Рекомендации психологов и педагогов
Психологи рекомендуют изучить особенности детей дошкольного возраста, 5-6 лет в частности. Нужно понимать, что в этот период учащиеся уже способны рассуждать, применять свои знания с пользой. Анализ постепенно выходит за рамки наглядного опыта, и ребенок расширяет свой кругозор. Соответственно, нужно общаться с детьми позитивно, но не «сюсюкать». Также не стоит останавливать детей, которые хотят проявить свою фантазию.
В этом возрасте ребенок уже в состоянии придумать историю с определенной последовательностью и развязкой. Тем не менее, педагог не должен забывать о совей роли и иерархии. Группа должна понимать, что это не просто бесконтрольная игра, а упражнение, которое проводит взрослый, то есть воспитатель. Педагоги рекомендуют изучать новые техники и упражнения.
Нужно учитывать, что современные дети более прогрессивны, даже в 5-6 лет многие из них прекрасно умеют пользоваться планшетами, компьютерами и многими другими девайсами. Это означает, что иногда стоит делать больший упор на развитие изобразительной деятельности, мелкой моторики рук.
Методики работы с детьми должны постоянно совершенствоваться, чтобы помогать детям развиваться правильно и готовиться ко вступлению в новую фазу – походу в школу.
Соответственно, ребенок должен постепенно учиться дисциплине. Разумеется, большая работа должна быть проделана и родителями. Игры и другие материалы можно предоставлять родителям учащихся, чтобы они могли закрепить результат в домашних условиях.
Соответственно, дидактические игры по экологии, которые проводятся в старшей группе детского сада, несут огромную пользу и способствуют разностороннему развитию учащихся. Существует большое разнообразие разных идей. Наибольшую эффективность демонстрируют игры с мячом и яркими карточками.
Картотека занятий
Создание и красочное оформление карточек является необходимым для плодотворной работы с учащимися старшей группы детского сада. Сама картотека – это карточки, которые будут использоваться в ходе игр. Они должны быть удобными, крупными. Желательно их заламинировать.
Это вспомогательный материал, который позволяет не только лучше удерживать внимание детей, но и значительно облегчает упражнение и делает его более интересным. Карточки отлично подходят не только для групповых, но и для индивидуальных занятий.
Как заинтересовать ребенка
Дидактические игры по экологии в старшей группе должны проводиться специалистом. В задачи педагога входит заинтересовать обучающегося в процессе занятий в ДОУ. Ребенок должен быть максимально вовлечен в дидактические и другие игры, в ходе которых он будет получать необходимые знания и навыки. Начинающий педагоги сталкиваются с проблемой того, как привлечь и удержать внимание ребенка в процессе занятия.
Есть несколько аспектов, которые помогут решить сложившуюся проблему:
- В этом возрасте ребенок не очень восприимчив к интонационным и тембральным изменения голоса педагога. Намного большую заинтересованность он проявляет в том случае, если он видит так называемые яркие краски или ожидает сюрприза.
- В ходе проведения занятий педагог не должен монотонно следовать плану. Он может разнообразить занятия, добавив некоторые развлекательные элементы, такие как интерактивная доска, мультимедийный проектор, планшет и многое другое.
- Начать занятия можно с какого-либо загадочного предмета, сказав ребенку, что у педагога есть что-то интересное, что очень понравится детям. В предвкушении ожидаемого дети будут с интересом выполнять задания.
- Педагог должен понимать, что внимание ребенка является непроизвольным. Соответственно обучающий процесс должен происходить в игровой форме. То есть дети должны видеть, что и педагог наслаждается игровым процессом.
Дидактические игры по экологии в старшей группе требуют от педагога участия. Он подает материал в игровой форме и наслаждается ходом игры. - Чем больше в игре интерактивности, тем больше интереса она вызовет у ребенка, так как это позволяет ему обрести реальный жизненный опыт. В этом возрасте дети любят трогать предметы, ощущать их на вкус, запах. Можно использовать различные мягкие игрушки, изображения и многое другое.
