Дошкольный возраст — период интенсивного сенсорного развития. Ребенок познает мир через органы чувств, овладевает способами манипуляции с предметами. Сенсорика — основа возникновения познавательных психических процессов и речи. Чтобы развивать систему чувств ребенка, не требуются специальные условия и занятия, можно создать игры по сенсорике для детей 2-3 лет своими руками.
Игра для сенсорного развития.
Понятие сенсорики
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» — слова советского педагога В. Сухомлинского точно отражают задачи воспитания дошкольника. В раннем детстве (от 1 до 3 лет) развитие происходит через предметную деятельность, в которой формируется образное мышление. Детям важно почувствовать предмет на вкус, ощутить его структуру, прикоснуться к поверхности. Взаимодействуя с окружающими объектами, ребенок учится воспринимать и анализировать информацию. В этом ему помогают органы чувств и соответствующие анализаторы:
- зрительные;
- слуховые;
- тактильные;
- обонятельные;
- вкусовые.
Через эти системы формируются представления об окружающей реальности, которые закреплены в сенсорных эталонах — общепринятых свойствах предметов. Такими эталонами являются формы, цвета, размер, вкус, уровень звука, температура.
Сенсорика дошкольника включает две взаимосвязанные стороны:
- Усвоение представлений о свойствах и отношениях предметов. Ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами.
- Овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно воспринимать окружающий мир. Ребенок может проделывать операции не с предметами, а с символами, становится способным решать простейшие задачи в уме, не прибегая к методу проб и ошибок.
Развитие сенсорики позволяет:
Сенсорика позволяет улучшить внимание.
- обогатить словарный запас;
- сформировать правильную структуру речи;
- улучшить познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, восприятие;
- развить фантазию;
- получить полную информацию об окружающей действительности;
- улучшить коммуникативные навыки.
Ребенок, у которого развита система восприятия и переработки информации, способен отлично ориентироваться в условиях современного мира.
Сенсорное воспитание у детей 2-3 лет
Чтобы целенаправленно влиять на сенсорику дошкольников, необходимо знать основные этапы сенсорного развития, уметь диагностировать его уровень и соотносить с возрастными особенностями. Среди них следующие:
- Знакомство с объектом посредством восприятия через органы чувств. Ребенок тянет в рот, пробует на вкус, ощупывает, нюхает, оценивает форму и величину.
- Формирование навыков соотносить пространственное расположение объектов, соединять предметы и их части. Ребенок оценивает размеры объектов и их взаимосвязи. Для этого нужно учить детей вкладывать один предмет в другой (хорошо подходят игры с пирамидкой), нанизывать бусинки на шнурок, проталкивать небольшие предметы в различные отверстия. Ребенок знакомится с составными объектами, с понятием целого и частей. В этом ему помогут игры с крупными пазлами, разрезными картинками, конструктором из 2-4 элементов. На первом этапе ребенок способен собрать матрешку из 2 элементов.
- Освоение способов практического различения свойств объектов. Дошкольник учится сравнивать два похожих предмета путем практических действий: накладывания один на другой, соотношением формы и цвета. На втором этапе ребенок способен собрать матрешку из 3 элементов.
- Формирование манипуляторных действий с предметом на основе многократного повторения. После практических манипуляций с предметом ребенок способен зрительно соотнести величину и форму объектов, используя только мыслительные операции. Он может группировать предметы по одному признаку, подбирать 3 предмета по заданному образцу, способен разложить объекты от меньшего к большему. На этом этапе дошкольник собирает пятиместную матрешку.
- Усложнение условий для выполнения действий, которые требуют соотнесения по одному из признаков. Ребенок группирует предметы по нескольким признакам, способен соотнести между собой 6 и более цветов, зрительно подбирает пару объекту по заданным характеристикам.
- Использование изученных действий в решении практических и познавательных задач. Ребенок способен воспроизвести полученные знания и навыки, дифференцированно воспринимать свойства объектов, применять предметные эталоны в решении поставленных задач. На этом этапе ребенок 3 лет может правильно собрать пирамидку из 8 колец в порядке убывания их величины.
