы: «Мы любим спорт», «Витамины на грядках» и т.д.
Даю детям необходимую информацию о гигиенической культуре и правилах поведения. Постоянно упражняю детей в навыках гигиены и самообслуживания: надеть, застегнуть, завязать, развязать, снять, аккуратно положить или повесить одежду и т.д. Для детей это просто необходимая и увлекательная деятельность, в результате которой мои воспитанники начинают осознавать: почему именно так надо умываться, мыть руки, зачем нужны сон и зарядка, проветривание помещения, прогулки, почему надо прямо стоять и сидеть, аккуратно есть, пользоваться салфеткой, полоскать рот. Постепенно прививаю детям культурно-гигиенические навыки, в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима.
Большое значение имеет внешний вид окружающих. Всегда помню о том, что дети очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому стараюсь быть для них достойным примером.
Так, шаг за шагом мои воспитанники накапливают опыт сохранения и поддержания здоровья, овладевают соответствующей компетентностью.
Одним из направлений моей деятельности по приобщению детей к здоровому образу жизни является работа по обеспечению эмоционального благополучия детей. Эмоциональное благополучие ребёнка во многом зависит от эмоционального микроклимата группы. Чуткое и внимательное отношение к детям даёт им возможность чувствовать себя комфортно и уютно, обеспечивает хорошее настроение, ощущение защищённости, а следовательно, хороший контакт со взрослыми и сверстниками, спокойный отклик на просьбы и замечания. Это помогает мне воспитывать в детях уважение друг к другу, развивать умение терпеливо выслушивать и адекватно реагировать на ситуацию, а также развивает готовность к общению.
Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников предусматривает повышение роли родителей в вопросах оздоровления детей, приобщение их к здоровому образу жизни, создание семейных традиций физического воспитания. Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели педагогического процесса, а его активные участники. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении и семье, целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующая здоровье детей. Поэтому, большое внимание я уделяю взаимодействию с семьей.
В работе использую такие формы как родительские собрания, консультации «Здоровье всему голова», «Роль семьи в физическом воспитании ребёнка», «Игры, которые можно провести дома», дискуссии; индивидуальные беседы «Гигиена наших детей», «Одежда и здоровье детей», выставки детских работ, посещение семей на дому.
На родительском собрание «Здоровье детей — наша общая задача» обратила внимание родителей на то, что знания о человеке, двигательном режиме, закаливании, личной гигиене, режиме дня помогут им вырастить ребёнка активным и здоровым.
Проводимые семинары – практикумы «Здоровье детей в наших руках», «Подвижные игры, как средство укрепления здоровья детей» помогли родителям усвоить технологии проведения массажей, дыхательной гимнастики и заниматься оздоровлением детей не только в детском саду, но и в домашних условиях.
В процессе общения с родителями всегда рекомендую им использовать наиболее эффективные формы работы в семье, такие как:
- утренняя гимнастика
- закаливающие процедуры
- физические упражнения и подвижные игры на свежем воздухе
- прогулки на свежем воздухе
Оформила стенд «Здоровячок», цель которого поддерживать интерес родителей к здоровьесбережению детей, отвечать на интересующие вопросы. Информация в родительском уголке позволила мне не только привлечь внимание родителей к проблеме здоровья детей, но и вызвать их на общение.
С большим удовольствием родители принимают участие в семейных конкурсах «Спортивная семейка», «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», где семьи показывают свои физические умения и навыки в различных спортивных конкурсах, а главное получают заряд бодрости и хорошего настроения.
Таким образом, использование вариативных форм работы с родителями, позволило мне установить коммуникативные связи с семьями воспитанников, заинтересовать их в результатах оздоровительной работы. Родители принимают активное участие в мероприятиях, направленных на поддержание здоровья.
Анализ моей работы доказывает, что вследствие проводимых мероприятий с детьми и их родителями по воспитанию здорового ребёнка, мне удалось сформировать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Дети овладели простейшими навыками самооздоровления. Всё это позволило мне достичь значительного снижения уровня заболеваемости детей.
Заболеваемость снизилась, значит, направление моей работы с детьми и выработанная система работы с родителями оправдывает своё предназначение, позволяя моим воспитанникам быть физически, душевно и социально более благополучными.
Следующая > |
Система методической работы с педагогами по формированию здорового образа жизни у дошкольников.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Колокольчик» поселка Мостовского муниципального образования Мостовский район
Автор:
Попова Ирина Валерьевна
старший воспитатель
Тема: «Система методической работы с педагогами по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
В последние годы наблюдается негативная тенденция к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических слоев населения, в том числе и детей дошкольного возраста. В формировании физического и психического здоровья человека дошкольный возраст является основополагающим. В этот период идет развитие органов и функциональных систем организма, формируется характер, отношение к себе и окружающим людям. Именно в этом возрасте необходимо формировать у детей активное осмысленное отношение к своему здоровью и его укреплению.
Существует множество определений понятия «здоровье», смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов. По определению, принятому в сентябре 1948 г. Всемирной Организацией Здравоохранения: «здоровье — это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
С физиологической точки зрения, определяющими являются следующие формулировки:
-индивидуальное здоровье человека — естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой, согласованности всех функций (Г.З. Демченкова, Н.Л. Полонский);
-здоровье — это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (В.П. Казначеев, 2006), (И.И. Брехман, 2002).
Принято говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).
Таким образом, целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма.
В тесной связи с понятием «здоровье» находится и такое понятие как «здоровый образ жизни».
Существует весьма распространенное мнение о том, что понятие здорового образа жизни порождено событиями последних десятилетий. Действительно, о здоровом образе жизни в средствах массовой информации стали говорить много и довольно настойчиво в последние 10-15 лет. Но это вовсе не означает, что это явление сугубо современное.
До недавнего времени под здоровьем в преобладающем количестве случаев понималось здоровье в узко биологическом смысле. С данной точки зрения здоровье рассматривалось как универсальная способность к разносторонней адаптации в ответ на воздействие внешней среды и изменения состояния внутренней среды. В этом случае речь шла о физиологических адаптационных возможностях человека и о том, что здоровье — это лишь часть понятия «здоровый образ жизни». Но на деле оказывается, что здоровый образ жизни в своем единстве представляет собой триаду компонентов (биологического, социального, психического) с одной стороны, а с другой — представляет собой социальную ценность, укрепление которой — важнейшая задача любого цивилизованного общества.