- Если в игровом процессе применяются карточки с изображениями, то желательно, чтобы они были ярких цветов, красочные с визуальными эффектами. Ребенку в этом возрасте нравятся яркие воздушные шары, мороженое и многое другое, что выделяется на фоне общих предметов.
- Заинтересовать ребенка поможет и музыкальное сопровождение. При проведении дидактических игр не обязательно заставлять детей сидеть на одном месте. Если подобрать соответствующую музыку, то упражнения сразу станут намного интереснее.
- Рекомендуется своевременно менять виды деятельности. Не стоит надолго задерживать внимание детей на какой-то одной игре, лучше менять направление. Чем больше карточек и различных заданий будет чередоваться, тем проще будет удерживать внимание. Стоит учитывать, что для ребенка в возрасте от 3-4 лет предел непроизвольного внимания составляет не более 4 минут. В 7 лет данный показатель может доходить до 12 мин. Поэтому не стоит проводить одно упражнение дольше 5-10 мин.
Особенности развития детей
Дети на 6 году жизни уже способны грамотно распределять роли еще до начала игры и выстраивать свое поведение, придерживаясь заданной роли. В ходе игрового взаимодействия ребенок должен говорить слова и принимать решения, которые по своему содержанию будут соответствовать выбранной тематике. В этом возрасте ребенок начинает постепенно осваивать и применять различные социальные модели взаимодействия.
Например, он понимает, что рядом со взрослым он должен занимать подчиненную позицию, когда речь идет о воспитателе детского сада. При распределении ролей дидактических игр могут возникнуть незначительные конфликты, так как есть роли, которые детям будут наиболее привлекательны. В свою очередь, другие игровые процессы могут показаться менее занимательными.
Дидактические игры по экологии в старшей группе являются эффективным методом донесения информации и формирования правильного восприятия. Но нужно также помнить, что в этом возрасте у ребенка начинает активно развиваться изобразительная деятельность, начинается период рисования. Только за 1 год дошкольник может создать до нескольких тысяч рисунков самой разной тематики и содержания. Это наиболее четкое описание впечатлений ребенка от ежедневных ситуаций.
В этот период ребенок создает воображаемые ситуации или иллюстрирует увиденное в фильмах или книгах. С 5-6 лет ребенок способен создавать только схематичные изображения разных объектов. Простые рисунки могут отличаться оригинальными решениями и правильной композицией. Подобные иллюстрации позволяют оценить развитие ребенка и динамичность его отношений с окружающим миром.
Если в работах просматриваются многократно повторяющиеся сюжеты, то можно выявить возможные проблемы.
Также в этом возрасте начинается этап конструирования. Ребенок изучает методы анализирования условий и ситуаций, в которых осуществляется его деятельности. В этот период могут быть задействованы различные детали конструктора, вспомогательные элементы и многое другое. В итоге ребенок учится создавать более комплексные постройки.
Также на этом этапе ребенок обследует образцы и может создавать некоторые конструкции не только согласно четкой схеме, но и в зависимости от своего собственного виденья. Еще одна особенность заключается в том, что в этом возрасте начинает совершенствоваться процесс восприятия цветоформы и величины предметов. То есть ребенок может уже назвать не только цвет, но и его различные оттенки, более сложные геометрические фигуры и начинает оценивать их величину.
Он без проблем может построить объекты одинаковой формы, но разного размера, по убыванию или возрастанию. В этом возрасте некоторые дети сталкиваются с трудностями в процессе анализа пространственного положения вещей. Это связано с тем, что для оценки размещения объекта необходимо учитывать сразу же несколько признаков, которые могут быть даже противоположными.
Дети школьного возраста прекрасно справляются с этой задачей, а дошкольникам подобные упражнения могут показаться сложными. В старшем дошкольном возрасте идет активное развитие образного мышления. Это означает, что ребенок может не только правильно решить задачу, следуя наглядному плану, но также и преобразовать указанный объект или взаимодействовать с ним иным методом.
Дополнительно в возрасте 5-6 лет совершенствуются методы обобщение, расширяется словесно–логическое мышление. Ребенок еще плохо ориентируется в классах объектов, но способен сгруппировать их по простым, более общим признакам.