Сенсорное воспитание — целенаправленное дидактическое воздействие на системы чувств дошкольников, которое усложняется с каждым новым этапом становления сенсорики. Создания условий для разностороннего развития органов чувств — задача родителей и воспитателей дошкольных образовательных и развивающих учреждений.
Ход игры:
Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.
Воспитатель: Почему ты плачешь зайчиха?
Зайчиха: Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались. (Показывает шорты и юбки из картона)
.
Воспитатель: Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?
Дети: на треугольник, квадрат и круг.
Воспитатель: Правильно.
Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки»
(столы, на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание.
Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.
Зайчиха: Большое дети, вам спасибо!
«Большие и маленькие мячики»
.
Цель: Учить различать цвет и величину (большой – маленький)
; развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.
Игровая задача. Подобрать мячики для кукол.
Игровое правило. Правильно подобрать мячи по цвету и величине.
Ход игры. Воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые)
и разной величины
(большие и маленькие)
. Показывает, как они ритмично подпрыгивают,и приговаривает: Прыг да прыг,
Все прыг да прыг,
Спать наш мячик
Не привык.
Воспитатель выносит две куклы – большую и маленькую –и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле – большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч)
.Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, как ее юбочка.Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик.
Воспитательпредлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.
«Спрячь мышку»
Цели:
Продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о животных.
Материал:
Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов(20 – 15, посредине белый квадрат( 8-8, на которых нарисована мышка (мышкин домик, квадраты тех же шести цветов – дверцы (10х10, большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.
Раздаточный: такой материал меньшего размера — цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.
Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста 2-3 лет
Дидактический материал для сенсорного воспитания — систематизированные наборы предметов или картинок, которые дают детям возможность упражняться в выделении тех или иных признаков предметов, сравнении одних предметов с другими, в группировке предметов, решении задач на их пространственное расположение. По мере развития познавательных способностей материал усложняется.
Обучение происходит в игровой форме, чтобы у дошкольников оставался высоким уровень мотивации к занятиям.
Требования к обучающим играм:
- безопасность;
- наглядность;
- натуральность материалов;
- яркость и естественность цветов;
- доступность;
- соответствие возрастным особенностям.
Формирующая среда и игровые методы
Согласно Р.А. Курашовой, можно выделить предметную развивающую среду, являющуюся одним из условий развития сенсорных эталонов у дошкольников.
Сегодня по мере совершенствования системы воспитания, по мере того, как внедряются принципы гуманизации процесса образования, большое значение придается созданию формирующей среды.
Среда, которая включает в себя окружения ребенка, состоит из семьи, ближайшего окружения и социальной среды. Среда может как активизировать, так и сдерживать развитие ребенка. Но она не может не влиять не его развитие вообще.
Развивающая предметная среда – это комплекс объектов материального мира, с которыми ребенок взаимодействует. Она позволяет моделировать содержание физического и духовного облика ребенка.
Чтобы дидактические игры давали результат, нужно следовать общедидактическим принципам в их организации.
Например, нужно придерживаться принципа последовательности и систематичности, которые проявляются в том, что система знаний должна передаваться детям в логической последовательности с учетом познавательных возможностей учащихся. Еще один принцип – это принцип обучения. Он подразумевает организацию процесса из нескольких шагов. Он приносит больше результатов, если делать меньше перерывов, не нарушать последовательность и не допускать неуправляемых моментов.
Исходя из всего этого, дидактические игры должны проводиться последовательно от простых к сложным.
Согласно В.Н. Аванесовой, во время занятий, которые основываются на прямом воздействии взрослых на обучающего, невозможно осуществить все зачади по сенсорному воспитанию: большую роль по-прежнему играют дидактические игры.
Исследовательница считает, что в некоторых случаях игры являются определенной игровой формой проведения занятий. Их можно организовать со всеми дошкольниками во время занятий. В других же случаях игры нужно использовать в повседневной жизни, когда ребенок играет самостоятельно.
Игры с прищепками
Прищепки — доступный материал для развития мелкой моторики. Чтобы прицепить или отцепить прищепку, ребенок задействует пальцы рук, отрабатывает захватывающие движения. Дети до 2 лет используют для захвата всю кисть, а игры с прищепками помогут скоординировать точную работу пальчиков. Благодаря цветовой гамме прищепок, можно изучать цвета и формировать математические представления.
Игры с прищепками развивают мелкую моторику.
Используя фантазию, можно предложить ребенку много вариантов игр с прищепками, среди которых:
- Стирка. Натянуть веревку между двумя стульями и предложить повесить на нее кукольную одежду, закрепив прищепками.
- Конструктор. С помощью прищепок создают объемные фигуры, роботов, животных, транспорт.
- В мире животных. Распечатать фигурки ежиков и зайчиков. Ежику прицепить иголки в виде прищепок, зайчику сделать из них ушки.
- Полянка. Вырезать из цветного картона солнце, тучу, траву, дерево. Ребенок цепляет к трафарету прищепки соответствующего цвета, чтобы получилась объемная картина.
- Кто что ест. Распечатать мордочки различных животных и ту еду, которую они предпочитают. Из картона вырезать круг, разделить его на секторы. На каждый наклеить изображение еды. На прищепки скотчем наклеить мордочки. Ребенок цепляет прищепки с животным на тот сектор, где изображена подходящая еда.
Игровые методы формирования представления о цвете
Главное место занимают упражнения и игры на различения цветов. С их помощью дошкольник может познакомиться с общепринятой системой оттенков и цветовых тонов, которые включаются в виде переходных фраз.
Игры эти очень важны, ведь дети при восприятии цвета в окружающей обстановке, рисуя его с помощью красок и карандашей не способны самостоятельно научиться систематизировать оттенки и тона.
Г.С. Швайдо предлагает собственную модель построения игр на различение и узнавание цвета. Сначала ребенок должен запомнить близкие друг для друга цвета. Затем он должен научиться различать цвета по темным и светлым оттенкам.
После этого дети должны научиться различать оттенки для одного цвета. Сначала выбирают два оттенка. Затем несколько.
Чтобы прочно усвоить сенсорные эталоны, нужно множество раз повторять игры. Но повторность нужно организовать в различных вариантах. Если повторять дидактические игры без изменений, это даст возможность детям в процессе упражнений закрепить приобретенные умения и знания.
Но если немного усложнять знакомые игры, это развивает к ним интерес. Решение новых задач приносит детям чувства удовлетворения и радости, дети разжигаются желанием вести умственную активность.
Игры на сенсорное развитие для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года
Игра ребенка 4 лет усложняется и становится ведущим типом деятельности, в которой происходит развитие. Ребенок приобретает речевые навыки, которые позволяют ему описывать свойства предмета. Базовые представления о свойствах объектов расширяются, ребенок ориентируется в многообразии форм и цветов. Игры в младшем дошкольном возрасте направлены:
- на получение знаний об органах чувств;
- на расширение словарного запаса для описания предметов;
- на развитие сенсорных систем;
- на выделение отличительных особенностей объектов;
- на выполнение практической деятельности.
Подручные материалы для игр и развития тактильных ощущений
Выбирая материал для работы с органами чувств, стоит отдавать предпочтение натуральным природным объектам — гладкие камешки, острые шишки, мягкая ткань, шершавое дерево, рассыпчатая крупа, пушистый мех. Для малышей важны тактильные ощущения, они учатся различать предметную структуру, воспринимать информацию посредством осязания. Дети стремятся потрогать незнакомый предмет, ощупать со всех сторон, составить впечатление на основе тактильной информации.
Разнообразие материалов позволит ребенку развить тактильную чувствительность, окажет благоприятное воздействие на мелкую моторику. Массаж пальцев, который получит ребенок в процессе тактильного восприятия, снимет нервно-мышечное напряжение. Знакомясь с различными природными материалами, ребенок получает представление о богатстве окружающего мира.
Дидактические игры своими руками
Дидактические развивающие игры необязательно покупать в специализированном магазине. Можно их создать своими руками и привлечь к процессу ребенка. Это вызовет у него желание учиться новому в процессе игры. В качестве оборудования подойдут предметы из домашнего обихода, с которыми человек сталкивается ежедневно. Это познакомит дошкольника с объектами быта и позволит избежать дополнительных денежных трат.
Пальчиковый сухой бассейн
Сухой бассейн — игра на развитие мелкой моторики, которая включает в себя пальчиковую гимнастику. Глубокую миску высотой 12-15 см на половину заполнить сухим горохом. Ребенок опускает кисти рук в наполнитель, перебирает горошины, рассыпает их. Таким образом происходит самомассаж пальцев рук.
Игры в сухом бассейне сопровождают музыкой или стихами. На дно миски можно выложить маленькие игрушки, которые надо найти и описать их с закрытыми глазами. Игра подходит для детей двух-трех лет.
Игра бусы из соленого теста
Детям предлагается создать бусы в подарок маме из разноцветных колечек. Педагог заранее лепит колечки из соленого теста и подсушивает в духовке. Тесто можно купить в магазине или сделать самим. Для этого понадобится:
В игре бусы из соленого теста дети на нитку нанизывают бусы.
- мука — 1 стакан;
- соль — 1 стакан;
- крахмал — 1 ст. л.;
- вода — 1 ½ стакана;
- цветная гуашь.
Крахмал развести в ½ стакане холодной воды, залить 1 стаканом кипятка. Половину стакана получившегося раствора смешать с мукой и солью. Замесить тесто, покрасить в разные цвета. Сформировать колечки.
На занятии дети нанизывают бусинки на шнурок и формируют украшение.
Пособие “разложи яички в свои домики”
Педагог закрашивает картонный контейнер для яиц в 4 цвета: красный, синий, зеленый, желтый. Коробочки от шоколадных яиц (киндер-сюрприза) оклеивает соответствующей цветной бумагой. Дети раскладывают разноцветные яйца в подходящие ячейки.
«Тактильная коробка»
Основа интерактивного пособия — короб, кастрюля, пластиковый контейнер с крышкой. Она наполняется природными материалами (крупой, песком, мукой, ракушками, камнями, листьями). Можно добавить в коробку бумагу, вату, ткань, игрушки. Дополняют коробку инструментами — ложкой, лопаткой, стаканами, формами для кексов. Ребенок изучает наполнение коробки, учится манипулировать разными предметами, знакомится с различными тактильными ощущениями. Можно играть с содержимым коробки по заданию взрослого или оставить место для свободного творчества дошкольника.
Игра «разноцветные палочки»
Цветные счетные палочки — пособие Кюизенера. Оно представляет собой комплект из 116 пластмассовых палочек 10 разных цветов и размеров. Самая маленькая палочка имеет длину 10 мм, следующие увеличиваются на 10 мм. Палочки одной длины окрашены одинаково. Использование пособия позволяет развить у детей представление о числе на основе счета и измерения, сформировать пространственные понятия, изучить соотношение «больше-меньше». Палочки можно сделать самостоятельно или приобрести в магазине.
Чудесный мешочек
Для игры понадобятся большой плотный тканевый мешок и различные мелкие предметы: галька, фигурки, шарики и бусинки, монетки, ткань, шишки. В ходе игры развивается тактильное восприятие. Дети по очереди опускают руку в мешок и описывают предмет, который нащупали. Задача — угадать, какой предмет находится в мешке. Занятие проводят как индивидуально, так и в группе в детском саду.
Конструктор
Конструирование — деятельность, которая направлена на создание новых объектов из небольших частей. Собирая детали конструктора, ребенок развивает фантазию, мелкую моторику, мышление, изучает цвета и формы.
Взрослый может предложить собрать фигуру по образцу, дать устное задание или позволить ребенку поэкспериментировать.
«Паучок на полянке»
Для игры понадобится пластиковое прозрачное ведро с крышкой, в нем делают отверстия для шнуровки и крепления дополнительных деталей. На крышку из цветной бумаги наклеивается паучок. Глаза делают из крышек от пластиковых бутылок, раскрашивают в подходящие цвета, соединяют с основой. К лапкам добавляют шнурки, которые вставляют в отверстия. Из них ребенок «плетет паутину».
В ведерко складывают мелкие предметы и ленты, которые можно проталкивать через отверстия разного диаметра. Вариантов манипуляций с пособием множество, поэтому дети каждый раз придумают новую игру с паучком.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Сыктывкар 2019
В сборнике представлены дидактические игры и пособия с сенсорным содержанием, изготовленные своими руками — результаты работы педагогов Дубовой Алёны Рудольфовны и Судневой Елены Алексеевны (МБДОУ № 93, г. Сыктывкар).
Материал сборника будет полезен педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям (законным представителям) воспитанников.
Представленный сборник имеет практическую значимость, будет интересен педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций и может быть рекомендован к публикации на муниципальном уровне.
Все пособия изготовлены из фетра различной толщины и плотности. Фетр — очень податливый и приятный на ощупь материал. Яркий, имеет много оттенков, прочный, но в то же время мягкий, края не нуждаются в дополнительной обработке, нетоксичный. Словом, фетр — идеальная ткань для творчества и поделок. Дети очень любят изделия из этого материала.
Такие и похожие пособия можно изготовить вместе с детьми старшего дошкольного возраста.
Актуальность
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека.
Важным условием сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста является правильно организованная предметно-развивающая среда.
Педагогами нашей группы было изготовлено много пособий из фетра, конструкторов со шнуровкой, сенсорные коврики с крючками, пуговицами,
замочками, вязаный пальчиковый театр, фетровые овощи для изучения цвета, формы, величины, были приобретены настольные дидактические игры,
конструкторы, мозаика различной величины, формы, картинки, паззлы; все пособия находятся в зоне доступности для детей.
В группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений:
шишки, жёлуди, каштаны, фасоль, горох, спилы деревьев и многое другое.
Сделано своими руками «Тактильное домино».
Также одна из целей сенсорного воспитания – изучение предметного мира и свойств предметов, которые окружают дошкольников. Подобные цели реализуются проведением игр-экспериментирований, которые направлены на развитие всех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного. В течение дня дети могут выбрать любой материал по желанию для игры, детям дается возможность для самостоятельной деятельности. В процессе проведенной работы у детей повысился уровень знаний и умений по сенсорному развитию. Но работа продолжается, в планах создание в группе уголка сенсомоторного развития детей.
Сенсомоторный уголок предназначен:
- для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
- развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
- снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
- создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
- активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
- повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Развитие восприятия сказывается в том, что форма предмета становится для ребенка при всех условиях все более и более значимой. Форма, величина
и цвет являются определяющими признаками предметов, учет которых помогает более полноценному их применению в жизни. Но, как показывает практика, данные параметры не осознаются детьми самостоятельно, а значит, необходимо специальное обучение. Таким образом, современная
отечественная теория развития восприятия включает в себя все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т. е. перцептивные действия, систему обследовательских действий, систему эталонов, которыми овладевают дети.
Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное
значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Дидактические пособия:
Дидактическое пособие «Радужный пирог»
Цель: закрепление цветов спектра радуги и счёта до 7.
Задачи:
- Закрепить названия цветов спектра.
- Учить детей считать до 7.
- Расширять словарный запас детей.
- Возраст игроков: дети младшего дошкольного возраста.
Описание: пособие представляет собой фетровый круг-основу с деталями
треугольной формы семи цветов спектра с нашитыми пуговицами
соответствующего цвета и количеством от 1 до 7.
Правила игры: необходимо выложить цветные «кусочки» пирога на
фетровую основу соответственно спектру радуги и количеству пуговок на
них. Можно играть по одному или компанией из нескольких человек и
собирать «пирог» по очереди.
Дидактическое пособие «Рыбка с застёжками»
Цель: тренировка мелкой моторики рук детей младшего дошкольного
возраста.
Возраст игроков: дети 3-4 лет.
Задача:
- В игровой форме учить детей застёгивать и расстёгивать пуговицы.
- Закреплять названия цветов и оттенков.
- Учить считать до 8.
Дидактические игры:
Дидактическая игра «Рыбалка» (из фетра).
Цель: расширение знаний детей о морских обитателях.
Задачи:
- Закрепить названия морских обитателей.
- Закрепить знания цветов и их оттенков.
- Расширять словарный запас детей.
Возраст игроков: дети младшего дошкольного возраста, взрослые.
Описание: игра представляет собой игровое поле (море с водорослями) и
20 рыбок и других морских обитателей (с магнитами внутри). К нему
прилагается магнитная удочка для ловли рыб.
Правила игры: ребенок удочкой ловит рыбку или другого морского
обитателя, произнося его цвет и название. Дети играют по очереди или
пока не поймают всех рыбок.
Дидактическая игра «Продукты из фетра»
Цель: ознакомление детей с разнообразием продуктов.
Задачи:
- В игровой форме познакомить детей с разнообразием продуктов.
- Учить сочетать продукты между собой.
Возраст игроков: дети младшего дошкольного возраста, взрослые.
Описание: различные продукты из фетра, изготовленные педагогом.
Правила игры: дети в игровом уголке готовят еду с использованием
продуктов из фетра.
Варианты игры:
— Пришли гости.
— Ресторан или кафе.
— День рождения.
Учимся:
- изучение продуктов: «Кто что ест?», «Кто что любит?»
- что едим в начале обеда, что потом (сладкое – в конце!)
- учимся красиво сервировать блюда
- учим сочетать продукты: что с чем едят, что к чему добавляют.
Задания к игре:
- Как можно назвать одним словом то, что лежит на тарелке?
- Где растут овощи? Чем они отличаются от фруктов?
- Сосчитай морковки на тарелке.
- Сколько горошин находится в стручке?
- Что на тарелке зеленого цвета?
- Какого цвета морковки?
- На что похож помидор? Какого он цвета?
- Что можно приготовить из капусты?
- Разложи морковки на тарелки по одной штуке. Сколько понадобится тарелок?
- Сколько вареников ты видишь? Сосчитай их.
- Какого цвета вареники? Какой они формы?
- Какого цвета листья салата? Сосчитай их.
- Чего больше на тарелке – листьев салата или вареников?
- Сколько всего печений лежит на тарелке?
- Печений какой формы больше?
- Сколько круглых печений ты видишь? Сосчитай.
- Сколько прямоугольных печений на тарелке?
- Из какого количества слоев состоит прямоугольное печенье?
- Разложи печенье на тарелки по две штуки. Сколько понадобится тарелок?
- Какой формы целая пицца? На что она похожа?
- На сколько кусков разделена пицца?
- На какую геометрическую фигуру похож кусок пиццы?
- Сколько кусочков колбаски лежит на каждом куске пиццы? Какой они формы?
- Из каких продуктов можно сделать пиццу?
- Сколько кусков колбасы лежит на тарелке? Сосчитай.
- Разложи колбасу на тарелки. Сколько тарелок понадобится?
- Сколько пельменей лежит на тарелке? Сосчитай.
- Из чего делают пельмени?
- На что похожи пельмени? Какой они формы?
- Какого цвета пельмени?
- разложи пельмени на две тарелки поровну. Сколько пельменей будет лежать на каждой тарелке?
- Сосчитай, сколько рыбок на тарелке.
- Сосчитай листья салата.
- Чего больше — рыбок или листьев? Чего меньше – рыбок или листьев?
- Какого цвета рыбки? Какого цвета листья?
- Сосчитай сосиски на тарелке.
- Какой формы сосиски? Какого они цвета?
- Из каких продуктов состоит бутерброд?
- Сколько на тарелке бутербродов?
- Сколько на тарелке листьев салата, кусков сыра и хлеба?
- Какого цвета каждый продукт?
- Из чего сделаны настоящие макароны?
Дидактическая игра «Тактильное домино»
Цель: закрепление фактуры различных материалов и тактильных ощущений у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Учить детей определять разные материалы на вид и на ощупь и называть их.
- Развивать тактильные ощущения у детей.
- Учить находить пары одинаковых материалов.
- Расширять словарный запас детей.
Описание: игра «Тактильное домино» представляет собой 14 косточек с фрагментами различных материалов (ткани, кожа, фетр и т.д.) вместо картинок.
Правила игры: игрокам нужно разделить косточки поровну (по количеству играющих детей) – взрослый помогает это сделать. Начинает игру ребенок,
выбранный по считалочке. Каждый ребенок смотрит и выбирает у себя косточку с подходящим по фактуре и цвету материалом. Если такой косточки у ребенка нет, он пропускает ход. Кто выложит свою последнюю косточку, тот выигрывает.
Дидактическая игра «Слоник»
Цель: расширение представлений детей об окружающем мире, закрепление тактильных ощущений и названий различных материалов.
Задачи:
- Учить ребёнка одной рукой (на ощупь) определять форму и качество предмета, материал, из которого он изготовлен.
- Учить называть предмет, не видя его.
- Развивать тактильные ощущения детей младшего дошкольного возраста.
- Расширять словарный запас детей.
Возраст игроков: дети младшего дошкольного возраста.
Описание: игра представляет собой коробку в виде слона с тканевым рукавом-хоботом для доставания предметов.
Правила игры: через хобот в коробку-слоника вкладываются мелкие предметы и игрушки (из разных материалов), которые ребенок должен определить и назвать, а потом вытащить и проверить правильность догадки.
Дети играют по очереди.
Варианты предметов:
- Объемные: геометрические формы (шарик, призма, кубик, брусок, кирпичик), игрушки (матрешка, елочка, машинка, кукла-пупсик, чашка, ложка, вилка, тарелка маленького размера), природные материалы (каштаны, желуди, шишки еловые и сосновые, камушки).
- Плоскостные: предметы разной геометрической формы (пластины, треугольники, круги разного размера и т.д.)
Дидактическая игра «Моталочки»
Цель: развитие мелкой моторики рук детей.
Задачи:
- Учить детей наматывать ленточку на стержень, вращая его двумя руками.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Воспитывать желание довести начатое дело до результата.
Возраст игроков: дети младшего дошкольного возраста.
Описание: игра представляет собой набор стержней с ленточками для
наматывания, украшенными фетровыми игрушками.
Правила игры:
- вариант. Нужно полностью намотать ленточку на стержень.
- вариант. Игра на скорость: выигрывает тот, кто первый успеет намотать ленточку на стержень, вращая его двумя руками.
Играть можно одному ребенку (1 вариант) или компанией устроить соревнование (2 вариант).
Дидактическая игра «Крестики-нолики»
Цель: развитие логического мышления у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Развивать внимание, память, умение сосредотачиваться на определенном предмете довольно длительное время.
- Обучить детей различать такие понятия, как «по диагонали», «по вертикали», «по горизонтали».
- Систематизировать знания, полученные ранее.
Возраст игроков: от 5 лет.
Описание: игра представляет собой поле с клетками и 10 фишек (5 ноликов, 5 крестиков из фетра разного цвета). Поле с клетками – это и карман для хранения фишек.
Правила игры: в этой игре участвуют два ребенка. Им нужно разместить в одном ряду 3 крестика или 3 нолика подряд. Важно — не торопиться и
следить за ходами соперника. Выиграть можно в том случае, если соперник ошибся или недостаточно внимательно оценил твой ход. Если же все клетки
поля заполнены, а никому так и не удалось выстроить ряд – ничья.
Литература:
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2005. — 424с.
- Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2006. — 434 с.
- Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. — М.: Просвещение, 2009. — 160 с.
- Мухина В. С. Психология дошкольника. — М.: Педагогика, 2005. — 276 с.
Следующая > |